Обратимся к неудобствам и препятствиям к исполнению христианского долга в течение поста. Умалчиваю об обстоятельствах бедности и нищеты, которые иногда не дозволяют исполнить покаяния по обряду Церкви; не воспоминаю о болезнях, с которыми не могут совместиться подвиги поста и молитвы; не говорю о путешествиях и отправлениях по службе в разные места. Говорю о делах, на обременение коих наиболее жалуются в свете. Обозревая общественные должности, я не вижу ни одной, которая бы, так сказать, поглощала всё время нашей жизни. Какая из государственных должностей самая обширная, многосложная, трудная, тяжёлая, беспокойная; не служение ли царское? Но Благочестивейший царь, со всем Августейшим семейством своим, всегда исполнял и исполняет христианский долг во дни поста. У кого наиболее всех дел, трудов, подвигов, забот, огорчений, скорбей, как не у царя? Но он никогда не переставал быть верным исполнителем требований Церкви. После сего, чем представляется жалоба на недостаток времени, как не ябедою на должность, как не клеветою на дела? Если не находят удобного времени для упражнения себя в христианском благочестии, как же находят время для забав? Как же занимаются игрою по нескольку часов ежедневно? Тут есть время; а для занятия делом спасения нет его: какое явное противоречие! Неужели вечерние часы дня, хотя во время поста нельзя было бы употребить на чтение религиозно-нравственных книг в кругу семейства, на собеседование о предметах веры, богослужения, христианского благочестия в небольшом кругу общества, на размышление и изучение спасительных истин в уединении? Тогда большую пользу можно было бы выиграть в умственном и нравственном отношении. Я не опровергаю некоторой пользы приятных, но невинных развлечений после трудов и занятий, когда это отдохновение от дел употребляется вовремя. Я отвергаю ложное мнение насчёт недостатка времени к исполнению христианского долга во дни поста. Всем время и время всяцей вещи под небесем ( Еккл.3:1 ). Есть время для говения и покаяния, но ложное просвещение находит его для себя ненужным. Есть время, но препятствует навык и привычка к рассеянности; есть время, но недостаёт усердия и ревности. Вот где препятствия – в заблуждении ума и расслаблении сердца, а не в делах и должностях!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Что же такое есть дух праздности? Это праздность ума в деле нашего исправления. Ум должен упражняться в слове Божием, вникать в чтение молитв, поощрять нас к подвигам поста и молитвы, рассматривать наше поведение, соображать его с заповедями Христовыми, сознаваться в своей ограниченности, в своих недостатках и заблуждениях, и исполнять все требования веры. Но когда он всего этого не делает, не есть ли ум праздный, рассеянный и погружённый в чувственность? Жаль того человека, который постится, имея в себе дух праздности: себя изнурит, а пользы не получит. Что такое дух уныния? Это скорбь праздного духа. Он тоскует об удовольствиях, коими наслаждался пред временем поста, скорбит, что не может нарушить уставов Церкви без угрызений совести, и воздыхает, смотря на постную пищу. И этот дух уныния и тоски не тяготит ли человека более, нежели самый строгий пост? Не опаснее ли он для здоровья, чем простая, безыскусственная пища? Жаль человека, который тоскует во время поста об удовольствиях чувств. Удовольствия изобрёл ум человеческий, а пост учреждён самим Богом. Что такое дух любоначалия? Это гордость житейская. Кто постится, имея её, тот постится наружно. А наружный пост угоден ли Богу? Фарисей постился, но пользы не получил; напротив мытарь не постился, но предпочтён постящемуся фарисею. Очевидно, один исполнен был гордости житейской, другой имел сердце смиренно и дух сокрушен. Что такое дух празднословия? Это страсть к пусторечию, которая происходит частию от скудости ума, частию от праздности, частию от зависти и злости. Но от чего бы ни происходила эта страсть, только она – страсть самая опаснейшая. Ибо всякое слово праздное, чрез слух проходящее в душу ближнего, – если не будет в ней в скорости подавлено, бывает семенем зла, возрастающим в отраслях и плодах. Не думайте, что слова, пущенные на воздух, исчезнут в воздухе. Нет! Всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф.12:36 ), говорит сам Спаситель. Вот некоторое понятие о духе праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Кого из постящихся ныне не колеблет сей дух искуситель? Если не может вовлечь кого в праздность, подвергает того унынию; а если не может искусить со стороны