Вып. 8: Сборник. М., 2011. С. 96. 342 Ковалев Б.Н. Нацистский оккупационный режим и коллаборационизм в России (1941–1944 гг.). С. 239. 344 См.: Альтман И.А, СССР//Холокост на территории СССР. Энциклопедия. С. 927–933; Его же. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941–1945 гг. М., 2002; Арад И. Катастрофа евреев на оккупированных территориях Советского Союза (1941–1945). Днепропетровск – М., 2007. 346 Europa unterm Hakenkreuz. Die Okkupationspolitik des deutschen Fa–schismus (1938–1945). Achtbandige Dokumentenedition. Band: Die faschistische Okkupationspolitik in den zeitweilig besetzten Gebieten der Sowjetunion (1941–1944). Berlin, 1991. S. 130. 352 Mayeur Jean–Marie. Die Geschichte des Christentums. Bd.12: Erster und Zweiter Weltkrieg–Demokratien und totalitare Systeme (1914–1958). Freiburg–Basel–Wien, 1992. S. 976. 360 Picker Н. Hitlers Tischgesprache im Fiihrerhauptquartier 1941/42. Stuttgart–Degerloch, 1963. S. 271. 363 Великую победу предопределила победа духовная//Вятский епархиальный вестник. 1992. 5. С. 5. 364 Herwarth Н. Zwischen Hitler und Stalin. 1982. S. 332; Zippel H. Kirchenkampf in Deutschland 1933–1945. 1965. S. 200. 369 Ковалев Б.Н. Нацистский оккупационный режим и коллаборационизм в России (1941–1944 гг.). С. 436. 381 Кашеваров А.Н. Государство и церковь . Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917–1945 гг. СПб., 1994. С. 121; Левитин А.Э. Защита веры в СССР. Рукопись, привезенная из Советской России. С предисловием архиепископа Иоанна Сан–Францисского. Париж, 1966. С. 56; Якунин В.Н. Свидетельствует спецхран И Наука и религия. 1995. 5. С. 15. 385 ЦГА СПб., ф. 9324, on. 1, д. 4, л. 1–3; Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.)/Сост. М.И. Одинцов. М., 1995. С. 57–58. 388 Ковалев Б.Н. Нацистский оккупационный режим и коллаборационизм в России (1941–1944 гг.). С. 447. 389 Протоиерей Георгий (Бенигсен). Христос – победитель И Вестник русского христианского движения. 1993. 168. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родился в семье крестьян-бедняков. В 1922–1941 гг. – в Свято-Успенском Жировицком монастыре (монах, иеродиакон, иеромонах, игумен, архимандрит). В 1941–1943 гг. проводил миссионерскую деятельность на территории Восточной Беларуси, открывая храмы и возобновляя церковно-приходскую жизнь. Арестован в сентябре 1944 г. по обвинению в «пособничестве немецким оккупантам». В июле 1945 г. Особым совещанием при НКВД приговорен к 5 годам ИТЛ. Направлен в Горьковскую область. В 1946 году скончался в тюрьме НКВД. Сергиенко Василий Тимофеевич (1903–1982), один из руководителей органов государственной безопасности, нарком внутренних дел УССР (1941–1943). Сергий (Воскресенский Дмитрий Николаевич) (1897–1944), митрополит. Родился в семье священника. Окончил Московское духовное училище. В 1918–1922 гг. – на гражданской службе. С1922 года – в московском Свято-Даниловом монастыре. Послушник ректора Петроградской духовной академии епископа Федора (Поздеевского). Принял постриг (1925 (по другим данным, 1923)). Иеродиакон (1925). Иеромонах (1925). Секретарь Московской Патриархии (1926). Настоятель храма в г. Орехово-Зуево (1930). С 1931 г. – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». Настоятель Воскресенского храма в Сокольниках (1932–1933). Архимандрит. В 1933 г. хиротонисан во епископа Коломенского, викария Московской епархии. Епископ Бронницкий (1934), Дмитровский (1936). Архиепископ Дмитровский, управляющий делами Московской Патриархии (1937–1941). В 1939 году – член Священного Синода, состоящего в то время из четырех иерархов. В конце 1940 г. направлен в Латвию и Эстонию в качестве полномочного представителя Патриархии для ознакомления с положением дел в Церкви. Митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии (1941–1944). В первые дни оккупации Риги, 1 июля 1941 года, арестован, но через четыре дня отпущен на поруки. После освобождения собрал духовенство Риги в Троице-Сергиевом монастыре и объявил, что остается «послушником митрополита Сергия (Страгородского) », т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справочник по фондам РГВА. Сост. А.