§ 45. Грехопадение прародителей Невинное и блаженное состояние прародителей не досталось в удел их потомкам. Бытописатель не указывает, как долго жили прародители в раю, но говорить, что они нарушили завет с Богом и пали. Грехопадение их совершилось под влиянием змея – искусителя, т.е диавола, который только пользовался змеем – животным, как орудием искушения. Диавол позавидовал блаженству первых людей, вошел в змию и соблазнил их нарушить заповедь Божию. Когда Ева ходила в раю и остановилась пред запрещенным деревом, диавол, вошедший в змию, сказал ей: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Ева отвечала: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте, и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. Диавол сказал ей: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. Льстивые обещания диавола произвели в душе Евы то, что плоды дерева показались хорошими для пищи (похоть плоти), приятными для глаз (похоть очес) и вожделенными, потому что могли дать ей Божеское знание (гордость житейская). И Ева , забыв благодеяния Божие, вкусила от запрещенного плода, потом подала мужу, и он также ел. Таким образом первые люди нарушили заповедь Божию и вместо любви, оказали непослушание Богу. Мы поймем всю важность греха наших прародителей, если обратим внимание на количество частных грехов, заключавшихся в грехе прародителей. Здесь заключались: а) гордость, потому что прародители прежде всего увлеклись обещанием змия: «будете яко бози»; б) неверие, потому что не поверили словам Божиим: «смертью умрете»; в) отступничество от Бога и переход на сторону врага Его – диавола, потому что не послушались Бога, а послушались обольстителя и поверили дерзкой клевете его, будто Бог по зависти или недоброжелательству запретил им вкушать от известного древа; г) величайшая неблагодарность к Богу за все Его чрезвычайные милости и щедроты. Читать далее Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии/сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Ваши добрые дела смущают людей? Продолжайте! В вертепе разврата открывается Бог. Это удивительно. А за стенами этого притона, в мире людей чистых и праведных, рождаются сплетни, осуждение – и так, и по телефону, и по телевизору. 11 августа, 2014 В вертепе разврата открывается Бог. Это удивительно. А за стенами этого притона, в мире людей чистых и праведных, рождаются сплетни, осуждение – и так, и по телефону, и по телевизору. Ты не знаешь мотивов поведения других людей. То, что ты постоянно искушаешься, – твоя проблема. Прекрати искушаться! Не хочешь прекращать? Продолжай! И в твоем сердце никогда не будет покоя. Ведь кто-то всегда будет виноват перед тобой, тебя всегда будет что-то огорчать, и ты всегда будешь роптать! Не вступай в спор с теми, кого раздражают разговоры о Боге. Пусть лучше эти люди искушаются, смущаются, но не озлобляются. Архимандрит Андрей (Конанос) С одной стороны, Господь говорит нам не вводить никого в соблазн (Мф. 18:7; Лк 17.:1–2). А с другой стороны, Сам Он являлся соблазном для многих. Когда? Например, когда входил в дома грешников и ел с ними. Как же так? Господь говорит: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17: 1–2). Горе нам, если мы становимся соблазном для другого человека, и особенно – если это человек с чистым сердцем, ребенок или взрослый с душой ребенка. И Господь показывает нам всю тяжесть этого греха, говоря: « Лучше утонуть, чем ввести кого-то в соблазн ». Этими словами Он хочет показать, насколько серьезен грех соблазна – когда мы становимся искушением для другого человека и тем самым препятствуем его духовному развитию. Но бывает так, что кто-то говорит нам: «Как ты можешь так поступать? Я в шоке от того, что вижу! Не ожидал от тебя. Ты заставляешь меня нервничать, ты смущаешь меня». Искушая человека своими плохими поступками, мы вводим его в соблазн, и так поступать нельзя.

http://pravmir.ru/vashi-dobryie-dela-smu...

