свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4,3 и ком.; Мф. 6,9 ). 29 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18. мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32,4; 2,2–5). Глава 30 3031,9 В этих стихах Исаия говорит о безрассудстве тех, кто полагаете только на человеческие силы. 30:1–7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом. 30 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии. заключают союзы. Это место можно было бы перевести как «плетут сети» или же «присоединяются к трапезе». И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29,16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии. не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему. 30 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20,5; 4Цар. 8,21 ). укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4,6; 16,3; 25,4.5; 32,2; 49,2; 51,16; ср. Пс. 17,8; 35,7; 91,1; 120,5 ). 30 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение. 30 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону. в Цоане. См. ком. 19,11. до Ханеса. Город в среднем Египте в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса). 30 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7–11). 30 на доске... в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам. 30 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исаии, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля ( ). дети. См. ком. к 1,2. закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исаии (ср. Притч. 2,1 ). 30 правды... лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести. провидящим... пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9,15; 28,7; 29,10; 44,25; 1Цар. 22,8 ; Иер. 6,14; 14,13–16; 20,9.10; 28,8.9 ; Иез. 13 ; Ос. 9,7–9 ; Ам. 2,12; 7,12.16 ; Мих. 2,6–11; 3,5.11 ), чего никак нельзя сказать об Исаие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Такие слова как «Мой раб Моисей» повторяются во всех книгах Библии ( Втор.34:5 ; см. Исх.14:31 ; Чис.12:78 ; И. ; 3Цар.8:53,56 ; 4Цар.18:12, 21:8 ; 1Пар.6:49 ; 2Пар.1:3, 24:6,9 ; Неем.1:78, 9:14, 10:29 ; Пс.104:26 ; Ис.63:11 ; Дан.9:11 ; Мал.4:4 ). Отдельные пророки, такие как Ахия ( 3Цар.14:18, 15:29 ), Илия ( 3Цар.18:36 ; 4Цар.9:36, 10:10 ) и Иона ( 4Цар.14:25 ) – все названы «рабами Господа» или подобным образом. Группы пророков называются «Мои/Его/Твои рабы пророки» («Мои рабы» – 4Цар.9:7, 17:13 ; Иер.7:25, 26:5, 29:19, 35:15, 44:4 ; Иез.38:17 ; Зах.1:6 ; «Его рабы пророки» – 4Цар.17:23, 21:10, 24:2 ; Иер.25:4 ; Ам.3:7 ; Дан.9:10 ; «Твои рабы пророки» – Езд.9:11 и Дан 9:6 ). Эпитет «раб-пророк» предполагает особенные отношения с Яхве. Второзаконие 32:36 указывает, что «Яхве заступится за Свой народ и пожалеет Своих рабов», а стих 43 замечает: «За кровь рабов Своих отомстит Господь». Со словами, похожими на Второзаконие 32:43 был помазан на царство Ииуй ( 4Цар.9:7 ): «чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, [павших] от руки Иезавели» (курсив добавлен). В отношениях раба-пророка с Яхве неотъемлемой частью было наказание тех, кто враждовал с пророками Божьими. Таким же образом, исполнившееся пророчество характеризует взаимоотношения раба-пророка с Яхве. Языком, напоминающим Книгу Второзакония 18:1424,4 Книга Царств 10:10 говорит: «Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек чрез раба Своего Илию» (курсив добавлен). Этот и другие отрывки ( 3Цар.14:18, 15:29 ; 4Цар.9:36, 14:25 ) подчеркивают не исполнение слов пророков, а исполнение слов Господа, которые Он произнес через своих рабов пророков. Рабы-пророки служили средством, через которое Яхве возвещал Свое слово, которое после исполнения указывало на то, что эти рабы-пророки проповедовали в традиции «пророка, равного Моисею» ( Втор.18:1522 ). В устах «пророка, равного Моисею» были слова Яхве, он говорил по наставлению Яхве (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

