Положения, развиваемые Соловьевым, совершенно чужды православному сознанию. Оно видит сущность Церкви не во внешней организации и единстве управления, а в свободном единении верующих в любви и истине; оно не смешивает Церкви с земным царством — государством, признает единым главой Церкви Иисуса Христа, требует не слепого подчинения авторитету, а свободного принятия истины, верит, что слова Спасителя «Се Аз с вами семь во вся дни до скончания века» обращены ко всей Церкви, а не только к клиру. Особенно изумляет заявление Соловье-за, что «боговластие» опирается не только на факт установления учащей церкви, но и на факт «умственной и нравственной несостоятельности человечества». Это положение лишает теократическую идею не только ее вечного смысла, но и духовного значения. Получается, что теократия существует только для порочных и неразумных людей, что учащая церковь пользуется властью «compelle intrare» потому, что человечество еще не доросло до христианской истины. Люди слишком слабы и несовершенны, чтобы свободно и сознательно поверить, потому нужна власть и авторитет, нужно принуждение к вере. Такое учение основывается на неверии во внутреннюю силу истины и на глубоком презрении к человеческой природе. В этом пункте становятся особенно ясна подмена церкви государством. Это дух не Христа, а Великого Инквизитора. Соловьев очень быстро усвоил основы новейшей католической догматики. В этом ему, несомненно, помогла княгиня Елизавета Волконская, с которой он подружился еще в 1880 году. Она была страстной прозелиткой католичества в России, написала две полемические и апологетические книги: «О Церкви» и «Церковное предание и богословская литература в России». В 1887 году она перешла в католичество и состояла в переписке с еп. Штросмайером и иезуитами. Ее дом был центром католического движения в России. Кн. Волконская и еще несколько аристократических русских дам видели в Соловьеве пророка, относились к нему с обожанием, были теми «дамскими адвокатами» его дела, излишнего рвения которых он временами побаивался. Аргументацию в защиту католических догматов Соловьев мог почерпнуть из обширных материалов кн. Волконской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

42 И повеле изнести из сокровищ своих... присла из Астракани. – Богатство кабардинских князей сказочно преувеличено. 43 ...майя в 7 день в 3 час дни. – Все даты в «Повести» вымышлены. Точная, вплоть до часу, датировка событий, характерная для позднего придворного летописания, превращается здесь в литературный прием, призванный, в частности, вызвать у читателя доверие к вымышленному повествованию. 44 ...и воинства 24 тысящи московских стрелцов... – Здесь и ниже указывается сказочно фантастическое количество стрельцов, принимающих участие в походах и церемониях, а также орудий и пудов необходимого для них пороха. 50 . … во уготованный ей корабль... верх же златом устроен. – Описание «потешного» корабля, принадлежавшего казанскому царю, равно как и ряд других деталей рассказа о плавании Марии по Волге, заимствовано из глав «Казанской истории», повествующих об отправке в Москву царицы Сумбеки (см. наст. изд. т. 10). Ср. также описание корабля в былине о Соловье Будимировиче: «На том соколе-корабле Сделал муравлен чердак, В чердаке была беседа дорог рыбей зуб...» (Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М.; Л., 1958. С. 10). 52 И брата ея присного Мастрюка с нею в корабли остави... – В действительности вместе с Кученей в Москву отправился другой ее брат – Доманук. 54 ...да повелит преосвященному митрополиту Гурию Казанскому и Свияжскому... царевну Марию Теврюговну. – Речь идет о первом архиепископе Казанской и Свияжском Гурии (Руготине), к лету 1564 г. уже покойном. То, что он назван «митрополитом», – анахронизм, отражающей современный автору «чин» казанского владыки. В дальнейшем изложении эта обмолвка исправляется. Эпизод крещения Марии в Казани полностью вымышлен. 60 Во осмое лето царства... состроена часовня она... – Автор имитирует хронологические справки, типичные для позднего московского летописания. Расчет лет у него вполне фантастический. 61 ...и город поставиша выбойчатой...