Не ял ли еси отаи в келии своей или пил без вопрошения игуменова?// Не осудил ли еси брата о блуде или иного кого? Не осудил ли еси игумена или попа в коем-любо гресе? Не злословил ли кого и не оклеветал ли ко игумену или келарю? Или роптание сотворил еси в монастыре на игумена или на келаря или на братию? Не ял ли еси или пил рано во святыя дни или в постныя, или иного кого соблазнил ясти и пити безвременно? Не ослушался ли еси игумена или отца своего духовнаго или старца в чем? Не оставил ли еси правила келейнаго данаго тебе небрежением или пияньством? Не стоял ли еси//в церковном пении или келеином без внимания, или дремал, или глумился, или что неподобно глаголал или сотворил, или к церковному пению не востал? Не осквернил ли еси кого в схиме? Не пел ли еси песней бесовских? Не играл ли еси в гусли или шахматы и леики или иным чем? Не ел ли еси что нечисто или скоромно в постныя дни? Не вкусил ли еси мясных ядеи? Не ходил ли еси к волхвом и к чародеем, и к собе их не водил ли, и сам не волхвуеши ли? Не убил ли еси человека? Не ходил ли еси с кем к блудницам//или един? Не целовал ли кого с похотию или осязал срамныя уды? Не мылся ли еси в бани? Не бысть ли ти сквернаго истечения на коне ездящу? В корчме и у иноверных не пивал ли? Не завидел ли еси, не гневался ли, не укорил ли еси или оскорбил еси кого? Много бых тебе глаголал, но не вем таиных грехов твоих. Ч -Погод. 305: Погод. 305, л. 165–168 1495 Подобает убо отцу исповедающагося въпрашати и воспоминати ему списанием различная согрешения,//сице рещи: Како еси, чадо, прежде девьство и чистоту телесную осквернил, с скотом ли или с женским полом, или с мужеским, или над собою давал еси кому содомскии блудити? Въпрашати же, и елика чрезъестьственная суть: разбойничества, убийства волная, детская разстления, ручная блужения, птичеблудия, кровосмешения в сродстве. Доводит бо добру ненавестник диявол согрешити и брата с сестрою, и матерь с сыном, и отца с дщерию, и свекра с снохою, и тещу//з зятем, два брата с единою женою, с братними и с сестриными чады, и с крестными сестрами, и с кумами. Несть бо един грех, ни два, но множество, егда убо и со иноки, и со инокинями, и с поповьскими женами, и со дьяконьскими, и крадоблужения, еже есть с сонными и с пияными женами и с мужеским полом, онем того неведущим, но сотворивши грех, тои восприимет суд; и с женским полом в задняя прохождения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Блаженству первых людей в раю позавидовал диавол и соблазнил их нарушить заповедь Божию. Он вошел в змия и, когда Ева была подле запрещенного дерева, с хитростью спросил у нее: «правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?» – «Нет», ответила Ева, «плоды со всех деревьев мы можем есть, только о плодах с дерева познания добра и зла Бог повелел нам: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». На это диавол сказал: «нет, вы не умрете, но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, знающие добро и зло». Ева поверила словам диавола. Плоды запрещенного дерева показались ей особенно красивыми и вкусными, больше же всего ей захотелось знать добро и зло; она сорвала их и ела, а затем дала мужу своему, и он ел. Как только люди нарушили заповедь Божию, им стало стыдно и страшно. Они заметили, что они наги, и сделали себе опоясанья из листьев смоковницы, а когда услышали голос Бога, спрятались между деревьями. Господь позвал Адама: «Адам! где ты?» Адам ответил: «я услышал голос Твой в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». – «Кто сказал тебе, что ты наг?» спросил Бог Адама. «Не ел ли ты плодов с дерева, с которого Я запретил есть?» Адам ответил: «жена, которую Ты мне дал, дала мне плодов, и я ел». Господь обратился к Еве: «что ты сделала?» Но и Ева, вместо раскаяния, ответила: «змий соблазнил меня, и я ела». Тогда Господь определил виновным справедливое наказание. Змию и скрывшемуся в нем диаволу Он сказал: «проклят ты пред всеми тварями земными. Вражду положу между тобою, и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Жене