Хронологическая таблица царствования Иосии (640–609 гг. до Р.Х.) Летосчис­ление до Р. Х. Год царство­вания Историческое событие Начало царствования 1-й год царствования Обращение к Богу Очищение Иудеи от идолов Призвание Иеремии Основание Набопаласаром Нововавилонского царства Религиозные реформы Иосии Разрушение Ашшура Падение Ниневии Поражение под Мегиддо. Смерть Пользуясь ослаблением Ассирийского царства Иосия занял северную Палестину, населённую самаритянами и распространил свои реформы на них. Из Библии следует, что территория бывшего Израильского царства с самарийскими городами стала его владением ( 4Цар.23:19 . 2Пар.34:33 ). Не случайно реформы Иосии совпали с первыми военными неудачами Ассирии. Итак, при Иосии Иудея получила независимость, но когда это произошло нельзя сказать точно, так как имеющиеся исторические источники не дают точной даты. Однако известно, что уже вскоре после начала правления Иосии южная часть Палестины стала его владением. Этим самым исполнились слова пророчества Софонии (2:7). С приобретением независимости из иудейского культа были изгнаны все чуждые ему элементы. В 12-й год правления (628), когда ассирийское владычество стало ослабевать, царь Иосия приступил к религиозной реформе ( 2Пар.34:3 ), подобно той, что проводил его прадед Езекия, но куда более обширной и глубокой по размаху. Реформы начались с разрушения идольских жертвенников – начиная с Иудеи и Самарии и до Гевы и Вирсавии ( 4Цар.23:8 ). Иосия очистил храм от всех ассирийских идолов, которым поклонялся его дед Манассия ( 4Цар.23:4 . 2Пар.34:4 ). Были уничтожены и те идолы, которые построили иудейские цари для поклонения Солнцу и которые стояли перед входом в храм ( 4Цар.23:11 ). Эти меры принесли Иосии небывалую славу. Согласно рассказу ветхозаветного историка, реформы царя Иосии начались с того, что при ремонтных работах в Иерусалимском храме первосвященник Хелкия нашёл Книгу Закона и передал её царскому писцу Шафану. Последний доложил о случившемся царю. Когда царь услышал слова Закона, то понял, что все беды государства оттого, что предки его нарушили законы, установленные Богом для Его народа в давние времена. По приказанию Иосии, Хелкия и некоторые придворные обратились к пророчице Алдаме узнать, что её устами скажет Бог . «За то, что оставили Меня и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет», – так сказал Бог устами пророчицы о Своём намерении погубить иудеев за их вероотступничество. Но по отношению к царю Иосии Бог смягчил Свой гнев, – за то что он глубоко раскаялся в нечестии своих отцов и самого себя ( 4Цар.22:14–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

В самом деле, его пророческие речи нельзя назвать обобщением содержания предшествовавших ему пророков уже потому, что отнюдь не все черты будущего Мессианского царства нашли раскрытие или даже упоминание у Софонии: так, напр., отсутствует учение о Личном Устроителе будущего царства – Божественной Отрасли дома Давидова, о чем говорят предыдущее пророки ( Ос 3.3 ; Мих 5.2 ; Ис 11.1 ) и последующие ( Иер 23.5, 33.14–17 ; Иез 34.23–25 ; Зах 3.3 ) – хотя в возвышенном изображении пророком, Соф 3.14–15 , грядущей радости и торжества Сиона нельзя не видеть предизображения будущего торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим (см. Мф 21.5 ; Ин 12.15 ), почему отдел Соф 3.14–19 , в Православной Церкви назначен для чтения в качестве паримии в праздник Входа Господня в Иерусалим. Равным образом, существенные пункты содержания книги пророка Софонии – суд и спасение являются у него выраженными с особенным оттенком, отличающими его от других пророков (Наума, Авдии, Исаии, Аввакума, Иоиля): «день Иеговы» у него не есть только день гнева и суда (как у Иоиля, Наума), но вместе и начало возрождения, и притом не одного избранного народа, как у пророка Иоиля (гл. III), но и всего человечества. Эта универсальная идея суда и спасения является у