не постигнет... бедствие. Неприятие суда Божия, как и нежелание признать свою вину, отражение греховной сущности. 9:11–15 Книга завершается пророчеством о восстановлении завета с Богом. Композиционно оно строится следующим образом: восстановление дома Давидова (9,11); освобождение земли израильской от завоевателей (9,12); плодоносное изобилие (9,13); восстановление разрушенных городов и погубленных виноградников (9,14); мир и спокойствие на долгие времена (9,15). Амос заверяет своих читателей, что после того, как свершится суд и народ Божий будет уведен в плен, грядущее восстановление Израиля под спасительной сенью благодати Божией столь же неизбежно, как и постигшее его наказание рассеянием среди других народов. 9 В тот день. См. ком. к 2,16. Т.е. после суда Божия. скинию... падшую. Букв.: «рухнувший шатер». Скиния символизирует дом Давидов, падение которого уже видится пророку как свершившийся факт. Израиль и Иудея должны были лишиться царской власти (ср. 2,4.5). Иудею, которая за свои грехи оказалась в кольце врагов, можно сравнить с «шалашом в огороде» ( Ис. 1,8 ). Разрушенная скиния дом Давидов будет восстановлена во Христе, величайшем из сынов Давидовых ( Деян. 15,16.17 ). разрушенное. Букв.: «разрушенные стены». Ср. Пс. 143,14 ; Ам. 4,3 . 9:12 Едом и все другие народы получат благословение, когда признают над собой верховенство грядущего Сына Давидова (ср. Пс. 2,8.12 ). См. Деян. 15,13–17 , где говорится о том, что Бог изберет достойных людей из числа язычников, чтобы включить их в Свою церковь . остатком Едома. Едом, осужденный Богом (1,11.12), тем не менее сохранится в своем остатке и обретет спасение под сенью воцарившегося потомства Давидова. всеми народами. Повторение этой фразы в данном месте наводит на мысль, что «остаток Едома» олицетворяет все царства земные. Речь идет о том, что восстановленная «скиния Давидова» (ст. 11) осенит язычников всякого племени, а не только едомитян, хотя последние по-прежнему являют собой «труд Божий» среди прочих народов. возвестится имя Мое. Букв.: «на кого призвано имя Мое». Не все язычники окажутся под сенью Сына Давидова, а только те от каждого рода, которые чтут имя Божие (ср. Пс. 2,12 ). Амос пророчествует, что в день, когда восстановится упавшая «скиния Давидова», Господь возьмет в Свой удел остаток, собранный из всех народов, и будет править им согласно завету через Царя Своего Мессию. Это пророчество о служении Христа, Который собирал Свою паству из всех народов ( Деян. 15,13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

2 знамение. Пророческие слова часто получали подтверждения в виде знамений (ср. 10,7.9; 3Цар. 13,3.5 ; 4Цар. 19,29; 20,8.9 ). 2 священника верного. Верный священник это тот, кто сердцем пребывает в согласии с волей Божией, а умом с замыслом Его, во всех ситуациях поступая соответствующим образом. Такую верность (букв.: «прочность», «твердость») священника Бог наградит, сделав его основателем верного («твердого») дома. Есть основания предположить, что предреченное Господом сбывается в Самуиле, в действительности же оно в полной мере исполнилось в Садоке, священствовавшем при Давиде вместе с Авиафаром ( 2Цар. 8,17 ), а затем возвысившемся в царствование Соломона (см. ком. к 2,31; 3Цар. 2,35 ). Потомки Садока были первосвященниками в храме Соломона, и оставались таковыми в храме, восстановленном после вавилонского плена. пред помазанником Моим. Это второе, после слов Анны, указание на скорое установление в Израиле института царской власти (см. ком. к ст. 10). 