Строителем нового храма назначен казённый архитектор Иван Парфенов, наблюдал за стройкой городничий Карл Бриммер. Строящийся собор могла видеть императрица Екатерина II, когда в 1780 году, путешествуя на юг, она останавливалась на ночлег в Опочке. Вначале строительство шло медленно. «Причиною этого было свободное обращение с пожалованными деньгами, которые скоро все вышли». Местный купец Степан Михайлович Викулин своими щедрыми пожертвованиями помог выстроить прекрасный собор. Дата «1791 год» на иконе относится к тому времени, когда строительство взял на себя Викулин. Фундамент собора был сделан из «дикого» камня, стены строили из кирпича. Собор был построен на новом месте и стал называться Спасо-Преображенским, как потому, что построен в честь Преображения Господня, так и потому, что в соборе находилась чудотворная икона Всемилостивого Спасителя. Собор был пятиглавым. Освящение храма было совершено архимандритом Афанасием, настоятелем Святогорского монастыря, по благословению архиепископа Псковского и Рижского Иннокентия. Строитель собора Степан Михайлович Викулин скончался 10 ноября 1800 года, отпевание его было совершено в Преображенском соборе, похороны состоялись на кладбище при церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Первоначально собор был выстроен без часовни с правой стороны и свечной лавки с левой стороны близ колокольни. Они были построены в 1877 году старостой собора Дмитрием Петровичем Хвощинским. Престолов было три. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, справа – Благовещения Пресвятой Богородицы, слева – Святой Великомученицы Параскевы. В соборе находилась спасённая из огня древняя чудотворная икона Всемилостивого Спасителя с предстоящими с правой стороны Пресвятой Богородицей, с левой стороны Святителя Николая. В 1426 году икона была прострелена литовцами. Для иконы была сделана чеканная серебряная позолоченная риза с такими же венцами над головами Спасителя, Божией Матери и Святителя Николая и резной позолоченный киот. В венце Спасителя над тем местом, которое было прострелено литовцами, была сделана серебряная позолоченная звезда с хрустальной вставкой.

http://sobory.ru/article/?object=34582

http://vrnchurch.narod.ru Десятилетие назад в городе назрел вопрос о строительстве нового, более вместительного кафедрального собора. Напомню, что прежде этот статус в Воронеже имели Благовещенский собор (до 1836 г.), затем Троицкий Смоленский собор (до закрытия в 1932 г.) и Покровский собор (с 1948 г.). Первые два собора разрушены и участки, на которых они стояли, застроены новыми зданиями. Покровский собор, строившийся в свое врем как обычная приходская церковь, оказался в новых условиях маловместительным. Местом дл строительства нового собора, для которого решено возродить название Благовещенского, был избран Первомайский сквер, устроенный в конце 1840-х гг. как городской сад и пришедший в последние годы в запустение. Строительная площадка выбрана в центре сада. Проект собора в русско-византийском стиле выполнен архитектором Владимиром Петровичем Шевелевым. Собор предусматривается пятиглавым, с высокой колокольней. Внешне напоминает взорванный Владимирский собор, построенный в Воронеже одним из учеников знаменитого Тона. Закладка Благовещенского храма состоялась 28 августа 1998 г. В присутствии руководителей области и города торжественное богослужение возглавил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов). 15 ноября 1998 года закладку собора освятил прибывший в Воронеж с первосвятительским визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В алтарную стену вмонтирована памятная доска с приличествующим текстом. Строительство храма ведется на народные пожертвования. Попечение над строительством собора было возложено на опытных пастырей: протоиере Евгения Лившука (август 1998 - октябрь 2002 гг.), протоиерея Василия Зализняка (октябрь 2002 — май 2003 гг.), протоиерея Андрея Воронко (июнь - август 2003 гг.), протоиерея Василия Володько (с сентября 2003 г). 28 августа 2001 г. центральную главу собора увенчал купол, 15 октября того же года установлен сияющий позолотою крест. Высота купола с крестом составила 82,4 м. 23 марта 2002 г. на колокольне Благовещенского собора установлен огромный колокол весом в 6 т. 2 августа 2002 г. после освящения водружены кресты на малые купола храма. Нижний храм предполагаетс освятить в честь святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, 6 декабря 2003 г., в день празднования трехсотлетия со времени преставления святителя. 26 апреля 2001 г. протоиереем Евгением Лившуком освящен камень в память о Чернобыльской трагедии, установленный в Первомайском саду неподалеку от строящегося Благовещенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=03549

