Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Господь Христос дал нам спасительные источники – мощи святых, многообразно изливающие благодеяния». И как бы в изъяснение этого он замечает выше: «Чрез ум Бог обитал также и в телах их» (Богосл. кн. 4, гл. 15, ст. 3–4) 100 . Святость Церкви . Церковь Христова называется святою потому, что она освящена Иисусом Христом через Его страдания, учение, молитву и таинства. Об освящении Церкви страданиями Иисуса Христа и установленными Им таинствами ап. Павел пишет: Христос возлюби Церковь Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну Церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ). Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна 101 . В молитве к Богу Отцу о верующих Иисус Христос, между прочим, сказал: Святи их во истину Твою: слово твое истина есть. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину ( Ин.17:17, 17:19 ). Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя (то есть приношу Себя в искупительную жертву), чтобы и они были освящены истиною. Церковь не перестает быть святою, хотя в ней есть и согрешающие: те члены, которые согрешают, но очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою; ведь она для того и существует, чтобы исправлять людей и вести их к святости и спасению, ибо Христос пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Грешники же нераскаянные, упорно пребывающие в своих грехах, не принадлежат к Церкви. Такие грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божьего, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, так что Церковь и с этой стороны остается святою. Повелевая отлучить от Церкви одного нераскаянного грешника, ап. Павел писал Коринфским христианам:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

13) Сектант: Нужно сперва обещать Богу добрую совесть, а потом уже креститься: «Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Пет. 3:21 ). Дети обещания такого дать не могут, поэтому и крестить их нельзя. Объяснения православного: О крещении детей здесь не говорится ни слова, а говорится вот о чем. Среди первых христиан были и такие, которые думали, что крещение– это простой христианский обряд омовения, как, например, обряд омовения рук у евреев. Апостол и говорит, что «крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». 14) Сектант: Крестить детей излишне, ибо Христос сказал о детях, что они и так спасутся: «ибо таковых есть Царство Небесное» ( Мф. 19:14 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно сказать, что здесь Спаситель ставит детей в пример за их простоту и незлобие, говоря, что «таковых», то есть таких незлобивых людей, как дети, есть Царство Небесное. Значит, здесь речь не столько о детях, сколько о взрослых. А затем здесь самое главное это то, что к Спасителю приносили детей иудейских (см. 1 ст. 19 гл.), которые, по ветхозаветному закону, были обрезаны и потому, действительно, могли спастись по вере в грядущего Мессию, как спасались и все ветхозаветные люди; дети же сектантов и не обрезаны и не крещены, подобно детям язычников; на таких детях остается прародительский грех, они не очистились от него в крещении, а слово Божие так говорит о Царстве Небесном: «и не войдет в него ничто нечистое» ( Откр. 21:27 ). Не войдут, следовательно, в царство Божие и неочищенные крещением дети сектантов. 15) Сектант: Крестить детей не нужно, ибо они, как происходящие от родителей верующих, и так святы: « Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе, дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Корин. 7:14). Объяснения православного: Слово «святой» не значит «безгрешный», а значит «избранный» и «освященный» Господом. Так, например, Моисей называет Еврейский народ «святым» и в то же время называет его «жестоковыйным», «строптивым», «глупым», «развращенным» и «несмысленным». «Ты народ святый у Господа Бога твоего, говорит Моисей об Израиле, тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор. 7:6 ). А несколько далее говорит: «Знай (ныне), что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе, овладеть сей доброю землею, – ибо ты народ жестоковыйный» (Вт.9:6). Или: «Они (Израильтяне) развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный. Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? » (Вт. 32:5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Таблица 10 ( Марк Подвижник , 2-е слово, гл. 148; PG 65. Col. 953) ….