2 из-за... куска хлеба... пропитание. В обвинительных речах пророков, как правило, указывалось на наказание, соответствовавшее каждому конкретному преступлению. В данном случае, безусловно, имеется в виду чревоугодие сыновей Или (см. ст. 12–17 и особ. ст. 29: «утучняли себя»). Глава 3 3 слово Господне было редко в те дни. То обстоятельство, что Бог длительное время не удостаивал Израиль Своего слова, обычно служило знаком Его недовольства им (14,37; Пс. 73,9 ; Плач. 2,9 ; Ам. 8,11.12 ). Соответственно, обращение Господа к Самуилу можно понимать как знак Его благорасположения к пророку. видения. Вопреки присутствующему в слове «видения» значению визуального контакта с Богом или его посланниками, его древнееврейский эквивалент означает часто «слышание», т.е. контакт слуховой. 3 светильник Божий еще не погас. В Священном Писании слово «светильник» ассоциируется с надеждой и обетованием или же с тем, кто в самом себе несет надежду и обетование (см., напр., 2Цар. 21,17; 22,29 ; 3Цар. 11,36; 15,4 ; Иов 18,5 ; Пс. 131,17 ; Притч. 13,9 ). Данное место можно понимать в том смысле, что, покуда живет и действует такой человек, как Самуил, надежда не может быть потеряна окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1) дети одного отца, но не одной матери – в таком смысле все сыновья Иакова назывались братьями Иосифа ( Быт.42:3–4,6 ), хотя десять из них не были сыновьями его матери Рахили. 2) дяди и племянники. Так, Лот назван братом Авраама, а Иаков – братом Лавана ( Быт.13:8; 29:12 ) 218 , хотя на самом деле первые были племянниками вторым. 3) двоюродные братья (см. 1Пар.23:22 ); 4) различные родственники (см. 1Пар.1:5 ; 4Цар.10:13–14 ); 5) друзья и союзники ( 2Цар.1:26 ; 3Цар.9:13; 20:32 ; Ам.1:9 ); 6) единоплеменники ( Иер.34:9 ; Нем.4:14; 5:1,5,7–8,10,14; Тов.5:11,13 ; Деян.1:16; 7:26; 13:15,38; 28:17,21 ; Рим.9:3 ); 7) близкие к иудеям народы (Вт.23:7). Итак, из чтения Евангелия никак нельзя заключить, а только предположить, что братья Христа могли быть детьми Марии (да и то, это предположение, как было замечено, отпадает, если читать Евангелие внимательно – см. 57–58). Причём немаловажным обстоятельством в данном случае является тот факт, что в Евангелии нигде братья и сёстры Христа не называются детьми Марии . Поэтому, настаивать на том, что братья Христа были непременно детьми Девы Марии на том лишь основании, что они называются Его братьями – совершенно невозможно. Но если в Евангелии не сказано точно о том, были ли братья Христа детьми Девы Марии, то ветхозаветные пророчества и голос древней Церкви с ясностью говорят нам – в чём выше мы имели возможность убедиться – о том, что Христос был единственным Сыном у Своей Матери, и что Она навсегда пребыла девственной. Из этого православные богословы делают вывод, что братья и сестры Христа были Ему либо названными (сводными) братьями и сестрами по Иосифу (от его первого брака, ибо он был вдовец, когда обручился с Марией), либо троюродными 219 по Марии, либо другими близкими родственниками, но ни в коем случае не детьми Девы Марии. И вывод этот никак не противоречит Евангелию. О том, кем именно были братья и сёстры Христа, в православном Богословии есть разные предположения, имеющие право на существование, поскольку, по всей видимости, среди братьев Христа были и дети Иосифа, и другие Его родственники. Но это не так существенно. Догматически весьма важно именно то, что Христос был единственным Сыном Марии, и что Дева навсегда пребыла девой!