В отличие от самого монастыря подворье сохранилось до сих пор: в одном здании жильцы, в другом оборудован спортивный зал. Отец Иоанн Кронштадтский успел освятить место, где планировалось возвести Благовещенский собор. Но сам храм святой не увидел – он умер в 1908 году. Строительство собора обрело новый смысл – то была память об Иоанне Кронштадтском. Деньги на строительство собирали всем Петербургом. Проект делал столичный архитектор, кресты, гранитные плиты для облицовки, каркасы куполов, рамы, керамическая плитка для пола – все это везлось из Петербурга. А вот кирпичи изготавливались на месте. Не будем забывать: вокруг – глухой лес, так что до сих пор непонятно, как к месту строительства привозили материалы. Построить пятиглавый собор – огромный даже по городским меркам – в глухом лесу было непросто. Работы продолжались три года, было потрачено два миллиона рублей. Собор освятили в 1919 году – когда в стране уже случилась революция, бушевала Гражданская война, а вера уже была в загоне. В 1925 году собор был закрыт. Одно время в нем располагалось зернохранилище. Потом храм просто бросили без присмотра в лесной глуши. Краеведы, историки и искусствоведы вспомнили о Воронцовском соборе не сразу. А когда добрались до поляны в лесной глуши, вгляделись, вчитались в документы, ахнули. Оказалось, что торопецкий храм чуть ли не последний, построенный в России до революции. И уже поэтому нуждается в особом статусе, в охране со стороны государства. В 2003 году собор был признан памятником архитектуры федерального значения. Так сама история посрамила «знатоков», которые десятилетиями не желали и слышать о Воронцовском Благовещенском соборе, кивая на «низкую художественную ценность». «Любимое детище» святого – Воронцовский собор – потихоньку восстанавливается. Как в начале прошлого века, деньги собираются всем миром, и в числе жертвователей, как и десятилетия назад, – жители Северной столицы. Приобрести купола помогло руководство региона. В расчистке территории помогали местные жители и школьники.

http://sobory.ru/article/?object=08629

Вскоре после революции Спасский собор оказался в руках обновленцев. В 1923 г. они передали здание властям. На его втором этаже предполагалось устроить центральный клуб, на первом – склад и ссыпной пункт. В итоге в соборе разместился губернский архив. В 1931 г. с собора сняли кресты и купол колокольни, сбросили колокола. Летом 1934 г. Первохрам Пензы взорвали. http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2915 Кафедральный собор начат постройкою в 1800 г. и окончен в 1822 г. на доброхотныя пожертвования, с помощью от казны в количестве 20,000 р. ассигн., каменный, двухэтажный, теплый, в верхнем этаже престолы: во имя Всемилостиваго Спаса и в память Успения Божией Матери; в нижнем этаже престолы: в память Благовещения Пресвятыя Богородицы и во имя великомуч. Екатерины; при усыпальнице преосвящ. Иннокентия престольный придел во имя св. муч. Евлампия и Евлампии. К собору причислена часовня, что на базарной площади. Находящаяся в Кафедральном соборе Казанская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной, подарена в 1666 г. жителям новооснованнаго г. Пензы царем Алексеем Михайловичем. Заступничеством ея, по преданию, Пенза спасена была в 1717 г. от разгрома закубанских народов. Причта при соборе положено: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика. На содержание причта отпускается жалованья 2801 р., из них кафедральному протоиерею 400 р., ключарю 300 р., священника и протодиакону по 250 р., диаконам по 180 р., иподиаконам по 180 р. и псаломщикам по 140 р. Земли 167 д. 455 с. В соборном доме помещаются кафедральный протоиерей и 2 диакона. Вкладов на содержание собора 3500 р. В пользу причта вкладов на 8300 р. С 1866 г. при соборе учреждено Просветительное Иннокентиевское Братство Пресвятыя Богородицы. " Церкви, причты и приходы Пензенской епархии " , составил А. Попов. - Пенза, типогр. губерн. правления. 1896. Первый храм новопостроенного города-крепости Пензы был посвящён Всемилостивому Спасу, который отмечается 1 августа. Именно в этот день началось возведение стен крепости, центром которой, как было принято в те времена, и стала соборная церковь Всемилостивого Спаса. Находилась она в юго-восточной части нынешней Советской площади (совр. Соборная площадь - уточнение автора статьи), где расположен вход в сквер им. М. Ю. Лермонтова. Первоначачально собор был деревянным, а в 1717 году ближе к главным воротам крепости (место напротив входа в кинотеатр " Родина " ) построили каменный. В конце XVIII века остатки крепости были разобраны и образовалась площадь, которая с 1801 года становится главной в городе. К этому времени соборная церковь уже достаточно обветшала и было решено построить новый, соответствующий губернскому городу, собор. Место для него выбрали между ныне стоящими на Советской площади памятниками Карлу Марксу и Борцам Революции, а площадь после начала строительства храма стали называть Соборной.

