Николаем (Ярушевичем) , экзархом зап. областей Украины и Белоруссии. 28 окт. того же года Антоний был назначен викарием Волынской епархии с сохранением титула «епископ Камень-Каширский», 28 марта 1941 г. возведен в сан архиепископа. Кафедра была перенесена из Камня-Каширского в Ковель. 30 марта 1941 г. архиеп. Антоний участвовал в Москве во встрече митр. Московского и Коломенского, патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) с архипастырями из Прибалтики, Зап. Украины и Зап. Белоруссии. В 1940-1941 гг. архиеп. Антоний служил в Воскресенском соборе в Ковеле, настоятель которого архим. Дамаскин (Малюта) , вероятно, по ходатайству Антония был хиротонисан в Москве 20 августа 1940 г. во епископа Житомирского, как отмечалось в указе митр. Сергия - «с временным местопребыванием в г. Ковеле». Первое время еп. Дамаскин оставался в Ковеле, впосл., по-видимому, должен был переехать в Житомир. В марте 1941 г. еп. Дамаскин переведен в Черновицы (ныне Черновцы) управляющим новообразованной Черновицкой епархией, но с началом войны вернулся в Ковель. В июле 1941 г., после оккупации Волыни нем. войсками, в Ковеле и в Камне-Каширском формировались поветовые церковные советы. В условиях борьбы на оккупированной территории между Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ) и автономной Украинской Церковью в составе Московского Патриархата (УПЦ) церковный совет в Ковеле выступил на стороне УПЦ за сохранение связей с РПЦ, чьим представителем был еп. Дамаскин (Малюта), который при поддержке нем. властей называл себя епископом Ковельским и Любомльским (об этом есть упоминания в униат. источниках). Еп. Антоний, который в первые месяцы войны склонялся к поддержке Поликарпа (Сикорского) и инициируемого им автокефалистского раскола, вынужден был вернуться в Камень-Каширский, где в авг. 1941 г. объявил о создании самостоятельной Камень-Каширской и Полесской епархии, провозгласил себя ее правящим архиереем и образовал епархиальный совет во главе с прот. Александром Билецким (убит участниками коммунистического подполья в церкви с.

http://pravenc.ru/text/1470107.html

 См.: Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии. Белград, 1939. С. 460, 520.  Там же. С. 682 – 703.  См..: Пророчества о русской смуте//Хлеб Небесный. 1941. 1. С. 48; Предсказание преп. Серафима Саровского о русской смуте//Православная Русь. 1941. 12. С. 2.  ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 22. Л. 2 об. – 3.  ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 22. Л. 8.   Сурский И.  Отец Иоанн Кронштадтский. Белград, 1938. С. 196.   Серафим, архим . «Господи Иисусе Христе, воскреси святую православную Русь!»//Православная Русь. 1941. 12. С. 1.   Косик В.  Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942 – 1945). Взгляд из XXI века. М., 2012. С. 42.   Никитин А.  Нацистский режим и русская православная община в Германии. С. 402, 403.   Виталий (Максименко), архиеп . Мотивы моей жизни. Нью-Йорк. Джорданвилль. Б.д. С. 162 – 163.   Феодосий (Самойлович), архиеп . Письмо некоему архиерею 3.09.1941//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. F. “Talberg”. B. 1. F. 9.  ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 132. Л. 216.   Феодосий (Самойлович), архиеп . Письмо некоему архиерею 3.09.1941//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. F. “Talberg”. B. 1. F. 9.  ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 28. Л. 23.   Поздняев Д., свящ . Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае//Альфа и Омега. 1997. 2 (13). С. 166.   Григорий (Граббе), еп . Завет святого патриарха. М. 1996. С. 323.   Шкаровский М.  Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935 – 1945 годов. М. 2003. С. 183 – 185.  Никитин   А . Нацистский режим и русская православная община в Германии. С. 312 – 313.  См.:  Шкаровский М . Нацистская Германия и Православная Церковь. М. 2002. С. 157 – 158, 190.   Алексеев В . Православная Церковь на оккупированной немцами территории России в 1941 – 1944 гг.//Церковная жизнь//Церковная жизнь. 1957. 1 – 3. С. 31.

