Слово во вторую неделю св. Великого поста 53 Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. В прошедшую неделю беседовал я с вами 54 , братия, о необходимости молить и просить Господа, да удалит от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия; а теперь намерен беседовать о необходимости молить и просить Господа, да одушевит нас духом целомудрия, смирения, терпения и любви. Не довольно того, чтобы храмина, в которую готовимся принять Господа Иисуса в таинстве причащения, была только очищена от смрада греховного: надобно наполнить её благоуханием веры и украсить делами любви. Не довольно одного удаления от нас нечистых помыслов и вожделений; надобно, чтобы сердце и мыслило о святом, и стремилось к небесному. Не довольно для спасения быть в отрицательном положении ко греху: надобно действовать противу его, сражаться с ним и побеждать. Итак очищай, христианин, сердце своё от нечестия, и наполняй его тогда же благочестием. Оно не должно ни на минуту оставаться порожним. Выветривай из себя дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия; и одушевляй себя духом целомудрия, смирения терпения и любви. Вот работа на поприще поста и покаяния! Может быть, назовут эту работу тяжкою; но кто почтёт ненужною, бесполезною? Господи! дух целомудрия даруй. Что значит быть целомудренным? Это значит быть под управлением целого, неповреждённого, здравого мудрствования; это значит не позволять себе иметь никаких мыслей, желаний и действий, которых не одобряет здравый рассудок. Но чего не одобряем мы сами, то может ли быть чисто и свято? А в чём нет святости и чистоты, в том нет и целомудрия. Хорошо быть под надзором здравого смысла и совести. Никакая худая мысль, никакое худое желание не укроется от их суда. Но опасно быть под управлением чувств. Никакое сердце не сохранит своей чистоты: это стекло, которое тускнет и теряет свою прозрачность от малейшего дуновения. Но нужно ли говорить много о целомудрии? Его достоинство очевидно. Кто станет утверждать, что нехорошо иметь чистую мысль, чистое сердце и чистые дела? Кто будет одобрять тот ум, который оскверняется нечистыми мыслями, то сердце, которое заражается нечистыми желаниями, то тело, которое растлевается нечистыми делами? Самый порочный человек скажет, что чистота сердца есть первое сокровище в жизни. Правда, никто не может видеть наших мыслей и чувствований; но может ли не видеть их Тот, пред Кем вся нага и объявлена ( Евр.4:13 )? Кто спрашивал Фарисеев, зачем они помышляют злое в сердцах своих, не спросит ли когда и нас, зачем мы позволяли своим мыслям бродить самовольно туда и сюда, или входить и выходить под различными чужими видами и одеждою?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Господь Иисус все время сорокадневного поста проводил в пустыне, в глубокой тишине и уединении. Поучимся мы постом хотя со стогн и торжищ уединяться в домах наших; хотя от приметного рассеяния, от ощутительного развлечения собираться в самих себя, хотя от явного разногласия, от открытого прекословия устранять и умирять себя. Господь Иисус, как второй Адам, постом загладил невоздержание первого Праотца нашего Адама, и показал пример преодолевать воздержанием самые необходимые потребности естества до последней возможности. Посильным постом обуздаем, отсечем хотя самые грубые требования нашего сластолюбия и сладострастия; снимем с себя хотя обременительную тяжесть плоти для подъятия низриновенного долу духа. Господь Иисус в подвиге поста победил самые тонкие искушения духа лукавого. Так и мы посильным постом отразим от себя хотя приметные наши страсти, которыми непрестанно искушая, и как сетями опутывая, враг наш восхищает нас, как добычу свою и предаст в рабство плоти и крови, в плен тления и смерти. Господь Иисус, постясь как человек телесно, внутренне питался глаголами, исходящими из уст Божиих. Поучимся постом слушать с должным вниманием и назиданием Слово Божие; поучимся терпеливо, кротко, смиренно, благорассудительно выслушивать и слово человеческое из уст человеческих. Господь Иисус внешний пост соединял с внутренним Богомыслием и непрестанной молитвой к Богу духом. Мы поучимся постом совершать внешнюю молитву должным образом, и положим хотя первые начатки к обучению себя умной, внутренней молитве. Когда рассыпаны были Спасителем все искушения диавольские, тогда оставил Его диавол, и Ангелы приступили и стали служить Ему ( Мф. 4:11 ). Если по благодати Божией и мы отразим постом хотя самые открытые, плотские, – чувственные нападения на нас духа лукавого: то сделаемся доступнее для мира духовного, и облегчим на себя невидимое действие Ангелов. A если силою Христовою, среди неослабных постных подвигов, укрепимся в преодолении и тонких искушений духа нечистого, искушений самолюбия, самообольщения и самоугодия: то и нам пошлет Господь Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Время поста есть время изменения или покаяния. Изменение сиё должно состоять не в одной перемене пищи и пития – ибо под сим изменением