Рождество: почему и зачем Бог стал Человеком? Дек 29, 2017 Новости , Статьи Общественный деятель Владимир Легойда — о том, про что стоит задуматься в преддверии одного из главных православных праздников. Помню, как-то в преддверии Рождества один знакомый тележурналист полушутя жаловался: «Ну не могу я рассказывать о новости, которой 2000 лет!» Шутки шутками, но на самом деле: в чем новость? Главная рождественская новость, конечно, в том, что Бог стал Человеком. Но в чем причина появления Бога в нашем мире? И какова цель? Два главных вопроса. Для ответа на них никак не обойтись без рассказа о грехопадении. Да, да — это про Адама и Еву, нарушение заповеди, изгнание из Эдемского сада… Известное библейское повествование — не история жизни первого семейства: жил да был мужчина Адам, и была у него жена. Потом они что-то не то съели, Бог рассердился на них и выгнал из Рая… В этом внешне простом рассказе книга Бытия говорит нам о вселенской катастрофе, произошедшей в отношениях Бога с человеком. Катастрофе, которая отразилась не только на жизни человека, но и на бытии всего сотворенного мира. Грехопадение фундаментально изменило человека. Венец творения, созданный Богом для пребывания в общении с Ним, человек отверг предложенную ему жизнь в Эдемском саду, променяв ее на призрачное обещание «быть как боги». Чуда не случилось. Напротив, непослушание исказило изначально сотворенную Богом человеческую природу, созданную по образу и подобию Творца. И вот уже Адам с женой прячутся от Создателя… за деревьями! Так нашкодившие дети забираются под кровать, наивно полагая, что родители не догадаются, где они. Но Бог как милостивый Отец дает Адаму еще один шанс, спрашивая его сначала, где он, и потом, не ел ли он от плодов дерева, с которого вкушать не следовало? Конечно, Бог задает этот вопрос не потому, что не знает, что было на самом деле. Подобно заботливому родителю, Господь надеется на раскаяние своего творения. Но что слышит в ответ? Увы, то же, что нередко подростки обращают к своим родителям: упреки и обвинения. «Жена, которую Ты мне дал, она ела и меня соблазнила», — отвечает Адам. Правда, знакомо? Вместо раскаяния – попытка обвинить в произошедшем сначала жену (увы, знакомое мужское, точнее, не очень мужское поведение) и даже Самого Бога… После произошедшего разрыва Адам уже не может оставаться в Эдеме. Его гонит оттуда отсутствие покаяния. Грех умножает грех.

http://sinfo-mp.ru/rozhdestvo-pochemu-i-...

безнравственно» (см. «Вегетарианский Вестник»: 1, 1904 г., стр. 28) ... Что же? Ужели в нас нет никакой любви к ближнему, – в нас, именующих себя христианами, – ужели нас не трогает вышеприведенный пример любви св. Апостола, который ради «брата» своего готов был «не есть мяса во век, чтобы только не дать своему ближнему поводов к «соблазну» ...? Если в нас такой любви к брату нет, – если мы – христиане – только по имени, то ужели мы не побоимся обещанного свыше наказания всякими соблазнителями? Кто соблазнит одного из малых сих, говорит Спаситель, – из сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе миру от соблазнов..., – горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит... (Мф. 18:6–7; Марк. 9:42 ). Ужели эти грозные слова Спасителя не должны заставить нас хотя сколько–нибудь призадуматься? Если нас не движет высокое чувство любви, то не подействуют ли на нас, по крайней мере угрозы? Доколе мы останемся беспечными ко спасению наших ближних?!... Чему