2. Свиток 4QXIId (4Q79). Текст свитка издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 253-256. Pl. XLVI). Сохранился в виде 2 фрагментов, к-рые содержат (с лакунами) текст Ос 1. 6 - 2. 3 (2. 5). На основании почерка датируется кон. 1-й пол. I в. до Р. Х. Текст содержит ряд орфографических особенностей (напр., написание отрицательной частицы   как   в Ос 1. 10 (2. 1) и 2. 2(4), слова   «земля» как   в Ос 1. 11 (2. 2)). 3. Свиток 4QXIIg (4Q82). Текст свитка издан в 1997 г. ( Fuller. 1997. P. 271-318. Pl. XLIX-LXIV). Сохранился в виде 249 фрагментов, к-рые содержат отрывки текста книг пророков Осии (1. 10 - 2. 3 (2. 1-5); 2. 12-17(14-19), 20-23(22-25); 3. 1-5; 4. 1, 10-11, 13-14; 6. 3-4, 8-11; 7. 1, 12-16; 8. 1; 9. 1-4, 9-17; 10. 1-14; 11. 2 - 13. 1; 13. 6-8 (?), 11-13; 14. 9-10), Иоиля, Амоса, Авдия , Ионы , Михея , Наума , Аввакума , Софонии и Захарии . Датируется посл. третью I в. до Р. Х. Текст свитка содержит большее количество matres lectionis, чем МТ. 4. Свиток 4QpHosa (4Q166). Текст был издан в 1959 г. ( Allegro. 1959. P. 142-147; последующие издания: Idem. 1968. P. 31-32. Pl. X; Horgan. 2002. P. 113-117; рус. перевод текста: Амусин. 1971. С. 233-245). Рукопись датируется иродианским периодом (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.). Содержит (с лакунами) текст Ос 2. 6-12(8-14) и кумран. комментарий к нему. Использована орфография, характерная для мн. кумран. текстов (1QS, 1QIsaa и проч.). В ряде случаев библейский текст, содержащийся в свитке, отличается от МТ: отсутствует отрывок:       - «И обнесу ее оградой» в Ос 2. 6(8), использована форма мн. ч. (=LXX, в МТ форма ед. ч.) слова   - «праздник» в Ос 2. 11(13) и др. В комментарии текст Книги прор. Осии интерпретируется в эсхатологическом ключе. 5. Свиток 4QpHosb (4Q167). Текст был издан полностью в 1968 г. ( Allegro. 1968. P. 32-36. Pl. X; последующее издание: Horgan. 2002. P. 119-131; рус. перевод текста: Амусин. 1971. С. 233-245). Рукопись датируется иродианским периодом (кон. I в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.). Содержит небольшие фрагменты библейского текста: Ос 5. 13-15; 6. 2-4, 7, 9-11; 7. 10-11; 8. 6-8, 13-14 и кумран. комментарий к ним. В комментарии текст Книги прор. Осии интерпретируется как эсхатологические пророчества о событиях II-I вв. до Р. Х. В частности, в нем упоминается «яростный лев» (    ), он же «последний священник» (    ), который «прострет свою руку, чтобы поразить Ефрема» (фрагмент 2, строки 2-3). Как полагают, в этом отрывке содержится указание на расправу хасмонейского царя и первосвященника Александра Янная с фарисеями ( Амусин. 1971. С. 244-245; Charlesworth. 2002. P. 101-106).