Е.Забелин, В.И. Коротаев. М., 2014 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев. М., 2013 Там же. С.5 Шкаровский. М.В. «Русский вопрос. Русская церковь и третий рейх», М. «Вече», 2010. Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С.33. Там же. С. 27 Курляндский И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М., 2011. С.543 Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 26-27, 2002. С.8-45. Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С.46 ФСБ по ПО д. АА-10676, т. 2, л. 261 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С. 66 ФСБ по ПО д. АА-10676, т.1, л. 65 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С. 66 ФСБ по ПО д. АА-10676, т. 1, л. 74 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С.67 Там же. С. 154 Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и экзархат Московской Патриархии в Прибалтике. 1941-1944гг.) М.В. Шкаровский, священник Илья Соловьев С. 156 Там же. С. 152 Там же. С. 122-123 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 102. Ответ на 101., Нелена: Вы, лучше, борщ научитесь готовить ) А с сектами и без вас разберутся кому положено. 101. Ответ на 90., Lucia: У вас баптистское понимание о христианстве ) Ясно, что вы к Православию не имеете ни малейшего отношения.Скорее, борцы с православием. Под видом " праведности " . Я вообще-то с сектами больше борюсь и сектантским или фарисейским отношением к заповедям Христовым. Когда на словах всех любят,а на деле - только себя любимого. 100. " Церковь " против Бога " . Так, по духу,следует именовать " книгу " . И это все, что нам,православным людям,следует знать. И Слава Богу за все. 99. Ответ на 98., Lucia: И Юлии Цезари С " НЕ ГОГОЛЯМИ " ) 98. Ответ на 97., М.Яблоков: Здесь вообще одни эксперты собираются ))) И Юлии Цезари. 97. Ответ на 96., Lucia: Просто умиляет, что они считают себя экспертами в области культурного общения))

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/18/...

Николай 27 августа 2016, 17:08 Пресвятая Богородица Спаси и Сохрани нас грешных. Елена 28 августа 2015, 09:57 Спаси, Господи! Так по семейному, все доходчиво Ирина Зайцева 27 августа 2014, 23:16 Господи Иисусе Христе Сыне Божий! Молитвами Пречистой Твоей Матери спаси и помилуй!Пресвятая Богородице, спаси нас! Анатолий Тэгай 28 августа 2013, 19:07 ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ прости и спаси меня, моих родных и близких. Татьяна 28 августа 2013, 11:51 Господи, Иисусе сыне и слове Божий, Богородицею помилуй нас. С праздником! Дмитрий 28 августа 2013, 10:41 Низкий поклон отцу Андрею за его статьи и проповеди! Всех с Праздником, дорогие братья и сестры! Пресвятая Богородица, Пречистая Дева Мария, Владычица Небесная, Заступница усердная, помоги нам и спаси нас! Alexander 28 августа 2013, 03:26 Presvyataya Bogorodiza Moli Boga o nas! Presvyataya Bogorodiza - spasi, soxrani, pomogi i zazheti nas !!! S Prazdnikom !!!! наталья 27 августа 2013, 23:40 Просто, понятно, радостно. Спаси Господи. Василий 27 августа 2013, 23:01 Спаси Господи за вдохновенную статью, отец Андрей. Евгений 27 августа 2013, 22:03 Пречистая Мати,моли Бога о нас грешных!!! С ПРАЗДНИКОМ,ПРАВОСЛАВНЫЕ!!! еВГЕНИЙ 27 августа 2012, 17:51 ЧТО ЗА ЧУДО,СТАСТЬЯ!!! С ПРАЗДНИКОМ!!!!!!!! Елена 29 августа 2011, 13:56 Спаси Господи! Пресвятая Богородице моли Бога о нас! Ирина 29 августа 2011, 13:21 Большое спасибо!!! Андрей 28 августа 2011, 16:46 Спасибо за статью. С Праздником Успения Пресвятой Богородицы! Спаси Бог! Спаси Христос! православный 28 августа 2011, 13:39 Спаси,Господи! Ольга 28 августа 2011, 09:54 С Праздником! olga 27 августа 2011, 17:14 Спаси Господи за статью! С Праздником! Елена, Передачи о. Андрея вернули на КРТ. Ежедневно 6:30 День Ангела, 6:35 - Грани. Сергий Матковский. 27 августа 2011, 13:47 Спаси, Господи!С каждой проповедью отца Андрея,открываю для себя новое знание,новые переживания! Кажется многораз слышал слова на Успение Пресвятой Богородицы,но сегодня пережил новые ощущения,и по-новому чувствую этот праздник!