уныния, искушает гордостию житейскою. Вот почему так часто повторяем молитву сию: Господи, Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Постись, христианин, и трудись. Труд занимает душевные способности. Душа рассеянная, праздная, преданная чувственности и развлечённая мыслями, гораздо удобнее может быть пленена какою-нибудь страстию, нежели душа, направленная к известным предметам. Постись, и будь весел. Веселие сердца облегчает подвиг поста и молитвы. Постись, и не превозносись своими совершенствами. Смирение есть ключ, коим отверзаются двери Царствия Божия. Постись, и не осуждай ближнего твоего. Осуждать ближнего есть грех , а грех, мал ли, велик ли, есть язва для души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Слово во вторую неделю св. Великого поста 58 Не медли обратитися ко Господу, и не отлагай день от дне ( Сир.5:8 ). Из древней Священной книги беру сии слова и предлагаю вашему вниманию, потому что они весьма близко идут ко времени и делу. Для всякого времени есть своё дело, и для всякого дела есть своё время. Всем время, говорит премудрый, и время всяцей вещи под небесем ( Еккл.3:1 ). Время плакати и время смеятися; время рыдати и время ликовати ( Еккл.3:4 ). Какое теперь у нас время? Время плакати о грехах. И какое дело предназначено этому времени? Дело покаяния, соединённое с исповеданием грехов пред отцем духовным и, по разрешении им от грехов, с приобщением св. Христовых Тайн. Время печальное, дело покаянное! Одни уже исполнили дело покаяния с благоговением веры, другие готовятся исполнить с усердием, а третьи думают отложить дело до другого свободного времени. Не в праве ли Пастырь Церкви напомнить каждому из отлагающих о спасительной необходимости исполнения долга христианского во дни поста и преподать благоразумный совет одного из древних мудрецов: Не медли обратитися ко Господу и не отлагай день от дне? ( Сир.5:8 ) Примем совет во внимание и извлечём из него побуждения к делу спасения. Совет мудрого указывает, хотя не прямо, но довольно понятно, на скоротечность времени. Подлинно, время летит быстро, так – что минута, в которую говорю, уже прошла; но летит неприметно. Если бы не видали мы перемен в материальном мире, то не могли бы иметь понятия о продолжении и величине времени. Много ли предназначено нам особенного времени в году для упражнения преимущественно в делах веры и благочестия? Менее, нежели восьмая часть года, хотя вся жизнь христианина должна провождаема быть в духе покаяния. Две седмицы поста уже прошли; не увидим, как пройдут остальные пять. Если время бежит быстро и невозвратно: то благоразумно ли пренебрегать временем, которому принадлежит дело нашего покаяния? Не опасно ли откладывать дело, которое предназначено времени плакати ( Еккл.3:4 )? Отлагать дело покаяния до другого свободного времени значило бы, отказывать Богу в том, что теперь имеем, что теперь сделать можем, и должны воздать Ему, – значило бы приносить Богу, чего нет у нас, и обещать то, чего, может быть, никогда не достигнем. В таком случае, не походили ли бы мы на того должника, который, имея возможность возвратить сего дня долг своему заимодавцу, по пристрастию к богатству, откладывает и обещает отдать чрез две недели, чрез неделю, и так далее. Премудро сказал премудрый: не хвалися о утрии: не веси бо, что породит находяй день ( Прит.27:1 ). Как бы так сказал: ты отлагаешь благое дело до завтрашнего дня; но знаешь ли, что завтрашний день будет для тебя удобен? Может быть, он несёт тебе какую тяжкую скорбь, болезнь, бедствие. Не хвалися о утрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

В.В. Лопатин 1. Замечания общего характера История открытия и хронология публикаций группы поучений преп. Феодосия Печерского достаточно подробно описаны И. П. Ереминым в его издании текстов великого киево-печерского подвижника. 1 В то же время за пределами этого обзора осталось мнение ряда исследователей о том, что в соответствующих рукописных сборниках могут присутствовать и другие поучения преп. Феодосия. 