Ферапонтов монастырь невелик. Собор Рождества Богородицы(1490) - первый каменный храм Белозерья. Позднее были пристроены паперти, ризница и др. Храм известен на весь мир благодаря тому, что его росписи считаются самым вдохновенным произведением знаменитого иконописца Дионисия, писавшего иконы для Успенского собора Московского Кремля и храмы Пафнутьева-Боровского и Иосифо-Волоцкого монастырей. Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием в 1502 г. покрыли собор росписями, большинство из которых посвящено жизни и чудесам Пресвятой Богородицы. Церковь Благовещения с трапезной палатой(1534) построена BacuлueмIII в благодарность за рождение сына Иоанна(в 1528 г. BacuлuйIII с женой Еленой Глинской молились в монастыре о даровании наследника). Комнатки в стенах храма служили книгохранилищами и тайниками. Трапезную и собор соединяет переход с колокольней (XVII в.). Шатровая церковь Мартиниана (1640) была построена над гробом преподобного. Позднее пристроили трапезную. Могила прп. Мартиниана находится у северной стены. Церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми вратами(1649) - единственные действующие храмы обители. В линии ограды справа от Священных врат находится Казенная палата (XVI в.). Монастырь по-прежнему принадлежит музею-заповеднику. Расположен в 19 км к северо-востоку от Кириллова. Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь, в 15 верстах от города Кириллова. Учрежден в 1903 году на месте упраздненного в 1798 году мужского монастыря, основанного в 1398 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая). Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492-1503 годах; стены украшены фресками; иконы нижнего яруса иконостаса в серебряных басменных окладах, некоторые из них XV века. В церкви пр. Мартиниана, при его раке (см. 12 января), находится древняя икона его с изображением подлинного его вида; здесь же хранится ореховый костыль его. Монастырь служил местом заточения (в 1667-1676 годах) патриарха Никона. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=00501

В 1643 году братия вместе с жителями слободы возвели первую деревянную церковь с престолами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а также небесных покровителей царской семьи: Михаила Малеина и Алексия, человека Божия. " Из этого можно заключить об особом расположении Царя и его наследника к учреждению монастыря в Дворцовой Вязниковской слободе, - подчёркивается в уже упомянутой книге. - Первым строителем монастыря по историческим актам был " чёрный священник " Корнилий " . Никаких иных сведений о тех, кто стоял у истоков обители, не сохранилось. Однако известно, что после Корнилия все заботы по возведению монастыря взял на себя его брат Антоний. В 1649 году, через восемь лет после открытия, в монастыре было 20 человек братии: строитель, два " чёрных священника " , дьякон и 17 монахов. До 1649 года питались за общей трапезой мирским подаянием. Своих источников существования ещё не было. Монастырь всегда был безвотчинным, то есть не имел в собственности крепостных деревень. Его достаток поначалу состоял только из вкладов. В монастырь жертвовали и из царского дворца и простые посадские люди. Среди вкладчиков были Царь Алексей Михайлович, Царица Мария Ильинична (Милославская), сёстры Царя Ирина и Татьяна, боярин Милославский и др. В числе вкладчиков упоминается и архимандрит Никон, будущий Патриарх. Первое пожалование от царской семьи было в 1649 году. Этим пожалованием были два озера. Уже в конце XVII века при игумене Моисее и его помощнике иноке Авраамии братия возвела и освятила каменный двухэтажный храм: с престолом Благовещения на втором этаже и престолами в честь Трёх Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а также во имя священномученика Антипы - на первом. Возвели и колокольню на столбах. Колоколов было шесть, самый тяжёлый из них весил 10 пудов. Собственно, этот собор и шатровая колокольня практически без особых внешних изменений сохранились до нашего времени. Сама же обитель постепенно обзаводилась хозяйственными постройками, садом, огородом и пасекой. Когда на престол взошёл Пётр I, для страны в целом и для Церкви в частности наступила эпоха перемен. Реформы и воины, которые вела тогда Россия, требовали больших капиталовложений. Средства изыскивали где только возможно. Вот и монастырское имущество, как правило, описывалось и частично изымалось.

