см. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004. С. 92–103; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 153–160; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 349–351, 358. 7 См.: Там же. С. 105–112; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 176–178, 195–197. 8 Цит. по: Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. С. 105. Ср. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 177. 9 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. С. 113–121; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 197–222; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 359–393; Фирсов С. Л. Апостасия. “Атеист Александр Осипов” и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. СПб., 2004. С. 5–55. 10 Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 205; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 366. 13 О реакции Церкви на другие акции см., например, Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 210–216; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 367–368 и др. 14 См. Беглов А. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 202–230. 20 РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 15. Д. 120. Л. 76. Эта статья в несколько исправленном виде унаследована и современным отечественным законодательством. См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 239: Организация объединения, посягающего на личность и права граждан. 27 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 391; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 446–449; Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. С. 329. 28 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

Игумен Нестор Тркулья родился в 1899 году в Црном Луге. Окончил монастырскую школу в монастыре Раковица и принял монашеский постриг в этом же монастыре в 1924 году. В том же году рукоположен во иеромонаха. Перед началом Второй мировой войны назначен игуменом монастыря Милешева. В 1941 году расстрелян партизанами. Похоронен в монастыре Милешева. Архимандрит Серафим Дзарич родился в 1875 году в Очевине под Плевалем. Закончил двухгодичные священнические курсы в Призренской семинарии. В 1897 году принял монашество в монастыре Святой Троицы под Плевалем. В 1898 году рукоположен в диакона, а в 1900 во иеромонаха. Собрат, а затем настоятель монастыря Святой Троицы. В 1924 и 1925 гг. награжден орденами Святого Саввы IV и V степени. 1 декабря 1941 года расстрелян партизанами в Плевалях. Священник Андрия Шильяк родился в 1898 году в Плевалях. В 1921 году Закончил богословско-учительскую школу в Призрене, в 1922 году рукоположен в диакона и затем в священника. В своей миссионерской деятельности особенно проявил себя в сотрудничестве с Красным крестом, за что был награжден серебряной и золотой медалями. Расстрелян итальянскими оккупантами 4 декабря 1941 года. Протоиерей Слободан Шильяк родился в 1881 году на Илиной горе под Плевалем. Закончил Призренскую семинарию. В 1903 году рукоположен в диакона и священника. Во время Балканских войн служил военным священником. Во время Первой мировой войны арестован и направлен вместе с группой известных сербов из Плеваля в лагерь Болдогасон в Венгрии. 5 декабря 1943 года расстрелян партизанами на Косанице. Протопресвитер Симо Баньяц родился в 1871 году в Горнем Рыбнике. В 1893 году закончил Рельевскую семинарию. В 1897 году рукоположен в сан священника. В 1941 году изрублен усташами. Протопресвитер Мирко Стоисавлевич родился в 1885 году в Отишиче. В 1908 году закончил семинарию в Задаре. В 1909 году рукоположен в сан диакона и священника. 30 июля 1941 года схвачен усташами, подвергнут пыткам и убит. Протопресвитер Милан Баньяц родился в 1886 году в Дрваре. После окончания семинарии в Призрене в 1910 году рукоположен в сан диакона и священника. Служил в Баня Луке. 14 июня 1941 года схвачен усташами и после зверских мучений убит. Вместе с ним пострадал священник Милан Голубович

http://pravoslavie.ru/41279.html