пророка Софонии в столь своеобразном раскрытии, которое не позволяет говорить о какой-либо его несамостоятельности или зависимости от пророка Иеремии или от другого пророка. Но, конечно, соприкосновения мыслей и выражений пророка с учением и языком других пророков существуют, и опустить их из виду при изъяснении книги не следует. По содержанию своему книга пророка Софонии, как видно уже из ранее сказанного, может быть подразделена на три части, в общем совпадающие с нынешним делением книги на три главы. Глава первая изображает ожидающий Иудею суд Божий за идолослужение и нечестие ее жителей. Глава вторая предвещает погибель других, языческих царств. Глава третья – после повторного изображения наказания Иудеи и других народов ( Соф.3:1–8 ), дает величественное изображение грядущей новой формы жизни – спасения иудеев и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Содержание I. Паримия в Великую субботу (Гл. III, 8–15) II. Паримия в субботу Ваий на вечерне (Софон. III, 14–19)     Софония, по его словам (I, 1), проходил пророческое служение во дни Иосии, благочестивого царя Иудейского, царствовавшего 31 год, с 642 по 611 год до Р. Христова. Пророческие речи Софонии относятся к первой половине царствования Иосии, когда Иудея еще не была очищена от идолопоклонства (I, 4–5; 2Nap. XXXIV, 3, 8, 33 ), и Ниневия, которой пророк угрожает разрушением, произошедшим на 18 году Иосии, еще не была разрушена (III, 13). – В книге Софонии, состоящей из трех глав, содержатся, кроме обличений современного нечестия и пороков, предсказания о разрушении Иудейского царства (I) и угрозы соседним, враждебным Иудее, языческим народам и Ассириянам. Мессия, по пророчеству Софонии, принесет спасение Израильтянами и язычникам (III). Из книги Софонии извлечены две паримии: одна читается в Великую субботу, другая в неделю Ваий. I. Паримия в Великую субботу (Соф. III:8–15) В сей паримии предрекается суд над народами, затем возрождение Израиля и распространение повсюду истинного Богопочтения. Соф.3:8 Тако глаголет Господь: потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, зане суд Мой в сонмища языков еже прияти царей, еже излияти на ня гнев Мой, весь гнев ярости Моея, зане огнем рвения Моего поядена будет вся земля. В предшествующих стихах Господь обличает сынов Израиля в неверности Ему и в крайнем развращении и примером наказанных Им Египтян и Хананеев предостерегает их от постигшей сии народы участи. К сожалению, эти примеры не вразумляли обличаемых. Правда, думали они, Господь покарал Египтян и Хананеев, зато прочие народы, не менее их нечестивые, благоденствуют. Надлежало отнять у виновных повод оправдывать свое нечестие примерами безнаказанности нечестивых языческих народов. И вот Господь уверяет Израиля, что не оставит эти народы без наказания. Потерпи Мене в день воскресения Моего во свидетельство, говорит Господь Израилю, т.е. не соблазняйся тем, что Я не спешу наказывать нечестивые языческие народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

О суде Божием над грешниками предсказывали и другие пророки: Исаия, Наум, Аввакум, Авдий, Иоиль, причём у Иоиля раскрытие понятия «день Господень» очень близко подходит к изображению его у Софонии; тем не менее, существенное отличие пророчества Софонии о суде Божием от других пророков заключается в том, что «день Господень» в его речах является не только днём обнаружения божественного гнева над нечестивыми (как у пророка Наума, Аввакума и у Исаии в гл.13), но вместе с тем и началом новой жизни для всего Человечества. Пророчество Софонии о суде Божием (1:14–18) положено в основу содержания Реквиема. В музыкальной композиции Моцарта, Верди, Керубини и др. (Палестрины – 15 в., Йоммелли – 18 в., Берлиоза – 19 в.) его воспевает весь музыкальный мир. 4 . Богослужебное употребление книги Из книги пророка Софонии заимствуются две паремии: 3:8–15 читается в Великую субботу, потому что возвещаемое в