Внутри церковь Воскресенская окрашена краской, а чугунный пол в ней весь почти пожертвован графом Петром Борисовичем Шереметевым, после упраздненного им в Павлове железного завода. Из икон Воскресенской церкви замечательны по древности и украшениям следующие: храмовый образ Воскресения Христова, длиной в два аршина с четвертью, а шириной в аршин и два вершка, в сребропозлащенной ризе. Владимирская икона Божией Матери, длиной в полтора аршина, а шириной в аршин, с убрусом и ризой из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. Смоленская икона Божией Матери, длиной в аршин и 10 вершков, а шириной в аршин и 3 вершка, с убрусом и ризой также из разного сорта жемчуга и драгоценных камней. В киоте на тумбе образ нескольких угодников Божиих, на кипарисной доске длиной в 7 1/2, а шириной в 6 1/2 вершков, в сребропозлащенной ризе. Среди образа врезан сребропозлащенньй крест длиной в 3 1/2 а шириной в 3 вершка, с частями святых мощей, о коих на исподней доске оного надписано: «Мощи св. Ап. Ан. первозв., Ап. Варфоломея, Ап. Iakoba, Петра митроп., Алексан. Свирского, Гр. Нисскаго, Ант. Римлян., М. Харалам., М. Ипатия, Ам. Медиолан., Пантел. Целебника, м. Власия, м. Татианы, Евдокии, княз. Даниила Москов., Исид. Пилусиота, благов. княз. Константина и чадъ его Михаила и Феодора Муромск. При сихъ мощахъ еще земля отъ Голгофы». В подобном же киоте образ Сошествия Спасителя во ад, длиной в аршин и три четверти, а шириной в аршин с четвертью, с венцом, крестом и ризой сребропозлащенными, какие имеются и на первых трех иконах. Икона сия приложена в церковь князьями Черкасскими, а писана придворным иконописцем Ушаковым, славившимся при царе Алексее Михаиловиче и Петре Великом. В таком же киоте Казанская икона Божией Матери, длиной в аршин с четвертью, а шириной в аршин, с убрусом и ризой, украшенными разного сорта жемчугом и драгоценными камнями в серебряных оправах. Икона сия писана также иконописцем Ушаковым, хотя по виду представляется древнее всех прочих. Она особенно пред другими иконами чтится жителями села Павлово и часто носится по домам для молебствия. К числу икон, писанных Ушаковым, принадлежат также иконы: святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и Николая Мирликийского чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, архангела Гавриила, евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=09076

Фотовыставка рассказывает о духовном возрождении Смоленщины в конце XX века трудами митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Выставочная экспозиция состоит из ряда тематических блоков: «Начало служения на Смоленщине», «Празднование 1000-летия Крещения Руси», «Устроение церковной жизни», «Создание системы духовного воспитания и образования», «Храмы Смоленской земли», «Диалог с обществом», «Свидетельство о Православии». В экспозицию включены около 400 фотографий, многие из которых впервые представлены широкой публике, краткие информационные статьи, а также копии документальных материалов, рассказывающих о различных вехах архипастырского служения Патриарха Кирилла на Смоленщине. В 1001 году Владимир Мономах заложил в Смоленске большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. До начала XVII века собор сохранял первоначальные архитектурные формы. В 1609 году войска польского короля Сигизмунда III осадили город. Во время штурма горожане, которые предпочли смерть позорному плену, взорвали пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. В 1675 году собор был разобран ввиду невозможности ремонта. По приказу царя Алексея Михайловича в 1676 году был заложен новый храм на месте прежнего. Строительство длилось около ста лет, и в 1772 году собор был освящен Преосвященнейшим Парфением. Собор уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Внутреннее пространство собора более 2000 кв. м, высота стен 70 м. В декоративном убранстве сочетаются элементы древнерусского зодчества и стиля барокко середины XVIII века. Главная святыня Успенского собора Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Икона находилась в войсках фельдмаршала М.И. Кутузова во время Отечественной войны 1812 года. В августе-сентябре 2012 года в рамках празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года был совершен крестный ход с этим чудотворным образом из Смоленска в Вязьму, а затем икона была доставлена на Бородинское поле. По завершении торжеств Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» была передана в Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Более двух лет реставраторы занимались восстановлением смоленской святыни. Было удалено около 16 слоев записи, проведено тонирование многочисленных мелких утрат красочного слоя, восстановлены доски иконного щита, изготовлена специализированная рама (титановая конструкция, обрамляющая весь периметр иконы). 15 февраля 2015 года икона вернулась в Смоленск.

http://patriarchia.ru/db/text/4999581.ht...

