Палладий , агент заграничных раскольников. Предлагает проект об учреждении заграничной типографии для печатания раскольнических книг с правом ввоза в Россию. Парфений (Агеев) игумен, настоятель и основатель Гуслицкого монастыря, † 1878 г. Представляет М. Филарету возражения на записку Мельникова о расколе; резолюция на сей записке владыки; отзыв епископа Ревельского Леонтия о сочинении Парфения; замечания М. Филарета об отзыве преосвящ. Леонтия. Перовский , граф Лев Алексеевич, министр внутренних дел, † 1856 г. Возбуждает вопрос о постановке в церквах кружек и об отделении части церковных доходов в пользу нищих. Перфильев , Степан Васильевич, генерал, почетный опекун, 1878 г. По Высочайшему повелению командируется в разные губернии для успокоения крестьян. Платонов , Василий Иванович, протопресвитер Московского Успенского собора. В 1848 г. М. Филарет ходатайствовал о награждении его. Плотников , Федор, наставник беспоповщинского толка и главный распространитель сводных браков в Тобольской епархии. Подфилинский , священник Подольской епархии, произведен из церковников. Поликарп , архимандрит, ректор Московской духовной академии, получ. выговор М. Филарета за представленные ему сочинения двух студентов. Попов , Евгений Иванович, протоиерей посольской церкви в Лондоне, † 1875 г. Письмо М. Филарета к обер-прокурору А. Ахматову о переводных статьях в письмах прот. Попова; препровождает графу Д. А. Толстому догмат, и церковные вопросы по поводу соединения Англиканской церкви с Восточною; мнение и ответы на них М. Филарета посылаются ему. Порфирий (Попов) архимандрит, инспектор Московской духовной академии, а потом ректор Вифанской семинарии, † 1866 г. Ходатайство студентов академии о назначении его ректором. Порфирий (Соколовский) епископ Томский, † 1865 г. Рапорт его о беспорядках в семинарии. Поспелов , Иоанн, протоиерей г. Вендена Рижской епархии. Его статья: «О положении православия в Лифляндии», помещенная в Православном Обозрении за 1865 г. обратила на себя внимание Государя; мнение М. Филарета о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

146 Статья о первоначальном происхождении рода человеческого, помещённая в февр. книжке Прав. Обозрения за 1860 г., принадлежит проф. В. Д. Кудрявцеву. 148 Протоиерей Александр Михайлович Иванцов-Платонов, профессор церковной истории в Московском универ. и законоучитель Александровского военного училища. О причинах неудовольствия м. Филарета на Иванцова см. в кн. проф. Горского: Голос старого профессора. 154 Иоанникия Горского. Прим. 89. М. Филарет был против этих назначений. О назначении Тульского Алексия в Крым митрополит в письме к обер-прокурору А. П. Толстому выразился так: „его не меньше было бы полезно послать к людям, нежели к камням. Письмо м. Филарета к высоч. особам и др. лицам. 11, 88. 155 С чувством глубокого утешения митрополит Филарет извещал А. Н. Муравьева, что в течение месяца в Московской церкви собрано 18,000 в пользу бедствующих в Сирии христиан. (Письмо без обозначения числа). 159 Александр Добрынин, епископ Ковенский с 1860 г.; с 1868 г. епископ Минский, с 1877 г. епископ Донской, с 1879 г Литовский. Ск. 1885 г. 161 Ювеналий Знаменский, с 1849 г. ректор Вологодской семинарии, с 1860 г. Рязанской семинарии. В 1867 г. увол. от училищной службы. 162 Ионафан Руднев, ректор Вологодской семинарии; с 1866 г. епископ Канишемский; с 1877 г. Ярославский. 164 Михаил Измаилович Богословский, профессор богословия в Петер. академии и законоучитель в училище Правоведения; с 1865 г. главный священник армии и флота; с 1879 г. протопресвитер Московского Успенского собора. Ск. 1884 г. 165 Иосиф Васильевич Васильев, протоиерей и настоятель русской церкви в Париже, потом председатель учебного комитета при Свят. Синоде. Ск. 1881 г. 168 Порфирий Соколовский, епископ Уфимский с 1859 г.; с 1860 епископ Томский; в 1864 г. уволен на покой и сконч. 1865 г. 169 Филарет Малишевский, епископ Ковенский; с 1860 г. Уфимский; с 1869 г. Нижегородский. Ск. 1873 г. 170 Феофилакт Губин. епископ старорусский н викарий Новгородский; с 1862 г. Кавказский. Ск. 1872 г. 171 Иоанникий Руднев, ректор Киевской академии, впоследствии митрополит Московский и потом Киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