должно прежде иметь в сердце действующую благодать Святого Духа, и таким образом по мере её в нас действия войти Царствие Небесное. – Открывая сие, Господь сказал: «Царствие Небесное внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Духовное наслаждение не имеет нужды в самих вещах. Иначе зачем было бы сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ) и: «Да приидет Царствие Твое» ( Мф.6:10 ). Но по истинному свидетельству истолковавших Писания оно есть умное действие Святого Духа. Цитируя второй фрагмент из 7-го слова, прп. Исаак выступает здесь в роли толкователя и комментатора этого слова. Таблица 11 Прп. Марк Прп. Исаак Как из явных дел можно уразуметь сокровенные мысли, так и дела души можно уразуметь из повествований Писания. Ибо Писание повествует как о будущем, так и о делах души, потому что все будущее в ней сокрыто духовно, и чего кто бывает причастником здесь, того и там будет причастником. Писание не истолковало нам, что суть вещи будущего века. Но оно просто научило нас, как ощущение наслаждения ими мы можем получить еще здесь, прежде естественного изменения и исшествия из мира сего. Итак, когда слышишь Писание, повествующее о рае, Адаме и змее, внимай постоянно своему сердцу и найдешь, что рай есть Слово Божие; наслаждение в нем – причастие Святого Духа. «Ни о чем не заботьтесь, кроме Царствия». Ибо те, которые вошли в [сей] Рай Божий и сохранили сию заповедь, не были изгнаны, но насколько удержались от земного, сторицею насладились духовным, подобным образом действенно утешены благодатию. Духовное наслаждение не имеет нужды в самих вещах, ибо [в Писании] нам объяснено, что они – вне существа приемлющих, и находятся в грядущем творении. Иначе зачем было бы сказано: «Царствие Божие внутрь вас есть» и «Да приидет Царствие Твое». Итак, внутри себя мы имеем вещество воспринимаемых вещей как залог заключающейся в них отрады. Ибо необходимо, чтобы у залога было свойство подобия 30 . ...и они входили «во внутреннейшее [за] завесу, куда предтечею, за нас вошел» Господь ( Евр.6:19–20 ), и наслаждались плодами Духа, и увидев будущее в крепости сердца, по апостолу, «словно в зеркале, гадательно» ( 1Кор.13:12 ), говорили: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ) 31 . Итак, будем и мы молиться, чтобы получить благодать Святого Духа во всяком удостоверении и ощущении и войти туда, откуда мы были изгнаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

Третью и четвертую книги Царств знал и подтверждает их историчность писатель книг Паралипоменон. Содержание и повествование последних очень часто бывают непонятны и разумно необъяснимы без снесения с книгами Царств, как общеизвестным уже историческим писанием. Например, читаем в 1Пар.10:13 : «Саул погиб за то, что обратился к волшебнице». Здесь, очевидно, имеется в виду обращение его к Аэндорской волшебнице, повествование о чем опущено в книгах Паралипоменон и существует в 1Цар.28 главе. Еще: 2Пар.10:15 : «исполнил Господь слово Ахии к Иеровоаму, сыну Наватову». Какое слово? Очевидно, пророчество, также не упоминаемое в кн. Паралипоменон, а находящееся лишь в книге Царств ( 3Цар.11:27–39 ). Еще: 2Пар.30:6 : «обратитесь к Господу... и Он обратится к остатку, уцелевшему у вас от руки царей Ассирийских». Здесь, очевидно, разумеются израильтяне, не уведенные в ассирийский плен Салманассаром по завоевании Самарии. Но о завоевании Самарии и пленении израильского царства повествуется лишь в 4Цар. 17 гл., а в книгах Паралипоменон умолчано. Особенно заслуживают внимания следующие выражения во 2Пар.32:24–25:31 : «И помолился (Езекия в болезни) Господу и Он услышал его и дал ему знамение. Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его... но как смирился Езекия... то не пришел гнев Господень во дни Езекии... Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог». Всякому читателю здесь невольно бросаются в глаза явные пропуски и недомолвки. Прежде всего, какое «знамение» здесь разумеется и при том столь важное, что узнали о нем в Вавилоне и прислали «спросить» к Езекии? Очевидно, возвращение солнечной тени, о коем повествуется лишь в книгах Царств ( 4Цар.20:9–11 ). Еще больший пропуск заметен в повествовании о том, что «возгордился» Езекия. Чем и как «при послах Вавилонских» он возгордился? – Очевидно, опять разумеется подробно рассказанная лишь в книгах Царств похвальба его своею кладовою, богатством, оружейным домом и пр. ( 4Цар.20:12–14 ). Такой же пропуск и в дальнейшем повествовании о «смирении» Езекии и о том, что «гнев Божий во дни его не пришел». Опять имеется в виду, опущенное в книгах Паралипоменон, но существующее в книгах Царств повествование о том, что пророк Исайя явился с грозною речью о вавилонском пленении и вызвал смирение и покаяние Езекии и молитву: «да будет мир во дни мои» ( 4Цар.20:14–19 ). С указанными «пополнениями», очевидно, хорошо известными и писателю Паралипоменон и его читателям, понятно цитируемое повествование Паралипоменон. Надеемся, другого вывода и не может быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 31 Египет – гордый кедр Падение Египта здесь изображается в притче, за которою в XXXII главе последует плач над ним, как тоже сделано было относительно Тира, хотя там притча и плач слиты в одно. Сравнение близко к XVII, отчасти к XIX гл. и Дан 4 . Речь имеет поэтическое построение и делится на 3 строфы: ст. 2–9 описывают высоту и красоту несравненного, удивительного кедра; ст. 10–15 его падение и цель Божию при этом; ст. 16–18 следствия падения. Иез.31:1 .  