http://pravoslavie.ru/48285.html

23.09(06.10)1941 21.11(04.12)1941 25.04(08.05)1942 28.09(11.10)1941 22.04(05.05)1943 23.03(05.04)1943 08(21)12.1943 26.07(08.08)1946 Московская, обн. Основана в 1923 г. Местопребывание – в бывшем Заиконоспасском монастыре. Упразднена в 1927 г. 1923 01(14)01.1927 Московский и всея России патриархат, обн. Существовал в кон. 1941 г. без учреждения. 21.11(04.12)1941 12.1941 Мотовилихинская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Мотовилиха (Пермская губерния). Пермское викариатство. Упразднена в 1926 г. (?) 09(22)05.1924 Феофан Брюханов (1926) 2767 Митрополит Крутицкий, помогавший в делах управления старцу патриарху Адриану в конце его жизни и временно управляющий по его кончине до назначения царем Петром Стефана (Яворского) Местоблюстителем Патриаршего Престола. 2768 Митрополит Рязанский и Муромский с титулом «администратор, блюститель, викарий и экзарх Патриаршего Престола». С ликвидацией Патриаршества и с установлением синодального строя был назначен первым Президентом Св. Синода. Скончался 27.11.1722. См. Рязанская. 2769 «...Указом ... от 27 января 1719 года Сарскому митрополиту Игнатию велено «в Москве соборную церковь и Патриаршую епархию, также и духовные всякие дела, ведать и отправлять, как ведал и отправлял Преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский...» (Соловьев H. A., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып. 1. M., 1894. С. 106). В 1721 г. был обвинен в общении с опальной царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной (в бытность епископом Суздальским) и отрешен от управления Крутицкой епархией и Патриаршей Областью. «...1-го октября 1721 г. Петр. лично присутствуя в Синоде, указал ... отпустить его по преклонности лет на обещание в Нилову пустынь; жить ему там в келье, но митрополитом и епископом не писаться. Так печально кончил свою многотрудную деятельность энергичный русский иерарх...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 145–146). 2770 Епископ Мелиникийский; временно управляющий совместно с тремя московскими архимандритами: Чудовским, Новоспасским и Златоустовским (позднее замененным Андроньевским).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В действительности в 1930 г. Алексий (Симанский) был архиепископом Хутынским. Этот титул он носил с конца 1926 г. до празднования 5-летия легализации Московской патриархии в мае 1932 г. Поскольку юбилей совпал с окончательной ликвидацией Хутынского монастыря, при награждении 18 мая 1932 г. саном митрополита владыка Алексий получил новый титул «Старорусский», тогда как остальные постоянные члены Временного Патриаршего Священного Синода свои титулы сохранили. Неделя мясопустная 1941 г. пришлась на 10/23 февраля. Здесь и далее так в тексте. Скорее всего, священника и монахиню как социально опасные элементы следовало искать не в числе «авакуированных», а в списках арестованных. Так, 28 августа 1941 г. был арестован протоиерей Н. Близнецкий, служивший в Никольской церкви поселка Саблино Тосненского района Ленинградской области: его этапировали в СибЛАГ (Новосибирская область). Старая Русса была оккупирована 9 августа, Демянск – 8 сентября 1941 г.; село Соснино также оказалось на временно оккупированной территории. Войска противника вышли к западному берегу озера Селигер: село Полново было занято ими, каменный корпус бывшего Успенского женского монастыря оказался на переднем крае обороны советских войск. Если учесть, что