10:7. Все ветхозаветные обетования о суде и восстановлении прежнего свершатся в День Господень. 10:8–11 Горькая весть для народов Этот раздел основан на Иез. 2– 3:3 , где Иезекииль видит протянутую к нему руку со свитком, который исписан с обеих сторон (ср.: Отк. 5:1 ) и в котором содержится послание о трех видах суда. Иезекииль съедает свиток, который сладок в его устах, но это была весть о суде над Израилем. 10:8,9. В основе этих трех стихов – тексты из Иез. 2– 3:3 ; другой современный Иоанну апокалиптический автор (4 Езд.) обращается к этому же образу, но не в столь явной форме. Грех сладок, как мед, но оказывается ядом, поскольку приводит к суду ( Прит. 5:3,4 ; ср.: Чис. 5:23–31 ); но здесь сладость- слово Господне (ср.: Прит. 24:13,14 ; раввины), а горечь – суд, о котором должен возвестить Иоанн. Об ангеле, говорящем в этом видении, см. в коммент. к Отк. 7:13,14 . 10:11. Еврейская провидица Сивилла в Сивиллиных оракулах понимала свою задачу как пророчество обо всех народах (ср.: Отк. 11:2 ). Но это было обычной вестью у многих ветхозаветных пророков, которыепроизносили обличительные пророчества против народов и к которым предсказания Иоанна гораздо ближе ( Ис. 13–23 ; Иер. 46–51 ; Иез. 25–32 ; Ам. 1,2 ). 11:1–13 Два свидетеля Иоанн использует для описания этих свидетелей язык ветхозаветных пророков (Илии, Моисея), первосвященника и царя (из книги Захарии). При буквальном прочтении можно говорить, что речь идет оновом Моисее и новом Илии, которых ожидали иудеи. Но в другом толковании эти свидетели могут рассматриваться как неотъемлемые стороны деятельности Церкви – как правители и священники ( Отк. 16;5:10 ), особенно учитывая значение светильников в других местах этой книги (1:20). 11:1. Измерение дворов в доме Божьем (21:15) было одним из путей прославления и возвеличивания здания, построение которого было призвано вознести хвалу Богу ( Пс. 47:13,14 ; Иез. 40– 42:20 ; Зах. 2:1–5 ; ср. со Сходствами Еноха, где приводятся измерения рая). «Трость» может использоваться как жезл или мера в руках руководителя строительства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Образование получил семинарское, а по окончании семинарии с 1887 г. по 1891 г. учительствовал. В 1891 г. возведён в сан иерея. В 1890 г. поступил в СПб духовную академию и окончил в 1904 г. со знанием кандидата богословия. Смотритель Торопецкого духовного училища. Овдовел. Пострижен в монашество в 1915 г. 1917 г. – ректор Литовской духовной семинарии. 4/Х-1919г. хиротонисан во еп. Енотаевского, вик. Астраханской епархии св. Патриархом Тихоном с сонмом архиереев в соборном храме Рождественского девичьего монастыря, что у Птичьего рынка. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол и принят членом Св. Синода. 1923 г. ВЦУ назначен правящим Астраханским. 18/1–1924 г. ВЦУ возведён в сан архиепископа. 6/VII-1927 г. ВЦУ возведён в сан митрополита, с назначением на Крымскую кафедру. 1935 г. правящий Лушанской епархией. 1936 г. правящий Костромской епархией. 9/IX-1937 г. уволен за штат. Сведениями о дальнейшей его жизни мы не располагаем, но покаяния, очевидно, не приносил и скончался в обновленческом расколе. Скончался в г. Костроме вне общения со Святой Церковью. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 7. Церковное обновление. 1925. 5–7.С. 33. ФАОС дело 27. ФАМ 1.С. 45. Кат-обновленч.; 46. Кат. С. 21. Кат-АМ 46. Кат-ЕС 2. С. 2, п/п 2. Допол. к Кат-ЕС. См. Мануил. 1.231–232. [Кат-ГУБ. С. 962.] [Левитин. С. 412, 522.] До поступления в академию был надзирателем Оршанского духовного училища. В 1891–1914 гг. на учебно-духовной службе. 12/VIII-1914 г. назначен смотрителем Торопецкого училища с возведением по пострижении в монашество в сан архимандрита. С 25/V-1915 г. – архимандрит. Был судим в 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей в г. Астрахани. [ПСТБИ] АНАТОЛИЙ (Филимонов) Епископ Коломенский Родился в 1880 году. Окончил курс Уфимской духовной семинарии в 1904 году. С 1904 г. – священник в Вятской епархии, затем в Уфимской епархии и Зап. Сибирской митрополии. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. С 1930 г. служил в Московской епархии и в г. Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) в Новом Завете храмов не должно быть: «Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ; ср. Мк.13:2 ; Лк.21:6 ). В приведенном месте содержится пророчество Господа о разрушении иудейского храма (Зоровавеля). О новозаветных храмах. предсказывали пророки ( Иез.37:26–28 ; Ис.56:7 ; Ам.9:11 ; ср. Деян.15:16–17 ; Мал.1:11 ) и Иисус Христос ( Мк.11:17 ). Храм иудейский был разрушен (в 70 году по Рождестве Христовом), потому что жертвы, для принесения которых он был предназначен, упразднены Голгофской жертвой. Иисус Христос для совершения Святого Причащения избрал особую «горницу большую, устланную» ( Мк.14:15 ), чем предуказал на христианские храмы (о которых см. выше). 2) «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян.7:48; 17:24 ). Святой Стефан опровергает указанными словами заблуждение иудеев, полагавших, будто храм иерусалимский, по повелению Божию созданный, является для Бога необходимым, как жилище человеку, почему Он не допустит разрушить его. Апостол Павел ( Деян.17:24 ) говорит, что Бог, им проповедуемый, есть Творец мира, вездесущий, а не живет только в рукотворенных храмах, как думали язычники о своих богах – идолах. Сектанты понимают разбираемый текст в том смысле, будто Всевышний совсем не присутствует в храме, но ведь не сказано: в рукотворенных храмах не живет, а сказано: «не в рукотворенных храмах живет». Сектантское понимание отрицает вездеприсутствие Божие, о котором говорится в приведенных местах (ср. Ис.57:15, 66:1 ; Иер 23:24 ; Пс.138:7–10 ; 3Цар.8:27 ). О Своем благодатном присутствии в храмах говорит Сам Бог: «Я живу на высоте небес и во святилище» ( Ис.57:15 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем». ( Мф.23:21 ). 3) Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). 316 Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Если же в среде сынов человеческих «добрые и злые» – «пшеница и плевелы», по притче Иисуса Христа, остаются и будут оставаться до скончания «века сего» живущими совместно ( Мф.13:24 ...42; Мф.5:45 ; Сп.13:47–48): то «добро и зло» человеческих волей находится еще только в своей истории, и потому, как увидим, только по завершении всей истории «века сего» человеческие воли по суду Божию воспримут себе «должное-свое» для всей вечности. Это «отъединение-темничность» злых волей в «аду» мыслимо, понятно, на круге бытия по отношению ко всем личным разумно-свободным существам, сотворенным Богом, но как мыслить, спрашивается, «отъединенность-темничность» «ада», в качестве «области-сферы» бытия злых волей, по отношению к Самому Богу, в рассуждении Его вездеприсутствия и относительно «касательства» самих злых волей в «аду» к сему вездеприсутствию Бога? Что «ад», как и все сотворенное Богом, «творчественно-существенно-действенно» сущ в Боге, это как определяется самым актом творчества Божия (См. VIII глав.), так свидетельствуется точно и положительно Св. Писанием: «Нет твари сокровенной от Бога, – говорит Ап. Павел, – но все обнажено и открыто пред очами Его» ( Евр.4:13 ); Он открывает глубокое и сокровенное, говорит пророк: знает, что во мраке, и свет обитает с Ним ( Дан.2:22 ). Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу, взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнею (ες τν δην), и там Ты. Возьму ли крылья зори, и переселюсь на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью: но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день; как тьма, так и свет ( Пс.138:7–12 ). Я поражу бегущих, – говорит Господь чрез пророка, – хотя бы они зарылись в преисподнюю (ες δου), и оттуда рука Моя возмет их ( Ам.9:1–2 ): разве Я – Бог только вблизи, а не Бог вдали? Не наполняю ли Я небо и землю? Небо престол мой и Земля – подножие ног Моих» ( Ис.66:11 ; Мф.5:34–35 ). Эти и другие подобные сим свидетельства Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Народ хочет знать свою веру: голод и жажда на земли слышания слова Божия ( Ам.8:11 ). Устне (же) иерейские должны хранить ведение и закона ищут от уст ваших ( Мал.2:7 ). Употребим же все тщание к тому, чтобы всякий из нашей паствы умел дать ответ вопрошающему о его уповании ( 1Пет.3:15 ). Отцы