– Эта деталь навеяна свидетельствами писателей начала XVII в. о поразившей воображении современников невиданной по величине и роскоши палаточном городе, поставленном для Бориса Годунова на Оке под Серпуховом летом 1598 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1184 Мелик Махмут, или Мелик Махмат, сын Амир-Ездина, (см. сноску к «Мученичеству Тамар Мокаци») – наместник Вана и Востана. В 1423 г. был убит Искандаром (см.: Памятные записи армянских рукописей, ч. I, с. 375). В памятных записях первое упоминание о нем относится к 1412 г. (см.: Памятные записи армянских рукописей, ч. I, с. 738, примечание Мелик-Махмат). В «Мученичестве священника Ованеса» сообщаются о нем дополнительные сведения: выясняется, что уже в 1403 г. при жизни Амир-Ездина он был эмиром г. Чмшкадзага и близлежащих земель. 1187 В рукописях памятник заглавия не имеет. Он начинается, как многие проложные мученичества, словами: «В сей день мученичество Химар Ванеци» (См.: Новые армянские мученики, с. 228). 1188 Употребление архаичных географических понятий применительно к новым – широко распространенное явление в древней и средневековой литературе. 1191 Маку – город в области Артаз провинции Васпуракан Великой Армении, южнее Малого Масиса. Согласно преданию, недалеко от Маку принял мученическую смерть апостол Фаддей, в честь которого позднее на этом месте была построена церковь св. апостола Фаддея. В XIII-XV вв. крепость города Маку с цитаделью была резиденцией Артазского армянского княжества. Ныне город с тем же названием в пределах Ирана. 1192 Об Аракеле Багишеци и его месте в армянской литературе см.: А. Казинян. Аракел Багишеци. Ереван, 1972. Переводы отдельных произведений Аракела Багишеци на русский язык см.: В. Брюсов. Поэзия Армении. Ереван, 1973: Песня о розе и соловье. Пер. В. Брюсова; А. С. Анасян. Армянские источники о падении Византии. Ереван, 1957, с. 129–141: Плач о столице Стимболе. Пер. С. С. Аревшатяна. 1198 Здесь и в нижеприводимых датах, касающихся биографии Аракела Багишеци, следуем А. Казиняну (см. указ. соч., с. 14–24). 1201 Так озаглавлено мученичество в большей части рукописей. См. Новые армянские мученики, с. 243. 1202 Шамс-ад-дин – в тексте Шамшатин. В рукописях встречаются разные формы этого имени – Шмыздин, Шамаштин и т. д. (см.: Новые армянские мученики, с. 234, сноска). Был видным эмиром, предводителем курдского племени ражик. От Кара Юсуфа на правах союргала получил районы Багеша, Хлата, Муша и Хнуса. В 1424 г. был убит в Хлате Искандаром (см.: Памятные записи армянских рукописей, ч. I, с. XXI).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Мы не можем быть причастны существу Божию, но можем приобщаться Его энергиям. Нам доступна слава – излучение, исходящее от сущности Бога. Просвещаемые отражением этой славы, мы видим людей, понимаем трудные места Священного Писания, получаем извещения, знаем все... Мирские идеи, вообще все, связанное с миром, рассеивает внутреннюю сосредоточенность, делает нас внешними, ветхими людьми... Кто может описать радость от Божественного Причастия? Неизреченное веселие, «Христос Воскресе» для всего нашего существа... Лучшая молитва – это «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»». Часто святогорцы, желая указать на успешность и быстрое продвижение монаха на пути ко спасению и совершенству, говорят: – Этот человек «увидел зайца» 366 … Память благого и достойного мужа и благодатной личности оставил по себе у всех старец Гавриил, игумен монастыря Дионисиат. Это был человек, сочетавший в себе духовные и административные таланты. Мы часто имели возможность убедиться в рассудительности и отеческой любви этого духовника. В общественных отношениях с внешним миром он был безупречен, превыше всего ставя святогорские традиции. На службах и бдениях это был несгибаемый столп. В стасидии он всегда стоял. Первым входил и последним выходил из церкви. Кто может описать его умиленный, радостно-печальный, неподражаемый вид, с которым он читал Шестопсалмие и Предначинательный псалом? Это чтение было самым живым выражением радостотворного плача нашей Православной Церкви, до мозга костей слившегося с нашим богопочитанием. Я чувствую, как его голос и сейчас звучит во мне, потрясая мое существо до самых оснований. Как-то он взял меня за руку и показал мне в трапезной монастыря, где были удивительные фрески, изображение преподобного Иоанна Лествичника . И сказал: – Подражай ему, чадо, и следуй его святому примеру! Упомянем и о знаменитом учителе византийского пения, новом Кукузеле, соловье Святой Горы – румынском монахе Нектарии, который пел, как Ангел во плоти. Его ученики говорили о его преподобнической жизни: – Мы никогда не видели, чтобы он смеялся или