Собор располагался на высоком берегу Туры над государственной казной напротив здания Городской думы (сейчас краеведческого музея), являлся украшением Тюмени и был ее духовным символом. В 1932 году собор был закрыт, в его здании организован антирелигиозный музей, а 13 июня того же года он был взорван. По некоторым источникам, несколько прихожан, вставших на защиту собора, были взорваны вместе с ним. В 1997 году началась работа по восстановлению Благовещенского собора. В 2001 году воссоздан приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По причине невозможности восстановления храма на прежнем месте — в момент взрыва произошло обрушение части фундамента храма, располагавшегося на высоком берегу реки Туры, — было решено восстанавливать собор на новом месте. В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II  и архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия началось восстановление Благовещенского храма в сквере Депутатов г. Тюмени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6035224.ht...

Экскурсию по обители провел скитоначальник иеромонах Симон, который показал гостям храмы, восстанавливающийся монастырский корпус и приусадебное хозяйство. Члены делегации совершили славление в скитских храмах в честь Успения Пресвятой Богородицы, равноапостольных Кирилла и Мефодия и преподобного Иоанна Рыльского. Отец Симон рассказал о возрождении обители и поделился планами по дальнейшему развитию скита. Паломничество третьего дня пребывания делегации Русской Православной Церкви на Афоне завершилось посещением одного из самых древних и известных святогорских монастырей — обители Ватопед, второго в афонской иерархии. Главный собор монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, кроме него в обители имеется еще шестнадцать параклисов — небольших церквей. Паломники получили возможность поклониться хранящимся в обители святыням; в ряду самых известных — Пояс Пресвятой Богородицы. Ковчег с Поясом Царицы Небесной приносился из Ватопеда в Россию в 2011 году. Иерархи сотворили молитву перед чудотворными иконами Божией Матери — «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Закланная». Каждый их хранящихся в обители чтимых образов Пресвятой Богородицы имеет свою поучительную историю, а икона «Всецарица» особо почитается верующими Русской Православной Церкви. После молитвы у святынь Ватопеда состоялась встреча участников паломничества с игуменом обители архимандритом Ефремом. Глава Казахстанского митрополичьего округа , приветствуя отца настоятеля, передал ему благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Архимандрит Ефрем с большой теплотой отозвался о событиях пятилетней давности, когда ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы впервые покинул Гору Афон и прибыл в пределы России, где миллионы верующих смогли поклониться великой ватопедской святыне, духовно укрепиться и получить помощь и утешение от Царицы Небесной. Отец настоятель отметил, что визит в Россию, встреча с Предстоятелем Русской Православной Церкви, общение с иерархами и мирянами навсегда запечатлелись в его памяти.

http://patriarchia.ru/db/text/4583493.ht...

Монастырский комплекс сложился гораздо раньше образования обители. О времени создания Благовещенского собора, будущего главного храма М. В. м., нет точных сведений. Одни исследователи относят его строительство к 1620 г. (Е. А. Болховитинов), другие - к 1585-1586 гг., периоду основания крепости Воронеж (Н. И. Поликарпов). Первая церковь города была деревянной и построена «на посаде, подле города, в остроге». В ней имелось 2 престола - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Вероятно, завершение строительства крепости совпало с праздником Благовещения, к-рый стал для жителей главным. В 1590 г., во время набега «черкас», церковь была сожжена, впосл. восстановлена, неск. раз горела и отстраивалась. В 80-х гг. XVII в. свт. Митрофан организовал строительство каменного кафедрального 5-главого Благовещенского собора (ок. 1692), к-рый запечатлен на рисунке (1703) голландца К. де Бруина. Однако еще при жизни свт. Митрофана «оказалось, что каменное здание собора непрочно, и открылись местами трещины». По инициативе митр. Воронежского Пахомия (Шпаковского) новый собор был заложен на др. месте и освящен 9 нояб. 1735 г. Строительство возглавлял, по мнению историка архитектуры В. А. Митина, каменных дел мастер Андрей Клюка, выходец из Украины. Впосл. в соборе были устроены 3 придела: во имя св. Иоанна Милостивого, в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя вмч. Феодора Стратилата. В 80-х гг. XVIII в. при еп. Воронежском и Елецком Тихоне (Малинине) в процессе расширения храма были ликвидированы приделы, установлен новый иконостас, над к-рым работал живописец из г. Бирюча И. М. Вейделев, стены расписаны «наилучшей итальянской живописью». 18 окт. 1786 г., после ремонта, храм был вновь освящен. В последний раз перед открытием мон-ря перестройки в соборе были осуществлены в нач. 30-х гг. XIX в. при архиеп. Воронежском и Задонском свт. Антонии (Смирницком): устроили новую кровлю, позолотили главы. В связи с подготовкой к открытию мощей и прославлению свт. Митрофана начались масштабные работы по благоукрашению собора. В его интерьере появились живописные рельефные изображения по эскизам архит. О. И. Бове . В кон. 1833 г. был освящен придел во имя свт. Митрофана.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