монахиня 1 мая 1942 г. уже прибыла к месту эвакуации в Астраханском округе, а перед этим провела 6 месяцев в заключении, то ее арест, скорее всего, последовал в середине октябре 1941 г., т. е. совпал по времени с эвакуацией Московской патриархии из Москвы. Астраханский округ Сталинградской области 27 декабря 1943 г. был преобразован в Астраханскую область с включением в нее ряда районов упраздненной Калмыцкой АССР. В Астрахани к середине 1941 г. богослужения совершались в Покровском соборе (Покровская церковь в Селении), к тому времени оставшемся единственным действующим храмом на весь Астраханский округ. Летом 1941 г. собор был занят под склад, но общине во главе с протоиереем Павлом Нечаевым (1891−1987 гг.) вскоре удалось получить «в бесплатное пользование» Иоанно-Предтеченскую церковь-усыпальницу на Духосошественском кладбище. На новом месте большинству богомольцев из-за крохотности здания приходилось слушать службу под открытым небом. Через 9 месяцев власти вернули Покровский собор верующим. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков) указом от 15 декабря 1943 г. назначил протоиерея Павла Нечаева благочинным. Это был первый шаг к возрождению Астраханской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/5900121/

Известно также, что некоторое время в период оккупации действовала Екатерининская церковь в пос. Антропшино (Царская Славянка). В начале августа 1941 г. спецгруппа НКВД взорвала колокольню и верхний купол закрытого в 1938 г. храма, т. к. они будто бы могли служить ориентиром для немецкой артиллерии. Поэтому проживавший с 1939 г. на ст. Антропшино заштатный протоиерей Иоанн Успенский с осени 1941 г., по благословению епископа Нарв-ского Павла, стал служить в устроенном в частном здании молитвенном доме. К весне 1943 г. верующие привели в порядок Екатерининскую церковь , и в апреле о. Иоанн возобновил в ней богослужения. В конце 1943 г. немцы эвакуировали протоиерея в Эстонию, где он был приписан к Никольской церкви Таллина и до осени 1944 г. обслуживал русских беженцев. В период оккупации диаконом при о. Иоанне в Антропшино служил Константин Травин, и осенью 1944 г. Владыка Григорий (Чуков) рукоположил его во священника к Екатерининской церкви, которая осталась действующей и в послевоенный период 11 . Ближайшим к Ленинграду крупным церковным центром стал расположенный на расстоянии 40 км к югу город Гатчина (до 1944 г. имевший советское название Красногвардейск) с населением 38 тыс. жителей. Последние гатчинские храмы были закрыты в 1939 г. Город являлся центром укрепленного района, поэтому его захват 13 сентября 1941 г. германскими войсками сопровождался ожесточенными боями, в ходе которых сгорели Успенская русско-эстонская и Всехсвятская кладбищенская церкви. Возрождение уцелевших храмов облегчалось тем, что в Гатчину были выселены некоторые клирики ленинградских церквей, жившие в пригородах и неожиданно для себя оказавшиеся в оккупации. Так, служивший в Князь-Владимирском соборе протоиерей Александр Петров вместе с братом своей жены священником Михаилом Смирновым из Урицка (Лигово), где они проживали, сначала были вывезены на ст. Володарская, а затем в Гатчину. Отец Александр Петров и возобновил в октябре 1941 г. богослужения в главном городском храме – Павловском соборе. Правда, в мае-июне 1941 г. собор начали перестраивать под кинотеатр, что серьезно повредило здание, а в сентябре немецким снарядом был пробит купол собора. Поэтому освящено