шутил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В настоящее время, кроме истинно Православной Церкви, возглавляемой Свят. Патриархом Тихоном, в России существуют следующие церковные группы: 1) обновленческая церковь , возглавляемая быв. митрополитом Евдокимом и синодом под его предводительством 2) союз древне-апостольских христианских общин с быв. протоиереем Введенским во главе 3) обновленная церковь с быв. епископом Антонином во главе и 4) украинская автокефальная с самосвятом Василием Липковским во главе... Интересно отметить, что председателем обновленческого синода ныне состоит уже не быв. епископ Вениамин (Муратовский), именующийся митрополитом. По некоторым сведениям, большевики устранили Евдокима и держат его в заключении в связи с делом об «епископе» Николае Соловье... Православной Церкви приходится бороться и с католической, униатской и сектантской пропагандой. Но эта пропаганда не опасна. Даже по мнению одного из членов папской миссии, на распространение католичества в России в настоящее время рассчитывать никак нельзя. А относительно обновленчества и прочих реформистских движений член миссии заявил, что они возникли по почину советской власти для борьбы с влиянием Православной Церкви среди населения и для разложения этой Церкви. Английский проф. Сароли, проведший продолжительное время в сов. России и издавший книгу «Впечатления о советской России», читал в Париже доклад. Между прочим, на вопрос о религиозном движении в России докладчик говорит, что присутствовал на религиозных собеседованиях. Они многотысячны, оживленны и тянутся с 8 ч. вечера д 4 ч. ночи. При появлении Патриарха сотни тысяч народа запружают улицы, его русские друзья – ученые, бывшие ранее свободомыслящими, все примкнули к религиозному движению. «Живая церковь », как порождение большевизма, успеха не имеет... В этой мощной силе Церкви и ее пастырей вынуждены сознаться сами же большевики-коммунисты и ГПУ, представившее недавно Дзержинскому отчет об итогах борьбы на религиозном фронте; руководители этой борьбы свидетельствуют о полной неудаче их в этой борьбе. Часть фронта (крестьянство) оказалось совершенно недоступной для борьбы, и часть эта настолько велика и могущественна, что перед ней совершенно затерялись результаты борьбы в других частях фронта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правительственный чиновник " по борьбе с расколом " писатель Мельников-Печерский, живописал процесс собирания староверами родной старины: " Потомки бояр, окольничих и иных думных и служилых людей старой Москвы проживали дедовские наследства и, легкомысленно относясь к родовым памятникам семейной жизни предков, кидали их за бесценок, чтобы на вырученные деньги завести щегольские цуги, золотошвейные кафтаны и робы, французские парики и кружева, редкостные табакерки и т.п. Старообрядцы с охотой покупали у них старинную домашнюю утварь, прадедовские рукописи. Особенно старались старообрядцы скупать древние иконы. Эту древнюю святыню старообрядцы сохранили как зеницу ока, как бесценное наследие " . Множество прекрасных икон, ныне хранящихся в лучших музеях страны, происходит из старообрядческих храмов и из коллекций купцов-староверов. К сожалению, реформы Алексея Михайловича и Никона и последовавшие за ними преобразования Петра изменили не только художественные вкусы верхушки русского общества, но и литературные пристрастия, резко обратив их в сторону Запада. Старообрядцы сохраняли древние рукописи, переписывали их и создавали новые. Они также сберегли устное творчество нашего народа – русский фольклор и самую ценную его часть – былины. Именно от сказителей-староверов были записаны на Русском Севере, в Поморье и по берегам Онежского озера, чудесные поэтические творения об Илье Муромце и Алеше Поповиче, князе Владимире и Соловье-разбойнике, теперь известные нам с детства. Поистине, старая русская православная вера – живая вода, омывающая, освежающая, поящая и сохраняющая в веках то, что, казалось бы, безвозвратно утрачено. Живит эту чудесную воду Сам Господь Исус Христос, и, убеждён, именно она – основная помощь от всех проблем и бед современной России. Если бы весь наш народ мог омыться в ней! Если бы он мог припасть к тому чистому источнику, откуда он сам по сути и проистекает! Наша старая вера содержит в себе значительный потенциал. Она обращена не только к славному прошлому, к святой старине, но и смело взирает в будущее, отвечая на непростые вызовы современности.

