Лена, певчая: – Батюшка с чувством юмора был. Я ему говорю как-то: «Вас женщина ждет!» В смысле насчет панихиды. А он мне: «Я уже женат». С ним всякое было… – и понизила голос до шепота: – Его как-то другой священник душить стал. Поссорились из-за чего-то. Потом на коленях прощения просил. Варвара никак не среагировала на рифму «душил – на коленях прощения просил». (В житиях святых и не такое описано. Ее, например, в свое время святой Иаков Постник очень впечатлил, который некую девицу соблазнил и убил, зато потом десять лет траву ел и каялся .) Но съязвила по всегдашнему окаянству своему: – А почему шепотом? Что, в Сибирь сошлют, или в Церкви демократия еще не ночевала? Но ответа вразумительного не получила. Надежда: – Помните, как отец Павел выходил во время службы и в полный голос начинал петь «Верую», заставляя нас всех подхватывать. Какое было незабываемое чувство! Благодатный был батюшка. Многие смущались о нем: слишком легкие епитимьи дает. А в этом была своя мудрость. Сейчас время такое: даже малого иногда понести не можем… Встретила Варвара как-то на улице Ларису. – Чего вас так давно не видно? – Отец Павел умер. Я только из-за него и ходила. Он в свое время мне помог семью сохранить. Меня мой муж буквально из дома выкидывал. Молитвами отца Павла всё управилось. Где такого второго найти? Нету… Варвара ее поняла. Как не понять. Ей самой «просто священник» предсказал сына… Потому и кажется ей иногда: вот-вот откроется боковая дверь в алтаре и выйдет оттуда необъятный отец Павел к очереди исповедников. Причем все ждущие знают: да, он не святой, со своими слабостями. Но это и к лучшему. Ему легче простых людей понять, а им – исповедоваться. Что ж до слухов разных, так тоже дело житейское. Чем человек заметнее, тем их больше. Главное, душевное спокойствие не терять. Так что: «Пусть говорят!» Смотри также: Комментарии читателей 2014-09-28 17:06 Андрей : Пока читал пять раз слезы выступали. Это бы всем нашим " патриотам " -украинцам прочитать, да понять, что священник от слова " свято " .И, какой-бы он не был, обижать его нам не подобает.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/7...

" Для нашего назидания Святая Церковь предложила сегодня притчу Господа о богаче и Лазаре, - сказал владыка в проповеди. - Она о нас: чтобы мы посмотрели, кем же в этой притче являемся. Жили два человека - богач, у которого было достаточно средств, он веселился, ел и пил, а рядом возле его дома лежал нищий Лазарь. Таких нищих мы часто видим возле церквей или монастырей, где они собирают милостыню. Бывает, часто сидят с собакой. Это действительно верное человеку существо, которое не отходит от хозяина, каким бы он ни был. Богач осуждал нищего как лентяя и бездельника, лежащего  целыми днями у ворот, а мог бы зарабатывать. И ничего ему не давал. Нищий питался только крохами от стола богача, ему их приносили слуги. Собаки облизывали гнойные раны Лазаря, и так он жил. Но счастью и несчастью всегда приходит конец. Умерли и счастливый богач, и несчастный нищий, у которого была не жизнь, а одно мучение. И оказались они по разные стороны на том свете. Богач по своим делам - в аду, а нищий за терпение и смирение - на лоне Авраама. Находясь в огненном пламени, богач увидел, что Лазарь находится в раю. И стал просить Авраама, чтобы тот послал Лазаря принести хотя бы немного воды на язык, охладить его, уж слишком тяжело в аду. Авраам ответил, что между ними большая пропасть, которую не перейти. Потом богач вспомнил, что у него есть братья на земле, которые живут так же распутно, как жил он, и которых он соблазнил. По его грехам и примеру младшие братья вели такую же жизнь. Он понял, что братья придут сюда же, на эти мучения. И чтобы этого не случилось, попросил послать Лазаря к ним сказать, чтобы исправились, стали жить по-другому. Авраам ответил, что у братьев есть Моисей, они могут читать Слово Божие, есть пророки, которые предупреждали - за такую жизнь ждет только ад. Богач сказал, что у братьев есть Писание, но они его не читают, а вот если бы воскресить и послать какого-то мертвеца, они бы его послушали. Авраам ответил, что даже если мертвецы воскреснут и явятся, они их не послушают " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Преп. Иоанн шел средним путем умеренного подвига: он не проводил ночей без сна, но и не спал много; не