12 Скажи ему… вот Муж, имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из… и создаст храм Господень. 13 Он… воссядет и будет владычествовать на престоле Своем; будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим. 14 Венцы те будут Хелему и Товии, Иедаю и Хену, сыну Софониеву, на память в храме Господнем. Ниже перечисляются удивительные особенности этого раздела. (а) В ст. 14 изменены два из упомянутых в ст. 10 имен. Хелдай (букв, «крот») становится Хелемом (в NIV mg. в значении «сила») и Иосия становится Хеном (в значении «благодать», то же самое слово использовано дважды в 4:7 в связи со строительством Храма). (б) Слово, переведенное как венцы, в оригинале стоит во множественном числе, но сопровождает его там глагол в единственном числе (14). Быть может, здесь намек на двух вождей Иудеи. (См. ниже.) (в) Грамматические формы не позволяют определить, идет ли речь об одном или двух лицах. В гл. 4 говорится о Зоровавеле, установившем основание Храму, а в гл. 3 «ОТРАСЛЬ» не отождествлялась с Иисусом. Фразу совет мира между тем и другим (13) надо понимать, конечно, в смысле гармонии между духовным и светским вождями, однако речь может идти и о «религиозных и политических аспектах руководства». (г) Тот факт, что Зоровавель не назван по имени и что венцы будут оставлены в Храме на память, наводит на мысль, что это предсказание относится к событиям, произошедшим после конца его земной жизни. Если вспомнить, что наименование «ОТРАСЛЬ» обычно используется по отношению к Мессии, и отнести это предсказание к Иисусу, то многое встает на свое место: Иисус Христос – одновременно и Царь и Первосвященник; Он и является той реальностью, о которой несовершенным образом свидетельствовали Иисус и Зоровавель; Он – Зодчий храма Божьего, Церкви. Последний стих походит на кульминацию гл. 7–8. Многие люди придут издалека, а не только те, что упомянуты в начале раздела. Это станет знамением того, что Господь действительно говорил через Своих вестников (15, см. выше: коммент. к 2:9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Тропарь, гл. 4: «Ныне вступление к исполнению милости Божией и предвестие о спасении людей, в храме Божием торжественно появляется Дева и всем Христа предвозвещает, Ей и мы громко воскликнем: радуйся, исполнение предначертания о нас Создателя». Величание. «Прославляем Тебя, Богом избранная Отроковица и почитаем Твой вход в храм Господень». Стихи псалмов. «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на Святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли (Пс. 47; 2–3). Славное возвещается о Тебе, град Божий (Пс. 86; 3). Город великого Царя, как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит Его на веки (Пс. 47; 3. 9). Святое жилище Всевышнего (Пс. 45; 7). Сила и великолепие во святилище Его (Пс. 95; 6). Стала Царица по правую сторону Тебя в Офирском золоте. Богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Дочери царей между почетными у Тебя. Вся слава дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом. В испещренной одежде ведется Она к Царю, за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее; приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя. Слыши, Дщерь, и смотри и приклони ухо Твое и забудь народ Твой и дом отца Твоего и возжелает Царь красоты Твоей. (делаю имя Твое памятным в род и род. Поэтому народы будут славить Тебя во веки и веки». (Пс. 44; 10. 13, 10, 14–16, 12, 11, 18). Прокимен, гл. 4: «Слыши, Дщерь, и смотри и приклони ухо Твое». Стих: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе. (Пс. 44; 11, 2). Стихира после св. Евангелия: «Ныне одушевленный храм, Святая Дева, и храм великого Царя, — Христа Бога, входит в храм Господень, чтобы приготовиться Ему в Божественное жилище; люди, веселитесь». Ирмосы и канон, гл. 4. Песнь 1: «Открою уста мои и они исполнятся Духа и провозглашу хвалебное слово Царице–Матери, явлюсь светло торжествующим и радостно буду воспевать Ее вхождение». Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Тропари: 1. «B Тебе, Всечистая, мы. знаем сокровище премудрости и вечнотекущнй источник благодати; ороси же нас, просим, каплями ведения Твоего, Владычица, чтобы воспевать Тебя всегда». 2. «Будучи храмом и чертогом высшим небес, Пречистая, Ты водворяется в храме Бога–приготовиться в Божественное жилище Ему при Его пришествии». 