2 Необходимость проверить эту информацию и побудила нас пройти по стопам предшественников – сперва еще раз изучить охватывающие период церковных чтений от Недели мытаря и фарисея до Лазаревой субботы рукописные сборники 224(50), 225(48), 226(47), 227(49) собрания Киево-Печерской лавры, хранящиеся сегодня в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского, а затем и триодный Румянцевский сборник 406, 3 в котором и были обнаружены в свое время А. X. Востоковым поучения преп. Феодосия. В ходе этого изучения выяснилось, что группа гомилий второго киево-печерского игумена, находящаяся в этих сборниках в качестве чтений со вторника по пятницу третьей седмицы Великого поста, состоит не из семи, как считалось ранее, а из восьми поучений. Специфика этой группы (стилистическое единство поучений и одновременная их тематическая разноплановость производят впечатление своеобразного цикла) как бы определяет ее капсулированность среди других чтений. Это позволило В. А. Чаговцу предположить, что поучения могли быть извлечены из гипотетического «Великопостного Златоуста», составленного преп. Феодосием для чтения на монастырских богослужениях во время его пребывания в пещерном затворе. 4 Схожую мысль высказал и Н. К. Никольский , отметивший, что составители в данном случае, «очевидно, только выбирали из одной более обширной группы поучений те, которые казались пригодными для целей церковного чтения в 3 неделю поста». 5 Что же касается возможности наличия в этих сборниках других учительных слов преп. Феодосия, скрытых под чужими именами или анонимных, то пока здесь можно лишь отметить следующее. Два текста Румянцевского сборника 406, привлекшие внимание А. X. Востокова своей схожестью с изложенным в «Повести временных лет» предпостным поучением преп. Феодосия, в действительности ему не принадлежат. Первый из них, читавшийся во вторник первой седмицы поста (л. 40–42 об.; нач.: «В законе повеле Бог сыном иисраилевым, да кождо от себе Богу десятину давали...»), достаточно быстро был идентифицирован как поучение аввы Дорофея . 6 Текст второй «В неделю 2 поста слово душеполезно» (л. 91–93; нач.: «Придите, друзи и братье, возлюбленное стадо Христово, да мало и еще нечто изреку») сегодня атрибутируется св. Клименту Охридскому. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Слово 76 (1) Надлежит соблюдать и держать спасительный пост не в первую только неделю святой Четыредесятницы, но и во все прочие. 1. Что имею я сказать любви вашей ныне, то следовало бы сказать в прошедшее воскресенье. Но как я знал, что в первую седмицу Четыредесятницы все почти христиане с радостию и великим усердием держат добрый и спасительный пост, всякий охотно возлагает на выю свою иго его, и ни одного не найдешь даже из таких, которые, не чая себе спасения, проводят жизнь свою в бесстрашии и нерадении о богоугождении, который бы не соблюдал закона поста в эту неделю и не хранил воздержания вместе с другими христианами, сколько это ему под силу, то и решил доныне отложить беседу мою с вами о лощении в прочие недели Великого поста. Все христиане, как я сказал, подвизаются в первую великопостную седмицу. Но, как в субботу празднуем мы преславное избавление от осквернения, бывшее христианскому народу чрез посредство святого великомученика Феодора Тирона, а в воскресенье творим праздник в воспоминание Православия и благодарим Всеблагого Бога славословиями и песнями, то в это время лукавый диавол, завидующий всякому нашему добру, подходит тайком к каждому христианину и, связав его нерадением и леностию, внушает отвратиться от святого поста, столь для нас спасительного, и опять вдаться в прежние свои злые обычаи. По сей причине я и напоминаю вам ныне и прошу любовь вашу, отнюдь не слушайте врага нашего диавола, не начинайте следовать опять злому навыку ненасытного чревонеистовства и не возвращайтесь более к удовлетворению недобрых пожеланий, коим удовлетворяли прежде столь долгое время, но как почтили мы первую неделю Великого поста сего, так да почтим и вторую, а потом последовательно и все прочие. Да, братия мои возлюбленные, пожалеем себя самих и не попустим себе сгубить в наступающую седмицу, что собрали в прошедшую. Напротив, надлежит нам паче поревновать о том, чтоб к стяжанному прежде приложить и другое что, а не разбрасывать зле (худо. – Ред.), что прежде уэкономили добре.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Первые дни Страстной: не поддаваться желудку Страстная неделя с протодиаконом Андреем Кураевым. Что самое важное и ценное в атмосфере первых дней Страстной седмицы? 