http://sobory.ru/article/?object=01074

За время брака с великим князем имя Соломонии трижды упоминается в летописях: впервые в связи с переездом великокняжеской семьи на новый двор у церкви Благовещения в Кремле (7 мая 1508 года – именно в этот день ушел из жизни преподобный Нил Сорский), затем в связи с выездом вместе с великим князем в осенний объезд Русской земли (8 сентября 1511 года – на Рождество Пресвятой Богородицы и в день Куликовской битвы , в которой прославился Федор Сабур) и в связи с погребением брата Василия III князя Семена Ивановича (28 июня 1518 года) . Таким образом, великая княгиня принимала активное участие в жизни своего мужа. Известно, что между ними велась переписка, которая, к сожалению, не сохранилась. Кроме того, мы вновь видим, что многие события в жизни семьи приурочивались к памятным датам. До нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья – удивительные многофигурные композиции работы самой Соломонии: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились и однофигурные композиции: пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр» (напомню, что, как и Сабуровы, святитель был галицко-волынского происхождения и, по преданию, его судьба тесно связана с ними), «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская». Последняя работа говорит о внимании великокняжеской четы к суздальским святыням и монастырям – в 1509 году Василий III посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. К 1518 году были построены надвратная церковь Благовещения, храм Происхождения Честного Древа Креста Господня и Покровский собор, которые сохранились до нашего времени. Наряду с работами, вышедшими из мастерских других потомков Захарии Чета – Сабуровых, Годуновых и Пешковых, лицевое шитье из мастерской великой княгини Соломонии постоянно упоминается в трудах искусствоведов – как наиболее яркий образец русского искусства XVI века.

http://pravoslavie.ru/58468.html

По благословению правящего архиерея митрополита Хризостома в январе 2004 года ответственным за возведение Покрово - Никольского храма был назначен новый священнослужитель - благочинный Каунасского округа, настоятель каунасского Благовещенского собора протоиерей Анатолий Стальбовский. За предыдущие годы о.Анатолий уже зарекомендовал себя как способный организатор: при нем в Каунасе реконструированы здания Благовещенского собора и Воскресенской церкви.Генеральным подрядчиком стала другая строительная фирма, «Парама», прекрасно проявившая свои возможности на возведении Иверской церкви в Паланге. Главные спонсоры - это благотворители, не раз приходившие на помощь православным: Александр Попов, при материальной поддержке которого построена палангская церковь, и Владимир Романов, - при его участии благоустраивались каунасские храмы. Появились и другие жертвователи.А юридическим лицом – заказчиком попрежнему оставалась клайпедская община св.мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.     В зимние месяцы церковь отапливалась специально смонтированной для этой цели временной теплоустановкой, что позволило совершать в храме ежедневные богослужения и в холодное время года. К зданию   подведели освещение, пожарную сигнализацию, коммуникации водоснабжения и канализации. Конечно, появились и новые сложности, которых можно было избежать, ведись работа по возведению храмового здания непрерывно с самого начала. В частности, внутренние стены поразил грибок, из-под фундамента проступает влага - это следствие того, что не все в порядке с дренажной системой. Тем не менее  община и все, кто трудился на стройплощадке, встретили с оптимизмом и верой, что возобновленное дело удастся успешно довести до логического завершения. Несмотря на то, что шли строительные работы,   в Никольском приделе совершались литургии, молебны, панихиды (если нет праздников). А на Пасху 2005 года  открыли оштукатуренный и просушенный Покровский придел, а осенью этот главный храмовый придел был освящен. Стало видно: полтысячи человек сюда вмещаются свободно.

http://sobory.ru/article/?object=22346

29 ноября 1812 года, когда французы заняли Москву, Дмитров и были совсем недалеко от Кашина, в Воскресенском соборе служили литургию у чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. «После сего Божию Матерь проводили за город с крестным ходом со звоном по всему граду и собрания людей было очень много дворянства и разного звания». В 1817 году, когда был освящен новый собор, кашинцы обратились к тверскому епископу с просьбой о перенесении мощей Анны Кашинской из Успенского собора обратно в Воскресенский: «Храм сей ... есть сердечное жертвоприношение усердствующих Царю Вселенной и Его угоднице благоверной княгине Анне, в г.Кашине почивающей». Авторы прошения ссылались на факт избавления родного города от французов, которые в 1812 году были в 100 верстах от Кашина: «по упованию на молитвы и предстательство угодницы Божией Анны ... в то время были крестохождения двенадцать раз, в коих обносим был образ бл. кн. Анны». Мощи благоверной княгини Анны были перенесены в Воскресенский собор, и он стал для жителей не только «Дом Божий», но и место пребывание святой заступницы. Это настолько вошло жизнь, что говорили: «иду ко всенощной к благоверной», «будем венчаться у благоверной». В просторечии Воскресенский собор и до сих пор именуется «собором Анны Кашинской». Для выполнения общественных обязанностей при Воскресенском соборе городское общество каждые три года избирало соборного старосту, его помощника, смотрителя и надзирателя. Отцы города стремились устроить храм самым лучшим образом. В 1814 году городской голова И.Г. Жданов и смотритель собора Д. Воробьев заплатили 6000 рублей московскому купцу Г.Дмитриеву за установку трех иконостасов в соборе. Рамы на иконах (их было больше 20) за счет Жданова позолотили червонным золотом - это обошлось более чем в 4000 рублей. В 1852 году кашинцы снова обратились в Тверь к архиепископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу: «Граждане города Кашина, ревнуя о благолепии храмов Божиих, сердечно желают устроить на свой кошт при Кашинском Воскресенском соборе, который холодный, теплую каменную двухпридельную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Благоверного князя Михаила Тверского, а также каменную колокольню при оном же Соборе, с устроением во 2-ом этаже колокольни придела во имя Святителя и Чудотворца Николая, по плану, составленному г. архитектором Фольратом».

