Рай, как образ цветущей земли, физического благоденствия, праведной жизни, постоянно присутствует на страницах Б. Он содержит в себе противостояние пустоте и разрухе, бесплодности и безжизненности. Пророк Исайя возвещает: «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение» ( Ис.51:3 ). У пророка Иоиля «земля как сад Едемский» противопоставлена «опустошенной степи» ( Иоил.2:3 ). Пророк Иезекииль сравнивает Ассура (страну Ассирию и ее народ) с деревьями эдемскими в саду Божием (см. Иез.31:8, 9, 16, 18 ), подчеркивая тем самым величие и процветание этой земли. Царь Тирский, о котором Господь говорит: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты, ты находился в Едеме, саду Божием…» ( Иез.28:12–13 ), встав на путь беззакония, потерял, как и прародители, рай — дарованное ему благоденствие. Понятие «рай» может использоваться и в другом значении. Так, в книге Иисуса, сына Сирахова, читаем: «Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек» ( Сир.40:17 ). Страх же перед Господом, т.е. верность Его установлениям, — «как благословенный рай» ( Сир.40:27 ). О прощенных Господом пророк говорит: «…душа их будет как напоенный водою сад…» ( Иер.31:12 ). В обетованиях нового мира и новой жизни, которые содержат книги пророков и Откровение Иоанна Богослова, возникает образ грядущего рая (см. Ис.2:4,11:6–9, 25:69 ; 35; 51:3, 65:18–25; Иер.31:13, 23–26 ; Иез.36:35, 47:12 ; Дан.12:2 ; Ос.2:20, 23 ; Иоил.3:18 ; Ам.9:13 ; Откр.21:9–27, 22:1–5 ). Текст Б ., в отличие от всего круга христианской литературы, апокрифов, устной традиции, не дает развернутого и конкретного описания рая как места посмертного обитания души. В упоминаниях рая небесных сфер нет конкретности, это, скорее, пространство, где происходит соприкосновение с истиной, благодатью, сущим. Иисус обещает разбойнику, распятому рядом с Ним: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Апостол Павел говорит, подразумевая себя: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор.12:2–4 ). Раскрыть (разинуть) пасть

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Поэтому лишено всякого основания предположение отца Павла Флоренского о литургическом оформлении Троичного дня в творчестве преподобного Сергия, о том, что «праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого собора», и т. п. (см. статью П. Флоренского «Троице–Сергиева Лавра и Россия»). Некритически воспринял эти положения Флоренского А. И. Клибанов, см.: Клибанов А. И. К характеристике мировоззрения Андрея Рублева//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 94 и след. 105. Вкладная книга Троице–Сергиева монастыря. С. 27. 106. Николаева Т. В. Оклад с иконы «Троица» письма Андрея Рублева//Сообщения Загорского музея–заповедника, вып. 2. Загорск, 1958. С. 31—38. 107. Плугин В. А. О происхождении «Троицы» Рублева//История СССР. 1987. 2. С. 64—79. 108. Маясова Н. А. О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Сообщения Загорского музея–заповедника, вып. 3. Загорск, 1960. С. 170—174. 109. ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 202. 110. Вкладная книга Троице–Сергиева монастыря. С. 29. 111. В рукописи Стоглава РГБ, Троиц. 215 на л. 12 об. — 13 об. почерком начала XVII в. вписан текст письма царевича Федора Борисовича старцу Варсонофию Якимову, где тот сообщает, что ко дню памяти Сергия 25 сентября 1599 г. царь не сможет приехать по причине болезни. 112. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 289. Л. 3—8 об., 21—23. 