1352 Само собою разумеется, что эмпирику, как всякому другому, ничто не мешает верить в существование души. – Но раз он принимает это верование в качестве принципа объяснения, то неизбежно вносит раздвоение в свою теорию, как это и было с Локком. 1359 David Hume. An enquiry concerning human understanding, section VII. Лондонское издание 1867 года под заглавием: Essays and Treatises on several subjects, vol. II, p 75; cp. Locke’a-Essay b. II, ch. 21. 1373 Викариатство в Казани тогда подлинно открылось, с наименованием викария епископом Чебоксарским, но викарием сделан был не ректор Казанской академии архим. Парфений (Попов), назначенный тогда же епископом Томским, а ректор Ярославской д. семинарии архим. Никодим (Казанцев), впоследствии епископ Енисейский, скончавшийся на покое в 1874 г. Парфений же окончатся в 1873 г. в сане архиепископа Иркутского. 1375 О преосв. Неофите сказано было выше. Преосв. Агапит, бывший епископ Томский, а с 1841 года, живший на покой в Москве со званием члена Синодальной конторы. 1376 Соколовский, бывший дотоле ректором Тобольской дух. семинарии (урожденец Нижегородской епархии), впоследствии епископ Томский. Сконч. в 1865 г. 1385 Об освящении единов. церкви на Преображен. кладбище см. донесение митр. Филарета Св. Синоду от 3-го апр. – в дополнит. томе Собрания мнений и отзывов м. Филарета, 103. Спб. 1887. 1386 7-го июня послано две книги: а) «Катехиз. беседы» Скворцова в переплете – 1 р. 75 к. б) Раскол, обличаемый своей историей» Муравьева – тоже 1 р. 75. 1389 29-го мая посланы были мною по почте в Казань списки с посольской грамоты архиеп. Макария, с указа о трегубой аллилуия и с повести о сугубой аллилуиа из жития преп. Евфросина, 15 го мая. 1392 Бердникову, кандидату Московской дух. академии выпуска 1852 г., инспектору малолетних певчих Синодального хора. 1396 Мажарову, магистру СПБ. духовной академии выпуска 1831 года, в 1856 году уволенному на покой. Срав. отзыв митрополита Филарета о нём в Письмах м. Филарета к Высоч. Особам и другим лицам, ч. II, стр. 32–33. Тверь, 1888.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из единоверческой церкви заехал я в домовую церковь , находящуюся при училище девиц духовного происхождения, основанного, как уже известно, в 1865 году Московской почётной гражданкой, девицей А.В. Мазуриной и вдовой Надворного Советника Н.А. Булах. Церковь показалась мне очень красивой и благолепной. Из церкви зашёл я и в училище, где всё нашёл в добром порядке; произвёл воспитанницам испытание по всем предметам училищной программы. Ответы слышались не вполне удовлетворительные. Тут, между прочими служащими при училище, находилась и одна из учредительниц – Булах. Не видя другой, главной основательницы училища – Мазуриной, я пожелал видеть и её, но Булах мне сказала, что г-жа Мазурина, по причине болезни, не может ни сама выйти, ни у себя принять. – Пользуясь личным свиданием с г-жой Булах, я убедительно просил её, чтобы она или сама продолжала быть начальницей училища, взявши назад своё заявление от 27-го мая, или указала —52— 1879 г. бы на эту должность достойную кандидатку, но она на первое не согласилась, а от второго уклонилась. Такое упрямство в Булах мне очень не полюбилось. Я спрашивал у некоторых Ржевских граждан, что значит такое решительное упорство со стороны Булах, мне отвечали, что она оскорблена какой-то газетной статьёй, и потому решилась отказаться от заведывания училищем, не отказываясь от права властвовать над служащими при училище. Между тем, в Ржеве ходили неясные толки о каких-то странных непонятных ни для кого отношениях Булах к Мазуриной и о совершенном затворничестве последней. Не в далёком расстоянии от этого училища находится другое подобное же училище для бедных девиц, дочерей ржевских граждан, учреждённое также на средства девицы А.В. Мазуриной, и при нём также благолепная церковь . Я посетил и это училище с церковью. После обеда в своей квартире, я отправился в приходскую Спасо-Преображенскую церковь , в которой утром совершал литургию, ко всенощной, которую отправлял приходский священник. На другой день, 19-го ч. в воскресенье, служил я, по убедительной просьбе старосты, купца Соколовского 1307 , в Богородице-Рождественской (Ильинской) церкви; но эта церковь , по причине очень малых размеров в ширину, для архиерейского служения оказалась очень неудобной, тем более, что стечение богомольцев было весьма значительное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 декабря 1895 года Полтава Из писем к настоятельнице Вировской пустыни матери Анне (Потто) (1894–1897) Примечание издателя Мать Анна – первая настоятельница и игумения Вировской пустыни, открытой высокопреосвященным Флавианом, бывшим тогда архиепископом Варшавским, 1 августа 1894 года в селе Вирове Соколовского уезда Седлецкой