б) «Гребеневская икона Богоматери» называется так от города Гребени. Когда великий князь Дмитрий Донской возвращался в Москву после славной Куликовской победы над татарами, жители города Гребени в благодарность поднесли великому князю победителю свою прославленную чудотворениями икону Богоматери. Великий князь с благоговением принял этот образ и поставил его в одном из московскнх храмов в великолепном киоте. С этим образом в 1612 году дружина русская во главе с князем Трубецким освободила Китай город и Кремль от поляков и их союзников. И до сих пор эта икона хранится в Москве в нарочито сооруженной для нея церкви Гребеневской Богоматери. Сюда и теперь стекается много богомольцев на поклонение этой чудотворной иконе. в) «Игрицкая икона Богоматери» названа так от урочища Игрица в 15-ти верстах от города Костромы. В 1624 году, пастухи близ лежащего села Савицкого, пася скот, зашли случайно в полуразрушившуюся церковь Игрицкой пустыни и увидели тут, к своему изумлению, совершенно новый образ Богоматери. Когда об этом разнесся слух по всей окрестности, тогда боярин села Савицкого Емелиан Севрюк, будучи безнадежным слепцем, поспешил к этой иконе с своими родственниками и духовенством: отслужили тут молебствие с водосвятием, окропили больного освященною водою, и к удивлению всех, больной тут же, на глазах всех прозрел. В скором времени на месте явления этой чудотворной Игрицкой иконы, при реке Песочне, устроен был Песоченский монастырь; тут и поставлена была чудотворная Игрицкая икона. Здесь она и доныне находится. Ежегодно, на 9-й неделе после Пасхи, Игрицкую икону с крестным ходом торжественно переносят в Кострому, где она пребывает в продолжение нескольких недель для утешения благочестивых поклонников: а потом она опять с крестным ходом возвращается в Песочинский монастырь. г) «О Югской иконе Богоматери» есть такое сказание. В 1616 году в обители Богоматери Печерской, в пределах города Пскова, жил благочестивый старец схимонах Дорофей. В это время шведы вторглись в пределы псковские и грозили опустошением Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1087 г. мощи угодника Божия Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Апулии, – эта находящаяся на юге Италии провинция до середины двенадцатого века принадлежала Византии. Икона Николая Чудотворца. Почитание на Руси На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.). В Византии иконография святителя складывается в X-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку. Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего Николая Чудотворца с раскрытым Евангелием. Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

http://pravmir.ru/ikona-nikolaya-chudotv...

Перед закрытием храма в 1930 году в списках прихожан значились самые старинные и уважаемые фамилии города. Для закрытия храма у власти был веский аргумент – община не смогла собрать денег на срочный ремонт храма, и его закрыли. В 1918 году город утратил данное благоверным князем свое исконное имя, став Тутаевым. В 1992 году возвращен РПЦ, в настоящее время настоятель – иеромонах Антоний (Таньков), существует община, проводятся регулярные богослужения. Крестовоздвиженский собор, согласно летописному сказанию, основан пятым угличским князем Романом Святым, а по родословной русских князей Романом Васильевичем, младшим сыном ярославского князя Василия Давидовича. В 1345 г. Роман Васильевич получив в удел испепеленный монголами Романов, возобновил, вновь устроил его и самый собор деревянный. Ныне существующий каменный собор построен в 1658 г. На постройку его дано было царем Алексеем Михайловичем 100 руб. Храм имеет отопление в одном Введенском приделе, собор крепок. Престолов три: в честь Воздвижения св. и Животворящего Креста Господня, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, во имя Смоленской Божией Матери. Собор устроен усердием граждан. К собору приписана тюремная церковь во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, устроена в 1860 г. Чтимые особо в соборе святыни: икона Пресвятой Богородицы Тихвинской, подаренная собору царем Михаилом Федоровичем Романовым, чудотв. икона Пресвятой Богородицы Свенской, снимок с явленной чудотв. иконы Пресвятой Богородицы в Орловской губернии (1288 г.), икона Пресвятой Богородицы Владимирской, приобретена в Ярославле в 1816 г., украшена благотворителями, икона с изображением на финифти Страстей Угодников Божьих, пожертвована помещицей Анной Кон. Зацепиной в 1890 г., серебряный напрестольный крест со св. мощами. За отчисленную к городу в 1846 г. землю соборный причт получает 214 руб. 28 коп. из городских доходов. Церковный дом для причта. По плану земли при доме положено 1696 кв. саж. Церковного капитала в билетах 6015 руб. 64 коп. В ведении собора находятся две деревянные часовни в центре города, когда и кем построены – неизвестно. Прихожан 50 муж. пола и 48 жен. Собор на левом, высоком берегу р. Волги. Площадь, занимаемая собором, ровная, с востока и юга окружена валом. Прихожане исключительно жители города. В ведении собора две богадельни: Хлобыстинская и Беспаловская, обе обеспечены теми благотворителями, фамилии которых носят. Штатный состав причта: настоятель-протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Казенного жалованья причту 1029 руб. и от общегородского общества: за уступленную в 1846 г. землю – 214 руб. 28 коп., жалованья от того же общества 128 руб. 60 коп. и на обеспечение вакансии священника 200 руб. в год. Причтового капитала в процентных бумагах 15 248 руб.