Видели Его как человека и не знали, что Бог есть. Знали Его, как сына Марий, дак человека, живущего с ними в мере. И Он показал им на горе, что Он есть Сын Божий и Бог. Видели Его, что Он ел и пил, и трудился и отдыхал, и спал, и страшился, - и проливал пот, что было несвойственно Божеству Его, а человечеству. И потому и возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Сына и явил им, что Он Сын Его есть воистину и Бог. Возвел учеников Своих на гору и показал им царство Свое прежде смерти Своей, и силу и славу Свою прежде страданий, и честь Свою прежде бесчестия Своего для того, чтобы, когда взят будет и распнется, поняли, что не по неволи Он распят будет, но ради любви Своей, для спасения мира. Возвел учеников на гору и показал им славу прежде воскресения Своего, для того, чтобы, когда воскреснет из мертвых, уразумели все славу Божества Его, и что не через труды Он принял славу, как проситель, но была слава Его прежде веков со Отцом и Святым Духом, как и говорил Он, идя на вольную страсть: Отче, прослави Мя славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть. Ту славу Божества Своего, неведомую в человечестве Его, показал совершенно на горе; ибо видели лице Его, как молнию сияющую, и ризы Его белы, как снег. Итак, для того Господь преобразился пред учениками Своими, чтобы показать им, как хочет придти Он в день последний, чтобы не соблазнились о Нем, когда увидят Его вольные страдания, и чтобы уверить, что Он есть воистину Сын Божий и Бог. Но, братие, Своим преображением не показал ли Господь и Апостолам, и всем нам еще и то, что истинное счастье - блаженство наше не на земли, а на небе, и что все, мы призваны к наследию не земного, а небесного царства? Конечно, так! ибо на это отчасти указывают и Моисей и Илия, явившиеся во славе, а с другой стороны и св. апостол Павел, который говорит, что уничиженное тело наше Господь преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. Наше житие на небесех есть, учит он, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его (Фил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

е., по силе сего выражения на священном языке, умрете неминуемо, ужасно, подвергнетесь бедствию величайшему. Таким образом мы всевозможно ограждены были со всех сторон от опасности. Поскольку нам необходимо было показать свою свободу, решить самим, как существам разумным, свою участь, избрать, так сказать, себе образ бытия или в соединении с Богом, по намерению и плану Божью, или по своему мудрованию и прихоти, то для нас нарочно изобретен к тому самый простой и легкий случай. Но вместе с тем взяты все меры, чтобы этот роковой опыт был с нашей стороны удачен и счастлив. Вообразим теперь положение наших прародителей в Эдеме, даже поставим себя там вместе с ними мысленно: вот пред нами древо запрещенное с его плодами, а над ним заповедь Божья с угрозою смерти. Не должно ли сказать о сем положении того, что пророк говорил потом от лица Божья народу Израильскому: Се дах пред лицом твоим жизнь и смерть ( Втор. 30:19 ; см. стихи 15–18), избирай, т. е., сам любое? Действительно в Эдеме была пред лицом нашим не только жизнь, – ибо мы ею пользовались, – а самое бессмертие и смерть. Кто бы мог ожидать, что мы будем так неразумны, так, можно сказать, враждебно ненавистны к самим себе, что отвергнем и бессмертие, и жизнь, а изберем произвольно смерть? Но так именно и случилось. 3 Кратко и просто сказание Моисеево о падении человека. " Гак и обыкновенно Дух Святой изображает в Писании великие события и тайны, в каждом слове заключая не исследуемую и неизмеримую глубину смысла. Скоро наступит тот страшный день, которым Бог угрожал первому человеку, если он вкусит от запрещенного древа 4 . Не надолго отдалила его от человека любовь к Творцу. Угроза и страх смерти не остановили его приближения. Падший ангел, позавидовав блаженству людей (Премудр. Солом. 2:24), вошел в змия и соблазнил Еву нарушить заповедь Божью 5 . И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт. 3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Итак, одни говорят об одной-единственной женщине, а Златоуст, стало быть, о двух. Есть и утверждающие, что было их три: две – о которых уже сказано [и которые появляются], когда Господне страдание приблизилось вплотную, третья же прежде тех, и она же, скорее, первая, которая блудницей и грешницей была и совершила это около середины евангельской проповеди. В доме Симона, но не прокаженного, а фарисея, изливала и она миро лишь на ноги Христа, когда только фарисей соблазнился. Этой и награда дается от Спасителя – оставление прегрешений. О ней одной в Евангелии своем божественный Лука [при описании того, что происходило] посреди проповеди Христовой, как сказано было, повествует. Ибо после рассказа об этой блуднице евангелист тотчас прибавляет: После того Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие ( Лк.8:1 ), откуда явствует, что это происходило не во время страдания. И вот, из рассмотрения времени, места, лиц и жилищ, Его принимавших, да и самого способа миропомазания представляется, что женщин все же было три: две – блудницы, а третья – Лазарева сестра Мария, сиявшая чистотою жизни. И один дом был Симона-фарисея, другой – Симона-прокаженного в Вифании, третий – сестер Лазаревых Марфы и Марии в той же Вифании. А отсюда, стало быть, можно и то вывести, что для Христа устроены были две вечери, и обе в Вифании. Одна – за шесть дней до Пасхи в Лазаревом доме, когда ел с Ним и сам Лазарь, как повествует «сын громов» Иоанн в следующих словах: За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его ( Ин.12:1-3 ). Другая вечеря устроена Ему за два дня до Пасхи, когда Христос еще находился в Вифании в доме Симона-прокаженного, и когда приступила к Нему блудница, излившая драгоценное миро, как подробно излагает святой евангелист Матфей, говоря словно от лица Самого Христа ученикам: Вы знаете, что через два дня будет Пасха ( Мф.26:2 ). И чуть далее: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» ( Мф.26:6-7 ). Согласно с чем и Марк говорит: Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков… . И когда Он был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина и так далее ( Мк.14:1-3 ).