Афанасия и Кирилла, на Сивцевом вражке, построена в 1514 году, а в 1815 году возобновлена. Главный храм в честь Воскресения Христова. Приделы: 1) Афанасия и Кирилла Александрийских ; 2) Николая Чудотворца. В сем храме чудотворная икона Спаса Нерукотворенного. Благовещения Пресвятой Богородицы, на Бережках, построена в 1413 году, а в 1845 году возобновлена. Приделы: Святого Николая Чудотворца; Мученика Иоанна Воина. В сем храме особо чтимая Коневская икона Божией Матери. Благовещения Пресвятой Богородицы, за Тверскими воротами, когда построена неизвестно. Приделы: 1) Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев 2) Святого Николая Чудотворца. Благовещения Пресвятой Богородицы, В Петровском парке. Приделы: 1) Ксенофонта и Марии 2) Симона Богоприимца и Анны Пророчицы. Благовещения Пресвятой Богородицы, при доме Четвёртой гимназии, на Покровке, построена в 1742 году. Благовещения Пресвятой Богородицы, При доме Шипова на Лубянке, построена в 1864 году. Богоявления Господня, в Дорогомилове, когда первоначально построена неизвестно. Приделы: 1) Божией Матери Утоли моя печали; 2) Святого Николая Чудотворца. Богоявления Господня, в Елохове. В 1731 году построена каменная вместо деревянной. Приделы: 1) Благовещения Пресвятой Богородицы; 2) Святого Николая Чудотворца. В сем храме особо чтимая икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Богоявления Господня, в доме князя Урусова, в приходе Святой Троицы, в Зубове. Бориса и Глеба, у Арбатских ворот, построена в 1764 году. Приделы: 1) Казанской Божией Матери; 2) Воскресения Христова; 3) Положения Ризы Пресвятой Богородицы; 4) Марии Магдалины. Бориса и Глеба, на Поварской улице, построена в 1801 году. Главный храм в честь Нерукотворенного образа Спасова. Приделы: 1) Бориса и Глеба; 2) Смоленской иконы Божией Матери. Варвары Великомученицы, на Варварке, построена в 1514 году, а в 1796 году перестроена. В сем храме чудотворная икона Варвары Великомученицы и часть мощей её. Варвары Великомученицы, в Варваринском Сиротском училище, близ Донского монастыря, построена в 1848 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Файл 32020.jpg:   Размер: 648x800, 0.52 MPix, 211 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (164) , (3) . Описание: Богоматерь с младенцем. Нач. XX века. Дерево, левкас, темпера. 31 х 26 см. Музей-заповедник " Дмитровский кремль " , г. Дмитров Московской обл. (Картины, аналогичные известной иконе в Белгородском государственном художественном музее, есть в Национальном художественном музее Республики Беларусь, встречаются на рынке западноевропейской живописи). Файл 32076.jpg:   Размер: 600x744, 0.45 MPix, 119 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (124) , (3) . Описание: Икона Божией Матери «Недремлющее Око» была принесена в дар Богоявленскому женскому монастырю в 1848 году рабой Божией А.В. Лебедевой. Икона находилась в специально устроенной для Неё часовне в подклете Богоявленского собора. Лебедева А.В. подтвердила, что икона является древней и давно почитается как чудотворная. Сейчас в нашей обители находится точный список с иконы. К великой скорби в годы гонений икона была утрачена, часовня разграблена. Список с иконы находится в Смоленской церкви женског[...] Файл 32905.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 77 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (133) , (3) . Описание: Литография. Икона-образок " Богоматерь Недреманное Око Угличская " Период создания: 70 - 90-е годы XIX в. Материал, техника: бумага, литография Размер: 17,5х13,0 см (изображение); 18,0х13,6 см (лист) Место создания: г. Сергиевский Посад Номер в Госкаталоге: 18512507 Номер по ГИК (КП): СПМЗ КП ИХО-17659 Инвентарный номер: 819-лит Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области " Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-за[...] Файл 34251.jpg:   Размер: 533x800, 0.43 MPix, 115 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (80) , (1) . Описание: Богоматерь " Недремлющее око " . Период создания: 1960-е гг., копия с иконы XIX в. XVIII в. Материал, техника: масло, доска прессованная, живопись Размер: 37х29 см. Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 26730118 Номер по КП (ГИК): ТМЧ КП-13996 Инвентарный номер: И-58 Внешняя ссылка: — Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области " Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник " http://goskatalo[...]

