Вскоре от священника было получено письмо с указанием, как проехать в село, копия была препровождена А.М. Васнецову, который изъявил согласие произвести осмотр иконостаса. Однако впоследствии А.М. Васнецов не смог заняться этим вопросом, и осмотр иконостаса провел 8 сентября 1906 года С.Д. Милорадович, оставивший после осмотра такие сведения: «Храм деревянный, внутри оштукатурен, построен в 1600 году; иконостас уже заменён новым, работы местных кустарей. Из икон остались: местная икона Смоленской Божией Матери тонкого письма, в серебряной ризе XVII в. И жемчужный убрус; старые царские врата прописаны масляной краской; две старых рамы: одна с деревянной иконой Спасителя, другая – с житием Божией Матери, в средину коего была вложена Смоленская икона Божией Матери; северная и южная двери с хорошо сохранившейся иконописью; иконы 2-го и 3-го яруса целы, пройдены масляной краской, вероятно в 1886 году; за левым клиросом икона Божией Матери 16х22 вершка в шитом шелками убрусе». Видимо, доглое ожидание представителя комиссии побудило священника церкви на установку нового иконостаса. Часть же икон было отправлено на реставрацию в Моску, о чем свидетельствует письмо из Московского археологического общества: «Запросить священника села Дупли… о причине неприсылки своевременно Обществу накладной и просить возместить расход за хранение присланных икон на станции железной дороги». Старый иконостас уцелел и его судьбу можно проследить в документах за 1915 год. 23 декабря 1915 года и 16 мая 1916 года в духовную консисторию было доложено, с просьбой уведомить, не встречается ли препятствий к продаже гофмейстеру П.Д. Ахлестышеву, для вновь построенной им в своем имении Федино, старых икон и царских врат, оставшихся после переделки в Одигитриевской церкви села Дупли и совершенно не нужных. По выражению священника о.Николая Преображенского, иконостас «в случае требования начальства может быть продан». Начальство разрешило перенос иконостаса под наблюдением известнейшего архитектора В.В. Суслова, руководившего постройкой церкви в имении Федино. Ныне церковь в Федино находится в плачевном состоянии, от иконостаса из Дуплей не осталось и следа.

http://sobory.ru/article/?object=38179

Храмы: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси; в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»; во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Святыни: иконы преподобной Анны Кашинской и преподобного Антипы Валаамского с частицами их святых мощей; частицы святых мощей святого апостола и Евангелиста Марка, святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), святого великомученика Димитрия Солунского, преподобного Феодора Санаксарского, святого преподобноисповедника Александра, архимандрита Санаксарского, святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, преподобного Кукши Нового, преподобного Амвросия Оптинского, трех неизвестных мучеников III – IV веков, одного из Вифлеемских младенцев; частицы от гроба преподобного Феодора Санаксарского и гроба святой праведной Иулиании Муромской; частица облачения преподобного Иова Почаевского; частица мантии святителя Игнатия (Брянчанинова); частицы покровов с мощей святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских; икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. В настоящее время продолжается благоустройство территории монастыря и восстановление его хозяйства. К празднику Крещения Господня 1999 года был сооружен баптистерий, возведен келейный сестринский корпус. 25 июня 2000 года состоялось освящение нового придела старого храма в честь великой княгини Анны Кашинской. 20 сентября 2004 года на строящийся в обители новый храм были установлены купола. 4 декабря 2008 года в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а затем в стенах нового храма была отслужена первая литургия. 11 января 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святых мучеников 14000 малденцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, расположенного под храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " .

http://sobory.ru/article/?object=08191

В память об этом торжественном богослужении и в благодарность я хотел бы преподнести сей святой обители редкий образ Божией Матери, Царицы Небесной, чтобы он напоминал и сестрам обители, и всем паломникам о замечательном богослужении, которое мы совершили в день 200-летия Бородинской битвы. Мы принесли сегодня Смоленскую икону — ту самую, пред которой молились Кутузов и наши воины. Мы и сегодня молились пред нею. Пусть Царица Небесная защищает страну нашу, воинство наше, народ наш и сию святую обитель, укрепляя всех нас на путях спасения. Храни вас Господь». В дар Спасо-Бородинской обители Святейший Владыка передал список Юровичской иконы Божией Матери. Верующим были розданы иконки Божией Матери «Смоленская» с Патриаршим благословением. Затем состоялись крестный ход и молебен на батарее Раевского, у монумента русским воинам — героям Бородинского сражения. Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрия («Путеводительница»), имеет очень древнее происхождение. Когда и кем она была принесена на Русь, достоверно неизвестно. На рубеже XI-XII веков князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск; с тех пор она обрела современное название. В 1812 году, перед началом Бородинского сражения, чудотворный образ был доставлен из Смоленска в Москву. В день битвы икону обносили крестным ходом вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Затем образ был перемещен в Лефортовский дворец, где находились раненые воины. Перед взятием Москвы французами святыня была отправлена в Ярославль, где оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона была возвращена в Смоленск и пребывала в Успенском кафедральном соборе до начала Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна. Сейчас на его месте в кафедральном соборе находится чудотворный список Смоленского образа, датируемый 1602 годом. В 1812 году при оставлении Смоленска он был взят 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии икона неотлучно находилась в 3-й гренадерской дивизии. 25 августа 1812 года, накануне Бородинской битвы, по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова святыня была обнесена по всем рядам войск, и в присутствии главнокомандующего и всей армии перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением.

http://patriarchia.ru/db/text/2455715.ht...

В этом Прошении было сказано: «В обозримом будущем на местах Поклонных крестов могут появиться храмы и часовни, посвященные известным чтимым иконам Божией Матери (Владимирская, Державная, Знамение, Иверская, Казанская, Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Умиление и др.) и, таким образом, образовать символический «ПОЯС БОГОРОДИЦЫ». Все часовни будут находиться в административно-церковном ведении епархиального Сурского женского монастыря. Центральным образом каждой из них будет икона Божией Матери, Которой посвящена часовня. Икона будет иметь клейма с изображением святых, имена которых носят или носили члены семьи жертвователя-строителя часовни». Эта икона должна находиться внутри часовни, а над ее входом будет помещена небольшая резная копия этой иконы с «неугасимой лампадой» – красным огоньком светодиодной лампочки, круглосуточно питаемой солнечной энергией. Такое решение уже технически продумано и готово к реализации. Благословение на Прошение было получено, и таким образом, положено начало благому церковному делу на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского. Совсем скоро, после подписания Прошения, молитвами Божией Матери нашлась добрая семья, жертва которой положила начало строительству Пояса, и в сентябре 2017 года появилась первая часовня. Она посвящена Казанской иконе Божией Матери и построена в д. Засурье, на территории «Иоанновского городка», где ежегодно нами проводится Православный военно-патриотический лагерь «Архистратиг» для подростков Иоанновской семьи. То, что случилось далее, иначе как чудом назвать нельзя. Через шесть месяцев, в марте 2018 года, появились сразу шесть благодетелей, готовых участвовать в строительстве еще четырех часовен и двух храмов, а через год – после Пасхи 2019 года – два человека изъявили желание поддержать это богоугодное дело: они взяли на себя попечение о строительстве еще двух часовен. Таким образом, за неполные полтора года вопрос строительства всего Пояса Богородицы был решен, а обозримое будущее, о котором было сказано в Прошении владыке Даниилу, оказалось действительно обозримым даже «невооруженным глазом».

http://ruskline.ru/opp/2019/11/01/prodol...