28 апреля, 2013 Страстная неделя с протодиаконом Андреем Кураевым. Что самое важное и ценное в атмосфере первых дней Страстной седмицы? Страстную неделю с ПРАВМИРом проводит профессор Московской Духовной академии и миссионер протодиакон Андрей Кураев. Что самое важное и ценное в атмосфере первых трех дней Страстной седмицы? Главное, что мешает пережить Страстную седмицу – это явная близость к Пасхе и некоторая усталость от завершающегося поста. Когда запах куличей начинает слепить нос – особенно это заметно когда живёшь в семинарии или в монастыре – тогда, вместо того, чтобы нам действительно переживать всецело и только события Евангельской истории, в нас уж очень бурно начинает просыпаться и мечтать о своём удовлетворении гастрономическое чувство. В этом смысле Страстную седмицу переживать иногда бывает тяжелее, чем предыдущие долгие недели Великого поста. И принципиально важно до некоторой степени об этом забыть. Человек должен уметь себя контролировать. Чего ты ждёшь от Пасхи? Застолья – разрешения от поста, или же всё-таки вести о Воскресении Христовом и о своём спасении? Честное слово, если тебе кажется, что желудок начинает определять всё остальное, то лучше что-нибудь скушать, чем прислушиваться к его диктантам и требованиям. Первые дни Страстной седмицы относятся к числу моих, может быть, самых любимых, потому, что они какие-то очень спокойные. Нет ещё предпраздничной суеты, нет эмоциональной чрезмерной нагруженности, которая начнётся во второй половине недели, когда она будет погружать тебя в атмосферу Страстей. Фото: kcenia.belova, orthphoto.net А атмосфера первых дней совершенно удивительная — ровная и в то же время в ожидании какой-то бури. Здесь нет чувства новизны, экзотики, как в начале Великого Поста, когда от стилистики Великого Поста за год отвыкли – здесь уже привычное, сроднившееся, родное, и скоро оно уйдёт. Немножко прощальная, немножко сожалеющая, но очень насыщенная эмоциональная гамма — определяет первые два дня Страстной седмицы.

http://pravmir.ru/pervye-dni-strastnoj-n...

   Когда болезнь наша проходит: мы почти всегда забываем о ней и только изредка стараемся беречь себя от того, что, по нашему мнению, произвело в нас эту болезнь. А между тем, по прошествии каждой болезни, наш долгъ — заботиться об исправлении нашей нравственной жизни, чтобы этим и возблагодарить Господа за наше уврачевание и предохранить себя на будущее время от других болезней.    Братие мои! Теперь у нас время спасительного поста и покаяния. Постараемся же воспользоваться этим временем, да удостоимся услышать от Господа вожделенныя слова: «чадо, отпущаются тебе греси твои», чтобы потом могли исполняться на нас и последующия Его слова: «востани, возми одр твой, и иди в дом твой». Аминь. Слово в неделю третью Великого поста, сказанное в Предтеченс...     «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Марк. 8:34).    Вся жизнь христианина должна быть исполнением этой заповеди Спасителя. Но особенно ей посвящаются, по намерению св. Церкви, дни христианского поста и покаяния. Истинный пост и покаяние непременно требуют от нас самоотвержения, — иначе они невозможны, — и состоят именно в том, что мы, каждый на собственном кресте, «распинаем плоть» свою «со страстьми и похотьми» (Гал. 5:24), и стараемся умертвить своего «ветхого человека сь деяньми его», т. е., отложить и очистить свои грехи (Ефес. 4:22). Подвиг нелегкий для наших слабых сил, тем более, что он в настоящий пост должен продолжаться целую четыредесятницу! Что же делает наша св. руководительница? Едва мы совершили половину трудного поприща, как она износит из алтарей и поставляет пред нами св. крест самого Господа Иисуса, по следам которого мы шествуем, чтобы мы, взирая на высокий образец нашего «Предтечи» (Евр. 6:20) и Началовождя, ободрялись после пройденного пути и укреплялись на дальнейший труд поста и покаяния. Можно ли найти средство более близкое и надежное?    Скажите, за кого это пострадал Христос Спаситель? Он пострадал не за Себя, а за нас; Он чист от всякого греха и совершенно невинен, но благоволил воспринять на Себя грехи всего человечества, и за них-то умер на кресте, чтобы искупить нас своею смертию от вечных мучений за грехи и приобресть нам вечное блаженство. А мы за кого страдаем или должны страдать на своих крестах? Мы страдаем за себя и для себя. Мы изнуряем плоть свою, воюющую на дух, отказываем себе в порочных навыках и удовольствиях, не даем пищи своим страстям, сокрушаемся о своих грехах, сетуем, скорбим... для того, чтобы самих себя очистить от всякого беззакония, самих себя предохранить от огня адскаго, самим себе стяжать царство небесное. Итак, если Христос пострадал за нас, единственно из любви к нам: ужели мы откажемся страдать за себя, из любви к себе? Ужели из одной благодарности к Нему не найдем в себе довольно твердости, чтобы нести вслед за Ним свой крест и продолжать подвиг поста и покаяния?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3598...