3. «Воссияв светом благодати, Богородица просвещала всех и собирала возвеличить пресветлое торжество Ее песнями; придем же я мы в это собрание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Глава 4 Зач. 15. Учение Иисуса Христа о царстве небесном в притчах. Притча о сеятеле. Читается в пяток 13-ой недели по Пятидесятнице. Мк.4:1 . И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. И паки (опять Иисус Христос) начат учити (начал учить) при мори. Это – второй раз Иисус Христос учит при море (о первом чит. в 3 гл. 7 ст.). Самому влезшу в корабль, сидети в мори (Он вошел в лодку и сидел на море) – для удобства, чтобы не теснили Его и чтобы удобнее было Ему учить, а народу слушать. Так Он сделал, когда и в первый раз учил при море (3 гл. 7 и 9 ст.). Мк.4:2 . И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: Притчами, т. е. иносказательно, в подобиях и загадках. Чит. о притчах в объясн. 23 ст. 3 гл. Мк.4:3 . слушайте: вот, вышел сеятель сеять; Господь предлагает притчу о сеятеле. В этой притче, под образом сеяния семени на поле, Он представляет дело Своего проповедания или учения: так как между тем и другим большое сходство. 1) Как сеятель бросает семя на землю, так Он или всякий проповедник или учитель влагает слово в слух и сердце слушателей. 2) Как из земли произрастают растения и плоды, так от учения происходят в жизни слушателей добрые дела. 3) Семя произрастает различно – хорошо растёт на хорошо приготовленной, худо – на худо приготовленной земле; так и учение действует различно: иные слушают и исполняют учение, а иные слушают, но не принимают, или и принимают, но не исполняют учения. В притче о сеятеле Господь показывает, как трудно устроение царства Христова или Церкви Божией среди испорченных грехом людей. Мк.4:4 . и когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Мк.4:5 . Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; Мк.4:6 . когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Мк.4:7 . Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Затем применительно к духовному толкованию смысл, по нашему мению, таков. Сидоняне значат ловцы, о которых и в Псалмах написано: душа наша яко птица, избавися от сети ловящих (Псал. 128:7), и в Притчах: „око блудницы — сети грешника“ (Притч. гл. 23). Есть и в хорошем смысле, противуположные этим ловцы, о которых и Иеремия пишет: се Аз послю рыбари и ловцы, которые уловят вас на всяком холме и горе (Иерем. 16:16), каковых и Господь посылает на ловитву, и из рыболовов делает их ловцами человеков (Матф. гл. 4). Поэтому и селения Петра и Андрея называются этим именем, ибо Вифсаида на нашем языке означает дом ловцов. Таким образом против этих наихудших ловцов направляется слово Божие, и повелевается пророку обратить или утвердить лицо свое на Сидон, и не увлекаться всяким ветром учения, но стоять в истине, истреблять их ловцов. Но чем Господь угрожает Сиону? Вот Я сам приду на тебя, когда буду истреблять тебя, и узнают все, которые будут жить, что Я Господь, когда Я воздам заслуженное тобою, и пошлю моровую язву и кровопролитие на улицы твои. И справедливо говорится об улицах Сидона, ибо широк и пространен путь, приводящий к смерти (Матф. гл. 7). И будут худо стоявшие падать со всех сторон убитые мечом, — тем мечом, который послать на землю пришел Господь, чтобы разъединить худо соединенное и чтобы те, кои останутся, узнали, что Он Господь. И когда не будет их, то уже не будет соблазна к огорчению и терна боли, уязвляющего и поражающего народ Божий. Говорится же все это относительно противных сил в том смысле, что они будут истреблены в последнее время и будет вечная безопасность, когда Господь соберет дом Израилев, — тех, кои умом видят Бога, — и освятится Он в них, п псполнится оное написанное: святи будите, яко Аз свят есмь (Лев. 19:2). И будут жить в земле своей, о которой и в другом месте читаем: верую видети благая Господня на земли живых (Псал. 26:13). Ее дал Он Иакову, который запнул старшего брата и удостоился получить первенство его. И будут жить в ней безопасно или с надеждою, и построят домы, и насадят виноградники, и будут жить с сугубою надеждою соответственно тому, что читается у Исаии: иже отдоении от млека, отторжении от сосца печали на печаль ожидайте, надежды к надежди (Исаии 28, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

