Из икон этого храма замечательны: местная храмовая икона святого великомученика Феодора Стратилата в житии. Письмо на ней древнее, но поновлено. На иконе риза серебряная, позолочена с разными драгоценными украшениями: вклад девицы Фотиньи. Венец на ризе с сиянием осыпан стразами, пояс и некоторые другие места украшены камешками разных цветов и бирюзой со стразами, – малых венцов на ризе вызолоченных 20. Кроме этой ризы в ризнице на эту же икону есть ещё две серебряные: одна листовая, известная по описи 1763 года, – другая серебряная с драгоценными украшениями. На ней в венце 3 запанки золотые, а в запанках искры алмазные и яхонтовые, 3 изумруда и 7 жемчужин больших зёрен; ожерелье обведено 2-мя нитками – одной из бурмицкого жемчуга, другой из кафимского; между жемчужинами в серебряных гнёздах вставлены изумруды и пронизки яхонтовые. Другие местные иконы в серебряных же ризах, письма XVII века, но поновлены. Образ Спасителя, живоначальной Троицы, Святого Николая Чудотворца, Пресвятой Богородицы Смоленской в серебряной ризе с золотыми венцами. Из икон неместных замечательны: 1 . Икона Грузинской Божией Матери, писана она на масле на полотне и наложена на деревянную доску. На Божией Матери и Младенце риза серебряная с позолоченными венцами и драгоценными украшениями; убрус низан в узор мелким жемчугом по малиновому бархату со стразами. На венце Божией Матери корона стразовая с бирюзою, – в середине оной звезда с 30 алмазными искрами, – выше оной звезды три больших топаза; вверху короны крестик из 4 аметистов. 2 . Икона Неопалимой купины – художественного письма. На ней риза серебряная, вызолочена. Этой иконою Архимандрит Фотий благословил девицу Фотинью, когда определял её в Фёдоровский монастырь. 3 . Икона Фёдоровской Божией Матери – прекрасного письма XVII века. Риза на ней серебряная с жемчужным убрусом и другими украшениями. По сторонам изображены– Святой Феодор Стратилат, Николай чудотворец и два херувима. II. Тёплый храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Храм этот стоял прежде напротив церкви святого Феодора Стратилата на западной стороне монастыря и переделываем был два раза: сперва после пожара в 1655 году, а потом за теснотою в 1685 году. Наконец в 1710 году, по обещанию царевны Наталии Алексеевны, построена новая каменная церковь на том месте, на котором стоит доселе. Главный храм построен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в нём два придела: во имя Знамения Божией Матери и во имя святого мученика Адриана и Наталии. В переписных книгах 1635 года о нём пишется так:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Источник находится примерно в 18 км от автотрассы Вологда - Кириллов. На месте поворота к святому месту поставлен дорожный указатель «Чудотворный источник». Написано со слов иеромонаха Лаврентия (Середнева), и.о. наместника Кирилло-Белозерского монастыря в газете " Вестник " (Декабрь 2004 г.) Смоленская икона Божьей Матери, иминуемая Одигитрией, была написана, по церковному преданию, святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. В 1101 году князь Владимир Мономах с великим торжеством перенес чудотворную икону Одигитрию из Чернигова в Смоленск, где поставил ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона Одигитрия стала называться Смоленской. Чудотворный источник в честь иконы Матери Божией " Одигитрии " Смоленской - одна из святынь Вологодской епархии. На протяжении нескольких веков милостью Божией на нем даруется исцеление больным и страждущим людям, приходящим к нему с верой. Об этом источнике не было письменного повествования, сохранилось лишь устное предание. Народная память относит это событие к началу XIX в. Недалеко от деревни Елегоньево Вологодского уезда управляющий имением шёл по лесу, по краю болота, и нашёл Смоленскую икону Божией Матери. Эту икону он принёс хозяину имения. На следующий день обнаружилось, что икона исчезла. Хозяин имения и управляющий, пригласив местного священника, пошли на то место, где была найдена икона. Они нашли её там. Рядом с иконой бил ключ, которого прежде не было. Сразу же начались исцеления от недугов. Молва о чудотворном источнике быстро разнеслась по окрестным деревням. Довольно скоро на этом месте была поставлена 2-х ярусная деревянная часовня. Недалеко от часовни, на камне, кто-то обнаружил отпечаток человеческой стопы, подобный отпечатку стопы преподобного Кирилла Белозерского на горе Мауре. Верующие стали почитать его как отпечаток стопы Божией Матери. Вспомнив о преподобном Кирилле, стоит упомянуть, что существует предание, согласно которому он - основатель древнего монастыря - останавливался здесь в 14 веке.

