Освящение главного престола во имя Живоначальной Троицы состоялось 11 января 1915 года Его Преосвященством, епископом Юрьевским Евгением при участии соборного и городского духовенства. Через два дня, 13 января, произведён чин освящения алтаря в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а 18 января освящали престол южного алтаря в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот придел были перенесены из Георгиевского собора мощи благоверного князя Святослава III Всеволодовича и сына его схимонаха Димитрия. 23 августа 1915 года состоялось освящение престола в честь Успения Божией Матери в нижнем этаже нового собора. В 1916 году в собор был помещён " Святославов крест " , перенесённый из тёплого Крестовоздвиженского придела Георгиевского храма. Освящение Троицкого собора стало едва ли не последним радостным торжеством в дореволюционной истории Юрьева-Польского. В середине 1920-х годов Троицкий храм был ограблен, осквернён, и впоследствии закрыт не позже 1930-х годов. Калориферное отопление разобрано. Известно, что в 1930-х годах новые власти приспособили собор под электростанцию, которая работала до середины 50-х годов ХХ века. За этот период здание пострадало от постоянной вибрации. Метлахская плитка была разбита, перекрытия ликвидированы, сам храм обезглавили и установили сбоку трубу. Затем помещение собора использовали под склады торговых организаций. К 90-м годам ХХ столетия здание было и вовсе брошено на произвол судьбы. В настоящее время Свято-Троицкий собор передан Владимиро-Суздальской епархии, но из-за аварийного состояния здания службы не проводятся. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Комментарии и обсуждение Собор передан РПЦ еще в конце 1990-х годов. Однако из-за большого объема работ и отсутствия денежных средств к восстановлению собора так и не преступили. Восстановлена лишь главка над шатровым крыльцом собора. 19 ноября 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=00767

Также Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил главу Одинцовского городского округа Московской области А.Р. Иванова за активное участие в церковной жизни. Георгиевский кафедральный собор построен в преимущественно русском стиле. Собор имеет три этажа, на самом верхнем расположен центральный придел в честь великомученика Георгия, по бокам — приделы в честь преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. На среднем этаже расположены приделы в честь Иверской иконы Божией Матери, мученицы Татианы и преподобного Александра Свирского. На нижнем этаже находится крестильный храм в честь св. Иоанна Предтечи. Собор имеет благолепное внутреннее убранство, при создании иконостасов воспроизводились стили трех различных эпох христианской истории. Святыни собора: частица мощей святого Георгия Победоносца, преподобного Александра Свирского, великомученика Пантелеимона, блаженной Матроны Московской, преподобного Антония Оптинского и мученицы Татианы. В соборе находятся списки со всех Богородичных икон Святой Горы Афон, выполненные афонскими монахами. Храмовые иконы св. Георгия Победоносца и Божией Матери «Иверская» также привезены со Святой Горы. 7 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был совершен чин основания храма, который возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Собор был построен стараниями благочинного церквей Одинцовского округа архимандрита Нестора (Жиляева) и главы Одинцовского района А.Г. Гладышева. На закладке присутствовал губернатор Московской области Б.В. Громов. 9 сентября 2007 года митрополит Ювеналий совершил чин великого освящения храма. Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Алексий II. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/5991891.ht...

В 1995 году Святогорским монастырем была начата реставрация Успенского собора, при этом из памятника архитектуры, «охраняемого государством», было вывезено 2600 тонн чужеродных железобетонных перекрытий. 8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении 5 архиереев совершил его освящение. Алтарные апсиды Успенского собора украшены рядом полуколонн с «бусинкой». Фасады разделены на три части пучковыми полуколонками и заканчиваются килевидными закомарами, украшенными лепными розетками. Вверху возвышаются пять восьмигранных барабанов с рядами кокошников в нижней части. Четыре барабана меньшего размера и центральный большой, имеющий широкие окна. Над барабанами сделаны шатровые купола, увенчанные небольшими позолоченными луковками. Несмотря на всю массивность, собор кажется чрезвычайно легким и изящным. Внутри стены собора украшены писанными на холсте изображениями святых в сорока позолоченных рамах большого размера. Среди других святых представлены иконы всех преподобных, просиявших в Святых Горах. Левый трехсвятительский алтарь расписан в конце 2000-х годов. В центре расположено изображение Господа Иисуса Христа, по обеим сторонам от него — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все эти изображения выполнены в полный рост. В медальонах написаны святители Митрофан, Тихон и Димитрий. На своде алтаря икона Пресвятой Богородицы с коленопрелоненными ангелами и парящим в виде голубя Духом Святым. Со временем собор украсился пятиярусным резным иконостасом с иконами, писанными на золоте, двенадцатью вызолоченными паникадилами, резными киотами и сенями над почитаемыми святынями: чудотворной иконой Божией Матери Святогорской и мощами преподобного Иоанна Затворника. В боковых приделах установлены четырёхъярусные иконостасы. Для написания икон праздничного и пророческого ряда правого придела послужили иконы Кирилло-Белозерского монастыря, иконы местного ряда и Деисуса – Византия XIV века. Царские врата – Сербские. Иконы праздничного и пророческого ряда левого придела также Кирилло-Белозерского монастыря. Деисис – Звенигородский чин XIV века. Спаситель местного ряда – русских писем XIV век. Над иконостасом центрального придела написана икона Благовещения – Византия XIV век.