постился по несколько дней, но ел всего понемногу; время делил между молитвой, чтением и рукоделием. В качестве рукоделия преп. Иоанн занимался переписыванием книг и писательством. По той причине, что преп. Иоанн утешал приходивших к нему братий духовной беседой, некоторые соблазнились и обвинили преподобного в тщеславии. Тогда преп. Иоанн наложил на себя полное молчание и молчал до тех пор, пока несправедливое обвинение было отклонено и синайские иноки попросили его говорить. Через сорок лет своего уединенного жития преп. Иоанн был избран братией во игумены Синайской горы. В этом служении преподобный провел четыре года и непосредственно перед кончиной опять удалился в уединение. По всей видимости, в тот же год он и отошел ко Господу, будучи 79-ти лет от роду. Было это, по одной версии, в 563 году, по другой – около 604 года. Существует письмо, приписываемое свят. Григорию Великому , от 1 сентября 600 года, адресованное Иоанну, авве горы Синая. Если письмо относится к первому году игуменства преп. Иоанна, то кончина его действительно последовала около 604 года. Память преп. Иоанна Лествичника совершается 30 марта/12 апреля. §2. Сочинения Сочинения преп. Иоанна Лествичника носят аскетический и пастырелогический характер. Язык сочинений – греческий. Из сохранившихся творений преп. Иоанна Лествичника нам известны только сочинение «Лествица» («Лествица райская») и небольшое сочинение «К пастырю». Трудно предположить, чтобы он не писал посланий и не составлял письменно проповедей и поучений, однако таких творений преп. Иоанна до нашего времени не сохранилось. «Лествица» была написана прел. Иоанном по послушанию, а именно, по просьбе раифского игумена Иоанна. Последний составил комментарии на «Лествицу». Сочинение состоит из тридцати слов или глав, которые описывают тридцать ступеней, возводящих по лестнице совершенства. Тридцать ступеней (слов) символизируют число лет жизни Спасителя до выхода Его на общественное служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

И вы, господа и отцы, стойте мужественно за заветы чудотворца и не уступайте в том, в чем вас просвещает Бог, пречистая Богородица и чудотворец, ибо сказано, что «свет инокам – ангелы и свет мирянам – иноки». И если уж свет станет тьмой, то в какой же мрак впадем мы – темные и окаянные! Помните, господа мои и святые отцы, что Маккавеи только из-за того, что не едят свиного мяса, почитаются наравне с мучениками за Христа; вспомните, как Елеазару сказал мучитель, чтобы он не ел свиное мясо, а только взял его в руку, чтобы можно было сказать людям, что Елеазар ест мясо. Доблестный же так на это ответил: «Восемьдесят лет Елеазару, а ни разу он не соблазнил людей Божьих. Как же ныне, будучи стариком, буду соблазном народу Израиля?» И так погиб. И божественный Златоуст пострадал от обидчиков, предостерегая царицу от лихоимства. Ибо не виноградник и не вдова были первой причиной этого зла, изгнания чудотворца, мук его и его тяжкой смерти вследствие изгнания. Это невежды рассказывают, что он пострадал за виноградник, а тот, кто прочтет его житие, узнает, что Златоуст пострадал за многих, а не только за виноградник. И с виноградником этим дело было не так просто, как рассказывают, но был в Царьграде некий муж в боярском сане, и про него наклеветали царице, что он поносит ее за лихоимство, она же, объятая гневом, заточила его вместе с детьми в Селунь. Тогда он попросил великого Златоуста помочь ему; но тот не уговорил царицу, и все осталось, как было, там этот человек и скончался в заточении. Но царица, неутолимая в своем гневе, захотела убогий виноградник, который он оставил своей убогой семье для прокормления, хитростью отнять. И если святые из-за столь малых вещей принимали такие страдания, сколь же сильнее, мои господа и отцы, следует вам пострадать ради заветов чудотворца. Так же как апостолы Христовы шли за ним на распятие и умерщвление и вместе с ним воскреснут, так и вам подобает усердно следовать великому чудотворцу Кириллу, крепко держаться его заветов и бороться за истину, а не быть бегунами, бросающими щит и другие доспехи, но возьмитесь за оружие Божье, и да никто из вас не предаст заветов чудотворца, подобно Иуде, за серебро или, как сейчас, ради удовлетворения своих страстей. Ибо есть и у вас Анна и Кайафа – Шереметев и Хабаров, и есть Пилат – Варлаам