http://sobory.ru/article/?object=00016

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии. В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем. В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов. В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя. В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу. Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

http://sobory.ru/article/?object=47830

В день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта/7 апреля. 1922 года, в Александро-Невской Лавре митрополитом Вениамином во епископа Петергофского посвящался архимандрит о. Николай, с участием епископа Алексия Ямбурского, и другие. Итак, отец архимандрит Николай стал Владыкой Николаем. Новое облачение епископское-архиерейское великолепно гармонировало с его обаятельной внешностью. Мы, его почитатели, усердно посещали его богослужения и его проповеди слушали с великою жадностью... 18 января 1923 года – сочельник. Завтра великий двунадесятый праздник – Крещение Господне. Рано утром, пешком, я направилась в Исаакиевский собор за обедню, которую, как мне сообщили почитатели Владыки Николая, будет он совершать там. В храме стоял жуткий холод. Отопить такой громадный собор было абсолютно невозможно. (На улице стоял большой мороз – температура была около –23° С). Служба при таком холоде – это великий подвиг духовенства. Мы стояли и боялись за здоровье Владыки Николая. Вот литургия кончилась, и все духовенство с хоругвями, иконами и с большим Запрестольным Крестом направилось на реку Неву. Там на реке, недалеко от берега, была сделана прорубь, настланы мостки и т.п., и Крестный ход, пришед к сему месту, начал Водосвятный молебен во главе с епископом Николаем. Крест Господень несколько раз погружали в невские воды. Освятив воду Наитием Святаго Духа, Крестный ход возвратился в собор. Настроение было у всех торжественное, а когда пришли в собор и Владыка Николай произнес свою прекрасную, внушительную, вразумительную проповедь, то восхищению и восторгу на его «слово» не было конца. И очень часто после Владикиной службы так бы и не ушел из храма, – хотелось все стоять и стоять, слушать его речи и видеть его вдохновенное лицо... Завтра, 25 февраля (1923 г.), память великого святителя земли Русской Митрополита Алексия. Посему сегодня, 24 февраля, торжественную всенощную в храме Спаса, что на Сенной площади (пл. Мира) будет совершать епископ Николай, и завтра – литургию. Все его усердные поклонники-почитатели задолго до начала службы пришли в этот храм, чтобы помолиться вместе с Владыкой великому святителю Алексию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

В ризнице хранились соборные святыни, драгоценные церковные сосуды, архиерейские облачения. Здесь находились: золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов, рукописное евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), оно использовалось лишь раз в год - в первый день Пасхи; древние холщовые антиминсы (платы с изображением положения во гроб Иисуса Христа, на этих платах совершались литургии) времен митрополита Московского Макария и царя Иоанна Грозного; серебряный ковш, подаренный царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем и царевной Софьей; серебряная чаша - подарок императрицы Анны Иоанновны и другие драгоценные вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов. В ризнице хранились и редкостной работы архиерейские облачения: золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами; прекрасного шитья саккосы, в том числе строгоновской школы, также украшенные драгоценными камнями, митрополичьи клобуки и шапки. Особо ценными были облачения митрополитов Казанских Лаврентия и Тихона. Вес полного архиерейского облачения XVII века достигал 40 кг. В сентябре 1919 года чекисты обнаружили соборную ризницу и “как не имеющую исторического значения” собирались конфисковать с последующей утилизацией. Однако благодаря казанским историкам П.М.Дульскому и И.А.Стратонову ризницу удалось сохранить, передав на хранение в Губернский музей. В последствии большая часть соборной ризницы бесследно пропала. Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг XVI-XVIII вв. Значительная часть коллекции рукописей и книг кирилловой печати Казанского государственного университета представлена книгами и рукописями из собрания “Казанского первенствующего Благовещенского собора”. На всех книгах имеется рукописная помета “К.К.С.” (Казанский кафедральный собор). Здесь множество книг - подарков от именитых особ, церковных иерархов. Среди дошедших и до сего дня ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции - хранящихся в Государственной объединенном музее РТ, т.н. Ефремове евангелие. Это евангелие с высокохудожественными миниатюрами было написано в 1606 году и подарено собору митрополитом Казанским Ефремом, венчавшим на царство в 1613 году первого из династии Романовых – царя Михаила Феодоровича, о чем в Евангелии имеется соответствующая надпись.