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

3. Мессианские пророчества у пророков . Чем глубже с течением времени человечество погрязало в истории – причем трясины и омуты греха, изобильно умножаясь, делались все более разветвленными и необозримыми, – тем настойчивее и очевиднее поддерживал Бог мессианские чаяния в избранном народе, все яснее, через пророков, открывая тайну грядущего Мессии. Пророки же, пламенея любовью к Богу, шествуя по мрачным эпохам человеческих пороков и пробираясь сквозь багровую мглу людских страстей, предвещали дни Мессии, свидетельствуя о том, что Его спасительным именем примут прощение грехов все верующие в Него (см. Деян.3:24, 10:43 ). И когда человеческие души гибли в дебрях и на скользких путях греха и смерти, пророки Духом Святым указывали на тернистую стезю веры, приводящую к Мессии и Спасителю (см. 2Пет.1:21 ; Еф.3:5 ). Все они были глашатаями Духа Святого, возвещающими пришествие Господа Спасителя со всеми силами, необходимыми для вечной жизни и спасения и неизреченными дарами Его благодати. В священной тоске по Мессии пророк Иоиль предсказал, что во дни Мессии-Искупителя Дух Святой обильно изольется на всех верующих в Него и что спасутся все призывающие Его имя (см. Иоил.2:26–32 ; Деян.2:16–21 ). В своем пророческом вдохновении пророк Амос провозгласил, что Господь восстановит падшую Давидову скинию, то есть Божию Церковь ; созиждет ее вовек – и она будет обладать всеми народами (см. Ам.9:11–12 ; Деян.15:15–16 ). В величественном пророческом видении пророк Осия предсказал, что придет великий день, в который Господь Бог помилует и спасет дом Иудин; сыны Израиля умножатся, как песок морской, то есть без меры и числа – и станут сынами Бога Живого. После многих смятений и скитаний сыны Израилевы обратятся и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и благочестиво приступят к Господу и Его благости в последние дни – и Он перевяжет их раны, и исцелит их, и даст им жизнь и познание Бога. И что самое главное – Мессия избавит их от ада и смерти: «Где пря твоя, смерте? где остен твой, аде?» 56 ( Ос.13:14, 1:11, 7, 10, 3:4–5, 6:1–3 ; ср.: Рим.9:26 ; 1Пет.2:10 ; 1Кор.15:4, 45, 55 ; Евр.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

4:15. «Слово Господне» – в данном случае имеется в виду изречение Иисуса (ср.: Лк. 22:61 ; Деян. 20:35 ; 1Кор. 7:10 ). Иисус говорил о Своем «пришествии» (см., напр.: Мф. 24:27 ), этим термином описывался и визит царя или царственной особы, который отмечался с большой пышностью и размахом. 4:16,17. В «Ветхом Завете трубы (напр., сделанные из овечьих рогов) возвещали о созыве собрания или призывали к сражению; в данном контексте может идти речь и о том, и о другом. Римляне тоже использовали трубы на войне. В представлении иудеев о конце времен, трубы созовут Израиль, а также они будут звучать в конце земной истории при завершающем сражении (см. ежедневные иудейские молитвы; «кумранский Свиток войны). Михаил – главный архангел в еврейской литературе – считался ангелом-хранителем Израиля, он фигурирует в еврейских текстах о последнем сражении на земле; здесь Иисус, по-видимому, представлен в роли Михаила, выступающего за верующих, за свой народ. Выражения «облака», «труба» и, возможно, «Архангел» взяты из высказывания Иисуса о конце времен ( Мф. 24:30,31 ); на встречу в воздухе, возможно, указывает предложение присоединиться к Нему ( Мф. 24:31 ). В иудаизме воскресение мертвых традиционно связывалось с концом земной истории и началом «Царства Божьего, и читатели могли сами выявить эту связь в отсутствии прямого утверждения об обратном. В сочетании с царственным пришествием (см. коммент. к 1Фес. 4:15 ), слово «сретение» обычно относилось к представителям города, которые прибывали, чтобы встретить царственную особу и сопровождать ее эскортом по пути в город. Противопоставление этого образа