Для епископа Питирима в Тамбовской епархии открылось широкое поле деятельности. Ему первому пришлось заняться благоустройством новой епархии, так как предшественник его находился на Тамбовской епархии всего один год и не успел для нее ничего сделать. По приезде в Тамбов преосвященный Питирим все свое внимание направил на религиозно-нравственное воспитание своей паствы. Основными мероприятиями для достижения этой цели было строительство, восстановление и благоустройство храмов, подготовка достойного священства, благоустройство монашеской жизни и строительство монастырей. За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми. Это количество храмов хотя и невелико было по сравнению с количеством церквей в других епархиях, но оно служило доказательством того, что христианство в крае стало преобладающим. Причем в связи с бедностью епархии средства на строительство церквей епископ Питирим приобретал только за счет благотворителей и своих собственных. Наиболее выдающимся событием было строительство нового каменного кафедрального собора, который, однако, не был закончен при жизни епископа Питирима. Особую пастырскую заботу проявил святитель Питирим к монастырям. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1690), игуменией которой стала сестра святителя Питирима Екатерина, и мужская Трегуляевская (Тригуляевская) во имя Крестителя Господня Иоанна (1688) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила в связи с тем. что святитель Питирим любил уединение и при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1686 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места, которое и благословили они для основания обители. Во вновь построенной обители святитель имел свою келию. Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, и икона святителя Николая прославилась чудотворениями. Девпетерувская (Питиримовская) икона Божией Матери была родительским благословением святителю, с ней он не расставался до конца жизни и завещал ее перед кончиной кафедральному собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Надворотная церковь. В 1727 г. правитель губернаторской канцелярии Длотовский, испросив позволения у начальства, построил над Днепровскими воротами деревянную церковь во имя Рождества Богоматери, она освящена была в 1728 г. преосвященным Гедеоном. В 1795 г. преосвященный Парфений пожелал вместо деревянной выстроить каменную церковь. Внешняя отделка ее была окончена еще при жизни этого архипастыря, внутренняя при преемнике его. В 1800 г. она была освящена. Во все время, пока новый храм строился, икона Божией Матери находилась в соседнем доме почетного гражданина Ивана Ковшарева, который переделал одну комнату на домашнюю церковь, чтобы отправлять там богослужение. Вскоре оказалось, что и этот храм при многочисленности приходящих сюда для богомоления был тесен, поэтому преосвященный Серафим в 1811 г. предпринял построить новый, обширнее прежнего храм. Храм имеет вид продолговатого здания с небольшим куполом посередине и двумя колокольнями по сторонам его. Внутри устроены рядом два престола – один у южной стены во имя всемилостивого Спаса, другой у северной во имя Божией Матери Одигитрии. В иконостасах того и другого придела царские врата серебряные, весом каждые по 2,5 пуда, вышиною в 3 аршина 7,5 вершков, шириною 1 аршин 15 вершков, с северной и южной стороны стеклянные балконы, а перед входом два светлые просторные притворы. Постройка храма окончена была в 1812 г., но за смутами тогдашнего времени не была подготовлена к освящению. Во время взятия Смоленска неприятелями в этом храме был Наполеон и с балкона, обращенного на Днепр смотрел, как неутомимо производили стрельбу с противоположного берега две пушки нашего отряда по неприятелям. В досаде он велел втащить сюда два орудия и, поставив их в дверях балкона, сам наводил их против стреляющих. После удаления неприятеля храм был освящен преосвященным Иринеем и получил название Одигитриевского. Он приписан к архиерейскому дому, богослужение в нем совершается монашествующими, живущими в кельях, устроенных при нем. Между иконостасами устроен деревянный, вызолоченный полукруглый балдахин с куполом, увенчанным короною. Под этим балдахином в деревянной позолоченной раме поставлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Она имеет в длину 2,5 аршина, в ширину полтора, письма старинного византийского. По преданию, эта икона поставлена была над воротами с того времени, как построена крепость 1602 г., и с давнего времени была предметом особенного почитания у жителей. В 1669 г. смоленский архиепископ Варсонофий II возил ее вместе с первонаписанною иконою в Москву для возобновления живописи, потемневшей от времени. По возвращении она поставлена была на прежнем месте, потом перенесена в храм, для нее построенный.

http://sobory.ru/article/?object=04121

Небольшой изящный храм в формах елизаветинского барокко сложен из кирпича, детали декора белокаменные или беленые. Поставленный на полуподвале одноглавый ротондальный объем с двумя ярусами окон пластически богато разработан с помощью чередования глубоких ниш во всю высоту здания и пилястровых портиков, поддерживающих лучковые фронтоны. Окружающие его по странам света сложные лестницы крылец на два всхода, с массивной балюстрадой, образуют своеобразный стилобат постройки. Храм завершен яйцевидным куполом с люкарнами и световым фонарем с фигурной главкой. Светлый и просторный интерьер обработан пилястрами и нишами, объединяющими окна в вертикальные звенья. Некогда голубые стены украшают сюжетные масляные росписи. Резной барочный иконостас работы Д.В.Ухтомского с обильной скульптурой перенесен в 1956 г. из разобранной церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве. Источники: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официальный сайт Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746-1753) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. На том месте, где стоит теперь церковь, в начале XVIII в. располагалось каменное здание братской поварни. На наружной стене поварни находилась чудотворная каменная резная икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской. Отсюда и происходит название церкви. В настоящее время эта икона находится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, а на наружной восточной стене церкви установлена почитаемая копия. В 1730 г. чудотворная каменная икона Одигитрия Смоленская представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, имевшему пригнутые к спине и иссохшие руки, и который после сего видения получил исцеление. «О храмовом сей церкви образе Божией Матери в рукописном описании Лавры, составленном в 1781 г., приводится показание старожилов, взятое в 1746 г., что в 1730 г. образ сей, стоявший в то время на стене палаты, представился в сонном видении псаломщику, имевшему пригнутыя к спине и изсохшия руки; что после сего видения псаломщик получил исцеление и, по важности события, был представлен Императрице Анне Иоанновне в Измайловском Дворце и освидетельствован врачами»/А.В. Горский.

