Последствия грехопадения и обетование Спасителя Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия. Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех . Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога. Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию , то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Господь спросил: «Адам, где ты?» Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?» Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену. И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?» Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела». Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха. Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу» . Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб» , то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят» , то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься» . А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это» ... И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту» , то есть от жены произойдет Потомок – Спаситель мира , Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Быт. 3:1–24 Дьявол позавидовал блаженству первых человеков и соблазнил их нарушить заповедь Божию. Раз Ева стояла у запрещённого дерева и любовалась плодами его. Тогда дьявол вошёл в змия и спросил её – правда ли, что Бог не велел вам есть плодов от деревьев? Ева ответила: мы всякие плоды можем есть, только о плодах одного дерева Бог сказал: «не ешьте их, чтобы не умереть». Дьявол ей начал льстить: «нет, не умрёте. Бог знает, что вы как только вкусите плодов от этого дерева, то сами будете как боги узнаете добро и зло». Ева соблазнилась, взяла плод и ела. Потом дала Адаму и он ел. Так первые люди нарушили заповедь Божью, согрешили. Как только они согрешили им стало стыдно и страшно. Они начали бояться Бога, Которого прежде любили. Когда услышали голос Бога, то скрылись между деревьями. – Адам! Где ты? – спросил Господь. Адам ответил: – Голос Твой услышал и убоялся, я наг потому и скрылся. – Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? – Адам сказал: – Жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод с дерева и я ел. Господь сказал Еве: «что ты это сделала?» Она ответила: «змий обольстил меня». Тогда Бог проклял змия и людям дал надежду на спасение – сказал им, что придёт время, от жены родится Спаситель , Который победит дьявола-соблазнителя. Затем Бог объявил наказания людям. Еве сказал, что она должна в болезнях рождать детей и подчиняться мужу, а Адаму суждено – трудом добывать себе хлеб, пока не умрёт Они лишились и рая, были изгнаны из него. Потом грешников постигли болезни и смерть. Только надежда на спасение утешала людей. Чтобы они помнили обещание Божье о Спасителе, Бог научил их приносить Ему жертву . Все люди происходят от грешных Адама и Евы потому родятся во грехах и переносят те же наказания, какие назначены Богом Адаму и Еве. (Как дьявол соблазнил первых человеков вкусить запрещённого плода? Что стало с ними после греха? Как Бог наказал змия и что обещал людям? Как затем были они наказаны? Последствия греховной заразы для всех людей) 3. Каин и Авель

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ангелы сотворены Богом прежде человека и по своей природе стоят выше нас. Они живут на небе и служат Богу. К людям Ангелы имеют самое благодетельное отношение; особенно близок к нам Ангел-хранитель. Молитва Ангелу-хранителю начинается словами: «Ангеле Христов, хранителю мой святый…» Глава 2. Грехопадение первых людей, обетование Спасителя и наказание за грех. Каин и Авель ГРЕХОПАДЕНИЕ ПЕРВЫХ ЛЮДЕЙ, ОБЕТОВАНИЕ СПАСИТЕЛЯ И НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХ. Живя в раю, первые люди блаженствовали. Но это продолжалось недолго. Один из высших Ангелов, с некоторыми другими, возмутился против Бога, своего Творца, и не стал слушать Его, сделался злым ангелом – диаволом. Возмутившихся ангелов Бог лишил блаженства и удалил от Себя. Тогда диавол стал завидовать первым людям и решил погубить их. Однажды Ева находилась около запрещенного дерева. Диавол вошел в змея, и змей сказал Еве: правда ли, будто Бог запретил вам есть плоды от всех райских деревьев? Ева ответила: нет, Бог велел нам есть плоды со всех райских деревьев, а запретил вкушать только от плодов дерева, которое посреди рая, чтобы не умереть. Змей сказал: нет, не умрете, но Бог знает, что если