http://religare.ru/2_105387.html

И вот однажды, когда она, выйдя из церкви, шла домой, ей повстречались имам и с ним два мусульманина. И обратились к ней с угрозой: – Откуда идешь? – Из церкви, – отвечает Химар. – Почему ходишь в церковь ? – спрашивают они, движимые еще большим гневом. – Хожу в церковь , чтобы теми тремя камнями, что я метнула в сторону церкви, бить себя по голове. Тогда имам ударил ее по голове, а она побежала в сторону востока со словами: – Идите за мной и на видном месте побейте меня камнями. Имам тот позвал людей, стоявших неподалеку от каменного рва, и они бросились за ней, и женщину ту Химар побили там на месте камнями. И так в добром исповедании почила во Христе женщина Химар, ибо так ее звали. Случилось это в 867 г. армянского летосчисления. Мученичество Вардана Багишеци Среди мартирологов позднего средневековья особый интерес представляют мученичества, написанные Аракелом Багишеци, видным армянским поэтом и литературным деятелем конца XIV – первой половины XV века. Известный своими поэтическими произведениями – стихами, духовными гимнами (посвященными Сааку Партеву, Месропу Маштоцу, Григору Лусаворичу, Георгию Победоносцу, Теодору Воителю, девам Варваре и Фекле и др.), стихотворными переработками апокрифических сказаний, историческими поэмами и элегиями, иносказательной поэмой о розе и соловье и пр. 1192 , Аракел Багишеци вошел в армянскую литературу и как автор целого ряда агиографических сочинений – панегириков, мученичеств. Его перу принадлежат семь похвал, три (по другим данным – четыре), мученичества 1193 : Вардана Багишеци 1194 ; Вардапета Степаноса и священника Петроса, уроженцев города Хизана, и история подвижничества Степаноса Сорбеци 1195 ; Амирзы Спаркертци 1196 . Некоторые ученые приписывают ему также «Мученичество Григора Хлатеци» 1197 . Место, уделяемое Багишеци в своем творчестве агиографическим произведениям, свидетельствует об определенном предпочтении, отдаваемом им этому жанру, и роднит его с другим крупным литературным деятелем XIV-XV вв. Григором Хлатеци.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Мы воспользуемся этим прообразом, ибо он иллюстрирует нашу мысль о судьбе Никоновского идеала с одной стороны, а с другой стороны показывает, что история эта взволновала самого Никона, и он сам увидел в ней прообраз своей личной судьбы. Мы же хотим в нем отметить не только судьбу его личную, но и его дела на земле. Это – известная история с соловьем, влетевшим в храм Иверского монастыря, севшим на патриаршее место и пропевшим чудную песнь. Соловей однако был схвачен грубыми руками и оказался мертв. Это было 20 мая 1666 г. Когда Никон узнал об этом, он сильно обезпокоился и потребовал от архимандрита Иверского монастыря подробного объяснения о том, как все случилось. В актах Иверского монастыря осталась переписка между Никоном и архимандритом Филофеем, которая и объясняет подробности, которыя могут быть аллегорическим изображением судьбы Никона. А после мы укажем на крушение остальных Никоновских идей в царствование Петра, и это будет иллюстрацией действительной судьбы его дела. Одновременно мы увидим на этом кратком обзоре идей, как бы противопоставленных Никону, как он своими идеалами предотвращал то идейное крушение, в результате которого из государственного строительства России в некотором смысле выбыла одна из самых мощных сил народа – Русская Православная Церковь . Вот эти грамоты, которыми обменялись Никон и архимандрит. Соловей в Иверском монастыре. h9 a) Грамота Патриарха Никона архимандриту Филофею с требованием уведомления о соловье, залетевшем в монастырскую соборную церковь. Случилось происшествие 20 мая 1666 г. «Никон, Божиею милостию Патриарх нашего строения Пречистыя Богородицы Иверского монастыря архимандриту Филофею, наместнику иеромонаху Паисию, строителю Евфимию с братией. Ведомо нам, великому господину, учинилось: в нынешнем де во 174 году, мая в 20 день, в нашем строении в Иверском монастыре в Соборную и Апостольскую Церковь влетел де соловей, и сел на нашем, великого господина месте и пел дивно, и то де многая братья слышала и тебе, архимандриту и наместнику о таком деле известили, и как де он пел, и то де слышали ты архимандрит и наместник и братья многая, и того де соловья, взяв с нашего места пономарь и отдал тебе архимандриту, и тот де соловей у тебя архимандрита умер в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Вот в общих чертах содержание стиха по М 1 . Мы видим, что по содержанию он совпадает с уже известными и с новыми. Особенно близок к нему М 2 824 . План M 1 такой: 1) Запев 825 (стихи 1–7), в котором указывается время рождения Георгия. Но это какая-то доисторическая эпоха: «Ишше туры, олени по горам пошли, Ишше серы-ти заюшки по засекам, Ишше беленьки горносталюшки по тёмным лесам. Тут ведь рыбина ступила в морьску глубину. Ишше на неби взошел да млад светёл месец, На земли зародилсэ могуць богатырь Да по имени Егорей свет Храбрый» 826 . Срв. былины о Вольге (Гильф. 