В один­надцатом году, в третьем месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Го­с­по­дне: Май 586 г. спустя немного менее, чем 2 месяца после предшествующей речи и за два же месяца до падения Иерусалима; следовательно, может быть, все еще под впечатлением отражения Н-ом фараона, шедшего на выручку Иерусалима. Иез.31:2 .  сын человеческий! скажи фараону, царю Египетскому, и народу его: кому ты равняешь себя в величии твоем? «Народу его» – слав. точнее «множеству его», букв. сброду, толпе, причем разумеется разноплеменное войско фараона, главную силу которого составляли иностранцы; в дальнейшем тоже различается фараон и войско его: ст. 6, 12. – «Кому ты равняешь себя?» Кому из царств и царей. Далее нет ответа на этот вопрос, который повторяется и опять без ответа в ст. 18; а дальнейшее сравнение фараона с кедром имеет целью показать, что такого ответа и не может быть, что фараон ставит себя выше всех царей. Иез.31:3 .  Вот, Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и те­нистою ли­с­т­во­ю, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. «Ассур». Вместо ожидаемой речи об Египте, пророк говорит вдруг об Ассуре. Прежде эту странность объясняли тем, что пророк в судьбе Ассирии хочет дать предостережение Египту: если Ассур, такой воинственный кедр, погиб, то тем более Египет. Но ничем далее пророк не дает понять, что он хочет провести такую мысль; напротив дальше вся притча построена так, что сам Египет сравнивается с кедром. Посему в выражении: «Ассур был кедр», которое букв. с евр. будет «Ассур – кедр», видят теперь название особой породы кедра; действительно, у Ис 60.13 и Иез.27.6 есть название дерева теашур, (буква тав могла исчезнуть от соседства с похожей на нее ге предшествующего слова), которое в первом из указанных мест LXX переводят «кедр», а во втором, просто «дерево» (рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.6:8 .  Но Я сберегу остаток, так что будут у вас среди народов уцелев­шие от меча, когда вы будете рас­сеяны по землям. Иез.6:9 .  И вспомнят о Мне уцелев­шие ваши среди народов, куда будут отведены в плен, когда Я при­веду в сокруше­ние блудное сердце их, отпав­шее от Меня, и глаза их, блудив­шие вслед идолов; и они к самим себе по­чув­с­т­ву­ют отвраще­ние за то зло, какое они делали во всех мерзостях сво­их; Долгий плен, которому подвергнутся уцелевшие от меча Навуходоносора, заставит познать свой грех и раскаяться в нем: «сокрушу… сердце» (LXX, «кляхся сердцу их»), но кроме сердца будут каяться и глаза, т. е. внешние чувства, которые ввели сердце в грех (ср. Чис 15.39 ). «Блудное…, блудившие вслед идолов». В этом образе Иезекииль следует Осии, который первый отношение Бога и народа представил под видом брака; этот образ Иезекииль впоследствии развил до возможных пределов (гл. XVI и XXIII); он мог стать тем любимее у Иезекииля, что слово «блуд» могло заключать намек на языческие культы, в которых играл роль разврат, а такие культы были наиболее соблазнительны; этот образ имел широкое и частое применение вплоть до Нового Завета («род прелюбодейный»). – «Идолов» LXX называют здесь επιτηδευματων «учреждения», «обычаи», слав. «начинания». – «Сами к себе почувствуют отвращение»; слав.: «бити имут лица своя». Иез.6:10 .  и узнают, что Я Го­с­по­дь; не напрасно говорил Я, что наведу на них такое бедствие. «И узнают», т. е. пленники, «что Я Господь». Пророк Иезекииль может быть и наблюдал уже в окружающих это. Бог не без цели наказывал, а чтобы устроить обращение. Иез.6:11 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: всплесни руками тво­ими и топни ногою твоею, и скажи: горе за все гнусные злодеяния дома Израилева! падут они от меча, голода и моровой язвы. Всплеснуть руками и топнуть (слав. «вострепли») ногою – было жестом негодующей насмешки; ср. Иез.25.6 (злорадство аммонитян над гибелью Израиля); Иез.21:14, 22:13 . – «И скажи: горе»; евр. «аг» скорее междометие смеха (ха-ха), чем горя; так и ευγε, и слав. «благоже…». Отсюда видно, в каком контрасте выступает Иезекииль к своему народу: он не страдает с ним, как Иеремия, а