Не удалось извлечь искомое из базы (((

Я усмотрел Себе царя. Примечательно, что Господь говорит об избрании царя «Себе», а не «им», т.е. народу (8,22; ср. 8,18; 12,13), как то было в случае с избранием Саула. 16 помажешь. См. ком. к 2,10. 16 старейшины города с трепетом вышли навстречу ему. Сходным образом повел себя Ахимелех, когда Давид в одиночестве пришел в Номву (21,1). Отчего старейшины, встречая Самуила, трепетали, не вполне ясно. Возможно, что они испытывали определенные опасения в связи с неудачей царствования, начало которому (см. гл. 8) было положено именно по требованию старейшин. 16 освятитесь. См. Исх. 19,10–22 . Обряд телесного очищения символизировал обретение соответствующего духовного настроя. 16 не смотри... на высоту роста его; Я отринул его. Слова о «высоте роста» как о ложном критерии пригодности человека к восхождению на престол, наряду с упоминанием о том, что самый высокий из сыновей Иессея «отринут» Богом, не могут не навести на мысль о Сауле, также славившемся своим ростом (9,2; 10,23), а ныне отвергнутом от царства (15,23.26). Господь смотрит на сердце. Т.е. оценивает человека не по внешним, а по внутренним качествам (см. 13,14 и ком.). 16 меньший. Соответствующее древнееврейское слово, которое обозначает не только младшего по возрасту, но и меньшего по росту, подчеркивает контраст между Давидом и его высоким старшим братом, который был отвергнут Богом, а также первым царем Израиля, также отвергнутым Им (см. ст. 7 и ком.). он пасет овец. Господь избирает пастуха и делает его пастырем для Своего народа. 16 среди братьев его. По всей видимости, старейшины также присутствовали при помазании Давида (ст. 4,5). Присутствие при этом событии братьев Давида подчеркивается, видимо, с целью объяснить поведение Елиава (см. 17,28). почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. См. ком. к 10,6 и 11,6. Тем, что Дух почивал на Давиде постоянно, никогда не покидая его, новый царь Израиля противопоставлен Саулу, которого Дух лишь посещал. 16 от Саула отступил Дух Господень. Дух Божий оставил Саула Своим укрепляющим присутствием, должно быть, в момент, когда тот был окончательно отвергнут от царства (ср. 16,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А в земле иудейской «беднейшие» 101 будут «накормлены», 102 и «нищие» будут «покоиться в безопасности» 103 , а «корень» и «остаток» филистимской земли погибнет (30 ст.). Ибо «от севера идет дым» 104 и нет «отсталого» в полчищах неприятелей (31 ст.) 105 . Относительно же Сиона «вестники народа» 106 скажут, что Господь «утвердил Сион и сделал его «убежищем» 107 для бедных народа Своего» (32-й стих). Пророчество о Моаве (15–16 гл.) – «Ночью» (ср. 17:14; 24:11) Моав будет разорен и уничтожен (1 ст.). Его страну проходит неприятель и везде производит опустошение. Все рыдает, «у всех острижены головы, у всех обриты бороды, на улицах его препоясываются вретищем» (ср. 3:16, 23–25; 22:12–13; 32:11–12), все бегут с криком. Но новое бедствие наведет Господь даже на убежавших и на «оставшихся в стране» – пошлет львов в след их (2–9 ст.). Изгнанным ассириянами из страны и скитающимся у бродов Арнонских моавитянам пророк внушает в виду постигшего «их бедствия посылать агнцев 108 владетелю земли иудейской – из Селы 109 в пустыне на Сион (16:1). Пророк убеждает Моавитян просить на Сионе покровительства своим изгнанникам во время бедствия, говоря, что притеснителя скоро не станет, в Иудее же утвердится престол Давидов милостью, воссядет на нем судия, ищущий правды (2–5). Но в Моаве нет готовности покориться царю Иудейскому даже на время бедствия, народу Иудейскому известна его всегдашняя надменность и гордость (6 ст.) 110 . За то поднимется плач о «разрушенных твердынях» Моава, об его «опустошенных виноградниках»: «во время жатвы нет более шумной радости, исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют (7–10; ср. 17:11, 5–6; 24:13, 7, 8; 32:10–13); «оттого внутренность моя, говорит пророк, как гусли, стонет о Моаве» (11 ст.; ср. 22:4). Не поможет Моаву молитва в его святилище, хотя и до утомления он будет подвизаться на высотах (12 ст.; ср. 25:10–12). «Вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. Ныне же (ср. 37:26; 44:8, 1 и мн. др.) так говорит Господь: через три года (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