Бог сказал: «в болезни ты будешь рождать детей, и муж твой будет господствовать над тобою». Также обратился и к Адаму со словами: «проклята земля за тебя: тернии и волчцы произрастит она тебе, и в поте лица будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят». Затем Господь сделал Адаму и Еве кожаные одежды и изгнал прародителей из рая, поставив Херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Первые люди блаженствовали в раю. Они не знали ни в чем недостатка, не боялись болезней и смерти и не имели нужды в одежде. Все животные повиновались им. Самое же высшее блаженство Адама и Евы состояло в том, что Сам Бог являлся им и беседовал с ними. Грехопадение прародителей, наказание за грехи и обещание Спасителя Блаженству первых людей в раю позавидовал диавол и соблазнил их нарушить заповедь Божью. Он вошел в змия и, когда Ева была подле запрещенного дерева, с хитростью спросил у нее: «Правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?» – «Нет, – ответила Ева: – плоды со всех деревьев мы можем есть, только о плодах с дерева познания добра и зла Бог повелел нам: «Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». На это диавол сказал: «Нет, вы не умрете, но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, и будете знать добро и зло». Ева поверила словам диавола. Плоды запрещенного дерева ей показались особенно красивыми и вкусными, она сорвала их и ела, а затем дала мужу своему, и он ел. Как только первые люди нарушили заповедь Божью, им стало стыдно и страшно. Они заметили, что они наги, и сделали себе опоясанья из листьев смоковницы, а когда услышали голос Бога, скрылись между деревьями. Господь позвал Адама: «Адам, где ты?». Адам ответил: «я услышал голос твой и убоялся, потому что я наг, и скрылся». «Кто сказал тебе, что ты наг?» спросил Бог Адама. «Не ел ли ты плодов с дерева, от которого Я запретил есть?» Адам ответил: «жена, которую Ты дал мне, дала мне плодов, и я ел». Господь обратился к Еве: «что ты сделала?» Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела». Тогда Господь определил наказание людям. Еве сказал, что она в болезнях будет рождать детей, а Адаму – что он в поте лица будет добывать хлеб, пока не умрет. Но в то же время Господь и утешил людей обещанием, что Семя жены сотрет главу змия. Это значило, что от жены родится Потомок, Который победит скрывшегося в змие диавола. Затем Бог научил людей приносить жертвы, изгнал их из рая и приставил херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

И увидела жена... Впервые в тексте мы встречаем это слово по отношению к человеку. В Откровении о жизни души человека (главы 2–3) мы читали о том, что Бог дает Адаму заповедь и, следовательно, человек слышит Его голос. Но нет никакого намека, что Адам видел Бога. Бог есть дух ( Ин. 4:24 ), Бога не видел никто никогда ( Ин. 1, 18 ). Адам только слышал Его голос где-то внутри самого себя 49 . Точно также и после грехопадения люди услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня... ( Быт. 3:8 ), но не говорится, что они видели Его. Ничего не говорится о том, что они даже во время суда Божия над ними видели Бога. Бог невидим. Человек только «слышит» Его голос в своей душе. В противоположность этому: И увидела жена, что дерево хорошо... Плоды запретного древа всегда зримы и соблазнительны в этой своей зримости. Это должно быть понятно каждому, кто размышлял о том, как зримо входит желание в душу. Слово увидела очень емко. Каждый знает, как иногда соблазн врезывается в душу, запечатлевается в ней. Это импринтинг – запечатление, которое служит импульсом для последующего поведения 50 . «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и... приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела, и дала также муж у своему, и он ел» ( Быт. 3:6 ). Искуситель добился того, чего хотел. Душа человека соблазнилась. Соблазнилась тем, что было ей свойственно: и по потребностям плоти, и по потребностям эмоции, и по потребностям интеллекта. Бог даровал человеку все эти потребности, но при условии, что они будут удовлетворяться не от дерева познания добра и зла. Теперь же человек вкусил от этого дерева и увидел, что оно дает ему услаждение и в материальном, и в эмоциональном, и в интеллектуальном плане. И уже не в силу Заповеди, а по своему собственному усмотрению он может установить, что для него добро и что зло, возомнив, что ему теперь уже все позволено 51 . В краткой форме сущность грехопадения дана Иоанном Богословом: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.    Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.    Господь спросил: «Адам, где ты?»    Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».    Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?»    Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.    И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?»    Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».    Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.    Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу».    Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься».    А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это»... И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту», то есть от жены произойдет Потомок — Спаситель мира, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.    Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В Библии сатана назван отцом лжи и человекоубийцей. И то, и другое мы можем увидеть в процитированном выше отрывке из книги Бытие. Сатана сочинил лживую историю, в которой Бог выглядел как завистливый обманщик, боящийся конкуренции со стороны людей. И люди, уже получившие от Бога столько даров и благ, знавшие Его, общавшиеся с Ним и из опыта этого общения убедившиеся, что Он — благ, вдруг поверили этой грязной лжи. И решили отведать плодов с запретного древа, чтобы стать «как боги».  Но вместо этого всего лишь обнаружили, что они — голые, и стали срочно сооружать себе примитивную одежку из древесных листьев. А когда услышали Божий глас, призывающий их, испугались и стали прятаться между райскими деревьями от Того, Кто и насадил для них этот рай.  Предатели ведь всегда боятся встречи с теми, кого предали. А то, что сделали первые люди, и было самым настоящим предательством по отношению к Богу. Сатана ненавязчиво намекнул им, что, поев запретных плодов, они смогут стать как Бог, стать равными своему Создателю. А значит — жить без Него. И люди поверили этой лжи. Поверили сатане и перестали верить Богу. В этом страшном перевертыше и заключалась главная трагедия происшедшего в раю. Люди отказались слушаться Бога и добровольно отдали себя в послушание дьяволу.  Бог простил им это первое предательство и дал шанс вернуться к Себе, но воспользоваться им люди не захотели. Жена стала оправдываться тем, что ее соблазнил змей. А Адам и вовсе обвинил в своем преступлении заповеди жену и… Бога, который дал ему такую «неправильную» спутницу. Вот он, последний разговор людей с Богом в раю: ...не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт 3:11–13).  Так первый человек предал в раю Бога, свою жену и самого себя. Созданный для царствования над материальным миром, он превратился в жалкое существо, прячущееся по кустам от своего Создателя и упрекающее Его за жену, …которую Ты мне дал. Таким сделал его яд принятой от сатаны лжи. Однажды исполнив волю Божьего врага, человек сам стал врагом Богу. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Иудейские учители искажали многие заповеди, толкуя их свободно, по своему усмотрению. Но в том, что касается четвертой заповеди: «помни день субботний», они впадали в другую крайность и применяли ее с чрезвычайной строгостью. Их мелочность в толковании Закона была всем известна. Строящие ограждения вокруг Закона обыкновенно делают требования его еще строже, забывая нередко о принципах самого Закона. Самое печальное, что в сердцах их не был ясно написан Божий Закон. Ни в одной секте иудаизма никогда не было правила, чтобы человек мог быть осужден на смерть за нарушение субботы. Однако фарисеи исполнены такой ненависти ко Христу, что уже замышляют Его убийство. Христос оправдывает Своих учеников, которые срывали колосья в субботу, и показывает, что законно в этот день делать то, что диктуется нуждою. Что же сделали Его ученики? Они шли со своим Господом засеянными полями, и взалкали. Они были голодны, и Промысл Божий устроил так, что их путь проходил через поле спелого хлеба. У Бога много способов снабдить пищей Своих людей, когда это необходимо. Для Христа и Его учеников была предложена очень скромная трапеза, но они были довольны ею. И мы видим, как соблазнились этим фарисеи. Они ни за что не хотели позволить им спокойно съесть эту пищу. Как смели ученики Христовы срывать и растирать в ладонях колосья в субботний день! С точки зрения законоучителей, это было делание – своего рода жатва. Ученики Христовы мало что могли сказать в свое оправдание. Но у Господа было что ответить фарисеям. Он оправдывает Своих учеников примерами из Священной истории, которые и для самих фарисеев не могли не быть святым образцом. «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» В том, что Давид ел хлебы предложения, проявилось не его достоинство, а обыкновенный голод. Самые великие не свободны от законов естества, и о нуждах самых малых печется Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но враг рода человеческого, диавол, нашел средство ввести в грех человека; для сего он избрал в орудие мудрейшее из всех животных на земле – змея. Вошед в него, он обратился к жене с такими хитрыми словами: «Что Бог сказал: вы не должны есть ни от какого дерева в раю?» Ева отвечала: «Мы едим плоды с деревьев райских, но о плодах дерева, что посреди рая, сказал нам Бог: не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, чтобы не умереть вам!» Тогда змей сказал: «Нет, вы не умрете! Но Бог знает, что с того дня, как вы вкусите от плодов этого дерева, вам откроются глаза и вы сами будете как боги, вы будете знать, что добро и что зло». Жена взглянула на дерево и соблазнилась. «Как хороши должны быть плоды этого дерева, – думала она про себя, – когда от них можно сделаться такими разумными!» И вот она сняла плод с запрещенного дерева и съела; потом дала мужу своему, и тот съел. Тогда открылись у них глаза – и первое, что они уразумели, было то, что были наги. Ими овладело невольное чувство стыда, которого они прежде не знали, и они, связав несколько смоковных листьев, опоясались ими. День склонялся уже к вечеру. И вот слышат они глас Господа Бога, Который шел в саду. От страха и стыда Адам спрятался с женою своею от Лица Божия за деревом среди рая. Господь же Бог позвал Адама и сказал: «Адам, где ты?» Адам отвечал: «Я слышал глас Твой в раю и убоялся, потому что я наг; и оттого скрылся». Бог же сказал ему: «Кто бы сказал тебе, что ты наг, если бы ты не ел с того дерева, о котором одном Я заповедал тебе, чтобы ты не вкушал плодов от него?» Тогда Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, подала мне плод с того дерева, и я ел». Тогда сказал Бог жене: «Зачем ты это сделала?» Жена отвечала: «Змей прельстил меня, и я ела». Тогда говорит Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, будь проклят между зверями! На чреве твоем будешь ползать и есть землю во всю жизнь свою! И вражду положу между тобою и женою, между семенем твоим и ее семенем. Тот сотрет тебе главу, а ты уязвишь Его в пяту». Жене же сказал: «Многие скорби пошлю на тебя: в болезнях будешь ты рождать детей твоих, воля твоя подчинена будет мужу, и он будет господствовать над тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. Вкусив от чаши, отказывается, наконец, от телесного пития и возвещает некоторое иное вкушение в Царствии, то есть в воскресении. Воскресши, Он действительно ел и пил, но уже для некоторой другой цели, ибо ел и пил не как нуждающийся в телесной пище, а для уверения в истинной природе Своего тела. Свое воскресение по всей справедливости называет Царствием, ибо тогда Он упразднил