этом отделе всемирное распространение веры является плодом смерти и воскресения Христа Спасителя; 3:14–19 читается в Вербное Воскресение, так как проявившееся при входе Господнем в Иерусалим великое веселие и ликование народа предызображало славное время, имеющее наступить для верующих Церкви Христовой, что и составляет предмет данного пророчества. Книга пророка Аггея Личность и служение. Пророк Аггей (по евр. [Хаггай] – «праздничный» или «торжественный»), по свидетельству его книги ( Агг 1:1; 2:1, 11 ) пророчествовал во второй год царствования персидского царя Дария Гистаспа, т.е. в 520 г. до Р.Х., во время строительства второго Иерусалимского храма при вожде Зоровавеле и первосвященнике Иисусе. Евреи, возвратившиеся из плена по указу персидского царя Кира от 538 г. до Р.Х., во второй год начали восстановление храма, но из-за происков самарян строительство дома Божия было прервано на 15–16 лет до времени царствования Дария Гистаспа. Внешние трудности и недостаток средств к этому времени настолько охладили ревность строителей храма, что многие из них решили, что ещё не наступило благоприятное время для возобновления работ в храме и предались заботам по благоустройству своих домов и личной жизни. Для воодушевления упавших духом иудеев-репатриантов и побуждения их к окончанию постройки второго храма и был послан Богом пророк Аггей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

В отрывке с 1 по 8 стихи 30 главы Книги пророка Иеремии раскрывается тема Дня Господня в том виде, который она приобретёт в послепленный период, например, у пророка Иоиля (см.: Иоил.3:18–19 ). Впрочем, прецедент подобного пророчества встречается у некоторых допленных письменных пророков: Исаии ( Ис.10:20–27 ) и Софонии ( Соф.3:14–20 ). В стихах 7 и 8 встречается выражение «тот день». Его можно отнести к понятию Дня Господня на основании употребления в том смысле, который встречается у Софонии и Иоиля. В рассматриваемом отрывке содержится пророчество об освобождении Иудейского общества из Вавилонского плена путём истребления всех тех народов, в которых они были расточены ( Иер.30:11 ). Таким образом, подмечается широкий спектр значений «Дня Яхве». С одной стороны, это суд только над Израилем. С другой стороны – катастрофа со сверхъестественными глобальными природными катаклизмами и суд над всем человечеством. В изучаемом случае это освобождение «Иакова» после тяжёлых испытаний и суд только над народами-захватчиками богоизбранного народа. В этом пророчестве открывается перспектива исполнения Божьего обетования из Второзакония (см.: Втор.30:1–10 ). Таким образом, можно сделать вывод, что понимание выражения «День Яхве» заключается в его использовании и развитии и, может быть, не стоит искать решение проблемы в его генезисе. Пророки использовали «День Яхве» в качестве риторической стратегии для решения конкретных ситуаций 95 . Необходимо заметить особенность критерия времени Дня Господня. Для пророков, по всей видимости, события, ими предсказываемые, видятся единой последовательной цепью, но на самом деле их реализация осуществлялась на протяжении долгого времени. Вероятно, для современников пророков слова о Дне Господнем были, как в изучаемом отрывке, специально сказаны в неопределённом времени, чтобы они всегда находились в готовности – своим покаянием в согрешениях против Завета – к событиям вмешательства Бога в ход истории. В пассаже 16 и 17 стихов 39 главы продолжается исследуемым пророком тема Дня Яхве. Однако в этом отрывке она упоминается косвенно. Основное внимание уделяется благому поступку царского сановника Авдемелеха Ефиоплянина, который вытащил Иеремию из глубокой ямы Малхии ( Иер.38:7–13 ). Пророк был обречён на голодную смерть царскими вельможами. Авдемелех, уповая на Бога, рискуя своей жизнью, заступился за Иеремию и спас ему жизнь, чем угодил Богу. Поэтому Господь в день суда («тот день») дарует спасение Авдемелеху Ефиоплянину. Следовательно, проанализированный пассаж лишь частично ссылается на День Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . Библейский и хронологический порядок пророков. 