24 августа 1917 г. Священный Собор Православной Российской Церкви всероссийским христолюбивым воинству и флоту Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего ( 2Петр. 1, 2 ). Мы, архипастыри и выборные от всей Российской православной Церкви пастыри и миряне, собрались на Всероссийский чтобы обновить всю нашу духовную жизнь. Священный долг Собора обязывает нас прежде всего обратиться к вам, христолюбивые воины, защитники и Церкви и Родины нашей, со словом правды. Примите эту правду с миром: она исходит из страдающих за Родину сердец, она внушена и растворена любовью. С болью душевной, с тяжкой скорбью Собор взирает на самое страшное, что в последнее время выросло во всей народной жизни и особенно в армии, что принесло и грозит еще принести отечеству и Церкви неисчислимые беды. В сердце русского человека стал затуманиваться светлый образ Христов, начал гаснуть огонь веры православной, начало слабеть стремление к подвигу во имя Христа. Что поддерживало наш народ, что утешало и укрепляло его во дни великих испытаний среди многих скорбей тяжкой доли, что вдохновляло нашего воина служить до смерти, страдать не укоряя, умирать благословляя? – Образ Христа Страдальца, распятого за грехи человечества; примеры шедших по стопам Христа подвижников и страдальцев; заветы и благословения Церкви Святой. Начало все это меркнуть в русских сердцах, – непроглядная тьма окутала русскую землю, и стала гибнуть великая, могучая, Святая Русь. Кто изобразит весь ужас нынешнего нашего положения? Внутри страны – разруха, на фронте – измена. Сбитые с толку предателями и шпионами, злостно обманываемые врагом, целые полки оставляют позиции, бросают оружие, предают товарищей, сдают города, дарят врагу огромную добычу, над мирными жителями чинят гнусные насилия. Среди воинов не мало таких, что смеются над законом, глумятся над доблестью, издеваются над подвигом, избивают начальников, изменнически братаются с врагом и в то же время злодейски в спину расстреливают идущих в бой своих же героев. Неслыханное на Руси, как стоит она, дело: наши войска, своею доблестью удивлявшие мир, ныне становятся посмешищем, игрушкою для врага и ужасом для своего же тыла. Немецкие шпионы и наемники и наши предатели и изменники из тыла отравили у армии ум и вырвали сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вечером в Соборной палате Московского епархиального дома прошел торжественный акт по случаю 25-летия ПСТГУ. В мероприятии участвовали заместитель министра образования и науки Российской Федерации руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря , ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) , настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), представители духовных учебных заведений и государственных учреждений. Актовую речь о деяниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и подвиге святого Патриарха Тихона произнес иерей Александр Мазырин. Слово ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева было посвящено истории Свято-Тихоновского университета. Вуз зарождался во второй половине 1980-х годов как просветительский лекторий, а затем богословско-катехизаторские курсы. Уже в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II  курсы были преобразованы в Свято-Тихоновский богословский институт. В 2004 году вуз получил статус университета. Сейчас главное здание ПСТГУ располагается в особом месте историческом Епархиальном доме. «Реконструкция Московского епархиального дома с храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира была завершена в конце июня 2015 года, отец Владимир. Именно здесь в 1917-1918 гг. проходил Поместный Собор Православной Российской Церкви, на котором было принято решение о восстановлении Патриаршества и митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея Руси». После Октябрьской революции Московский епархиальный дом закрыли, а работу Поместного Собора насильственно прекратили. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, убранство Князь-Владимирского храма уничтожено. С 1930 года в перестроенном доме располагалась студия документальных фильмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5067343.ht...