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Пророки ВЗ описывают Д. Г. с предельной эмоциональной насыщенностью, используя грозные эпитеты: «день отмщения» (     - Иер 46. 10; Ис 34. 8), «день лютый» (     - Ис 13. 9); «день ярости Господа» (       - Иез 7. 19); «день гнева Господа» (      - Соф 1. 15, 18; 2. 3; Плач 2. 22); «день жертвы Господней» (       - Соф 1. 8) и др. Начиная с Амоса, тема суда (  ) становится определяющей в описании Д. Г. В пророческих книгах ВЗ «суд Божий» и Д. Г. употребляются как взаимозаменяемые, тождественные понятия. Тема Божественного ñ уда является центральной в книгах пророков Амоса, Осии, Михея, Софонии, Наума, Авдия, Иоиля, Исаии, Аввакума, Иеремии, Иезекииля, Захарии, Малахии, Даниила. Провозвестие Д. Г. в ВЗ легло в основание новозаветного учения о суде Божием. Анализ пророческих текстов о Д. Г. показывает постепенное становление учения о суде Божием. В отличие от предсказаний допленных пророков, в к-рых главными объектами Божественного суда являются жители Израиля и Иудеи (Ос 1. 4-5; 5. 9; 9. 16-17; Ис 2. 6-21; 3. 13 - 4. 1; Мих 2. 4; Соф 1. 7-18 и др.), в предсказаниях послепленных пророков приговор выносится прежде всего в отношении языческих народов (Ис 13; 34; Иоиль 2. 1-11; 3. 1-17; Зах 14 и др.). Допленные пророчества о Д. Г., преимущественно обращенные к ближайшему будущему, тем не менее могут указывать и на уже происшедшие события. Так, наступление возвещенного пророками Амосом и Осией суда Божия над Израилем и окружающими народами предполагается в ближайшее время (начало их проповеди от гибели Самарии в 722 г. до Р. Х. отделяет не более 30-40 лет). Как о локальном и уже по факту совершившемся суде Господа над мадианитянами («дне Мадиама») говорит прор. Исаия (Ис 9. 4). Т. о., в допленных пророческих текстах Д. Г. понимается прежде всего как вмешательство Бога в исторический процесс, в рамках к-рого совершается суд Божий. Его исполнителями являются народы, призванные Яхве к этой миссии: ассирийцы, вавилоняне и др. (Ам 3. 11; 6. 14; Ис 5. 26; Авв 1. 6; Иер 1. 15; 5.

http://pravenc.ru/text/171709.html

24 св. Григория, еп. акрагант. 905 св. Амфилохия иконийского). 25 св. священномуч. Петра александрийского и св. священномуч. Климента рижкого (Тип. еще Меркурия и Екатерины). 26 муч. Меркурия и пр. Алипия столпника. (Тип. Меркурия втор. Преп. Алипия и св. великомуч. Георгия). 27 св. Иакова персянина. 28 во св. о.н. Стефана нового и иже с ним. 29 св. о. н. Иоанна Дамаскина и муч. Парамона (905 одного Парамона). 30 св. ап. Андрея. Декабрь     1 св. прор. Наума. 2 св. прор. Аввакума. 3 св. пр. Софонии. 4 св. великие муч. Варвары. 5 пр. о. н. Саввы. 6 пр. о. Николы. 7 пр. о. н. Амвросия и память в море усопших братий наших, в день пр. отца в службу посланных и по бездне суда Божия утопших (Тип. тоже и попразднство св. Николаю. В У. 1398 пр. о. н. Амвросия и попразднство св. Николаю). 8 пр. Патапия. 9 Зачатие св. Анны. 10 свв. мучч. Мины, Евграфа и Ермогена. 11 пр. о. н. Даниила столпника. 12 пр. о. н. Спиридона еп. 13 память свв. и добрых мучч. Евстратия и дружины. 14 свв. мучч. Фирса, Левкия и Калдиника. 15 св. священномуч. Елевферия. 16 св. прор. Аггея. 17 св. прор. Даниила и св. трех отроков. 18 св. муч. Севастиана и дружины его. 19 св. муч. Бонифатия, св. муч. Афинодора 905 одного Бонифатия и в Петр.) 20 препразднство Р. X. и св. муч. Игнатия богоносца и св. Филогония (сего нет в 1398 и Тип. и 905). 21 св. муч. Иулиании. 22 Препразднство. Св. великомуч. Анастасии. 23 свв. 10 мучч. в Крите. Препразднство. 24 Препразднство. 25 по плоти Спасительное Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 26 собор Богородицы. 27 св. первомуч. Стефана. 28 свв. мучч. дву тму в Никомидии и св. Феодора написанного. 29 свв. младенец и св. Маркелла (1398 св. Маркелла нет). 30 св. ап. Тимона и св. муч. Анисии. 31 отдание праздника (Тип. и 1398 и пр. Мелании). Январь     1 По плоти Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и иже во св. о. н. Василия, архиеп. Кесарии каппадокийские. 2 препразднство и св. Силвестра, папы римского. 3 св. муч. Гордия и 905 (1398 еще прор. Малахии, Мст., но Тип. не верно Михея).