http://sobory.ru/article/?object=19170

В первую очередь, в этом отношении внимания заслуживает Юрий Дмитриевич Звенигородский. Именно в его завещании 1432 г. упоминается образ: «А бл(а)гословляю с(ы)на своего Василья икона Пр(е)ч(и)стая Б(огороди)ца окована золото м, Смоленьская» . Юрий Дмитриевич, третий сын Дмитрия Донского, был ценителем искусств и покровительствовал церковному строительству. На его средства строились собор в Звенигороде – Успения Богородицы, каменный Троицкий собор в Сергиевом монастыре, в Саввино-Сторожевском монастыре –белокаменный Рождественский собор, монастырю князь придал села и деревни. Считается вероятным, что роспись храмов осуществляла художественная артель, возглавляемая Даниилом Черным и Андреем Рублевым. В этом контексте неудивительно, что известная икона, оказавшись у звенигородского князя, удерживалась им. Образ выделяется из других, упомянутых в завещании. Он назван первым и завещался старшему сыну. Еще два образа передавались другим сыновьям. Икона Спаса – Дмитрию (старшему): «А бл(а)гословляю с(ы)на своего Дмитрея икона Сп(а)съ окована, что мя ею бл(а)гословила княгини Марья Данилова» . Некая иная Богородичная – Дмитрию Меньшому: «А бл(а)гословляю с(ы)на своего Дмитрея меншего икона Пр(е)ч(и)стая золото м окована, что мя бл(а)гословила м(а)ти моя, княгини великая». Как можно видеть, не раскрывается происхождение лишь Смоленской иконы. К Юрию Дмитриевичу икона могла попасть через тестя – Юрия Святославича Смоленского, однако таких свидетельств – ни прямых, ни косвенных – не имеется. Мог ли Юрий Святославич забрать икону в 1404 г., когда был вынужден покинуть Смоленск? Здесь важно вспомнить, что в рассказе о возвращении иконы смольнянам говорится о многих иных смоленских иконах, которые были меньше иконы Божией Матери. Трудно себе представить, что он приехал со многими смоленскими иконами к Василию Дмитриевичу, если пытался получить помощь для освобождения Смоленска. Белорусско-литовские летописи сообщают подробности: Юрий выехал из города «не во мнозе и з бояры, a княгиню свою c бояри остави во Смоленьску и приказа имь ждати себе на перъвыи рок и на други, и на третии, a самь приеха на Москву, и биль челомь князу великому Василию Дмитровичь служити, даютися ему самь со всимь своимь княжениемь» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10003829/

Но подробности, связанные с историей ее перемещения в институт реставрации после торжественных событий на Бородино 2012 года и особенностями самой реставрации, я хотел бы передать моим коллегам, которые присутствуют на этой пресс-конференции. Прежде всего, позвольте кратко дать слово Александру Александровичу Дубровскому, который является официальным древлехранителем Смоленской епархии. Прошу Вас, Александр Александрович... А. А. Дубровский: Благодарю Вас, Владыко. В настоящее время после завершения двухлетней реставрации, конечно, повторю слова Владыки, ходят слухи усиленно, что икону подменили, конечно, нет – икона та же, но икона преобразилась, икона совершенно другая. Но во-первых, мы привыкли видеть тот живописный образ, который наблюдали всегда, подходя к иконе, в окладе. Оклад, который большую часть иконы закрывал, видели лик, лик Младенца, ручки. На сегодняшний день икона будет установлена без оклада, оклад будет отдельно установлен в соборе. Во-вторых, этот образ Божией Матери Смоленской " Одигитрии " , как мы уже все знаем из истории, был подарен Константином Мономахом дочери, благословляя ее замуж, в 1046 году, соответственно – это список с той древней иконы, и на сегодняшний день мы видим, выставлена в Храме Христа Спасителя наша икона, – это византийский образ Богоматери, это тоже нужно понимать. Мы неоднократно в процессе реставрации обращались к реставраторам ГосНИИ реставрации, как представители епархии, что данная икона является не музейным экспонатом, а все-таки молельный образ, культовая вещь, к которой люди идут молиться, и мы просили, чтобы места утрат многочисленные, которые на иконе при расчистке были выявлены, были затонированы, пусть даже они будут, скажем так, несколько отличаться от общего фона, пусть они будут на полтона разниться, но это должен быть цельный образ, который не мешает верующему в восприятии всей иконы. Как вот сейчас реставраторы ответят на вопросы, расскажут нам, мы просили утраты эти подлевкасить, затонировать и так далее, самое интересное, это не противоречит законам и правилам реставрации. На многочисленных советах реставрационных с участием ведущих специалистов реставрационных центров города Москвы было принято решение эти места утрат оставить, так как нехорошо записывать автора, и не вносить в изображение иконы ничего нового.

