Благовещенский монастырь был упразднен при учреждении штатов в 1764 г. До 1831 г. при церкви существовали кельи игуменьи бывшего монастыря; в этом году они были уничтожены пожаром. Предание говорит, что в кельях этого монастыря некоторое время жила царственная монахиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), бывшая супруга Петра Великого, приезжавшая сюда из Покровского Суздальского монастыря. Престолов в церкви три: главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и во имя Святителя и Чудотворца Николая. «Из старинных священных вещей в церкви сохраняются: а) серебряная панагия; б) резной наперсный, в серебряной оправе, крест; в) две звезды, с надписью: «польза, честь и слава», и г) медное, с двуглавым орлом, паникадило,- вклад монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной). К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская. Основное сооружение комплекса и наиболее древний из сохранившихся памятников села. К реке обращен главным западным фасадом. К настоящему времени утрачена его кровля и большая часть покрытий глав, обрушена юго-восточная часть свода с одной из глав. В своей основе принадлежит к типу двустолпных пятиглавных храмов с пониженными боковыми приделами, характерными для костромского зодчества 2-й пол. 17 в. Основной объем собора – мощный кубообразный трехсветный четверик с тремя сильно пониженными полукружиями апсид и небольшим притвором у западного фасада. Особенностью композиции являются сдвинутые к востоку столпообразные двусветные четверики первоначальных приделов, апсиды которых поставлены в одну линию с апсидами главного храма. Четырехскатные кровли приделов завершены чешуйчатыми луковичными главками, повторяющими в уменьшенном виде основные и образующими с ними ярусную композицию. Фасады четверика традиционно расчленены лопатками на три прясла с высоко поднятыми арочными и прямоугольными окнами второго света в наличниках с боковыми колонками и килевидными очельями. Одно из окон (в центре западного фасада над главным входом) отмечено висячей гирькой в завершении проема и трехкилевым очельем наличника. Широкий пояс поребрика и небольших нишек, завершавший первоначальный объем, отделяет верхний ярус четверика с восьмигранными окнами (в центре западного фасада и на восточных пряслах боковых стен). Венчает фасады пояс слабо выраженных арок ложных закомар. Цилиндрические барабаны основных и придельных глав обработаны аркатурно-колончатыми поясами с кокошниками в основании. Западные пристройки приделов выполнены в формах позднего классицизма с типичной трехчастной композицией окон на боковых фасадах. Приделы имеют самостоятельные входы с запада.

http://sobory.ru/article/?object=03149

В 1816 г. в трапезной был устроен придел во имя святого Иоанна Милостивого, куда были перенесён ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке. В 1831 г. Портомойные ворота рядом с придельной Благовещенской кремлёвской башней были наглухо заложены. В 1891 г. проводилась реставрация Благовещенской церкви. Реставраторы были поражены тем, что не смотря на сырость от Москвы-реки явленная икона Благовещения не потеряла яркости красок. Во время реставрации был открыт ход в башню и там был устроен придел во имя святого Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Бойницы башни были растёсаны до больших окон. До 1917 г. в церкви также находилась особо чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке. Благовещенская церковь на Житном дворе была уничтожена в 1932 г. во время большевистских разрушений древних храмов и построек на территории кремля в 1920-30-е гг. Придел в Благовещенской башне был также уничтожен, а крест над шатром вновь заменён флюгером. Судьба явленной иконы на стене башни в советское время неизвестна. Благовещенская церковь на Житном дворе менее известна, чем Благовещенский собор и только название кремлёвской башни напоминает о разрушенной святыне. Источник http://wikimapia.org Там, где была когда-то низменная часть набережной московского Кремля, находится место, издавна называемое Подолом. В XIV-XV веках, здесь были расположены дворы, которые, в основном, принадлежали знатным боярам. Позже, примыкавший к кремлёвской стене западный угол Подола, отошёл во владение великого князя Василия Дмитриевича, после смерти которого его супруга Софья Витовтовна построила здесь Житный двор. Просуществовал он до середины XVIII века. Рядом с Житным двором, в кремлёвской стене, была башня с находящимися около неё Портомойными воротами. Назывались они так, потому что через них был проезд и проход к реке для прачек, которые полоскали там бельё венценосных особ. А в самой башне в XVI веке находилась тюрьма.