вкусите их, то будете сами как боги и узнаете добро и зло. Понравились Еве речи змея; посмотрела она на плоды, и плоды показались хороши. Она взяла плод, съела, а потом и мужа уговорила сделать то же. Таким образом оба согрешили. Совершив грех, Адам и Ева тотчас же увидели, что они наги. Им стало стыдно и страшно. Они сшили из листьев одежду и прикрыли свою наготу. Вечером, когда услышали, что Бог ходит в раю, они скрылись между деревьями. Господь сказал Адаму: Адам, где ты? Адам отвечал: я здесь, Господи, но я наг и потому скрылся. Господь спросил: кто тебе сказал, что ты наг? Не ел ли ты плодов от запрещенного дерева? Вместо того чтобы раскаяться в своем грехе и просить у Бога прощения, первые люди стали слагать с себя вину. Адам говорил, что его соблазнила жена, а Ева говорила, что ее прельстил змий. Тогда Господь осудил виновников греха. Он проклял соблазнителя – диавола, сказав, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: от жены произойдет Потомок который сокрушит власть и могущество диавола и возвратит людям потерянное блаженство. Потом Господь определил наказание и людям. Адаму сказал, что он в поте лица своего будет добывать себе хлеб, пока не умрет, а Еве – что она в болезнях будет рожать детей. После этого люди были изгнаны из рая; их постигли болезни, разные несчастья и смерть. От первых людей грех, со своими последствиями, перешел и на все их потомство.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Дьявол позавидовал блаженству первых людей, вошел в змия и соблазнил их нарушить заповедь Божию. Когда Ева ходила в раю и остановилась перед запрещенным деревом, дьявол, вошедший в змия, сказал ей: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Ева отвечала: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их, и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Дьявол на это сказал ей: «нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Льстивые обещания дьявола произвели в душе Евы то, что плоды дерева показались хорошими для пищи, приятными для глаз и вожделенными, потому что могли дать ей божеское знание. Таким образом, в ней возбудилась гордость, – желание быть равною Богу, а эта гордость привела к тому, что она, забыв благодеяния Божии, вкусила от запрещенного плода, потом подала мужу и он также ел. Итак, первые люди нарушили заповедь Божью. Тяжко согрешили они перед Богом. В грехе их была и гордость, – желанье быть равными Богу, неверье, потому что они не поверили словам Божьим смертию умрете, отступничество от Бога, ослушанье воле Его, переход на сторону дьявола и, наконец, величайшая неблагодарность к Богу за все Его милости и щедроты. Поэтому и люди потеряли свое блаженство и были наказаны Богом. Вы видели, братие, что грех первых людей состоял в непослушании; к непослушанью же привела их гордость. Известно также, что и первый ангел отпал от Бога вследствие гордости. Таким образом, можно сказать, что началом греха, который вошел в мир, и, следовательно, причиною наказанья за него была гордость. Начало греха гордыня, говорит премудрый сын Сирахов ( Сир.10:15 ). Будем же, братие, всегда помнить это; будем с особенною заботливостью избегать этого греха. Гордость привела первых людей ко греху и отдалила от Бога. То же будет и с нами. Какую бы жизнь ни вели мы, будем далеки от Бога, если не будем избегать гордости. «Когда не будет смирения», говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В седьмой день Бог почил ото всех дел Своих и назвал его субботой, что значит покой. Жизнь первых людей в раю. Первые люди Адам и Ева жили в раю или в прекрасном саду. Бог любил их, как Своих детей, и они любили Бога, любили друг друга и блаженствовали. В раю было много разных деревьев, между ними были особенно замечательны два дерева: одно – древо жизни; а другое – древо познания добра и зла. Бог запретил людям вкушать плоды от древа познания добра и зла и сказал, что если они вкусят от него, то умрут. Грехопадение прародителей. Наказание за грех и обетование о Спасителе. Дьявол позавидовал блаженству первых людей и решился соблазнить их на зло. Он вошел в змия и спросил Еву: «Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды с деревьев райских?» Ева отвечала: «Нет, Бог нам позволил есть все плоды с деревьев райских, кроме плодов с древа познания добра и зла, и сказал, что если мы вкусим их, то умрем». – «Неправда, – сказал дьявол, – напротив, если