В подтверждение повелений Своих – спасаться во время бедствий при таинственном пришествии Своем для суда над Иерусалимом, Господь и указывает на этот пример из истории, чтобы не случилось и с учениками того же, что с женою Лота, – т. е. чтобы и они не были наказаны Богом, если не послушаются прямых повелений Его на те дни (Мих.). Лк.17:33 . Иже áще взыщет дýшу свою спасти, погубит ю: и иже áще погубит ю, живит ю. (Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.) Это изречение здесь повторено Господом, ранее оно было сказано при другом случае ( Лк.9:24 ). Оно вообще означает, что кто станет сберегать (взыщет) душу свою для сей временной жизни, напр., посредством отречения от Христа ( Мф.10:33 ) или какой измены Ему или, наконец, посредством жизни рассеянной, греховной; тот погубит ее для жизни вечной, т. е. лишится этой вечной жизни и подвергнется вечной смерти – погибели в аду. Напротив, кто погубит душу свою для сей временной жизни, напр., умрет за Христа или будет жить в строгом исполнении заповедей Христовых, тот сбережет, оживит (живит) ее для вечной жизни, т. е. наследует вечное райское блаженство (Чит. в объясн. 24 ст. 9 гл.). Здесь же в связи речи это изречение Христово значит то же, что и предшествующее (31 ст.), т. е. внушение спасаться от бедствий в страшные дни разрушения Иерусалима и заботиться о спасении своей души (Мих.). Лк.17:34 . Глагóлю вáм: в тý нóщь бýдета двá на одре едином: един поéмлется, а другий оставляется. Лк.17:35 . Бýдете две вкýпе мéлюще: едина поéмлется, а другáя оставляется. Лк.17:36 . Двá бýдета на селе: един поéмлется, а другий оставляется. (Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.) Одни берутся (поемлются), другие оставляются. Это, значит, что суд Божий так решителен, что из двоих, часто находящихся в ближайшей и теснейшей связи между собою, один спасается, а другой погибает: из них, по изъяснению св. Ефрема, праведные берутся в царство небесное, а грешные оставляются в огне. «Как берутся праведные, пусть скажет сие ап. Павел, поясняет св. же Ефрем: живущие о Господе восхищены будут на облаках на воздухе и всегда с Господом будут ( 1Фес.4:17 ). Как оставляются праведные? Ангелы соберут избранных от четырех ветров ( Мф.24:31 ), а нечестивых сожгут огнем неугасимым ( Мф.3:13 )». Слово поемлются или берутся толкуют и в том смысле, что изъемлются от опасности бедствия, подобно Лоту во время сожжения Содома и Гоморры (см. 28 и 29 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

5) В пятом видении (9:1–3) пророк слышит голос Господа, повелевающего обрушить Вефильский храм, в котором собрался народ для идолослужения. Спасения от карающей десницы Господней не будет, что показано в гиперболических выражениях: «хотя бы они зарылись в преисподнюю… взошли на небо... скрылись на горе Кармил» (ст. 3). За этим видением повторяется угроза истребления и рассеяния израильтян среди язычников, но с обетованием сохранения «благочестивого остатка». Это обетование об «остатке» соединяется далее с мессианским пророчеством о восстановлении падшей скинии Давидовой. Стихи 9:11–12. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое говорит Господь, творящий все сие». Это пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой, когда все призывающие имя Господне – не только евреи, но и язычники соединяются в едином исповедании Бога, является пророчеством о пришествии в мир Христа Спасителя потомка Давида по плоти (скиния или дом Давида обозначает в Библии род Давида), и о вступлении в Церковь Христову не только евреев, но и язычников. Такое именно толкование этого пророчества дал святой апостол Иаков, брат Господень по плоти, на Апостольском соборе в Иерусалиме в 49 году при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь Христову ( Деян.15 гл.) Этот вопрос возник в связи с тем, что язычники стали все чаще обращаться ко Христу и принимать крещение (Корнилий сотник, антиохийцы и др. Некоторые христиане из иудеев настаивали на том, чтобы христиане, обращенные из язычников, обязательно исполняли закон Моисеев. Тогда апостолы собрались в Иерусалим, чтобы разрешить этот спорный вопрос на соборе. Сначала говорили апостолы Петр и Павел, как они обращали и крестили язычников. Затем, после многих рассуждении взял слово председательствующий на собора апостол Иаков, который сказал: «Мужи братья! Послушайте меня. Симон (т.