Слово в первую неделю св. Великого поста 48 Приидите, ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). Как утешительно слышать этот успокоительный призыв во дни поста и покаяния! Какой подвижник не ободрится и не усугубит усердия и ревности в подвигах поста и молитвы! Одно обещание: и Аз упокою вы, – уже много облегчает тяжести и трудности, сопряжённые с делами веры и благочестия; одна надежда уже радует и возносит мысль к Успокоителю. Если сердце наше, братия, находит утешение в призыве: то разум должен находить убеждение. Как не идти, когда зовут? И можно ли не получить, что обещают? поскольку убеждение достигается размышлением, то, хотя каждый из нас нимало не сомневается в обязанности идти к Призывающему, и каждый уверен в несомненности получения обещанного блага; но, для большего утешения и большего убеждения, употребим несколько минут на размышление. Призывающий к успокоению есть Господь наш Иисус Христос. Как Он призывал Иудеев, во время земной жизни, так и ныне призывает всех труждающихся и обремененных. Чтобы отстранить недоумение насчёт всеобщего призывания, приведём в утверждение истины слово одного из учеников и апостолов Христовых, так свидетельствующего: Бог Отец посла Его Спасителя миру; следовательно не одному народу, или времени, а всем народам всех времен и стран. Мало сего: Сам Господь сказал: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут ( Мф.24:35 ). Какие словеса? Это глаголы живота вечного, это словеса спасения, между которыми читаем мы и утешительные словеса призывания к успокоению. Что значит: не прейдут? То, что как Господь вчера и днесь, тойжде и во веки ( Евр.13:8 ), так и словеса Его всегда были и будут неизменны и непреложны, живы и действенны. Не удивляйтесь же, что и теперь глаголет Христос, что и теперь призывает: приидите! Что это за люди, – труждающиися и обремененнии ( Мф.11:28 )? На земле греха и смерти, в мире скорбей и страдании, не трудно найти призываемых к успокоению: это все те грешники, которые чувствуют тяжкое бремя грехов и не знают, как сложить его; все те страдальцы, которые, кроме бремени грехов, ещё страдают под бременем скорбей и бедствии; все те подвижники добродетели, которые стараются быть добродетельными, но изнемогают под благим и лёгким игом заповедей Христовых. Скажите, было ли время, в которое бы не было таких людей? Не было и не будет времени, в которое бы Спаситель не взывал к людям: приидите.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Нравоучительные произведения иногда писали и жившие у нас греки. Из них особенно замечателен митрополит Никифор, от которого сохранилось послание к великому князю Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств 217 и поучение в неделю сыропустную 218 . Послание написано по случаю Великого поста, почему и начинается речью о необходимости и пользе поста для падшего человека; затем идет общее рассуждение о том, откуда привходит в человека доброе и злое; именно проводниками того и другого указываются душа трехчастная (ум, сердце и воля) и внешние чувства, как слуги души; это общее рассуждение прилагается далее к личности великого князя: его деятельность измеряется по указанному масштабу – по уму, сердцу, воле и внешним чувствам, мягко указывается, как недостаток, доверие князя к клеветникам и наушникам, объясняется, почему автор пишет это послание:«Я написал тебе, – говорит он, в напоминание; ибо великие власти имеют нужду и в частом напоминании. Я осмелился написать тебе потому, что устав церковный и правило требует в настоящее время (Великий пост) говорить нечто полезное и князьям. Знаем, что мы сами грешники и немощны, а думаем врачевать других; но слово Божие, сущее в нас, здраво и цело…»; в заключение предлагается совет помнить псалом 100-й:»Милость и суд воспою Тебе, Господи», как «верное изображение