и матери, всячески позаботьтесь о том, чтоб дети с измлада знали главное из науки о спасении. Особенно матери не давайте никому своего драгоценного права быть первыми для своих детей наставницами религии, обучая их начаткам своей св. веры: влияние матери драгоценно и ничем не заменимо; история науки о воспитании юношества громко и ясно подтверждает эту великую истину. Все же, принявшие драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет1:1 ), получившие великие и драгоценные обетования (4) в благодати таинств св. церкви, пусть возрастают в познании Бога и Его воли, в изучении закона Христова, учения и заповедей св. церкви. Учение Христово просветит наш ум светом истинного познания; оно исполнит сердца наши радостью и веселием; мы ясно узрим волю Божию и подвигнемся охотно исполнять Его заповеди. Возрастайте, чтобы вся наша земля исполнилась видения Господня и чтобы оно, аки вода, покрыло всю землю нашу ( Ис.11:9 ) и открыло бы нам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет.1:11 ). (Составл. по поуч. преосвященнейшего Иринея, еп. могилевского (ныне каменец-подольского), см. «Ежедн. поуч.» свящ. Г. Дьяченко , т. III. Изд. 1897 года). 5. Благотворность христианской веры Счастливы мы – христиане, что исповедуем истинную, православную веру! Благодатию есте спасени чрез веру, и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 ), говорит апостол Павел. Да, поистине дар Божий наша вера, – дар, принесенный с неба Спасителем нашим Иисусом Христом! До пришествия Иисуса Христа люди не знали истинного Бога и ходили во тьме заблуждений. Большинство людей после потопа до того забыли Бога, что стали почитать многих богов, и вместо одного истинного Бога стали поклоняться различным творениям Божиим; например, они поклонялись светилам небесным: солнцу, луне и звездам; боготворили людей, почитали за богов домашних животных, всяких зверей, даже гадов, молились, наконец, всяким изображениям предметов – идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк. 2, 19)! Такого не встретишь ни в одном Евангелии, да и сам св. Лука выразился так только о Марии. Откуда он об этом узнал? Не Она ли сама посвятила его в свои былые переживания, связанные с Благовещением и Рождеством? Утверждая, что та или иная икона Божией Матери написана евангелистом Лукой, Предание тем самым свидетельствует, что она вполне соответствует той словесной иконе Пресвятой Девы, которую изобразил св. Лука в Евангелии. Такова глубокая, если не археологическая, то богословская правда этого Предания. Итак, св. Лука справедливо почитается небесным покровителем врачей и иконописцев, но в аналогичном качестве он вполне мог бы рассматриваться по отношению к писателям и историкам. 100. Сквозные богословские темы Лк. и Деян. Главная мысль, которую проводит в своих трудах св. Лука, состоит в том, что Благая весть — это весть о великой Божией милости, благодаря которой в Священную историю призывается не только Израиль, но и те, кто прежде не имел к ней ни малейшего отношения. Удостоенными Божией милости оказываются язычники и вообще весь мир, как бы далеко и, кажется, безвозвратно он ни пал или ушел от Бога. И тут именно милость от Бога, а не необходимость исторического процесса. Лк. поэтому часто и называют «Евангелием милости». На нем лежит печать милости и даже нежности, которую можно разглядеть во многих фразах и строчках: Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь (Лк. 7, 13). «Прививка» язычников к стволу Священной истории — а этот ствол составляла в Ветхом Завете история Богоизбранного народа Израиля — не что иное, как идея апостола Павла, особенно развернуто представленная в Рим. 11 (см. § 34. 3). Вспомним, как Павел обращался к христианам из язычников: ... ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины... (Рим. 11, 17) При этом священные ценности ветхозаветного Израиля остаются незыблемыми: 4 Израильтян[ам–А.С.]... принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь (Рим. 9, 4-5).