Он издал обращение к пастве, где объявил к сведению клира и мирян, что «он признан гражданской властью единственным главой Эстонской Церкви», и, не обинуясь, угрожал ответом перед гражданскими властями тем, кто не подчинится ему» 141 . Впоследствии, в письме от 30 декабря 1942 г., митрополит Александр так описывал события осени 1941 г.: «3 сентября 1941 г. от полиции безопасности Германии и 10 сентября от руководителя самоуправления Эстонии мне было дано задание в качестве ответственного главы апостольской Церкви руководить религиозной жизнью православных в Эстонии. На основании этих распоряжений я разослал в начале сентября 1941 г. обращение к приходам и 11 октября того же года распространил через благочинных циркуляр, в котором призывал всех духовных и светских деятелей апостольско-православной Церкви приступить к мирной и созидательной работе, напомнив при этом, что нарушителям мира и порядка придется иметь дело с правящими властями. Последняя фраза не содержит угрозы, как упоминал митр. Сергий, но только напоминание и заботу о предотвращении возможных нарушений мира и правопорядка» 142 . Слова о том, что письмо «не содержит угрозы», по-видимому, не соответствовали истине, ведь иначе как угрозу трудно истолковать слова в циркулярном письме митрополита Александра от 14 октября 1941 г.: «Священнослужителям, членам причта, деятелям приходским или прихожанам, не исполнившим моих распоряжений и тем нарушившим церковную дисциплину и порядок, придется иметь дело с властями» 143 . Это циркулярное письмо было разослано митрополитом Александром уже после получения им письма от экзарха митрополита Сергия от 16 сентября 1941 г., в котором последний информировал главу Эстонской Церкви о сохранении экзархата и прежнего порядка церковного управления; «к сведению Вашему и экзаршего управления сообщаю, что каноническое положение экзархата сохраняет прежний порядок в управлении» 144 . Что же касается присоединения к Русской Православной Церкви весной 1941 г., то, по свидетельству экзарха митрополита Сергия, митрополит Александр объясняет те события «обстоятельствами времени» и «даже как бы похваляется, что он этими действиями, попросту говоря, обманул Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В межвоенный период Белград и СПЦ развернули в Вардарской М. активную просветительскую деятельность. В 1920 г. королевским указом в Скопье был открыт философский фак-т как часть Белградского ун-та. В Охриде по инициативе еп. Николая было сформировано церковно-просветительское братство «Св. Климент» (действовало до сер. 30-х гг. XX в.). По решению правительства от 5 окт. 1921 г., 26 февр. 1922 г. открылась ДС св. ап. Иоанна Богослова в Битоле (действовала до 1941), в к-рой преподавали иером. Иоанн (Максимович ; впоследствии архиепископ Западноамериканский и Сан-Францисский), архим. Киприан (Керн) , архим. Николай (Карпов; впосл. епископ Лондонский, викарий Западноевропейской епархии РПЦЗ) и др. Стали издавать научные журналы, в Скопье были открыты Церковный музей Юж. Сербии и Галерея фресок из храмов. В апр. 1941 г. Германия напала на Югославию. 7 апр. нем. войска вошли в Скопье и вскоре дошли до албан. границы. 17 апр. Югославия капитулировала. С 19 апр. 1941 г. по указанию вермахта болг. армия взяла под контроль вост. области Вардарской бановины. В зап. городах Тетово, Гостивар, Кичево, Дебар и Струга была установлена итал. оккупационная власть, в июле 1941 г. эти районы были присоединены к Албании (в апр. 1939 включена в состав Италии), правосл. храмы переданы в управление Албанской Православной Церкви . Синод БПЦ приветствовал введение болг. управления на македон. землях. В кон. апреля 1941 г. был разработан проект церковного устройства на этих землях «на основе церковно-исторических и национальных соображений и с учетом географического положения, путей и торгового сообщения в этих областях» ( Елдъров. 2004. С. 244-245). Иерархи СПЦ, епископы Иосиф и Викентий, весной 1941 г. были высланы болг. солдатами в Сербию. Болгарский Синод направил неск. архиереев для ознакомления с церковным положением в своих бывших епархиях. Вскоре архиереи сообщили, что священнослужители и верующие, прежде всего в Скопской епархии, встретили их с энтузиазмом, а наиболее сдержанно к ним отнеслись в Охридско-Дебарской епархии.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