http://sobory.ru/article/?object=34512

В 1849 году на Песках в Санкт-Петербурге существовало два земельных участка, владельцами которых были А.Б. Магнус и Чайцын. В 1859-1889 годах на угловом участке улиц Рождественской и Дегтярной была проведена однократная перестройка лицевых корпусов. Впоследствии новым владельцем объединенных участков стал купец А.А.Джамусов и его жена с детьми, а далее их наследники. Этому участку впоследствии суждено было стать Старо-Афонским подворьем Андреевского Скита в Петербурге. В 1875 году благочестивая купчиха А.У. Джамусова пожертвовала, для строительства в Петербурге храма святогорцев, именно этот участок земли на Песках, с каменным домом. В мае 1889 года на этом месте была начата постройка храма в память о спасении Царской Семье под станцией Борки. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий освятил храм Старо-Афонского подворья Андреевского скита. Нарядная двухэтажная церковь напоминала храмы Москвы и Ярославля XVII века. Ее фасады и связанные с ней жилые корпуса были декорированы резными каменными наличниками окон. Во время первой мировой войны молебны и панихиды совершались здесь днем и ночью. На подворье в 1914 году насчитывалось четырнадцать монахов и десять послушников. В 1919 году подворье Андреевского скита Ватопедского монастыря было упразднено, а церковь передана верующим Петербурга. После закрытия подворья указанный афонский мощевик и другие святыни были перенесены в Никольский собор. А самая чтимая икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» бесследно исчезла. В 1923 году храм стал приходским. Настоятелем храма был бывший насельник Свято-Андреевского Скита Святой горы Афон викарный Псковский епископ Макарий (Реутов). Историк М.В. Шкаровский пишет, что еще в 1929 г. община при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы подверглась разгрому, иноки были изгнаны в посёлок Славянка под Ленинградом, где они строили себе тайный молитвенный дом, одновременно продолжая скрытно ездить в город, служить в своём бывшем храме и даже оставаться ночевать при нём.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Благовеще...

В 2009 г. при подготовке к юбилею храма сотрудники сайта «Энциклопедия Козельска» собрали все доступные на то время разрозненные известия о церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Козельске с тем, чтобы выяснить, что же мы вообще знаем о ней, а какие страницы нуждаются в «прояснении». Разрозненные страницы истории Благовещенской церкви 1709 г. В Козельске, среди прочих (число пока неизвестно), действует и Благовещенская церковь, в которой служит попом Василий Семёнов. 1779 г. В городе, не оправившемся от пожара 1777 года, действовали только три уцелевшие от огня церкви: Соборная Успенская и 2 приходские - Пятницкая и Благовещенская. Служба шла также в Михайловском (Архангела Михаила) приделе монастырской церкви Вознесения Господня. Преображенская же церковь, что на св. вратах, также сгорела, вместе с бывшими монастырскими келиями деревянного здания (Л. Кавелин, Приложения к историческому описанию Оптиной пустыни. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Издание третье дополненное, Репринтное издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни, печати 1875 г.) . Благочинным священником Благовещенской церкви в Козельске являлся Петр Михайлов (год требует уточнения). 1810 г. Построена Благовещенская каменная церковь Рахмановыми; имеет два придела. Примечание: строительство каменной Благовещенской церкви в городе Козельске осуществлено Рахмоновыми, каменная колокольня будет возведена в 1825 (по другим данным в 1832) году. Деревянный храм этого имени существовал в Козельске еще и в 1709 году. 1820 г. В Козельском словесном суде заключается контракт, по которому священно- и церковнослужители Благовещенской церкви города Козельска землю, называемую «Поповою Кумушкой», отдали в оброчное содержание под постройку фабрик купцам Льявым (?). Споры по этой земле Благовещенской церкви с Козельским городским обществом будут продолжаться многие годы, вплоть до 1853 года. 1853 г. Ответом за Обер-прокурор Святейшего Синода сообщил Министру внутренних дел о том, что ввиду того, что Козельское общество не предоставило никаких законных доказательств на права по отношению к спорной с Благовещенской церковью земле, называемой «Поповою Кумушкой» (см. при 1820 г.), ранее отданной в оброчное пользование для строительства фабрик купцам Льявым (?): «… я со своей стороны нахожу решение Калужских судебных мест, с коим согласились Казенная Палата и Начальник Губернии, правильным и сообразным с существующими постановлениями, а потому полагал бы, утвердить его». Таким образом, Козельское городское общество проиграло спор с Благовещенской церковью Козельска относительно прав на её земли – «Поповую Кумушку».