е. Петр изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано...» Далее, апостол Иаков привел текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой ( Деян.15:13–18 ). Этот текст и был положен в основу соборного постановления о принятии в Церковь Христову уверовавших из язычников без обременения их исполнением обрядов ветхозаветного Закона (обрезания и жертв).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Любовь Отца к Сыну в деле Искупления: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» ( Ин.10:17 ). Любовь Спасителя к людям: «Как возлюбил Меня Отец и Я возлюбил Вас... Нет большей любви как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). «Бог Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Рим.5:8–9 ). «Положил еси к нам твердую любовь, Господи, Единородного бо Сына за ны на смерть дал еси» (Воскр. кан. 3 гл.). Что же здесь есть похожего на рыцарскую кровавую месть? Есть ли здесь хотя малый намек на то? Взаимоотношения Отца, отдающего Сына на смерть за людей к Последнему, и Сына к Отцу, и Обоих к людям – одна беспредельная любовь и согласованная с нею правда. Все здесь зиждется на взаимной любви Триипостасного Бога. Как в творении мира мысль Отца исполнена Сыном и оживотворена Духом (Гр. Бог . так и в воссоздании его: хотение любвеобильного Отца спасти мир с любовью выполняет Сын, принося Себя по человечеству в непорочную жертву Богу Духом Святым ( Евр.9:14 )). Однако спасение человечества или лучше всего мира не заканчивается Искуплением Христом человеческой вины перед Богом. Завершительною целью рассмотренной искупительной стороны было не прощение вины пред Богом, а приведение чрез то падшего мира в общение с Богом, воссоздание всего мира. На этом основании, на смерти Христовой, на крови Спасителя, примирившей Бога с миром, должно состояться примирение мира с Богом, которое и есть усвоение людьми Искупления Христова. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений (h6 παρπτωμα) их и дал нам слово примирения. Итак, мы – посланники от имени Христова и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом; ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (с греческого и слав. «грех», а не «за грех»), чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:19–21 ). Это примирение с Богом, усвоение миром Искупления состоит в восприятии во Христе прощения вины пред Богом, в истреблении силою Духа Святого своих личных греховных актов, свидетельствуемых совестью в уничтожении в себе греховной скверны, страстей, наклонности ко греху и в замене всего этого святостью во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Гриша прожил после принятия святых тайн ровно сутки. Умилительно и поучительно было видеть его за это время. Страдальческое тельце его еще было приковано к постели, но дух его, уже возлетел к Богу. «К Богу хочу поскорее», – говорил он нам. «Как же, Гришенька, – спросила его бабушка, – разве ты не боишься смерти?» «Нет, не боюсь, – отвечал он, – к Богу хочу». «За 20 лет моего священства, – сказал напутствовавший его священник, – мне не случалось еще видеть при кончине такого терпения и покорности. По истине можно сказать, что такие прямо наследуют царство небесное». («Русск. Паломн.» 1897 г. 49). Недля 21-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук. зач. 35-е, гл. VIII, 5–15 ст. 1. Притча о Сеятеле и семени «Вот вышел Сеятель сеять семя свое. И когда Он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и налетели птицы небесные и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и тотчас взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, (потому что не имело влаги), и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило семя, и оно не дало плода. Иное упало на добрую землю, и принесло плод: одно во сто крат, другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Сказав сие, Господь возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Ев. Мф.13:3–9 ; Мк.4:3–9 ; Лк.8:5–8 ). «Здесь под семенем Иисус Христос разумеет Свое учение, под нивою – души человеческие, а под Сеятелем Самого Себя. Не местом стал ближе к нам Вездесущий, но расположением и промышлением о нас, когда облекся плотию. Так как грехи заграждали нам доступ к Нему и не позволяли войти, то Он Сам выходил к нам, чтобы тщательно возделать землю – души наши, и посеять на ней слово благочестия. «Три части из семени погибло, и только четвертая часть уцелела, но и та принесла не одинаковый плод. Из этих слов видно, что Иисус Христос предлагал учение