113. РГАДА, ф. 237 (Монастырский приказ), оп. 1, д. 27. Л. 2—7, 15 об. 114. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 50. Л. 24 об. 115. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 3. Описание иконы 44. 116. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 41. Л. 18 об. 117. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 2. Л. 44 об. 118. Сергиево–Посадский музей–заповедник, 805. Кн. 1. Л. 81—81 об. гробницу с надписью «Святая Троица» Ю. А. Олсуфьев позже расценил как «новую»: Олсуфьев Ю. Опись икон Троице–Сергиевой Лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев, 1920. С. 23. Но Олсуфьев повторил в своем описании овибочное утверждение прежних описей о вкладе этой иконы царем Иваном Грозным. 119. Изображения 6 гробниц из всего комплекта опубликованы в альбоме: Бал–дин В. И., Манушина Т. Н. Троице–Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV—XVII вв. М., 1996. Илл. 411—416. 120. В современном виде расположение гробниц на Годуновском окладе таково. Верхний ряд: 1) Тимофей, 2) Три святителя, 3) Ульяния, 4) Вознесение, 5) Новозаветная Троица, 6) Сошествие во ад, 7) Еммануил, 8) Василий Парийский и Стахий, 9) Тит. Пары гробниц на боковых полях: 1) Петр — Павел, 2) Иоанн Богослов—Андрей, 3) митр. Петр — митр. Алексий, 4) Федор Стратилат—Леонтий Ростовский, 5) митр. Иона — царь Константин, 6) Сергий Радонежский — Феодот Анкирский, 7) Георгий — Глеб, 8) Борис—Мария Магдалина. Нижний ряд: 1) Варла–ам и Кирилл, 2) Анастасия и Устиния, 3) Михаил, 4) Богоматерь, 5) Спас Нерукотворный, 6) Иоанн Предтеча, 7) Гавриил, 8) Афанасий и Кирилл, 9) Ксения.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

XIII, 9, 1), а Александр Ианней докончил это покорение (Древн. XIII, 15, 4). Если чрез покорение Маккавеями идумеяне потеряли только свою национальную самостоятельность, то совершенную погибель нанесли им римляне. В наказание за злодеяния, которые идумеяне в связи с зилотами совершали во Иерусалиме, пред осадою этого города римлянами (Иос. Флав. о воин. иуд. IV, 5, 1. 2), некто Симон Геразский опустошил Идумею самым страшным образом (о воин. иуд. IV, 9. 7), те же идумеяне, которые стояли на стороне Симона (V, 6, 1), были истреблены вместе с иудеями от римлян. Небольшое количество уцелевших от погибели и рассеявшихся идумеян затерялось между арабами, так с этого времени, согласно с пророчеством Авдия: «на век погибнешь» (ст. 10) – идумейский народ навеки исчез с лица земли. Далее, при обозрении содержания книги Авдия мы видели, что пророк, возвестивший Эдому суд Божий за его беззакония против Израиля, затем предупреждает его от этих беззаконий на будущее время (ст. 12–14). Но Эдом, не вняв этому предупреждению, – меру беззакония, от которой предупреждал его пророк, – исполнил при взятии и разрушении Иерусалима халдеями, когда он также, как и во времена Авдия, и выражал свое злорадство касательно погибели Иуды (см Плч.4:22 ), и простирал свою руку на владения народа Божия (см. Иез.35:10 ), и преследовал, гнал под меч сынов этого народа ( Иез.35:5 ). Но исполнение следующей затем у пророка угрозы (ст. 18): «дом Иакова будет огнем, дом Иосифа пламенем, а дом Исавов соломою: и сожгут их, и истребят их, и не будет уцелевшего в доме Исава», – не должно искать в покорении идумеян маккавеями и в опустошительном походе Симона. Истребление Эдома и овладение горою Сеир, по указанию Чис.24:18–19 , будет совершено князем (Мессиею), происшедшим от Иакова. По пророчеству же Амоса ( Ам.9:11–12 ), оно воспоследует с восстановлением падшей скинии давидовой, а по Авдию – исполнится вместе с судом над всеми народами. Поэтому исполнение всех вообще пророчественных слов Авдия, находящихся в ст. 17–21, принадлежит временам Мессии, – и именно так, что исполнение их началось с основанием Мессиею на земле царства Божия, обозначенного в пророчестве под ветхозаветною формою утверждения царства Божия на Сионе горе и распространения владычества его за пределы Ханаана – в землях врагов, продолжается с его распространением между народами, и закончится с приходом этого царства в полноту исполнения своего, при втором пришествии нашего Господа на землю. 1 Идумеяне: потомки Исава – Эдома, сына Исаакова, обитали на горе Сеир, крутые, отвесные, песчаные склоны которой делали ее трудно доступною для врага. Гора Сеир состоит из больших, гранитных скал, покрытых по местам свежею растительностью. Читать далее Источник: Пророк Авдий/[Соч.] И. Смирнова. - Рязань : Тип. Губ. правл., 1874 – 19, с. (Из Рязанских Епар. Вед. 1874). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

17:12. Десять рогов представляли десять царей из Дан. 7:24 , возможно, после греко-македонского царстваАлександра Македонского (хотя большинство иудеев в римскую эпоху считали Рим четвертым царством). Высказывалось предположение, что Иоанн применяет эту терминологию к четырнадцати парфянским сатрапам, но, скорее всего, это можно отнести к вассальным государствам Рима на Востоке (ср.: Отк. 17:2 ). 17:13. Заговор этих царей против Бога ни к чему не приведет; в этом издавна были убеждены иудеи (ср.: Пс. 2:2; 82:6 ). 17:14. Титул «Царь царей» долгое время относили к высшим правителям Востока ( Иез. 26:7 ; Дан. 2:37 ; ср.: 2:47), а теперь он используется как титул парфянского царя. Но важнее то, что иудеи издавна применяли этот титул по отношению к Богу (см.: Втор. 10:17 ). 17:15,16. Римская империя и ее союзники в конце концов восстанут против самого Рима – это угроза самоуничтожения и неверности тех, кто руководствуется злыми помыслами. Этот образ взят из ВетхогоЗавета ( Иер. 4:30 ; Пл. 1:2; Иез. 23:9 ). О сожжении в огне говорится в Дан. 7:11 . Хотя огонь был обычным способом уничтожения завоеванных городов в древности ( Ам. 1:4 ), некоторые осведомленные читатели могли вспомнить о слухах по поводу того, что Нерон сжег Рим в 64 г. н. э. и обвинил в этом христиан; Рим должен был проявить больше мудрости и не допустить нового Нерона. (Версия о том, что Рим был сожжен, как дочь священника, виновная в прелюбодеянии, Лев. 21:9 , также имеет право на существование, хотя и не столь вероятна, как только что предложенная.) 17:17. Иудеи признавали, что в современном мире преобладают силы зла, но соотносили их с ангелами, обладавшими ограниченной властью; они также признавали, что Бог управляет всем сущим в вечности.Кроме того,– по их представлениям и как об этом говорилось в Ветхом Завете, Он воздвигнет один народ, чтобы судить другой, но Божий замысел в корне отличается от намерений самих этих народов с их ограниченным разумом (см., напр.: Иер. 51:11,29; 52:3 ; Иоил. 2:11 ). 17:18. В дни Иоанна никто из жителей Римской империи не сомневался в том, что городом, «царствующий над земными царями», был Рим; еще меньше сомневались в том, что семь холмов (17:9) указывают на Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