3 . Толкования на книгу пророка Ионы. 9 билет 1 . Первая книга Царств. Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии 2 . Сведения о жизни пророка Исаии. 3. Богослужебное употребление книги пророка Ионы. 10 билет 1 . Пророк Самуил и время его служения. 2 . Характер изложения, разделение на части и очерк содержания книги пророка Исаии. 3 . Книга пророка Софонии. 11 билет 1 . Вторая книга Царств. Достоинство Давида как царя и богодухновенного писателя. 2 . Пророчество о возвышении горы Господней ( Ис. 2:14 ). 3 . Книга пророка Аггея. 12 билет 1 . Пророчество Нафана об утверждении дома Давидова ( 2Цар.7:12–17 ). 2 . Призвание Исаии к пророческому служению ( Ис. 6 ). 3 . Книга пророка Захарии. 13 билет 1 . Третья книга Царств. Молитва Соломона при освящении храма. Первое и второе явления Бога Соломону. 2 . Пророчество о рождении Эммануила от Девы. ( Ис. 7:14 ). 3 . Богослужебное употребление книги пророка Захарии. 14 билет 1 . История разделения царства Соломонова на Израиль и Иудею. Характеристика этих царств. 2 . Пророчество о возвышении Галилеи языческой ( Ис. 9 ) 3 . Книга пророка Малахии. 15 билет 1 . Четвертая книга Царств. Чудесное вознесение пророка Илии на небо. Характерные черты правления царей Езекии н Иосии. 2 . Пророчество о происхождении Господа Иисуса Христа из рода Иессеева и о получении Им полноты даров Святого Духа. 3 . Жизнь и служение пророка Осии. 16 билет 1 . Книги Паралипоменон. Название их в еврейской, греческой и латинской Библии. Писатель. Цель написания. 2 . Пророчество о пустыне жаждущей ( Ис. 35 ). 3 . Книга пророка Осии. Мессианские места (1,2,6, 11,13 главы) 17 билет 1 . Распределение Давидом священников по чредам ( 1Цар. 24:1–19 ). 2 . Пророчество о гласе вопиющего в пустыне ( Ис. 40:1–11 ). 3 . Неканонические книги Ветхого Завета. 18 билет 1 . Неканоническая молитва Манассии ( 2Цар.3–6 ). 2 . Песни раба Господня. Первая песнь ( Ис.42,19 ). 3 . Книга пророка Амоса. 19 билет 1 . Первая книга Ездры. Обзор содержания. Исторические сведения об авторе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Новый Завет напоминает нам, что ветхозаветные пророки возвещали о благодати, которая будет дана Церкви Христовой ( 1Пет. 1,10 ). Апостол Павел развивает эту мысль, когда говорит о том, как язычники привьются к «хорошей маслине» т.е. приобщатся к Царству Божию, и природные ветви «хорошей маслины» (этнические евреи), отпадшие от нее, вновь «привьются к своей маслине» ( Рим. 11,24 ). Как и многие другие пророки, Софония начинает свою книгу возвещением о грядущем суде Божием, которого никто не сможет избегнуть (1,2.3), а заканчивает ее пророчеством о спасении, когда и языческим народам (3,9), и обновленному и духовно возродившемуся остатку Израиля (3,12.13) откроется спасительный путь к Господу (3,19.20). Следует также отметить, что использование Софонией определенных выражений указывает на его знакомство с речами других пророков, проповедовавших прежде него (ср. 1,7 и Авв. 2,20; 1,14 и Иоил. 1,15; 1,7 и Ис. 34,6 ). Содержание I. Вступление (1,1) II. Возвещение суда Божия (1,2–6) А. Всем народам (1,2.3) Б. Иудее (1,4–6) III. День Господень: обвинение и суд (1,7–18) IV. Призыв к покаянию (2,1–3) V. Пророчества об участи языческих народов (2,4–15) А. О филистимлянах (2,4–7) Б. О моавитянах и аммонитянах (2,8–11) В. Об эфиопах (2,12) Г. Об ассирийцах (2,13–15) VI. Пророчество, содержащее обвинение Иерусалиму и предрекающее ему наказание (3,1–5) VII. Пророчество об осуждении всех народов (3,6–8) VIII. Пророчество о грядущем после осуждения очищении и спасении всех народов, равно как и остатка Иудеи (3,9–20) Глава 1 1:1 Вступление. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания. Слово Господне. В начале пророческой речи возвещается об откровении, полученном пророком от Господа. 