39 . В начале главы премудрый увещевает не делать зла, а в конце указывает и средство к тому, чтобы никогда не поступать дурно: «при всех делах твоих» или «во всех делах твоих помни ο последних днях», т.е. ο том, что ожидает тебя при кончине, когда праведник получит награду (ср. 2:3, 6:29), а грешник будет наказан (ср. 3:28), – и тогда «во век не будешь поступать дурно»: если мысль ο воздаянии при смерти будет сопровождать все твои занятия, то она несомненно удержит тебя от дурных поступков. Сл.: «Во всех словесех твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши». «Словесех», Γρ. λγοις, в Библии обычно передает еврейское дабар, означающее и «слово», и «дело», здесь же в Евр. поставлено маъасê «дела», как и в Сир. Глагол шахат «портить» и «делать худо, поступать дурно», Гр. и Сир. передали свободно: «не согрешишь».   Правила обращения с различными людьми (Сир. 8 гл.)   Глава 8 1. He спорь с человеком сильным, чтобы тебе не впасть в руки его. 2. He веди тяжбы с человеком богатым, чтобы он не взял перевеса над тобой: 3. ибо многих соблазняет золото и богатство прельщает сердца князей. 4. He спорь с человеком болтливым и не подкладывай дров на огонь. 5. He шути с человеком глупым, чтобы он не отозвался презрительно ο предках твоих. 6. He укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы виноваты. 7. He поноси человека старого, потому что и из нас будут старики. 8. He торжествуй над мертвецом, помни: все мы умрем. 9. He пропускай речей мудрецов и навыкай в притчах их, 10. так как от этого научишься разумению, чтобы предстоять пред вельможами. 11. He пренебрегай преданиями старцев, которые они слышали от отцов своих, 12. так как от этого получишь знание, чтобы дать ответ, когда потребуется. 13. He раздувай огня на углях грешника. чтобы самому не сгореть в пламени его. 14. He возмущайся пред лицом наглеца, чтобы он не засел в засаду против тебя. 15. He давай в долг тому, кто сильнее тебя, а если дал, то считай себя потерявшим; 16. He поручайся за того, кто знатнее тебя,

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

14. Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме. 15. Так как вы говорите: „мы заключили союз 1024 со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, – потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя“. Что слова стихов 9, 10 и 13 были насмешкою, доказывается возгласом пророка в ст. 14, который называет хульниками правителей народа. Это нам раскрывает состояние умов высших слоев общества при Езекии и указывает на те трудности, с которыми приходилось бороться пророку и благочестивому царю, даже после замены Севны Елиакимом (ср. гл. XXII) 1025 . Стих 15-й указывает на необычайную самонадеянность и насмешливую гордость правящих классов, как бы считавших себя застрахованными от несчастья, потому только что исполняли все законные обряды. Независимо от этого они, как видно из главы XXII (ср. и Ис. 30:2 ), надеялись на помощь Египта, ведя с ним тайно переговоры 1026 ; поэтому они не высказывают явно своих надежд, а облекают свой ответ в насмешливо кощунственную форму, в которой заметно явное неверие не только пророчествам, но и обетованиям, и даже богохульство. Пророк сам говорит за них, что они ищут убежища во лжи и прикрывают себя обманом. Это относится и до обрядового исполнения закона, при отсутствии всякой правды в сердцах их, и к тайным интригам их (повидимому помимо царя) с Египтом. 16 . Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. 17 . И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. Глаголет Адонаи Иегова: „Я полагаю в основание Сиона камень“. (Ср. Пс. 117:22 ). Сион в настоящем стихе очевидно – духовное царство, избранные народа, могущие принять с верою обетования; в будущем – та очищенная и просветленная семья верующих, которой Пастырь-сам Мессия. Он есть основание великого священного здания, которое есть Церковь Христова; если бы основной камень был вынут, то здание должно рушиться 1027 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Помните о страданиях праведников, живя в безбожном окружении, и не будьте равнодушны к тьме нечестия, которую видите вокруг. Мучайтесь от этой тьмы, и тогда придет вам вечное избавление от Бога, ведь сердцем вы страдали о том, что в мире так много зла и мало добра. Аминь. 16 февраля 1949 года О предопределении Слово на Послание св. ап. Павла к римлянам, гл. 8, стихи 28–30 Трудный вопрос, что такое предопределение Божие. Перед рождением св. Иоанна Предтечи Ангел Господень, явившись отцу его, священнику Захарии, предвозвестил, что будет ему великая радость, что все народы мира возрадуются о рождении его сына, «ибо будет он велик пред Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (см. Лк. 1:13–15 ). Итак, святой Иоанн Креститель уже до рождения своего был освящен Богом, был предопределен быть великим и славным. Так было и со многими преподобными: со святыми Амвросием Медиоланским , Ефремом Сириным , Сергием Радонежским и другими. Уже вскоре по рождении их или даже до рождения Господь открывал матери, что будет свято дитя, которое носит она во чреве своем. А что же те несчастные, которых рождается так много, чьи родители полны греха и нечистоты: прелюбодеи и блудницы, воры и пьяницы? Они живут и вырастают в самых неблагоприятных для спасения условиях. Вся окружающая их обстановка словно преднамеренно направляет их на губительный путь. Вот и спрашивают, почему у Господа будто бы заранее одни предназначены ко спасению, а другие осуждены на погибель? В Послании к Тимофею сказано: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» ( 2Тим. 1:8–9 ). При этих словах может зародиться мысль, будто Господь кого-либо предопределяет к погибели. А Он ведь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). В Послании к римлянам читаем: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» ( Рим. 8:28–29 ). То есть предопределено быть подобными образу Сына Божия тем, о которых, по Божественному предведению Своему, Он знал заранее, что они пойдут по пути, заповеданному Христом, и будут достойны царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

