Спасский храм имеет два уровня. Главный престол церкви, освящённый во имя Всемилостивого Спаса, размещён в верхнем храме. Нижний придел освящён в честь Смоленской иконы Божией Матери. С XIX века здесь хранится чудотворный " Смоленский " образ Пресвятой Богородицы. Божией милостью, благодаря пребыванию этой иконы, в 1871 году приход избежал эпидемии холеры, и прихожане украсили образ серебряной ризой, впоследствии заменённой на позолоченную. Одной из главных святынь Спасского храма является любимая и особенно почитаемая верующими чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, удивительным образом явленная одному из настоятелей храма - архимандриту Василию (Капалину). В 1991 году отцу Василию несколько раз во сне являлась сама Царица Небесная, которая сказала, что на колокольне в небрежении находится Её чудотворный образ. Помолившись, архимандрит Василий осмотрел колокольню, и обнаружил на её лестнице, что одна из ступенек заметно шире и длиннее остальных. Ступеньку освободили, омыли святой водой и на обратной стороне заметили чуть видимые контуры иконы Божией Матери. Обретённую икону поставили в храме, со временем тёмное изображение стало светлеть и становиться всё более чётким. По сей день Боголюбский образ Божией Матери, расположенный в нижнем храме справа от алтаря, обновляется, являя миру силу нескончаемой любви Божией ко всем верующим. Перед чудотворной иконой каждую пятницу служится молебен с акафистом. Нижний придел храма интересен также ещё двумя иконами. Образом в честь Иисуса Христа, написанным в петровское время, и иконой во имя Николая Чудотворца и святой царицы Александры. Икона небесных покровителей Царя Николая I и его супруги Александры Фёдоровны была написана 1 апреля 1903 года в честь 50-летия открытия Николаевской (Октябрьской) железной дороги на средства церковного старосты Дарьина, служащих станции Подсолнечная и добровольных жертвователей. Также в Спасском храме находятся икона св. блгв. князя Александра Невского, переданная в дар 19 февраля 1861 года от благодарных христиан, написанная в память об отмене крепостного права, частицы мощей свт. Амвросия, епископа Медиоланского, мч. Татианы.

http://sobory.ru/article/?object=07927

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Строительство здания началось в этот же год (1804), а закончено было в 1838 году с пристройкой к основному четверику трапезной с приделом в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " , объединившей колокольню, выстроенную в 1832 году и саму церковь в единое здание. Церковь была освящена в честь Смоленской иконы Божией Матери, посвящалась победе русской армии в 1812 году над войсками Наполеона, а её тёплый придел в память об утраченном храме стал Екатерининским. Когда же шатёр Козьмодемьянского храма рухнул, Смоленская церковь обрела статус официальной преемницы (1868) её прихода, прежде существовавшего долгие годы. Вместе с приходом в Смоленской церкви появились некоторые иконы Козьмодемьянской церкви, и прежде всего Смоленская икона Божией Матери, заключённая в дорогую ризу. А также образ Святой Великомученицы, икона Козьмы и Дамиана и ряд других святынь. Всегда обращала на себя внимание посетителей храма оригинальная и красочная картина на липовой доске " Плоды Страданий Христовых " , выполненная в старинной технике письма. Археологи датировали подобные художественные произведения на церковную тематику самое позднее началом XVIII столетия. В основу здания Смоленского храма был положен традиционный четверик, который зодчие увенчали парой восьмериков с луковичными куполами главок. Полукружье апсиды Смоленской церкви словно обрезано пятью строгими гранями, а по бокам здание украшают портики ионического ордера с широкими прорезями арок, добавляющих композиции воздуха и лёгкости. В 30-е годы XIX столетия церковь обрела трёхъярусную колокольню, для которой самые знатные прихожане - муромские купцы Титовы, Елин, Киселёв, финансировавшие строительство храма, закупили в 1840 году " звон " весом 200 пудов (3276 кг). 23 мая 1922 года власти изъяли из ризницы храма 24 килограмма серебрянных изделий, а восемь лет спустя церковь и вовсе закрыли вместе с семью другими муромскими храмами, так-как 20 января 1930 года ВЦИК утвердил решение Нижегородского крайисполкома " О закрытии в Муроме восьми церквей " . Только в 1977 году здание начали реставрировать, после чего в Смоленской церкви устроили один из выставочных залов городского краеведческого музея. Также тут проходили хоровые концерты - в православных церквях всегда отменная акустика.