  Пролог 1 Быт 17, 1; 12, 3. 2 Начиная с IV b. до н. э. имя Ягве из благоговения запрещалось произносить (кроме исключительных случаев). Его заменяли словом Адонай, Господь. Для напоминания об этом под буквами имени Божия ставили огласовку слова Адонай. Отсюда искаженное имя «Иегова», которое довольно долго употреблялось в библеистике. 3 Керубы символизировали силы природы, подчиненные Богу. Внешний вид их фигур был близок к изображениям крылатых львов и быков древневосточного искусства. «Керубим», или «херувим», — множественное число от слова «керуб». В послеренессансном искусстве херувимы изображались в виде крылатых младенцев, по образцу античных купидонов. 4 «Разве приносил ты Мне жертвы и дары за сорок лет в пустыне, дом Израилев?» — спрашивает Бог устами пр.Амоса (Ам 5,25), а через пр.Иеремию Он говорит: «Когда Я вывел отцов ваших из Египта, Я не говорил и не заповедовал им о всесожжении и жертве, но заповедовал им: «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, и тогда благо будет вам». Эти слова, казалось бы, трудно согласовать с ритуалами Пятикнижия. Но традиционное мнение, согласно которому Моисей написал все Пятикнижие, было подвергнуто критике еще в XVII веке, и в настоящее время его не поддерживает ни один из серьезных исследователей Библии (см.: Карташев А. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947, с.46 сл.; Harrington W.J. Key to the Bible, v.2, New York, 1976, p.13 сл., а также специальные приложения к кн.: Мень А. Магизм и Единобожие). 5 Исх 20, 2—17; Втор 5, 6—21; 6, 4—9. 6 2 Цар 7, 1—16. 7 О пророках и их эпохе см. в кн.: Мень А. Вестники Царства Божия. 8  Dawson Ch. Progress and Religion. New York, 1960, p.125. 9  Паскаль Б. Мысли о религии. Пер. с франц. М., 1902, с.126. 10 Амос 9,7. Здесь и далее ветхозаветные цитаты даны в переводе автора. 11 Осия 6,6. 12 Книга пророка Исайи 1, 11 сл. 13  Там же, гл.9 и 11. 14 Иеремия 31, 31—32. 15 Исайей Вторым или Второисайей называют анонимного пророка, жившего в VI b. до н. э. в период вавилонского плена. Его писания включены в Книгу пророка Исайи (гл.40—55 и некоторые другие ее разделы).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Патр. Тихона (см. « Дeяhuя II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви». М., 2-го мая 1923 г. С. 6–7). С ноября 1923 г. уволен за штат. 14/V-1924 г. – архиеп. Гомельский. 27/I-1925 г. вошёл в состав Всероссийского съезда Пленума Св. Синода. 9/II-1925 г. – архиеп. Курский. 4/III-1925 г. – архиеп. Саратовский. С 28/III-1925 г. возведён в сан митрополита и назначен митр. Бакинским. Присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом и стал членом Пленума Св. Синода. С 1927 г. – митр. Ростовский и Казанский. С 1928 г. – митр. Ростовский, упр. Северо-Кавказской митрополией. Присутствовал на заседании расширенного пленума Св. Синода от 1–2/Х-1928 года. 1/Х-1929 г. награждён преднесением креста при богослужении. С 1934 г. – митр. Азово-Чсрноморский. С 20/Х-1937 г. уволен за штат, но оставлен членом Св. Синода. По некоторым данным (из слов) «будучи преклонного возраста, выкрасил волосы в черный цвет и женился». Был замечательный оратор. Дальнейших сведений о нём не имеется. ТРУДЫ: О брачном епископате. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 11; 1927. 5–6. С. 5, 6; 1928. 10 (33). С. 5, 7, прот. 1,3; 1930. 3–4. С. 11. Церковное обновление. 1923. 15. С. 3; 1925. 5, 6, 7. С. 55, 59; 15–16. С. 118. Вестник Всероссийского Союза Общин Древле-Апостольской Церкви. 1923. 