http://pravicon.com/icon-543

Престолов в соборе три: главный – в честь Шуйской – Смоленской иконы Божией Матери и придельные: в честь Воскресения Господня и в честь Успения Божией Матери. Утварью, ризницею и св. иконами собор снабжен очень богато. Из св. икон особого внимания заслуживает чудотворная икона Шуйской - Смоленской иконы Божией Матери в сребропозлащенном окладе. К этой иконе две ризы: первая жемчужная, украшенная драгоценными камнями, при ней бриллиантовый фермуар и пять таковых же звезд, риза ценится в 40 000 руб. сер., устроена она усердием разных доброхотных дателей; вторая риза повседневная, сребропозлащенная, венцы на Спасителе и Божией Матери украшены крупным жемчугом и драгоценными камнями, цена этой ризы 2 150 руб. сер. Устроена усердием шуйского купца В.М. Киселева; фермуар к жемчужной ризе приложен г-жой Корниловой. Мерою чудотв. икона 1 арш. 9 верш. и 1 с четвертью ширины. Обращают на себя внимание и иконы: Рождества Христова в сребропозлащенной ризе с венцами, украшенными драгоценными камнями, и Федоровской Божией Матери в сребропозлащенных окладе и венцом, убрус и риза вынизаны настоящим жемчугом на фольге. Церкви принадлежат две каменные часовни, устроенные на городской площади, и каменная сторожка. Земли под домами священно-церковно-служителей 1905 кв. саж. Копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1830 г.; опись церковного имущества составлена в 1896 г. и хранится в церкви. Причт: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. На содержание их получается: с процентного капитала 4365 руб. и от поручных доходов до 100 руб., а всего 4465 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. При соборе имеется церковно-приходская школа и помещается в доме, принадлежащем собору, открыта в 1889 г. В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Приходская деревянная церковь Воскресения, стоявшая на месте будущего собора, упоминается в 1629 году.

http://sobory.ru/article/?object=00143

В пожаре 1815 г., начавшемся в Ямской слободе от Варлаамовской церкви, церковь эта сохранилась, но она значительно пострадала в пожар 1859 г., когда горела забулачная часть г. Казани. Она вся в это время обгорела снаружи. В церковной ризнице хранятся план и фасад каменной церкви Смоленской Божией Матери с приделом преп. Варлаама, хутынского чудотворца. Он написан губернским архитектором в 1828 г. 12 июля. Особого погоста, по высочайше опробованному на г. Казань плану, церковь не имеет, а обнесена с трех сторон каменною с железною решеткою оградою при церковном старосте Дмитрии Памфиловиче Чирихине в 1858 г., на что израсходовано денег около 500 руб. На каменную ограду имеется при церкви план и фасад, выданный губернским архитектором Бессоновым и утвержденный строительною комиссию. Недостаток места, где находится церковь, не дозволил обнести церковь оградою с западной стороны. В ограде устроена маленькая часовенка, в ней две иконы: преп. Варлаама хутынского и Павла исповедника. В 1870 г. церковь Варлаамовская значительно обновилась. Под полом холодной церкви вырыт подвал и в нем устроена духовая печь, таким образом, церковь сделана теплою. В 1874 – 75 гг. поновили иконостасы в главном и придельном храме, а в 1876 г. вся внутренность церкви окрашена масляною краскою. Во все эти обновлении, кроме забот приходского священника Петра Павловича Сельского и церковного старосты Василия Петровича Хворова, много усердия приложили прихожане, купцы Андрей Ильич Жуков и Иван Осипович Тихомирнов. В св. алтаре над престолом, с давних времен устроена на столбах сень, обновленная в 1876 г. на приходские деньги. Кругом сени иконы: Воскресения, Моления о чаше и Несение креста. Над сенью поставлен крест, а на потолке сени икона Св. Троицы, внизу которой перед чашею и дискосом изображены ангелы с рипидами. Некоторые предметы церковной утвари сохранились с древних времен, а другие куплены вновь. Настоящий Смоленско-Богородицкий храм и придел Варлаама, хутынского чудотворца, не просторные, можно сказать, даже тесные. Иконостас в главном храме в 5 рядов, наверху крест; иконы нового письма и поновлены в 1870-х гг., только местный храмовый образ Смоленской Божией Матери не новый. Риза на Богоматери жемчужная, с камнями, а венец серебряный вызолоченный, с камнями. За правым клиросом у стены довольно большая в серебряной ризе икона преп. Варлаама, новгородского хутынского чудотворца, риза серебряная, устроена в 1794 г. Против левого клироса на столярной золоченой тумбе древняя икона Казанской Божией Матери. Возможно, эта икона была некогда храмовою в каменной церкви, в которой, как сказано выше, главный престол был освящен во имя Пресвятой Богородицы иконы Казанской.