http://sobory.ru/article/?object=07222

Владыка Феодор из-за проволочек с получением визы добрался до Буэнос-Айреса только 7 апреля 1947 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Посчитав это знамением, приверженцы Патриаршей Церкви решили назвать свою общину и освятить будущий храм в честь Благовещения. Поначалу владыка служил в Георгиевском соборе Антиохийского Патриархата. В июне 1947 года русскоязычные верующие купили в Буэнос-Айресе небольшой дом на улице Бульнес, 1743, который оборудовали под храм. 10 июля 1947 года, в праздник положения ризы Господней, епископ Феодор освятил Благовещенский храм, ставший кафедральным собором Аргентинской епархии Московского Патриархата. Вследствие интриг протопресвитера Константина Изразцова, обладавшего большими связями, аргентинские власти отклонили запрос прихода о регистрации, а в начале 1952 года вынудили владыку Феодора покинуть страну. В марте-сентябре 1952 года собор был закрыт. В мае 1953 года, после смерти отца Константина, приход обрел юридический статус, но запрет архиерею на нахождение в Аргентине остался в силе. Настоятель Благовещенского храма протоиерей Евфимий Мамин был назначен благочинным-администратором и представителем Московского Патриархата в Южной Америке. В августе 1953 года отец Евфимий скончался. Его должность занял протоиерей Фома Герасимчук. Община Московского Патриархата в Аргентине постепенно прирастала. В 1948 году приход храма Воскресения Христова в колонии Жапежу (провинция Мисьонес) отошел от протопресвитера Константина Изразцова и примкнул к Патриаршей Церкви. В 1954–1955 годах в Мисьонесе оформились два новых прихода: в честь Всех святых, в земле Российской просиявших (в колонии Гобернадор Лопес) и в честь Успения Пресвятой Богородицы (в колонии Бахо-Трончо). Обе общины построили храмы. В 1962 году отец Фома Герасимчук благословил православных жителей города Санта-Фе в Мисьонесе на основание Георгиевской общины. Впоследствии прихожане возвели церковь. Налаживание церковной жизни наполняло верующих радостью, но без духовного и административного главы они чувствовали себя рассеянными, «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9: 36). В 1957 году Благовещенский приход ходатайствовал перед патриархом Алексием I о назначении в Буэнос-Айрес архиерея. В июне-августе 1958 года по поручению предстоятеля Аргентину посетили епископ Костромской и Галичский Сергий (Костин) и протоиерей Павел Статов. Вернувшись в Москву, они представили первосвятителю отчет о ситуации в патриарших приходах.

http://pravoslavie.ru/46301.html

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы – все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно. Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=17668

На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви. Рядом с холодною соборною церковью существует каменная, теплая. Когда и кем построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна, внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками: алтарь, собственно храм и трапезу. Престолов в этом храме два: главный – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе - во имя св. муч. Параскевы. Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время ее построения неизвестно. В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов. В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.

http://sobory.ru/article/?object=00858

После Октябрьской революции 1917 года монастырь несколько раз пытались закрыть, но усилиями священнослужителей он действовал до 9 ноября 1928 года. Обитель ликвидировали, монахов выселили, постройки передали военному ведомству на слом. Монастырские здания разобрали на кирпичи, из которых построили военный городок, уничтоженный немецкой авиацией. После закрытия пустыни и сноса части ее строений, на монастырских землях местные жители организовали колхоз. В 1942 году хотели восстановить монашескую жизнь в Никандровой пустыни, но этого не произошло. Немцы устроили на территории монастыря контору по лесозаготовке. Разрушение оставшихся строений монастыря и монастырского кладбища продолжалось. В конце 20 века Никандрова пустынь представляла собой развалины, поросшие лесом. Однако нашлись энтузиасты, которые начали движение за восстановление монастыря. Псковские лесники своими силами построили часовню в честь святого преподобного Никандра. Псковские казаки установили металлические кресты, журналисты псковских новостей расчистили монастырское кладбище, а сотрудниками Порховского музея удалось восстановить туевую аллею. От монастыря до деревни Любовец провели насыпную дорогу. Так началось восстановление монастыря. В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм во имя святых Царственных великомучеников. В 2005 году построили часовню во имя преподобного Александра Свирского, в деревне Любовец построили церковь. В 2010 году построили главный храм монастыря во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Монашеская жизнь в обители возрождается. В начале XX века в самом монастыре были три храма: Благовещенский собор, Троицкая и Геннадиевская церкви. На братском кладбище находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, в монастырском селе Любовец, в 6 верстах от монастыря, была церковь Святых Зосимы и Савватия Соловецких.