В советское время собор не закрывался. В настоящее время в храме находится несколько чтимых святынь: “Казанская” икона Божией Матери, икона-скульптура свт. Николая и икона преп. Пафнутия Боровского с посохом. Так же в храме хранится икона-мощевик которая содержит частицу Креста Господня, частицу камня гроба Господня и мощи святых: 1) пророка Михея, 2) ап.Тита, 3) равноапостольного царя Константина Великого, 4) свт. Николая, 5) свт. Спиридона Тримифунского, 6) св. Павла Исповедника, 7) свт. Амвросия Медиоланского, 8) св. Иоанна Нового, 9) св. Сисоя Великого, 10) св. Герасима Иорданского, 11) св. Дамиана бессребреника, 12) св. Корнилия сотника, 13) св. Павла Пелусиотского, 14) св. Лаврентия Затворника, 15) св. Даниила Столпника, 16) св. Марка Киевопечерского, 17) св. Ефросина, 18) мч. Анисии. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, расположенный на высоком холме в 400 метрах от бывших проезжих ворот древнего городища, а сегодня украшающий центральную площадь Боровска, считается визитной карточкой города. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, в котором хранился резной образ Святителя. История храма, уходящая вглубь веков, сложна и запутана. Первые сведения о предшественниках нынешнего храма можно найти в одном из самых древних дошедших до нас источников - " Дозорной книге 1621 года " . Рассказывая подробно о крепости Боровска, о посаде и слободах, " Дозорная книга " повествует о том, как в годы Смутного времени он подвергался нашествию войск Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Есть там упоминание и о деревянной соборной Благовещенской церкви, возведённой вместе с укреплениями. До 1634 года церковь жила обычной жизнью, пока не случился большой пожар, и она сгорела. После пожара территория, на которой стоял сгоревший Благовещенский храм, долго пустовала. В первой трети XVIII века на этом месте была возведена каменная церковь. В 1799 году была учреждена Калужская епархия, и Благовещенский храм получил статус кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Храм был пятиглавый, покрытый зелёной черепицей, с фресками на фасаде и бархатно-изумрудной изразцовой каймой. Одновременно с храмом была построена колокольня. Приделы были разобраны в ходе градостроительных преобразований. В 1866 году износившуюся на крыше и главах церкви черепицу заменили белым листовым железом, позакомарная кровля была заменена на четырехскатную. В 1928 году пленум Нижегородского городского совета постановил снести обе церкви на главной площади города. После долгих разбирательств и споров между Главнаукой и городскими властями 8 апреля 1930 года было принято решение о сносе. http://www.nizhnyfoto.ru/foto/church/blag.php Первоначально на месте будущего храма стояла деревянная церковь во имя св. влмч. Дмитрия Солунского с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1378 г. великим князем Нижегородским Дмитрием Константиновичем. В 1565 г. она была приписной к Нижегородскому Вознесенскому Печерскому монастырю, находилась на монастырском подворье, и имела придел во имя Флора и Лавра. Вместо ветхой деревянной церкви в 1696–1697 гг. построена была каменная пятиглавая Благовещенская. Строителем этого храма был прежний же посадский житель, родившийся в приходе церкви св. влмч. Дмитрия, а после – митрополит Казанский и Свияжский Тихон, в миру Тимофей Воинов. В 1695–1696 гг. Тихон был архимандритом Новоспасского Московского монастыря, затем митрополитом Сарским. 8 октября 1697 г., при митрополите Трифилии (Инихове) Тихон освятил Благовещенский собор с приделами св. Дмитрия Солунского (правый) и трех вселенских Святителей и свщм. Власия (левый) и с каменной колокольней. Купола и крыша собора были покрыты зеленой черепицей. В 1720-е г. Благовещенский храм имел в своем заведывании 8 церквей города и 70 приходских дворов, поэтому назывался собором. В 1831 г., при епископе Нижегородском и Арзамасском Афанасии (Протопопове), обветшавший собор был обновлен коммерции советником Ф.П. Переплетчиковым, а в 1866 г. крыша и пять глав собора были покрыты железом. Дома для членов клира были построены тщанием прихожан в 1845 г., каменные. При колокольне собора в 1812 г. были построены две каменные лавки. Школы при церкви не было. Прихожан было всего 19 мужчин и 17 женщин в 1916 г. В 1920-х г. в общине церкви числилось 76 человек.