http://sobory.ru/article/?object=00219

Каменная колокольня церкви была выполнена в виде башни со шпилем. Нижняя часть церкви была расписана образами Божьей Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Церковный притвор украшало изображение Страждущего Спасителя в терновом венце, помещенное в футляр под стеклом. Вскоре в храме появилась примечательная икона свт. Димитрия Ростовского Чудотворца, надписью на которой гласила: «сию святую икону поставил в село Данилово во храм Божьей Матери тайный советник Сергей Иванович Ларионов в память тетки своей, вдовствующей Екатерины Ивановной Полуектовой, скончавшейся 8 марта 1806 г. в 85 лет жития ее, 52 г. владения ее тем селом». В 1854 г. церковь несколько перестраивается. Арки, отделявшие приделы от храма, заложены кирпичом, железная кровля обновлена. Вход, ведший из церкви на колокольню, упразднен и сооружен новый — с улицы через специальную деревянную пристройку. Кроме старых колоколов, на колокольне появился новый, самый большой, с надписью: «Вылит сей колокол в царствующем граде Москве на заводе майорши Анны Петровны Зенкович, весу 60 пудов 39 фунтов 1854 г., января 30 дня, вотчины гг. Полуектовых Московской губернии Подольского уезда с. Данилово церкви Смоленской иконы Божией Матери с приделами усердием помещиков Владимира и Феодора Борисовичей Полуектовых». В следующем году церковь обнесена каменной оградой с кованой железной решеткой. Внутрь ограды ввели двухстворчатые, решетчатые металлические ворота с надвратной ажурной аркой, увенчанный Смоленской иконой Божией Матери и крестом. По обе стороны ворот располагались решетчатые входные двери. Этими работами и завершено строительство церкви. В последующие годы за счет церковных средств выполнялся лишь мелкий ремонт отдельных частей церкви. Священниками с 80-х годов XIX в. были Иоанн Лебедев и сменивший его Николай Виноградов, прослуживший в Динилово до самого закрытия церкви. Им помогали псаломщики Григорий Введенский, Василий Эвергетидов, Павел Рождественский. Возглавлял приход священник Николай Виноградов, пользовавшийся в народе большим уважением и любовью. После ареста в 1932 году он был сослан в Архангельскую область, откуда пришло его последнее письмо. В нем отец Николай сообщал, что серьезно болен. Больше писем от него не было.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Доложено отношение епископа Смоленского и Дорогобужского от 11 ноября 1913 г. с просьбой разрешить: лштукатурить внутренние и наружные стены двух храмов пустыни, исправить штукатурку на колокольне, побелить ограду и окрасить крышу на ней, покрыть железом и окрасить медянкой три двухэтажные башни. По письменным памятникам, начало пустыни относится к первой четверти XVIII в., а по одному преданию - к половине XV в. (нашествие Орды при Василии Темном); по иному преданию название пустыни связывается с фамилией боярина эпохи царя Алексия Михайловича Афан. Лавр. Ордина-Нащекина, который, будучи в опале, принял иночество и поселился на берегу реки Межи, против нынешней пустыни. В начале XVIII в. пустынь пришла в крайний упадок; усердием смоленского дворянина Никифора Полонского в 1725 г. построен нижний этаж каменной соборной церкви и освящен во имя Рождества Пресв. Богродицы, а верхний отделан в 1730 и освящен во имя Сошествия Св. Духа в 1731 году. Впоследствии к этой церкви, старанием митрополита смоленского Варлаама, пристроена небольшая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В этой церкви икона св. Димитрия Ростовского с надписью на обороте: " 1762 г. октября 30 дня писал сей образ Торопецкий живописец Гавриил Дерябин, по обещанию господина Симеона Степанова сына Жукова в пустынь Ордынку при строителе иеромонахе Лаврентие " (десять лет спустя после открытия мощей святителя). В 1840-х годах новое запустение пустыни, до 1844 года, когда в управление ей вступил строитель о. Палладий. (Дело 1913 г., 274. " Ордынская пустынь Смоленской епархии " . Спб. 1837 г. - Зверинский, т. II, 1028). П.П. Покрышкин предложил разрешить побелку по кирпичу. Постановлено: 1) разрешить ремонт штукатурки и побелки в существующем виде, 2) просить сведений о внутренней настенной росписи. В начале 1930-х годов на базе Ордынского монастыря образовалась коммуна, а в 1933 году – промкомбинат. Начинался он со столярной мастерской, которую разместили в одной из церквей. Затем в Ордынок завезли локомобиль и производство стало расширяться. Полетели кресты с куполов, а затем и сами купола. Добытые варварским образом жесть, кирпич и железо сразу же шли в дело. Металл, в том числе и кресты, использовался для оковки телег, из икон получались отменного качества, цвета спелого жёлудя табуретки… Стулья, комоды, шкафы, выпускаемые Ордынским промкомбинатом, пользовались большим спросом, большая её часть уходила за пределы области. Перед началом войны в промкомбинате работало около 300 человек. Прибывающим туда людям надо было где-то селиться, и монастырские постройки, как нельзя кстати, подходили под общежитие. О том, что Ордынская земля когда-то была святым местом, из которого распространялись лучи духовного просвещения, долгие годы напоминали только остатки кирпичных ворот полностью разрушенного монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=38515

Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич из развалин для строительства частных зданий, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать. Только Богоявленский собор не был разобран, поскольку еще император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. В 1863 году игуменья Мария, вступившая в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырем, подала прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря с условием его восстановления. Монастырь становится девичьим, и к прежнему названию добавилось слово Анастасиин. «Анастасия» – с древнегреческого означает воскресение. Именно воскрешенным, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом. Возрождая монастырь, игуменья Мария отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной сторон, сам же древний собор был превращен в алтарь. Просторный, обновленный, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящен 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского. Возрожден был и Никольский храм. Была восстановлена почти полностью местами разрушенная монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу. После пожара 1847 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание святыни еще более усилилось. После пожара Смоленская церковь была возобновлена и значительно перестроена в 1892 году. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с древним изображением лика святителя Николая, особо почитаемого, была пристроена деревянная часовня, замененная в 1892 году каменной.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Серебряная риза, весом 15 ф. (ок. 6 кг) работы серебряных дел мастера в Петербурге Н. А. Груздева. Средства пожертвовала Пот. Поч. Граждан. Праск. Мих. Крюкова " . На ризе иконы кроме упомянутого текста ещё пять других. Воспроизводятся ниже с соблюдением старого правописания: 1. " В память в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича " . 2. " Сия чудотворная икона Пресвятыя Богородицы Смоленския Одигитрия при оставлении города Смоленска Российскими войсками 1812 года, Августа 6 дня, вынесена была третьею пехотной дивизиею Генерала Лейтенанта Коновницына и во все время обладания неприятельскаго сохранялася в рядах оной дивизии и по изгнании неприятеля из города Смоленска Ноября 5 дня в неизреченности радости онаго внесена того же месяца 10 дня Лейб Гвардии Драгунскаго полка Поручиком Александром Шемкиаем " . 3 " Не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы, раби да не постыдимся " . 4 " О, всепетая Мати рождшая всех Святых Святейшее Слово нынешнее приношение приемши от всяких напасти избави всех, и будущия изми муки вопиющия Ти: Аллилуия. Аллилуия. Аллилуия " . 5 " Молитва ко Пресвятой Богородице. К кому возопию Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о пренепорочная надежда христиан, и прибежище грешным. Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не презри мя требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливого, унылого и нерадивого к твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покров и заступление в жизни моей, и приведи мя к тихому пристанищу блаженного оного покоя, и сопричти мя к лику избранного Твоего стада, и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь».

