На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви. Рядом с холодною соборною церковью существует каменная, теплая. Когда и кем построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна, внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками: алтарь, собственно храм и трапезу. Престолов в этом храме два: главный – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе - во имя св. муч. Параскевы. Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время ее построения неизвестно. В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов. В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.

http://sobory.ru/article/?object=00858

В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход. Смоленская Зосимова пустынь, общежительная, в 27 верстах от Троице-Сергиевой лавры и в 3 верстах от железнодорожной станции Арсаки, в Александровском уезде. Восстановлена в 1896 году заботами наместника Сергиевой лавры архимандрита Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в конце XVII и начале XVIII века (1710-1713 годы). В 1900 году освящен главный соборный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери; он заключает в себе могилу старца. В пустыни хранятся: крест с частицею древа креста Господня, привезенный с Афона (ему более 300 лет), и редкая икона Смоленской Божией Матери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников святого Филиппа, келейная икона святого Дмитрия Ростовского. Пустынь приписана к лавре. При ней странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Смоленская Зосимова пустынь основана в 25 верстах от Троице-Сергиевой Лавры в так называемой Ульяниной пустоши Александровского уезда Владимирской губернии, среди дивного леса, на берегу небольшой речки Молохчи, лаврским старцем схимонахом Зосимой в последней четверти XVII века. Судя по имеющемуся в Зосимовой пустыни образу Пресвятой Богородицы Смоленской " Одигитрии " , принадлежавшему, вероятно, самому старцу Зосиме, он был родом из Смоленской области, где особенно почитается эта икона. Предание гласит, что схимонах Зосима поселился в лесу не один, а с монахом Ионой, которого называли келейником старца. Подвиги старца привлекали к нему даже лиц царской фамилии. Для приезжих выстроили особую часовню, в которой они могли молиться вместе со старцем. Из царской фамилии, по одним указаниям, старца чтили Елизавета Петровна, впоследствии Всероссийская Императрица, а другие источники говорят о сестре Петра I, Наталье Алексеевне. Около келии о. Зосимы и устроенной им часовни мало-помалу собрались иноки, и образовалось подобие пустынного общежития. Схимонах Зосима скончался около 1710-1713 годов. Мощи старца Зосимы сохранены Божией милостью до наших времён.