http://pravoslavie.ru/108286.html

Подвиг семьи Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать — не единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь соратниками Христа в Его искупительном деле. С этого же дня начинается Успенский пост. По строгости соблюдения он приравнивается к Великому посту (без мясных, молочных и рыбных продуктов) и продолжается с 14 по 27 августа (до дня Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и назван). Только 19 августа в праздник Преображения Господня — один раз за весь пост — можно есть рыбу. Впрочем, когда у одного из небезызвестных современных протоиереев спросили, существуют ли в Православной Церкви (и если существуют, то какие и для кого) послабления в посте, он ответил примерно так: «Послабления в посте есть: для новообращенных, детей, беременных, кормящих, болящих, находящихся в пути или на отпуске. Какие — вопрос индивидуальный и относящийся, скорее к личному христианскому самосознанию». Однако не стоит расстраиваться, если вы не найдете себя ни в одной из этих групп: пост продлится всего две недели, а соблюдение церковных канонов летом — сплошное удовольствие. Словарь Правмира — Спас  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 августа, 2019 13 августа, 2019 13 августа, 2023 14 августа, 2022 14 августа, 2021 15 августа, 2020 14 августа, 2020 13 августа, 2020 14 августа, 2019 14 августа, 2019 13 августа, 2019 13 августа, 2023 14 августа, 2022 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/medovyj-spas-i-uspensk...

1 Фессалоникийцам 4:13–17 Деяния 4:12 Марина 4 сентября 2010, 10:05 Спасибо за статью! Ludmila 28 августа 2010, 19:19 S prazdnikom vseh! Spasibo, ochenj interesno, yznala mnogo novogo. Фотина 28 августа 2010, 18:19 Спасибо за статью! Всех с праздником! Александр 27 августа 2010, 23:25 Пресвятая Богородица прости грехи наши. Радуйся Благодатная, Господь с Тобою! Всех православных Христиан с праздником! Людмила 27 августа 2010, 21:08 Пресвятая Богородица,помоги моему сыну в его болезни, не оставляй его!!!! Леван 27 августа 2010, 21:05 Спаси Господи! Пресвятая Богородица, помогай нам. Алексей 27 августа 2010, 20:46 Пресвятая Богородица не оставляй нас в святых своих молитвах пред Сыном Твоим и Господом нашим Дарья 27 августа 2010, 19:43 Большое спасибо! Пресветая Богородица, помогай нам!!! Всего Вам доброго! Нина 27 августа 2010, 15:10 Спаси Господи Вас. Пресвятая Богоридица помогай нам! С праздником! Анна 28 июля 2010, 13:27 Слава тебе! Пресвятая Богородица.Прости.Благослави,спаси сохрани и помилуй нас. Владимир 18 сентября 2009, 23:22 Пресвятая Богородице - спаси нас! Наталья 3 сентября 2009, 14:20 Очень хорошая статья,спасибо боллшое! Пресвятая Богородица, спаси нас и помогай нам! Василий 31 августа 2009, 13:41 Пресвятая Богородица! Прости и помилуй, помилуй и прости!Сколько греха несут на себе земляне-не искупить! Уповаем на Тебя,ащитница и Сына Божьего. Олег 31 августа 2009, 09:59 Пресвятая Богородице помогаи нам! Лариса 29 августа 2009, 16:02 С праздником дорогие наши и родные по духу! Пресвятая Богородице!Помогай нам! Юлия 29 августа 2009, 00:31 Спасибо! За помощь. НаталИя 29 августа 2009, 00:30 Пресвятая Богородице, помогай нам!!! Димитрий 28 августа 2009, 21:18 Всегда очень интересные статьи,читаем всей семьёй.СПАСИ ХРИСТОС.Пресвятая Богородице спаси нас. Анатолий 28 августа 2009, 19:32 Считаю, что начал воцерковляться, и такие материалы помогут мне, и таким как я, узнать больше о православной вере. Спасибо. Пресвятая Богородица моли Бога о нас. Цупко Андрей 28 августа 2009, 17:03