1:2–6 Пророк вначале говорит о том, что Господь все истребит с лица земли (ст. 2,3), а затем переходит к участи Иудеи и Иерусалима. Он обличает идолопоклонство (ст. 4), религиозный синкретизм (ст. 5) и равнодушие в вопросах веры (ст. 6). 1 истреблю с лица земли. Это выражение в еврейском языке является эмфатическим и означает полное, без остатка, истребление. Грядущий суд Божий, как некогда и всемирный потоп, обрушится на «людей и скот» и «птиц небесных» (ст. 3; Быт. 6,7; 7,23 ). Это пророчество исполнится в конце времен ( 2Пет. 3,3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На священных книгах отразились личные особенности каждого из священных писателей. Участие свободной человеческой деятельности в написании священных книг привнесло в них личные мысли и чувства писателей, неточности (исторические, хронологические, топографические), различия в изложении подробностей. Означенные несовершенства относятся к вопросам второстепенным и не противоречат богодухновенности Священного Писания. Произведения священных писателей совершенны настолько, насколько это нужно для целей домостроительства спасения людей. Единственным критерием в решении вопроса о том, какие именно священные книги богодухновенны, является церковное предание. Согласно церковному преданию в канон священных богодухновенных книг входят: – книги ветхозаветные. 1) Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, 11) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон (за исключением молитвы Манассии), 15) Первая книга Ездры. 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь (за исключением мест, не разделенных на стихи в греческих кодексах и в славянском переводе), 18) Книга Иова, 19) Псалтирь (за исключением псалма, помещаемого после псалма 150-го), 20) Притчи Соломоновы, 21) Екклезиаст, 22) Песнь Песней, 23) Книга пророка Исайи, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила (за исключением истории о Сусанне в 13-й главе и истории о Виле и змие в 14-й главе), 28) Книга пророка Осип, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии; – книги новозаветные: 1) Евангелие от Матфея, 2) Евангелие от Марка, 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяния святых Апостолов, 6) Соборное послание Апостола Иакова, 7) Первое соборное послание Апостола Петра, 8) Второе соборное послание Апостола Петра, 9) Первое соборное послание Апостола Иоанна, 10) Второе соборное послание Апостола Иоанна, 11) Третье соборное послание Апостола Иоанна, 12) Соборное послание Апостола Иуды, послания Апостола Павла: 13) к Римлянам, 14) к Коринфянам первое, 15) к Коринфянам второе, 16) к Галатам, 17) к Ефесянам, 18) к Филиппийцам, 19) к Колоссянам, 20) к Фессалоникийцам первое, 21) к Фессалоникийцам второе, 22) к Тимофею первое, 23) к Тимофею второе, 24) к Титу, 25) к Филимону, 26) к Евреям, 27) Откровение Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   На основании всех представленных данных, можно считать 24—27 главы подлинным пророчеством Исайи. Оно объяснимо только из исторического положения Иудеи его времени и из связи пророчества с другими частями его книги.    Эта мысль подтверждается большим сходством этих глав с неоспоримо подлинными речами пророка Исайи. Например, сравнение страдающих до потери сознания с пьяными, лишившимися ума — Ис.24­­ 19:14; 29:9. Еврейский оборот — Ис.24­­ Ис.16:13; 18:4; 21:17 — Гезениус признает доказательством подлинности Ис.21:17. Общий плач жителей земли — Ис.24:5, 7,11 ­­ Ис.19:8. Сохранение небольшого, как в обобранном плодовом саду, «остатка ()» народа — Ис.24­­ Ис.6:13; 16:13—14. Гезениус в Ис.16:13—14 это выражение считает доказательством подлинности. В Ис.24— ­­ 17Гезениус считает «заимствованием» у Исайи. Такие «заимствования» можно находить едва не в каждом стихе рассматриваемого отдела. Вопреки заверениям критиков о происхождении этого отдела в конце — или после — вавилонского плена, видно знакомство с ним у допленных пророков. Например, описание опустошения земли очень сходно в Ис.24:1—4 и у Софонии 1:2—3 и у Иезекииля 26:13. Особенно сходны Ис.24:17—18 и Иер.48:43—44; Ис.26­­ Иез.24:7—8. Уподобление египетского фараона морскому чудовищу — Ис. 27­­ Иез.32и мн. др.     