учит нас св. Ап. Павел, тому же учат нас и другие – Апостолы и Отцы христианской Церкви, христианские учители и подвижники всех времен. В частности, уже «Апостольские правила» (51–е и 53–е), рассуждая о пище, придают огромное значение вопросу о «соблазне», какой может возникнуть от такого или иного отношения некоторых лиц к пище. Устранение самой возможности соблазна в данном случае должно быть предметом особенных забот каждого... Святые Отцы христианской церкви, у которых можем всегда найти ответы на подобного рода важные жизненные вопросы, дают нами поучительные уроки. Приведем красноречивый пример. В «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных Отцов» (изд. 3–е, Спб. 1855 г., стр. 266) читаем: «случилось некоторым отцам зайти в дом одного христолюбивого человека: в числе их был и авва Пимен. За столом предложили пришедшим «мясо. Все стали есть, кроме аввы Пимена. Старцы, зная его рассудительность, дивились, почему не ест он», и по окончании трапезы «сказали ему: ты – Пимен, а что сделал? Старец отвечал им: простите мне отцы! Вы ели и никто не соблазнился; но, если бы я стал есть, то многие приходящие ко мне братия соблазнились бы и и стали бы говорить: Пимен ел мясо, – почему же и нам не есть?» «И старцы», читаем в данном сборнике, «подивились его рассудительности» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

В Библии сатана назван отцом лжи и человекоубийцей. И то, и другое мы можем увидеть в процитированном выше отрывке из книги Бытие. Сатана сочинил лживую историю, в которой Бог выглядел как завистливый обманщик, боящийся конкуренции со стороны людей. И люди, уже получившие от Бога столько даров и благ, знавшие Его, общавшиеся с Ним и из опыта этого общения убедившиеся, что Он — благ, вдруг поверили этой грязной лжи. И решили отведать плодов с запретного древа, чтобы стать «как боги». Но вместо этого всего лишь обнаружили, что они — голые, и стали срочно сооружать себе примитивную одежку из древесных листьев. А когда услышали Божий глас, призывающий их, испугались и стали прятаться между райскими деревьями от Того, Кто и насадил для них этот рай. Предатели ведь всегда боятся встречи с теми, кого предали. А то, что сделали первые люди, и было самым настоящим предательством по отношению к Богу. Сатана ненавязчиво намекнул им, что, поев запретных плодов, они смогут стать как Бог, стать равными своему Создателю. А значит — жить без Него. И люди поверили этой лжи. Поверили сатане и перестали верить Богу. В этом страшном перевертыше и заключалась главная трагедия происшедшего в раю. Люди отказались слушаться Бога и добровольно отдали себя в послушание дьяволу. Бог простил им это первое предательство и дал шанс вернуться к Себе, но воспользоваться им люди не захотели. Жена стала оправдываться тем, что ее соблазнил змей. А Адам и вовсе обвинил в своем преступлении заповеди жену и… Бога, который дал ему такую «неправильную» спутницу. Вот он, последний разговор людей с Богом в раю: ...не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт 3 :11–13). Так первый человек предал в раю Бога, свою жену и самого себя. Созданный для царствования над материальным миром, он превратился в жалкое существо, прячущееся по кустам от своего Создателя и упрекающее Его за жену, …которую Ты мне дал. Таким сделал его яд принятой от сатаны лжи. Однажды исполнив волю Божьего врага, человек сам стал врагом Богу.

http://foma.ru/pochemu-za-greh-adama-i-e...