http://sobory.ru/article/?object=06568

По писцовым книгам 1675-77 годов на церковной земле значилось в щепетильном и красильном рядах 30 лавок, построенных при боярине И. Н. Романове и 7 новых лавок; на церковной же земле в мясном ряду - 10 амбаров, 15 лавок, 7 кузниц, харчевня, 60 полков. С первых лавок оброк шел в государеву казну, а со вторых - в пользу церкви, это было закреплено еще раз в 1680 году грамотою царя Федора Алексеевича, документ этот хранился в церковном архиве. К началу XVIII столетия бывшая на Погосте деревянная церковь обветшала и по просьбе вотчинника боярина Льва Кирилловича Нарышкина, митрополит Рязанский, и Муромский  Стефан благословили в 1702 году строить каменный храм. В этом храме устроено два престола во имя Живоначальной Троицы и св. Николая Чудотворца. В 1745 году Никольский придел был переустроен и освящен вновь с благословления Алексея - архиепископа Рязанского. В 1791 году в южной стороне трапезы устроен другой придел в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1795 году во время бывшего в селе пожара церковь обгорела. После капитального ремонта храм был лично освящен Ксенофонтом - епископом Владимирским. В 1843 году трапеза храма была значительно расширена, и с того времени наружный вид храма остается без изменений. Церковь пятиглавая, кресты на главах прорезные с полулунием внизу и короную вверху. Алтарь храма - с тремя полукруглыми выступами. Внутри церковь богато украшена. Из св. икон своею древностью и богатством отличались икона св. Николая Чудотворца в серебряной кованой ризе, Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе, венец вызолоченный, а убрус низан жемчугом, икона Пресвятой Троицы в серебреной ризе. Дорогие серебряные ризы имелись также на иконах Пресвятой Троицы, Печорской Божией Матери, Спасителя, Смоленской и Страстной иконы Божией Матери. Своею ценностью замечательны также две бархатные плащаницы,  положенные в гроб Господа Христа и Успение Божией Матери – шиты золотом и украшены жемчугом. На Евангелии три  различные подписи: 1 - пред Евангелием Марка подписано: «Князь Васильев - сын Вяземской и другие; 2 - по листам внизу подписано: «Променял Евангелие  Спасской   поп …  Дмитриевскому  попу  Гаврилу, рукою своею подписал». 3. Подписано: «Лета 7092 сие Евангелие приложили на престол Чудотворцу Николе и святой Пятнице - Обросим Якимов сын – Шелепова; да Богдан Мелентьев сын - Рябчика, да Ондрей  Васильев - сын Згоева  по своих родителях и по своих душах, а дали за него три рубля».