1. С. 16. ФАОС дело 176. Кат-АМ 285. Кат-ЯВ 231. С. 114–115. Кат-ЕС 2. С. 2, п/п 69. [Кат-ГУБ. С. 989.] [Левитин. С. 273, 293, 295, 342, 345, 346, 463,470, 516, 619, 626.] (Сысуев) Архиепископ Омский Родился в 1873 году. Окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Женат. Перед обновленческим расколом в сане протоиерея служил в Оренбургском Кафедральном соборе. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 4/XII-1922 г. хиротонисан во еп. Омского. Был участником II обновленческого т. н. «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Св. Патр. Тихона (см. « Дeяhuя II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Наконец, пророчества о Рабе Господа, служа, как замечено, к дальнейшему раскрытию прежних пророчеств о Мессии, в то же время служили как бы исходным началом для последующих. Примыкая к пророчествам о Мессии Иакова ( Быт.49 гл.), Валаама ( Числ.24 ), Давида и других псалмопевцев писателя книги Притчей (8 и 9 гл.), Иоиля (2:28–32, ср. Ис.44:3; 32:15 и др.), мож. б. Амоса (ср. 9:11 и Ис.16:5 ), пророчества Исаии в 1-ой части книги разъясняются его современником Михеем, а пророчества (2-ой части) о Рабе Господа постоянно имеются в виду у последующих пророков: Иеремии, Даниила, Захарии и друг., причем часто сопоставляются с пророчествами 1-ой части книги. И так как у этих последних пророков не просто воспроизводится пророчество о Рабе Господа, но углубляется 380 по своему внутреннему смыслу или обогащается новыми чертами; то пророчество о Рабе Господа, если оно принадлежит пророку Исаии и ко времени до плена Вавилонского, естественной постепенности откровений о Мессии вполне соответствует. 44 Замечательно ближайшее сходство пр. Исаии с Иоилем именно в пророчестве о «горе Господней». У того и другого говорится о спасении народов, исходящем от «горы Сиона» и «дома Господня» (ср. Иоил.2:32; 3:18 ); у обоих один и тот же образ: «перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы», хотя с противоположным смыслом (у Иоиля: «перекуйте орала ваши на серпы»... 3:10); у того и другого говорится, что Иерусалим будет святынею» ( Ис.4:3 и Иоил.3:17 ), что Господь «смоет кровь» с Иерусалима ( Ис.4:4 и Иоил.3:21 ). Затем ср. «день Господень» ( Ис.2:12 и Иоил.3:14 ), «суд Господа с народами» ( Ис.3:13 и Иоил.3:11–12 ) и др. Входить в исследование о времени написания книги пр. Иоиля не составляет задачи данного труда. Здесь следует только заметить, что пророк Иоиль, судя по характеру его книги, принадлежит к древнейшим из пророков писателей и жил еще в то время, когда царство иудейское пользовалось благосостоянием (м. б. при Озии), когда еще не вошло в соприкосновение с Ассирией, и Вавилонией, которые с течением времени положили ему конец. – Пр. Авдий в ст. 17 также повторяет слова: «на горе Господней будет спасение». [Это был пророк тоже иудейского царства (ср. ст. 11 и дал.). Пророчествовал он, по-видимому, еще ранее разрушения Самарии (ср. 18–19 ст. «дом Иосифа будет пламенем для Исава» – значит, царство Ефремово еще существовало; упоминается о «переселении израильтян», – м. б. при Ахазе чрез Феглафелласара – 4Цар.15:29 ). Так как он упоминает о «Переселенных из Иерусалима» (ср 2Пар.28:5–6, 8, 17 ) и о «жестокости Эдома» к жителям Иерусалима, потерпевшим бедствие (ср. 2Пар.28:17 ); то можно думать, что он жил при царе Ахазе, или же несколькими годами позднее пр. Иоиля и Амоса, так как о «переселенных из Иерусалима», о филистимлянах и других иноплеменниках, проявивших вражду к царству иудейскому, упоминают и они (см. Иоил.3 гл., Ам.1 гл.)]