Федор Гайда (МГУ) в докладе «Политический контекст приходского вопроса в начале ХХ в.» представил «заметки на полях» монографии Беглова «Православный приход на закате Российской империи». В частности, он обратился к реформе 1808 г., которую Беглов трактует как «закрепощение прихода», что диссонирует с общим настроем александровской эпохи. Задачи духовного просвещения решались за счет сбора средств с приходов, которые теперь «уплывали из рук помещиков» и подчинялись государству. Это было одной из причин приходского кризиса, который вполне созрел к концу Российской империи. Предотвратить этот кризис не смогло столыпинское реформирование «по славянофильской модели». По словам докладчика, из-за «чрезмерной политизации» приходского вопроса в начале ХХ века он стал «сверхрезонансным» и «застрял». «Насколько этот вопрос имеет общественную актуальность до сих пор?» – спросил Гайда и сам ответил: «Конечно, имеет: автор (Беглов. – Ред. ) доводит исследование до 1917 г. и написал пособие о том, что сейчас делать с приходом». Священник Илия Соловьев, кандидат исторических наук, посвятил свой доклад проблемам восприятия Поместного собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и рассказал о публикации его документов. Как правило, главным решением собора считается восстановление патриаршества, однако докладчик считает иначе: установление соборной модели церковного управления он ставит на первое место. «Патриаршество не рассматривалось собором как самостоятельная единица церковного управления, оно должно было функционировать в системе, гарантировавшей защиту от архиерейского произвола, злоупотреблений разных уровней. Соборность – это нерв Церкви, возможность для каждого ее члена служить ближнему и Богу тем даром, который они получили от Господа», – сказал священник. «Собор обреченных» – так называет о. Илия это уникальное явление в российской истории, имея в виду не только то, что многие соборяне были погублены большевиками, но и то, что они «не понимали кардинального изменения ситуации, что в ближайшее время эти решения востребованы не будут». Но не только в ближайшее время – за сто лет эта «церковная конституция» так и не была воплощена в жизнь. Тем не менее, говоря об огромном значении собора, священник не теряет надежды: «Поскольку собор состоялся в условиях свободной России (он начался после Февральской революции. – Ред. ), воплощение его решений возможно только в свободном государстве»/

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ее большой заслугой издатели считают не только сам перевод, но и то, что именно она предложила сделать издание билингвальным, доступным для изучающих японский язык, а также составление японско-русского глоссария и послесловия, в котором описаны неизвестные российской историографии подробности жизни выдающегося деятеля японского православия. Новая книга – небольшая по объему, но это «ценнейший бриллиант», считает А. Мраморнов. Он с сожалением упомянул о том, как мало наши соотечественники знают о Поместном соборе 1917-1918 гг., который оказался как бы «в тени революции» и в восприятии многих окутан мифами. Но еще меньше известно о соборянах, наследие которых раскрывает разные срезы как духовной, так и светской культуры, дает представление об особой общности делегатов, которая возникла в Москве во время длительной работы Собора. Протоиерей Симеон Мии – один из них, его необыкновенная жизнь сложилась таким образом, что он стал «русским японцем», принадлежал к обеим культурам – японской и русской. «Мы хотим, чтобы эта книга стала небольшим вкладом в укрепление российско-японских отношений, дружбы между японскими и русскими православными. Изданием этой книги мы как бы улыбнулись нашей братской стране и надеемся на ответную улыбку», – сказал главный редактор «Спасского дела». Он уверен, что издание будет интересно и полезно тем, кто занимается вопросами истории России, Русской Православной Церкви, русско-японских культурных связей, изучением японского языка и культуры. Мраморнов сообщил, что «Записки об услышанном» стали третьей по счету книгой издательства «Спасское дело» в серии «Взгляд на Собор», посвященной эпохе Поместного собора 1917–1918 гг. Издатели планируют выпустить в этой же серии записки о соборе еще одного делегата – протоиерея Леонтия Туркевича, представителя Северо-Американской миссии. Юлия Зайцева  Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Михаил Архиепископ Гродненский Иоаким Архиепископ Нижегородский Василий Архиепископ Черниговский. 9-го марта это заявление было доложено Св. Синоду, который в полном составе (за исключением протопр[есвитера] Шавельского – арестованного) присоединился и постановил просить Правительство или дать Синоду возможность выработать Временное (впредь до созыва Собора) положение о Синоде, которое было бы согласно с канонами и высказывавшимися в печати и на Предсоборном Присутствии пожеланиями и не изменяло бы в корне действующих законов (участие лиц пресвитерского сана); или же освободить весь состав от присутствия в Св. Синоде. Это постановление поручено было довести до сведения Правительства (в лице М. В. Родзянка) Преосвященным Митрополиту Владимиру, Архиепископу Арсению и протопресвитеру Дернову 666 . ГА РФ. Ф. 9452. Оп. 1. Д. 119. Л. 649–649 об. Копия. Машинопись. Постановление Святейшего Правительствующего Синода по заявлению группы членов Синода о неканонических действий Обер-прокурора В. Н. Львова 9–13 (12–26) марта 1917 г. 9–13 марта 1917 года Святейший Правительствующий Синод Слушали: заявление, прилагаемое при сем, шести архиепископов, присутствующих в Св. Синоде, и на основании бывших суждений Постановили: Присоединяясь по существу к настоящему заявлению и находя образ действий нового Обер-прокурора Св. Синода г-на Львова неканоничным и незакономерным, Св. Синод определяет: 1) довести до сведения Временного правительства о сем, присовокупив, 2) что Св[ятейший] Синод не находит, однако, возможным оставить кормило Всероссийской Православной Церкви без кормчего, и по сему 3) оставляет за собою ведение дел по управлению Православной Российской Церковью до созыва нового состава Св[ятейшего] Синода на основаниях канонических (архиереи избираются архиереями всей Русской Церкви путем опроса (по телеграфу), а лица пресвитерского сана – духовенством) 667 . ГА РФ. Ф. 9452. Оп. 1. Д. 119. Л. 651. Копия. Машинопись. Статья из газеты «Русское слово» о конфликте между членами Священного Синода и синодальным Обер-прокурором В. Н. Львовым