— Удивительно, что я не попал в их число, — вздохнул отец Александр. — Ведь меня хиротонисал митрополит Вениамин, зверски умученный большевиками. И сам я три года в лагерях оттрубил. — Двенадцатого и тринадцатого июня, по моим сведениям, в Прибалтике для перевозки арестованных были мобилизованы все грузовые автомобили! — подметил митрополит. — Вот видите, — сказал Фрайгаузен. — А мы говорим: «Идите и возрождайте!» Страшно подумать, если на земли, ставшие в религиозном смысле пустыней, придут католики, лютеране, или того хуже, сектанты-баптисты. — Поведайте, батюшка, нашему гостю вашу классификацию, — улыбнулся митрополит. — Какую? — Про вино. — А… Про вино-то… Это я так придумал сравнить… Вижу наше Православие в образе большой чаши, до краев преисполненной сладким и ароматнейшим вином. Вылей половину и разбавь водой — получится католицизм. Вылей снова половину и разбавь водой — получится реформаторство. Вкус вина остается, а уже не то. А теперь вылей все и залей чашу водой. Хорошо, если слабый запах вина сохранится в этих ополосках. И эти ополоски суть разного рода сектантство. — Точнее не скажешь! — засмеялся немецкий полковник. Отец Александр помялся и решил-таки спросить про дым: — А правду ли говорят, что местные евреев пожгли? — Правду, — кивнул Фрайгаузен. — Хотели нам угодить. И перестарались. Как жить в Риге при такой вони! Наше командование очень недовольно. Даже говорят, что собираются распустить латышскую националистическую организацию. — Перунов крест? — спросил отец Александр. — Именно так. «Перконакруст». Чтоб не лезли поперёд батьки в пекло! — А я мороженое… — тихо прошептал отец Александр, раскаиваясь, что соблазнился мороженым и ел его, когда в воздухе витал дым от сожженных людей. 12 Боец пятой стрелковой дивизии Алексей Луготинцев возвращался домой. Дивизия его, стоявшая некогда на Немане, встретила врага там же, где когда-то наши встречали армию Наполеона. С боями дивизия отступала и уже на латышской территории была окончательно разгромлена. Чудом уцелевшие и не попавшие в плен бойцы пробирались на восток по оккупированной территории, прячась в лесах, утопая в болотах, умирая от голода и ранений. Лешка Луготинцев тоже прятался, утопал, умирал, но все еще был жив. Звериным чутьем пробирался он на родную Псковщину, падая без сил на августовскую землю, шептал: «Я приду к тебе, Маша!», терял сознание, а потом вновь воскресал и шёл, шёл, шёл… 13

http://azbyka.ru/fiction/pop/

Человек теперь не может наслаждаться созерцанием Бога и райской жизнью. Выдающийся апологет II-III веков святитель Ириней Лионский говорит, что несчастные преступники желали убежать не от суда, не от наказания, а только от Лица Божия, ибо чувство присутствия Бога, несомненно, должно было увеличивать собой и без того немалые их душевные мучения. Испытывая страшные чувства виновности и стыда перед Богом за свое преступление, прародители, по мысли святого Отца, желали, чтобы Всеведущий Бог, зная об их преступлении, предоставил бы их самим себе, ибо не желали испытывать невыразимого страдания от возможной встречи с Богом. В своей девятой беседе «О том, что Бог не виновник зла» святитель Василий Великий проводит основную мысль, согласно которой только в Боге жизнь. Всякое отчуждение от Бога есть несноснейшее зло, самое тяжкое для человека, как для глаза лишение света, или блуждание человека во мраке вечной ночи. Прародители, чувствуя свою виновность, не могли уже более беседовать со своим Творцом. Но, несмотря на преступление наших прародителей, Бог не желает оставить их, и, обращаясь к Адаму, говорит: «Адам, где ты»? ( Быт. 3, 9 ). Адам не смел показаться Богу и не мог сказать Ему правду о своем преступлении. Адам только ответил Всеведущему Богу, что он наг ( Быт. 3, 10 ). Первозданный человек вполне сознавал свое преступление, но сказать об этом Богу для него было мучительно тяжело, и, желая избежать этой муки, он в своем ответе Богу не высказал той главной