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Предложенное тогда хотя говорено было для всех, и вместе для собравшихся во множестве верующих, однако особенно относится к тебе, готовящийся к просвещению! Но спрашивается, вникнул ли ты в сказанное? Знаешь, что порядок Символа веры научает тебя веровать в воскресшего в третий день, и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Хотя я и думаю, что ты помнишь мое изъяснение; впрочем, и теперь мимоходом напомню тебе о сказанном. Вспомни то, что ясно написано в псалмах: Восшел Бог при восклицаниях ( Пс.46:6 ); вспомни, что говорили друг другу и Божественные Силы: Поднимите, врата, верхи ваши и проч. ( Пс.23:7 ), вспомни и слова псалма: восшед на высоту, пленил плен (ср. Еф.4:8 ); вспомни и слова пророка: Он устроил горние чертоги на небесах ( Ам.9:6 ), и все прочее, что вчера было сказано против прекословящих иудеев. 25 . Так как они вознесению Спасителя прекословят, как будто чему-то невозможному, то вспомни сказанное о перенесении Аввакума. Ибо если Аввакум перенесен Ангелом, быв взят за волосы головы своей, тем более Владыка и пророков и Ангелов, вознесшийся на облаке с горы Елеонской, мог собственной силой взойти на небеса. Вспомни и о подобных этим чудесах, но преимущество предоставляй творящему чудеса Владыке. Ибо те были носимы, а Сей носит все. Вспомни о том, что Еноха не стало ( Быт.5:24 ), но Иисус вознесся. Вспомни то, что вчера сказано было об Илии: Илия подъят был на колеснице огненной; Христова же колесница есть тьмы, тысячи тысяч ( Пс.67:18 ). Илия подъят был к восточной стороне Иордана, а Христос вознесся к восточной стороне потока Кедрского; тот как на небо (см. 4Цар.2:11 ), а Иисус прямо на небо; тот сказал: даны будут ученику сугубые дары Духом Святым, а Христос в таком обилии даровал ученикам благодать Святого Духа, что они не только сами в себе имели Его, но сообщали и верующим через возложение рук своих. 26 . Когда таким образом будем сражаться с иудеями, когда победим их, приводя подобные примеры, тогда обратись к превосходству славы Спасителя, потому что они рабы, а Сей – Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

[Шкаровский. С. 3–5, 9–13, 16, 17. 19, 21, 26–28, 30–35, 37–39, 40–43,44–49, 52, 53, 55, 56, 60, 62, 65, 70, 79–82, 84, 86–90, 94, 95.] АЛЕКСАНДР (Введенский [Александр Петрович]) Митрополит Западно-Сибирский Родился в 1888 году. Окончил Томскую духовную семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Женат. В 1914 году принял сан священника. В последующие годы был настоятелем Кафедрального собора в г. Новониколаевске. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 15/IV-1923 г. хиротонисан во еп. Благовещенского. Был участником II обновленческого т. н. «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Свят. Патриарха Тихона (см. « Дeяhuя II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 2-го мая 1923 г. С. 6–7). С сентября 1923 г. – архиеп. Алтайский. С августа 1928 г. – архиеп. Кпинский, вик. Московской епархии. С октября 1929 г. – архисп. Александровский, Ивановской митрополии. С марта 1935 г. – митр. Западно-Сибирский. С 16/Х-1937 г. уволен за штат. ТРУДЫ: Алтайская церковная жизнь//Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1927. 5–6. С. 36–46. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 15. Церковное обновление. 1923. 15. С. 3. ФАОС дело Кат-АМ 10. Кат-ЯВ 6. С. 4. Кат-ЕС С. 16, п/п 96. [Кат-ГУБ. С. 958.] [Левитин. С. 512, 514.] Окончил Черниговскую духовную семинарию и в 1906 г. – Московскую духовную академию. В 1927–1928 гг. на Омской обновленческой кафедре. Именовался Александром (Введенским II). АЛЕКСАНДР (Воецкий) Епископ Полторацкий, викарий Туркестанской епархии Родился в 1877 году. Окончил миссионерские курсы в Казани и получил свидетельство на звание учителя. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 14/V-1923 г. хиротонисан в брачном состоянии обновленческими епископами нового поставления во еп. Сызранского, вик. Симбирской епархии. 