http://pravicon.com/info-3693

Строительство велось с 1867 по 1873 гг. Был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в состав которого вошли до 20 каменных зданий и два парка. Были построены: двухэтажный усадебный дворец, дом для детей, прачечная, здания для фермы крупного рогатого скота улучшенной породы, амбары, дом молочниц, птичник, дома для управляющего и для церковного причта, оранжерея, начато строительство большого здания для конного завода и т.д. Жемчужиной усадьбы стала золотокупольная церковь. Окна храма " имели расписные стекла по мотивам русских фресок, изготовленные по рисункам Бенуа на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, специально избранную графом Д.Н. Шереметевым, причем мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов М.А. Балакиревым " . Дубовые с резьбою иконостасы для 1-го и 2-го этажей были выполнены художником Г. Хоравским, надпрестольная сень – художником Г. Серебряковым. Церковь была двухпрестольной, – в верхней престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской, а в нижней – в честь 3-х вселенских учителей " . Икона Тихвинской Божией Матери особенно почитаема была в роду Шереметевых. Эту икону фельдмаршал Б.П. Шереметев возил с собой в особой повозке во время военных походов, была она с ним и в Полтавском сражении, где Шереметев командовал русскими войсками, одержавшими победу над шведами. По свидетельству смоленского историка И.И. Орловского (см.), эта икона хранилась в церкви усадьбы В. Строительство усадебного комплекса было завершено в 1873 г., после смерти ее первых владельцев. У парадных въездных ворот были установлены мраморные львы, держащие фамильный герб Шереметевых, на котором по латыни начертан их девиз: " Бог хранит всё " . Последним владельцем усадьбы был граф А.Д. Шереметев (1859-1931), известный музыкально-общественный деятель, меценат, дирижер, композитор, основатель Музыкально-исторического общества, автор музыки романса на стихи Ф.И. Тютчева " Еще томлюсь тоской желаний... " , а также ряда оркестровых и хоровых сочинений (известен его " Реквием " в память композитора Римского-Корсакова). Став владельцем усадьбы, он продолжил ее благоустройство. По завещанию матери, умершей в 1871 г., обширное строение конного завода было приспособлено для больницы на 10 кроватей и богадельни для призрения престарелых бедных на 20 человек. На содержание благотворительного заведения, а также церкви и причта положен был капитал на " вечное время " 200000 руб. При больнице работали врач, фельдшер и акушерка, лечение для всех бесплатное.