8:8), вследствие чего «и вси людие зряху глас Божий» (Исх. 20:18); то слово Господне обращается собственно к тем, которые умом видят Бога, которых Он избавил от земли египетской и от власти фараона, (чтобы они не находились в порабощении глине и соломе, строя города египетские) и которых Он признал из всех племен земли, как говорит апостол: «ныне же познавше Бога, паче же познани бывше от Бога» (Гал. 4:9), и в другом месте: „кто не знает, тот не будет признан (1 Кор. гл. 14)“. Таким образом не всех признает Бог, а тех, которые достойны этого, как говорит Он в Евангелии: «отступите от Мене вси делателие неправды, не вем вас» (Лук. 13:27). Так как они делатели неправды, то Бог не признает их. Поэтому же Он говорит: так как одних вас признал Я и принимал за своих, то посещу вас за все беззакония ваши. «Егоже бо любит Господ, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12:6). И прекрасно сказал: «посещу», а не «накажу», потому что наказание Божие есть посещение и врачевание. И за все, говорит, беззакония или грехи ваши посещу вас, чтобы ничто не осталось без наказания и чтобы все получило исцеление. Ам.3:3—8. Пойдут ли двое вместе, не согласившись между собою? Заревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? Подаст ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Попадет ли птица в петлю на земле, если нет птицелова? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба, и народ не испугался бы? Бывает ли в городе зло, которое бы не Господь попустил» (non fecit)? «Ибо Господь Бог ничего не соделает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начнет рыкать: кто не устрашится? Господь Бог сказал, и кто не будет пророчествовать? LXX: Пойдут ли двое совершенно вместе, не зная себя? Заревет ли лев в дубраве своей, не имел перед собою добычи? Подаст ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Упадет ли птица на землю, если нет птицелова? Спадет ли петля на землю, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба, и народ не испугался бы? Бывает ли в городе зло, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не соделает, не сообщив об этом в откровении рабам Своим, пророкам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не о том говорится, чтобы добродетели вовсе не имели никаких недостатков, a o том, что любовь следует иметь не недостаточную, не лицеприятную, а всецелую. To же можем сказать и о других добродетелях. Кто несовершенно держится целомудрия или справедливости, а что-нибудь опускает, тот, хромая в исполнении, вредит всему телу добродетели. Итак, под всем законом должно разуметь закон о любви " . " Милость превозносится над судом " (13) — суд по правде Божьей грозит осуждением всякому грешнику, а грешны перед правдой Божьей все — не только неверующие, но и мы, верующие христиане. Однако милосердие, благотворительная любовь несет в себе надежду, что она превозможет угрожающему осуждению за грехи и освободит согрешившего от заслуженного наказания. Апостол Петр высказывает подобную мысль, говоря: " Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов " (1 Пет. 4:8).Следовательно, вот какое большое значение имеют дела — дела христианской любви, дела милосердия к ближним!Святой Иаков указывает дальше, что и ветхозаветные праведники, как Авраам, возложивший своего сына на жертвенник (Быт. 22:9) и блудница Раав, содействовавшая евреям при взятии Иерихона (Иисус Нав. 2 гл.), спаслись не верой только, но и делами, которыми они проявили свою веру. " Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва " (2:26). Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Глава третья Против самозваного учительства и от необузданности языка 3:1-14 Пустое благочестие, не идущее дальше слов, часто проявляется в стремлении поучать других. Апостол Иаков и обличает эту страсть к учительству. Он показывает тут, какое громадное значение в жизни имеет слово человека и какая великая нравственная ответственность лежит на учителе. Вот почему надо с большой осторожностью и с недоверием к себе браться за служение учителя веры. " Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению " (3:1). Значение языка, как органа речи, в жизни человеческой святой Иаков сравнивает с удилами, рулем и огнем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Учение православной Церкви «Храним слова Господни, апостольские и пророческие, через которые мы научились чтить и величать, во-первых, собственно и истинно Богородицу и св. ангельские силы, апостолов, пророков и славных мучеников, святых и богоносных учителей и всех святых мужей и просить их предстательства, потому что они могут соделать нас угодными Царю всех – Богу... Если кто не исповедует, что все святые, сущие от века и угодившие Богу как до закона, так под законом и благодатию досточестны пред Ним по душе и по телу, или не просит молитв святых, как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию: анафема» (Постановл. VII Всел. Собор.) 103 . Величие святых Святые окружают престол Божий ( Откр. 7:9,10 ), граждане небесного Иерусалима ( Евр. 12:22,23 ), весь мир их не достоин ( Евр. 11:38 ), друзья Божии ( Ин. 15:14 ; сн. Ис. 41:8 ; Иак. 2:23 ), во святых Бог прославляется ( 2Сол. 1:10 ), святые участники божественной славы ( Ин. 12:26 ), память о них будет вечная ( Пс. 111:6 ), «благословенна» ( Притч. 10:7 ), « Церковь о них будет возвещать хвалу» ( Сир. 44:14 ). Члены Церкви земной должны а) помнить о святых и подражать их богоугодной жизни: «поминайте (μνημονεετε – вспоминайте) наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним» ( Иак. 5:10 ). «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16; 11:1 ; Флп. 3:17 ). Апостол Павел, упомянув о святых и их подвигах ( Евр. 11 гл.), наставляет: «имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя, и запинающий (επερστατον – незаметно овладевающий, запутывающий в свои сети) нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» ( Евр. 12:1 ). б) ... почитать святых: Господь Иисус Христос, подтвердив ветхозаветную заповедь: «Господу Богу поклоняйся, и Ему одному служи» ( Втор. 6:13 ;; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В беседах с учениками и народом Иисус неоднократно говорил об имени Бога Отца. Уже в ВЗ Бог нередко назывался Отцом, однако именно в НЗ, в особенности в Евангелии от Иоанна, о Боге говорится гл. обр. как об Отце, во имя Которого Сын пришел на землю, от имени Которого Сын действует: «Я пришел во имя Отца Моего» (Ин 5. 43); «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин 10. 25). В ходе беседы Иисуса с иудеями и эллинами Он говорит о Своей предстоящей смерти и обращается с молитвой к Отцу: «Отче! прославь имя Твое»,- на что голос с неба отвечает: «И прославил и еще прославлю» (Ин 12. 27-28). В др. молитве, произнесенной во время Тайной вечери и также обращенной к Отцу, Иисус говорит: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. ...Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. ...И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. ...Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин 17. 6, 11, 22, 25-26). Как в беседе с иудеями и эллинами, так и в молитве Тайной вечери тема имени Бога Отца тесно переплетена с темой славы Божией. Наивысшим моментом этой славы является крестная смерть Спасителя и Его воскрешение Отцом, к-рое описывается в терминах прославления имени Отца. Сын открывает Своим ученикам имя Отца, тем самым передавая им ту славу Божию, которую Отец дал Сыну. Единство учеников обусловлено тем, что им открыто имя Отца и дана слава Отца. Понятия И. Б. и славы Божией еще в ВЗ находились в неразрывной связи; поэтому не случайно, что и в устах Иисуса они также взаимосвязаны. Не случайно и то, что молитва, к-рую Иисус дал ученикам, начинается прошением об имени Отца («Да святится имя Твое» - Мф 6. 9), а заканчивается упоминанием о Его славе («Ибо Твое есть Царство и сила и слава...» - Мф 6. 13).