http://pravoslavie.ru/31719.html

Перейду к другой материи. Спрошу тебя: как ведет себя и вообще как поживает моя Анюта? каково дается ей просвещение? здорова ли, благочестива ли, послушна ли? Дай Бог, чтобы монастырская жизнь и монастырское воспитание в религиозном духе послужили для ней прекрасным началом последующей жизни, потому что жизнь в обители должна быть началом всякой добродетели, как для Пресвятыя Девы Марии Богородицы – воспитание в храме Иерусалимском. На тебя надеюсь, ее руководительницу 472 . Христос с вами! Ваш слуга и молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 1 Августа 1894 г. Председателю Таганрогского Окружного суда В. П. Мордухай-Болтовскому. 10 августа 1894. Кронштадт Ваше превосходительство Милостивый Государь Василий Петрович! Благодарю за Ваше высокое ко мне доверие и Ваши строки дорогого письма. С радостью приветствую Ваш исправительный приют и, по данной мне от Бога благодати, шлю Вам – инициатору и ему – приюту сердечное благословение. Да обрадуется же Ваш приют и да принесет он вожделенный плод Господу и всему Вашему округу 473 . Ваш богомолец, недостойный протоиерей Иоанн Сергиев 10 Августа 1894 г. В редакцию «Ярославских Губернских Ведомостей». Первая половина августа 1894. Кронштадт Сим объявляю, кому ведать надлежит, что некто Алексей Сергиев Гладков, приписанный к крестьянскому обществу Щенниковской волости Ростовского уезда и проживающий в городе Ростове, на Благовещенской улице, в доме Рахманова, злоупотребляет нагло моим именем, говоря простонародью, будто я дал ему благословение учить народ и исцелять болезни людей 474 – о чем мне и на мысль не приходило – и будто миряне должны обращаться к нему, самозванцу, а не к законным пастырям, от Бога поставленным. Свидетельствую Богом и моею священническою совестию, что Гладков есть обманщик и лжеучитель 475 . Кронштадтский Протоиерей Иоанн Сергиев. Княгине Е. Д. Шаховской. 18 сентября 1894. Кронштадт Ваше Сиятельство, многоуважаемая Елисавета Дмитриевна! Я получил от Вас телеграмму с приглашением меня в Ревель. Честь имею известить Вас, что я еду в Ригу по усиленной просьбе и в Ревеле не намерен был быть нынешний раз, чтобы сберечь время – так как я к 25 сентября приглашен на торжество освящения храма вновь сооруженного в селе Каменках по Варшавской ж дороге. Если побывав в Риге, я найду некоторый остаток времени, то заеду и к Вам на несколько часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

К 1936 г. в 27 из 54 районов Кировского края действовали отд-ния Союза воинствующих безбожников, однако результаты их работы были скромными. В частности, в 1936 г. по сравнению с предшествующим годом число крещений в Кирове увеличилось на 11%, в пос. Ленинское (Шабалино) - на 24%. Жители колхоза «Безбожник» Оричевского р-на не захотели создать у себя первичную орг-цию союза, заявив, что в их колхозе «все верующие вместе с председателем, а такое название колхоза нам не мешает». В Чудиновском сельсовете Халтуринского р-на председателем колхоза был избран диакон. К нач. 1936 г. в В. е. действовало ок. 154 храмов в юрисдикции митр. Сергия (Страгородского), в т. ч. в Кирове - Серафимовская и кладбищенская Иоанно-Богословская церкви (использовались Патриаршими приходами и обновленческими), ок. 50 приходов являлись последователями еп. Виктора (Островидова), ок. 20 церквей принадлежали обновленцам (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 154. Л. 1, 2; Д. 193. Л. 1-28). В 1939-1941 гг. в области прошло массовое закрытие церквей, в результате к-рого к окт. 1941 г. оставались действующими 4 храма в юрисдикции митр. Сергия (в Оричевском, Кикнурском и Белохолуницком районах, состояли под непосредственным упр. Патриаршего Местоблюстителя до 1942), 2 викторианских храма (в Оричевском р-не) (ГА Кировской обл. Ф. 2169. Оп. 45. Д. 57. Л. 3). В 1931 г. был закрыт и в 1933 г. разобран вятский Свято-Троицкий кафедральный собор, в 1937 г.- Александро-Невский собор, к 1941 г. в Кирове не было ни одного действующего храма. Свящ . Андрей Дудин, С . А . Шихов 1941-1988 гг. В 1941 г. начальник УНКВД по Кировской обл. в секретном донесении писал: «Выпущенное главой русской церкви митрополитом Сергием патриотическое обращение с призывом встать на защиту Родины - при отсутствии церквей в г. Кирове и окружающих районах - не получает должного распространения. В целях более быстрого обеспечения широкого размаха патриотической работы… является целесообразным и необходимым открытие одной из церквей на территории г. Кирова» (Война в памяти народной: Кировская обл. в годы Великой Отечеств. войны (1941-1945): Мат-лы и док-ты. Киров, 1995. С. 123).