http://sobory.ru/article/?object=00854

24 мая 1950 года в храме был освящен северный придел в честь этой святой иконы, переданной из закрытой одноименной церкви и помещенной справа перед иконостасом. В северной же части храма, за приделом иконы Божией Матери " Милующая " , расположен Рождественский придел, который украшает искусно выполненная Вифлеемская пещера. Здесь всегда горит лампада, на Рождество устанавливаются ёлочки, развешиваются светильники. Южный придел - в честь святой блаженной Ксении Петербургской, неизменной покровительницы этой церкви - был устроен уже в наши дни, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси. Освящение первого в России престола во имя святой Ксении состоялось 16 февраля 1990 года. В иконостасе придела рядом с образом святой Ксении помещена икона другого покровителя нашего города - святого праведного Иоанна Кронштадтского. Справа перед иконостасом в отдельном киоте - образ Божией Матери " Всех скорбящих радосте (с грошиками) " , или Петербургской. В Ксенинском приделе особенно почитаются иконы Божией Матери Феодоровская и Скоропослушница, а также святого первоверховного апостола Петра. В 1987 - 1988 годах Смоленская церковь была полностью отремонтирована. Засияла позолотой резьба иконостасов и киотов, промыто стенное письмо, расчищена живопись многих икон. Преобразилась церковь и снаружи. Свое 200-летие в 1990 году небоподобный храм Васильевского острова встречал во всем великолепии. Сведения о храмах Смоленского кладбища - из буклета к 200-летию Смоленского храма. На северо-западной стороне Васильевского острова… находится Смоленское православное кладбище, одно из древнейших и самое обширное из столичных кладбищ. Существует предание, что при построении Петербурга на Васильевском острове поселилась пришедшая из Смоленска артель рабочих. Они недолго прожили: непривычный образ жизни, тяжкие труды скоро свели их в могилу. Умерших свезли на берег Черной речки и там похоронили. С того времени и поле на южной стороне этой речки стало называться Смоленским. Потому и первая церковь на этом поле посвящена была Смоленской иконе Божией Матери. Церковь эта, деревянная, как видно из донесения в с.-петербургскую духовную консисторию священнослужителей этой церкви от 2 мая 1768 г. и промемории, посланной из духовной консистории в губернскую канцелярию от 9 июня 1768 г. за 188, построена была в силу указа императрицы Елизаветы из правительствующего сената, в 1756 г., от губернии, казенным коштом, по середине существовавшего уже кладбища, которое в то же время обнесено деревянным забором квадратно, на западной же стороне кладбище, кроме забора, отделено было от поля каналом.

http://sobory.ru/article/?object=00742

В 1989 году храм возвратили церкви, тогда же здесь было совершено первое богослужение. В настоящее время в церкви действуют главный престол в честь Святой Троицы и придел во имя иконы Божией Матери «Страстная». К храму приписаны молельные комнаты, расположенные в больнице и СИЗО города Козьмодемьянска. Свято-Троицкий храм был отстроен и освящён в 1733 году на средства прихожан с использованием старых фундаментов Христорождественского собора 1658 года постройки. Церковь в честь Живоначальной Троицы была освящёна как однопрестольная, холодная. В 1825 году к основному объёму церкви пристроили тёплую трапезную с Благовещенским приделом с южной стороны, так как в том же году была разобрана рядом стоящая одноимённая церковь. В 1827 году возвели трёхъярусную колокольню, храм обнесли каменной оградой с железной решёткой. 28 ноября 1893 года с северной стороны в трапезе освятили придел в честь иконы Божией Матери Одигитрии. Троицкий храм считался городским собором до того, как в 1872 году был построен Смоленский собор. На колокольне Троицкой церкви до революции имелось 7 колоколов: Большой весом 108 пудов, Полиелейный в 50 пудов, Часовой в 10 пудов, Будничный и два Зазвонных - в 3 пуда и 1 пуд соответственно. Большой колокол имел надпись: " Божиею милостью вылит сей колокол в городе Казани в слободе Подлужной на заводе Луки Степанова Рукавишникова " . Средний отлит в 1869 году на заводе потомственных почётных граждан саратовских 1-й гильдии купцов, братьев Гудковых и имеет надпись: " Благовествуй, земле радость велию, хвалите небеса Божию Славу " . Один из приделов, который освятили уже в наши дни, посвящён иконе Божией Матери " Страстная " (первоначальный - иконе Божией Матери Одигитрии). В Троицкой церкви с незапамятных времён хранился чудотворный список с этого образа. Ежегодно с 4 по 18 июля козьмодемьянцы и чебоксарцы совершали крестный ход в село Палец Нижегородской губернии с этой иконой по обещанию, данному предками в память избавления от чумы в царствование Алексея Михайловича. В храме также хранилась икона Божией Матери " Троеручицы " , списанная с чудотворного образа, хранившейся на святой горе Афон в Хиландарском монастыре, греческим иконописцем и принесена в дар патриарху Никону в 1664 году, а затем перенесена в Козьмодемьянск.

http://sobory.ru/article/?object=05914

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010