Свое всем без различия. Как сеятель не различает находящейся перед ним нивы, но просто и без всякого различия бросает семена, так и Он не различает ни богатого, ни бедного, ни мудрого, ни невежду, ни беспечного, ни заботливого, ни мужественного, ни робкого; но со всеми беседовал, предлагая Свое учение, хотя и наперед знал, какие от этого будут плоды, дабы можно было Ему сказать: что Мне нужно было еще сделать и не сделал? Иисус Христос не сказал, что Он Сам бросил, но что семя упало, и большая часть из него погибла не от сеющего, а от земли, принявшей семя, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Встань, возьми постель твою и ходи — параллель с Мк 2:9 (встань, возьми свою постель и ходи), возможно, показывает, что Иоанн использовал текст Марка. Совпадения слова ‘постель’ недостаточно для доказательства связи, так как оно могло быть распространено в разговорном греческом языке. И взял постель свою и пошел — как тридцать восемь лет означают тяжесть болезни, так и эти действия выражают полноту выздоровления. Сегодня суббота; не должно тебе брать постели — пока ещё не Иисус обвиняется в нарушении субботы, а исцелённый. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи — с поведением слепого в гл. 9 есть и сходство, и различие. Слепорождённый — полноправный участник конфликта со своей точкой зрения на происходящее, и он приходит к полноте веры в Иисуса. Исцелённый в Вифезде, как пешка, покорно делает то, что ему прикажут, — сначала Иисус, потом враждебные к Нему власти. Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже — в отличие от сцены исцеления парализованного у Марка, здесь ничего не сказано о прощении грехов. Но эти слова означают, что лечение было обращено не только на физическую болезнь, а слово ‘больше не’ показывает, что больной был избран не вследствие своих заслуг. Под худшим имеется в виду Божий Суд над грешниками, ср. ст. 29. Здесь параллель с Лк 13:1–5: галилеяне, пострадавшие от рук Пилата, или жертвы падения силоамской башни не были грешнее остальных людей, точно так же и тридцать восемь лет жестокой болезни — не следствие каких-то особенных грехов, но знак и предвестие более горького финала для нераскаянного человечества. Искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу — имперфект ™po…ei ‘делал’ означает, что Иоанн говорит не только об одном конкретном случае. Отец Мой доныне делает — то есть делал и продолжает делать; и Я делаю — из слов ст. 17, как из зерна, вырастает вся последующая речь. Согласно книге Бытия (2:2–3), на седьмой день творения Бог почил (sabat) от всех дел Своих. Уже в древности экзегеты утверждали, что этот антропоморфизм нельзя понимать буквально. Филон, опираясь на перевод этого слова в Септуагинте, прямо отрицал, что Бог прекратил творить. В раввинистической литературе авторитетные учители закона говорили, что Бог не связан заповедью о субботе, причём соответствующий спор относят к 95 г., то есть ко времени написания четвертого Евангелия. С точки зрения греческих философов, Бог также постоянно действует, хотя и не в библейском смысле.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Заканчиваю речь свою Христовыми словами, которые все должны запомнить, что от «всякого, кому дано много, много и потребуется» ( Лк. 12:48 ). Какую ответственность налагают эти слова на тех, кому много дано, на нас, архиереев и священников, поставленных Богом на великое дело вашего спасения, на дело проповеди Евангелия Христова! Какой ответ посмеем дать на Суде Божием, если окажемся рабами неключимыми? Какой ответ даст каждый из тех, кому дан большой ум, воля, глубина разумения, знания, силы духовные? И с них немало взыщут, если свои духовные богатства расточали, если не использовали на служение ближним. Но и вы, имеющие мало, помните, что с вас, хотя и меньше, а все-таки спросят, и будет это справедливый Суд Божий. Аминь. 