. М. б. слова Иоиля: «как сказал Господь» обозначают именно, что он говорит об открытом всем современным пророкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1/IV-1931 г. награждён двумя панагиями. С 5/V-1933 г. – первоиерарх Православных Церквей в СССР. С 29/IV-1935 г. – первоиерарх так называемых Православных (обновленческих) Церквей в СССР. C 10/V-1941 г. ушёл на покой, а от 6/Х-1941 г. получил бессрочный отпуск со сдачей дел митр. Александру (Введенскому). 02/III-1944 г., после принятия покаяния, как поставленный архиереями старого поставления, принят в сущем сане епископа. В 1944 г. возведён в сан архиепископа с присвоением ему титула Тульского и Белевского. В 1945 г. за архипастырские труды и патриотическую деятельность награждён крестом на клобук. В 1946 году назначен архиеп. Димитровским Московской епархии с оставлением обязанности за ним председателя Миссионерского Совета при Св. Синоде. Духовный писатель, поэт. Скончался 25/III-1950 года. ТРУДЫ: Стихотворения Станем на защиту Родины//ЖМП. 1944. 5. С. 27. Молитва в дни брани//ЖМП. 1944. 5. С. 28. У гроба Св. Патр. Сергия//ЖМП. 1944. 8. С. 37–38. Молитва Богоматери в дни Великой Отечественной войны//ЖМП. 1944. 10. С. 30. ЛИТЕРАТУРА: ЖМП. 1944. 8. С. 1; 1945. 3. С. 9; 1946. 8. С. 6; 1950. 4. С. 6–7. Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 10; 1926. 6. С. 3; 1927. 3. С. 6; 1928. 10(33). Протокол 1, 3. С. 5, 7; 1930. С. 2, 11; 1931. 5–6. С. 12. Церковное обновление. 1923. 15. С. 3; 1924. 2–3. С. 6; 1925. 9. С. 76; 1926. 5–7. С. 33, 55. ФПС I 41. ФПС II С. 10. ФАМ 1. С. 46. ФАОС дело 52. Кат-АМ (обновл.) 84. Кат-ЯВ 70. С. 36–37. Кат-ЕС 2. С. 9, п/п 47. См. Мануил. 2.188–190. [Кат-ГУБ. С. 967.] [Левитин. С. 79, 80, 118, 278–280, 286, 287, 294, 340, 342, 345, 346, 412, 522, 619, 625. 634, 637, 638, 640, 641,643, 645, 647, 650, 651.] [Наука и религия. 1990. 9. С. 45–46.] Родился в 1870 г. Окончил Тульскую духовную семинарию, в 1890 г. – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1891 г. – священник женского монастыря в г. Белеве. В 1919 г. пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Белевского монастыря. 15/VIII-1920 г. хиротонисан во еп. Епифанского. Летом 1922 г. уклонился в обновленчество. С 19/IX-1922 г. – архиеп. Тульский, с 15/IV-1925 г. – митр. Тульский, с 10/V-1930 г.– председатель обновленческого Священного Синода. С 05/V-1933 г. – Первоиерарх, 06/Х-1941 г. ушёл на покой. 02/III-1944 г. после покаяния принят в Патриаршую Церковь в сане епископа. С 1944 г. – архиеп. Тульский и Белевский, с 1946 г. – архиеп. Дмитровский. Скончался 25/III-1950 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Иногда к видениям присоединялись слова. Так в сновидении Иакова сам явившийся Господь изъяснил видение, подтвердил обетования, данные Аврааму, и обнадежил Иакова своим покровительством и безопасностию во время странствования ( Быт.28:13–15 ); также в сновидении Навуходоносора Бодрый и Святый от небесе сниде, повелев посечь великое древо и оставить только корни его в земле ( Дан.4:10–14 ). Также Ам.9:1 , след. и мн. др. § 19. Символ В символе сообщаются людям понятия и мысли о предметах посредством каких-нибудь знаменательных действий. Напр. Исаия ходит наг и бос, в предзнаменование того, что египтяне и ефиопляне поведутся в плен ассириянами наги и босы, откровены в стыдение Египту ( Ис.20:2–1 ). Иеремия возлагает на себя ярмо, в ознаменование порабощения еврейского народа царю вавилонскому ( Иер.27:2–8 ). Иезекииль лежит триста девяносто дней на левом, и сорок на