кажется бесчувственным и безучастным к его судьбе; ср. Иез.5.5 (Берт.); но это от необыкновенной ревности о славе Божией: чести имени Божия грозила опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О праздновании Воскресенья говорится еще и в книге «учение Двенадцати Апостолов», дошедшей до нас от начала 2-го века. Есть ли свидетельство о праздновании Воскресенья в первый век христианства? Есть. Об этом говорит 64 правило св. Апостолов. И Ап. Варнава пишет в своем послании: «мы и проводим в радости осьмой день, в который и Иисус воскрес» из мертвых и после того, как явился верующим, вознесся на небо. Есть ли в св. Писании указание на празднование Воскресенья? Есть. В кн. Деяний св. Апостолов, в 20й гл, ст. 6–11 передается, что Ап. Павел пробыл в Троаде семь дней. «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи». Собрание это было торжественное, праздничное, потому что «в горнице, где мы, – повествует св. Лука, – собрались, было довольно светильников». Здесь Апостол, «преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» ( Деян. 20:6–11 ). Из всех семи дней пребывания в Троаде Апостолы с христианами избрали для торжественного собрания «первый день», то есть, Воскресенье; значит, этот день у них выделялся среди других дней недели. С какого же времени начали выделяться для празднования первый или, как его считали еще, восьмой день недели? С того часа, как в этот день воскрес из мертвых Христос Спаситель. В этот же день преимущественно и являлся воскресший Господь Апостолам и верующим женам. Где можно найти свидетельства об этих явлениях воскресшего Христа Иисуса? В св. Писании. Здесь указывается, как Господь, воскресши, явился в первый день недели женам мироносицам ( Мф. 28:1, 9 ) Марии Магдалине ( Мр. 16:9 ), Ап. Петру ( Лк. 24:34 ), Клеопе и Луке ( Лк. 24:13–32 ), одиннадцати без Фомы ( Ин. 20:19 ) и одиннадцати с Фомой ( Ин. 20:26 ). Есть ли предсказание о прославлении дня Воскресения Господня? Псалмопевец и пророк Давид молил Господа о спасении и предсказывал, что Господь уже определил этот день. «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же»! ( Пс. 117:21–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Цар., 13-й гл. Но это внимание должно было еще более усилиться, когда народ увидел пред собою мужа, который, как он сам о себе высказывал пред жрецом вефильским Амазиею, «не был ни пророк, ни сын пророческий, но был пастух и возделывал сикоморы " (7, 11), и который при всем том явился с грозным словом обличения и Божия суда, как чрезвычайный, Богом избранный пророк. Вполне знакомый, не смотря на свое пастушеское занятие, с законом Моисея и историей своего народа, от природы одарен­ный замечательным ораторским талантом, в речи полной, по содержанию, богатства и глубины мыслей, а по форме–образов и сравнений, заимствованных из природы и сельской жизни, полной искусных антитез (противопоставлений) и сопоставлений в ре­чи живой и сильной, доходящей часто до чисто поэтического наречия, изрекал он развращенным современникам Божии суды и предсказывал угрожающую народу завета погибель,– предсказывал в то время, когда, по человеческому, как мы сказали, суждению, невозможна была даже и вероятность предположения какой-либо опа­сности для царства: «Объявите на чертогах в Азоте (филистимский город), и на домах в земле Египетской, и скажите соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великие беспорядки в ней, и на притеснения среди ее. Не умеют они поступать справедливо, говорит Иегова: обиду и грабительство копят в чертогах своих. По сему так говорит Иегова Господь: враг, и притом кругом земли; и вынесет из тебя богатство твое, и ограблены будут чертоги твои, " (3, 9,12). Так говорил пророк к сильным людям царства, неправедно приобретавшим богатства свои. «Итак за то, что попираете нищего и берете у него хлеб в подарок, вы построили домы из тесанных камней, а жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вина из них не будете пить. Ибо я знаю, как велики преступления ваши, и многочисленны грехи ваши; как вы притесняете правого, берете взятки, и нищих низлагаете у врат суда“ (5, 11. 