20 ноября 1947 года Жизнь коротка – Господь ожидает вашего покаяния Слово на Евангелие от Луки, гл. 13, стихи 1–9 «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же погибнете " " ( Лк. 13:1–3 ). А скажите, разве не бывает в вас злорадства по поводу того, что кого-либо из ваших ближних постигла Божия кара, и вы думаете: «Слава Богу, что я не так грешен, что меня не покарал Господь!» Именно такое превозношение осуждено Христом в приведенном отрывке из Евангелия. «Или думаете, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь, все так же» погибнете ( Лк. 13:4–5 ). Грозные несчастья, тяжкие кары посылает Господь на некоторых людей, не потому, что они были грешнее других, а чтобы образумить тех, которых Он пока оставляет без наказания. Не думайте, что все грешнее вас, думайте, что вы грешнее всех. Не радуйтесь, что не вас покарал Бог, а со страхом подумайте: «Так ведь я ж еще грешнее! Что же не меня покарал Господь?» И покайтесь, ибо Господь говорит: «Если не покаетесь, так же погибнете. Уже и секира при корне дерев лежит» ( Мф. 3:10 ; Лк. 3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Глава XXXV 1 . Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 . великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Мы выше видели в главе 33-й (ст. 9), что: „земля сохнет, „Ливан постыжен... Сарон похож стал на пустыню... Васан и Кармил обнажены от листьев“. И в конце главы 33-й обещано возрождение Иерусалима, спасение от Господа. Такое же пророчество читаем мы в главе XXXV. Это есть повторявшееся увещание Исаии верным не унывать, ждать помощи Божией при тяжелых того времени обстоятельствах; но все эти пророчества суть несомненно пророчества Мессианские, значение которых вполне раскрыто было только Христианам 1169 . Общее значение всех таковых пророчеств есть возрождение человечества под влиянием живительного действия Духа Божия, творящего цветущий сад там, где была бесплодная пустыня. Слово „нарцис“ переведено в некоторых переводах Библии словом роза 1170 , называется по-Еврейски хаббацелет, и по всей вероятности (как указывает проф. Якимов) есть любимейший цветок востока, нарцисс. „Я нарцисс Саронский, лилия долин“, говорит о себе жених в книге Песн. 2 (см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313–336) Слово хаббацелет упомянуто только в таинственной Песни Соломона и в читаемом месте Исаии, поэтому в обоих местах с ним должно быть соединено одно и то же духовное значение, а именно расцвет благодатной жизни на земле, вследствие воплощения на земле Сына Божия. ( Ин. 1:16–17 ). Заметим, что 2-й стих оканчивается словами: „Они 1171 увидят славу Господа, величие Бога нашего“, что соответствует гласу Ангельскому в гл. VI Исаии: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его“ и соответствует гласу Ангельскому в Ев. Луки ( Лк. 2:13–14 ): Слава в вышних Богу, и на земли мир в человеках благоволение. 3 . Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; 4 . скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Мф.15:5 .  А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, Мф.15:6 .  тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. (Ср. Мк.7:11–12 ). У Матфея почти тождественно с Марком, но с пропуском слова «корван» и с заменой слов Марка: «тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей», другими выражениями, изложенными в первой половине 6-го стиха. Конструкция стиха у Матфея менее ясна, чем у Марка. Слово «корван» есть буквальный перевод часто употребляемой иудейской обетной формулы, подвергавшейся многим злоупотреблениям. Основания обетной практики были даны в Священном Писании Ветхого Завета (см. Быт.28:20–22 ; Лев.27:2–4, 27:9–12, 26–29 ; Числ.6:2–3, 6:13–15, 21, 21:2–3, 30:2–17 ; Втор.23:21–23 ; Суд.11:30–31 ; 1Цар.1:11 ). Впоследствии обеты сделались предметом иудейской казуис­тики. Слово «корван» было переиначено в «конам» «из благочестия». Стали говорить не только «данная вещь конам», но и «конам глаза мои, если они будут спать», «конам руки мои, если они будут работать» и даже просто «конам, что я не буду спать» и прочее (см. Талмуд. Пер. Переферковича, III, 183). Дар Богу по-еврейски назывался «корван» (как у Мк.7:11 ), и о нем часто упоминается в Лев.1–3 гл., где агнцы, козлы, тельцы, принесенные Богу во всесожжение, мирную жертву или в жертву за грех, называются «корван», т.