правом боку, в означение продолжения беззаконий еврейского народа ( Иез.4:4–8 ); ест невкусный хлеб, потом ячменный опреснок, испеченный на лайне, вместо дров, в знак того, что осажденные евреи от голода и нужды будут питаться нечистыми яствами (ст.9–17); наконец остригает у себя на голове и бороде волосы и, свесив их, истребляет по частям мечем, огнем и ветром (5:1–4), для изображения участи иудеев во время разрушения Иерусалима (ст.5–17), и др. Поскольку в апологе, видении и символе между означающим и означаемым находится такое же отношение, какое и в притчах: то к изъяснению их очень удобно могут быть приложены правила, способствующие к уразумению подлинного смысла притчей (см. § 16). § 20. Подлинность прообразовательного смысла 24 Ветхий завет не только представляет нам учение и примеры веры и благочестия, но еще в различных лицах, вещах, действиях, местах и временах, о которых в нем говорится, живописует для нас тайны новоблагодатной Церкви– царства Христова. Это видно из того, что 1) Сам Иисус Христос многие события ветхого завета представляет образами новозаветных событий; напр. он говорит: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому ( Ин.3:14 ), и: якоже бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердце земли три дни и три нощи ( Мф.12:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Поэтому означает: труба, издающая громкий звук (Гезений), или – блестящая по внешнему своему виду (Вюнше). По свидетельству Бл. Иеронима, у евреев так называлась металлическая труба, имевшая вид рога и издававшая сильные звуки 209 . Что труба имела форму рога, это подтверждается тем, что в Библии она иногда называется , рог (напр., Нав.6:5 , ср. ст. 4, 6, 8:13). В позднейшее время , кажется, стало общим названием труб, обнимающим собою разные виды их. Это видно из того, что к стали прибавлять разные эпитеты, напр., , большая, или точнее определять при этом, какая именно труба разумеется ( Ис.27:13 ). не была музыкальным орудием, но употреблялась для подавания сигнальных звуков. Так ею возвещали о внезапном нападении на страну неприятелей и призывали народ к быстрому ополчению ( Суд.3:27, 6:34 ; Иер.4:5, 6:1 и др.); в нее трубили во время битвы, чтобы возбудить в воинах мужество или дать им знак нападения, отступления и под. ( Суд.7:8, 16–20 ; Иер.4:19, 21, 42:14 ; Ам.2:2 ; Соф.1:16 ); наконец, ею возвещали народу о наступлении священных празднеств и о каких-либо радостных событиях, напр., о восшествии на престол царя ( Чис.10:10 ; 2Цар.6:15 ; 3Цар.1:34, 39 ; 4Цар.9:13 ). Здесь у Иоиля звуки трубы должны возвестить народу о наступлении дня Господня (ср. Иез.7:7:14 ). На Евр. . Слово , Сион, объясняют различно. Одни думают, что оно происходит от гл. , поставил, укрепил, воздвигнул, напр., – могильный памятник 210 ; и поэтому слову дают значение „нечто возвышающееся“, т. е. горное возвышение, холм (см. Gesen. HHWB. S. 708). Другие же корнем этого слова считают , окружал со всех сторон, защищал что-либо: откуда , по их мнению, означает: защищенный или защищающий горными утесами (см. ibid.). Наконец, по Гезению (ibid), происходит от неупотребл. гл. , был освещен, и означает „осененный лучами солнца“. Но, кажется, гораздо правильнее слово производить от , сухость. В таком случае означает: „сухое место“. – Сионом назывался один из холмов, на котором был расположен город Иерусалим, именно тот из них, где прежде находилась крепость иевуссеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010