губернии. Мать Анна (в миру Анна Александровна Потто) родилась в 1865 году в городе Брест-Литовске в аристократической военной семье (дядя ее – боевой генерал В. А. Потто). Блестяще окончив курс варшавской гимназии, она первоначально посвятила себя педагогической деятельности, заняв место преподавательницы Мариинского училища в городе Холме. Но вскоре, следуя внутреннему своему влечению, она решила уйти в монастырь, и в Леснинской обители, находящейся вблизи уездного города Белы Седлецкой губернии, облеклась в скромную одежду инокини. Здесь под руководством замечательной по своей самоотверженной просветительно-благотворительной деятельности игумении монастыря матери Екатерины (в миру графини Ефимовской 927 ) она совершала свои первые иноческие подвиги, с любовью и необыкновенной ревностью исполняя возложенное на нее послушание – заведование монастырской школой. В 1894 году, с открытием Вировской пустыни, мать Анна избрана была в устроительницы новой обители и сделалась ее первой настоятельницей. Деятельность ее в этом последнем звании, поистине изумительная, показывает, что может сделать обитель, имея во главе человека с горячею верой в силу добра, с неподдельной, пламенной любовью к ближнему, с твердой надеждой на Бога и небесную помощь. За девять лет ее настоятельства Вировская пустынь, находясь в центре воинствующего католицизма, не пренебрегавшего никакими средствами для совращения униатов и православных, сделалась оплотом православия для западной окраины России и в этом отношении заявила себя достойным детищем Леснинский обители. В 1903 году, 29 августа мать Анна (уже в сане игумении) скончалась от скоротечной чахотки. Плодами ее неутомимых, самоотверженных подвигов апостольской любви и милосердия остались: вполне благоустроенная обитель, вмещающая в себе до 600 сестер, всецело отдающих себя делу служения ближнему; в стенах обители – прекрасное двухэтажное здание второклассной школы для 200 девочек, две одноклассные церковно-приходские школы, приют для грудных детей и готовящихся к школе, богадельня для престарелых, больница и приемный покой. Мало того, трудами матери Анны и умело подобранных ею соработниц в ближайших к монастырю деревнях устроены ремесленные школы для малолеток и сельскохозяйственные – для девочек. (См.: Прибавления к церковным ведомостям. 1904, 8.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Первая реальная попытка основания западно-православной общины принадлежит немцу Юлиусу Иосифу Овербеку – католическому священнику, некоторое время преподавшему на теологическом факультете в Бонне. Будучи либерально настроенным, Овербек не мог согласиться с усилением " ультрамонтанизма " , что в итоге привело его к переходу в лютеранство, а в 1865 Овербек присоединился к православию. Он начинает активно пропагандировать идею западного обряда в православии, публикует полемические трактаты, издает газету, и вскоре начинает борьбу внутри православной церкви за реальное возрождение западной литургии. В итоге его план был одобрен, и ему же было получено отредактировать римский миссал для православных нужд. Однако мечта Овербека все оставалась несбывшейся – разрешения на создание общины с отредактированной римской мессой так и не было дано. Иосиф Овербек скончался в 1905 году, так и не увидев православной мессы. И хотя его усилия не привели к созданию реальной общины, развернутая полемика повлияла на грядущие поколения православных западных обрядов, поэтому именно его обычно называют основателем этого движения и его первым идеологом. Еще при жизни Овербека в США, в конце 1890 годов епископ Владимир (Соколовский) принимает под свой омофор старокатолическую общину в Дайксвилле (около города Фонд ду Лак, штат Висконсин) во главе с их священником Рене Жозефом Вилаттом. Однако уже в мае 1892 года Вилатт был рукоположен в епископы Сиро-малабарскими иерархами и таким образом окончательно прекратил общение с Русской Церковью. Ныне Вилатт считается одним из основателей независимого старокатоличества в США. В 1926 году в юрисдикцию Польской православной церкви был принят священник Андрей Хучный (покинувший Польскую национальную католическую церковь (ПНКЦ) и получивший популярность среди горнорабочих благодаря своим просоциалистическим проповедям), для последователей которого была создана отдельная полуавтономная структура – Польскокатолическая православная церковь. Но очень скоро структура, использовавшая переведенный на польский язык римский миссал и насчитывающая девять священнослужителей, начала разваливаться.

