151. Один монах, римлянин родом, поселился в Ските близ церкви и держал раба, который прислуживал ему. Пресвитер, видя его немощь и зная, в каком довольстве он жил прежде, посылал к нему то, что по Божию устроению приходило в церковь . Прожив двадцать пять лет в Ските, сей монах соделался прозорливцем и прославился. Один из великих египетских старцев, услышав о нем, пришел повидать его, надеясь найти в нем строгую в отношении тела жизнь, свойственную сему месту, однако увидел, что он носит тонкую одежду, что под рогожей была подложена кожа и имелось небольшое возглавие, что ноги у него чисты и в сандалиях, и соблазнился. Старец, по дару прозрения, узнал о его соблазне и сказал своему прислужнику: сделай нам ныне праздник ради аввы! Тот нашел немного овощей и сварил их. В положенный час они встали и вкусили, причем старец предложил немного вина, которое имел ради немощи своей, и они выпили. С наступлением вечера прочитали двенадцать псалмов и легли. То же сделали и ночью. Встав утром, египтянин сказал старцу: помолись обо мне, – и ушел, не получив пользы. Когда он несколько отошел, старец, желая попользовать его, послал вернуть его и, приняв с радостию, спросил, из какой он страны и из какого города. Тот ответил, что он египтянин, а жил на селе. Старец еще спросил: какое у тебя было дело в селении твоем? Тот ответил: я был сторож. Где ты спал, – продолжил вопросы старец, и имел ли постель под собой? Он сказал: спал в поле на земле. В поле какую постель я мог постилать под себя!? Старец опять спросил: какая пища была у тебя в поле и какое вино? Какая в поле пища и какое вино? – ответил египтянин, я ел сухой хлеб с малым, если случалось, количеством соли, пил же воду. Старец сказал на то: великий труд. А была ли в селении баня, чтоб мыться? Он ответил: нет, но кто хотел, мылся в реке. Когда старец выведал у него все сие и узнал прискорбности его прежней жизни, то желая, дабы была ему польза от сего посещения, рассказал свою прежнюю жизнь в мире, говоря: я, которого ты видишь столь смиренным, из великого города Рима, и был велик у царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

902 Афанасий В . Жизнь Антония, 7. Созом . Церк. ист. I, 13. 903 Афанасий В . Жизнь Антония, 13. 904 Там же, 9—28. 905 Там же, 3. 906 Изречения св. старцев. Ант. §1. ( ποφθεγματα τω ν αγων γερντων . Cotelerrius I . Eccelesiae graecae monumenta. Par. 1677. t. Migne , Patrol. s. gr. t. 85. Рус. пер. с неточным заглавием: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, М. 1845. Памятник принадлежит д.б. V в.: не приводятся изречения позднейших отцов, чем V в.). Ср. Amelineau E . Annales de Musee Guimet. t. XXV. Histoire des monastères de la Basse – Egypte, Par. 1894. p. XX (здесь издан коптский текст изречений св. Антония недавно найденный в египетском монастыре, местами отличающийся от греческого, и сообщаются сведения об Антонии из коптского мартиролога. 907 Лавсаик, 25 (28). 908 Изреч. св. старцев, Сисой. 23. 909 Там же, 3. 910 Там же, 46. 911 Там же, 27. 912 Изреч. св. старцев. Пимен. 186. 913 Лавс. 128 (145) и мн. др. Пр. Исидор (†491 г.) говорил: не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться (Изр. св. ст., Исид. 4). В других христианских странах воздержание от мяса у монахов не было столь безусловным, как в Египте: по словам св. Епифания , « одни из них (монахов) воздерживаются от всяких мяс и четвероногих и птиц, и рыб, и от яиц, и от сыра; другие только от четвероногих и допускают употребление птиц и прочего: иные воздерживаются и от птиц и употребляют только сыр и рыбу: иные не вкушают и рыбы, а только сыр; другие не едят и сыра» (Излож. веры, 23.). 914 «Случилось некоторым отцам зайти в дом христолюбивого человека, в числе из был и авва Пимен. За столом предложили им мясо. Все стали есть, кроме аввы Пимена (V в.). Старцы, зная его рассудительность, дивились, почему он не ест. Когда встали из-за стола, сказали ему: ты Пимен, а что сделал! Старец отвечал им: Простите мне отцы. Вы ели и никто не соблазнился: но если бы я стал есть, то многие приходящие ко мне братья соблазнились бы и стали бы говорить: Пимен ел мясо: почему же и нам не есть? И старцы подивились его рассудительности» (Изреч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Другой брат однажды соблазнился поступками старца и сказал в душе своей: – Какой он прозорливый? Разве прозорливые так много едят? Старец, прозревая его мысли, подозвал его к себе и сказал: – Ты, брате, хочешь быть монахом, а мысли твои все в России; ты пойдешь туда, исполнишь свое желание. но опять возвратишься назад, и тогда духовник удостоит тебя монашества. Слова старца исполнились во всей точности. Названный брат смутился помыслами и, оставив обитель, отправился в Россию, но через год опять