26-е Собор Пресвятой Богородицы Прав. Церковь , после торжества в честь великих священных событий с хвалебными и благодарственными песнями своими, обращаясь к избраннейшим орудиям Промысла, через которые празднуемые события совершились, на другой день после праздника Рождества Христова собирается восхвалять Богоматерь. «Приидите, взывает св. Церковь в этот день, воспоим Матерь Спасову, по рождестве паки явльшуюся Деву». Это собрание верующих в наутрие праздника Рождества Христова для прославления и благодарения Богородицы, родшей Спасителя, названо собором Пресвятой Богородицы. Установление сего собора относится к древним временам Христианской Церкви. В день этого Собора в IV веке отцы Церкви говорили уже поучения; к таковым принадлежит слово Епифания Кипрского , собеседника Иоанна Златоустог о и умершего в 402 лето по Р. X. Об этом слове упоминается в церковной службе собора в честь Пресв. Богородицы, где говорится: «и чтём слово Епифания Кипрского , похвалу Пресв. Богородицы». Также св. Амвросий Медиоланский и блаж. Августин в своих поучениях на праздник Р. X. соединяли хвалу родшемуся Богочеловеку с хвалой родшей Деве. Указание на празднование Богородице по Рождестве Христове можно также находить в 79 правиле 6 Вселенского Собора, бывшего в 691 году. В этом правиле говорится: «Божественное от Девы рождение, яко бессеменно бывшее, исповедуя безболезненным и сие всему стаду проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что-либо недолжное. Понеже убо некие, по дне св. Рождества Христова Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение и друг другу передающими, якобы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такого. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ее неизреченное рождение определяют и представляют, по примеру обыкновенного и нам свойственного рождения». Это обыкновение произошло из древнего лжеучения, которое впоследствии распространял Несторий, называя Богоматерь не Богородицей, а Христородицей. Св. Давида Богоотца, пророка и царя Иудейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90688.html 23 ноября 2011 " Икона – живой организм " Почему ученые считают опасным эксперимент с иконой Торопецкой Богоматери, переехавшей из музея в церковь Источник:  http://www.kommersant.ru/doc/1816077 Огонек В декабре заканчивается срок экспозиции иконы Торопецкой Богоматери в подмосковном храме, куда она была временно передана из Русского музея Санкт-Петербурга. Но вернется реликвия не в музей: после реставрации ее ждут в соборе города Торопец. Как оценивать итоги эксперимента? Напомним: по решению Министерства культуры РФ Торопецкая икона была оставлена в храме подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро до декабря 2011 года. Уже тогда, как заявил директор Русского музея Владимир Гусев, в Минкульте не исключали того, что далее экспонат будет доставлен в Корсунско-Богородицкий собор в город Торопец Тверской области. Мол, в Торопце для иконы также приобрели климатическую капсулу и она может там временно " пожить " , не теряя музейного статуса. Наконец, новый губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко расставил точки над i относительно будущего иконы: " Ее поместят туда, откуда в свое время изъяли, – сообщил он в своем " Твиттере " , – в Торопецкий монастырь, – после окончания реставрации " . Музейщики, однако, не уверены в том, что выбран правильный адрес. О том, насколько Торопец в Тверской области можно считать " родным домом " этой иконы, отчего у нее еще столько других " имен " – Эфесская, Полоцкая, Корсунская – и вообще, что выявили промежуточные итоги эксперимента по возвращению иконы в храмы, " Огоньку " рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина. – Итак, Торопецкая икона " переедет " в Торопец. Ради нее в реставрацию местного монастыря и Корсунского собора вкладывается 40 млн рублей. Почему музейные работники протестуют против восстановления справедливости: ведь икона-то вернется домой?

