Слово на пассии в неделю 5-ю Великого поста 8 апреля/26 марта 1979 г. Когда мы с благоговейным вниманием слушаем евангельские повествования о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, сердце наше наполняется чувствами любви и благодарности Тому, Кто, «нас ради человек и нашего ради спасения», «будучи Образом Божиим ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:6, 8 ). »Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). А Он, исполняя волю Своего Небесного Отца, «не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши» (Послание к Диогену, 9). Испив чашу безмерных страданий, Он умер на древе Крестном, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 16 ). Научая Своих слушателей закону высшей нравственности, Господь говорил им: »любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас« ( Мф. 5:44 ). И все это Он исполнил Сам, и исполнил в такой совершенной степени, что с Его искупительной жертвой не может сравниться никакой, даже самый высокий и самый благородный по обычным человеческим понятиям подвиг. Евангелисты сообщают нам, что смерть невинного Божественного Страдальца вызвала потрясение и в неодушевленной природе, и в человеческих сердцах, не до конца омраченных жестокостью и злобой и не утративших еще способности к раскаянию и состраданию. »От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого« ( Мф. 27:45 ). В самый же момент смерти Господа »земля потряслась; и камни расселись« ( Мф. 27:51 ). Пораженный происходившим сотник исповедал, что Распятый был праведник и воистину Сын Божий ( Лк. 23:47 ; Мф. 27:54 ). А народ, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь ( Лк. 23:48 ). Вдохновенный песнописец так говорит нам об этих физических потрясениях и нравственных переживаниях: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висяща, Христе: солнце омрачашеся и земли основания сотрясахуся; вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе» (Стих. на «Господи, воззвах» 1-я в Пяток вечера Страстной седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Поучение в неделю 4-ю великого поста Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом ( Марк. 9:29 ). В нынешнем Евангелии было прочитано: однажды некоторый человек подошел к Иисусу Христу и, кланяясь Ему, говорил: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом злым. Всякий раз, когда схватывает его бес, терзает; и он испускает пену, скрежещет зубами и сохнет. Я просил Твоих учеников, чтобы выгнали его, но они не могли. И многократно, продолжал отец отрока, дух бросал его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. По просьбе и вере отца, Иисус Христос исцелил отрока. После того ученики спрашивали Иисуса Христа наедине: почему мы не могли выгнать беса? Он ответствовал: сей род ничем не может быть выгнан, как только молитвою и постом. Слушатели христиане! Таких бесноватых, о которых говорится в Евангелии, равно как и в нынешнем Евангелии, между нами, благодарение Господу, нет ни одного. И дай Господи, чтобы никогда их не было у нас. Но за то у нас есть другого рода бесноватые. Это те люди, которые живут беззаконною жизнью. У них душа нездрава, и о таких людях можно сказать, что они беснуются. Таких бесноватых, пожалуй, нам и не перечесть: они поселились почти в каждой семье, и везде можно видеть ихъ. А потому мы укажем только на немногих, укажем и средства к их излечению. Св. отцы Церкви называют бесноватыми людей пьянствующих, гневливых и злобных. Так св. Иоанн Златоуст говорит: «пьянство есть самоизвольное беснование, демон добровольный“ (слово о воскресении). «Воистинну гневливый не менее безумится, как и самые беснующиеся“ (из книг. собран. поуч. разн. св. отец 1803 года лист 159). Св. Тихон Воронежский говорит: тот дает место диаволу, кто гнев и злобу на ближнего своего держит. Уже таковым диавол, яко дух злобы, возобладал, и водит его, как пленника своего (о долж. христиан. лист. 83). Да, возлюбленные, люди пьянствующие, гневливые и злобные, точно, находятся во власти диавола и делают то, что угодно ему. Бес помрачает их сознание и разум и делает с ними, что хочет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 79. О служении. В 5-ю Неделю Великого поста (по Евангельскому чтению) …Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить, и отдать душу свою для искупления многих. ( Мк.10:45 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В эту Неделю Великого поста Святая Церковь предложила нам Евангельское чтение о том, как Господь наш Иисус Христос шел в Иерусалим со Своими учениками, двенадцатью апостолами, и уже тогда начал готовить их к тому, что по пришествии в Святой Град Ему нужно будет много пострадать, принять избиения, надругательства и самое страшное – смерть для искупления грехов рода человеческого: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам ( Мк.10:33 ). И далее Он открывает ученикам подробно о воскресении в третий день и о вечной жизни. Что же ученики? С какими чувствами выслушали они пророчества Господа о Его страданиях, смерти и воскресении? До них еще не вполне доходил смысл этих страшных слов Учителя, ибо душой своей они не постигли пока того, что спасение мира, спасение рода человеческого возможно лишь единственной, столь дорогой ценой – страданиями и смертью Спасителя. Все иудеи, в том числе и апостолы, ожидали Мессию как сильного, властного земного правителя. Царство Христово в их чаяниях виделось не царством духовным, а царством земным. И слыша не совсем понятные для них слова Учителя, двое из учеников Его, Иаков и Иоанн, которых Господь очень любил, которым, по Божией милости, было открыто преславное Преображение Господне на горе Фавор, подходят к Божественному Учителю и просят: Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей ( Мк.10:37 ). Чего же просят братья? Просят почестей, славы, богатства, власти. Просят главенства. Просят Господа возвеличить их над прочими учениками. И Господь им ответил так: Не знаете, чего просите.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Смотрите, как бы так вещает нам Господь с креста, что претерпел для вас Я воспринятой Мной для вашего спасения плотью Моей пречистой, неприкосновенной ни дли какого греха: вы ли откажетесь распинать в плоти своей различные страсти и похоти? Вы ли не перенесете некоторую горечь поста? Вы ли не потерпите на время лишение сластей для укрощения плоти, которая, чем более ее услаждаешь и насыщаешь, тем более беснуется? Вы ли не потерпите огненных стрел врага, когда Я позволил ему пронзить Свою божественную плоть всевозможными стрелами? Вот с какой мыслью выносится ныне крест для поклонения и лобызания. Итак, не унывайте от поста и от борьбы со страстями и диаволом; а мужественно боритесь, призывая в помощь Пострадавшего за нас и крестом победившего врагов наших, — и побеждайте. Аминь. СЛОВО В НЕДЕЛЮ КРЕСТОПОКЛОННУЮ Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. (Мк 8,34) Нынешняя неделя великого поста называется крестопоклонной — от поклонения Кресту и страстям распятого на нем нас ради Господа славы, а также и оттого, что Церковь положила читать в этот день Евангелие о ношении каждым из нас собственного креста или страданий и скорбей, неразлучных в этом мире с последованием Христу . Кто хочет идти за Мною, сказал Иисус Христос народу с учениками Своими , отвергнись себя, и возьми крест и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою, т. е. жизнь свою, т. е. умертвит все страсти и вожделения свои , ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном; того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк 8,34–38) . Господь Иисус Христос повелевает нам совершенно отречься себя, т. е. от сатаны, действующего в нас, и от всех дел его, и от всего служения его, и всей гордыни его, и взять крест свой, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Слово в неделю сыропустную 16 марта 1975 г. «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» ( 2Кор. 6:2 ) Сегодня, дорогие братия и сестры, мы стоим с вами в самом преддверии Святого и Великого Поста, готовясь вступить в сорокавосьмидневный период духовного очищения себя подвигами усиленной покаянной молитвы и воздержания. Уже четыре раза, в канун приготовительных к Посту воскресных дней, мы с сердечным сокрушением внимали трогательным словам покаянных тропарей: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...». Уже дважды, на протяжении минувшей седмицы, подвергаясь смиренно пред величием бесконечной Божественной Любви, творили мы великие, земные поклоны, сопровождая их дивными словами бессмертной молитвы святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего...». И эта удивительная, проникновенная и в то же время глубоко назидательная молитва будет отныне, в течение всей Великой Четыредесятницы, просвещать наш ум, умягчать наше сердце, выражать наше искреннее раскаяние в наших греховных делах, словах и помышлениях. " Нет человека, который не грешил бы« ( 3Цар. 8:46 ), и »если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас« ( 1Ин. 1:8 ). Каждый из нас по опыту собственной жизни не может не знать, сколь велика сила греховных соблазнов, расслабляющих нашу волю, обольщающих нас призрачными удовольствиями, толкающих на злые поступки, отвлекающих от прямой стези подлинно христианской жизни по заповедям Господним. Сколько раз, – если бы только мы были более внимательны к себе, к своему нравственному состоянию, – могли бы или, вернее, должны были мы с печалью повторять о самих себе сказанное святым апостолом Павлом: »не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю« ( Рим. 7:15, 18–19 ). И в то же время мы хорошо знаем, что