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Софония, епископ Сарайский (Сарский) и Подонский Упоминается в 1330, 1350 годах. Между владыками Сарайской и Рязанской епархий неоднократно обнаруживались несогласия относительно их пределов. Рязанские епископы старались распространить свою духовную власть и на так называвшийся Червлёный Яр, или на все места между реками Воронежем, Доном, Хопром и Великой Вороной. А Саранские владыки хотели считать весь этот край за собою. Митрополит Киевский и всея Руси Феогност († 1353, память 14/27 марта) сначала решил спор в пользу епископа Сарайского, основываясь на свидетельстве одного своего игумена, которого посылал обозреть спорные места. Однако епископ Рязанский предъявил митрополиту Феогносту грамоты его предшественников, митрополитов Максима (1305) и Петра († 1326, память 21 декабря/3 января), предоставлявшие эти места Рязанской епархии, и грамоту Сарайского епископа Софонии, который добровольно отказался от спорного участка. Митрополит Феогност согласился с решениями своих предшественников и отдал Червлёный Яр Рязанской епархии. Литература: Диев М. Я. протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (1853–1858) (рукопись архива Святейшего Синода 1771). Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 73–74. Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 39. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 19, стр. 154. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1034. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В ней действует Дух Святой, хранящий спасительную истину в непорочности. «Где Церковь , говорит святой Ириней Лионский , там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать» 39 . Вот почему Священное Писание не может вести нас по пути спасения само по себе, но только в Церкви, вкупе со Священным Преданием. Православный : Что понимается под каноном книг Священного Писания? Свяшенник : Под каноном книг Священного Писания мы понимаем совокупность богодухновенных книг, точнее перечень этих книг. Греческое слово «канон» означает, среди прочего, «образец», или «правило». В этом смысле мы встречаем его и в Новом Завете. Так, святой апостол Павел, преподав наставление галатам, добавляет: тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию ( Гал.6:16 ). В этом же смысле названы «каноническими» и книги, составившие Священное Писание. Есть канон Ветхого Завета, и есть канон Нового Завета. Православный : Из чего состоит канон Ветхого Завета? Священник : Канон Ветхого Завета составляют тридцать девять книг, а именно: 1. Бытие . 2. Исход . 3. Левит . 4. Числа . 5. Второзаконие . 6. Книга Иисуса Навина . 7. Книга Судей . 8. Книга Руфь . 9. Первая книга Царств (или Первая книга Самуила) . 10. Вторая книга Царств (или Вторая книга Самуила) . 11. Третья книга Царств (или Первая книга Царей) . 12. Четвертая книга Царств (или Вторая книга Царей) . 13. Первая книга Паралипоменон (или Летописей) . 14. Вторая книга Паралипоменон (или Летописей) . 15. Первая книга Ездры . 16. Книга Неемии (Вторая Ездры) . 17. Книга Есфири . 18. Книга Иова . 19. Псалтирь . 20. Притчи Соломона . 21. Екклезиаст . 22. Песнь песней . 23. Книга пророка Исаии . 24. Книга пророка Иеремии . 25. Плач Иеремии . 26. Книга пророка Иезекииля . 27. Книга пророка Даниила . 28. Книга пророка Осии . 29. Книга пророка Амоса . 30. Книга пророка Михея . 31. Книга пророка Иоиля . 32. Книга пророка Авдия . 33. Книга пророка Ионы . 34. Книга пророка Наума . 35. Книга пророка Аввакума . 36. Книга пророка Софонии .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Преподобный Иродион Илоезерский, Новгородский Преподобный Иродион Илоезерский, Новгородский , ученик преподобного Корнилия Комельского († 19 мая 1537), после смерти своего наставника удалился на Илоозеро, в 20 километрах от Белозерска, и там, на полуострове, поставил себе келлию и основал храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, положив начало Илоезерской Озадской пустыни. Преподобный был строгим постником, проводил ночи в молитве и каждую субботу приобщался Святых Таин. Ангел известил преподобного о близости его кончины. Скончался он в схиме 28 сентября 1541 года и был похоронен в устроенной им часовне. Первая икона преподобного Иродиона была написана после его явления некоему Софонии. Софония, неблагоговейно ткнув посохом в могилу преподобного, был наказан слепотой, но по молитве святому прозрел. Краткое Житие преподобного Иродиона было написано архимандритом Белозерского монастыря Митрофаном, который в 1653 году, по благословению Новгородского митрополита (впоследствии патриарха) Никона, освидетельствовал чудеса, совершавшиеся от мощей преподобного Иродиона. Тогда и было установлено празднование его памяти. На месте часовни преподобного Иродиона был воздвигнут храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Иродиона Илоезерского. Иконописный подлинник Россия. Н. XVIII. Собор Белоезерских преподобных. Икона. Россия. Начало XVIII в. 32,7 х 28,5. ЦМиАР. Москва. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913951.htm...