31 марта 1940 г. была создана Карело-Финская ССР, но ее территория оказалась почти безлюдной. Органы советской власти оформили закрытие всех «бесхозных» церквей, их здания были переданы различным государственным и общественным организациям. 214 Последние православные храмы оказались официально закрыты весной-летом 1941 г.: в Повенце – 14 апреля 1941 г., а в Петрозаводске Екатерининская церковь – 3 июня 1941 г. и обновленческая Крестовоздвиженская – 15 июля 1941 г. 215 Летом 1941 г. как Православная, так и Евангелическо-Лютеранская Церкви Финляндии благословили новую войну с СССР. В первые же месяцы войны финские войска заняли часть Карелии и Ленинградской области, и архиепископ Герман (Аав) вернулся в Сортавалу. В сентябре 1941 г. в Карелию отправились 6 представителей православного военного духовенства, а также 30 священников, монахов, диаконов с 6-ю обученными мирянами. Как сообщала финская церковная газета «Ферзамлингсбладет», «Общество распространения Библии в России» выпустило 5000 православных молитвенников, чтобы раздать советским военнопленным. Дважды в месяц выходил церковный листок на русском языке «Друг военнопленных» (тираж 7000 экземпляров). 216 На утраченных Финляндией в 1940 г. землях, вновь занятых финскими войсками, были воссозданы некоторые финские православные общины. В 1942 г. в Выборге возобновились богослужения в Ильинской церкви и в деревянном храме Успения Божией Матери (на кладбище). Но кафедральный собор Преображения Господня был занят под склад трофейного советского оружия и поэтому не действовал с 1940 по 1948 г. Открылись два православных храма в г. Кексгольме: собор Рождества Пресвятой Богородицы и кладбищенская церковь Всех святых. Летом 1943 г. в Сортавале архиепископ Герман освятил восстановленную городскую Никольскую церковь . В этом же городе возобновились богослужения в Никольской церкви на Валаамском подворье и домовом храме Духовной семинарии. Богослужения стали проходить и в других населенных пунктах Карелии: в Ладве, Шелтозере, Соломенном, Кондопоге, а в Ленинградской области – в Важинах и Гимреке. Иногда, однако, в православных храмах финские войска устраивали гарнизонные лютеранские кирки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кандидатура архим. Палладия, утвержденная нем. властями, долгое время оспаривалась в Украинской церковной раде и др. укр. орг-циях, что было связано с конфликтом Палладия с Огиенко из-за различия в политических взглядах. Только после того, как архим. Палладий (после хиротонии еп. Илариона (Огиенко)) дал письменное обязательство поддерживать все решения последнего, Иларион согласился на участие в наречении и хиротонии Палладия. Наречение архим. Палладия во епископа Краковского и Лемковского состоялось в Варшаве 16 янв. 1941 г., но из-за споров о территории епархии и количестве приходов (часть которых митр. Дионисий хотел сохранить в Варшавской епархии) архиерейская хиротония состоялась 9 февр. 1941 г. На следующий день Палладий был возведен в сан архиепископа. После оккупации нацистами Зап. Украины и создания 1 авг. 1941 г. дистрикта Галиция, вошедшего в Генерал-губернаторство, к Краковской епархии была присоединена территория современных Львовской, Ивано-Франковской и частично Тернопольской областей Украины; по декрету митр. Дионисия от 17 авг. 1941 г. епархия сменила название на Краковско-Лемковская и Львовская. Малочисленная Краковская епархия (24 прихода) была образована прежде всего для того, чтобы дать более чем 20 тыс. принявших Православие лемков своего епископа, который должен был их постепенно украинизировать. Фактически с сент. 1940 г. до весны 1941 г. епархией управлял близкий к украинским национальным кругам прот. Мартин Волков, бывший депутат польского сейма, возможно один из инициаторов учреждения кафедры. С 1939 г. Волков являлся настоятелем краковского Успенского правосл. прихода (существовал с 1918). Вместе с викарием свящ. Евгением Гриневичем он в 1940 г. украинизировал приход, заменил церковнослав. язык в богослужении украинским. Несмотря на то что кафедрой правящего архипастыря был определен Успенский храм в Кракове, архиеп. Палладий постоянно находился в Варшаве (долгое время не удавалось добиться согласия нем. властей на переезд архиерея в Краков), руководил епархией, опираясь на канцелярию в Варшаве, которой заведовал свящ. Александр Чубук-Подольский, а также на обладавшую особенно широкими правами Краковскую духовную консисторию, которой управлял в качестве секретаря прот. Мартин Волков, являвшийся фактически наместником правящего архиерея. Резиденция епископа оставалась в Варшаве еще и потому, что маловместительный Успенский храм в Кракове, размещавшийся в военных казармах на окраине города, в 1940 г. был реквизирован под военные нужды. В качестве компенсации немцы в дек. 1940 г. выделили правосл. общине Кракова бывшую синагогу «Агават Раим» Еврейского благотворительного об-ва в старой части Кракова. В 1941 г. архиеп. Палладий освятил в этом помещении храм Успения Божией Матери, там же разместилась консистория.