http://sobory.ru/article/?object=00986

Среди других святынь Георгиевской церкви - прижизненный портрет батюшки Серафима Саровского, принадлежавший Мотовилову, и Смоленская икона Божией Матери, подаренная храму отцом Иоанном Кронштадтским. Храмовая роспись рассказывает о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это - священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских. Спасо-Преображенский монастырь, в котором находилась чудотворная Старорусская икона, сейчас не действует: в белых зданиях обители располагается картинная галерея и краеведческий музей. Чуть в стороне от основного комплекса стоит еще одно здание, ничем не примечательное, даже скучное, похожее на обыкновенный дом. Но, приглядевшись, можно заметить странную выпуклость одной из стен... это апсида! Храм, превращенный в спортивный зал. Когда-то он был освящен в честь Старорусской иконы Божией Матери, а построен по случаю ее возвращения из Тихвина. Сам же монастырь был основан в 1192 году преподобным Мартирием, будущим новгородским архиепископом. Еще один чтимый список Старорусской иконы Божией Матери до недавних пор находился в одном из самых живописных мест Новгородчины - селе Коростынь на берегу Ильмень-озера. Он был главной святыней храма Успения Божией Матери, построенного знаменитым итальянским зодчим Гаэтано Киавери. Увы, летом 2007 года святыня была утрачена: церковь ограбили, и в числе прочих икон похитили мироточивый список Старорусской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

Одно время я занимался войной 1812 года. В частности Бородинским сражением. Этой темой 40 лет занимался покойный академик Иванов. Поле это он прошел вдоль и поперек сначала с войсками русскими, потом французскими. Говоря о сражении этом, Николай Иванович всегда утверждал, что только предстательство Смоленской иконы Божией Матери спасло наше государство и нашу армию от поражения. Об этом мало кто говорит. Еще меньше кто знает, что она была украдена в советское время на рубеже 33-38 годов. Никто не знает теперь, где она. Есть список. Сама икона более 100 лет находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля и там сейчас мы можем видеть один из величайших списков этой иконы. Это не шедевр, нельзя так об иконе, но это наивысшая красота духовного и божественного мира. Спустя столетия Смоленск вернулся под руку Москвы, после 1515 икона была перенесена в Смоленск, и с этого года каждый год совершается праздник иконе. 15 лет тому назад была принесена десница княгини Елизаветы Федоровны, крестный ход прошелся по всей нашей русской земле от Владивостока до Бреста. Эта икона все время находилась с мощами, возглавляла шествие. Надеюсь, когда потребуется, этот величайший образ займет свое место с войсками русской армии. Меня недавно спросили, зачем столько икон Богородицы, как это они так появляются. Это же просто! Если икона была явлена в Казани, то она Казанская. А есть Владимирская, которую спасал Андрей Боголюбский. Принес ее во Владимир, а потом она торжественно вошла в Москву и стала её охранять. А есть Донская, связанная с Куликовским полем. А есть Корсунская, которая связана с битвой на Курской дуге. Таких много. Божия Матерь нас любит, никогда не оставит, если мы будем соответствовать тому, что ей необходимо показать. Вернусь к учебникам. Они не отвечают на главные вопросы. Как можно не сказать о Сергии Радонежском, его воинах Ослябе и Пересвете, которые заложили фундамент русского государства, освободили. А Федор Ушаков, память которого недавно праздновали? А Серафим Саровский, как без него можно говорить об истории? А современные люди? Архимандрит Кирилл Павлов, например.

http://radonezh.ru/2023/08/17/cerkov-i-s...

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войс­ка неизменно брали с собой иконы Божией Ма­тери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступ­ницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избав­ление ее помощью нашего Отечества от вра­га. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в на­шей святой обители, оградил Псков и псковс­кую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или «Путеводительница») была при­везена в XII веке в Смоленск. Тогда соверши­лось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью ли­товских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Ко­строму от нашествия татар. Князь Василий ве­лел нести сей образ во главе своего войска. Яр­кие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Про­славилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявших­ся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охва­ченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это про­изошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И ска­зала Она, что отныне Сама будет охранять Рос­сию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Бо-жия. И мы с вами ощущаем на себе Ее держав­ный Покров и заботу о русском народе.

http://pravoslavie.ru/put/031013145534.h...