При многих словах находятся подписи о времени их написания, и мест, где сказаны. Именно л. 8 об. в конце слова на Рождество пресв. Богородицы mowione anno 1671 Sept. 8. w monastyrze Spastom. Л. 14. перед словом 2 в день Воздвижения anno 1673 iufsu Pauli metrop. Л. 32 под словом на день архистратига Михаила: 1672 (т.е. Octobris) 25 scripsi Ambrosio Sawicki Агснут). Theophaniorum. Л. 41 об. под словом в день св. Григория Неокесарийского : scripsi iufsu confefsarii regii Andreae Sawinovicz. Anno 1672 30. Л. 50 под словом на день прор. Софонии: 1672 Nov: 15. Л 145. над словом в день явления иконы Тихвинская помечено: 1672 2, хотя слово должно быть произнесено 26 Июня. Л. 156 об. после слова в день явления иконы Казанская: mowione w cerkwi S° Ducha za Preczystenskimi wroty na dzien Iulii 8 anno 1672. Л. 166 об. после слова в день св. Владимира: napisalem anno 1671 Iulii 15. ale nie zdarzylosie perorowac. Л. 170 об. после слова в день прор. Илии: pisane anno Domini 1672 Iulii 18, mowilem w Praeobrazenskim przed Carem I. Mscy. Iulii 23 maio odmieniwszy. Л. 179. под словом 1-м в день Пренесения нерукотворенного образа: mowilem w Kiiowie 1673. Aug. 16. – село Московского уезда, см. ниже л. 190 об.). Л. 186 об. после слова 3 на тот же день; mowione na Moskwie u S. Spasa nerukotworennaho obraza za riadom anno 1669. Aug. 16. Л. 190 об. после слова 4 на тот же день: mowione we Kiiowie anno 1668. Aug. 16. Л. 194 об. после слова 5. на тот же день: mowione w monastyrze Spaskom za ikonnym rzedom anno 1670 Aug. 16. Л. 196. перед словом 6 на тот же день: pisalem anno 1672 Aug. 2. mowilem Aug. 16. Л. 205. над словом 7 на тот же день: mowione 1671 Aug. 16 у w Kiiowie Aug. 20. Л. 213. над словом писание бжственно: scripsi anno 1674 Illlmo Paulo. Aprilis 8. Л. 217. над словом о семи грехах смертных: 1671. May 16 dla I Мо Μ. Ρ. (т.е. для митрополита Павла). Л. 229 после слова новопоставленнаго къ свщенникомъ: scripsi anno 1668 1. Л. 230 над словом пастыр ко овцамъ, иже на долз даленъ бше стада: 1671 April: 7. Л. 237 об. после слова пастыр, стадо си посщающа: scripsi anno 1668 Iulii 6. Л. 242 перед словом на храма: scripsi iufsu Ill-mi Pauli anno 1672 Aug. Л. 251 об. после слова на храма Покрова пресв. Богородицы: mowilem w Bratcowie anno 1672 Septembris 29 (Братцево – село Московской губернии). Л. 252. перед словом к православному воинству, когда принесена была икона пресв. Богородицы на Дон в полк, собранный на Агарян: scripsi anno 1673 May 5. Л. 256 перед словом на погребение чтнаг члка, нач. Мнози по слцемъ, написано: Ambrosio, Л. 285 над словом на погребение чтны жены: Ambrosio. Внизу: Dispositio Fabri (Faber известный Латинский проповедник). На об. 292 л. после слова пастыря к овцам прищедша (печат. л. 46.): scripsi Ill-mi Iosephi archiep-pi Colomnensis et Cosirensis anno D-ni 1672 Aprilis 19 anno mundi зрп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Самое важное в пророчестве Софонии – это весть о ⇒ Дне Господнем . Божий суд неотвратим и неизбежен, даже если люди закрывают на него глаза ( Соф. 1:12 ). Время милости миновало ( Соф. 3:2–4 ). Царь пытается вновь обратить свой народ к Богу и спасти его, но встречает сопротивление ( Соф. 3:1–4 ). Несмотря на все усилия восстановить правильное богослужение, грех распространяется: наряду с Богом иудеи поклоняются Ваалу, идолам и небесному воинству ( Соф 1 и след.), клянутся одноврем. Господом и Милкомом (в Синод. пер. – «царем своим»). Другие совсем отпали от Бога и больше не вопрошают о Нем. В народе царят чуждые нравы, суеверные обычаи (ср. 1Цар. 