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

— А какие важнейшие импульсы посылал Патриарх Тихон своей пастве в 1917 и 1918 годах? — Главное, что говорил Патриарх Тихон: Церковь никогда не должна уклоняться от пути истины и никогда не должна становиться на путь компромиссов. Что гонения, совершаемые против Церкви, не должны сломить верующих. Патриарх своими посланиями и обращениями старался укрепить Церковь в это тяжелейшее для нее время. Но в то же время он пытался найти какой-то модус сосуществования с безбожной властью. И именно он начал тот процесс, который был завершен при Патриархе Сергии, — фактической легализации Церкви при новой власти. Он позволил Церкви легально существовать, несмотря на то что фактически она была полностью разгромлена. Так, что к концу 30-х годов у Церкви оставалось всего четыре архиерея и лишь около сотни действующих храмов. — В год столетия революции, кажется, именно Церковь дает ей наиболее жесткую и определенную негативную оценку. Будет ли Собор возвращаться к оценке революционных событий 1917 года? — Думаю, что какая-то оценка революции прозвучит из уст Патриарха и членов Собора, которые будут обсуждать эту тему. Но мне кажется, что исчерпывающая оценка революционным событиям была дана еще в 2000 году, когда Церковь канонизировала новомучеников и исповедников Церкви Русской. Тогда было ясно сказано кто были жертвами, а кто палачами. И я думаю, что эта оценка остается определяющей для нашей Церкви сегодня. Мы не вступаем в политическую полемику и споры об исторических факторах, которые повлияли на события 1917 года, но постоянно говорим о том, что невозможно построить справедливое общество без Бога. А власть, которая противопоставляла себя Богу, навязывала людям атеизм и развернула беспрецедентные по масштабам гонения против Церкви, запятнала себя своими преступлениями. И этим преступлениям нет никакого оправдания. — В Архиерейском Соборе будут участвовать епископы из 22 стран мира. Приедут главы других Поместных Православных Церквей? — Да, большинство глав Поместных Православных Церквей уже подтвердили свое участие в завершающей сессии Архиерейского Собора. Каждый из них будет иметь возможность обратиться к нашему епископату, а наши архиереи в свою очередь будут иметь возможность услышать голос Предстоятелей Поместных Православных Церквей.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5069...