http://religare.ru/2_106025.html

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии Константинопольской, 876; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502, и др.). Повторением древнего образца является изображение в алтаре церкви св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр. в церкви Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Святой Софии Константинопольской, 1118; в соборе Гелатского монастыря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в нескольких вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с пророком Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись церкви Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в русской традиции известно как «Знамение», напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, около 1160; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321). Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к которому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская, Тихвинская, Казанская и другие. В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь вмц.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Среди икон этого храма некоторые почитались за чудотворные: икона Казанской Божьей Матери (сохранилась от прежней церкви), лик ее «изображен крупными чертами на холсте, наклеенном на дерево, икона Смоленской Божией Матери „письма древнего“ до 1833 года находилась в доме помещиков Грибоедовых, но в этом году, когда умер последний потомок фамилии Грибоедовых, она была перенесена в храм»; икона Божией Матери «взыскания погибших», «кроме древности письма, замечательна еще тем, что младенец Иисус... представлен в обнаженном виде»; икона святителя Николая, «чтимая народом за чудотворную, и в прежние года, как рассказывают, было к ней большое стечение богомольцев, но почему такое прекратилось, неизвестно».  Н.А.Тархова. Грибоедовская усадьба Хмелита Храм каменный, устроен в 1759 г. помещиком Федором Алексеевичем Грибоедовым. Престолов три: в настоящем - в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах: во имя свят. Николая и Крестителя Иоанна Предтечи. Приписной кладбищенский храм, тоже каменный, устроен в 1794 г. Алексеем Федоровичем Грибоедовым во имя св. Алексия, человека Божия. Прихожан 1221 душа муж. пола и 1346 жен. пола. Земли церковной 36 дес., в том числе усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Церковного капитала 1375 руб., капитала причтового 1000 руб.; священник получает жалования 108 руб., псаломщик 36 руб. Священник Михаил Тимофеевич Виноградов, с 1883 г. священник, награжден скуфьей в 1895 г.; диакон Леонид Иоаннович Романов, в сане диакона с 1885 г.; псаломщик Гавриил Васил. Ширяев, в должности с 1890 г., в стихарь посвящен. В селе 2 школы: церковно-приходская и земская. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Казанская церковь находится чуть южнее въезда на парадный двор, рядом с основной дорогой. Прежде площадка около нее была выделена и обрамлена посаженными по кругу деревьями. Стены сложены из особого узкого кирпича. Трапезная с симметричными приделами (чьими апсидами заслонены западные углы храма) и колокольня были разобраны и восстановлены при реставрации. Характерный для Смоленщины памятник барокко, но здесь оно выражено гораздо скромнее, нежели в облике главного дома.