Собакин, ибо он послан от царской власти, и есть Христос распинаемый – поруганные заветы чудотворца. Ради Бога, святые отцы, ведь если вы в чем-нибудь малом допустите послабление, оно обратится в великое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Случилось неким отцам войти в дом одного христолюбивого человека. В числе их был авва Пимен. За столом предложили им мясо. Все стали есть, кроме аввы Пимена. Старцы, зная его рассудительность, дивились, почему он не ест. Когда встали из-за стола, спросили его: «Ты Пимен, а что сделал?» Старец отвечал им: «Простите мне, отцы! Вы ели, и никто не соблазнился; но если бы я стал есть, то многие приходящие ко мне братия соблазнились бы и стали бы говорить: Пимен ел мясо, почему же и нам не есть?» И старцы удивились его рассудительности (97, 222). Однажды в Скиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некий пресвитер, муж великой святости, встал, чтобы подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились и сказали ему: «Как ты, меньший из всех, осмелился принять услужение от пресвитера?» Он отвечал: «Когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все ее принимают, как получающий большую награду. По этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему воздаяние. Как бы он огорчился, если б никто не принял от него чаши» (106, 295). Пришли однажды к авве Ахиле три старца. Об одном из них шла худая молва. Один из старцев попросил: «Авва, сделай мне невод». Ахила отвечал: «Не сделаю». Другой старец сказал: «Окажи эту милость, чтобы в монастыре нам иметь что-нибудь на память о тебе!» Авва отвечал: «Мне недосуг». Обратился к нему и третий, о котором шла худая молва: «Сделай, авва, мне невод, чтобы мне иметь что-нибудь из твоих рук». Ахила тотчас согласился: «Для тебя сделаю». После наедине два старца спросили авву: «Почему, когда мы просили тебя, ты не захотел для нас сделать, а ему пошел навстречу?» Ахила отвечал им: «Я сказал вам: не сделаю, и вы не оскорбились, веря, что мне некогда. Если я ему так ответил бы, то он бы подумал: старец, услышав о моих грехах, не захотел сделать для меня. Я тотчас стал отрезать веревку и благодаря этому ободрил его душу, чтобы он не был поглощен печалью» (97, 39).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пред кончиною его произошло следующее. У преподобного был между другими один ученик, по имени Феодосий, у которого был родной брат – мирянин Филипп. Раз он задумал прийти в монастырь преподобного, отчасти посетить брата, а отчасти видеть святого Луку, о котором слышал много славного. Преподобный же, предувидев приход его, сказал Феодосию: – Приготовь, брат, всё нужное к доброй трапезе; к нам на вечерю идет брат твой. Феодосий, объятый удивлением и радостью, со тщанием приготовил снеди и, часто выходя за ворота, смотрел на дорогу и с нетерпением ожидал пришествия брата. Вечером пришел Филипп и принес с собою много всего, необходимого для трапезы. Он был с любовью принят святым, а вечером все вместе стали вечерять, вкушая всё поставленное, во славу Божию. На этой трапезе преподобный пил и ел более, нежели обыкновенно, – и это он делал ради Филиппова угощения. После вечери и обычных на сон молитв, Филипп лег почивать; но на ложе своем он соблазнился о святом угоднике Божием Луке: он подумал: «сей старец-лицемер; он много пьет и ест, и только напускает на себя постничество и святость». После этого, уснув, Филипп увидел во сне двух пресветлых юношей, которые смотрели на него гневными очами; лица их были яростны, и говорили они жестокие слова: – Зачем ты так нечестиво думаешь о преподобном? и зачем осуждаешь человека неповинного и святого? возведи очи твои, которые видят одно только земное, и посмотри, сколь великой чести сподобился тот, который по твоему мнению есть лицемер и обольститель. Филипп, воззрев, увидел некое преславное место, всё устланное порфирою, а на месте том стоящим преподобного Луку: он сиял божественною славою, как солнце. Воспрянув от сна, Филипп ужаснулся и рассказал обо всем этом своему брату Феодосию и другим инокам, а потом с покаянием исповедал свой грех и самому преподобному Луке; испросив у него прощение, он ушел с великою духовною пользою для себя. Предвидя свое скорое отшествие к Богу, святой Лука отправился посетить всех находившихся в пустыне той отцов и всех их целовал последним целованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Итак, вслед за Василием Великим преподобный Симеон относит к греху непростительной хулы приписывание благодатных даров Духа в подвижниках действию бесов. Хулой является обвинение в бесовской прелести тех, кто сподобился в умной непрестанной молитве, после очищения от страстей, воздействия Божественного Духа. Блаженный Феофилакт Болгарский (… ок. 1107) Архиепископ Охридский, блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется общецерковно, но с древних времен пользовался славой отца и учителя Церкви. Болгарский архиепископ из греков, Феофилакт начинал свое служение диаконом главного храма Византийской империи — Софии Константинопольской. Основной его обязанностью там было объяснять Священное Писание и писать поучительные слова от имени Вселенского Патриарха. Он оставил нам многочисленные богословские творения, большая часть которых — толкования Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Толковое Евангелие блаженного Феофилакта — «Благовестник» — уже почти тысячу лет имеет самую широкую известность и авторитет во всем православном мире. В своей работе над «Благовестником» он опирался на труды святых отцов, прежде всего Иоанна Златоустого. Давая толкования евангельским текстам, блаженный Феофилакт, конечно же, уделял внимание и фрагментам, связанным с учением о хуле на Духа Святаго. Ниже мы приводим его рассуждения. К Евангелию от Матфея: «Всякий другой грех имеет хотя малое извинение, например блуд, воровство, ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь и потому заслуживаем некоторое извинение. Но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и приписывает их демонам, тут-то какое может тот иметь извинение? Очевидно, он знает, что они происходят от Святаго Духа, но злонамеренно хулит их — как же он может быть прощен? Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Это не отпустится ему ни здесь, ни там — но он будет наказан и здесь и там.

http://pravoslavie.ru/3542.html

Возможность такого понимания становится вполне ясною, если мы будем видеть в жизни и смерти состояния, в которых при существенном тожестве может быть бесконечное различие степеней 61 . Священное Писание , говоря о второй смерти, и признает именно такую постепенность духовного умирания человека, возможность перехода от смерти к смерти 62 . Таким образом, по воззрению Нового Завета, духовная смерть человека начинается на земле и продолжается в вечность, находя себе завершение после воскресения плоти и Страшного Суда в смерти второй. Учение Священного Писания о явлении и распространении смерти в мире человеческом Первому человеку была предоставлена свобода выбора между жизнью и смертью, как говорит сын Сирахов: Господь от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему ( Сир.15:14, 17 ). Возможность вечной жизни по телу обусловливалась для первого человека послушанием Богу и осуществлялась чрез вкушение плодов с древа жизни. Смерть же должна была постигнуть первых людей, в случае непослушания их заповеди Божией – не вкушать от другого дерева райского, которое Бытописатель называет древом познания добра и зла. История вступления смерти в мир в немногих словах изложена в 3-й главе кн. Бытия. Змий соблазнил жену вкусить плодов запрещенного дерева льстивым обещанием, что они будут, как боги, знающие добро и зло. Жена, вкусив сама, дала плодов своему мужу, и он ел. Вслед за вкушением прародители умерли духовно и божественным судом изгоняются из рая, от древа жизни, обрекаются, таким образом, на болезни и смерть. Смерть телесная не постигает прародителей непосредственно за преступлением заповеди, тем не менее, моментом вступления ее в мир мы с полным правом можем считать падение прародителей. Не говоря уже о том, что они с этого времени лишаются возможности вечно жить по телу, «получают приговор смертный» 63 , в развитии их тела происходит решительный поворот. Если прежде человек, укрепляясь в добре и питаясь плодами древа жизни, постепенно возводил свою телесность к состоянию non posse mori, то после грехопадения, когда он умер духовно и был удален от древа жизни, в теле его начался постепенный процесс умирания 64 , сопровождаемый болезнями, старческой слабостью, и, наконец, приводящий тело к совершенному разрушению 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