5:5 ), корыстолюбие, обман и насилие ( Соф 1 и след.). На такое беззаконие грядет суд Господень. Это будет день трубы, зовущей к Божьей брани, к брани против народа, который Бог когда-то называл Своим. Господь хочет устрашить людей; они, подобно слепым, будут топтаться на месте, не находя выхода, ибо Бог решил разметать «кровь их, как прах» и истребить всех жителей земли ( Соф. 1:14–18 ). Но перед лицом грозящей катастрофы Бог еще раз предупреждает Свой народ о том, что ему грозит. Еще раз Бог призывает беззаконных к обращению, а тех, кто соблюдает Его Закон, призывает еще решительнее «взыскать Господа». Это последняя возможность избежать суда ( Соф. 2:1–30 ). Затем взор автора обращается к соседним народам и царствам – и они подвержены гневу Господа. Суд распространяется на все стороны света и постигает на западе землю Филистимскую и острова язычников, на востоке – Моав и Аммон, на юге – Эфиопию, а на севере – Ассирию. Остаток Израиля овладеет землей филистимлян, а с Моава и Аммона получит добычу и унаследует эти земли. Но Иерусалим не прислушивается ни к угрозам, ни к обетованиям Господа: он не желает покориться, и его вожди предаются греху больше, чем когда-либо ( Соф. 3:1–4 ). Поэтому Господь отвергает Свой народ и оставляет его (ср. Мф. 23:37–39 ) до тех пор, пока не наступит срок окончат. суда, который постигнет весь мир ( Соф. 3:8 ). Только когда Господь выплеснет Свой гнев, останется ⇒ остаток Израиля, бедный и малочисл. народ, который вновь научится уповать на Господа ( Соф. 3:12 ). Язычники, которые останутся в живых, также будут служить Богу. Спасенные Богом будут прославлять и благодарить Его за милосердие и прощение. И избавит Бог Свой народ от всякого страха, соберет притесняемых ( Соф. 3:16,19,20 ) и поклоняющихся Ему из других народов, будет их могуществ. Спасителем и станет радоваться за тех, кого Он спас.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

46). – Ст. 16 указывает объективную причину нестерпимых страданий, ожидающих Иудеев – в ужасах штурма иудейских городов с их укреплениями; «день Господень» будет «днем трубы» и бранного крика (шофар утеруа, ср. Нав 6.19 ; Суд. 7:17–22 ; Ам 1.14, 2.2 ) против укрепленных городов и высоких башен (собственно: углов, пиннот). «Можно ли сомневаться, – замечает к этому месту св. Кирилл Алекс., – в том, что нападение неприятелей будет невыносимо и для городов весьма многолюдных и для опытных в военном искусстве? И другим городам, хотя бы они были опоясаны оградами крепостных стен, он возвестил, присовокупив, что день Господень будет днем трубы и вопля на грады твердые и на углы высокие. Крепкими называет города, изобилующие храбрыми людьми и имеющие очень много людей, способных к войне. Углами, же высокими называет города, укрепленные стенами; ибо всегда на стенах крепостей выдаются вверх углы и поднимаются в башни, которые выше других зданий» (с. 349). Ст. 17. Все эти сильные укрепления не спасут Иудеев от врагов, тем более, что под тяжестью бедствий они потеряют способность действовать благоразумно (см. Наум 2.5 ); во исполнение грозного пророчества Моисея ( Втор 28.29–30 ), их постигнет духовно телесная слепота, и они сами будут упорно стремиться к своей погибели (ср. Иер гл. XXVII-XXVIII; XXXII-XXXIV; XXXVI-XXXIX; XLII-XLIII). Последний штурм городов Иудейских будет сопровождаться страшным кровопролитием, так что по улицам городов вместо пыли будет разлито море крови, и вместо навоза будут валяться трупы (ср. Иер 25.32–33 ), «то есть, не удостоятся и того, что установлено законом: не будет им и погребения», (блаж. Феодорит), чего евреи более всего боялись ( Пс 78.2 ; Иер 22.18–19 и др.). Соф.1:18 .  Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Го­с­по­да, и огнем ревности Его по­жрана будет вся эта земля, ибо истребле­ние, и при­том внезапное, совершит Он над всеми жителями земли. Пророк еще раз предвозвещает неизбежность и внезапность гибели Иудейского народа. «И богатство не поможет богатым; потому что не получат за деньги избавления от бедствий, но, как огнем каким, истреблены будут гневом Божиим, который населяющих землю подвергнет внезапной гибели. Так угрожает им горестями, а потом предлагает увещание прибегнуть к покаянию» (блаж. Феодорит, с. 46). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Софонии. 444-492 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5. Толкования на книги пророков, составляют главный экзегетический труд И. С. В 375 г., находясь в Халкидской пустыне близ Антиохии, И. С. написал 1-е небольшое аллегорическое «Толкование на Книгу пророка Авдия», утраченное еще при жизни И. С. ( Hieron. In Abd. Col. 1097-1098). В 380-381 гг. в К-поле он по просьбе друзей в качестве «упражнения для ума» (In Is. Col. 91-92) составил толкование о серафимах из видения прор. Исаии (Ис 6. 1-9), к-рое впосл., будучи в Риме, направил в качестве письма папе св. Дамасу ( Hieron. Ep. 18A (CSEL)=Ep. 18. 1-16 (PL)). К нему И. С. добавил неск. новых наблюдений и замечаний, касавшихся гл. обр. различий в греч. переводах Ис 6. 6-8 (Ep. 18B (CSEL)=Ep. 18. 17-21 (PL); см.: Jay. L " exégèse. 1985. P. 63-64). После переселения в Палестину одновременно с началом нового перевода Библии с древнееврейского И. С. приступил к созданию систематических комментариев на книги малых и великих пророков. При этом он пользовался строго определенным методом. Сначала И. С. давал двойной перевод одного или неск. стихов с древнееврейского и с LXX (кроме тех мест, где текст полностью совпадал). Затем следовало объяснение букв. смысла, основанное на древнеевр. тексте и посвященное гл. обр. обсуждению расхождений между ним и греч. переводами из «Гекзапл». Наконец, И. С. приводил духовно-типологическое толкование применительно ко Христу и Церкви, основанное на тексте LXX, поскольку он зачастую заимствовал эти толкования у Оригена, Дидима и др. греч. экзегетов ( Gribomont. 1986. P. 234; Duval. Inrtod. 1985. P. 25-104; Jay. L " exégèse. 1985. P. 69-126). Следуя этому методу, И. С. в 393 г. написал подробнейшие толкования на книги 5 малых пророков (вошли в состав «Толкований на малых пророков» - Commentarii in Prophetas minores//PL. 25. Col. 815-1578; CCSL. 76-76A; CPL, N 589): на Книги пророков Наума (In Naum prophetam//PL. 25. Col. 1231-1272; CCSL. 76A. P. 525-578; рус. пер.: Творения. 1913. Ч. 13. С. 244-307), Михея (In Michaeam prophetam//PL. 25. Col. 1151-1230; CCSL. 76. P. 421-524; рус. пер.: Творения. 1915. Ч. 14. С. 1-129), Софонии (In Sophoniam prophetam//PL. 25. Col. 1337-1388; CCSL. 76A. P. 655-711; рус. пер.: Творения. 1898. Ч. 14. С. 236-316), Аггея (In Aggaeum prophetam//PL. 25. Col. 1387-1416; CCSL. 76A. P. 713-746; рус. пер.: 1898. Ч. 14. С. 316-360) и Аввакума (In Abacuc prophetam//PL. 25. Col. 1273-1338; CCSL. 76A. P. 579-654; рус. пер.: Творения. 1898. Ч. 14. С. 130-235). Порядок написания этих «Толкований», приведенный в соответствии с сообщением самого И. С. ( Hieron. In Amos. Col. 1057), остается спорным ( Cavallera. 1922. T. 2. P. 29-30; Nautin. Études. 1974. P. 271; Duval. Inrtod. 1985. P. 19-21).

http://pravenc.ru/text/293730.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010