16/1–1924 г. – епископ Полторацкий, вик. Туркестанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Сначала эта гроза касается трех соседних народов: сириян за их неслыханпую жестокость над галаадитянами (см. 4Цар.10:32 и д. 4Цар.13:7 и 2Цар.12:3,13–5 ); филистимлян и финикиян, предавших эдомлянам иудейских пленников, которых эдомляне продавали купцам из южной Аравии, торговавших невольниками (ср. Иоиль.4:3 и д. 2Пар.21:16 и д. Авд.1:6–10 ). Потом гроза захватывает четыре родственные израильтянам народы: эдомлян за их непримирную вражду к родственному иудейскому народу, особенно открывшуюся при завоевании Иерусалима ( 2Пар.21:19 и д.) ( Ам.1:11,12 ); аммонитян за их бесчеловечие к галаадским женщинам (ср. 4Цар.8:12 ) ( Ам.1:13–15 ); моавитян за отпадение от Господа ( Ам.2:1–3 ) и останавливается наконец над царством израильским, за совершенное отпадение от Господа, открывающееся в подкупности судей, угнетении бедных, кровосмешении, нечестии ( Ам.2:4–8 ), грубом забвении божественных благодеяний ( Ам.2:9–10 ), ругательствах над законом Божиим и пророческим словом ( Ам.2:11,12 ): за все это постигнет их погибель, от которой никто не спасет их ( Ам.2:13–16 ). II. Грехи народа 3:1–6:14 Так как Израиль – избранный народ, то Бог потому и накажет его ( Ам.3:1,2 ). Господь уже дал познать Себя; землетрясение служит знамением, что Он хочет судить и наказать грешников ( Ам.3:3–6 ); поэтому теперь возвещают и пророки, что Господь имеет нечто в виду ( Ам.3:4–8 ). Суд должен наступить. Первая причина, вызвавшая его, есть своекорыстие, несоблюдающее права. Но Господь отнимет все приобртенное своекорыстием. Мало останется от народа и ничего от идолослужения, роскоши и пышности ( Ам.3:9–15 ). Вторая причина суда – ожесточение. Богатые самаряне (сытыя юницы), не отстают от своих неправд, от пьянства, лицемерной ревности к идолам, не взирая на множество очевидных посещений голодом, заразою, не взирая на множество очевидных посещений голодом, заразою, войною и землятресением ( Ам.4:1–13 ). Третья причина суда – презрение ко спасению. Пророк оплакивает Израиля, как потерянный навсегда народ; еще впрочем он мог бы жить, если бы искал Господа, Который все может.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Наконец, Пророк излагает угрозы и против царства Иудейского за идолопоклонство и пренебрежение к Закону, но касается сего как бы мимоходом ( Ам.2:4, 5 ), и обращает свою пророческую речь исключительно к царству израильскому, означая сим то, что гнев Божий, имеющий покарать все окрестные народы, только слегка касается царства Иудейского и отяготеет совершенно на царстве израильском за то, что израильтяне забыли закон Божий и служили своим богам ( Ам.2:6–8 ), не смотря на благодеяния, которые Бог оказал Своему народу ( Ам.2:9–11 ); за то, что они, надеясь на собственную силу, насмехались над назореями, принуждая их нарушать свои обеты, и запрещали проповедывать Пророкам ( Ам.2:12–16 ). Эта часть служит как бы введением обличительной речи Пророка против ефремлян. С 3 главы до 7 можно различать пять отделений по одинаковому началу и окончанию речей. Ам.3:1, 4:1, 5:1 , начинаются словами: слышите слово сие; Ам.5:18, 6:1 , словами: увы-люте, или просто: люте. В начале обыкновенно Пророк излагает преступления ефремлян, а в конце возвещает наказания за них. Заключение каждого отделения начинается словами: сего ради (см. Ам.3:11, 4:12, 5:16, 6:7 ). B 3 главе Пророк обличаете тех, которые считали себя достойными помилования, потому что происходят от избранного народа. Но это самое преимущество Пророк и поставляет главною виною бедствий, угрожающих избранному народу: если гнев Божий не оставит ненаказанными преступления язычников, незнающих истинного Бога, не тем ли более Он покарает народ избранный, который нарушает закон Его и забывает Его благодеяния ( Ам.3:2 )? Безумно не верить предостережениям Пророков только потому, что Бог избрал израиля из всех языков; ибо как вообще в природа нет действия без причины, так и слово пророческое зависит от Бога: оно возвещается, потому что Бог открывает его Пророкам ( Ам.3:3–8 ). Но поскольку израильтяне не хотели внимать словам Пророка: то он обращается к соседним языческим народам, призывая их быть свидетелями развращения ефремлян ( Ам.3:9, 10 ). Грехи их не могут остаться ненаказанными; страшные бедствия постигнут жителей, беспечно живущих в великолепных домах своих ( Ам.3:11–15 ), и только немногое число избранных избегнет от наказания ( Ам.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010