http://sobory.ru/article/?object=47830

Первоначально в здании рядом с храмом размещался причт, но после того как 1 (14) сентября 1905 года в Нью-Йорк была переведена архиерейская кафедра, приходский дом отошёл под архиерейскую резиденцию. Тогда же храм становится кафедральным собором Северо-Американской епархии, именовавшейся с 1907 года Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. При кафедральном соборе существовали братства Рождества Пресвятой Богородицы (мужское) и Благовещения Пресвятой Богородицы (женское). К храму была приписана кладбищенская церковь святителя Василия Великого, построенная Надеждой Нефтель на могиле мужа и освященная в 1906 году. В 1925 году был передан по судебному постановлению «Живой церкви». В 1945 году приход храма присоединился к Московскому патриархату. Однако, в 1947 году суд штата Нью-Йорк постановил передать собор Северо-Американской митрополии (де-факто независимой структуре, не подчинявшейся тогда ни Московскому Патриархату, ни Архиерейскому Синоду РПЦЗ). Настоятель и прихожане, верные Московскому Патриархату, продолжили совершать богослужения в помещении второй пресвитерианской церкви на West 96th Street, 6. Решение Верховного суда США от 23 ноября 1952 года возвратило собор Московской Патриархии. Однако Высший апелляционный суд штата Нью-Йорк оставил храм в юрисдикции Северо-Американской митрополии. Судебный процесс продлился до 6 июня 1960 года, когда решением Верховного суда США приговор суда штата был отменён. В 1970 году Северо-Американская митрополия восстановила общение с РПЦ (Московским Патриархатом) и получила от последней автокефалию. Вместе с тем был урегулирован статус приходов Московского Патриархата в США. Та часть из них, которая не пожелала перейти в юрисдикцию новой автокефальной Церкви, образовала Патриаршие приходы в США, центром которых стал Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке. 18 декабря 1973 году собор с приходским зданием был признан памятником архитектуры Нью-Йорка, в память чего к стене храма была приделана бронзовая мемориальная доска.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святител...

Поэтому Суздальский митрополит Илларион (1682-1708 гг.), с разрешения царя Федора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, упразднил хоры и вместо узких окон устроил большие. В соборе стало просторно и светло. Тогда же митрополит Илларион устроил новый иконостас, в котором «все иконы обложены по краям сребропозлащенными окладами в роде бордюр». Возобновленный собор митрополит Илларион обогатил церковными предметами как то: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, замечательный величиною фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами. Церковь, устроенную архиепископом Серапионом внутри колокольни, митрополит Илларион перестроил: престол св. муч. Феодосия упразднил и церковь сделал теплою с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Илларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию. Сверх того, митрополит Илларион построил при соборе обширный каменный архиерейский дом. Одновременно с реставрацией собора, по распоряжению митрополита произведена была опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежащего. В описи сказано: «Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы каменная, о пяти главах, кресты на главах обложены медью, позолочены, главы и верхи и алтари и паперти крыты белым железом. У церкви двери передние, да южные Корсунские, третьи двери обиты медью». Внутренний вид собора: «В церкви писано стенным письмом. В церкви двери царские и сени и коруна и столбцы обложены серебром чеканным, по местам золочены, росписаны священными картинами, украшенными разными драгоценными каменьями». Св. иконы большею частью украшены золотом, серебром и драгоценным камнями. Утварью, ризницею, богослужебными книгами… собор был снабжен в достаточном количестве. На колокольне 21 колокол; самый большой колокол весом в 500 пудов. На той же колокольне часы боевые перечастье в 8 колоколов. Собор, устроенный митрополитом Илларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.