http://religare.ru/2_90688_1_21.html

     На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер. " Вести недели " поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви. Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле. Каждый день в " сердце Парижа " , как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: " Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм " . Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю. Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни. " Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви " , — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

http://pravoslavie.ru/102780.html

Афон и русские монастыри Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Неумирающий оазис веры Есть на большой карте мира сего святой Афон, и свят он в том смысле, что не замирает там православная духовность, однажды вспыхнувшая еще с апостольского посещения самой Богоматери, избравшей его местом иноческой жизни как прямой стези к высшему, определенному Евангелием, бытию. Каково же значение Афона в наше время, столь прославленного в своих святых, в том числе и русских? Свет всегда сильнее и краше тьмы, и подвиги иноков Святой Горы – это удивительные и неизобразимые порывы живой веры, постоянно подвергаемой самым лестным искушениям и огненным испытаниям. Это непрестанные усилия и неистощимые труды в законе и заповедях Божиих – правилах спасительной жизни души. Истина бытия и, тем более, спасения неизменна и непреложна, хотя слабые души и стремятся ее всячески подменить и исказить, приноравливая к своим нравам. Но в святости жизни афонских иноков эта истина блестяще достигает своего воплощения, и в этом – весь смысл назначения Афона. Святая Гора свидетельствует перед миром об истине спасения, как новом и совершенном состоянии человека, в которое он входит с твердой верой и смиренной молитвой к Тому, Кто есть Сама вечная всесовершенная Жизнь, всесвятая и блаженная. Собор святых этого Сада Богоматери сияет поистине сверхземными качествами жизни: видеть невидимое, слышать неслыханное, чувствовать и созерцать духовное. Не только в клети души, келейно льется исповедание премирной славы Божией у насельников Святой Горы, но оно неумолкаемо, соборно совершается в храмах, что восхищает каждого паломника и просвещает его. Многие, приехавшие туда из мира, полного суеты, уносили с собой неугасимый огонь веры, а некоторые, захваченные ее чудной красотой, и оставались раз и навсегда. Жаждущий. Афон, как и две тысячи лет назад, не перестает быть святым Афоном, тропа к нему не зарастает, и молитва, зажигающая всех, не прекращается. История его, богатая и священная, победно творится и в настоящее время, чему многие из нас свидетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В благодарность к Богу за покорение Казани, Царь Иоанн Васильевич в 1554 году, на Казанские деньги поставил здесь обетный храм Покрова Богоматери, освященный Митрополитом Макарием, того же года Сентября 30. На другой год летом сия деревянная церковь была разобрана и вместо ее заложена каменная о девяти верхах, Покрова Божией Матери и Св. Троицы с разными приделами. 1090 О построении этой церкви скажет нам сама летопись: «Государь велел заложить церковь каменну Покров о девяти верхах, который тогда был преже древян, о Казанском взятье у Флоровских ворот надо рвом придел той же церкви Живоначальныя Троицы, Николу Чудотворца Вятцкова; а преже того за два года заложена едина Троица, и Государь велел прибавить к той же церкви храм Покрова Богоматери и приделы и поставити церковь древяну Св. Николы Вяцтково и с его образа написати в новый храм Покрова, и свяща ю Митрополит Июля в 29 день». 1091 Через семь лет после того, «Октября 1 священы приделы в новом городе у Флоровских ворот, что ставлены о Казанском взятии и Астраханском, Живоначальная Троица, да Вход во Иерусалим, да Никола Великорецкой, Кипреан и Устина, Варлам Хутынский, Александр Свирский , Григорий Епископ Арменский, Александр, Иван и Павел, новые Патриархи Цареградские; а были тут Царь, Царица, Царевичи. А большая церковь средняя Покров тогда не совершена». Из последних слов видно, что церковь Покровская и в семь лет еще не отстроилась и, как предполагать надобно, не прежде совершена, как в конце XVI века. Когда же гроб Василия Блаженного прославлен был разными чудесами и, по сказанию летописца, «мнози от различных недугов исцелишась» 1092 тогда в 1588 году сын и преемник Иоаннов Феодор I повелел воздвигнуть над св. его мощами каменный храм и уставить день празднования новому Московскому чудотворцу 2 Августа. 1093 К нему в 1589 году, Июля 3, присоединены мощи другого подвижника, Иоанна юродивого, прозванного водоносцем и большим колпаком от того, что он носил воду для других и надевал на голову большой железный колпак. Подвизаясь в юродстве и в тяжких веригах, он предсказал бедствие Годунову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > День Собора Архангела Гавриила Сегодня мы также вспоминаем инженера А.П.Бородина, писателя П.С.Романова, летчика А.П.Позднякова, историка В.П.Зубова, писателя О.М.Куваева и Т.Н.