вы вкусите, то вы будете сами как боги, и будете знать все: и доброе, и злое». Ева поверила словам дьявола, сорвала запрещенный плод и ела, потом дала Адаму, и он также ел. Таким образом первые люди согрешили перед Богом. Бог призывает их к раскаянию; но Адам и Ева не раскаялись чистосердечно в своем грехе. Адам сказал, что его соблазнила жена, а Ева сказала, что ее обольстил змей. В наказание за грех Бог сказал Адаму, что он в поте лица будет доставать себе пропитание; а Еве Он сказал, что она в болезнях будет рождать детей. Потом Бог изгнал их из рая. В тоже время Бог обещал, что родится Иисус Христос , который избавит людей от власти дьявола. Краткое обозрение 1 жизни людей после грехопадения Каин, Авель и Сиф. После изгнания Адама и Евы из рая у них стали рождаться дети. Первого сына они назвали Каином, а второго – Авелем. Каин обрабатывал землю, а Авель пас стада. Однажды они приносили Богу жертвы: Каин – от плодов земных, а Авель – лучшее из стада. Каин приносил жертву без веры и любви к Богу, а Авель приносил жертву с верой и любовью. Бог принял жертву Авеля, а жертву Каина не принял. Каин огорчился, вызвал брата своего в поле и там убил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Прощеное воскресенье В чем была радость райской жизни? Все было красиво, прекрасно, мирно, а главное, была возможность общения с Господом Богом. И всего была дана лишь одна заповедь: не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Но лукавый прельстил: «Если вкусите, то сами будете, как боги ( Быт. 3:5 )». И люди, которые обладали даром свободы воли, поверили больше диаволу, чем Богу. В этом весь ужас грехопадения первых людей: поверили диаволу, не поверили Богу. А затем, когда Господь Бог вопросил Адама, не ел ли Адам от дерева, с которого Он запретил ему, Адам не ответил: «Прости», а сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт. 3:12 ). А Ева сказала: змей обольстил меня, и я ела ( Быт. 3:13 ). Люди поверили диаволу больше, чем Богу и, согрешив, не покаялись, не попросили прощения, а, наоборот, оправдывались: «Не я, а она», – говорил Адам, а Ева: «Меня змей соблазнил». Недоверие и неправда людей оторвали их от Бога, и они потеряли рай. И так было до пришествия Спасителя. Первый со Спасителем вошел в рай благоразумный, покаявшийся разбойник, которому Господь сказал: ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). Надо каждому из нас почувствовать себя разбойником – грешником. Время Великого поста зовет нас заглянуть в наши души – «даруй ми зрети моя прегрешения» – и с покаянием подойти к Таинству Исповеди, а затем, если Бог даст, к Святой Чаше – «ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!». Великий пост Если бы нам знать, у кого получить мирную, тихую, радостную жизнь для себя, для своих близких, для своего народа! Если бы нам знать, как нам добраться до источника такой жизни! Ведь ради этого можно было бы потрудиться! А в церкви поют: «Ты Источник нашей жизни». Эго ведь про Господа. Господь – Источник жизни. Он может ее исправить, сделать радостной, мирной. Но как нам добраться до Господа, как нам до Него достучаться? Церковь Православная есть тот корабль, который ведет нас ко Господу, к Источнику счастливой, мирной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Как счастливы люди с простым и добрым сердцем. У них на сердце рай! Таковы в особенности были святые. Они и на врагов и гонителей своих смотрели незлобиво, от полноты своего доброго, незлобивого сердца и на всё неприятное, случавшееся с ними, смотрели просто (хотя и мудро), от своего доброго сердца и потому всё злое, все искушения легко побеждали. Великая истина: побеждай благим злое [ Рим.12:21 ]. Стоит ей поучиться и деятельно исполнять ее всякий день, ибо зла в мире крайне много и нам каждый день приходится бороться с ним. Четыре часа пополудни. За обедом ел всё постное, но под конец соблазнился кислым молоком со сметаной и поел его, и стало тяжело. Согрешил из-за чрева. Помилуй, Господи! После всенощной на Тихвинскую. Утро 26-го июня. Благодарю чудодействовавшего во мне Господа во время службы сей: тягостно было сердце мое в начале от обременения себя пищею во время обеда (особенно от зеленого салату), и согрешил – простокваши, и я неспособен был к доброму славлению Божией Матери, но вот я припал к святому престолу, поверг себя со всеми грехами в бездну милосердия Божия и прося милости