http://sobory.ru/article/?object=00206

Святитель Алексий даровал братии возрожденной обители образ Корсунской Божией Матери византийской работы, привезенный им из Москвы. По преданию, эта икона была списком, написанным в 993 году греческим иеромонахом Симеоном с древнего образа Богородицы, сотворенного в Корсуни самим святым апостолом и евангелистом Лукой. Именно эта икона почиталась главной святыней Благовещенского монастыря, пребывая в Алексиевской церкви (храм этот, известный с конца XVII b., впоследствии перестраивался и освящался на ином месте в стенах обители). Образ пропал в годы Советской власти. Монастырь начал расти и процветать. Великие князья Суздальские и Нижегородские даровали ему земельные владения, снабжали насельников всем необходимым. Многие светские и духовные лица жертвовали на устроение этой иноческой обители, становясь ее покровителями, защитниками и благотворителями. Со времени возобновления монастыря он стал принадлежать к Дому митрополитов Московских, а с учреждением патриаршества (1589 году) именоваться «домовым Патриаршего дома монастырем», то есть ставропигиальным. Большой урон монастырю наносили пожары, случались оползни и обвал горы, в уступе которой обустроились и обитель, и Благовещенская слобода (поврежденные отчасти постройки удавалось успешно восстанавливать). Являясь своеобразным центром распространения церковной культуры и просвещения, к концу XIX b. Благовещенский монастырь имел обширную библиотеку, в которой сохранялись рукописные и старопечатные книги XVI–XIX bb. Среди уникальных творений в этом собрании современники отмечали следующие: переплетенный сборник с подлинной черновой рукописью патриарха Гермогена, напрестольное Евангелие 1575 года, Церковный Устав, писанный в 1607 году, Апостол, печатанный в 1694 году, а также уникальная нотная книга на пергаменте – Кондарь (Кондакарь) конца XI b., с песнопениями, положенными на азбучно-крюковые ноты. В храмах монастыря находились подлинные святыни. Наряду с древней иконой Корсунской Божией Матери были: образ Богородицы «Скоропослушница», который считался единственным из сохранившихся в России списков, также написанных евангелистом Лукой; икона святого Алексия Митрополита (с частью его мощей), датируемая концом XV b.; образы Иверской и Смоленской Божией Матери; икона святого Иоанна Лествичника с изображением святого Иоанна, указующего братии лестницу на небо, где одни представлены восходящими по ней (праведники), а другие – низверженными с нее.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Файл 31972.jpg:   Размер: 437x797, 0.35 MPix, 139 Kb. Дата: 2018-06-03, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (124) , (1) . Описание: Изображение чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в церкви св. Августина в Тревильо [Италия]. В кн.: Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П. Лихачев. СПб: Имп. Рус. археол. о-во, 1911. Рис.440. С.206: " 1) См. “Memorie del Santuario di Nostra Signora Delle Lagrime in Trevi, opera postuma del canonico Girolamo Barizaldi con appendice” (Treviglio. [...] Файл 31973.jpg:   Размер: 355x658, 0.23 MPix, 110 Kb. Дата: 2018-06-03, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (129) , (3) . Описание: Умиление Смоленская. Мухин Николай, 1999 г. Фреска. Фрагмент росписи четырех композиций «Чудотворные и явленные иконы Божьей Матери с Предстоящими» (хоры Храма Христа Спасителя), Москва. Файл 32407.jpg:   Размер: 640x800, 0.51 MPix, 212 Kb. Дата: 2018-08-11, анонимно. Рейтинг изображения: 14 (197) , (4) . Описание: Народная икона Вологодчины из собрания Михаила Сурова. Вологда, 2011. Файл 32722.jpg:   Размер: 828x1125, 0.93 MPix, 282 Kb. Дата: 2018-09-28, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (147) , (3) . Описание: Умиление Пресвятой Богорожицы. A LARGE QUADRI-PARTITE ICON SHOWING IMAGES OF THE MOTHER OF GOD, ST. NICHOLAS OF MYRA AND THE NEW TESTAMENT TRINITY. Russian, Vetka, 2nd half 19th century. Tempera on wood panel. The background gilded. Four selected saints on the borders including the Guardian Angel and St. Boniface. 53 х 43.8 cm. Частное собрание. Файл 34462.jpg:   Размер: 1000x1205, 1.21 MPix, 561 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 12 (72) , (1) . Описание: Умиление. Март 19 д. (Изображение икон Пресвятой Богородицы, в православной церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями… Москва: в типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1853. С. 5: Март. 19 д. Умиление. Сия св. икона явилась в 1103 году и находится в городе Смоленске.)

http://pravicon.com/icon-330

В 1812 г. 5 августа во время штурма Смоленской крепости эта икона, находившаяся тогда в Благовещенской церкви, за неоконченностью Надворотной, вынесена была из города артиллерийскою ротою полковника Глухова и с тех пор неотлучно сопровождала до сражения под Красным. Накануне бородинской битвы перед нею совершено было молебствие в присутствии главнокомандующего и всей армии. При одерживании над неприятелем важных побед и успехов приносимы были всегда благодарственные молебствия перед иконою. Ровно через 3 месяца со времени выноса ее из Смоленска, 5 ноября она возвращена была на прежнее место при письме дежурного генерала всех армий Коновницына к старшему духовному лицу в Смоленске: «6 августа текущего года, при оставлении нашими войсками Смоленска, святая чудотворная икона Смоленской Божией Матери взята была артиллерийскою ротою, командуемою полковником Глуховым, и с того времени возима была при полках 3-й пехотной дивизии, кои во всех делах своих против неприятеля охраняли оною в рядах своих… Ныне, когда всемогущий Бог благословил российское оружие и с поражением врагов г. Смоленск очищен и по воле главнокомандующего всеми войсками князя Михаила Илларионовича Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Божией Матери обратно, да водворится она на прежнем месте и прославится в ней русский Бог, чудесно поражающий кичливого врага, нарушающего спокойствие народов». Вместе с сим присланы были пожертвования и вклады: 1810 руб. ассигнациями, 5 червонцев золотом и серебра в ломе, отбитого у неприятеля 1 пуд. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии», стр. 232. г. Санкт Петербург 1864 г. Типография духовного журнала «Странник». «Воротняя» церковь Появлению в Смоленске второй Одигитриевской церкви предшествовала закладка у Днепровской крепостной башни деревянной церкви. Об этом под 1727 годом сообщил в своей " Истории " Никифор Мурзакевич: " Над Днепровскими воротами в башне стоял внутри города под шатриком с 1602 г. Чудотворной Образ Богородицы Смоленской, яко Патрон города. Правитель Губернской Канцелярии просил Смоленскаго Губернатора Алексея Ивановича Г. Панина о позволении устроить своим иждивением при башне над воротами на каменных кельях деревянную Рождества Богородицы церковь, где приличнее б можно было оному образу стоять. Губернатор в удовлетворение его снесясь с начальником дозволил устроить " .