е. «жертва». Газофилакия (казнохранилище) в храме, куда складывались приношения от народа, метонимически называется «корван» или «корвана» Мф.27:6 . Обеты могли и должны были часто отменяться, главная причина этого заключалась в том, что в них раскаивались («харата»), и в этом случае законники должны были их отменять. Обычай, который порицает Спаситель, заключался в том, что книжники дозволяли человеку этой формулой посвящать свою собственность храму и таким образом уклоняться от обязанности помогать своим родителям. Законническая формула, таким образом, была более священна, чем божественная заповедь, изложенная в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Где бы он не был, всегда был окружен народом. Например, когда был батюшка о. Иоанн Кронштадтский в город Харькове, совершал службу в обширном соборе, за множеством народа, певчим пришлось петь в алтаре. Стечение народа было необыкновенное. Весь город был потрясен и во многих местах, где проходил о. Иоанн Кронштадтский , крестьяне оставляли поля, купцы запирали магазины, спеша получить благословение. Во многих местах приветствовали его и от радости пели пасхальные ирмосы и встречали с колокольным звоном. Считаем мы себя счастливыми при этих воспоминаниях и всегда радуемся радостью тою же духовною, которую нам Бог давал через своего служителя, избранника Божьего. Святость и праведность познаются по делам святым. Ни в одной вере или секте нет спасения, кроме правой православной Святой Веры. Слушайте, братия, внимайте, в чем святость узнается. Закон – Евангелие Святое – это наше руковождение. Вот, что говорит святой апостол Павел относительно святых Божьих: „Ибо слово Божие живо и действенно, острее всякаго меча обоюдо-острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено» (к Евреям гл. 4, ст. 12–13). Братия, эти слова святого апостола Павла относятся ко всем святым, благоугодным Богу, исполнившим Евангелие Святое. Многие из вас были свидетелями, что в досточтимом пастыре, о. Иоанне Кронштадтском , жило слово Божие: он судил нас, знал и помышления сердечные наши и нередко обличал их. Часто приходилось слышать, что, когда за тысячи верст посылали телеграммы праведнику батюшке отцу Иоанну Кронштадтскому и просили помолиться о больном, то по молитве святого праведника больной получал исцеление. Вы знаете, православные христиане, в св. Евангелии сказано, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его , того слушает ( Ин.9:31 ); посему мы и почитаем за праведника батюшку отца Иоанна Кронштадтского , но так как он не канонизован по чину церкви Христовой, то мы в честь его икон не пишем, свечей и лампад пред ним не возжигаем, молитв и акафистов у нас не имеется, этим мы от уставов святой матери нашей Церкви православной не отступаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

в. к. оно заменено словом «Господь» ( Grabbe. 1998. P. 72). По-разному передается в 2 греч. текстах имя Шешбацар: в переводе LXX - Σασαβασαρ (Сасабасар, напр., 1 Езд 1. 8), в Е. в. к.- Σαναβασσαρ (Санабассар, в синодальном переводе - Саманассар, см., напр.: 2 Езд 2. 12). Общее количество принесенных в Иерусалим сосудов (5469) примерно то же, что и в МТ 1-й Книги Ездры (5, 4 тыс.), однако количество сосудов каждого конкретного вида отличается (2 Езд 2. 12-15; ср.: 1 Езд 1. 9-11). Окончание 2-й гл. (2 Езд 2. 16-31) также содержит нек-рые отличия от МТ. Отсутствует упоминание Артаксеркса, имеющееся в 1 Езд 4. 7. Персид. пров. Заречье (   - 1 Езд 4. 17 и др.) названа «Келе-Сирия и Финикия» (2 Езд 2. 17 и др.); уточняется, какие строительные работы, придя в Иерусалим, ведут иудеи («устрояют площади его, возобновляют стены и полагают основание храма» - 2 Езд 2. 18). Греч. передача имен нек-рых из авторов письма Артаксерксу отличается как от имен в МТ 1-й Книги Ездры, так и от имен в переводе LXX этой книги. Результатом письма стала остановка строительных работ до времени царствования Дария; по сравнению с 1-й Книгой Ездры делается уточнение, что эта остановка длилась «до второго года царствования Дария, царя Персидского» (2 Езд 2. 31). В 3-й и 4-й главах содержится рассказ о споре 3 «юношей телохранителей» царя Дария, состоявшемся после устроенного царем большого пира. Спор был о том, «что всего сильнее»; тот, «чье слово окажется разумнее», должен был получить «великую награду» от царя (2 Езд 3. 5). Юноши написали «каждый свое слово» и затем, запечатав, «положили под изголовье царя Дария» (2 Езд 3. 8). Утром царь призвал вельмож и военачальников «Персии и Мидии», вызвал юношей в «совещательную палату» и предложил каждому из них обосновать написанное (2 Езд 3. 13-17a). 1-й юноша утверждал, что сильнее всего вино, к-рое «приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его» и делает «ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого одним умом» (2 Езд 3. 18-24). 2-й юноша считал, что сильнее всего царь, к-рый господствует над всеми людьми и, «если скажет убить - убивают; если скажет отпустить - отпускают» (2 Езд 4.

http://pravenc.ru/text/189577.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010