Пророчество 34—35 глав. Пророк обращает внимание всех народов на страшное проявление гнева Господня. Он говорит об истребительной войне, от которой вся земля покроется человеческими трупами (Ис.34:1—3). Ужасную для жителей земли войну будут сопровождать не менее ужасные знамения на небе. Небо свиется как свиток, и звезды, как листья с дерева, спадут (4 ст.). Особенно ужасная участь постигнет Идумею. Меч Господень сойдет на эдомскую землю и поразит жителей ее. Земля наполнится кровью идумеев в возмездие за Сион (5—8 стт.). Реки эдомские превратятся в смолу, и будет земля эдомская вечно гореть (9—10 стт.). Она будет запустелой и послужит пристанищем диким пустынным зверям и привидениям (11—17 стт.). Затем в 35 главе пророк предрекает «веселие» опустошенной Идумее. Она процветет и покроется зеленой растительностью (Ис.35:1—2). Окрепнут ослабевшие от отчаяния и печали руки и колена, откроются глаза слепых, и язык немого будет благовествовать (3—6 стт.). Сухая пустыня превратится во влажное озеро. Для искупленных откроется святая дорога, по которой они возвратятся в Сион, где будут вечно радоваться (7—10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   В Послании Павла к Римлянам: «упованием бо спасохомся. Упование же видимое несть упование; еже бо видит кто, что и уповает? Аще ли егоже не видим, надеемся, терпением ждем» (Рим.8:24—25). XLVI. Женщине надлежит молчать в церкви    В Первом послании Павла к Коринфянам: «жены вашя в церквах да молчат; ...аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают» (1Кор.14:34—35). Также в Первом послании к Тимофею: «жена в безмолвии да учится со всяким покорением. Жене же учити не повелеваю, ниже владети мужем, но быти в безмолвии. Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева; и Адам не прельстися, жена же прельстившися в преступлении бысть» (1Тим.2:11—14). XLVII. По грехам и заслугам нашим мы страдаем и не во всем чувствуем помощь Божию    У Осии: «слышите слово Господне, сынове Исраилевы: яко суд Господеви к живущым на земли; зане несть истины, ни милости, ни ведения Божия на земли; клятва и лжа, и убийство, и татьба и любодеяние разлияся по земли, и кровь с кровьми мешают. Сего ради восплачется земля и умалится со всеми вселившимися на ней, со зверми польскими и с гады земными и со птицами небесными, и рыбы морския оскудеют; яко да никтоже не прится, ни обличается никтоже» (Ос.4:1—4). О том же у Исаии: «еда не может рука Господня спасти? или отягчил есть слух Свой, еже не услышати? Но греси ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас, еже не помиловати. Руце бо ваши осквернене кровию и персты ваши во гресех, устне же ваша возглаголаша беззаконие и язык ваш неправде поучается. Никтоже глаголет правды, ниже есть суд истинен; уповают на суетная и глаголют тщетная, яко зачинают труд и раждают беззаконие»(Ис.59:1—4). Также у Софонии: «оскудением да оскудеют вся от лица земли, глаголет Господь; да оскудеет человек и скоти, да оскудеют птицы небесныя и рыбы морския... и изъиму беззаконныя от лица земли» (Соф.1:2—3). XLVIII. Не должно лихоимствовать    В псалме 14: «иже сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият; творяй сия не подвижится во век» (Пс.14:5). Также у Иезекииля: «человек же, иже есть праведен..., человеку не насилствует, залог должнику отдаст и хищением не восхитит, хлеб свой алчному даст и нагаго облечет в ризу, и сребра своего в лихву не даст» (Иез.18:5, 7—8). И во Второзаконии: «да не даси брату твоему в лихву сребра и в лихву пищей» (Втор.23:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010