было лишь подвальное помещение, в котором и начались службы. Верующие сохранили иконы, утварь, богослужебные одежды и охотно принесли их в открывшийся храм. Вторую церковь в Гатчине – св. Иоанна Предтечи на кладбище – открыл 14 декабря 1941 г. кандидат богословия о. Михаил Смирнов, подвергавшийся в 1929 г. аресту и высылке из Ленинграда. Третьим действующим храмом стала упоминавшаяся Покровская церковь в пригороде Гатчины – на ст. Мариенбург. В марте 1942 г. гатчинские священники были утверждены на своих приходах Управлением Псковской Миссии, но это не спасло о. А. Петрова от репрессий нацистов. 3 августа 1942 г. он был по доносу арестован и через две недели расстрелян в Гатчинском парке. Вдову и сына о. Александра на полтора года приютил о. М. Смирнов, а 20 января 1944 г. немцы угнали их в Эстонию 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 июня 1941 года епископ Савва был арестован еще с несколькими выдающимися людьми, сербами из Плашки. Были арестованы священники Боголюб Гакович, Джордже Стоянович и Станислав Насадил. Нацисты заперли их в конюшне Йосипа Томленовича, поставив вооруженную охрану. Все пленники, а епископ Савва особенно, ежедневно подвергались страшным истязаниям и унижениям. В конюшне они провели больше месяца. 19 июля 1941 года мучители связали пленников в шеренгу по двое, отвели на вокзал, чтобы утренним поездом отправить их в Госпич. На Плашском вокзале пленников продержали с 10 часов вечера до 5 утра. В самом тяжелом положении оказался епископ Савва, которому, несмотря на то что он был скован кандалами, даже не давали возможности сесть. Епископ Савва и арестованные с ним плашские новомученики прибыли в Госпич 20 июля 1941 года. С Госпичского вокзала они сразу же были доставлены в тюрьму, где их снова страшно истязали и унижали. Сохранились данные, что епископа Савву 8 августа 1941 года видели в тюремном дворе связанным и стоящим под дождем. И эту пытку мученик перенес спокойно. В середине августа 1941 года из госпичской тюрьмы было выведено около двух тысяч сербов, связанных проволокой по двое, их повели по дороге в направлении горы Велебит. В этой группе был и епископ Савва. Есть основания думать, что святитель был убит на Велебите, так как в августе 1941 года там были казнены около 800 сербов. Несмотря на то что точное время и место его мученической кончины неизвестны, так же как не сохранились сведения о множестве погибших из православного духовенства и верующих,– Господь вписал их имена в книгу вечной жизни. Священный Архиерейский Синод СПЦ в течение войны неоднократно пытался ходатайствовать за митрополита Петра и епископа Савву, чтобы вызволить их из злодейских рук нацистов. Попытки были безуспешны. Несколько лет спустя (после войны) в Башаид, где владыка Савва много лет служил на приходе, приехал один человек: он представился его духовным чадом, рассказал, как владыка заботился о нем, дал образование, оказывал большую материальную поддержку. Он поведал о кончине владыки, о том, что видел своими глазами: «Усташские палачи вывели владыку на поляну и там продолжили издевательства. Заживо содрав с него кожу, засыпали раны солью. Затем закопали в землю, оставив на поверхности только голову, принесли железную ржавую борону и «пахали» по его голове, пока мученик не умер. Что было дальше, не знаю. Вероятно, он был брошен в одну из многочисленных ям, в которых мученически окончили жизнь многие православные сербы. Но смерть не отлучила его от народа».