http://pravenc.ru/text/161163.html

11-16 мая 1944 г. по требованию властей в Минске состоялся Собор епископов Белорусской Церкви, на к-ром присутствовали все белорус. архиереи. Целью проведения Собора было осуждение возведения в сан патриарха Московского и всея Руси митр. Сергия (Страгородского). Собор принял послание «Ко всем священникам и верующим нашей святой Греко-православной Белорусской Церкви» на основе составленной властями декларации. Собор осудил вмешательство Белорусской Центральной Рады (создана оккупационными властями в кон. 1943) в церк. дела и поставил под сомнение объявленную в 1942 г. автокефалию. На Соборе митр. Пантелеимону были присвоены титул «Его Блаженство» и право ношения 2 панагий и преднесения креста. Собор закончился поспешно, т. к. к Минску приближались части Красной Армии. Несмотря на тяжелейшие условия военного времени и оккупации, на территории М. е. было возобновлено и построено много храмов. Все приходы, существовавшие на территории Вост. Белоруссии к моменту ее освобождения советскими войсками, были открыты во время нем. оккупации. В Минске были возобновлены: Александро-Невская ц. на военном кладбище (28 июня 1941, в день вступления фашистов в Минск, верующие взломали засов, 6 июля в храме состоялось 1-е богослужение); Спасо-Преображенская ц., ставшая на время оккупации кафедральным собором М. е., при ней 17 июля 1941 г. был возрожден Спасо-Преображенский мон-рь, в к-ром жили более 10 монахинь и 5 священников; Свято-Духовская ц. (ныне кафедральный собор), при которой 15 мая 1942 г. началось возрождение муж. мон-ря; Екатерининский собор (ныне Петропавловский) на Немиге (богослужения возобновили в дек. 1941); ц. в честь Казанской иконы Божией Матери («привокзальная»); ц. равноап. Марии Магдалины на Сторожевском кладбище (богослужения возобновились 4 авг. 1941). На некоторое время возобновил свою деятельность Ляданский Благовещенский муж. мон-рь, в котором жили 13 насельников. Новопостроенная ц. свт. Николая Чудотворца в Козыреве в Минске была освящена 13 февр. 1944 г. В авг. 1941 г. по поручению архиеп. Пантелеимона для организации деятельности приходов из Жировицкого мон-ря в вост. регионы Белоруссии были направлены архим. прмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко. В 1941-1943 гг. они побывали в Борисове, Витебске, Орше, Жлобине, Могилёве, Гомеле, Бобруйске и других городах. Миссионеры проехали через Слуцкий и Копыльский районы Минской обл., открыли церкви в Копыле, Узде, Слуцке, в местечках Тимковичи, Романово, Греск, Грозово, в деревнях Семковичи, Песочное, Ляшно, Клевичи, Быстрица, Воробьевичи, Семеновичи.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Среда 22 мая/4 июня 1941. В 12 часов 30 минут на Дарю мало народа, но зато вся (офицерский состав) национальная гвардия в полной форме во главе с командующим и двумя его помощниками. Ольга Кедрова 353 опаздывает только на 10 минут. Полный хор, освещение, лучшие ризы. Свадьба Leroix проходит очень торжественно. Я читаю Апостола по-французски и прислуживаю. Протодиакон говорит ектению тоже по-французски. Служит о. Иаков. После свадьбы прием с шампанским и угощением на квартире Юрия Ширинского-Шихматова 354 . По теперешним временам все было в изобилии. Захватил даже для матери и Леонтьевых пирожков и сандвичей. Суббота 25 мая/7 июня 1941. Утром – баня, потом комитет Модраха. Если служащие очень любезны, то начальство было исключительно сухо и нелюбезно, особенно когда узнало, кто я. Генеральным секретарем состоит Рогович 355 . Его и его семью мы знаем два поколения. Он меня «не узнал», когда я уходил, но даже не передал бумаги, а оставил ее на столе и не попрощался... Суббота 1/14 июня 1941. Очень грустное и тяжелое впечатление оставило на мне посещение [Знаменской] церкви на rue Boileau 32, которая сейчас разрушается и перевозится в новое помещение 65, rue Michel-Ange. Все уже снято, иконостаса нет, на амвоне стоит только престол и жертвенник. Новое здание – тесное для церкви, но там будет помещаться и духовенство, и управление приходом. Пятница 7/20 июня 1941. По дороге на урок встретил нашего почтальона, который остановил меня и долго говорил о войне между СССР и Германией, о которой в один голос говорят все французы, хотя и радио, и газеты молчат. Откуда идут эти слухи? Я знаю все больше по заключениям из логического развития событий и то не так уверен, что все начнется не сегодня-завтра, а все окружающие французы считают, что это дело одного-двух дней. Суббота 8/21 июня 1941. На русской границе сосредоточено немцами свыше 100 дивизий. Вечером шли слухи о войне. Немцы говорили русским в гаражах, что скоро они вернутся к себе. Воскресенье 9/22 июня 1941. Всех святых русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