Куликовского-Романова 08.04.2024 1 Время на чтение 11 минут Сегодня Святая Церковь отмечает отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и Собор Архангела Гавриила, а также чтит память сщмч. Иринея, еп. Сремского (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха; мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды, царевны Готфской (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (X). Мц. Параскевы (1939). На следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы Церковь прославляет Архангела Гавриила, послужившего таинству нашего спасения. В эти дни вспоминаются все явления Архангела Гавриила: он вдохновлял Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал о судьбах еврейского народа; являлся праведной Анне с вестью о рождении от неё Девы Марии; священнику Захарии возвещал о рождении Предтечи Господня; неотступно пребывал с Богородицей во время Её земной жизни; являлся св. Иосифу Обручнику. В Гефсиманском саду, где Господь и Спас наш Иисус Христос молился, являлся Архангел Гавриил и укреплял Его перед страданиями. Жены-мироносицы первыми услышали радостную весть о Воскресении Христовом также от Архангела Гавриила. Как поучает в своих сочинениях архиепископ Херсонский Иннокентий, в ряду Ангелов Гавриилу принадлежит второе, после Архангела Михаила, место. Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. «Сей Архангел, по мнению богомудрых мужей, послан был для подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери Ее всечестного Успения, – пишет владыка. – Поэтому Церковь именует его служителем чуда. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и таин Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райскою в руке ветвию, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеща, а в левой – с зерцалом из ясписа. Изображает с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает с свещою в фонаре, потому что судьбы божии бывают сокрыты до времени исполнения их, и, по самом исполнении, постигаются только теми, которые неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, если кому, то носящим имя Гавриила, прилична та вера Божия (Мк. 11,23), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Приложившись к чудотворному образу казанской Богоматери, он заложил соборную церковь...» Посещение Императором Павлом I Казанского Богородицкого монастыря и строительство второго Казанского собора 31.01.2018 1242 Время на чтение 51 минут В 2018 г. исполняется двести двадцать лет с момента закладки в Казанском Богородицком монастыре (КБМ) второго собора на месте явления в 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Первый каменный Казанский собор (называвшийся вначале храмом «Во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия», затем - «Явления иконы Казанской Божия Матери»)(1) просуществовал с 1594 - 1595 гг. до 1796 г. и был разобран по причине ветхости. Второй был заложен на том же месте в 1798 г., освящён в 1808 г. и простоял до 1932 г., будучи разрушенным до фундамента. С 2016 г. ведутся работы по его воссозданию, которые, как надеется нынешний митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), будут завершены к концу 2018 г.(2) Весьма примечательным фактом является то, что в закладке второго Казанского собора КБМ, состоявшейся 30 мая (по старому стилю) 1798 г., приняли участие Император Павел I Петрович (1754 - 1801) и его сыновья: Наследник Цесаревич и Великий князь Александр Павлович (1777 - 1825) (будущий Император Александр I) и Великий князь Константин Павлович (1779 - 1831). Произошло означенное событие в заключительный день пребывания Самодержца Всероссийского в г. Казани - непосредственно перед его отбытием в столицу, и, возможно, вследствие этого, о нём известно меньше, чем о других эпизодах большого «казанского ревю» Императора Павла I Петровича. Впрочем, описания последнего в целом также отнюдь не пестрят достоверными подробностями. Как отмечал, в частности, в 2001 г. современный исследователь «павловской эпохи» А.В. Скоробогатов: «Одним из важнейших методов проведения в жизнь идей и реформ Павла I в первой половине царствования являются его инспекционные поездки по России. Среди них особенно интересна поездка императора в Казань в 1798 году, где он пробыл неделю. Это самый длительный визит Павла в провинциальный город. Тем не менее этот факт почти не освещён в исследовательской литературе. [...] Недостаток внимания к поездке Павла I в Казань в определённой мере можно объяснить слабой разработанностью источниковой базы».(3)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Феодоровская икона Богоматери – покровительница св.блгв. кн. Александра Невского К 800-летию со дня рождения св. блгв. кн. Александра Невского 12.02.2021 2610 Время на чтение 25 минут Лицевой летописный свод (том 6 стр. 8) изображение Александра Ярославовича; подпись под ним: «Аще бо и честию земнаго царствиа почтенъ бысть от Бога, и сопруга име и чада прижи, но смиренную мудрость стяжа паче всех человек, бе же возрастом великъ зело, красота же лица его видети яко Иосифа Прекраснаго , сила же его бе яко часть от силы Самсоновы , гласъ же его слышати яко труба въ народе» Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого благоверного князя Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой благоверный князь Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон , епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От старца-иерарха получил святой благоверный князь Александр первое благословение на ратное служение на защиту Руси. Спасо-Преображенский собор ( XII век) и памятник святому благоверному князю Александру Невскому (середина XX века). Название Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого благоверного князя Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор — в честь святого Феодора Стратилата. Икона святого благоверного князя Александра Невского 17 век