http://sobory.ru/article/?object=05582

Епископ продолжил труды предшественников по обращению язычников (идолопоклонников) в христианство, старообрядцев в единоверие и Православие. В секретном циркуляре 1852 г. И. требовал от подведомственного духовенства искоренять местные языческие обычаи («вечерки, хороводы, семики»), к-рые, по его мнению, служили «поводом к растлению девиц, к разлиянию блуда». Однако подобные секретные распоряжения архиерея вызвали гнев уфимского ген.-губернатора В. А. Перовского (см. подробнее: Из жизни преосв. Иосифа, бывш. архиеп. Воронежского//Воронежские ЕВ. 1896. 9. С. 399-403). За 2 года служения в епархии И. устроил единоверческую женскую Казанскую общину в Троицке, несколько единоверческих приходов и часовен. При И. на землях казенных дач Кусинского завода велось строительство единоверческого Воскресения Господня мужского монастыря (в совр. пос. Иструть Саткинского р-на Челябинской обл.). К освящению монастырского храма в честь Воскресения Христова (март 1851) Московский митр. Филарет прислал напрестольное Евангелие 1637 г. По благословению И. насельники обители вели миссионерскую деятельность на Белорецком, Златоустовском и Саткинском заводах Оренбургской губ. При И. в уфимском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре была построена небольшая каменная ц. во имя почитаемого И. свт. Митрофана Воронежского, а в уфимском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женском монастыре - летний Благовещенский собор и теплая каменная ц. во имя св. Александра Невского. В 1850 г. И. освятил Александро-Невский собор в г. Уральске, Казанский собор в г. Стерлитамаке. При И. также возведены Воскресенский храм в с. Булгакове Уфимского у., Скорбященская ц. в с. Бута Мензелинского у., Тихвинская ц. в с. Левашове, Петропавловская ц. в с. Петровском Стерлитамакского у. и др. 27 авг. 1853 г. И. возглавил Воронежскую и Задонскую кафедру, с 3 апр. 1860 г. в сане архиепископа. 19 окт. 1853 г. И. прибыл в Воронеж. За неск. лет привел в порядок епархиальные дела, запущенные из-за продолжительной болезни Воронежского архиеп.

http://pravenc.ru/text/578511.html

За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. 26 апреля 2012 года было положено начало строительства Благовещенского собора. В этот особенно праздничный день 2-й седмицы по Пасхе, когда вспоминается дивеевская преподобномученица Марфа (Тестова), митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с сонмом духовенства совершил молебен на начало благого дела и крестный ход по Святой Канавке с окроплением строительной площадки святой водой. В присутствии правящего архиерея и настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии были начаты работы по подготовке котлована под фундамент храма. Начиная строительство нового дивеевского собора, глава Нижегородской митрополии сказал: «В трудах мы полагаемся не на свои немощные силы, а на помощь Господа нашего Иисуса Христа». 1 августа 2013 года после Божественной литургии, совершенной на Соборной площади монастыря, состоялась закладка Благовещенского собора. В церемонии закладки храма участвовали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и другие гости. Грамоту, которая была вложена в капсулу, помещенную в основание собора, вместе с главой Нижегородской митрополии и главой региона подписали настоятельница монастыря игумения Сергия, благотворители строящегося храма и архиереи, принимавшие участие в праздничных торжествах. По окончании закладки храма руководитель проекта Андрей Анисимов рассказал присутствующим о его реализации: «Батюшка Серафим предсказывал, что собор будет очень красив, поэтому мы долго думали над его проектом.