греховная жизнь несовместима с блаженством общения с Богом. »Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине« ( 1Ин. 1:5–6 ). И в вечный небесный Иерусалим, где в лучах Солнца Правды будут пребывать искупленные и омытые Кровью Божественного Агнца верные Его последователи, »не войдет ничто нечистое, и никто преданный дерзости и лжи« ( Откр. 21:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово на пассии в Неделю Крестопоклонную. О страданиях Спасителя (2) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, Святая Церковь , ревнуя о духовном преуспеянии своих чад, во дни Великого поста нарочито предлагает нашему вниманию воспоминание о спасительных страстях Христовых, чтобы, с одной стороны, побудить нас к живому сознанию преступности и гибельности греха, возведшего на Крест Богочеловека, и, с другой стороны, возвестить нам о беспредельном милосердии Божием к людям, о бесконечной любви к нам Бога Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). В слышанном нами сейчас евангельском повествовании открывается страшная, потрясающая картина ужасных, тяжких страданий Богочеловека, воспринятых Им на Себя ради любви к человеческому роду. Перед нашими очами и самое изображение Животворящего Креста, на котором висит распятый, с поникшим кротким взором и любвеобильным сердцем, Божественный Страдалец. Какое жестокое человеческое сердце не содрогнется и не придет в умиление от такой любви Божией к падшему человеку! В самом деле, обратите внимание на цель Пришествия Спасителя с Небес. Он явился на землю, чтобы дать людям жизнь, принести с Небес огонь любви, дабы этим огнем воспламенить сердца людей и на основе самоотверженной взаимной любви создать на земле Царство Божие, единое стадо, с Ним, Единым Пастырем, во главе, и через это Царство ввести людей в Царство Небесное. Заповедь новую даю вам, – сказал Он, – да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Я есмь пастырь добрый; и жизнь Мою полагаю за овец ( Ин. 13, 34; 10, 14:15 ). Но, увы, мир не принял Его: пришел к своим и свои не только не приняли Его (ср.: Ин. 1:11 ), но и распяли, предали самой тяжкой муке. Обратим взор на образ Божественного Страдальца, всмотримся пристально в Его израненную терновым венцом главу, в Его язвы и ребра, прободенные копием, взвесим тяжесть крестных телесных страданий, а наипаче душевных, и со вздохом скажем себе: «Да, нет и не будет страданий больших, нежели страдания Христа Спасителя».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Евр 5:4 . И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. «И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон». Ибо тот законный первосвященник, кто от Бога приемлет рукоположение. Так приял сан сей и Аарон, первый первосвященник. Изрек же сие божественный Апостол не с намерением указать нам теперь правила первосвященства, но предуготовляя нас к учению о Владычнем первосвященстве. Посему вслед за этим премудро присовокупил: Евр 5:5.  Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Евр 5:6.  как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. «Тако и Христос не Себе прослави быти первосвященника», «но Глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». «Якоже и инде глаголет: Ты еси священник во век по чину Мелхиседекову». Поелику Христос был из другого колена, так как по человеческому естеству произошел от Давидова рода, то Апостол, зная упорность сердец неверующих иудеев, прибег к пророческим свидетельствам и премудро подтвердил ими собственное свое слово, а также премудро показал, что Христос наименован не только Первосвященником, но и Сыном и приял некое новое первосвященство. Поелику же Апостол сказал, что первосвященником за человеки для того поставляется человек, чтобы сострадал «невежствующым и заблуждающым, понеже и той немощию обложен есть», то доказывает, что и Владыка Христос приял на Себя, кроме греха, все страдания естества человеческого. Прочтите толкования Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Блаженный Феодорит Кирский Блаженный Феофилакт Болгарский Блаженный Феофилакт Болгарский Толкование в Неделю 3-ю Великого поста на Послание к Евреям Евр 4:14.  Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, Как бы на просьбу кого-нибудь подать нам совет, чтобы мы не пали духом и не предали малодушию, говорит, что достаточно и сказанного для научения нас страху и для того, чтобы сделать более твердыми. Но кроме того, мы еще имеем «Первосвященника», Который может помочь нам, если только мы держимся исповедания; ибо Он не малый и не случайный, а великий, — Он — Сын Божий. И не таков, как Моисей. Тот ни сам не вошел в покой, ни народа не ввел; а Этот, прошедши небеса, восседает со Отцом и может дать нам вход в небеса, и сделал нас наследниками обетованного покоя.

http://bible.predanie.ru/nedelya-3-aya-v...