возвратился на Афон, и удостоился пострижения в монахи. Служивший старцу монах, имел к нему великое уважение, как к святому; но в то же время боялся высказать ему свои чувства признательности, зная, что он не любил похвалы. Однажды трапезный принял пришедшего к нему старца, посадил его и предложил ему трапезу, а сам из уважения к нему не хотел сесть рядом; но, чтобы не дать заметить этого стал ходить взад и вперед по трапезе. Старец молча ел и с улыбкою поглядывал на ходящего взад и вперед брата. По окончании трапезы, о. Анфим, встав из-за стола, сказал: – Добре, добре, брате, стой; Господь да поможет и укрепит тебя. Один из иеромонахов рассказывал, что, соскучившись по отечеству, он однажды принял мысль оставить Св. Гору. Когда он об этом думал, вдруг вошел в келью о. Анфим, чего прежде не бывало, и сказал ему: – Божия Матерь послала меня сказать тебе, попе, чтобы ты не ходил в Россию, а если выйдешь из пустыни в мир, то впадешь в грех. В одно время о. Анфим безмолвствовал на высотах Афона довольно долго. Брат служивший ему, привыкши утешаться беседами его, не видя его долгое время соскучился по нем и молил Бога, чтобы Он внушил старцу придти к нему для духовного утешения, и притом размышлял: – Может быть, теперь мой старец в пустыне от подвигов изнурился, – я бы его утешил пищею и чаем попоил бы его. На другой день, утром, старец пришел к своему другу и, увидав его, с улыбкою сказал: – Вот, по желанию твоему я пришел из-за Афона; устал и ноги избил о камни; стоит ли такого труда твой чай? Брат удивился его прозорливости и испросил у него прощения за труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще более я обрадовался, когда подошел к калитке на заднем дворе и увидел, что больше там никого нет. Это означало, что старец Паисий будет весь в моем распоряжении. Весь будет моим! Какое счастье! Я позвонил в колокольчик и подождал рядом, чтобы старец меня узнал. Старец немного пошумел в келье, дав мне тем самым понять, что он внутри. Он немного задержался. Вдруг он приоткрыл дверь, потом, играючи, показалась его голова, и в течение нескольких мгновений он смотрел на меня, улыбнулся и закрыл двери. Итак, я ждал, когда он выйдет. На этот раз он вышел серьёзным. Официальным. Прошло много дней с тех пор, когда я видел его последний раз. Я жадно всматривался в его лицо. Обе его руки были протянуты вперед. Он начал размахивать ими вверх и вниз. Вдруг он начал смеяться и остановился. Потом снова стал серьёзным и продолжал медленно и с официальным видом идти. Он все время размахивал руками вверх и вниз, чтобы привлечь мое внимание. Он что-то в них держал. Я находился ниже и не мог видеть, что именно. Он подошел ко мне. С трудом он сдерживал себя, чтобы не улыбнуться. Он опускал понемногу свои руки, и как только я пытался разглядеть, что в них находится, он сразу же поднимал их над моей головой. Я смеялся. Мы начали играть, я – пытаясь разглядеть, что он держит в руках, а он – опуская и поднимая свои руки. Мы радовались. Внезапно, он опустил свои руки, и... что я вижу? На кофейном блюдце – таж желанный катаифи с сиропом. Я растерялся... – Давай, съешь его побыстрее, чтобы кто-нибудь не увидел и не соблазнился, – сказал он мне улыбаясь. Я зашел во двор, получил долгожданный катаифи, а вместе с ним и урок. «Дурень, – подумал я в уме, – старцу известно даже самое незначительное твое желание, и если с тобой произойдет что-нибудь духовное, если существовала бы какая-нибудь духовная опасность, ему ли не знать? Он почувствовал даже твое желание съесть катаифи, разве он может не почувствовать твоей духовной борьбы?» – укорял я себя. «С другой стороны, как тебе удалось избежать атаки демонов? Ты смешон, если думаешь, что тебя они испугались и так быстро бросились вспять. Это старец подставил свое плечо духовным образом и покрыл тебя, дурень, своей молитвой, даже если ты этого не понял». Об этом и о многом другом думал я во время того, как ел свой катаифи.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Некогда один из первых вельмож императора Римского оставил мир для Бога и поселился в Египетской пустыни Скит, взяв с собою одного только раба. В Ските он прожил двадцать пять лет и своим благочестием заслужил особенное уважение от отцов Египетских. Один из них, желая лично взглянуть на подвижника и получить от него пользу для души, раз пришел к нему и с любопытством стал осматривать и его самого, и его келию. Что же он увидел? Увидел старца, одетого в мягкую одежду и обутого; увидел в келии его постель, покрытую кожею и с возглавием. Это соблазнило гостя. Хозяин между тем приказал подать к обеду горячую пищу и вино. Этим посетитель соблазнился еще более и, не получив пользы - грустный пошел было домой. Но прозорливый старец-вельможа понял его