причины, тяжесть которой он испытывал во всем своем существе. Но Всемогущий Бог ждал правды и потому обращается к нему с новым вопросом: «кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» ( Быт. 3, 11 ). Творец-Сердцеведец, зная, как трудно бывает грешнику осознать свои грехи, Сам называет его преступление. Но Адам, вместо чистосердечного раскаяния пред Богом, указывает, что виновна его жена, которую дал ему Творец. Подобным образом поступает и праматерь, обвиняя в виновности змея, который соблазнил ее ( Быт. 3, 12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Брат поклонился старцу и, испросив у него прощение, удалился от него, удивляясь его прозорливости. С того времени старец сделался откровеннее со своим приятелем. Другой брат однажды соблазнился поступками старца и говорит в душе своей: «Какой он прозорливый? Разве прозорливые так много едят?» Старец, прозревая его мысли, подозвал его к себе и сказал: «Ты, брат, хочешь быть монахом, а мысли твои все в России; ты пойдешь туда, исполнишь свое желание, но опять возвратишься назад – и тогда духовник удостоит тебя монашества.» Слова старца исполнились во всей точности. Названный брат смутился помыслами и, оставив обитель, оправился в Россию; но чрез год опять возвратился на Афон в ту же обитель, где и удостоился пострижения в монахи. Служивший старцу русский монах имел к нему великое уважение, как бы к святому; в то же время и боялся высказывать ему свои чувства, зная, что он не любит похвал. Однажды трапезный принял пришедшего к нему старца, посадил его и предложил ему трапезу, а сам, из уважения к нему, не хотел сесть при нем; но, чтобы не дать заметить этого, стал ходить взад и вперед по трапезе. Старец молча ел и с улыбкою поглядывал на ходящего взад и вперед брата. По окончании трапезы о. Анфим, встав из-за стола, сказал: «Добре, добре, стой: Господь да поможет и укрепит тебя.» Один из русских иеромонахов рассказывал братии, что, соскучившись об отечестве, он однажды принял мысль оставить св. Гору и возвратиться в Россию. Когда он об этом думал, вдруг вошел в келлию отец Анфим – чего прежде никогда не бывало – и сказал: «Божия Матерь послала меня сказать тебе, чтобы ты не ходил в Россию, а если выйдешь из пустыни в мир, то впадешь в грех.» В одно время отец Анфим безмолвствовал на высотах Афона довольно долго; брат, служивший ему, привыкший утешаться беседами его, не видя его долгое время, соскучился о нем и молил Бога, чтобы Он внушил старцу прийти к нему для духовного утешения, и притом размышлял: «Может быть, теперь и сам старец в пустыне от подвигов изнурился; тогда и я теперь утешал бы его пищею и чаем попоил бы». На другой день утром старец пришел к своему другу и, увидев его, с улыбкою сказал: «Вот, по желанию твоему, я пришел к тебе из-за Афона, устал и ноги избил о камни; стоит ли такого труда твой чай?» Брат удивился его прозорливости и испросил у него прощения за причиненный ему труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Так грозди обошли многих братьев, и никто не стал их есть. Последний брат, до которого они дошли, как и все остальные, не прикоснулся к ним, но отослал их авве Макарию как самый большой подарок. Когда Макарий узнал эти грозди, понял, как все было, удивился и возблагодарил Бога за такое великое воздержание монахов. Авва Пиор, когда ему приходилось есть, то начинал ходить и есть на ходу. Когда его кто-нибудь спрашивал: – Почему ты так ешь? – Я хочу, – отвечал он, – чтобы еда была моим не главным, но только побочным занятием. Другому брату, который об этом же спросил, авва сказал: – Я поступаю так, чтобы моя душа не чувствовала телесное наслаждение даже во время еды. Брат спросил авву Сисоя из Петры об образе жизни монаха, и старец сказал ему: «Даниил сказал: вкусного хлеба я не ел» ( Дан. 10:3 ). Об одном старце рассказывали, что ему захотелось съесть инжир. Он взял плод, но чтобы, желание не победило, держал его перед глазами и мучил сам себя за то, что чуть не поддался вожделению. 