12) Сектант: Святые молятся только о наказании живущих на земле грешников: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Праведный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу»( Откр. 6:9–10 ). Объяснение православного: Приводимое сектантами место св. Писания их же самих и опровергает. Прежде всего из него сектанты должны убедиться, что святые на небе не только могут, а и действительно знают, как люди живут на земле – благочестиво или злочестиво, ибо молятся о наказании последних, т. е. злых. Затем, этим местом св. Откровения доказывается та истина, что святые на небе действительно молятся не о себе только, а и о живущих на земле. Наконец, сектанты должны согласиться, что молитва святых о наказании злых на земле есть в то же время молитва о благополучии благочестивых на ней, ибо если злые на земле будут Богом наказаны, то благочестивые перестанут терпеть от них всякое зло и притеснения и легче будут устраивать свое вечное спасение. Уничтожение, по молитвам святых, какого бы то ни было зла на земле ведет к увеличению на ней добра и правды Божией, к увеличению на земле Царства Божия, которое есть «праведность, и мир, и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Было бы крайне нечестиво и оскорбительно для Бога думать, что «друзья Его», пребывающие в вечной любви Его, исполнены только чувства мести и не имеют в себе духа любви, что они молятся только о наказании злых и не ходатайствуют пред Богом о помиловании грешных. Это противоречило бы и здравому смыслу и всему тому, что говорится о святых в слове Божием. 13) Сектант: Мы молились бы святым да не знаем, кто из людей причислен Богом к святым до всеобщего суда над миром: «Никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его» (3 Едр. 13:52). Объяснение православного: Здесь говорится о ветхозаветных людях, которые не могли видеть Сына Божия на земле, пока он не воплотился от св. Девы Марии (см. 1Ин. 1:1–4 ). Сектанты говорят, что они чтили бы святых, если бы знали, кто удостоен быть святым. Лукавые речи! Разве сектанты не читали (44–50 гл.) книгу Иисуса Сына Сирахова или 11-ой главы послания ап. Павла к Евреям, где перечислены почти все ветхозаветные святые? Разве они не считают святыми Апостолов Христовых и не могут знать из дальнейшей истории Церкви Христовой ее мучеников и святых? Конечно, читатели, могут знать и знают, но «в упорстве своем погибают, как Корей» ( Иуд. 11 ст.): в необузданной гордости своей и сектантском самообольщении они считают себя такими же святыми, как и угодники Божии, «достигшие совершенства», «первенцы Церкви написанные на небесах» ( Евр. 12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

256.  Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10. 39). 257.  Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 258.  …совокупность совершенства (Кол. 3. 14). 259. Кол. 2. 8. 260.  Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5). 261. Евр. 10. 22. 262.  …беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне; …их более, нежели волос на голове моей (Пс. 37. 5; 39. 13). 263.  …постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу… сердце мое оставило меня (Пс. 39. 13). 264.  Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня. …Чресла мои полны воспалениями, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. …Нет целого места в плоти моей (Пс. 37. 11, 8, 6, 4). 265.  …уста их мягче масла (Пс. 54. 22). 266. Быт. 3. 23–24. 267. Святой Исаак Сирский. Слово 55. 268.  …говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3. 9). 269. «Подражание», Московского издания, 1834 г., кн. 3, гл. 2. В указываемом нами месте западного писателя разгорячение, самомнение и самообольщение выставляются так ярко и живописно, что признается не лишним представить вниманию читателя самый текст: «Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Я — раб Твой! Вразуми меня, да познаю свидетельства Твои. Приклони сердце мое к словам уст Твоих, и да снидет, как роса, глагол Твой. Сыны Израилевы говорили некогда Моисею: «Говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, дабы нам не умереть». Не так, Господи, не так молю я! но паче с пророком Самуилом смиренно и ревностно умоляю: «Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Да не говорит мне Моисей или другой кто из пророков, но паче говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение и просвещение всем пророкам. Ты один, без них, можешь совершенно научить меня; они же без Тебя не могут иметь никакого успеха. Могут звучать слова их, но Духа не сообщают! Они изящно говорят, но, когда Ты молчишь, не воспламеняют сердца! Они передают буквы, но Ты отверзаешь смысл! Они изрекают таинства, но Ты отверзаешь разум иносказаний! Они объявляют Твои веления, но Ты подаешь силу к исполнению! Они показывают путь, но Ты даешь крепость проходить его! Они действуют только извне, но Ты наставляешь и просвещаешь сердца! Они орошают внешне, но Ты даруешь плодоносие! Они взывают словами, но Ты даешь слуху разумение! И потому да не говорит мне Моисей! Говори Ты, Господи, Боже