15, 91), о Вольге и Микуле (id., 45, 55, 73, 156, 195). Страх природы и животных пред Георгием не потому ли изображён в былине о нём, что Георгий выступает в ней, как противник нечестивого царя (Грубиянища), как Вольга является противником Турец-салтана или индийского царя? Реминисценции былин о Вольге могли, вероятно, иметь место. Так как Μ 1 ( М 2 ) рассказывает дальше о необычайной силе Георгия-ребёнка, то наряду с этими могли влиять реминисценции и о Василии Буслаевиче 827 . Наружность Георгия – (ст. 8–11): «Во лбу красно солнышко, В затылоцьки светел месець» и т. д. Веселовский (Георгий, стр. 150; Раз. VIII, стр. 297) и Кирпичников думают видеть в этом описании влияние иконописи; но изображение Георгия в стихе с золотыми руками и серебряными ногами вовсе не нуждалось в иконе, да и почему непременно автор стиха должен был увидеть такую богатую икону? Это общеизвестная черта сказок, и подобными чертами снабжаются не только богатыри, но и туры 828 . Так что я решительно отвергаю общепринятое до сих пор объяснение наружности Георгия в стихе, как отражение (якобы) влияния живописи. Указание на родителей Георгия находится ниже 829 . 2) Известие доходит до Грубиянища; нашествие его, убиение Феодора Смоленского, отца Георгия (стихи 12–21). Имя Грубиянища встречается и в других былинах, записанных Марковым; напр., в былине о князе Романе и Марье Юрьевне это «поганый татарин», «царище» (стр. 121–124) 830 и в былине о Соловье Будимировиче (грозит Владимиру: «повыжгу-то весь красный Киев-град… ежели не отдаст (кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чурбанов (ц. прп. Илии Муромца на Вербовском кладбище в Муроме) Прп. Илия Муромец. Икона. 2000-2001 гг. Иконописец Н. Чурбанов (ц. прп. Илии Муромца на Вербовском кладбище в Муроме) Ряд исследователей ставит под сомнение крестьянское происхождение И. М. По мнению Иловайского, «в конце Киевского периода Илья, по-видимому, считался знатным человеком» ( Иловайский. 1893. С. 40). Предположение иловайского, как можно думать, подтверждается былинами, в к-рых сообщается о том, что богатырь был грамотен: «У колодязя срубил сырой дуб,/У колодязя поставил часовенку,/На часовне написал свое имячко:/«Ехал такой-то сильный могучий богатырь/Илья Муромец сын Иванович»» ( Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия… для средних учебных заведений. М., 190911. С. 390). Рассказы о крестьянском происхождении богатыря появляются в былинах из рукописных сборников и в былинных сюжетах позднего времени, в частности в былине об исцелении И. М. В былине об И. М. и Соловье-разбойнике из сборника Кирши Данилова (наиболее ранняя запись восходит к рубежу XVII и XVIII вв.) такой темы нет. В былине об исцелении И. М. рассказывается, что из-за греха своего деда И. М. до 30 лет не владел ногами (был «сиднем»), днем и ночью молился и клал поклоны. после того как неизвестные странники напоили его водой, он встал на ноги и ощутил в себе необыкновенную силу. В былинах себежской версии И. М. был исцелен «каликами перехожими» (паломниками) накануне праздника прор. Илии. Во 2-й пол. XVIII в. неизвестный книжник предпринял попытку переработать былину об И. М. в житие, написав «Гисторию о славном, о храбром и силном богатыре Илье Муромце сыне Ивановиче и Соловие-разбойнике» (известна в 3 рус. списках: Памятники рус. фольклора. 10-12). Согласно «Гистории...», богатырь исцелился по молитвам к свт. Николаю Чудотворцу. Родители И. М. дали обет в случае рождения сына ежегодно служить молебен святому. Ребенок родился «сиднем». В день своего праздника свт. Николай явился богатырю и попросил пить, на что тот ответил, что не может «востати на ноги».

http://pravenc.ru/text/389413.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010