59 В раю Бог дал бессмертным Адаму и Еве заповедь есть всё, только не есть плода от древа познания добра и зла, потому что в день, когда они съедят его, то смертью умрут. Но диавол, в облике змия, прельстил Еву, обманул её, сказав, что, если они съедят плод от этого древа, то станут, как боги. Ева соблазнилась и съела и накормила Адама, и тот тоже ел. Тут открылись их глаза. Они познали добро и зло и увидели, что они нагие. Чтобы прикрыть свою наготу, они сорвали листья смоковницы ( Быт. 2:15–17 и Быт. 3:1–7 ). За преслушание Бог изгнал их из Рая. Плодом древа добра и зла, по преданию, было яблоко. Об этом вспомнил святой Савва, когда сорвал яблоко в монастырском саду. 60 Иисус Христос, пригвожденный на Кресте ради нашего спасения от грехов, зная, что уже исполнился Божий замысел Его пришествия на землю, сказал: «Жажду». Воины, напоив уксусом губку и положив на иссоп (ароматную траву), поднесли к устам Его ( Ин. 19:29 ). Читать далее Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Каков кто-либо сам, таким представляет и других людей, и были и есть люди, которые мнят, что и Бог подобострастен им: вознепщевал еси [рус.: подумал] беззаконие, яко буду тебе подобен, говорит Господь, но обманываешься: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя [ Пс.49:21 ]. 25 июля Успение святой праведной Анны, святых жен Олимпиады и Евпраксии. Благодарю Господа за превеликую милость и избавление и исцеление от острой греховной смерти души моей, впадшей тайно в гордость, мнительность, подозрительность, своенравие, противление и злобу против настоятеля отца Павла, затворившего южные алтарные двери по выходе моем чрез них на клирос; я их потом нарочно отворил наперекор, но уязвился в душе смертельно и долго каялся в пути Господу, особенно гуляючи в садике церковном со старостой Владимиром Д. Никитиным, где и получил милость от Господа, везде сущего и везде внемлющего и спасающего. Слава Господу. 26 июля Воскресение. Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою до обедни в избавлении меня от смерти греховной (после дачи сороковой очистительной молитвы четырем матерям с младенцами) и во время обедни после великого входа, на коем враги невидимые поразили меня теснотой и унынием, и особенно после обедни, когда я давал целовать крест и чрез зрение соблазнился, впав во внутреннее прелюбодейство ради сосцов молодой женщины, – только вера в искупительную Кровь и Плоть Господа, на Которого я усердно возуповал в покаянии, избавила меня от ужасного плена внутреннего и тесноты. Вечер. Почему Господь оставил меня Своею помощью во время вечерни и не избавил меня вовремя от насилия врагов невидимых? За невоздержание мое и за попрание Божественных Даров Тела и Крови Христа, только что принятых мною за литургией, ибо я пошел на поминки и ел и пил вино, хотя и мерою, но более надлежащего, и смеялся с рассказчиком петербургским и потворствовал его грехам своим смехом (кознокрадству), о чем он и сам смеючись рассказывал. О, какое мое невнимание к себе и к Святым Тайнам! (Я ел довольно телятины с алчностью, пил херес, пиво.) Но под конец вечерни Господь дал мне одолеть врагов, и последнюю ектению громко-прегромко выговорил. Благодарю Господа, дома в шестом часу вечера избавившего меня от тяжких волн сладострастия по молитве моей. Конец: нужно крепкое воздержание всегдашнее и молитва горячая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но прародители соблазнились не сами, а смутил их завистник-диавол: корень греха был в нем; его власть и нужно было победить прежде всего. И победить должен был человек. Таковым и был Сын Божий – Сын Человеческий, чтобы враг не мог сказать, что Бог победил его! И поэтому тотчас Дух Святой ведет Богочеловека на борьбу с диаволом. И именно после крещения, после сошествия Духа, Каковой пребывал и с первыми людьми; но и с Его помощью Адам и Ева не победили искушения. Так теперь нужно было доказать, опытно