и мира бедному сердцу моему, и тотчас узы греховные расторглись, струи благодати оживили мертвенное существо мое, и я с ревностию прославил Владычицу нашу пением стихир и чтением и пением канона. Потом у Николая Михайловича Семенова пел с ревностию другую, малую всенощную, а после ней с причтом закусил у хозяина и пили вино и чай. Царица небесе и земли наградила нас за пение глубоким миром душевным и здравием тела. Ночь спал превосходно и проснулся здрав и покоен совершенно. Слава о сем Господу и Божией Матери! У Николая Семенова кушал сардинки с прованским маслом, копченого сига и икру паясную, запивая вином и чаем, и в духовном отношении худо сделал: ночью было сильное сластолюбивое блудное искушение, которое уничтожил только крестом. Сластолюбствуя или роскошно питая себя, мы подаем телу сильный повод к блуду. Боже, помилуй и избави нас впредь от чревоугодия, но научи и даруй хранить воздержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Преподобный сказал епископу: «Вам, премудрым учителям, подобает учить нас, как должно поступать, — не высокомудрствовать, не превозноситься над смиренными. Ты же что полезного принес нам, неученым невеждам? Ты пришел, чтобы искушать наше неразумие, но Праведный Судия все видит». Тогда епископ, прежде одержимый неверием, с твердой верой, громким голосом и во всеуслышание начал говорить, что святой Сергий — истинно Божий человек: «Сегодня Бог сподобил меня увидеть небесного человека и земного ангела». Удостоившись подобающих его сану почестей и получив пользу от встречи с Преподобным Сергием, епископ отправился в путь, славя Бога и Его святого угодника Сергия. Глава 28. О человеке, исцелившемся по молитвам святого Серги...    Одного человека, жившего в окрестностях обители святого, поразила тяжкая болезнь, так что в продолжение двадцати дней он не мог ни есть, ни спать. Родные этого человека печалились о нем, видя, как тяжко он страдает, и в сердца их пришел благой помысел: «Бог творит множество чудес через Своего угодника, святого Сергия, может быть, Он и над нами смилостивится». Посовещавшись, они отнесли больного к святому и, положив его у ног Сергия, просили блаженного помолиться о страдальце. Взяв святую воду и помолившись, Преподобный Сергий окропил ею больного, и тот почувствовал, что его болезнь отступила. Вскоре он погрузился в продолжительный сон, восполнявший его бессонницу в болезни, и с того времени он выздоровел и начал принимать пищу. Через некоторое время этот человек вернулся домой, радуясь и всем сердцем благодаря Бога, творящего дивные и неизреченные чудеса через Своего угодника. Глава 29. Об обличении человека, попробовавшего посланную ед...    Не обойдем молчанием и следующее происшествие. Вышеупомянутый благоверный князь Владимир имел великую веру и любовь к Преподобному, часто посещал обитель святого, поскольку она находилась в его вотчине, и время от времени посылал в обитель потребные вещи. Однажды, по своему обычаю, он послал к Преподобному слугу со снедью и напитками в утешение старцу и братиям. На пути к обители святого посланный князем слуга был соблазнен сатаной: он попробовал посланной снеди и отведал напитков. Придя в обитель, он передал Преподобному гостинцы, посланные с любовью благоверным князем. Великий и прозорливый чудотворец понял согрешение посланца и не хотел принять даров, но, обличая слугу в его проступке, говорил: «Зачем, брат, ты послушался врага и соблазнился вкушением этой снеди? Зачем ты ел то, что тебе не подобало есть без благословения?» Обличенный святым, княжеский слуга признался в своем грехе и волей-неволей должен был рассказать о случившемся; он упал перед блаженным на колени и заплакал, прося прощения. Святой простил его, повелев больше так не поступать, и принял дары князя. Сотворив над снедью и напитками молитву, Сергий отпустил слугу и повелел передать христолюбивому князю свое благословение и молитву о нем. Достаточно об этом событии, а теперь расскажем о том, что произошло раньше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Угроза и страх смерти не остановили приближения того страшного дня, которым Бог угрожал первому человеку, если он вкусит от запрещенного плода. Падший ангел позавидовал блаженству людей (Прем. Солом. 