наше сердце может оставаться с теми же страстями, с коими было, не изменяя пищи и пития, но в перемене мыслей худших на лучшие, в перемене чувствований порочных на святые, в перемене поведения и жизни. Наше покаяние должно быть нераскаянно. Печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает ( 2Кор.7:10 ). Покаяние нераскаянное есть то, после которого мы не возвращаемся на прежние грехи. Оно-то требуется ныне. Но таково ли оно в нас? Не в первый раз проводим мы св. пост, не в первый раз исповедаемся и приобщаемся св. Христовых Тайн, но всё-таки остаёмся такими, какими были и прежде. От чего это? Неужели врачевство души притупилось от частого употребления? Нет! Оно всегда сильно и действительно, но наша вера ко Врачу душ и телес слаба и холодна; и потому наша печаль бывает кратковременна и покаяние раскаянно. Время поста есть время нашего обновления во всём существе. Если постимся мы, как должно, воздерживаясь от всех снедей, услаждающих и утучняющих нашу плоть: то не чувствуем ли в своём теле некоей лёгкости и удободвижимости, и не примечаем ли в себе некоего умирения чувств телесных? Так бесчинные взыграния плоти исчезают, по отнятии у них пищи, как кипение исчезает в сосуде, под коим потушен огонь; яростные движения при неудовольствиях и огорчениях теряют свою силу, как стрела, пущенная из лука, у коего ослаблена тетива. Тем не менее обновляется и душа, с облегчением плоти. Ум яснее и ближе видит необходимость спасения, рассудок судит лучше и святее о предметах духовных, воля становится наклоннее к добру, совесть взыскательнее, воображение чище, словом, вся душа со всеми своими силами и способностями принимает направление высшее. Можно ли среди такого обновления не узреть небо? Время поста и покаяния есть время приближения к нам Царствия Божия. Кто постится и оплакивает свои грехи, тот видит Царствие Божие явственно; кто исповедает грехи свои чистосердечно и приобщается Плоти и Крови Христовой с полною верою, тот ощущает Его внутрь себя. Но за грехами, как за облаками, невидимо Царствие Божие; за воплем страстей, как за шумом волн морских, не слышится глас милосердия Божия и помилования; за суетами мирскими, как за парами в воздухе, не зрится духовное небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Апостол Павел продолжает: «Куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (ст. 20). Восседая одесную Бога и Отца, Господь Иисус Христос является и жертвой, один раз принесенной за все человечество, жертвой столь великой, столь бесконечно ценной и ни с чем не сравнимой, что повторение ее не нужно, и одновременно ходатаем и первосвященником, который принес эту жертву и вознес ее к Богу. Поэтому, какими бы тяжкими ни были наши грехи, какими бы трудноискоренимыми ни были наши страсти, какие бы препятствия ни чинили нам диавол, мир или люди, — мы не должны терять надежду, ибо милосердие Божие безгранично. Тот, Кто соизволил быть принесенным в жертву через распятие на Кресте за грехи человеческие, конечно же, всякого из нас готов простить, лишь бы надежда наша была непоколебимой. Живя на земле, мы должны искать опору не на земле, но на небе. Земля, кажущаяся нам твердыней, на самом деле в отношении нравственном, духовном — зыбкая поверхность моря. А небо, которое мы привыкли считать чем-то эфемерным, воздушным, более зыбким, чем вода, наоборот, служит опорой. С таким внутренним расположением мы должны жить и на нем строить всю свою деятельность, тогда Господь даст нам силы для того, чтобы преодолеть это бурное житейское море и не утонуть, и в конце мы достигнем тихой мирной пристани — небесного пристанища. Аминь. 18 марта 2007 года Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в неделю 4-ю Великого поста Послание к Евреям, отрывок из которого мы читаем в 4-ю неделю Великого поста, — особенное писание Нового Завета. И особенность его в том, что в нем вся история верующего человечества рассматривается как некое единое целое, в котором содержательно связано прошлое с настоящим и будущим. Но связь эта не такая, какую утверждали языческие историки и философы, говоря, что нет ничего нового на земле: мол, все повторяется в циклическом ритме, все движется по кругу, как Солнце и звезды, как прилив и отлив, как день и ночь, как лето и зима. Библейский взгляд на историю совсем иной. Бог сотворил этот мир и человека в нем не для бессмысленного верчения, но для движения к определенной цели. И цель эта — в Самом Боге Творце. Как писал в Послании к Римлянам апостол Павел, «все из Него, Им и к Нему» ( Рим 11:36 ). Человек в своем греховном состоянии чаще всего такой цели не видит. Напротив, он видит вокруг себя тлен и смерть, которая лишает смысла какое бы то ни было существование. Оттого и мысль о вечном повторении и бессмысленном движении по кругу. Само слово «грех» в греческом языке (а книги Нового Завета написаны по-гречески) означает «движение мимо цели, сбой». Действительно, получается так, как сказано у Пушкина:

http://bible.predanie.ru/nedelya-4-aya-v...