и, желая вразумить, чрез слугу тотчас воротил его. " Откуда, - спросил он своего гостя, - ты родом, отче? " - " из Египта, " отвечал сей. " А из какого города? " продолжал хозяин. " Да я простой поселянин, отвечал гость, и жил в деревне " . - А на чем ты спал и какую постель имел? - " Спал на земли, отвечал пришелец, а постели не имел " - " А какую пищу вкушал и пил ли когда-нибудь вино? " допрашивал старец. " Ел один сухой хлеб, а пил только воду " . - " А в бане мылся ли когда-нибудь? " - " Кроме реки, никакой бани не знал, " отвечал монах. Кончив допрос, вельможа сказал старцу: " Тебя я выслушал, теперь послушай меня. Родом я из Рима и был царю близкий советник " , - начал он. Гость весь обратился во внимание. " И вот, продолжал старец, ради Бога оставил я и мир, и богатство, и славу и пришел в эту пустыню. В Риме я занимал великолепный дом, имел огромное богатство, а теперь, как видишь, живу в убогой хижине. Кровать у меня была из золота и покрыта драгоценными тканями, а теперь имею одно это бедное ложе и кожу на нем. Носил драгоценные одежды, а ныне у меня только одна эта худая риза. На обедах у меня подавались всевозможные яства, а в настоящее время одну эту бедную зелень вкушаю и ради недуга пью эту малую чашу вина. Было у меня в Риме и множество рабов, а теперь лишь одного этого старца оставил Господь служить мне. И музыку я, наконец, постоянно слушал, и услаждали мой слух трубы, тимпаны и гусли; а теперь только пою двенадцать псалмов. Итак, не соблазняйся о мне. " - Тогда монах воскликнул: " Горе мне за мое осуждение! я от великой скорби прежней моей жизни пришел в покой, а ты от великого покоя в скорбь, и от великой славы и богатства в смирение и нищету! " После сего он оставил старца уже с великою для себя пользою, сделался ему другом и стал часто посещать его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

В православном учении 96 , также, как и в исламском, считается, что сатана соблазнил первых людей: Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания ( Быт. 3:1–7 ). Библия и Коран сходятся в том, что сатана соблазнил Адама и Еву из своей зависти: Завистью диавола вошла в мир смерть ( Прем. 2:24 ). О том же пишет святитель Иоанн Златоуст : «Диавол возбужден был к этому обману завистью» 97 , и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин : сатана позавидовал человеку, потому что «недавно образованный из земли призывается к той славе, от которой он, будучи одним из начальников, отпал» 98 . Итак, согласно Корану первые люди по замыслу Аллаха жили в раю, претерпели испытание в нём, научились покаянию и покинули его. Кроме покаяния, они ещё научились адаптироваться и побеждать трудности, с которыми им предстояло столкнуться в земной жизни. Православие же учит, что первые люди изначально должны были жить в райском и блаженном состоянии. Кроме того, несмотря на то, что они не обладали способностью жить вечно, они обладали такой возможностью 99 . Основной причиной грехопадения было искажение и ослабление любви к своему Создателю. Святитель Афанасий Великий по этому поводу пишет так: «Когда же, по совету змия, оставил мысль о Боге и начал рассматривать себя самого; тогда впал в плотское вожделение… Узнали же наготу свою не столько по недостатку одежд, но и потому, что совлеклись созерцания Божественного и обратили мысль к противоположному.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Быт.2:21-25) Господь Бог наводит на Адама крепкий сон (по переводу семидесяти - «исступление») и из его ребра (ребро придает форму и основательность, это образ единства основы женской и мужской природы) производит ему жену (от слова «жать, жатва»). Теперь Адам получил собеседника и друга, подобного себе, о котором надо заботиться, любить и терпеть. Главное предназначение жены - помощь в духовном развитии человека, она устроена так, что слабее мужа, и сама нуждается в нем как в руководителе и защитнике. Муж и жена равно свободны в своих поступках, но в заботах друг о друге должны ограничивать свою свободу друг ради друга. В этом познается и радость первых сердечных движений любви, радость жертвенного служения ближнему. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Кто соблазнил жену, змей? Разумеется, диавол! Но что означают слова « Змей был хитрее всех зверей»? В системе поэтических образов, представленных в предыдущих статьях, змей (гибкий, грациозно извивающийся, преодолевая любые препятствия) олицетворяет собой хитрость и мудрость (Матф.10:16). Поэтому он и избран сатаной для соблазна любопытной, и пока еще довольно легкомысленной помощницы Адама. Она тотчас поддается на соблазн, и сама уже соблазняет мужа нарушить Божию заповедь, вкусить запретный плод.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/13/...