почитанию императора обусловлено, в частности, тем, что «Господь» – это кесарь, и его эмиссары вполне могли спровоцировать враждебное отношение со стороны местных властей (ср.: 2:12; 5:3; Деян. 17:7 ). «Возвещение» – несомненно, речь здесь идет о призыве военачальника ( Ам. 2:2 ), это образ Бога-Воителя из Ветхого Завета ( Ис. 42:13 ; ср. восклицания и звук трубный в Пс. 46:6,9,10 ), как при Его сошествии ( Ис. 31:4 ; ср.: Зах. 14:3,4 ). Начиная с самых ранних писаний «Нового Завета, ветхозаветный образ пришествия Бога в День Господень прямо относится к Иисусу; в иудаизме эта роль приписывалась Богу, а не «Мессии. «Облака» использовались и в качестве образа грядущего Судного дня Бога (см., напр.: Иез. 30:3; 32:7 ; Иоил. 2:2 ; часто облака символизировали собой дым сражения и прикрытие грабежа) и пришествия «Сына Человеческого ( Дан. 7:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

где охранный отряд Филистимский. То обстоятельство, что в «Гиве Божией» находился «охранный отряд Филистимский», с очевидностью указывает на то, какая первоочередная задача стояла перед Саулом, призванным освободить народ Божий из-под власти филистимлян (9,16). встретишь сонм пророков. Возглавляющим сонм пророков Самуил представлен в 19,20. «Сыны пророческие» (во множественном числе) также упоминаются совместно с Елисеем в 4 Цар., гл. 2; 6,1; 9,1 и др. В такие «сонмы» или группы во времена всеобщего отступничества и духовной индифферентности собирались ревностные защитники истинной религии. пророчествуют. В ВЗ пророчествование обычно, но не всегда, означает передачу чьих-либо слов (см., напр., Исх. 6,28 7,2, где сказано, что Аарон исполнял роль «пророка» при Моисее; ср. 3Цар. 22,22 ; Иер. 14,14 ; Иез. 21,9 ; Ам. 3,8 ). Пророки Божий, таким образом, являются как бы Его вестниками ( 2Цар. 7,1–5; 12,1; 24,11.12 ). 10 найдет на тебя Дух Господень. См. ст. 10, а также 11,6 и ком. О воздействии Духа на Самсона говорится в таких же словах ( Суд. 14,6.19; 15,14 ). В Давиде Дух Господень присутствовал постоянно (16,13), Саул же в конце концов был лишен Его присутствия (ср. 16,14; 18,10; см. также ком. к 11,6). Часто в ВЗ ниспослание Духа Божия означает, что Бог дает человеку силу для выполнения определенной задачи. сделаешься иным человеком. Здесь речь не идет о каком-то коренном духовном перерождении или преображении Саула. Смысл этих слов, скорее, в том, что Саул должен на некоторое время измениться, чтобы оказались явленными все необходимые знамения (ст. 9; примечательно, помимо прочего, и удивление тех, кто знал его раньше, ст. 11). 10 делай, что может рука твоя. Главным предназначением Саула было освобождение Израиля из-под власти филистимлян. Ввиду того, что Самуил, сообщая Саулу о последнем из трех знамений, прямо указал на зримый символ филистимского владычества (ст. 5), данные слова пророка следует понимать как повеление Саулу в подтверждение его помазания атаковать охранный отряд филистимлян (или убить филистимского наместника; см. ком. к ст. 5) и тем самым бросить вызов неприятелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

22:11. Праведный будет творить правду, но нечестивый продолжать свои неправедные дела ( Дан. 12:10 ). Увещевание Иоанна здесь несет в себе оттенок иронического приглашения: пусть те, кто отвергает слова Божьи, продолжают делать гак, но они пожнут соответствующие плоды ( Иез. 3:27 ; ср.: Иер. 44:25 ; Ам. 4:4,5 ; Еккл. 11:9 ; Си-виллины оракулы 3:57–59). 22:12. Ветхий Завет и иудаизм подчеркивали праведность Бога и то, что Он вознаградит Свой народ (напр.: Быт. 15:1 ; Пс. 17:21; 18:12 ; Ис. 49:4; 4 Езд.). Божественное воздаяние каждому по его делам было такжеветхозаветным учением (напр.: Пс. 61:13 ; см. также коммент. к Отк. 20:12 ). 