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену. И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?» Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела». Изгнание из рая, 1887 Музей Родена, Париж Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха. Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу». Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься». А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это»… И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту», то есть от жены произойдет Потомок — Спаситель мира, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать. Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445 Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая. Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их. Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

http://pravmir.ru/izgnanie-iz-raya-karti...

– Но она не знала, с кем разговаривает, – заступилась за Еву мама. – Да, конечно, – кивнул Дмитрий Михайлович. – Она не могла знать, с кем имеет дело. Змей как змей. Как ей было догадаться, кто в него забрался. Мало ли в раю всяких тварей ползает, бегает и летает. Поговорить с ними порой одно удовольствие. Но услышав лукавые слова: “Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?” – можно было бы насторожиться. Правда, вопрос был поставлен так искусно, что не сразу поймёшь, то ли змей не знает, что говорил Бог, то ли сам хочет отведать плодов древа, да не решается. Искуситель и есть искуситель, вовлек её в разговор. И тут последовал сокрушительный удар в самую сердцевину – в веру в Бога – удар, посеявший у Евы сомнение в искренности Творца: “Нет, вы не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите этих плодов, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло”. Так в безмятежную, чистую душу порвался яд сомнений. “Что такое Добро? Что такое Зло? Пора бы, наконец, узнать – нельзя же всю жизнь быть в неведении. И если мы блаженствуем сейчас, то какое блаженство ожидает нас, когда мы отведаем запретное?” Так ли, иначе ли думала Ева – кто знает? Но глаз от запретного плода оторвать она не могла, он так и притягивал, словно таинственный магнит. По внушению дьявола и по собственной воле Ева “взяла плодов с этого дерева и ела, и дала также мужу своему, и он ел”. Адам же вместо того, чтобы заповедь Божию вспомнить да прогнать Еву от дерева, сам соблазнился, взял из её рук плод и ел. Так это было. И дело не только в запретном плоде. Глубину этого разрыва с Богом мы продолжаем постигать до сих пор. Адам и Ева не послушались Бога, а доверились сатане. Природа божественная была осквернена. В мире появились болезни и смерть, а Адам и Ева больше не могли видеть своего Творца и были изгнаны из рая. Так возникло зло в людях. Вы поняли, отчего оно появилось? – Из-за непослушания, – уверенно сказала Таня. – Да, – подтвердил Дмитрий Михайлович. – Послушание – это закон, установленный Богом. Каждый атом во Вселенной движется по законам Творца. Всё человеческое общество основано на послушании, как и каждая семья.