Д. Разное 1. В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ ИСТИННАЯ МОЛИТВА С егодня, дорогие отцы, братья и сёстры, св. Церковь , раскрывая перед нами «весну постную», весну нашей души, предложила нашему вниманию поучительную притчу Христа Спасителя о мытаре и фарисее. Всего три недели отделяют нас от св. Четыредесятницы – времени нашего душевного врачевания и устроения. В дни Великого Поста мы будем воспитываться здесь в св. храме в молитве, будем часто возносить ее ко Господу о прощении наших грехов и об оставлении прегрешений усопшим отцам и братиям нашим. И вот, чтобы мы знали, как нужно молиться, какая молитва доходит до Неба и какая бывает неугодна Богу, св. Церковь и дает нам два образа ее: молитву фарисея и молитву мытаря. Слово «мытарь» происходит от «мыто», что значит «пошлина». Это название давалось иудеями откупщикам и сборщикам податей. Так как мытари нередко исполняли свою должность недобросовестно, то возбуждали к себе ненависть у населения Палестины. Для иудеев того времени мытарь и грешник были синонимами. Фарисеи считались знатоками Закона и учителями иудейского народа. Они любили показать себя перед людьми строгими исполнителями законных обрядов: ходили в длинной широкой одежде с надписями из Священного Писания , несколько раз ежедневно совершали омовения. Милостыню они подавали с важностью; принимали постные лица, чтобы люди считали их благочестивыми. Вот с таким или подобным благочестием и пришел в храм упоминаемый в сегодняшнем Евангелии фарисей и, став на видном месте, начал молитву. Я знаю, Боже, – говорил он, – что заслужил Твое благоволение верным исполнением Закона. «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю», т.е. больше, чем велит Закон. Я превзошел Закон. «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» ( Лк. 18, 11–12 )... Сколько гордости, тщеславия в молитве этого знатока Закона! Тут и самохвальство, и превозношение, и жестокое осуждение других. Он услаждается своими наружными добродетелями и не видит своей духовной, внутренней пустоты. Он не чувствует, что пост и молитва – эти поистине великие добродетели – выполняются им не во славу Божию, а во славу свою, «чтобы показаться пред людьми» ( Мф. 6, 5 ), приобрести их уважение, получить известность. Он не видит, что та десятина, которую он жертвует, неугодна Богу, потому что приобретена нечестным путем. Фарисей не замечает в себе ничего плохого. Он и в храм-то пришел не для того, чтобы просить прощения у Бога, а чтобы похвалиться своими добродетелями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Наблюдайте за сердцами своими: как воспринимают они слова Христовы, с восторгом ли принимают слова: «Тако да просветится свет ваш пред человеки...» ( Мф.5:16 ), и знайте, что если будете достойны благодати Божией, то она будет все умножаться у вас по мере исполнения заповедей Христовых. А если каменными останутся сердца ваши, то отнимется у вас и та благодать, которую думаете иметь. Аминь. Слово в неделю о мытаре и фарисее Каждый год незадолго до Великого поста слышите вы благодатную притчу Господа нашего Иисуса Христа, научающую нас тому, как надо молиться Богу и как не надо молиться Ему. Эта притча так глубоко важна, что надо ежегодно возобновлять ее в нашей памяти и все глубже и глубже вникать в нее. Много раз уже старался я, по мере разумения моего, влагать в сердца и умы ваши толкование этой великой Христовой притчи. Но вот и в нынешний год пришла мне мысль от Бога, что не все еще нужное сказал я вам. Итак, вникнем еще раз в благодатное научение нас Господом Иисусом Христом тому, какие молитвы наши угодны Ему и какие тяготят Его. Итак, опять напомню вам благодатную притчу о мытаре и фарисее. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» ( Лк.18:10–12 ). Угодна ли Богу такая молитва? Приятно ли Ему слушать гордые слова и самохвальство человека, хотя и старающегося быть непорочным по правде законной, но относящего свою праведность к своим собственным заслугам, а не к благодати Божией? Отвратим глаза свои от высоко и самодовольно поднятых к небу рук его, обратим их на стоящего с низко опущенной головой и бьющего себя в грудь мытаря, неправедно требующего в свою пользу лишние деньги при собирании установленных законом податей и за это всеми ненавидимого. Эта всеобщая ненависть давила и мучила мытаря, и совесть тяжело укоряла его.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Слово 66. О восхождении к совершенству. В 4-ю Неделю Великого поста Вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Прп. Иоанн Лествичник Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие о Господе братья и сестры! В четвертое воскресенье Великого поста Святая Церковь вспоминает дивного учителя благочестия, преподобного Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской, оставившего нам описание чудесной духовной лествицы, по которой он сам взошел в Царствие Небесное и которую завещал всем христианам, устремляющимся в горняя. Еще в древности патриарху Иакову явлено было в сонном видении: Вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней ( Быт.28:12 ). Со времени Воскресения Христова небеса отверсты для земнородных, и по Божественной этой лествице взошли в Небесное Отечество сонмы святых подвижников еще при жизни уподобившихся безгрешным Ангелам. О ступенях, ведущих к достижению совершенства, говорит святой апостол Павел: От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыждает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:3–5 ). Вершиной же духовного восхождения является чистейшая и совершеннейшая любовь, которая никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится ( 1Кор.13:8 ). Высока и крута лествица восхождения к духовному совершенству, идущего по ней на каждом шагу подстерегают многие искушения и опасности. Прохождение такого пути должно быть осторожным, медленным, постепенным. Тот, кто приступает к духовному деланию торопливо, без должного руководства, дерзает на попытку сразу достигнуть высших ступеней, тот почти неминуемо упадет в пропасть отчаяния или запутается в сетях диавольских. Из числа подобных самонадеянных людей выходят лжепророки и лжеучители, мистики и еретики.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010