http://sobory.ru/article/?object=09879

В 1997 г. в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, а в 1998 и 1999 годах - в праздник Преображения Господня мощи Святителя переносились крестным ходом в Иоасафовский собор, где находились до 16 сентября, когда снова возвращались крестным ходом в Преображенский собор. Таким образом, установлена новая традиция в почитании Святителя С историей прославления и обретения мощей святителя Иоасафа связаны еще два воистину чудесных события, происшедших в последние годы. Первое из них - передача нашей епархии бесценных реликвий - скуфьи, парамана и четок, принадлежавших Святителю. Эти вещи были найдены в Москве художницей Галиной Викторовной Вороновой в квартире ее знакомой - Ксении Евгеньевны Топилиной, умершей в конце апреля 1997 г. Принадлежность реликвий Святителю была установлена священнослужителями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Второе событие - чудесное обновление иконы Пресвятой Богородицы " Знамение " , которая была найдена в одном из полуразрушенных домов Белгорода. Эта икона и икона Святителя Иоасафа - подобная по ей по размеру и материалу - были помещены на застекленной витрине рядом с документами, свидетельствующими о вскрытии мощей Святителя на развернутой в музее с 17 сентября по 17 ноября 1998 г. выставке " Дорогою любви Христовой " , посвященной памяти Святителя. Икона " Знамение " , вначале целиком покрытая ржавчиной, за время проведения выставки (когда к иконе под стеклом не прикасалась рука человека) чудесно просветлела: ржавчина постепенно исчезла с лика и рук образа Пресвятой Богородицы, с лика и нимба над головой Богомладенца, затем - с подписи под иконой. Сотрудники музея, в числе которых были и люди неверующие, видя это явное чудо, составили соответствующий Акт, заверив его своими подписями и печатью музея, а икону передали 7 декабря 1998 г. настоятелю Преображенского кафедрального собора протоиерею Олегу Николаевичу Кобцу. Смоленская икона Божией Матери чудесно просияла в ночь на 15 октября 1703 г. над вратами крепостной стены г. Белгорода. В 1743 г. был возведен Смоленский собор, в котором святыня находилась до закрытия храма в 1920-е гг. Долгое время чудотворная икона считалась утраченной. Вновь была обретена в 1990-х гг. В настоящее время почитаемый образ находится в восстановленном Смоленском соборе г. Белгорода.

http://azbyka.ru/palomnik/Белгородская_о...

В начале октября французы заняли Боровск и подошли к Малоярославцу. После сражения под Малоярославцем французские полчища двинулись в сторону Калуги. Епископ Евлампий с духовенством молились перед чудотворной Калужской иконой, которая находилась в храме Рождества Богородицы села Ромоданова. И заступничеством Богородицы враг не вошел в город, а начал отступление по Смоленской дороге. Взятые под Малоярославцем пленные французы свидетельствовали, что «на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе Калужскую икону Божией Матери... и услышали Ее повеление идти к Гжатску» 3 . Поэтому третье празднование ей совершается 12/25 октября в память спасения Калуги от нашествия наполеоновских войск в 1812 году. К слову, свою всероссийскую известность икона получила именно после этих военных событий. О явлениях и чудесах от нее доложили императору Александру I и Святейшему Синоду, что сделало ее почитание общецерковным. Празднование 12/25 октября было также установлено с совершением крестного хода. «Изнесение иконы из села Калужки в ближние пределы» стало частой практикой, так что икона много путешествовала. Ежегодно святыня доставлялась даже в Оптину пустынь. Однажды от нее получил благодатную помощь («некоторое облегчение», как написано в летописи обители) преподобный старец Амвросий Оптинский, который болел водянкой. Неоднократно крестные ходы совершались для избавления Калуги от разных болезней и пожаров. Приносилась святыня для помощи жителям южных пределов Калужской губернии, и только город Боровск, около половины населения которого составляли старообрядцы, долго не признавал святую покровительницу. Но в 1899 году после исцеления жены коллежского асессора Зинаиды Чуфаровской икона по просьбе этой семьи была принесена для поклонения верующих в Боровск, где к крестному ходу все же примкнули старообрядцы, «которые за все время трехдневного пребывания святой иконы в городе присутствовали за богослужениями в соборном храме» 4 . Так икона стала почитаться и приверженцами старых традиций. Существуют даже некоторые списки Калужской иконы, выполненные в древнем стиле старообрядческой иконографии. С тех пор она чтится и как «раскольников на путь благий обращающая», потому что «Божественную веру прославила еси, прелесть же раскола посрамила еси» 5 . В тридцатые годы XX века храм Рождества Пресвятой Богородицы села Калужки, в котором пребывала явленная икона, был закрыт, колокола сброшены, церковные ценности конфискованы. Существует версия, что икону переносили из храма в храм, пока она не оказалась в местном краеведческом музее. Но «в сороковых годах XX века, при Онисифоре (Пономарёве), еп. Калужском и Боровском, Калужскую икону вернули Русской Православной Церкви и поставили в храме вмч. Георгия " за верхом " , приобретшем в советский период статус кафедрального собора». Там она находится и сегодня (см.: Легостаев В. В. История церкви с. Калужка. Калуга, 2000. С. 73–74).

http://e-vestnik.ru/church/kaluzhskaya_i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010