http://sobory.ru/article/?object=23402

Подписи 15 настоятелей русских обителей: 1) Обители Вознесения Господня, 2) Богословской обители, 3) Свято-Троицкой обители, 4) Обители Иселлии, 5) Обители Св. Иоанна Златоуста (Иверской), 6) Обители Благовещения Пресвятой Богородицы, 7) Обители Св. Саввы, 8. Обители Св. Николая, 9) Обители Покрова Пресвятой Богородицы, 10) Обители Св. Великомученика Георгия, 11) Обители Преображения Господня, 12) Обители Св. Георгия, 13) Обители Преп. Евфимия. 14) Обители Рождества Пресвятой Богородицы, 15) Обители Преп. Онуфрия. Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей. Ф. В.А. Маевского. Д. Афон. Копия. 3 ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) UEPOCXIMOHA ХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ НА КАРУЛЮ 2 декабря 1926 г. Всечестный и достолюбезный батюшка, отец Феодосий! Сейчас вторично перечитал Ваше разумное и строгое письмо. Конечно, Вы правы, совершенно правы в оценке событий изменения календаря, а виновники его достойны всякой укоризны, а может быть даже и отлучения. Однако иное дело – суждения о них, а иное – дерзание на прекращение церковного общения. Вы ссылаетесь на Патриарха Германа 492 , ответственного хранителя св. Предания и современного раскольникам борца за св. веру и Церковь […]. Но в решении вопроса о продолжении или прекращении общения должно, не человекоугодия ради, но ради слова св. Церкви и согласно воле Божией, явленной через предания, каноны и примеры жизни святых, руководиться икономией. Вот почему в правиле 14–15 Двукратного Собора упомянуто: «до суда» над нарушителями. Вероятно, не только дозволено, но и полезно их обличать, проповедовать против их действий, но откалываться от них не спешить, дабы и нам самим не впасть в суд диавол. – Вот, например, болгарская Церковь . Она была отлучена 4-мя патриархами после продолжительного обсуждения дела 493 , а Пр. Феофан, Серафим 494 и др. продолжают сослужение с ними в церквах: даже Анастасий 495 . Я, однако, воздерживаюсь, а здесь дело совершенно иное, хотя и есть смягчающие их, т. е. болгар, вину. – Между тем даже в книге Правил имеются каноны о том, что в некоторых случаях прервание отношений с виновником обязательно только для епископов, а виноватый должен «довольствоваться общением со своим клиром», который, впрочем, может оставаться в общении с прочими епископами (см. Карфагенский собор правила 87, 98, 147, а об икономии вообще – Василия Великого I и Карфаг. отд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1239 г. Муром был захвачен и сожжен одним из монголо-татар. отрядов (ПСРЛ. Т. 1. С. 201). В 1351 г. говорится об «обновлении отчины», т. е. о возобновлении Мурома, что подразумевало и восстановление храмов (Там же. Т. 7. С. 244). Местное предание повествует об этих событиях: «Прииде из Киева благоверный кн. Георгий Ярославич в Муром и постави себе дом... первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, и вторый храм страстотерпцев Бориса и Глеба такожде обновил, и епископа по-прежнему у той церкви устроил именем Василия» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 39). Возведение кирпичного собора связывают с деятельностью царя Иоанна IV Васильевича Грозного, к-рый посетил Муром в 1552 г., во время военного похода на Казань (ПСРЛ . Т. 29. С. 86). Ранее, в 1547 г., церковный Собор, возглавляемый митр. Московским свт. свт. Макарием , причислил местночтимых св. князей Константина, Михаила и Феодора, а также благоверных кн. Петра и кнг. Февронию к лику святых. Находясь в Муроме, царь молился новопрославленным святым, прося заступничества в предстоящем сражении, обещая построить кирпичный храм и учредить муж. мон-рь. Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли государевы каменщики для возведения кирпичной церкви. «И начаша копати под храм пошву и обретоша мощи благоверного кн. Константина и чады его... в лето 7061 (1553.- В. Ч.) году месяца иуня 6 день» (Сказание о граде Муроме//МИХМ. ММ-28260. Л. 46 об.). После сооружения нового храма муромские купцы Четвертак Сычёв и Семен Попяткин написали в Москву о завершении строительства и об обретении мощей. По приказу царя Иоанна IV Грозного в Муром для Благовещенской ц. отправили книги, иконы, колокола, церковные облачения, утварь и покров на мощи. В Муром прибыл Рязанский и Муромский еп. Гурий (Лужецкий) , к-рый совершил освящение храма и переложил мощи князей Константина, Михаила и Феодора в специально устроенную раку. 24 янв. (год не указан, не ранее 1567/77) посадский храм был преобразован в муж. обитель (Там же. Л. 48).