http://pravenc.ru/text/Имя Божие.html

10 . Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего народ Гоморрский. Господь Бог признает своим лишь тот остаток, о котором говорится в ст. 9; только он представляет собою народ обетования, и в числе его находится пророк; потому в воззвании своем к князьям и народу он совершенно отделяет их от верных и говорит: „внимайте закону Бога нашего“ (уже не вашего). Иегова не есть Бог отступников и идолопоклонников. Название князей и народа именем проклятых городов заключает в себе тяжелые обличения. Независимо от пьянства и разврата, Исаия указывает на грабеж и насилие и угнетение бедных. (Ср. еще ниже Ис. 3:5,12,14–15 ) и при этом, как видно из последующих стихов настоящей главы (ст. 17–21) эти злобные и неправедные князья, судьи и народ тщательно исполняли обрядовую часть Моисеева закона. Такое отношение в религии почти всегда было особенностью Израиля, как можно видеть из обличений Псалма 49, из Ам. 5:21–24 ; Мих. 6:6–7 и позже Иер. 6:18–20 . Не то же ли мы видим и во времена Господа нашего Иисуса Христа? (См. Мф. 15:1–9 со ссылкой на Ис. 29:13 ). Окидывая взглядом всю историю Иудеев, нельзя не видеть, что чрезвычайно редко дух закона преобладал над обрядовою частью. Только Давид, потом Езекия душею своею знали Господа; позже и при Ездре, и во времена Иуды Маккавея был искренний подъем духа к Господу. 11 .                                             К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. О жертвоприношениях и порядке их заклания и сожжения мы отсылаем к нашим примечаниям во II т. Св. Лет., к четырем первым главам и в XVI главе книги Левит. Уже и в этой книге закона открывается, для внимательного читателя тот смиренный дух сознания своей греховности, который требовался от приносящего жертву. Это ясно из требования, чтобы приносящий жертву возлагал свои руки на жертвенное животное, сознавая, что смерть животного заменяет его собственную смерть, которую он заслужил своими грехами и преступлениями. Такое же значение имел обряд козла отпущения для всего народа (гл. XVI Лев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010