http://sobory.ru/article/?object=33085

Говоря о настоятелях протоиереях Василие Ермакове (1927-2007) и Николае Конькове (1947-2020), Марина Ержемская отметила, что большинство присутствующих застали этих батюшек и хорошо их знают. Затем докладчица предложила слушателям войти в храм. Она рассказала, что в алтарной части сохранились таблички с именами благотворителей: уникальный резной иконостас изготовлен на средства купца Александра Николаева, супруги Васильевы и Шишмаревы пожертвовали на изготовление священных предметов. Иконы святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери - дар семьи Ивановых. В храме особо чтут икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей (перстом) и кусочками камня, на котором преподобный молился сто дней. Один из кусочков камня был пожертвован жителем Дивеева еще в Благовещенскую церковь. Второй кусочек камня пожертвовал в храм митрополит Антоний (Мельников) . Чтут прихожане и икону Божией Матери " Умиление " - список с келейного образа преподобного Серафима. Самая старинная икона в храме - Смоленская. Она, как и Тихвинская икона Божией Матери, была передана в храм из закрытого Благовещенского храма - того самого, к которому Серафимовский храм первоначально был приписан. Особая история у Казанской иконы Божией Матери, которая находится в приделе святой мученицы царицы Александры, - ее называют " Романовской " . Это список с иконы из Площанской пустыни в Брянской области, он был подарен великому князю Георгию Александровичу, а после его смерти перешел к его брату - великому князю Михаилу Александровичу. В 1915 году икона была перевезена в Санкт-Петербург и находилась во дворце великого князя. Про эту икону написана книга " Икона великого князя " , автор ее - нынешний митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Прадед владыки Митрофана, Степан Никитич Пименов, был моряком. Он обладал глубокими знаниями в области электричества, занимался электрификацией дворцов, в том числе дворца великого князя Михаила на Английской набережной. Впоследствии стал управляющим дворца, и ему удалось спасти и спрятать икону. Ее отнесли в Благовещенскую церковь у Благовещенского моста, но церковь вскоре закрыли, а икону вернули Пименову обратно. Степан Никитич умер в блокаду, место захоронения неизвестно. Когда его семья вернулась из эвакуации, они обнаружили икону в квартире. Мать будущего владыки Митрофана отнесла ее в Серафимовский храм. Крестил будущего владыку в Никольском соборе протоиерей Василий Ермаков, будущий настоятель Серафимовского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