http://religare.ru/2_81329.html

Епископы (в Житомире): Паисий Виноградов 1891–1902. Арсений Тимофеев 1902–1906. Михей Алексеев 1906–1908. 11 Фаддей Успенский 1908. Острожское викариатство 12 Епископы (в Житомире): Анатолий Мартыновский 1841–1844. Иерофей Лобачевский 1845–1871. Иустин Охотин 1871–1879. Виталий Гречулевич 1879–1882. Израиль Никудицкий 1883. Александр Закве-Заккис (латыш) 1883–1890. Антоний Флоренцов 1890–1894. Мефодий Никольский 1894–1898. Серафим Мещеряков 1898–1902. (Было вакантно до 1910 г.). Гавриил Воеводин 1910. Воронежская, учр. в 1681 г. Кафедра в Воронеже Епископы Воронежские и Елецкие: Св. Митрофан 1682–1703. C 1682–1696 еп. „Воронежский“, с 1699–1700 еп. „Воронежский и Азовский“, с 1700 г. еп. „Воронежский и Елецкий“. Арсений Кастюрин 1704–1712. Архп. Пахомий Шпаковский 1710–1723. Митр. Иосиф 1725–1726. Лев Юрлов 1727–1730. Иоаким Струков 1730–1742. Вениамин Сахновский 1742–1743. Феофилакт 1743–1757. Кирилл Лящевецкий 1758–1761. Иоанникий Павлуцкий 1761–1763. Св. Тихон Соколов 1763–1767. Тихон Якубовский 1767–1775. Тихон Малинин 1775–1788. Епископы Воронежские: Иннокентий Полянский 1788–1794. Воронежские и Черкасские (до 1829 г.): Мефодий Смирнов 1795–1799. Афанасий Иванов 1799. Арсений Москвин 1799–1810. Антоний Соколов 1810–1816. Епифаний Саввич-Канивецкий 1816–1825. Воронежские и Задонские (с 1829 г.): Антоний Смирницкий 1826–1846. Архп. c 1833. Игнатий Семенов 1847–1850. Архп. Парфений Чертков 1850–1853. Архп. Иосиф Богословский 1853–1864. Архп. с 1860. Серафим Аретинский 1865–1886. Архп. с 1871. Вениамин Смирнов 1886–1890. Анастасий Добрадин 1890. Архп. c 1902. Острогожское викариатство 13 . Епископы (в Воронеже): Иринарх Попов 1841–1842. Елпидифор Бенедиктов 1842–1848. Феогност Лебедев I 1848–1852. Антоний Павлинский 1852–1853. Феодосий Макаревский 1867–1871. Вениамин Боковский 1871–1879. Филарет Косинский (румын) 1879–1880. Кирилл Орлов 1880–1882. Макарий Троицкий 1882–1886. Анатолий Станкевич 1887–1890. Владимир Соколовский 1891–1896. Иосиф Соколов 1897–1900. Владимир Шимкович 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений. Политические процессы, массовые казни и ссылки ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович; † 1937), еп. Вязниковский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Фаддеев (1895 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ГРИГОРИЙ Иванович Аверин(1889-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГРИГОРИЙ (Лебедев Александр Алексеевич; 1878-1937), еп. бывш. Феодосийский, сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ (Добросердов Иван Иванович; 1864/1865 - 1937), сщмч. (пам. в Соборе Костромских святых, 8 окт.- в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Можайский. ДИМИТРИЙ Михайлович Шишокин (1879-1918), сщмч., свящ. (пам. 27 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)

http://pravenc.ru/rubrics/121848_5.html

Янюкалнс. Церковь Иоанна Богослова. Jukalna Svt Apustua Ja Teologa pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:1873. Архитектор: Р.А. Пфлуг Адрес: Латвия, Мадонский район, Калснавская волость, Янюкалнс Jukalns, Kalsnavas pagasts, Madonas novads, Latvija Координаты: 56.745418, 25.89886 Проезд:Автобусом из Риги в Мадону Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Калтценауский приход во имя Иоанна Богослова. В исторических документах Калтценау – Вецкалснава, впервые упоминается в 1625 г. На год открытия в Калтценау православного прихода муйжа принадлежала семье фон Брюммер и в ней числились 581 мужчина и 689 женщин. Православный приход открыт по Указу Св.