http://sobory.ru/article/?object=28326

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В 1994 году собор был передан Русской православной церкви, начались реставрационные работы. К намеченному летом 1995 года освящению Святейшим патриархом Всея Руси Алексием II были восстановлены алтарь, ризница, притвор, вентиляция, подняты на звонницу новые колокола. Сегодня полностью восстановлено функционирование собора в соответствии с канонами церкви. В 2007 году Национальный банк Казахстана выпустил в обращение монету «Кафедральный собор» номиналом в 500 тенге из серебра.   сайт " Русская еженедельная газета " Единение " Строительство Туркестанского Кафедрального собора в Пушкинском парке было начато в 1904 году при епископе Туркестанском и Ташкентском Паисии (Виноградове). Проектировали собор местные архитекторы: Константин Аркадьевич Борисоглебский и Сергей Константинович Тропаревский. Общий надзор за строительством осуществлял областной инженер Андрей Павлович Зенков. Вознесенский кафедральный собор в г. Алматы построен в 1907 году. Собор имеет три придела: центральный освящен в память праздника Вознесения Господня, южный - Благовещения Пресвятой Богородицы, и северный Веры Надежды, Любови и матери их Софии, которых принято было считать покровителями Семиречья. Следует особо отметить труды главного строителя собора, начальника строительного отделения Семиреченского областного правления, подполковника Андрея Павловича Зенкова – автора гениальной инженерной идеи возведения в сейсмоопасной зоне грандиозного по высоте и объему деревянного здания. В 1911 году Кафедральный собор выдержал катастрофическое землетрясение, постигшее город Верный. Вознесенский собор является уникальным архитектурным сооружением. Это одно из высочайших в мире деревянных зданий, самый высокий в мире православный деревянный храм. Высшая точка на верхнем конце креста на главном куполе составляет 39,64 м, на верхушке колокольни – 46 м. Вместительность – 1,8 тыс. человек. Первым настоятелем собора был назначен протоиерей Алексий Шавров. В 1916 году в городе Верном учреждена кафедра викарного архиерея, на которую назначен епископ Пимен (Белоликов) с титулом Верненский и Семиреченский. 3 сентября 1918 года преосвященный Пимен был арестован и расстрелян без суда и следствия бойцами отряда Кихтенко. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 года священномученик Пимен (Белоликов) прославлен для общецерковного почитания.

http://sobory.ru/article/?object=12220

11 мая 2013 года в нижнем приделе храма была совершена первая Божественная литургия архиепископом Тобольским Димитрием (Капалиным). 25 апреля 2014 года митрополитом Тобольским Димитрием и епископом Ишимским Тихоном была отслужена первая Божественная литургия в верхнем храме собора. Источник: http://drevo-info.ru/articles/22735.html Соборная Благовещенская церковь каменная, построена на государственный счет в 1704 году. Имеет два престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В приходе имеется приписная церковь в селе Утешевском, каменная, с одним престолом во имя св. Николая Чудотворца, построена в 1889 г. на средства купца Алекс. Евграф. Кухтерина. При приписной церкви церковной земли имеется: пахотной 27 дес., сенокосной 9 дес., под лесом 40 дес. Жалованья положено: священнику 80 руб., псаломщику 40 руб. Кроме того, от торгового дома Кухтериных священник получает 600 руб., псаломщик 200 руб. Дома для священника и псаломщика построены торговым домом Кухтериных. При соборной Благовещенской церкви имеется часовня, построена на кладбище во имя Преображения Господня. Всего в приходе 134 дома, прихожан мужского пола 536, женского пола 586. Церковной земли при соборной церкви сенокосной 22 дес. Капитал церкви 34033 руб. 36 коп., причт получает проценты с капитала 600 рублей. Жалованье священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Дома причта куплены в 1902 г. и составляют собственность церкви. Штат: протоиерей, диакон и два псаломщика. При церкви имеется церковно-приходская школа, помещается в собственном доме, и женская церковная школа, помещается в наемном доме. Ближайшая церковь Крестовоздвиженская. Расстояние от Консистории 260 верст. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. У Сибирского приказа не хватило сил и средств для одновременного сооружения каменных городов в Верхотурье, Тобольске и Тюмени. Предпочтение было оказано двум первым. На обязанности Тюмени лежало снабжение тобольского строительства лесными материалами. Так, с 1699 года по 1713 год она отправила Тобольску 5,734 сажени дров для обжига кирпича, 1 583 «тесницы», 3 936 бревен и т. д.