http://azbyka.ru/fiction/budem-kak-deti/

Но помимо этого, нам необходимо пересмотреть наше привычное восприятие вещей. Самый простой пример: принято думать, что Адам и Ева жили в раю в полной гармонии друг с другом и в полной гармонии с Богом и что там было два дерева – дерево жизни и дерево познания. И обычно представляется, что Ева взглянула на дерево познания и увидела, что оно приятно для глаз, и там был дьявол , который ей подсказал: «Сорви плод с этого дерева и вкуси его. Это – дерево познания, и ты будешь знать все, как Бог», как бы говоря ей: «Не это ли велел тебе Бог: познай все, как знаю Я?» И Ева вкушает плод, и сразу же мир для нее меняется: это уже не пронизанным жизнью и светом Божий мир, а мир, который стал материальным. И она обращается к Адаму и предлагает ему тоже отведать, попробовать плод и увидеть мир таким, каким он его никогда не видел. И потом они посмотрели друг на друга и, как говорит Книга Бытия, увидели, что они наги ( Быт.3:1–7 ). Прежде Адам и Ева не замечали своей наготы, потому что, как мы знаем из той же Книги Бытия, они были сотворены единой личностью в двух лицах и не воспринимали друг друга в различии, в противопоставлении. Когда Адам увидел Еву, он сказал: «Я – он, она – она, я – это я, она – это я как бы в женском роде» ( Быт.2:23–25 ). Он видел в ней не чужого человека, а самого себя, явленного в неописуемой красоте. Только после падения они стали смотреть друг на друга как на отличного от себя, не я, и замечать наготу. И тогда Бог говорит: «Адам, где ты?» И Адам отвечает: «Я услышал, как Ты ходил в саду, и скрылся, потому что я наг». «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева познания?» «Жена, которую Ты мне дал, предложила мне попробовать» ( Быт.3:9–12 ). И комментарий обычно дается такой: Ева соблазнилась, вкусила от плода дерева познания, поделилась с Адамом, и они обнаружили, что наги, другими словами, чужие друг другу, что их общность разрушена, единства больше нет. И, представ перед Богом, они испугались. И, будучи призван к ответу, Адам сказал: «Я стал таким из-за жены, которую Ты мне дал, это – Твоя вина».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Особенно осуждается жадность при подаянии  нищим и нуждающимся.  Пример тому – 85 рассказ, когда из-за недорода братия монастыря отказали нищим в обычной хлебной раздаче на Великий Четверг. В Великую Пятницу эконом монастыря увидел, что весь запас пшеницы пророс. Тогда игумен, обличая непокорных говорит им: «Отвергающий обетования отца своего так страдает,  вы пожали скорби преслушания вашего (τους πονους της παρακοης σου τρυγησατε). Образ пожинаемых скорбей связан с праотцем Адамом, преступившим заповедь:  «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт. 3, 17-19). Более того, косвенно скупые и маловерные братья сравниваются с Израилем, распявшим Христа. Игумен говорит далее: «Воистину два лукавая сотворихом» (δυο πονηρα εποιησαμεν). Эти слова являются цитатой из пророка Иеремии:οτι δυο πονηρα εποιησεν ο λαος μον. εμε εγκατελιπον, πηγην υδατος ζωης, και ωπυξαν εαυτοις λακκους συντετριμμενους, ου ου δυνησονται υδωρ συωεχειν. (два лукавая сотворил народ мой, меня оставили, источник воды живой и выкопали себе колодцы сокрушенные,  где не могут почерпнуть воду). Но эта цитата из пророка Иеремии используется в службе Великой Пятницы, в стихире на «Хвалитех»: «Два и лукавая сотвори перворожденный сын мой Израиль».  Δυο και πονηραι εποιησεν ο προτοτοκος υιος μου’ Ισραηλ. Мене остави, источник воды живой и ископа себе кладезь сокрушенный. Мене на древе  распя, Варраву испроси и отпусти». Еще раз напомним: пшеница проросла в Великую Пятницу и именнно в ее контексте эта цитата приобретает полноту своих смыслов. Сребролюбие является угрозой для устроения монашеской жизни. В 13 рассказе из membra disiecta, опубликованном Ниссеном, рассказывается о брате, который пожертвовал игумену золото, несмотря на его  просьбу раздать его нищим. В результате «брат  уже не выказывал такой ревности, как прежде но слегка и роптал, говоря: «Я достаточно золота дал киновии, и поэтому не ем даром хлеб». Слыша это, некие из братьев соблазнились, особенно те, кто были по состоянию из простых». Игумену пришлось обличить брата и на его глазах утопить золото в Иордане, чтобы исцелить его от гордыни и сребролюбия. 

http://bogoslov.ru/article/1243145

Поэтому-то мы и должны шесть дней в неделе трудиться и делать все, что требуется для нас, а один день в неделе отделять для Господа и употреблять на дела Божии, как то: на хождение в церковь , чтение и слушание Слова Божия и на дела милосердия к ближним. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. Сотворив мир, Бог постоянно печется о нем, сохраняет его и управляет им, и потому есть не только Творец мира, но Вседержитель и Промыслитель. § 2. Грехопадение первых людей, обетование о Спасителе и наказание за грех Прежде мира видимого Бог создал мир невидимый, или Ангельский. Ангелы, также как и люди, мыслят, желают и чувствуют, только не имеют тела. Их создано великое множество. По своим совершенствам, они делятся на девять чинов или ликов. Самый низший из них выше человека по своей природе. Один из высших ангелов возгордился своими совершенствами, вышел из послушания Богу, сделался злым, увлек к неповиновению многих подвластных ему ангелов и за то вместе с ними был низвержен с неба. После падения он стал называться сатаною, диаволом, а увлеченные им к неповиновению Богу низшие ангелы – бесами. Этот-то диавол, завидуя блаженству первых людей, соблазнил Адамову жену вкусить от плодов дерева познания добра и зла. Когда она проходила мимо сего дерева, диавол, укрывшись в змие, остановил ее вопросом: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Жена отвечала: «плоды с дерев мы можем есть; только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог , не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». – И сказал змей жене: «нет, не умрете: но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло». – Жена прельстилась красотою плода; особенно же ей захотелось знать добро и зло: она взяла от плодов запрещенного дерева и ела: затем дала мужу, и он ел. Злой дух, уверив Еву, будто Бог запретил людям вкушать от дерева познания добра и зла лишь из зависти и опасения, чтобы и они не сделались как боги, наклеветал на Бога, почему и называется диаволом, или, что тоже, клеветником. Клевета или ложное свидетельство на кого-либо есть тяжкий грех , запрещаемый девятою заповедью: не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010