22:13. Литературный прием, известный под названием inclusio (инклюзивный), использовался для выделения определенного отрывка, когда его заключали между двумя одинаковыми текстами – в начале и в конце; большая часть Откровения обрамлена утверждениями о том, что Господь истории есть и Альфа, и Омега, начало и конец (1:8; см. коммент. к этому стиху). 22:14. Об омытых одеждах см. в 3:4,5 и 7:14, а также в коммент. к 3:4; о дереве жизни см. в коммент. к 22:2. 22:15. «Псы», вероятно, относится к половой распущенности, особенно к блудницам, не совершившим покаяния ( Втор. 23:17,18 ). В других местах Откровения говорится, что культ императора вместе с волшебством убивает христианских мучеников: разврат, распутная жизнь (и в буквальном, и в духовном смысле) характерны для мужчин «язычников. См. также коммент. к 21и 27; ср. также: Быт. 3:24 . 22:16 . «Корень Давида» (этот образ взят из Ис. 11:1 : «корень Иессеев», Иессей – отец Давида) – это росток, из которого возродится семейство Давида после того, как его потомки потеряют царский престол. Некоторые комментаторы полагают, что «корень» изменяет этот образ, делая его началом династии Давида. Утренняя звезда – это Венера, которая возвещает наступление рассвета (ср.: Отк. 2:28 ), в данном случае это, вероятно, указание на Чис. 24:17 , это звезда, спустившаяся от Иакова (Израиля) и предназначенная владычествовать и крушить врагов народа Божьего. (Свитки Мертвого моря также обращаются к Чис. 24:17 , возвещая о триумфеМессии.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Церкви. – Скиния, имея назначение быть обиталищем Иеговы и местом церковно-общественного богослужения, прообразовала во-первых «храм тела Христова» ( Ин.2:19 и 21) и служение Иисуса Христа во плоти, а во-вторых Церковь новозаветную ( Ам.9:11 и Евр.9:9 ). а) Как в скинии благоволил Господь обитать, видимо показуя Себя среди Израиля в облаке; так Бог – Слово «плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ) и «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Богослужение во дворе скинии на алтаре всесожжений прообразовало страдания Христа, Его служение, как жертвы ( Евр.13:10–12 ); богослужение священников во святилище скинии: на трапезе, при светильнике и на алтаре кадильном прообразовало служение Христа, как устроителя богослужения новозаветного, который сам есть хлеб животный, свет миру и воня благоухания духовного ( Ин.6:51; 8:12 и Еф.5:2 ); священнодействие первосвященника во святом-святых, которое знаменовало небо, прообразовало перво-священническое ходатайство Господа нашего, Иисуса Христа пред Богом – Отцом по вознесении с прославленным телом на небо ( Евр.9:11, 12 и 24). б) Вместе с этим скиния прообразовала Церковь Христову, которая есть «дом Божий» ( 1Тим.3:15 ) и в которой Господь обещал пребывать вечно ( Мф.28:20 и 2Кор.6:16 ). Эта Церковь , гонимая и страдающая за Христа и со Христом, предизображаласт, двором скинии, куда ветхозаветные верующие являлись с жертвами, приводя их к алтарю всесожжений; святилище с трапезою, светильником и алтарем кадильным предизображало Церковь , освящаемую таинствами, просвещаемую учением Христовым и спасаемую в борьбе с врагами молитвенным ходатайством Христа и святых Его; святое же святых прообразовало Церковь , торжествующую на небесах со Христом. Соответственно трем частям скинии и свящннослужащие при ней Левиты разделялись на три степени (левиты, священники и первосвященник), но преобразовательное значение сосредоточивается в служении и лице первосвященника (см. Зах.3:8 и 6:12, 13; Евр.2:17; 3:1 и 4:14–9). Как ветхозаветный первосвященник по закону всегда должен быть один, потомок и наследственный преемник Аарона, призванного самим Богом и освященного особым помазанием; так и Первосвященник новозаветный, Иисус Христос, есть «един ходатай Бога и человеков» ( 1Тим.2:5 ) и «не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником», но получил от Бога – Отца ( Евр.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010