того, каков должен быть царь и князь». Послание вообще написано стройно и умно, хотя несколько отвлеченно и искусственно. Поучение Никифора имеет в виду наступающий Великий пост и потому говорит именно о нем: оно призывает слушателей к радостной встрече и радостному провождению дней поста, пробуждает чувство сокрушения о грехах, излагает условия и свойства истинного поста и покаяния и побуждает вместе с подвигами телесными совершать дела любви христианской. Это поучение менее искусственно и отвлеченно, чем послание к князю, хотя не так популярно, как поучения Луки Жидяты и Феодосия Печерского . Оно даже не совсем лишено жизненности, останавливаясь на современных недостатках – лихоимстве, мстительности, нарушении устава касательно поста и особенно подробно на пьянстве. Замечательно, что митрополит Никифор не знал русского языка и однако не уклонялся от своей обязанности учить паству: он писал по-гречески и написанное заставлял переводить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Часть 8. В неделю первую Великого поста В неделю первую Великого поста (что должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приявшем в них Господа; и в ком нет Господа) Господь наш Иисус Христос сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин. 6, 56 ). Возрадуйтесь, благоговейные причастники! Сколько неложно слово Господа, столько же несомненно, что Господь в вас, по Причащении Святых, Пречистых и Животворящих Его Тайн. Но, братие, Господь, пришедши и вселившись в нас, не может оставаться несвидетельствованным в сем внутреннем в нас действовании, как не оставляет Он Себя несвидетельствованным во внешнем о нас Промышлении, «с небеси нам дожди дая и времена многоплодни» ( Деян.14, 17 ). Сам Он говорит: «Кто отверзает двери сердца, Я войду к нему и вечеряю с ним, и он со Мною» ( Откр. 3, 20 ). Итак, вечеряете ли вы с Господом и Господь с вами? Сей вопрос предлагаю вам ради того, что из вас, присущих здесь, может быть, нет ни одного, кто бы не причастился уже Христовых Тайн. Что же, началось ли в вас то, что должно быть очевидным плодом сего преславного Таинства? Господь, пришедши, приносит Вечерю с Собою: приносит все духовные блага во спасение, которых Он есть единственный Источник, и дает их вкушать душе. Войдите же внутрь и смотрите. Господь свет есть. Свет приносит Он с Собою и в душу, приявшую Его. Как, когда в темную комнату вносится светильник, обильно светящий, комната та и все находящиеся в ней предметы, от большого до малого, становятся видимыми с самым светильником и с тем, кто принес его, таким же образом свет духовный озаряет душу, приявшую Господа. Это – свет ведения и разумения всего Домостроительства нашего спасения. Ясно сознаются в нем наша ничтожность и беспомощность и великое Божие к нам снисхождение, спасающее нас со всеми соприкосновенными тому истинами: о Единосущной Троице, о творении и Промышлении, нашем падении, Воплощении Бога Слова, Его крестной смерти и Воскресении, об устроении Святой Церкви, общении Небесных с земными и наследии, уготованном на Небе верующим и труждающимся в жизни по вере, – словом, со всею совокупностью спасительных истин. Истины сии ведомы нам и всегда, как христианам, но, пока мы не вступаем в жизнь по Христе, ведение сие пребывает внешним. Господь же, пришедши, сорастворяет их не с умом только, но со всем существом духа нашего, до того, что после сего не остается ни тени сомнения, ни момента забвения. Но как верно, что свет теперь окружает нас и освещает все окрест нас и мы то сознаем неотразимо, так приявший Господа умом сознательно стоит в тех истинах и неотходно пребывает в них, действуя в свойственном ему кругу. Так должно быть во всяком причастнике Христовых Тайн, приявшем в них Господа. Но так ли это и у нас с вами, братие?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010