Как на больших дорогах есть постоялые дворы и гостиницы, в которых утомившиеся путники могут отдохнуть и успокоиться от трудов, чтобы потом опять продолжать путь; как на море есть берега и пристани, где мореходы, переплыв много волн и выдержав напоры ветров, могут несколько отдохнуть, чтобы потом опять начать плавание, – так и в настоящее время Святой Четыредесятницы – вступившим на путь поста Господь даровал эти два дня в седмице 57 , как бы постоялые дома и гостиницы, как бы берега и пристани, для краткого отдохновения, чтобы совершающие это доброе и спасительное путешествие, и тело успокоив несколько от трудов поста, и душу ободрив, опять, по прошествии этих двух дней, с усердием вступали на тот же путь. Вот и мы, так как ныне день отдохновения, попросим вашу любовь заботливо хранить приобретенные вами от поста плоды, дабы, отдохнув несколько, вам прибавить новые плоды к прежним, и таким образом мало-помалу собрав великую прибыль, сретить день Господень 58 , и ввести в пристань святого праздника полным духовный свой корабль. Если все создания Господни, как показало наше слово и как свидетельствует опыт, совершены с разумной целью, для удовлетворения необходимой потребности, то и наши дела должны быть совершаемы не просто и не напрасно, но с пользой для нашего спасения. И занимающиеся мирскими делами никогда не решатся приступить к делу, пока не увидят выгоды от этого; тем более нам нужно поступать так и не проводить постные седмицы небрежно, но вопрошать свою совесть, испытывать ум и смотреть, что хорошо сделано нами в ту, что в другую неделю, какое приобретение мы получили в следующую, какую из своих страстей исправили. Если мы не будем так устроять себя и прилагать такое попечение о своей душе, то не будет нам никакой пользы от поста и неядения, особенно, когда окажемся хуже и тех, которые прилагают такое старание о собрании денег. Смотри, каждый из этих людей употребляет всю бдительность, как бы всякий день прибавить что-либо к прежнему, и никогда не насыщается, но чем более умножается у него имение, тем более усиливается и рвение, и усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Стихира на хвалитех, гл. 1 Братья, предварительно очистим себя царицею добродетелей, ибо вот она пришла, подавая нам богатство благ; она укрощает порывы страстей и примиряет с Владыкою прегрешивших. Поэтому примем ее с радостью, взывая ко Христу Богу: «Воскресший из мертвых, неосужденными сохрани нас, прославляющих Тебя, одного безгрешного». В Неделю сыропустную Стихира на Господи воззвах. гл. 6 Творец мой Господь, взяв от земли часть и вдунув в нее душу живоносным дуновением, сделал меня живым и на земле почтил меня над всем видимым и сожительством с Ангелами. Льстивый же сатана, употребив змия орудием, прельстил меня вкушением и лишил Божией славы и предал меня преисподней смерти, возвратив в землю. Но Ты, как милосердный Владыка, снова восстанови меня. Тропарь-седален, гл. 4 Изгнан был Адам из райского блаженства из-за пагубной пищи, ибо в невоздержании он не сохранил заповеди Владыки и был присужден возделывать землю, из которой сам был взят, и в обильном поту есть свой хлеб. Поэтому будем стремиться к воздержанию, чтобы не плакать, как Адам, перед дверями рая, но войти в него. Кондак. гл. 6 Мудрости Наставник, разума Податель, неразумных Учитель и нищих Защитник, укрепи и вразуми, Владыка, сердце мое. Ты дай разум, Отчее Слово, и вот, я не удержу уста свои, чтобы восклицать Тебе: «Милостивый, помилуй меня, падшего». На вечерне в воскресенье под понедельник 1 седмицы Великого поста Стихиры на Господи воззвах, гл. 2 1 . Вступая на божественный путь беспорочного поста, постараемся все усмирить плоть воздержанием; с молитвами и слезами будем искать Господа, спасающего нас, совсем забудем о зле, взывая: «Согрешили мы перед Тобою, Христос Царь; спаси нас, как некогда ниневитян и сделай нас, Милосердный, участниками небесного царства». 2. Отчаиваюсь я, Господи, в себе самом, когда размышляю о делах моих, достойных всякого наказания, ибо вот, оставив в пренебрежении многочтимые заповеди Твои, Спаситель, я развратно провёл жизнь мою. Потому умоляю: «Очистив меня дождем покаяния, убели меня, как Единый милостивый, постом, и молитвою, и не гнушайся мною, милосердный Благодетель всего мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010