http://sobory.ru/article/?object=05604

Потому и был созван в Эфесе Вселенский Собор, главной задачей которого стало всецерковное осмысление служения Богоматери, Девы Марии, и опровержение ереси Нестория. С того времени Дева Мария во всей Церкви непреткновенно и несомненно именуется Богородицей, Пресвятой Девой, Которая по плоти родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, второе Лицо Святой Троицы. В череде замечательных, великих, спасительных событий Евангельской истории, связанных с Богородицей, особое место занимает сегодняшний день — день благой вести, главизны нашего спасения . Действительно, от этого дня и до крестных страданий, во все дни земной жизни Спасителя, Дева Мария несла особое служение Матери Господа нашего Иисуса Христа, и потому Ее прославление, поклонение Ей является важнейшей частью нашей духовной жизни, важнейшим измерением жизни всей Церкви. И сегодня, как, наверное, всегда, каждый из нас и все мы, Церковь Русская и Церковь Вселенская, нуждаемся в помощи и заступлении Девы Марии, и к Ней обращаем свои слова, причем те же, что и к Ее Сыну. Мы просим Ее, чтобы Она нас спасла: Пресвятая Богородица, спаси нас! Ни к одному, даже самому великому Божиему угоднику мы не обращаемся с этими словами, ведь ни один святой не способен нас спасти, а только благодать Божия. А вот Дева Мария, родившая Спасителя, имеет непосредственное отношение к нашему спасению, и потому мы с дерзновением, любовью и надеждой обращаем к Ней наши слова — в сей день, как и во все дни жизни нашей, — Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь. По древней традиции, возрожденной в 90-е годы по инициативе Православного братства «Радонеж», после богослужения в праздник Благовещения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, при участии учащихся воскресной школы, выпустил в небо голубей с восточной паперти кафедрального собора. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/04/07/v-prazdnik...

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы на панораме Мурома. Гравюра из кн. Olearius A. Vermehrte Newe Beschreibung Der Muscowitischen und Persichen Reyse. Schleswig, 1656. Согласно преданию, отраженному в «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.), когда один из младших сыновей равноап. вел. кн. Владимира (Василия) Святославича , св. кн. Глеб (см. Борис и Глеб ), прибыл в Муром, то был встречен местным языческим населением довольно враждебно. Согласно «Повести…», с кн. Глебом прибыл еп. Иларион (по др. источникам неизв.), подвергшийся издевательствам местных язычников. В 12 поприщах от Мурома, на р. Ушне, он построил княжий двор и деревянную церковь, позднее - еще один двор в 2 поприщах от города, на расчищенном от леса месте, и заложил там деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса. В XIX в. считалось, что впосл. на месте двора возник муромский в честь Преображения Господня мужской монастырь , время основания к-рого, согласно археологическим данным, можно отнести к 70-80-м гг. XI в. (впервые упом. под 1096). Вероятно, обитель стала центром распространения христианства в регионе. Просветителем Мурома и его жителей считается блгв. кн. Константин (см. Константин, Михаил и Феодор , благоверные князья Муромские), прибывший в город со своей семьей, с еп. Василием и дружиной. Наличие в Муроме в сер. XII в. белокаменного соборного храма свидетельствует о распространении Православия в этом регионе. Достоверно известно, что Рязанская епархия (см. Рязанская и Михайловская епархия ), к-рая объединяла муромо-рязанские земли, была образована до 1207 г., 1-м ее епископом стал Арсений . Муром до 1764 г. оставался 2-м кафедральным городом. В этот период в городе мн. деревянные храмы перестраивали в каменные. В XVI в. были построены: Богородице-Рождественский городской собор (1552-1555), Спасо-Преображенский собор Спасского мон-ря (1557-1563), Благовещенский собор муромского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1553-1555), Николо-Можайский и Николо-Набережный храмы (1556-1564). К этому времени существовала ц. во имя мучеников Космы и Дамиана (1541). В 1642 г. был возведен Троицкий храм, при к-ром был открыт в 1645 г. жен. муромский во имя Святой Троицы монастырь . В 1637 г. построен Воскресенский собор муромского в честь Воскресения Христова женского монастыря (впервые упом. в 1556). В 60-х гг. XVII в. в Муроме были построены каменные Воскресенский собор в Воскресенском женском мон-ре, Покровский храм в Спасо-Преображенском мужском монастыре. В 1-й пол. XVIII в. в городе продолжалась храмостроительная деятельность (Вознесенская ц., 1729).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010