62 Учение 12-и апостолов. XIV, 2: «Находящийся в ссоре со своим другом не должен являться в собрание, пока не примирится: «чтобы не была осквернена ваша жертва " » (ср.: Мф. 5:24): XIV, 3: если кто-нибудь провинился перед своим ближним, то никто не должен находиться с ним в общении, пока он не принесет покаяния («пусть никто не говорит с ним и пусть он ничего не услышит от вас, пока не покается»), В ложно приписываемом Киприану трактате Об игроках» (ср. выше, § 2, прим. 38) говорится, гл. 4 (Harnack. Texte... Bd. 5. Heft 1. S. 19): «B учениях апостольских сказано: если какой-либо брат совершает в Церкви проступок и не подчиняется закону, то пусть он не воссоединится, пока не принесет покаяния, и пусть не будет вновь принят, чтобы не было осквернения и препятствия вашей молитве». Также Иустин. Первая апология, 1, гл. 66: только тот из крещеных может быть допущен к Евхаристии, кто «живет согласно учению Христову». Отлучение от Евхаристии – источник всех позднейших церковных наказаний. Поэтому позднее на долю епископа, как совершителя Евхаристии (§ 9), выпадает власть налагать церковные наказания. Для исключения из общинного собрания не принесших покаяния грешников, Евхаристии предшествовало публичное исповедание грехов членами общины, см.: Учение 12-и апостолов. IV, 14: XIV, 1 (ср. с приведенными Harnack " ом в его втором издании параллельными местами из II в.). Ср. также Achelis. Canones Hippolyti. S. 185. 63 Мф. 18:15–17: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего: если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово: если же не послушает их, скажи собранию (tei ekklesial): а если и собрания не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь». Здесь ясно говорится о вразумляющем увещании к покаянию. Последнее должно происходить сначала с глазу на глаз, потом в присутствии двух или трех свидетелей, наконец, в собрании (экклезии). Если собрание присоединится к увещанию (отсюда выражение «если и собрания не послушает»), а оно, тем не менее, останется бесплодным, то грешник считается выбывшим из общения христиан. Ср.: 1 Кор. 5:11–13: «Извергните развращенного из среды вас»: 5:2: апостол упрекает коринфян в том, что они не изъяли развращенного из своей среды (ek mesou hymon). Откр. 2:14–15: пергамская община поступает неправильно, держа у себя валаамитов и николаитов. – Пример подобного увещания к покаянию с предложением держаться вдали от общины мы находим в трактате «Об играющих в кости» (конца II в.), в особенности гл. 8 (Harnack. S. 26): «Если ты христианин и играешь в кости, то прежде всего тебе надлежит знать, что ты не христианин, но имя тебе – язычник, и тщетно приносишь потребное для жертвы Господней: потому что так говорит Господь: пусть никто нечистый не касается жертвы святого» и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

167 Пророк нарочно употребляет слово, имеющее двоякое значение. Ср. сходное место в 46:1–2, где говорится о «времени – – на усталых животных», – имея в виду последнее место, нельзя думать, что в 30:6 следует перевести только в смысле: «пророчество о животных». 168 Рахав название Египта. Ср. 51:9, а как прилагательное значит: «жестокий», «дерзкий», «отважный». Пророк опять в одном слове соединяет два значения – собственное и нарицательное. В русском синодальном переводе это место передано так: «поэтому Я сказал им: сила их – сидеть спокойно». Но слова едва ли можно перевести: «сказал им»; обыкновенно значит: «взывать», «называть»: а местоимение единственного числа женского рода скорее всего относится к: «Египет» (т е. – «земля Египетская»). 171 С ст. 5–8 большое сходство имеют 59 гл.; 58:2–10; 33:15–16; 1 гл. 15–17, 19, 23; 3:14, 15; 10:1–2; 11:3, 4; 29:19–21 и др. 172 О беспечности к покаянию в дни бедствия говорится и в других местах, ср. особ. 22:12–13; 47:8, 11. 175 Вероятно, здесь пророк имеет в виду Египет с его реками и каналами – 19:6, – на помощь которого надеялись жители Иерусалима. 178 Ср. с 30:33, где образы заимствованы также от судьбы Содома и Гоморры. Ср. еще 1:9, 31; 13:19–22 и друг. (65:5; 66:24…). 179 Вот, это характерное изображение «запустения» страны (ср. 6:11–13); «и завладеет ею великан и еж: и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней ветвь разорения и отвес уничтожения... И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будет встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покои. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под сень свою; там коршуны будут собираться один к другому» (34:11, 13–16). 180 Слова 1-го стиха этой главы «приложите год к году, праздники пусть совершают свой круг», по-видимому, имеют отношение к той торжественной Пасхе, которую совершил царь Езекия, когда восстановлял истинное религиозное богопочтение в царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Сектанты говорят: 1) мы все священники ( 1Пет.2:5–9 ), и священноначалие православной Церкви не нужно нам. Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откров. ( Откр.1:6, 5:9–10 ) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим 6:12 ). Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия ( Евр.13:15–16 ; Фил.4:18 ; Пс.49:14, 50:18 ; ср. Рим.12:1 ; 2Тим.4:6 ). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании ( 1Пет.5:1–5 ). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» ( Исх.23:22 ), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии ( Исх.28 гл.) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» ( Чис.18:7 ; ср. 16 гл.). 2) Проповедование Христова учения – обязанность всех христиан, а не право священников ( Деян.8:4; 11:19–21 ). 68 Рассеявшиеся от гонений христиане иерусалимской Церкви, если и проповедовали, то имели, несомненно, особые полномочия и руководственные указания от апостолов. Так одни из рассеявшихся «никому не проповедовали ни слова, кроме иудеев», другие – кипряне и киринейцы – проповедовали эллинам ( Деян.11:19–20 ). Это распределение указывает на точно выработанный апостолами план проповеди . Апостолы, находившиеся в Иерусалиме, наблюдали за деятельностью проповедников и, главное, утверждали ее: «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго» ( Деян.8:14–15 ). Также и о проповеди рассеявшихся «от гонения, бывшего после Стефана, дошел слух до Церкви иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» ( Деян.11:22 ). Из приведенных мест, как равно и из других ( Деян.15:2, 4, 28, 21:18 ; Гал.2:2 ), видно, что в апостольское время не только простые верующие не имели права на свободную проповедь, но и сами апостолы подчинялись собору апостолов. О праве священства, а не мирян, проповедовать слово Божие см. Мф.28:16–19 ; Мк.16:14–15 ; 1Тим.4:11, 3:16 ; 2Тим.4:2 ; Тит.1:9 ; ср. Рим 10:15 ; 1Кор.12:29 ; Иак.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

13. Но когда он был в воротах Вениаминовых, бывший там начальник стражи, по имени Иреия, сын Селемии, сына Анании, задержал Иеремию пророка, сказав: ты хочешь перебежать к Халдеям? 14. И реч Іереміа: лжа, не къ Халдеемъ азъ бг: и не послша ег. и вз Саріа Іеремію, и привед его ко кнземъ. 14. Иеремия сказал: это ложь; я не хочу перебежать к Халдеям. Но он не послушал его, и взял Иреия Иеремию, и привел его к князьям. Ст. 13, 14. О «воротах Вениаминовых» см. толков. Иер. 20:2 . Человкъ, у негже бита: еслиб после этих слов поставить запятую, то под «человеком» можно было бы разуметь Саруию (ср. примеч.); и «обитал» бы у этого человека пророк Иеремия, не имевший, вероятно, своего дома в Иерусалиме. Впрочем, по русскому с евр. переводу, «человек» этот называется начальником стражи, и такое название заключает в себе объяснение, почему этот человек счел себя в праве задержать пророка. Обвинение пророка в измене, в намерении уйти к халдеям, вытекало у этого человека из дурно понятого совета, который давал Иеремия всему народу, – покориться добровольно царю вавилонскому (ср. Иер. 27 гл., также Иер. 21:9 ). Имя Саріа в нынешний слав. перевод перешло из греч. Ват. (Σαρουα) или Александр. и Фр.-Август. сп. (Σαρουας=Альд. изд.). С масор.-евр. произношением имени того же лица согласнее Комплют. чтение αρουα, которому следовало слав. Острожское изд. и с которым был согласен также сирско-гекзаплский перевод. Иер. 37:15–16 15. И разгнвашас кнзи на Іеремію, и биша его, и послаша его в домъ Інаана книгочї, к той сотвориша храминою темничною. 15. Князья озлобились на Иеремию, и били его, и заключили его в темницу, в дом Ионафана, писца, потому что сделали его темницею. 16. И прїиде Іереміа в домъ рва, и в херетъ ), и сде т дни многи. ) узилище. 16. Когда Иеремия вошел в темницу и подвал, и пробыл там Иеремия много дней; Ст. 15, 16. Дом Ионафана книгочия, т. е. вероятно одного из членов государственной канцелярии (ср. толков. Иер. 36 гл.) послужил для Иеремии храминою темничною потому, что в нем было соответствующее этой цели помещение, именно: «ров»=яма, вырытая в подвале, в нижнем этаже дома. Слово «ров» можно при этом понимать и в единичном, и в собирательном смысле. Последнему смыслу соответствовала бы форма множ. числа, в которой стоит евр. слово, значущее: подвал (см. примеч.). Темнота и сырость в этом подвале были естественны, а вследствие того также естественно, что просидеть т дни многи значило перенести тяжкие мучения и даже увидеть наконец жизнь свою в опасности (ср. Иер. 37:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010