http://sobory.ru/article/?object=02525

В тот же строительный период, несколькими годами ранее, с юго-западной стороны паперти собора была возведена пятиярусная колокольня в формах русской узорчатой архитектуры второй половины XVII — начала XVIII веков. О строительстве колокольни в XVII веке свидетельствуют два рисунка Н. Витзена, приведённых в его книге, вышедшей в 1692 году. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой и мощный колокол древнего города, вес его составлял 1500 пудов (около 24570 килограммов). Под звонницей первоначально помещался храм в честь святой мученицы Ирины, который в XVIII веке по ветхости был закрыт и возобновлён только в 1832 году на средства казанского купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. Значительная реконструкция собора, вторая по времени, производилась в 1736 году. Шлемовидные главы приобрели новые формы: центральная глава — барочную двухъярусную грушевидную, а боковые — более выпуклые луковичные формы. Центральная глава была покрыта медью и позолочена. С западной стороны к четверику собора была пристроена трапезная с подвалом, двумя главками и крытым крыльцом. Во время больших пожаров в Казани 1742 и 1749 годов оба соборные храма обгорели. При архиепископе Луке Конашевиче в период 1736-1755 годов они вновь были восстановлены: обновлено стенное письмо и иконы, все главы Благовещенского собора позолочены. После пожара 1757 года собор был восстановлен старанием митрополита Гавриила (1755-1762). При митрополите Вениамине (1762-1782) главы собора были вновь позолочены, покрыты «чистым листовым железом», внутри собор был оштукатурен, украшен внутри и снаружи архитектурными лепными фигурками, возобновлена стенная роспись, увеличилась паперть. Несмотря на частые ремонты, к концу XVIII века собор пришёл в ветхость, и при архиепископе Амвросии (Подобедове) (1785-1799) был произведён капитальный ремонт: укреплены стены собора и колокольни, исправлены крыши, обновлены иконы и стенная живопись. Во время этого ремонта бывшая близ колокольни над вратами в архиерейский двор ветхая церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была разобрана, а материалы употреблены на починку собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Колокола для нового собора привезли из Воронежа. Шатры и купола изготовили на местном судостроительном заводе. Сусальным золотом главы и кресты покрывал мастер из Подмосковья– для этого ему вместе с дочерью пришлось на два года переехать в Благовещенск. Первую литургию в еще недостроенном соборе отслужили в 2000 году на Рождество. Праздничную службу показывали в прямом эфире областного телеканала. Новый собор был рассчитан на 540 молящихся. Его архитектурный облик повторяет облик старинной каменной Покровской церкви Благовещенска: крестообразный план, три придела, восемь глав, скупой декор в русском стиле. Началом полноценной жизни храма можно считать 2003 год: в январе здесь начались регулярные богослужения по воскресеньям и праздничным дням, в июне собор освятили архиерейским чином, а в октябре сюда перенесли чудотворный образ Албазинской Божией Матери, главной амурской святыни. В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области — генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому. В 2012 году при епископе Благовещенском и Тындинском Лукиане (Куценко) собор был обновлен, украшен новыми иконами и святынями. Албазинская икона Божией Матери для удобства молящихся была перенесена в отдельный придел. В 2015 году после капитального ремонта для увеличения вместимости храма на входе в него был устроен новый застекленный притвор. Высота внутри – 21,12 м, высота колокольни – 32,5 м. Масса самого большого колокола – 1280 кг, диаметр 1,2 м. Площадь храма – 825 кв. м, в цоколе размещаются склад, просфорня, библиотека, кухня, трапезная, несколько служебных помещений и помещение воскресной школы. Площадь прихрамовой территории – 5 тыс. кв. м, из них озеленений – 1,5 тыс. кв. м. Внутри двора имеется дорожка из тротуарной плитки шириной 3,5 м для совершения крестных ходов. Здесь же, во дворе находятся могилы первого священника Благовещенска протоиерея Александра Сизого, доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных. До 2002 года их останки хранились в областном музее.

http://sobory.ru/article/?object=09344

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010