http://sobory.ru/article/?object=04121

И вот, когда о первой иконе Тумбовской народная память уже начала угасать, начали писать о второй. В результате, в книгах информация об этих иконах могла путаться. В общем, это не единичный случай, я уже сталкивался с этим. Например, иконографий Цареградской иконы больше, чем описаний этих икон, и уже невозможно точно определить, какое описание о какой иконе было изначально написано. Дополнительные источники информации: Д. А. Григоров. Тотьма и ее окрестности (книга написана в 1915-1929 г). Из древних икон, сохранившихся в них [иконостасах Богоявленского собора], следует отметить, прежде всего, чудотворную икону Смоленской Божией Матери, писанную на доске красного дерева. На оборотной стороне иконы изображено Богоявление Господне. В настоящее время икона находится в верхнем храме по левую сторону царских врат правого придела, освященного в честь этой иконы, а в прежнее время находилась в Богоявленском храме за престолом на тумбе, вследствие чего в Московских святцах и называется иконою Тумбовской Божией Матери (иногда Тотемской), празднование которой положено 9 сентября. По преданию, во время, как сказано в описании собора, нашествия на Тотьму литовцев в 1613 году, жители заперлись в укреплении и, надеясь на помощь Божию, поставили эту икону на стену укрепления. Одна из стрел, пущенных неприятелем, ударилась в икону и сделала пробоину на лике Богоматери. После такого поругания над иконою, как говорит предание, враги были поражены слепотою и перебиты тотьмичами. От Вологды до Ульянова монастыря, на дальнем севере у Зырян. Труды IV Областного историко-археологического съезда в Костроме в июне 1909 г. - Кострома, 1914. С. 49 - 129. http://www.booksite.ru/reise/lebedev/1.htm Первоначально собор в Тотьме появился в половине XVI в. и был в двух отдельных зданиях. После неоднократных пожаров и переустройств в XVIII веке, явился нынешний двухэтажный собор (1744–1764 г.), снаружи украшенный колоннами, пилястрами и фронтонами. Верхний холодный собор во имя Рождества Богородицы с приделами во имя Смоленской или Тотемской иконы Божией Матери и св.