и. и Елецкой Черниговской иконе с разными датами празднования, принятыми в совр. «Православном церковном календаре»: день празднования Е. и. зафиксирован под 11 янв., Елецкой Черниговской - под 5 февр. Уже в нач. XIX в. на листовой гравюре «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» под 11 янв. указано празднование Е. и. с надписью: «Явление иконы пртыя Бцы Елецкои», а явление Елецкой Черниговской - под 6 февр. (РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. 1212; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 472). Поскольку древняя история Е. и. неизвестна, были попытки связать ее с соименным черниговским образом. Наличие 2 икон одного названия и с одной датой явления (1060) объяснялось, в частности, Е. Поселянином тем, что «одна из этих двух икон, именно, Черниговская Елецкая икона… признается подлинником, а другая - Елецкая, находящаяся в городе Ельце…- списком» ( Поселянин. 1909. С. 115). Однако здесь же в противоречие сказанному приведены разной иконографии литографические изображения обеих икон (Там же. Ил. на с. 115, 155), входившие в гравированные своды чудотворных икон Богородицы, которые создавались со 2-й пол. XVIII в. В этом же сборнике даны неверные сведения, повторявшиеся в изданиях с кон. XIX в., о местонахождении Е. и. в Ельце в соборной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери - храма с таким освящением в городе не существовало. Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Елецкая икона Божией Матери. 2-я пол. XVIII в. (ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер., Москва) Мнение о связи 2 икон может рассматриваться, поскольку разделение образов по иконографии и датам празднования зафиксировано позднее в сравнении с легендарной датой их явления. Известно, что в 1146 г., когда Елец впервые упоминается в Никоновской летописи, он являлся центром удела Черниговского княжества и входил в состав Черниговской епархии. Дата празднования, установленная Е. и.,- 11 янв.- соотносится с датой появления в XVII в.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Она была украшена драгоценным окладом, помещена в жертвенник кремлевского Успенского собора и заняла свое место в церковных церемониях и обиходе царского двора, о чем свидетельствуют соборные Чиновники и исторические источники. Важнейшим эпизодом сказания об иконе является рассказ о ее чудесной помощи при спасении К-поля от вражеской осады. В воспоминание об этом событии при Патриархе Никоне в Успенском соборе вошло в обычай ежегодно в 5-ю субботу Великого поста, во время чтения Акафиста Пресв. Богородице, 1-й кондак к-рого прославляет это чудо, ставить в центре храма на аналое В. и. В праздник новолетия (1 сент.) этот образ также занимал одно из центральных мест - на аналое, напротив Владимирской иконы Божией Матери ,- как символ покровительства, к-рое святыня Византийской империи должна была теперь оказывать царю московскому и всему Русскому гос-ву. В этом качестве В. и. сопровождала царя в смоленских походах (1654-1655), по свидетельству Павла Алеппского, оставившего первое описание памятника, привезенного на Русь ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 3. Кн. 7. С. 11; Кн. 9. С. 146). В 1812 г., во время нашествия Наполеона, образ оставался в соборе. После изгнания неприятеля икона была найдена поврежденной. В 1918 г. в связи с закрытием Успенского собора советскими властями часть его святынь, в т. ч. В. и., была передана в Крестовоздвиженский храм, находившийся неподалеку от Кремля. В 1931 г., когда этот храм был разрушен, святыни вернулись в Кремль, став частью музейного собрания ГММК. В наст. время В. и. находится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Влахернская икона Божией Матери из Высокопетровского мон-ря в Москве. 2-я пол. XVII в. (ц. Рождества Богородицы в Ст. Симонове в Москве) Известно о 2 серьезных реставрациях иконы в XVII-XIX вв. В 1674 г. по указу царя Алексея Михайловича ее чинили иконописцы Оружейной палаты Симон Ушаков и Никита Павловец , к-рые, в частности, укрепили ее новой кипарисовой доской.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Самая главная святыня обители – это древняя чудотворная Смоленская икона Божией Матери, облеченная в сребропозлащенную ризу с другими украшениями высокой художественной работы. Кисть живописи очень древняя и время написания св. иконы с большей вероятностью можно отнести к XV столетию. Предание говорит, что эта чудотворная икона Богоматери была в руках печальной памяти Стеньки Разина, который, разграбив неизвестный приволжский монастырь или церковь , в которых находилась св. икона, и ободрав украшения ее, бросил святыню в Волгу, но в одном из протоков этой реки рыбак поймал ее в неводе, a потом передал в Чуркинскую обитель. Не только братия Успенско-Николаевской Чуркинской обители, но и все окрестные жители почитают св. икону, как чудотворную и, до устройства в своих селениях приходских церквей, считали за великое счастье принимать св. икону в дома свои. Хотя в обители и не имеется записей о чудесах, совершившихся от св. иконы, но их заменяют несколько серебряных привесок, изображающих людей, руки, глаза и т. п. члены человеческого тела, –приложенные к святыне удостоившимися испытать на себе милосердие Царицы Небесной и от ее св. иконы получив исцеления от болезней. Св. икона помещается за правым клиросом соборного храма в великолепном резном и вызолоченном киоте. Замечательна также икона Св. Николая, в рост, в полном архиерейском облачении. Это – храмовая икона второго обительского храма. Она почитается чудотворной. Известен случай избавления некоего Бочарова от туркменского плена, по молитве к Св. Николаю, вслед за обещанием – соорудить на помянутую икону благолепную ризу. По рассказам старожилов монастыря, в прежнее время киргиз-кайсаки и калмыки многочисленными толпами приходили в обитель, входили в храм, покланялись многократно перед иконой Святителя и ставили перед ней свечи. Наконец, к святыням обители должна быть причислена и доска, обложенная сребропозлащенной ризой и имеющая в середине изображение Спасителя, a по сторонам его, залитые в воскомастихе, следующие священные предметы: 1) часть ризы Господней, 2) часть ризы Пресвятой Богородицы; частицы свв. мощей: 3) св. апостола и евангелиста Матфея, 4) ап. Варфоломея, 5) мчц. Анастасии, 6) мчц. Феодосии, 7) вмч. Прокопия, 8) мч. Ореста, 9) Св. Иоанна Златоуста , 10) прп. Сергия Радонежского, 11) прп. Нила Столобенского, 12) прп. Никиты Халкидонского, 13) Св. Александра Невского, 14) блж. Георгия, 15) убиенного от Ирода младенца и 16) частицы камней от Гроба Господня и гроба Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010