Император Петр I упразднил Патриаршество и положил начало так называемому синодальному периоду в истории Русской Православной Церкви. С упразднения Патриаршества и создания в 1721 году Святейшего Правительствующего Синода, фактически министерства в структуре государственных органов управления, которое возглавлялось светским лицом — обер-прокурором, начался период секуляризации и подчинения Церкви государству. Случалось и так, что на должность обер-прокурора императорами назначались люди, мягко говоря, далеко не безупречные не только в нравственном отношении, но и в своих религиозных воззрениях. Секуляризация продолжилась при Екатерине II, которая произвела отъем земель у монастырей, подорвав экономическую основу их существования. 1917 год стал переломным как для Русской Церкви, так и для всей Российской империи, ознаменовав начало хаоса и ужаса гражданской войны — войны всех против всех. Вполне исполнились тогда в России слова Господа нашего Иисуса Христа: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:21-22). Поместный Собор 1917-18 годов, проходивший на фоне краха всего государственного и общественного устройства, восстановил некогда упраздненное Патриаршество в Церкви. Советская власть издает в 1918 году «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», утвердивший принцип отделения Церкви от государства и школы. Религиозные организации лишались статуса юридического лица, не имели права владеть собственностью, собирать пожертвования. Первая советская Конституция 1918 года определяет духовенство и монашествующих нетрудящимися элементами, лишенными избирательных прав. Дети священников лишались права поступления в высшие учебные заведения. Власть в лице Ленина, а затем и пришедшего ему на смену Сталина, инициирует беспрецедентные по масштабам репрессии собственного народа, жертвами которых стали миллионы людей. Церковь подвергается почти тотальному разгрому: архиереев и священников расстреливают без суда и следствия, храмы взрывают, монастыри и духовные школы закрывают.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3072212...

Необходимость создания митрополичьих округов была осознана в Русской Церкви еще до Собора. Представляя Поместному Всероссийскому собору доклад «О церковных округах», митрополит Тифлисский Кирилл (Смирнов, впоследствии священномученик), говорил, что в основу предположений его доклада «положена необходимость найти для архипастырей и пасомых оплот в их взаимном единении. Это общение и единение и осуществляется в мысли об объединении отдельных епархий нашей Патриархии по округам» . Как известно, понятие соборности было лейтмотивом, главной вдохновляющей идеей Священного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Именно с соборностью связывали участники Собора будущее Русской Церкви. С соборностью неразрывно связана была и идея церковных округов. «Я убежден, что соборности епископов не будет без Поместных соборов и митрополичьих округов, - говорил на заседаниях Собора горячий сторонник введения округов архиепископ Тверской Серафим (Чичагов, впоследствии священномученик). - Никакого возрождения церковной жизни не произойдет в епархиях, обособленных одна от другой. Высшая власть не в силах управлять одна, сосредоточивая все дела у себя в центре и с умножением епархий в особенности. Надо предоставить решение большинства дел на местах» . Профессор Казанской духовной академии П.Д. Лапин, защищая на Соборе необходимость введения округов, утверждал: «Наш Собор поставил себе задачей оживить церковную жизнь и везде в церковной жизни провести соборное начало. Но это оживление не может быть осуществлено без соединения отдельных епархий в области, без объединения их около какого-либо центра Разные вопросы и особые церковные нужды могут возникать у целых более или менее значительных частей нашей Церкви. И для обсуждения этих вопросов и нужд необходимо в отдельных районах созвание Соборов. Нужно, чтобы кто-либо из епископов был облечен правом созывать такие Соборы и обязан был заботиться о проведении их постановлений в жизнь» . Кроме соборной дискуссии по докладу «О церковных округах», разработанному Отделом о высшем церковном управлении, вопрос округов затрагивался при обсуждении определений Собора «О высшем церковном управлении», «О соборах, созываемых через три года», «Об устройстве церковного суда», «О порядке прославления русских святых к местному почитанию», при обсуждении вопросов об устроении Православных церквей в Закавказье и автономии Украинской Церкви.