http://pravicon.com/info-3813

Кто из вас не слышал от своих отцов и дедов про нашествие французов в 1812 году, когда «двадесять язык с языком», разоривши и опустошивши почти половину России, дошли уже до самой столицы России – Москвы и опустошили её? И, однако же, Россия вышла победительницей над всеми этими и другими многочисленными своими врагами, дерзая единственно о имени Избранной Воеводы – Царицы Небесной, Которая нередко даже видимым для врагов образом поборала за православную Россию вместе с православным христолюбивым русским воинством. Далее, кому не известны многочисленные чудотворные иконы Божией Матери, сияющие, подобно звёздам на небе, по лицу земли русской, многочисленными своими чудесами: окинем и измерим мысленным взором обширную православную Россию от севера до юга, от востока до запада, и мы везде найдём чудотворные Её иконы. Кто не знает Казанской иконы Божией Матери, кому не известна Смоленская икона Богоматери или Одигитрия, кто не слышал про Тихвинскую икону и многие другие? Да, наконец, самая эта обитель и эта местность, в которой вы живёте, разве не под покровительством Божией Матери находится? Далеко ли от вас сияют своими многочисленными чудесами св. и чудотворные иконы Якобштадской Божией Матери, Виленской, Почаевской, Киево-Печерской и другие?.. А ваши дома, ваши семейства, вы сами и всё ваше благосостояние – разве не находится под покровом Божией Матери? Найдётся ли у вас хоть один христианский дом, в котором бы не было иконы Пресвятой Богородицы? Если же мы имеем столько видимых доказательств того, что не только всё наше обширное православное отечество, но и каждая отдельная часть России, каждая местность, каждый дом и семья православная – находятся под покровом Матери Божией; то поэтому и каждый православный христианин, в частности, достойно чтущий Царицу Небесную, может с дерзновением и верой приникать под покров Божией Матери, прося Её помощи и заступления, и иметь несомненное основание приникать под Её покров. В частности, к ней могут обращаться с просьбой православные цари и архиереи, и Она несомненно поможет им: ибо Она сама есть Царица Небесная и пречистая Матерь Владыки земли и неба, Царя царствующих и Господа господствующих и Великого Архиерея во век по чину Мельхиседекову, и потому кто лучше Её может знать нужды царей и владык земных и более довлеет силами и средствами помочь им в их трудном бремени правления вверенным им народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В России остался чтимый список Валаамской иконы Пресвятой Богородицы, созданный местными мастерами в 1900 г. Первоначально образ находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, затем был перенесен в церковь на Смоленском кладбище. 9 июля 1992 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками Санкт-Петербургской епархии и братией монастыря Валаамская икона Божией Матери была торжественно перенесена из Смоленского храма на Валаамское подворье в Санкт-Петербурге. А в 1996 г., накануне дня празднования памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, состоялось перенесение образа из Петербурга в Валаамскую обитель. 10 июля 2002 г. Патриарх Алексий II освятил первую в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери. Она расположена в некогда упраздненном Никольском храме, на том месте, где в 1897 г. была обретена чудотворная икона Божией Матери, получившая позднее название «Валаамская». Сегодня чтимый список Валаамской иконы Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служат молебны, происходят исцеления, засвидетельствованные в летописи обители. Вот, например, случай, рассказанный послушником Валаамского монастыря Е.: «Вечером 20 мая 2003 г. я находился на послушании в церковной лавке. В храме в это время шла вечерня на день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В лавке ко мне обратилась женщина, чем-то сильно взволнованная. По ее виду – она была в брюках и накрашенная – я заметил, что она – человек невоцерковленный. Женщина рассказала, что сейчас с ней произошло чудо. Много лет она страдала неизлечимой болезнью ног, даже не могла подниматься по лестнице. В этот день она приехала на Валаам вместе с туристической группой. Зайдя в храм, помолилась у иконы Божией Матери (название ее она не знала) и пошла погулять по монастырю. Спустилась вниз по каменной лестнице на причал, потом снова поднялась наверх и только тут поняла, что получила исцеление».

http://pravoslavie.ru/124029.html

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, " приличный столичному кладбищу " ; положено начало церковной библиотеке. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " , и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " . Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани.

http://sobory.ru/article/?object=00742

В 1859-60 гг. церк. старостой Андреем Михайловичем Сорокиным и матерью его Елизаветой Андреевной, в память покойного мужа ее Михаила Ильина, с левой стороны трапезы устроен придел во имя преп. Михаила Малеина. Но с устройством этого иконостаса в трапезной церкви получалась большая несимметричность: Тихвинский придел был и шире, и длиннее Михайловского, дверь из трапезной в настоящую была узка и низка, аккустичности в церкви не было никакой, так что летом не только чтения, но даже и пения в трапезной не было слышно. В 1880 г. все эти неудобства были устранены: прежний иконостас заменен был новым одинакового размера с иконостасом Михайловского придела, трапезная церковь соединена с аркой широкими дверьми. Все это сделано на добровольные пожертвования, причем более крупные жертвы сделаны церковным старостой Никитой Михайловичем Моренковым (1150 р.) и священником Михаилом Феодоровичем Бурцевым (600 р.). Прежний же иконостас Тихвинского придала помещен в притворе храма. В 1891 г. произведены новые поправки и поновления в храме. Благодаря этим поправкам, храм сделался одним из лучших храмов в г.Белеве по своему внешнему виду и внутреннему благоустройству. Некоторые иконы храма отличались своей древностью, таковы: 1) икона Знамения Божией Матери, 2) икона Смоленской Божией Матери Одигитрии, 3) икона Воскресения Христова и 4) икона св. Николая Ратного, а в часовне под колокольней стоял весьма замечательный по своей древности образ Господа Вседержителя, сидящего на престоле; за него раскольники давали 400 руб., не смотря на то, что Спаситель изображен с православным сложением перстов для благословения. На содержание храма получался % с 1340 р. Причт состоял из священника и псаломщика. Для помещения их имелся церковный дом; в пользу причта получались % с 2480 р. Церковной земли имелось: усад. 740 саж., луговой 3/4 д. и полевой 29 с 1/4 д. С 1867 г. в приходе существовало церковно-приходское попечительство, а в 1893 г. была открыта школа грамоты. П.И. Малицкий " Приходы и церкви г. Белева "

http://sobory.ru/article/?object=43491

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010