2:24), вошел в змия и соблазнил Еву нарушить заповедь Божию. «И увидела жена, что древо хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). И исполнилось Слово Божие: человек смертию умер. За святотатственным вкушением от запрещенного плода последовала смерть духа, отчуждение от жизни Божией ( Ефес.4:18 ), разъединение с Тем. Кто есть жизнь всего живущего и Свет человеков ( Ин.4 ), изгнание человека из рая, удаление от древа жизни, осуждение на труды, болезни, скорби, смерть и разрушение тела, проклятие из-за него всей твари. «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Объяснения на некоторые недоумения и возражения История падения человека, или — что то же самое — история происхождения смерти, постоянно вызывала и вызывает со стороны одних возражения, а у других – недоумения. Как мог, — говорят они, — восстать человек против непреложной и святой воли Всемогущего Бога и совершить такой страшный переворот в Царстве Божием? Как мог человек, существо ничтожное перед Богом, стать во вражду со своим творцом и вместе с собою увлечь и всю тварь в бездну нестроения и зла? Почему Творец не уничтожил зла в самом его зародыше и допустил ему войти в мир? Зачем дана человеку самая возможность зла? Зачем дан случай или повод ко греху в виде «древа познания»? Зачем был допущен в рай искуситель, столь  хитрый и сильный во зле? Почему были употреблены все средства, чтобы ускорить переход этой несчастной возможности в действительность: зачем открыт был человеку и случай ко греху и дан был и опытный учитель греха? Говорят: неужели мы признали бы мудрым и добрым такого отца, который намеренно ввел бы сына в искусительно и опасное положение, в котором несчастный и погиб; а отец после этого стал бы уверять, что он вовсе не погубил своего сына, ибо только попустил зло, но не содействовал ему? Ведь сам человек не видит и не может предвидеть, чем кончится испытание, которому он подвергает другого. Если Бог от вечности предвидел, что человек не устоит в испытании, падет и низринет за собою всю тварь, то зачем же он вводил его в испытание? Какую цель могло иметь испытание, когда испытующий, несомненно, знал его гибельный конец?

http://azbyka.ru/smerti-net

   Братья, очевидно, что человек (будь то мужчина или женщина), который соблюдает заповеди Господ­ни, становится мудрым и храбрым — весь мир ему уже не страшен. Но тот, кто их нарушает, исполняя волю диавола, становится глупым и трусливым, начиная бояться собственной тени (пусть он даже царь, кото­рый управляет всем миром).    Поэтому будьте осторожны, по мере возможности соблюдайте заповеди Божии и не творите волю диаво­ла, как Ева: слова змеи было достаточно, чтобы иску­сить её и она пренебрегла повелением Бога, исполнив волю диавола. Более того, и мужа своего она подвигла ко злу, а тот, как неразумный глупец, забыв о повеле­нии Бога, послушался совета женщины.    Поэтому, мужчины, не слушайтесь всего, что гово­рят вам жёны, подумайте хорошенько над их советами и, если они добрые, исполняйте их, а не подумав, не делайте ничего (так и Адам, если бы подумал хоро­шенько, не съел бы запретного плода).    Бог, желая проверить их, сказал Адаму: «Адам где ты? Почему тебя не видно? Где та слава, кото­рая была у тебя прежде? Ты сиял, словно Ангел, а сейчас стал похож на младенца». Адам отвечал: «Я здесь, Господи, я услышал, что Ты идёшь, испу­гался и спрятался». И сказал Бог Адаму: «Почему ты испугался и спрятался от Меня? Почему ты гово­ришь, что Меня боишься, разве Я страшен?» И прав­да, христиане, сладчайший Владыка, Бог, не страх, но радость, мир и любовь. Он хочет, чтобы мы Его лю­били, а не боялись. Нам следует остерегаться греха и ненавидеть диавола.    И сказал ему Господь: «Может, ты ел от плода, ко­торый Я тебе запретил вкушать?» Адам с гордостью отвечал: «Да, Господи, я ел. Но виноват в этом не я, а жена, которую Ты мне дал, она соблазнила меня». Тогда Бог сказал Адаму: «Я дал тебе жену не для того, чтобы она тебя соблазнила, а как спутницу и утеше­ние. Я предупредил тебя, чтобы ты не ел этих плодов, ибо тогда умрёшь, а жена сказала тебе их отведать, чтобы ты стал богом. Ты не послушался Меня, а ис­полнил волю женщины, предпочёл её Мне. Ну ладно, ты был обманут и вкусил от этого плода, разве сложно тебе было сказать: ошибся, Господи, согрешил, Созда­телю мой, чтобы Я тебя пожалел, простил и оставил в Раю? Но ты, сваливая вину на женщину и обвиняя её в том, что она тебя искусила, показываешь тем самым, что это Я, сотворивший её, виноват во всём».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010