http://sobory.ru/article/?object=00195

С 1970-х годов собор занимали фонды Института этнографии АН СССР, а в 1990-х здесь возобновились службы. Андреевский собор находится на Васильевском острове. Рядом с ним, с левой стороны, в одной ограде, отдельно от него, стоит церковь каменная (без колокольни) во имя трех святителей вселенских с придельною на хорах в ней церковью во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. По правую сторону собора находится рынок, состоящий из довольно большого корпуса каменных лавок и именующийся по соседнему с ним собору Андреевским. До 1719 г. на Васильевском острове, кроме палат кн. Меншикова с деревянною при них церковью и французской слободы, никаких зданий не существовало. После 1719 г. на нем стали сооружаться каменные и деревянные здания по плану, утвержденному самим Петром I. В 1722 г. ...на площади перед коллегиями определено самим государем место для сооружения первой на острове соборной церкви. Наследовавшая после Петра I … Екатерина I в 1727 г. пожертвовала на сооружение церкви деньгами 1000 руб. и при этом сама указала во имя какого святого должна быть сооружена соборная церковь. В 1738 г. совершена закладка первой деревянной соборной церкви, но не том месте, которое определил Петр I, и не во имя св. ап. Андрея Первозванного, а там, в замен упраздненной за ветхостью, бывшей посадской слободе на Петербургской стороне церкви во имя Рождества Богородицы. Доходы этой последней церкви и пожертвованные Екатериной I три тысячи рублей были единственными средствами для сооружения соборной на Васильевском острове церкви. Освящена она была в 1732 г. не во имя Рождества Богородицы, а во имя св. ап. Андрея Первозванного. 4 июля 1767 г. церковь эта сгорела до основания от молнии. На место ее 18 июля 1764 г. заложен существующий ныне каменный о пяти главах, с колокольнею, Андреевский собор. Более 15 лет строился он, но на какую сумму, когда и кем освящен – неизвестно, равно как и то, кто был архитектором и кто писал иконы. В 1834 г. из холодного собор обращен в теплый на сборную сумму. В 1848-50 гг. по благословению преосвящ. С.-Петербургского викария епископа Ревельского Нафанаила, управлявшего С.-Петербургской епархией, к собору, в задней части его, с двух сторон, по плану архитектора Николая Гребенки пристроены на сборную от прихожан сумму каменные приделы: справа - во имя Успения Божией Матери, слева - во имя св. Николая Мирликийского. Заложены они 31 июля 1848 г. самим преосвященным, а освящены местным благочинным 15 октября 1850 г.

http://sobory.ru/article/?object=00740

Самый крупный из двенадцати ее колоколов весил более трех тонн. К сожалению, постройка эта со временем обветшала, и в 1819-1826 гг. на ее месте была выстроена другая колокольня в неоклассическом стиле, которая стоит и по сей день, затемняя собой средневековую церковь и ухудшая производимый ею внешний эффект. Уцелели лишь немногие из колоколов, отлитых при Строганове. Еще одно не совсем удачное, но типичное изменение, которое претерпели многие русские церкви в XVII и XVIII веках, включает в себя кирпичную кладку в изогнутом пространстве между полукружными фронтонами в верхней части собора и возведение простой покатой крыши. Таким образом облегчалась задача поддержания крыши, но это лишало церквей их живописного образа, напоминавшего очертания куполов. Собор Благовещения был первой крупной кирпичной постройкой в Сольвычегодске, где до той поры и мирские и светские здания были бревенчатыми. Собор построен на крутом северном берегу реки Вычегды. Его внушительные стены и сияющие, словно парящие купола, должно быть, резко контрастировали с расположенными вокруг строениями и 12 церквами, построенными исключительно из дерева. Благодаря надежным стенам нижняя часть здания служила убежищем и хранилищем для особо ценных товаров, таких как меха. Конечно, ценнее всего была церковная утварь, искусно созданная в мастерских Строганова: вышивка, кубки, инкрустированные драгоценными камнями обложки для Библии, эмалированные изображения. Добротность творений строгановских мастеров была известна по всей России. Летом 1600 г. внутренние своды собора были украшены фресками. Позже, в XVIII и XIX веке, они были нанесены заново, в частности, после пожара, случившегося в 1819 г., который повредил внутреннее убранство собора. Хотя в ходе реставрационных работ, проводившихся с 1970 г., на западной стене были обнаружены первоначальные фрески, большинство оригинальной живописи безвозвратно потеряно. Средоточием собора был изящно выполненный иконостас XVI столетия. Пять его ярусов включали в себя 70 икон, сохранились из них лишь единицы.