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Александров Георгий Федорович (1908–1961), советский партийный и государственный деятель. В 1940–1947 гг. возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Алексий (Громадский Александр Якубович) (1882–1943), митрополит. С 1918 г. в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Ректор Кременецкой духовной семинарии (1919–1922). Епископ Луцкий, викарий Волынской епархии (1922). Епископ Гродненский и Новогрудский, член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше (1923). Архиепископ Гродненский (1928–1934). Архиепископ Волынский и Кременецкий (1934–1940). Архиепископ Тернопольский и Галичский (1940–1941). В 1940 г. возвратился в юрисдикцию Московского патриархата. Архиепископ Ровенский и Кременецкий (1941). Архиепископ Волынский (1941). После установления режима немецко-фашистской оккупации не признал юрисдикции митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) на Украине и предпринял меры по установлению канонически правомерного церковного управления. В августе 1941 г. созвал в Почаевской Лавре епископское совещание, на котором было принято решение о восстановлении автономного статуса Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата. В ноябре 1941 г. избран Экзархом Украины. Позднее возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского. Убит по дороге из Кременца в Луцк украинскими националистами. Алексий (Кабалюк Александр Иванович ) (1877–1947), схиархимандрит, священноисповедник. Родился в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году в сане иеромонаха. После возвращения в Подкарпатскую Русь служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси. Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 года. В 1921 году принял участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. В 2001 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1935 г. в междуречье Унжи и Ветлуги был создан Ветлужский (с 1938 Унженский) ИТЛ. К началу войны в нем находилось 27,2 тыс. заключенных, в т. ч. и представители духовенства. В марте 1941 г. была закрыта Троицкая ц. (бывш. собор Троице-Сыпанова мон-ря в с. Троица Нерехтского р-на), в которой под спудом находились мощи прп. Пахомия Нерехтского. 29 апр. 1941 г. Костромской горисполком постановил закрыть Ильинский (Христорождественский) храм на Городище в Костроме, построенный в сер. XVII в. боярином Г. И. Морозовым. Тогда же Костромской горисполком расторг договор с религиозной общиной Спасо-Запрудненской ц., возведенной на месте, где, по преданию, произошло явление Феодоровской иконы Божией Матери. Однако из-за бюрократических задержек Ярославский облисполком до начала войны не успел утвердить это решение, и храм не закрыли. 1941-1945 гг. К началу Великой Отечественной войны в К. и Г. е. осталось несколько действующих храмов: 5 - в Костроме (из них 1 обновленческий), по 1 - в Галиче, Солигаличе, Нерехте и Буе, ок. 80 приходских церквей (в сент. 1920 их насчитывалось 918). Ни одного действующего храма не было в Чухломе, Сусанине, Кологриве, Макарьеве. В течение лета 1941 г. власти продолжали закрывать храмы. В годы войны некоторые церкви прекратили существование из-за того, что служивших в них священников мобилизовали в трудармию. Продолжалось преследование представителей духовенства. 25 дек. 1941 г. был арестован священник Никольской ц. в с. Сидоровском Красносельского р-на А. В. Богословский; его расстреляли по обвинению в пораженческой пропаганде 14 мая 1942 г. В Буе 14 янв. 1943 г. был арестован свящ. Воскресенской ц. прот. А. Г. Бонич, через год умерший в ярославской тюрьме. 29 марта 1945 г. была арестована певчая кафедрального собора А. О. Гончаренко, а 21 мая 1945 г.- регент хора кафедрального собора К. П. Кузьмин. По обвинению в «антисоветской агитации» оба они были приговорены к 5 годам заключения в лагерях. Ряд служителей К. и Г. е. в годы войны мобилизовали в армию. В 1941 г. был призван диакон Иоанно-Златоустовского кафедрального собора Борис Васильев. По окончании военного училища в Вел. Устюге он в звании лейтенанта участвовал в Сталинградской битве в должности командира взвода разведки. Позднее он воевал на Украине и окончил войну в звании капитана (впосл. Васильев стал протоиереем). В числе священников, служивших в епархии после 1945 г., было немало участников войны.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