мой, вечная Истина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Лк.4:8 . И отвещáв речé емý Иисýс: иди за мнóю, сатанó писано éсть: поклонишися Гóсподу Бóгу твоемý, и томý единому послýжиши. (Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.) Писано есть (написано): поклонишися Господу Богу твоему и пр. Это – слова, которые говорил Моисей, когда пред своею смертию увещевал евреев не служить богам языческим, – богам тех народов, которые будут жить с ними в Обетованной земле или Палестине ( Втор.6:13 ); ибо божеское поклонение должно воздавать только одному истинному Богу. Так Господь словами Свящ. Писания отражает второе диавольское искушение! Лк.4:9 . И ведé егó во Иерусалим, и постáви егó на криле церкóвнем, и речé емý: áще Сын еси Бóжий, вéрзися отсюду дóлу: Лк.4:10 . писано бо éсть, яко áнгелом своим заповесть о тебе сохранити тя: Лк.4:11 . и на рукáх вóзмут тя, да не когдá преткнéши о кáмень нóгу твою. (И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.) На крыле церковнем (на крыле храма). Вероятнее всего, – на той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Этот притвор находился над страшною пропастью, так что нельзя было без содрагания смотреть с него вниз. Крылом храма могла называться эта часть его потому, что по форме уподоблялась распростертым крыльям птицы (о храме чит. в объясн. 9 ст. 1 гл.). Соблазняя Господа броситься сверху вниз, диавол ссылается на слова из Псалтири, где обещается помощь всякому, уповающему на Бога ( Пс.90:11–12 ). Тут диавол имел намерение возбудить в Иисусе Христе желание – так сказать, вынудить чудо со стороны Бога, причем обнаружились бы в Спасителе тщеславие, самонадеянность и духовная житейская гордость ( 1Ин.2:16 ). Не можем не привести здесь несколько строк из Троиц. Лист., очень поучительных для наших раскольников и сектантов. «Диавол привел слова Писания: Ангелом Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, но умолчал, что там дальше сказано: на всех путях твоих; а предлагаемый Господу диаволом путь броситься с кровли храма в надежде на чудесное спасение от Бога, не есть путь, Богом определенный. Какой отсюда урок тем, кто берется самочинно, по своему смышлению , толковать Свящ. писание! Спаситель показал, что нельзя брать места Свящ. писания отрывками, не обращая внимания на другие места того же Писания; но именно так и делают все те, которые по своему мудрованию толкуют Слово Божие, – все раскольники, сектанты, все пашковцы, молокане, штундисты и им подобные».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

3 женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями. Смысл этих слов Павла не в том, что все женщины таковы, но что некоторые из ефесских христианок поддались «прельщению» лжеучителей ( 1Тим. 2,14; 5,13–15 ). 3 Ианний и Иамврий. Согласно еврейской традиции, так звались два египетских мага, которые противостояли Моисею, когда он творил чудеса перед фараоном (Исх., гл. 7; 8). 3 в Антиохии, Иконии, Листрах. Три города в римской провинции Галатия, в которых Павел проповедовал Евангелие во время своего первого миссионерского путешествия ( Деян. 13,14 14,20). Несмотря на сильное противодействие, Павел основал церкви в каждом из этих городов ( Деян. 14,21–23 ). Листры родной город Тимофея. избавил меня Господь. См. 4,18 и ком. 3 все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. См. Мф. 10,17.18 ; Ин. 15,20 ; 1Пет. 4,12; 5,9 . 3 кем ты научен. Павел имеет в виду мать и бабку Тимофея (1,5), а также себя самого. 3 из детства. Согласно обычаю, евреи начинали обучать ребенка закону Моисееву, когда ему исполнялось пять лет. знаешь священные писания. Лжеучители искажали Ветхий Завет ( 1Тим. 1,7 ; Тит. 3,9 ). Тимофей должен помнить наставления в истине, которые он получил от матери и бабки. Слово «писания» означает здесь книги ВЗ. Новый Завет в нынешнем его виде в то время еще не существовал, а некоторые из его книг, вероятно, не были еще написаны. которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Ветхий Завет, правильно истолкованный, приводит к пониманию центральной роли Иисуса Христа в Божественном замысле, предначертанном всему творению. 3 Все Писание. Ветхий Завет (см. ком. к ст. 15). богодухновенно. Т.е. вдохновлено Духом Святым (ср. 2Пет. 1,21 ). Бог является источником и, в конечном счете, Автором Писания. Хотя и было оно написано людьми, но по вдохновению Божиему, и потому обладает Божественным авторитетом. См. статью «Авторитет Писания». Глава 4 4:1–5 Поручая Тимофею быть проповедником и благовестником, Павел заключает свой призыв к нему, начатый в 1,6.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