прот. Константин Буфеев «Адам нарекает имена животным». Фрагмент фрески. Кафоликон св. Николая в монастыре Анапавса, Метеора. Греция. XVI в. Адам, без сомнения, обладал даром слова. Бог дал ему словесно выраженную заповедь ( Быт.2:16–17 ). Беседа Евы со змеем также была словесной – по крайней мере, содержание этого диалога в Библии представлено в четкой словесной форме. Следовательно, змей не шипением соблазнил праматерь нашу Еву, но мыслями, облеченными в членораздельные слова. Из этого с очевидностью вытекает, что помимо Бога и человека хотя бы некоторые создания обладали возможностью воспринимать мысли и облекать их в словесную форму. Бесспорно, обладал таким даром хитрейший из всех зверей полевых – змей. Бытие, гл. 3 1. Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог . И рече змий жене : что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго? 2. И рече жена змию: от всякаго древа райскаго ясти будем, 3. от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснется ему, да не умрете. 4. И рече змий жене : не сметию умрете, 5. ведяше бо Бог, яко в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое. 1.Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене : подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2. И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3. только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4. И сказал змей жене : нет, не умрёте, 5. но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. «Искушение Евы». Фрагменты пономарскойдвери. Поволжье. Середина XVII в. ФААП 6. И виде жена, яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети, и вземши от плода его яде, и даде мужу своему с собою, и ядоста. 6. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Увидев, что некоторые из учеников Иисуса Христа ели хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, фарисеи укоряли их и говорили Христу: «Зачем ученики Твои преступают предание старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб?» Говоря так, фарисеи, может быть, намекали и на события предыдущего вечера, когда народ ел хлеб, также не умыв рук. Сами фарисеи, придерживаясь преданий старцев, то есть различных, составленных раввинами, дополнений к божественному закону, никогда не ели, не умыв предварительно рук. Они умывались также, когда приходили с торга, потому что там могли оскверниться прикосновением к чему-нибудь нечистому. Они наблюдали и за омовением чаш, кружек, котлов, скамеек и прочее. Но Господь не придавал значения всем этим маловажным вещам и не считал их необходимыми для вступления людей в Царство Божие. Он показал фарисеям, что, заботясь о соблюдении маловажных заповедей, вымышленных их старцами, они преступают, однако, большие и важнейшие заповеди закона Господня. Такова, например, заповедь о почитании родителей. Господь сказал фарисеям: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать, и злословящий отца и мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу и матери: я отдаю в дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим». Действительно, множество предписаний фарисейской «ограды» было причиною многообразного несоблюдения заповедей Божиих. Поэтому Господь высказал фарисеям суровые обличения: «Лицемеры, – говорил Он, – хорошо пророчествовал о вас пророк Исаия, говоря: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим " ». Подозвав затем народ, Господь сказал ему: «Слушайте Меня все и разумейте. Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». 2 . Когда Он ушел от народа в дом, ученики Его сказали Ему: «Знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» На это Он сказал, что они походят на растения, которые посажены не Отцом Его небесным. А «всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искоренится. Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? Тогда ученики Его приступивши сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? Ученики относительно фарисеев говорят, что они соблазнились. Кроме того, они и сами находились в смущении. Это видно из того, что Петр подошел и спросил относительно этого. Итак, услышав, что фарисеи соблазнились, Иисус говорит следующее. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный посадил, искоренится; оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный посадил, искоренится; оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Говорит, что должны быть искоренены предания старцев и заповеди иудейские, а не закон, как думают манихеи, ибо закон есть растение Божие. Итак, не этот должен быть искоренен. Ибо остается корень его, то есть сокровенный дух. Листья же, то есть видимая буква, отпадают: мы понимаем закон уже не по букве, но по духу. Так как фарисеи были вне себя и неизлечимы, то Он сказал: «оставьте их». Отсюда научаемся, что если кто-нибудь добровольно соблазняется и бывает неизлечимым, то это нам не приносит вреда. Господь называет их слепыми учителями слепых. Это Он делает с тою целью, чтобы отвлечь от них народ. Петр же отвечая сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Петр же отвечая сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Петр хотя знал, что закон запрещает есть все, но, боясь сказать Иисусу: «я соблазняюсь тем, что Ты сказал, так как Твои слова кажутся противозаконными», кажется непонимающим Его и спрашивает. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010