Пантелеймон (Рудык Петр, 16.06.1898 – 02.10.1968), архиепископ. Окончил православный богословский факультет Варшавского университета. 16.03.1941 хиротонисан во еп. Львовского в Москве. С декабря 1941 по ноябрь 1943 управлял Киевской епархией автономной Украинской Церкви. Весной 1944 возведен в сан архиепископа и возглавил архиереев автономной Украинской церкви, затем эвакуировался в Германию. С 1945 принадлежал к РПЦЗ. 05,03.1959 после принесения покаяния принят в общение с Московской Патриархией, с 08.08.1959 архиеп. Эдмонтонский и Канадский. Скончался в Эдмонтоне. Поликарп (Сикорский Петр Дмитриевич, 20.06.1875 – 22.10.1953), митрополит. В 1898 окончил Киевскую духовную семинарию. В 1919–1921 вице-директор департамента общих дел в правительстве Петлюры. В 1921 эмигрировал в Польшу. 10.04.1932 хиротонисан во еп. Луцкого. 02.08.1941 назначен митр. Варшавским Дионисием архиеп. Луцким и Ковельским, а 24.12.1941 – администратором автокефальной Украинской церкви, с 17.05.1942 митр. Киевский. В январе 1944 эвакуировался в Варшаву, а затем через Словакию в Германию. Руководил Украинской православной церковью за границей. С апреля 1950 жил под Парижем, где и скончался. Положенский Сергий, протоиерей. В 1934–1936 служил в берлинском приходе св. кн. Владимира юрисдикции митр. Евлогия, с 1936 по ноябрь 1938 настоятель русской церкви в пригороде Берлина Тсгеле, в ноябре 1938–-1945 снова в храме св. кн. Владимира. С 1945 служил в берлинских храмах Московской Патриархии. Розенберг Альфред (1893–16.10.1946), главный идеолог нацизма. Родился в Ревеле, учился в Риге и Москве. В 1919 эмигрировал в Германию. С 1923 главный редактор официального органа НСДАП газеты «Фёлькишср беобахтср». С 1933 начальник Внешнеполитической службы НСДАП, с 1934 заместитель Гитлера по вопросам духовной и идеологической подготовки членов партии. 17.07.1941 назначен рейхсминистром занятых восточных территорий. В 1946 приговорен Нюрнбергским трибуналом к казни и вскоре повешен, Розенфельдер Карл, германский чиновник. С июля 1941 по май 1945 руководитель группы религиозной политики Рейхсминистерства занятых восточных территорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010