«До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных» (преподобный Макарий Великий . Цит. по 33: 8, 9). «По телесному составу первозданный был свободен от болезней и бессмертен … В Книге премудрости Соломоновой говорится, что смерть не от Бога, что человек сотворен был бессмертным ( Прем. 1:13 ) и во образ Божий ( Прем. 2:23,24 )» (165: 328, 329). «Они (Адам и Ева – П. Д.) были бессмертны по душе и телу; мы рождаемся умерщвленные душою, с семенем смерти в теле... Они (Адам и Ева – П. Д.) вышли из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе неувядающей юности, красоты и силы, не подверженные никаким недостаткам, никаким изменениям ни в возрасте, ни в здравии... Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною одеждою» (32: 139–141). «Из Священного Писания нам известно, что прародители наши – Адам и Ева, от которых произошел весь род человеческий, сотворены были бессмертными: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их, читаем мы в книге Бытия, ...и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою ( Быт. 1: 27; 2: 7 )» (111: 67; 164: 14). «Бывши до грехопадения как боги бессмертными, бесстрастными и безболезненными, тотчас после падения потеряли божество и бессмертие и смерть приняла над ними, а через них и над всеми, свое господство…» (164: 15). «Представители двух полов на земле – Адам и Ева – до грехопадения были бессмертны и душой и телом» (119: 206). «…обладая бессмертием – Быт. 2:9,16 , которое, согрешив, человек потерял – Быт. 3:24 …» (155. См. термин «грех»). «Тело первого человека, Адама, Бог сотворил бессмертным, но после грехопадения смерть и зло вошли в мир» (57: 98). «Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало его душу необычайно богоустремленной. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все “хорошо весьма”» ( Быт.1:31 ; ср.: Еккл.7:29 ) (76. Гл. «О первоначальном состоянии человека». § 1) «… Святые Отцы учат, что первозданный человек имел духовное , которое обладало необычными для нас свойствами – теми, которые мы видим в воскресшим Христе» (104: 25, 26). Здесь под «духовным телом», очевидно, имеется в виду бессмертное тело, которое будет у всех людей после всеобщего воскресения мертвых. Для пояснения термина «духовное тело» приведем слова святого апостола Павла: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное… Когда же тленное сие облечется в нетленное и бессмертное, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою ( 1Кор. 15:42,44,54 )».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ст. 9. «Ибо если служение осуждения славно (δξα – было славою); то тем паче изобилует славою (ν δξ) служение оправдания». Ст. 10. " То (κα γρ) прославленное даже не оказывается славным с сей стороны (ν τοτ τ μρει – в этой очереди), по причине преимуществующей славы последующего» (слово: последующего отсутствует в греческом тексте). Ст. 7. Если же служение, не избавлявшее от смерти (смертное), письменами начертанное на камнях, явилось в такой славе, что сыны израилевы не могли взглянуть на лице Моисею, несмотря на то, что слава лица его была преходящею (дословно: не могли взглянуть чрез преходящую славу лица его); Ст. 8. То каким образом может оказаться (σται) не в большей славе служение духом (духа, или духовное)? Ст. 9. Ибо, если служение к осуждению было славою; то гораздо более преизбыточествует в славе служение к оправданию. Ст. 10. Потому что в такой преемственности (в таком чередовании) и прославленное, по причине иной, препобеждающей его славы, перестает быть прославленным. Ст. 11. Ибо, если преходящее (славно было, потому что) проходило чрез (δι) славу; то гораздо более славно пребывающее, потому что пребывает в (ν) славе. Ст. 12. 13. При столь великом уповании мы имеем возможность действовать с великим дерзновением, а не подобное тому, как Моисей налагал покрывало на лице свое, с тою целию (πρς τ), чтобы сыны израилевы не проникли (μ τενσαι) в конец преходящего. Глава четвертая Ст. 1. «Посему, имея по милости Божией (καθς λεθημεν ) такое служение, мы не унываем». Καθς λεθημεν – так как мы помилованы (избавлены от смерти, сравн. гл. 1, ст.8 – 11) и относится не к первой, а ко второй половине стиха. Ст. 2. «Но, отвергнув (πειπμεθα) скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину (τ φανερσει τς ληθεας), представляем себя совести всякого человека пред Богом». Ст. 1. Посему, проходя таков служение, мы, как помилованные (избавленные от смерти), не унываем; Ст. 2. Напротив, отреклись от тайных дел нечестия (τς ασχνης – этого срама, т. е. идолослужения), ни к ухищрениям не прибегая, ни слова Божия не искажая, но поставляя своё служение Богу в выяснении истины пред сознанием (совестию) всякого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010