http://sobory.ru/article/?object=01247

Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. М., 1972. hram-tver.narod.ru Одним из самых величественных храмов города был и остается главны храм города - Корсунско-Богородицкий собор. Именно в нем некогда хранилась святыня Руси - чудотворная икона - Корсунская икона Божьей Матери. По преданию икона была написана самим евангелистом Лукой при жизни Богородицы, когда Пресвятая Дева увидела свое изображение, то сказала: «Благодать родшагося от Меня и Моя да будет с сею иконою». В XII в. По прошению Преподобной Ефросинии Полоцкой эта икона была «уделена» из Эфеса в Полоцк. А уже в 1239 г. Корсунская икона попадает в наш город - полоцкая княжна Параскева дарит ее Торопцу в память о своем венчании с Александром Невским. В 1676 г. царь Алексей Михайлович приказывает построить в Торопце каменный Корсунско-Богородицкий собор, который и простоял до конца XVIII в., но во время одного из страшнейших пожаров собор обгорает так, что богослужения в нем вести невозможно. Но церковную утварь и чудотворную икону удается спасти. И на «общественном собрании» торопчане постановили, чтобы городской глава «чрез знающего архитектуру сделал приличный соборно церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение». Таким «знающим архитектуру» стал смоленский архитектор Осип Спиркин. И в 1795 г. приступили к строительству. Возведение собора шло медленно, потому что у многих во время пожара погибло все. Но не только поэтому. Была и более веская причина. 1772 г. - первый раздел Польши. В России присоединена восточная часть белорусских земель, и границы отодвигаются далеко на запад. Торопец теряет свою главную привилегию - он перестает быть приграничным городом. И город, как о нем пишут современники, приходит в упадок. И поэтому единственный раз за всю историю города торопчане обращаются с просьбой о пожертвовании к государю. Павел I выделяет 4 тыс. рублей. И на эти средства был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона. В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с «градским духовенством при громадном стечении народа». Но и потом соборное духовенство и граждане Торопца заботились о главном храме города - «старались придать ему лучший вид и довести до возможного совершенства». Так, в 1840 году - позлащены главы на сумму 968 руб., 1876 г. - церковный староста Абаканов пожертвовал 4500 руб. для «возобновления» Георгиевского придела собора и т.д. А в 1877 г. в заметках о Торопце было написано: «Благолепие собора полное … Весьма красивое здание, вполне соответствующее своему назначению».

http://sobory.ru/article/?object=00176

В 1795 году, по третьему разделу Польши, монастырь вместе с Белостокскою областью отошел к Пруссии и до 1807 года находился под ее владычеством. Прусское правительство отобрало от монастыря все его имения, оставив ему только церковь и монастырские здания. В русское подданство монастырь перешел с обветшалыми строениями и малым числом братии. Под русской Державой монастырь начал оправляться и постепенно оживать. В 1839 году, после посещения его епископом Иосифом Семашко, мирно совершился переход некогда православной обители в лоно Церкви. С 80-х годов монастырь начал усиленно благоустраиваться и перестраиваться. Главной монастырской святынью является чудотворная Супрасльская икона Божией Матери — Одигитрии. По монастырскому преданию, эта святая икона есть точная копия с Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (см. 28 июля). В монастырь она привезена епископом Смоленским Иосифом Солтаном, в благословение вновь созидаемой им обители. В местном западно-русском населении, без различия исповеданий, она пользуется глубоким почитанием; не только православные, но и католики и лютеране приходят в Супрасльский храм для молитвы перед нею, и в памяти местного населения хранится немало сказаний о чудесной помощи по молитве перед этой древней святыней обители. В настоящее время эта святая икона, покрытая серебряною, вызолоченною ризою с драгоценными камнями, стоит в деревянном изящном киоте в Благовещенском храме за левым клиросе, у колонны. Кроме нее в монастыре есть еще древняя и чтимая Владимирская икона Божией Матери. По местному преданию, эта святая икона подарена митрополиту Иосифу Солтану для Супрасльского монастыря великой княгиней Литовской, Еленой Ивановной, дочерью князя Московского Иоанна 111-го супругою Литовского князя Александра. Драгоценной святыней монастыря также являются частицы древа животворящего креста Господня и присланные в 1750 году папою при собой грамоте кости святого мученика Иустина. При монастыре школа, странноприимный дом и Благовещенское братство, открытое в 1893 году, с целью укрепления духа православия и развития самосознания русской народности в окрестном населении.

http://sobory.ru/article/?object=19442

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин. В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы. В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы. В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. 1327). 20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Георгиев...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010