http://bogoslov.ru/article/2813585

За два месяца работы Отдел по церковному управлению не смог решить ни одного вопроса, поскольку члены Собора неожиданно и, впрочем, вполне естественно, всякий вариант решения, стоящих перед ними вопросов, связывали с возможностью восстановления патриаршества на Руси. При некотором нарушении регламента вопрос о восстановлении патриаршества был предложен для решения Пленарному заседанию Собора; после продолжительной и, порой, острой полемики Собор подавляющим большинством членов принял решение о восстановлении Патриаршего управления Российской Православной Церковью. Восстановление патриаршества и избрание на это служение Московского Митрополита Тихона стало главным, хотя и не запланированным, Деянием Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Заседания Собора проходили в дни крушения прежнего государственного строя России и установления дотоле невиданного в истории человечества государства диктатуры пролетариата; никто не мог определенно сказать ничего конкретного о форме и принципах будущей государственности России, о месте и роли Церкви в стране, о взаимоотношениях социалистов-революционеров и христиан. Собор в лице его членов участвовал в замирении враждующих граждан – ходатайствовал в защиту юнкеров и Кремля от разрушения и разграбления, утешал и предавал христианскому погребению пострадавших с обеих сторон и т. д. Спустя месяц после установления власти большевиков в Москве, когда появились признаки того, что эта власть стала реальностью, Поместный Собор принял Постановление, в котором выразил свое видение роли и места Церкви в новой России, какая бы форма правления ни установилась бы в отечестве. Основные принципы бытия Церкви в новом государстве провозглашены в Определении Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви 2 декабря 1917 года следующими (см. Приложение 1): «1. Православная Российская Церковь , составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монах Диомид утверждает, что «определенная часть русского Православного народа уже тогда прекрасно понимала, что Синод впал в ересь и клятвопреступление». Говоря о Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, бывший епископ заявил, что этот Собор не был православным, зато был революционным. При этом поражает «источниковая база», которую использует монах для обоснования своих выводов. Поразительно, но бывший епископ умудрился сделать столь серьезные умозаключения, основываясь всего лишь на двух источниках – действительно фундаментальной научно-исторической монографии доктора исторических наук Михаила Анатольевича Бабкина «Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году» и весьма сомнительном «историческом источнике» Портал-Credo.Ru. «Обилие» источников, используемых монахом Диомидом, удивительно еще и потому, что даже при написании дипломной работы студент-гуманитарий должен использовать не менее 50-70 источников. Объединение двух частей Русской Православной Церкви, бывший епископ назвал возвращением священноначалия Московского Патриархата «к идеалам февральской революции» после того, когда «не осталось никаких преград к открытому объединению в революционном цареборческом зловерии двух отступнических сообществ на основе их нынешнего буржуазно-демократического идеала». Далее неугомонный монах сообщает, что «в древней Церкви Апостолы поставляли епископов, которые, в свою очередь, поставляли епископов-преемников. Однако дарование епископу титулов архиепископа, митрополита и патриарха стало впоследствии прерогативой Православных Самодержцев. Именно так искони было на Русской Земле, где Великие Князья и Цари утверждали таковые церковные избрания. Однако после февральского цареборческого бунта 1917 года цареборцы дерзнули самовольно возводить своих единомышленников в архиепископы, митрополиты и даже патриархи. Это нечестие имеет место ныне как в Московском Патриархате, так и во всех осколках прежней РПЦЗ». В связи с этим пассажем было бы небезынтересно узнать, каким образом монаху Диомиду удалось хиротонисать своего брата игумена Феофила (Дзюбана) в «преосвященного епископа».

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/09/vo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010