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

18 августа 1941 г. большинство православных епископов, оказавшихся на оккупированной территории Украины, собрались на собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной Украинской Церкви. Главой ее был избран архиеп. Алексий (Громадский), возведенный затем в сан митрополита. 1 сентября 1941 г. в окружном послании к верующим он обосновал решение не возобновлять свое подчинение заявившему юрисдикционные права на всю Украину митрополиту Варшавскому Дионисию (Валединскому). Митрополит Алексий ссылался на то, что западно-украинские земли вошли в состав СССР, а местные епархии – в Московский Патриархат, и митр. Дионисий письменно отказался в 1939 г. от своих прав на эти территории. 25 августа 1941 г. новый собор епископов в Почаевской лавре избрал митр. Алексия экзархом Украины 931 . Митр. Дионисий, не признав автономную Церковь , сформулировал свои возражения в послании от 30 ноября 1941 г. Так как германские власти не допускали распространения его влияния на восток, он начал поддерживать и благословил возрождение антимосковской автокефальной Украинской Церкви. Митр. Дионисий возвел в сан архиепископа еп. Луцкого Поликарпа (Сикорского) и 24 декабря 1941 г. назначил его администратором (управляющим церковью) на Украине. Автокефальная Церковь была официальна восстановлена на соборе епископов, состоявшемся 7–10 февраля 1942 г. в Пинске. Именно он постановил принимать в общении священников-«липковцев» без нового посвящения (остатки их организовались на своем съезде в Киеве 29 сентября 1941 г.). 17 мая 1942 г. архиеп. Поликарпу решением Синода в Киеве был присвоен титул митрополита Киевского, но он остался жить в Луцке. Автокефалисты развернули борьбу против автономной Церкви. Обе они посвящали новых епископов, число которых вскоре дошло до 15 у автокефалистов и 19 (считая 2 архиереев Ростовской епархии) у автономной Церкви 932 . Почти все имевшиеся на Украине православные епископы проживали в ее западной части, присоединенной к СССР в сентябре 1939 г. На остальной территории республики уцелел лишь один архиерей канонического рукоположения – проживавший на покос в Киеве престарелый схиархиепископ Антоний (Абашидзе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобная ситуация в годы Великой Отечественной войны существовала и на временно захваченных Румынией территориях. 28 июня 1940 г. Румыния была вынуждена передать Бессарабию и Северную Буковину (большинство населения которой составляли украинцы) Советскому Союзу, 30 августа 1940 г. (по 2-му Венскому арбитражу) Северную Трансильванию отдать Венгрии, и в том же месяце Южную Добруджу — Болгарии. На территории Северной Буковины 7 августа была образована Черновицкая область в составе Украинской ССР. После включения Бессарабии в состав СССР ее южная часть отошла к Одесской области (и епархии), а из остальной части, с присоединением прежней левобережной Молдавской АССР (Приднестровья), в августе 1940 г. образована Молдавская ССР. Вскоре на территории республики была учреждена епархия Русской Православной Церкви, и в декабре того же года ее временным управляющим назначили епископа Тульского Алексия (Сергеева). 12 мая 1941 г. Владыку утвердили на Кишиневской кафедре с присвоением титула архиепископа Кишиневского и Бессарабского, оставив в его управлении Измаильскую и Белецкую епархии, и временно возложили на него общее попечение о самостоятельной Черновицкой епархии. Титул архиепископа не соответствовал ни дореволюционному (Кишиневский и Хотинский), ни установленному в декабре 1944 г. (Кишиневский и Молдавский). Титул, присвоенный в 1941 г., был максимально приближен к привычному для слуха местного верующего народа. В начале лета 1941 г. Московской Патриархией был назначен епископ Черновицкий и Хотинский Дамаскин (Малюта). [xvi] После прихода советских войск значительная часть духовенства Бессарабии и Северной Буковины, около 500 священнослужителей, уехали в Румынию, их временно распределили по всем епархиям как помощников настоятелей. [xvii] Во всех приходах был вновь введен юлианский богослужебный стиль. Уже в 1940 г. в Бессарабии начали проводиться антицерковные акции: были ликвидированы некоторые монастыри, закрывали церкви, отбирали церковное имущество. В частности, насельницы Жабского Вознесенского монастыря были выдворены за стены обители, а все монастырское имущество конфисковано. Жизнь религиозных общин была поставлена под контроль уполномоченным ЦК ВКП(б) и СНК СССР по Молдавии С.А. Гоглидзе и органами НКВД. В августе 1940 г. по распоряжению Совнаркома на территории западных областей Украины, Белоруссии, Бессарабии и Северной Буковины началась опись церковного имущества, прежде всего предметов из драгоценных металлов. Порой это вызывало конфликты с местным населением. Так, 8 мая 1941 г. в с. Раковец Сорокского уезда около 400 крестьян участвовали в массовом выступлении против проведения описи имущества местной церкви. Подобные случаи были и в Кишиневе. А в июне 1941 г., накануне войны, из республики выселили тысячи «антисоветских элементов», в том числе священнослужителей. [xviii] В 1943 г. в румынской газете «Раза» был опубликован большой список репрессированного в 1940-1941 гг. бессарабского и буковинского духовенства. [xix]

http://bogoslov.ru/article/656557

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010