смерть, явив Себя истинным Царем. Или понимай и так: новое питие — откровение тайн Божиих, которые откроются тогда — в Царстве Божием, то есть при втором пришествии; «новыя», то есть такие, каких мы никогда не слышали. Христос говорит, что Сам будет пить их вместе с нами. Это значит, что нашу пользу почитает Своею пищею и питьем. И воспевши, пошли на гору Елеонскую. И воспевши, пошли на гору Елеонскую. По вечери они воспели это для того, чтоб научились мы, что и нам следует делать то же. Идет на гору маслин, а не в другое какое место, чтобы не подумали, что Он убегает; ибо не в неизвестное иудеям место уходит, а в известное. Вместе с тем и для того уходит из кровожадного города, оставивши его, чтобы не воспрепятствовать им гнаться за Собою, а после обличить их, что они преследовали Его и по отшествии. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада (Захар. 13, 7). По воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада (Захар. 13, 7). По воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Как Бог, предсказывает будущее, а чтоб ученики не соблазнились, вменив это в укор себе, говорит, что написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы», внушая этим следующее: Я связывал вас всех вместе, отшествие же Мое рассеет вас. Говорится, что Отец поразит Сына. Это потому, что иудеи распяли Господа по изволению, то есть по допущению, Отца. Будучи в состоянии воспрепятствовать им, Отец не воспрепятствовал, а попустил, вследствие чего и говорится, что Он «поразил». Потом, разрешая скорбь учеников, Господь благовествует им: Я восстану и «предварю вас в Галилее», то есть поспешу туда прежде вас. Показывает этим, что Иерусалим Он оставит и отойдет к язычникам, так как в Галилее жили язычники.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   Так что будем рады, когда нам дают власть, и примем её, как вспомогательное орудие добродетели, посылаемое нам Богом. А когда нас её лишают, не будем её домогаться, как бы слагая с себя страшное бремя, скрывающее от нас замысел Провидения, Которое человеколюбиво устраивает всё каждому на пользу — ведь говорит Мудрый: «Не домогайся сделаться судьёю, чтобы не оказаться тебе бессильным сокрушить неправду, чтобы не убояться когда-либо лица сильного и не положить тени на правоту твою; не греши против городского общества, и не роняй себя пред народом; не прилагай греха ко греху» (Сир.7:6—8). Если только ты в этих делах не захочешь тщеславиться, дорогой мой, то окажешься не в худшем положении, чем окружающие тебя люди, ведь «очи Господа», как сказал сам Мудрый, «призрели на тебя во благо тебе, и Он восставил тебя из унижения твоего и вознёс голову твою, и многие изумлялись, смотря на тебя» (Сир.11:12—13), и повествуют народам и племенам о твоих добродетелях. И — как через великого Давида прорёк об апостолах Дух Святой — «по всей земле прошёл звук» (Пс.18:5) благих деяний твоих, «и до пределов вселенной» (Пс.18:5) проникло благоухание твоих добродетелей. Ведь ты не съедал свой хлеб один, но щедро уделял от него сиротам, и от юности их воспитал их как отец, и от чрева матери их руководил их к правде (Иов.31:17). Ты не презрел гибнущих без одежды, и укрыл их; все немощные благословили тебя, ибо ты согрел их плечи шерстью твоих овец (Иов.31:19—20). Ты не поместил твоё золото в землю (Иов.31:24), то есть в ублажение твоей плоти, а приобрёл твоим богатством небесные блага твоей душе. Ты не соблазнился тленным богатством и не приложил твоего сердца его потоку. Ты не сиживал с насмешниками (Иов.31:5), чья жизнь позорна и исполнена бесчестия. Нога твоя не спешила на лукавство (Иов.31:5), и ты не радовался падению врагов, и сердце твоё не говорило: «Хорошо!» (Иов.31:29). Не вопияла на тебя земля — ведь ты не ел плода её без платы и не удручал душу её владельцев (Иов.31:38—39). Ты удерживал руки от даров нечестивых, и спасал страдальца от руки сильного (Иов.29:12), и плакал о всяком несчастном, и стенал, увидев человека в беде (Иов.30:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010