К июню 1941 г. у МП в Ленинграде осталось 5 действовавших храмов, в ближайших окрестностях - 7 (Пушкин, Колпино, Петергоф - городские поселения в черте территории Ленинграда того времени, Урицк, Ст. Паново, Усть-Ижора, Парголово - на территории Л. о. того времени, ныне в черте С.-Петербурга) и в совр. пределах Л. о.- 5 (по 2 в Красногвардейском, ныне Гатчинском, и Волосовском районах и 1 в Тосненском). Из них 3 пригородных храма и областной не имели священников, на очереди стояла ликвидация их двадцаток. К Л. о. также относились 11 храмов, перешедших в июле 1944 г. в состав новообразованных областей: 1 - в Новгороде, 2 - в Лычковском р-не (ныне в Новгородской обл.), 1 - в Пскове, 3 - в Псковском р-не, по 2 - в Порховском и в Гдовском районах (ныне в Псковской обл.). Постановления о закрытии остальных 229 храмов в Л. о., по крайней мере на районном уровне, уже были приняты. Репрессиям подвергались представители всех исповеданий, не исключая обновленцев. К кон. 1940 г. у них осталось 2 храма в городе и 1 в области (ст. Лисий Нос, с 1950 в черте Ленинграда). М. В. Шкаровский, А. К. Г. 1941-1944 гг. После начала Великой Отечественной войны закрытие храмов продолжилось. 30 июня 1941 г. были упразднены храмы в деревнях Новинка, Околок, Коростелёво Пашского р-на «в целях занятия под воинские части» (ЦГА СПб. Ф. 9620. Оп. 1. Д. 1). 24 июля 1941 г. утверждено закрытие храма св. Иоасафа Белгородского в пос. Парголово. В авг. 1941 г. был арестован клирик Георгиевского храма на Большеохтинском кладбище свящ. Николай Ильяшенко, через полгода освобожден. В осажденном нацистами Ленинграде с пригородами, подчиненными горсовету, действовали 13 храмов: 8 патриаршей юрисдикции (соборы Никольский, Князь-Владимирский; церкви Иовлевская на Волковом кладбище, Георгиевская на Большеохтинском кладбище, Нерукотворного Спаса на Парголовском (Шуваловском) кладбище, Димитриевская в Коломягах; пригородные храмы: Троицкий в Петергофе и Знаменский в Пушкине), 4 обновленческих (Преображенский собор, церкви Серафимовская на Серафимовском кладбище, Николаевская на Колпинском кладбище, Князь-Владимирская на ст. Лисий Нос) и иосифлянский (Троицкий в Лесном). Один из действовавших храмов - Преображенский в г. Урицк был полностью уничтожен в ходе боев в 1941 г. Обновленческий Серафимовский храм 29 янв. 1942 г. был «изъят под склад-распределитель для приема покойников», в мае того же года возвращен верующим.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

духовенство объявлять о своей независимости от Московской Патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения нем. властей викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную Церковь . Большинство правосл. общин Украины сохранило каноническую связь с Московской Патриархией, войдя в состав образованной 18 авг. 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление к-рой было поручено митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому) . После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эст. приходов ( Эстонская апостольская православная Церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923, в 1941 архиерей принес покаяние в грехе раскола). В окт. 1941 г. по настоянию нем. Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь. Однако возглавивший ее в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) . После насильственной отправки на покой в июне 1942 г. митр. Пантелеимона его преемником стал архиеп. Филофей (Нерко) , также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную Церковь (см. ст.: Беларусь //ПЭ. Т. 4. С. 486-487). Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), герм. власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, к-рые заявляли о своей принадлежности Московской Патриархии. Преследовалось распространение документов, связанных с митр. Сергием. Согласно приказу группенфюрера СС Р. Гейдриха от 16 авг. 1941 г., в случае захвата Москвы митр. Сергий подлежал немедленному аресту. Со временем нем. власти стали более терпимо относиться к общинам Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010