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Франция: государство макронов или государство христиан? Пожар в соборе Парижской Богоматери - очередное вразумление того, что современный человек, со всеми завоеваниями мира, с безграничным воплощением идей гуманизма и толерантности, - всего лишь ничего не значащая пыль 16.04.2019 1062 Время на чтение 3 минуты 16 апреля 2019 года, в начале Страстной недели католического Великого поста, практически полностью сгорел Собор Парижской Богоматери. Пожар, бушевавший более 15 часов, не смогли одолеть ни современная противопожарная техника, ни мужество пожарных. Безусловно, многие увидят в этом пожаре явный символ. Много копий будет сломано в спорах о причинах и последствиях этой катастрофы. Не хотелось бы говорить и повторять все то, что уже сказано и будет сказано об этом пожаре. Что это плата и за политкорректность, и за окончательное отступление от христианства. Все это так. То, что произошло во Франции на глазах селфирующих зевак, не дающих проехать пожарной технике – все это срез нашего безумного мира. Но прежде всего это предупреждение всем нам. Это очередное вразумление того, что современный человек, со всеми завоеваниями мира, с безграничным воплощением идей гуманизма и толерантности, - всего лишь ничего не значащая пыль, горделивая воля которого может привести только к гибели. Относительно недавно, в марте 2010 года, в Исландии случилось извержение вулкана Эйяфьядлайукюдль, выброс пепла которого парализовал все авиасообщение Европы. Человек оказался бессилен перед природой. Весь мир облетели кадры с изображением плотного, темно-серого пепла, парившего в небе и накрывавшего Европу. Все ждали, как можно исправить сложившийся транспортный коллапс. Оказалось, что сделать это волей человека невозможно. Оказалось, что человек в 21 веке совершенно ничтожен перед Создателем Вселенной. Но разве тогда не говорили об этом? Вот и сейчас разрушительное пламя в одно мгновение может превратить в пепел все достижения человечества и похоронить под пеплом его самого, как некогда Содом и Гомору.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/16/fr...

Из окружающих Москву подгородных сел, Покровское, смежное с Преображенским и Семеновским, издревле служило в летние месяцы привольем для отдохновения и прохлады Государей Российских; после соколиной охоты на Сокольничьем поле, смежном с этим селом, они сюда заезжали на перепутье успокоиться и освежиться. Как у запасливых помещиков, у них здесь было все хозяйственное обзаведение и особенный домашний обиход: житный, скотный и каплунский дворы, пруды в салки с рыбою, приспешни, медоставни, пивоварни, огороды и плодовые сады, наконец липовая баня или мыльни. В прежние времена это предместье отделено было от городских селений рощами и пахатными полями; но мало помалу так с ними соединилось, что уже давно не осталось пустых мест в промежутках; потом вошло в состав столицы и причислено к Лефортовской части, а церковь его к Стретенскому сороку. Это село, красивое и привольное по своему местоположению, на берегах Яузы, достопамятное для нас по пребыванию в нем Государей Российских, прежде называлось Рыбцовым или Рубцовым. Его начало и значение исторически нам неизвестно. Сооружение в нем Покровского храма соединено с воспоминанием об освобождении Москвы от угрожавшей ей напасти. Польской Королевич Владислав в 1619 г. составил верный план с Казацким Гетманом Сагайдачным неожиданно взять Москву; накануне праздника Покрова Божией Матери Сагайдачный со всем войском подступил к Арбатским и Острожным воротам, выломил их петардою в уже ворвался было в острог; но отбитый Русскими, бежал в таборы свои. «Едва Бог сохранил царствующий град Москву–говорит летопись – помощию Пречистыя Богородицы, славнаго ея Покрова». (1) Подобно как Царь Иоанн Грозный ознаменовал взятие Казани в день Покрова Божия Матери сооружением в Москве Покровского Собора, так равно и Царь Михаил Феодорович увековечил чудесное избавление Москвы от Поляков построением Покровской придельной церкви у Арбатских ворот при храме Св. Николая Явленного и в любимом своем селе Рубцове, которое по храму, с того времени, стало именоваться Покровским. Первая эта обетная церковь там была деревянная, и по принятому обычаю, вероятно, обыденная, т.е. поставленная и освященная в одни сутки. При этом нельзя не заметить, что все церкви в Государевых селах, лежащих на восток от Москвы, посвящены явлению Покрова Богоматери, как-то: в Красном, Измайлове. С того времени и в самой столице стали умножаться церкви в честь ее. Не служит ли это доказательством особенной веры Дома Романовых к Покрову Богоматери!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010