Вскоре от священника было получено письмо с указанием, как проехать в село, копия была препровождена А.М. Васнецову, который изъявил согласие произвести осмотр иконостаса. Однако впоследствии А.М. Васнецов не смог заняться этим вопросом, и осмотр иконостаса провел 8 сентября 1906 года С.Д. Милорадович, оставивший после осмотра такие сведения: «Храм деревянный, внутри оштукатурен, построен в 1600 году; иконостас уже заменён новым, работы местных кустарей. Из икон остались: местная икона Смоленской Божией Матери тонкого письма, в серебряной ризе XVII в. И жемчужный убрус; старые царские врата прописаны масляной краской; две старых рамы: одна с деревянной иконой Спасителя, другая – с житием Божией Матери, в средину коего была вложена Смоленская икона Божией Матери; северная и южная двери с хорошо сохранившейся иконописью; иконы 2-го и 3-го яруса целы, пройдены масляной краской, вероятно в 1886 году; за левым клиросом икона Божией Матери 16х22 вершка в шитом шелками убрусе». Видимо, доглое ожидание представителя комиссии побудило священника церкви на установку нового иконостаса. Часть же икон было отправлено на реставрацию в Моску, о чем свидетельствует письмо из Московского археологического общества: «Запросить священника села Дупли… о причине неприсылки своевременно Обществу накладной и просить возместить расход за хранение присланных икон на станции железной дороги». Старый иконостас уцелел и его судьбу можно проследить в документах за 1915 год. 23 декабря 1915 года и 16 мая 1916 года в духовную консисторию было доложено, с просьбой уведомить, не встречается ли препятствий к продаже гофмейстеру П.Д. Ахлестышеву, для вновь построенной им в своем имении Федино, старых икон и царских врат, оставшихся после переделки в Одигитриевской церкви села Дупли и совершенно не нужных. По выражению священника о.Николая Преображенского, иконостас «в случае требования начальства может быть продан». Начальство разрешило перенос иконостаса под наблюдением известнейшего архитектора В.В. Суслова, руководившего постройкой церкви в имении Федино. Ныне церковь в Федино находится в плачевном состоянии, от иконостаса из Дуплей не осталось и следа.

http://sobory.ru/article/?object=38179

На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ). Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. ( Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

После же смерти князя Всеволода Одигитрия обрела нового хранителя в лице его сына, великого князя киевского Владимира II Мономаха – полководца, писателя (его «Поучение» доныне изучают в курсе древнерусской литературы) и храмоздателя. В 1095 году он перенес чудотворную из Чернигова (первого своего удела) в Смоленск, а в 1101 году заложил здесь соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет Одигитрия была поставлена в этом соборе и с этого времени стала именоваться Смоленской – по имени града, хранительницей которого эта чудотворная оставалась в течение почти девяти веков. В XIII столетии на Русь обрушились полчища Батыя, стремительно продвигаясь на запад. Плача и молясь, смоляне припали к заступничеству своей Хранительницы. И свершилось чудо: Пречистая через образ Одигитрии Смоленской даровала городу чудесное спасение. Татары стояли уже нескольких верстах от Смоленска, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский тайно хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой с войском своим, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Сама Я буду с тобой, помогая рабу Своему». Повинуясь Пречистой, Меркурий поднял горожан, а сам бросился в неприятельский стан, где погиб в неравном бою. Погребли его в соборной церкви Смоленска и вскоре причисли к лику святых. В память о Меркурии в день его кончины пред чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие. Когда в 1395 году Смоленское княжество утратило свою самостоятельность, попав в зависимость от Литвы. Но всего три года спустя дочь литовского князя Витовта выдали замуж за князя московского Василия Дмитриевича (сына святого благоверного князя Димитрия Донского), и Одигитрия стала ее приданым. В 1398 году обретенную святыню установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Москвичи благоговейно поклонялись ей в течение полувека, пока в 1456 году в царствующий град прибыли представители смолян и били челом о возвращении им святыни. Великий князь Василий Темный (1415-1462), посовещавшись с епископами и боярами, повелел «отпустить» чудотворную в Смоленск, оставив в Москве ее точный список. 28 июля при стечении едва ли не всех москвичей икону торжественно проводили через Девичье поле до брода у крутой излучины Москвы-реки, за которым начиналась дорога на Смоленск. Здесь был отслужен молебен Путеводительнице, после чего первообраз чудотворной отправился в Смоленск, а провожавшие отнесли список со Смоленской в Благовещенский собор Московского Кремля.

http://pravoslavie.ru/1909.html

Храмы: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси; в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»; во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Святыни: иконы преподобной Анны Кашинской и преподобного Антипы Валаамского с частицами их святых мощей; частицы святых мощей святого апостола и Евангелиста Марка, святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), святого великомученика Димитрия Солунского, преподобного Феодора Санаксарского, святого преподобноисповедника Александра, архимандрита Санаксарского, святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, преподобного Кукши Нового, преподобного Амвросия Оптинского, трех неизвестных мучеников III – IV веков, одного из Вифлеемских младенцев; частицы от гроба преподобного Феодора Санаксарского и гроба святой праведной Иулиании Муромской; частица облачения преподобного Иова Почаевского; частица мантии святителя Игнатия (Брянчанинова); частицы покровов с мощей святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских; икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. В настоящее время продолжается благоустройство территории монастыря и восстановление его хозяйства. К празднику Крещения Господня 1999 года был сооружен баптистерий, возведен келейный сестринский корпус. 25 июня 2000 года состоялось освящение нового придела старого храма в честь великой княгини Анны Кашинской. 20 сентября 2004 года на строящийся в обители новый храм были установлены купола. 4 декабря 2008 года в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а затем в стенах нового храма была отслужена первая литургия. 11 января 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святых мучеников 14000 малденцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, расположенного под храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " .

http://sobory.ru/article/?object=08191

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010