http://sobory.ru/article/?object=35586

География построек Косякова довольно широка. Основное количество построек, возведённых по проектам архитектора, находится в Санкт-Петербурге и его пригородах. Однако некоторые его постройки находились на разных концах Российской империи: на юге (Астрахань, Батуми), на северо-западе: (Курляндская губерния, ныне Латвия), на севере (Данилов, Кукобой). Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. Список храмов, которые построил Василий Антонович Косяков (или с его участием) Астраханская область Собор Владимира равноапостольного Астрахань, город, Астрахань Архитектор: В.А. Косяков, Н.Э. Икавитц Год постройки: Между 1895 и 1902 Архитектурный стиль: Неовизантийский стиль Грузия Собор Александра Невского (утрачена) Аджария, Батуми Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1888 и 1905 Архитектурный стиль: Эклектика Краснодарский край Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Новопокровский район, Новоивановская Архитектор: В.А. Косяков (автор оригинального проекта), А.П. Косякин (строительный надзор) Год постройки: Между 1909 и 1912 Архитектурный стиль: Эклектика , Русский стиль Латвия Ленинградская область Церковь Иоанна Богослова Кингисеппский район, Ивановское Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: 1905 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Николая Чудотворца Ломоносовский район, Лебяжье Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1911 и 1917 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Ломоносовский район, Коваши Архитектор: В.А. Косяков (проект 1911 г.) Год постройки: не позже 2023 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Сланцевский район, Козья Гора Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1904 и 1908 Архитектурный стиль: Русский стиль Гарнизонный собор Петра и Павла (утрачена) Выборгский район, Выборг Архитектор: В.А. Косяков Год постройки: Между 1910 и 1918. строительство не окончено Архитектурный стиль: Неорусский стиль Прочие страны Собор Софии, Премудрости Божией Китай, Харбин Архитектор: В.А. Косяков (автор оригинального проекта), М.М. Осколков (строительный надзор)

http://sobory.ru/architect/vakosyakov

http://oldtomsk.narod.ru/church.htm Благовещенская церковь, " старый собор " , г. Томск, пл. Благовещенская (Старособорная), ныне - пл. Батенькова. Заложена в 1785 году (по сведениям Д. Н. Беликова, в 1783 г.), время освящения - 1806 г. (главный престол). Главный престол – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Второй придел несколько раз менял наименования: в 1790 году освящен во имя св. великомученика Георгия Победоносца; в 1807 году во имя первоверховных апостолов Петра и Павла; в 1857 году Петропавловский придел был расширен и освящен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм неоднократно перестраивался. Первоначально он состоял как бы из двух храмов, разделенных между собой продольной стеной. В 1837 году внутренняя стена была заменена арками, таким образом, разделенные части храма были объединены в одно пространство. Архитектурный стиль - барокко. Первоначальный деревянный храм на «Уржатке» (район современной площади Батенькова) упоминается с 1639 года. В 1649 году после пожара была выстроена двухэтажная деревянная церковь с верхним приделом во имя Всемилостивого Спаса Каменная Благовещенская церковь в 1820 году приобрела статус главного городского храма и сюда была перенесена из старинного деревянного Троицкого собора ценнейшая реликвия - древняя икона «Живоначальной Троицы», пожертвованная царем Борисом Годуновым для первой церкви Томска. В 1834 году была учреждена Томская епархия. Благовещенская церковь становится кафедральным собором благодаря своему расположению в центре города и вблизи от резиденции епископа (которая первоначально находилась в Богородице-Алексиевском мужском монастыре). Хотя, как отмечали современники, из-за своей тесноты данный храм, несмотря на неоднократные перестройки, не вполне подходил для кафедрального собора. Строительство нового главного храма Томской епархии началось в 1840-е годы, но завершить стройку удалось только в 1900 году. После этого Благовещенская церковь утратила значение кафедрального собора и стала приходским храмом. В 1892 году при Благовещенской церкви открылось церковно-приходское попечительство, а в 1897 году - церковно-приходская школа (учащихся 90 человек). В церковной библиотеке имелось до 1420 томов книг (1914 год). В 1914 году в Благовещенском приходе числилось 2288 человек. Ежегодно 1 августа из собора устраивался крестный ход на реку Ушайку для совершения обряда малого водоосвящения.

http://sobory.ru/article/?object=34854

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010