http://sobory.ru/article/?object=06438

19 июня 1682 года царской грамотой было одобрено строительство собора и архиерейского двора и выделено под застройку около 255 сажен (почти треть города), территория современной Университетской площади. Но возведение собора отложили из-за нехватки средств. Святитель Митрофан ограничился ремонтом старого храма. 24 марта 1683 года епископ просил у государя челобитной грамотой выдать ему сроком на три года с оплатой работы из архиерейской казны двух плотников, которые брались правительством их Воронежской епархии на постройку стругов. Но существующий соборный храм к тому времени уже сильно обветшал, обвалилась кровля. Совершать богослужения стало практически невозможно. Святитель Митрофан обратился к Патриарху Иоакиму с челобитной по поводу возведения нового каменного храма, так как кирпич и камень находились поблизости, а лес «в дальнем расстоянии, верстах в тридцати и больше». 19 апреля 1684 года от Патриарха была получена благословенная грамота на постройку собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По распоряжению из Москвы на строительство храма в 1684 году было выделено 100 пудов железа, а в 1685 году — ещё 200. Государь для постройки собора пожертвовал мельницу при речке Ельце, а к открытию — колокол весом 160 пудов. Храм освятили к 1692 году. Новый храм превосходил все постройки того времени, но архитектура его проста — высокие прямые стены с окнами в два ряда, низкая деревянная крыша с пятью главами, на которых возвышались кресты. К главной части собора справа примыкал придел Архангела Михаила. Его имя святитель носил в миру. Иконостас храма был шестиярусным. Главные иконы и царские врата отделены серебряными чекаными позолочеными окладами. Святой престол покрывала бархатная с золотом одежда. Большая часть облачений была из атласа, шелка, бархата и материала уже вышедшего из употребления. Многие из облачений вышиты золотом и серебром. Почти вся церковная утварь была серебряная и вызолоченная. Исследователи предполагают, что значительную часть средств на постройку храма и церковную утварь Святитель Митрофан собрал в Москве, у знатных знакомых. Перед своей кончиной Святитель завещал хранить в храме все «недвижимо». Но уже к началу XIX века многие ценности были утеряны.

http://sobory.ru/article/?object=49675

4 мая митрополит Игнатий и епископ Богородский Антоний прибыли в третий по величине город Аргентины — Мар-дель-Плата, где в храме святых Царственных страстотерпцев в сослужении настоятеля храма иеромонаха Герасима (Войцеховского) совершили благодарственный молебен. Затем епископ Антоний побеседовал с прихожанами за чаепитием и ознакомился с жизнью местной православной общины. В тот же день архипастыри посетили общеобразовательную государственную школу, где изучают русский язык, затем встретились с Почетным консулом Российской Федерации Ю.Н. Кузнецовым, с которым обсудили вопросы, связанные с жизнью и деятельностью русской диаспоры в регионе. В зхавершение дня епископ Антоний посетил клуб «Аврора» — центр культуры российской, украинской и белорусской общин, где присутствовал на пасхальном детском празднике. 5 мая архиереи посетили «Русский дом» и действующую на его базе школу, после чего отбыли в Буэнос-Айрес. 6 мая руководитель Управления по зарубежным учреждениям принял участие в скайп-конференции со священнослужителями, несущими послушание в странах Латинской Америки. Вместе с митрополитом Игнатием епископ Антоний побеседовал с каждым священником и ответил на многочисленные вопросы. В тот же день епископ Антоний посетил кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе и храм Всех святых, в земле Русской просиявших, в Лянусе. Архиерей также встретился с сотрудниками епархиального управления и обсудил с ними ряд рабочих вопросов. Затем владыка Антоний побеседовал с вице-председателем Координационного совета организаций российских соотечественников Аргентины Валерием Ереминым. 6 мая, в заключительный день пребывания епископа Антония в Южной Америке, митрополит Игнатий в сослужении Его Преосвященства совершил Божественную литургию в кафедральном храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе. Богослужение совершалось на церковнославянском и испанском языках. По окончании Литургии владыка Антоний произнес проповедь. От лица духовенства и прихожан собора владыку приветствовал митрополит Игнатий. Архипастырь рассказал о состоявшихся за минувшую неделю посещениях приходов Московского Патриархата в Чили и Аргентине, поблагодарил владыку епископа за внимание к Аргентинской епархии и преподнес высокому гостю издание Библии на испанском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/4891459.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010