В смысле политическом он подрывает в народе повиновение власти и движение к государственному благоустройству. Одним словом, нет христианской истины и учреждения, которых бы не коснулась его преступная рука. Посему Святейший Синод долгом своим поставляет объявить всенародно графа Льва Толстого врагом Православной Церкви и вместе с тем напомнить всем православным соотечественникам, какой опасности они подвергают себя, увлекаясь сочинениями Толстого и разделяя его богохульные мысли. Эта опасность есть отлучение от церкви, которая громогласно осуждает лжеучителей подобных Толстому в неделю Православия. Если граф Лев Толстой в ожесточении своего сердца и хладнокровия идет под это осуждение, соединенное с лишением надежды вечного спасения: то тех, которые по неведению или беспечности увлекаются его сочинениями и мыслями, мы упреждаем и остерегаем с отеческим попечением и любовию. Бодрствуйте, возлюбленные о Господе чада, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся ( 1Кор.16:13 ), стойте и держите предания, им же научистеся ( 2Фес.2:15 ), от всякия злыя вещи отгребайтеся ( 1Фес.5:22 ). Ищите себе подкрепления и руководства в разъяснениях и советах пастырей церкви, в слове Божием и писаниях святых отцов и учителей церкви. Наука без слова Христова и сама не устоит на прямом пути и не спасет уповающих на нее. Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем: и всесовершен ваш дух, душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится ( 1Фес.5:23 )». С половины лета 1899 года преосвященный Амвросий, чувствовал себя очень хорошо. Такой подъем физических сил своих он приписывал меду. В июле я привез ему из своей пасеки 10 фунтов прекрасного меду из белого клевера. По словам владыки, он никогда не ел меду, потому что мед будто бы всегда вредно на него действовал. Но на этот раз безукоризненно белый цвет и приятный запах привезенного мною меда соблазнил его: он боязливо съел пред чаем одну чайную ложечку его. Чрез неделю я был по делу у него, – и, к удивлению своему, услышал от него следующее: – Мед ваш действует на меня волшебно: я чувствую бодрость и силы мои заметно восстановляются. Привезенный вами мед оканчивается; у вас большой запас его? – Пудов 50 будет еще, – ответил я.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

4 марта. Горько было мне от противных сил сегодня во время утрени после вчерашнего еще повечерия и заседания в Совете Попечительства. Сотни змииных жал были вонзены в мое сердце, и я с крайним трудом говорил ектении; просительной ектении не мог говорить ради блазни, наведенной мне от лукавого за нечистоту моего сердца после чтения в каноне слов, обращенных к Божией Матери: како подаеши сосец манием Питающему вселенную всю? 137 Надо было восхититься от этих слов, умилиться, возблагоговеть, возблагодарить и прославить Господа, так умалившего Себя нас ради и так почтившего нас, а я смутился, соблазнился неблазненными, пречистыми сосцами, почувствовал утеснение и боязнь в сердце и оттого не мог говорить ектении и прославить сердцем и устами Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми. Но благодарю Господа – канон читал внятно, Христе, Свете истинный тоже и отпуст сказал весь. Слава силе Твоей, Господи! Прекрасно ничего не есть с вечера: спишь покойно, легко всю ночь, голос чистый, ясный, громкий (поутру на утрени). Вчера пил чай с клубничным вареньем у купчихи Марьи Алексеевны, ел яблоки крымские и апельсин. Оцепеняет сердце мое, когда нужно молиться о императоре, императрице, наследнике, наследнице и чаде их, о митрополите и Синоде, поминать святых угодников Божиих... грех ради моих, ради маловерия, страха, блуда, чревоугодия. Премного утешили меня своею искреннею, чистою любовию словесные овцы стада Христова – простые женщины своим усердием ко мне, своим усердным слушанием беседы моей, предложением услуг (платочек, бедным рубль, крендели), преклоняются в ноги, хотя я всегда отвергаю это строго, целуют руки, ноги, плечи мои. Боже мой! За что моему недостоинству такое уважение, такая любовь? Но нет, это не мне, а Тебе, Господи, – они во мне, священнике, видят Тебя, Первообразного и вечного Священника, Самого Себя давшего о нас на непорочное заколение. Ты и воздай им. А мне даруй так любить и их и всех людей, как они меня любят.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010