Синода от 23.04.1847 г. за 3229. Первоначально приход находился в доме военного постоя в полумызке Монбиску (Монбиен). Церковь, причт и приходская школа помещались в одном этом доме вплоть до ноября 1873 года. В ноябре 1865 г. Калтценауский священник Иоанн Соколовский писал Архиепископу Платону: «...В августе с.г. Ваше Высокопреосвященство Я лично просил Вас о построении в Калценауском приходе церкви и причтового дома. Вы приказали мне искать для этого подрядчика. На основании приказа я предложил строителю церковных зданий Ивану Балоду построить здания в нашем приходе, Строитель изъявил желание о возведении им церковных зданий в Калценауском приходе. Земля под церковь и причтовый дом подарена помещиком фон Каленом близь новой (Яун) корчмы в количестве 1 десятины и по свидетельству архитектора Эдельсона оказалась годной для постройки церкви и причтового дома...». К рапорту священника приложено обязательство строителя. «...Я, нижеподписавшийся комиссионер по постройке Лазденских и Эрлааских церковных зданий Иоанн Балод сим объявляю, на предложение Калценауского священника Иоанна Соколовского касательно постройки... я согласен возвести Калценауские церковные здания...». Не смотря на эти решения, строительство церкви и причтового дома, далее переписки, не начиналось. Обиженные православные прихожане направили Архиепископу Платону жалобное прошение с ходатайством о постройке у них православной церкви. Даже жители г.Москвы знали о желании Калценауских православных прихожан о постройке церкви и собрали 79 рублей, отправив их губернатору Эттингену. Священник получил 79 рублей 17.02.1867 г.

http://sobory.ru/article/?object=07831

По титуле Совершилось напоследок относительно Вас то, чего мы так искренно желали и так долго ожидали: дар епископства, дар Св. Духа низшел на Вас через священную хиротонию, и отселе стали Вы во главе пастырей овец стада Христова. Позвольте, Ваше Преосвященство, мне с своим семейством принести Вам всеусердное поздравление с этой возвеличившей Вас милостью Божьей. От всей души желаем, чтобы, проходя это важное служение, Ваше Преосвященство не встречали препятствий к достижению высших званий и преимуществ в нашей иерархии. На то обладаете Вы неоспоримыми правами, которые предоставляют Вам ваши личные достоинства. Здесь подразумеваю я Ваши обширные и зрелые познания, Вашу многими летами и путешествиями приобретенную опытность, Ваше живое сочувствие и стремление к истине и добру и Вашу напоследок неутомимую деятельность, увенчанную многими произведениями Вашего пера. О, как желали бы мы, чтобы Божественное Провидение званием пастыреначальника Херсоно-Одесской паствы облекло Вас при самых первых к тому поводах! Да и взор Вашего Преосвященства, по всей вероятности, нередко обращается сюда: Одесса, по крайней мере как мы понимаем, ближе всех городов к Вашему сердцу» и проч. Сохраняю привет мне священника феодосийского Александровского собора Захария Соколовского, высказанный в письме его от 10 июля 1865 года. «Ваше Преосвященство! Услышав, что Ваше Преосвященство сподобились после многотрудных странствований приять сан епископа, я был не менее обрадован, чем собственными благами. Помня труды и подвиги по службе Вашей священной Особы и то образование, которое Вы получили в молодых летах, я крайне сожалел о столь долговременном пребывании Вашем в сане архимандрита, о чем мне известно было из Ваших сочинений, неоднократно помещаемых Вами в петербургских «Духовных Беседах». В настоящем году удостоившись читать Вашу благодарственную речь к митрополитам после производства Вас в сан епископа, я был поражен глубиной мысли и богатством содержания, обширностью Ваших воззрений и необъятной силой Вашего ума».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010