12), грозно порицал про­рок неправедных судей. Видя нечестие и бесстыдство жен самарийских, он угрожал им: «выслушайте слово сие, коровы васанские, которые на горе Самарийской! Вы которые тесните бедных, давите нищих, говорите хозяину (мужу) своему: дай нам попить! Клянется Господь Иегова святостью своею, что вот идут на вас, те дни, когда повлекут вас кольцами и детей ваших крюками рыбачьими, (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Никто лучше апостола Павла, великого знатока человечества и духовной мудрости, не выразил это с такой глубиной и искренностью: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 15). Недостаточно хотеть любить, чтобы любить. И апостол решительно замечает: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 20). Можно ли сказать яснее! Именно это зло, предшествующее всему, необходимо разоблачить. Разрушить фундамент, на котором строится опасное для жизни здание. И апостол завершает обезоруживающим признанием: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим. 7, 21). Бесполезно пытаться перекричать слово Божие. С легкомысленной самоуверенностью пренебречь непреодолимыми преградами. Требовать доверия к себе и благорасположения. Мир знает, к чему могут привести тезисы Жан Жака Руссо о непосредственной доброте человека и его природы. Между прочим, признание все определяющей истины первородного греха не помешало апостолу Павлу написать несравненный «гимн любви» (1 Кор. 13 гл.), и жить всю жизнь этой не знающей границ любовью. Чтобы научиться христианской любви, мы должны начать с другого конца. Оторваться от нашей слишком естественной сосредоточенности на себе, от страха потерять себя, когда мы принимаем в свою жизнь другого. Но пока наше «я» будет сознавать себя центром всего, оно будет естественно так или иначе исполнено нелюбви. Пока не узнаем мы, что центром жизни может быть только Тот, Кто на самом деле является центром жизни — Христос Бог, — ничто не может измениться. Только Его Крестом, нашей верой и верностью Его Кресту можем мы вступить на путь подлинной любви. Он должен начаться с искоренения нашего себялюбия. И эта борьба с нашей нелюбовью будет всегда трудной, крестной. Она будет такой, потому что у любви есть враг, «называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр. 12, 9). Он «клеветник братий наших, клевещущий на них пред Богом день и ночь», сеятель плевел в ночи. Он делает все, чтобы воспрепятствовать рождению и росту любви, которая есть исполнение всего закона. Поэтому все начинается, как мы слышим в Откровении, сражением с этим врагом. Он боится только Креста Христова, только Христовой любви. Пусть будет какая угодно любовь. Он знает, как обратить ее в свою противоположность, пусть будет много любви, но только не Крест. И Христос не перестает говорить Своим ученикам: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34), и даже «разделение» (Лк. 12, 51). Меч, поражающий зло, и разделение, отделяющее нас от зла. В этих словах Господа — указание, почему мы должны сражаться прежде всего с нелюбовью и «не давать места диаволу» (Еф. 4, 27), когда он раскрывает объятия ложной любви.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

(При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.) Фарисеи на основании так называемых преданий старцев (об этих преданиях (чит. в объясн. 38 ст. 11 гл.) до того простирали покой субботы, что считали грехом лечить больных в этот день, и нередко негодовали на Иисуса Христа за то, что Он исцелял этих несчастных в субботу. По всей вероятности, и начальник синагоги был фарисей. На это указывает и слово лицемер, которым назвал его и нередко называл фарисеев Господь. «Такова сила предрассудка, замечает при этом еписк. Михаил, что иногда совсем ослепляет человека. Господь творит чудеса в субботу, а творить чудо истинное может только чрезвычайный посланник Божий, к которому благоволит Бог; но такой человек не может быть оскорбителем закона: таково здравое рассуждение! А Господа Чудотворца упрекают в нарушении закона о субботе!» Шесть дней работай и делай в них всякие дела. А день седьмой суббота Иегове Богу твоему, и не делай в оный никакого дела ( Исх.20:9, 10 ), говорит Господь в 4-й заповеди Своего закона. Но это говорится об обычных житейских работах, а начальник синагоги толкует так, что и дел благотворительных, даже чудес нельзя совершать в субботу и исцеляться чудотворною силою небесного посланника Божия не должно в этот день. Ослепление странное, но понятное в людях, привязанных к букве и слепых для уразумения духа. (Мих.) «Закон запретил дело работное в субботу, а не такое, чтобы словами воздвигнуть скорченную женщину. Если это уврачевание женщины называешь ты трудом, то и ты также трудишься, когда обвиняешь врачевание» обращаясь к начальнику синагоги, пишет св. Кирилл Александрийский . И Господь ясно и сильно обличает начальника, называет его прямо лицемером, потому что, по толкованию Златоуста, он только показывает себя хранителем закона, внутренно же был хитрец и завистник. Лк.13:15 . Отвещá [же] ýбо емý Госпóдь и речé: лицемере, кóждо вáс в суббóту не отрешáет ли своегó волá или ослá от яслий, и вéд напаяет,

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010