показать человеку, что он мог бы и в раю победить искушение, и теперь, с Божиею помощью, может. Но иной кто-либо, может быть, скажет, что человеку невозможно сорок дней подряд не есть, не пить? На это я могу указать на известный мне случай. Мой друг, знакомый мне священник, попробовал поститься сорок дней. Правда, он пил воду, но не ел ничего. И в это время нес свои обязанности: служил, совершал требы; а приход его был радиусом на 5–10 верст. И он ходил, куда требовали его. Никто и не догадывался, что он несет подвиг. Но он вытерпел только 37 дней: больше был не в силах. Оправившись, через некоторое время он вторично начал поститься. И на этот раз вытерпел 42 дня. Это я удостоверяю. Значит, даже длительное пощение возможно. А следовательно, тем более – вкушение постной пищи в среды, пятницы и посты. Но главное тут даже не в воздержании, а в послушании. Известен факт, как богатому человеку, Х-ву 14 , историку, философу, богослову, поэту, – знакомые задали вопрос: почему он всегда (то есть когда Церковь велит) постится? Он спокойно ответил им, что так заповедала Церковь , и он это время хочет быть вместе со всею Церковью. – Вот мудрый ответ! А жизнь нам показывает, что все подвижники сильно постились и достигали великих добрых плодов. Это – несомненно! И Сам Господь сказал ученикам, спрашивавшим Его, почему они не могли изгнать из бесноватого юноши беса: по неверию вашему… Сей же род изгоняется только молитвою и постом (см.: Мф. 17:15–21 ). Но довольно о сем… Теперь вдумаемся: чем же сатана искушал Христа? Три было искушения: хлебом, гордостью и имуществом, или, как говорят святые отцы, сластолюбием, славолюбием и сребролюбием – основами всех страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Отправив такие пиры, принялся Петр за кровавый пир — за стрельцов: через три недели по возвращении его из чужих краев начался стрелецкий розыск. Стены Кремля были утыканы стрелецкими головами, и сам царь, в Преображенском, рубил головы стрельцам. Петр публично ел скоромное по постам. Изменил исчисление, перенес Новый год с сентября на январь. Соблазнились и смутились русские люди больше, чем сто лет перед тем смущались они во дни Гришки Отрепьева. «Да впрямь царь ли он? Не по-царски поступает. Не новый ли это у нас Гришка Расстрига объявился?» — заговорили в народе. И пошли толки: «благочестивый царь Петр Алексеевич поехал в Стеклянное государство  и там пропал без вести». Исключительно русское воззрение! Стали спрашивать: «а кто же теперь на Москве царство держит?» Отвечали: «сказывают, что некий жидовин от колена Данова. Как скоро-де он наехал на Москву и все стал творить по-жидовски: у патриарха благословения не принял, в дом Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения, на поклонение ризе Господней, пречестной Владимирской иконе Богородицы, писанной Лукой евангелистом, и к цельбоносным мощам московских чудотворцев не пошел, потому что знал — сила Господня не допустит его, окаяннаго, до святого места. К Архангелу не ходил, гробам прежних благочестивых царей не поклонился, для того, что они ему чужи и весьма ненавистны. В кремлевские чертоги не вошел, глумяся над ними и сожечь их замышляя. Никого из царскаго рода: ни царицы, ни царевича, ни царевен — не видал, боясь, что они обличат его, скажут ему, окаянному: «ты не наш, ты не царь, а жид проклятый». Для того царицу и царевен постриг, а маленькаго царевича, сына благочестивого царя Петра Алексеевича, коему бы достояло теперь прияти великий скифетр московского государства и всея России, немцам отдал, а потом убил. Народу в день новолетия не показался, чая себе обличения, якоже и Гришке Расстриге обличение народное было, и во всем по-расстригиному поступает: святых постов не содержит, в церковь не ходит, в бане каждую субботу не бывает, живет блудно, с погаными немцами заедино, и ныне на Московском государстве немец стал велик человек.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010