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Во-первых, летописи ясно и определенно говорят нам о греческих иконописцах, работавших в России: греками украшены были первые киевские церкви: Десятинная, Киево-Софийский собор и Киево-Печерский монастырь. Это были первые художники в России, положившие здесь прочные начала византийской художественной школы. Имен этих греческих художников мы не знаем. На севере России в Новгороде, по сказанию летописей, художеством занимались также греки: новгородская летопись называет некоторых из них по именам; таковы были: грек Петрович, Исаия и Феофан, первый из них в 1196 году расписывал св. иконами церковь новгородскую пресвятой Богородицы на воротах; второй в 1338 году – другую новгородскую церковь входа Господа в Иерусалим; третий, грек Феофан, в 1378 году расписывал новгородскую церковь Господа Иисуса Христа на Ильинской улице. Новгородский Софийский собор расписан был также греками. Вообще, предание о работах греческих художников в Новгороде поддерживалось еще в XVI и XVII столетиях, как это видно из слов московского Благовещенского собора священника Сильвестра (1554): «церкви (в Новгороде) ставили великие князья, а по иконописцев посылали по греческих, церкви подписывати и св. иконы писати» 102 , и из предисловий к старинным русским подлинникам 103 . Начиная с XIV столетия греческие художники появляются и в Москве и работают здесь вместе с русскими мастерами. Так в 1343 году греческие иконописцы митрополита Феогноста расписывали живописью московский Успенский собор; в следующем затем 1344 году расписана была церковь Спаса на Бору; работа произведена была, правда, русскими мастерами, под руководством Гойтана, Семена и Ивана; но эти руководители были учениками греков 104 . В Москве также работал и тот грек Феофан, который прежде был в Новгороде: по переезде в Москву он расписал здесь три церкви: рождества Богородицы (1395 г.), Архангельский собор (1399 г.) и Благовещенский собор (1405 г.), производя работу вместе с старцами Прохором и Андреем Рублевым. Все эти известия, хотя и не очень многочисленные, имеют важное значение в характеристике древнерусского церковного искусства, но не столько сами по себе, сколько по связи с другими основаниями, подтверждающими византийский характер этого искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

·  10. Благовещенский собор. Здание собора постройки 1397 г. было в 1482 году разобрано до цоколя, и на старом подклете выстроен новый пятиглавый храм, освященный 9 августа 1489 года. В 1564 году были надстроены четыре верхних придела с их главками, и пристроена вторая южная паперть. Три верхние придела: 1) Архангела Гавриила, 2) Собора Пресвятой Богородицы, 3) Входа в Иерусалим, сохранили древние иконостасы. Четвертый, св. Георгия, был переустроен в 1822 году и получил новое наименование Александра Невского. В 1837 году в первой южной паперти устроен придел Николая Чудотворца. 11. Зачатия Св. Анны, что в Углу. Зарядье, Кривой переулок. Упоминается уже под 1493 годом. Сложена из белого камня. Обновления были в 1547 и 1752 годах. Придел Екатерины Мученицы построен царем Алексеем Михайловичем в 1658 году. Другой придел Мученика Мины более древнего времени. Колокольня середины XVIII века. 12. Рождества Богородицы, в Рождественском монастыре. Построена неизвестно когда. Придел Сошествия Св. Духа пристроен в 1814 году, придел Димитрия Ростовского – в 1820 г. 13. Чуда Архистратига Михаила, на дворе Чудова монастыря. Старый храм был разобран в 1501 году: воздвигнутый на его месте новый освящен в 1503 году. В 1913 году 13 мая освящена новоустроенная в подклете церковь Патриарха Ермогена. Колокольня построена в 1779 году. ·  14. Николая Чудотворца, что в Мясниках. Мясницкая, 35. Древнейшая часть, Никольский придел, построена неизвестно когда. В 1705 году с юга пристроен обширный храм Сошествия Св. Духа и выстроена отдельно стоящая колокольня. В 1883 году с северной стороны пристроен придел Апостола Матфея. / 15. Архангельский собор. Выстроен в 1505–1508 годах на месте разобранного старого храма, стоявшего с 1333 года. Зодчим был фрязин Алевиз Новый. Контрфорсы с южной стороны устроены в 1772 году, северное крыльцо и югозападная палатка – в начале XIX века. – Над западным входом придел Покрова Пресвятой Богородицы. К юговосточному углу собора пристроен придел Зачатия Предтечи, к северовосточному – Мученика Уара.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились Историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 году была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В ночь на 14 мая 1954 года, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90х годов, когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 году монастырь был возвращен церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 года придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. С 2000 года при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе села Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 года еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход. В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского , преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010