Все религии мира, все ложные религии именно тем и обманывают человека, что предлагают ему какую-то сладость духовную, какие-то высокие переживания, минуя то, как это может быть достигнуто. И в самой Церкви Христовой существует такая духовная опасность, когда мы можем желать иметь благодать, иметь причастность к нетленной жизни, забывая о том, как это достигается. Имея желание сразу же быть в славе, мы перескакиваем порой через все этапы духовной жизни. Враг, конечно, знает, говорят нам святые отцы, это желание человека, которое в принципе естественно, потому что человек создан, чтобы жить в радости. Для человека не естественно, когда ему плохо и когда он терпит скорби. Человек создан для счастья, говорит святой Игнатий Брянчанинов, как птица для полета. Это — его состояние, чтобы достигать самой высшей радости, и для человека естественно к этому устремляться. Потому сатана, зная естественное желание человека «быть счастливым», обманывает очень многих, кто хотел бы достигнуть этого высокого, благодатного состояния прежде, чем увидеть Крест Христов и соединиться с этим Крестом. Нечистый может давать какие-то переживания, которые как будто очень похожи на то, что дает Христос, но эти «счастливые переживания» обманчивы. Сатана может кое-что приоткрывать человеку через «чудесные» видения, через «откровения» или через сны. Ему очень важно, чтобы человек поверил этому пути и все более и более шел именно этим путем исканий каких-то особенных «откровений», а не путем крестным, Христовым. Более того, эта опасность существует и для людей, которые умеют уже различать подлинную Божию благодать от всяких сатанинских подделок, и кто уже пережил, и не раз, Пасху Христову и знает, какая это милость и радость от Господа. Поэтому понятно, о чем говорят ученики Христовы: о том, чтобы эта радость снова и снова была дана им, и чтобы они этого не были лишены и в вечности. Но Господь спрашивает их: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10, 38). Они отвечают: «Можем». И тогда Господь говорит им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10, 3940).

http://moral.ru/слово-в-неделю-5-ю-велик...

Но вот послушаем, о чем говорит святитель Димитрий, архиепископ Херсонский: «Нет, не для богохульного ропота и не для лживого извинения грехов наших напоминает нам Святая Церковь о падении нашего праотца. Но для того, чтобы на примере его мы познали всю тяжесть греха и его пагубные последствия и научились убегать невоздержания как начала и источника грехов, обратились к покаянию как единственному средству избавления от гнева и суда Божия». Вот, братья и сестры, для чего сегодня Святая Церковь в канун Великого поста напоминает нам о наших прародителях и об их изгнании из рая. Всем нам хорошо известно, что грех первых людей произошел от невоздержания, от необуздания похоти, возродившейся при виде запрещенного плода. Вот как об этом свидетельствует бытописатель пророк Моисей, автор книги Бытие: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3,6). И наши грехопадения происходят от невоздержания и от необуздания наших похотей. Обратимся опять к святителю Димитрию. «Не удержишь очей? И возбудившаяся похоть очес породит зависть и любостяжание, увлечет к неправдам и обидам ближнего, жестокосердию и бесчеловечию. Не укротишь плоти? И возбуждавшаяся похоть плотская вовлечет в сладострастие и любострастие, во всякую нечистоту и скверну. Не обуздаешь самолюбия? И обуявшая сердце гордость житейская увлечет в происки честолюбия, разродится пустым тщеславием, презрением ближних, оскорблением смиренной добродетели, пренебрежением скромного достоинства и заслуг. Не удержишь языка? И сделаешься пустословом и злословом, пересудливым и досадителем, клеветником и обидчиком, кощунственником и хульником. Не оградишь слуха от бесед праздных и душевредных? Душа твоя наполнится множеством помыслов суетных и враждующих, сердце уязвится слышанием речей бесстыдных, злостных и язвительных, воображение наполнится множеством образов нечистых и соблазнительных. Не обуздаешь своего похотливого вкуса? И сделаешься сластолюбцем, готовым, подобно Исаву, продать свое духовное первородство, чистоту и непорочность сердца за лукавую пищу и питие. Сердце твое отягчится объядением и пьянством так, что не почувствуешь, как придет внезапно всегубительство. Вот почему Святая Церковь, чтобы привести нас к покаянию, заповедает пост и строгое воздержание во всем как первое и самое надежное средство против греха, называя его матерью целомудрия, обличителем грехов, проповедником покаяния, жительством Ангелов и спасением человеков».

http://zavet.ru/kalendar/nai-007pr.htm

Но вот к душевным страданиям прибавляются страдания телесные. Один из двенадцати учеников Спасителя, Иуда, приходит в Гефсиманский сад и лобзанием предает своего Учителя воинам и слугам, которые, крепко связав Его, влекут, яко агнца – на заклание, к первосвященникам Анне и Каиафе, где кротко приемлет Он бесчисленные поругания и оскорбления. И наконец, Его ведут на Лобное место для распятия. Измученный, истерзанный и окровавленный, Он трижды падает на пути Своем до Голгофы. И затем, безгрешный, пригвождается ко Кресту, испытывая неописуемые страдания. Во время Его крестного пути некоторые иерусалимские женщины, подвигнутые чувством сострадания к тяжким мучениям и предлежащей смерти Искупителя мира, плакали о Нем, но Господь на их слезы отвечал: Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? ( Лк. 23:28–31 ). Возлюбленные братия и сестры, эти слова сказаны были Господом народу иудейскому, но они имеют силу во все времена для каждого народа и непосредственно для каждого христианина. Испытаем себя, не преобладают ли и над нами греховные наклонности и пожелания, нарушающие покой и мир души? Господь принес нам Искупление, даровал Свою Божественную благодать для врачевания наших пороков и греховных язв, но эта спасительная благодать действует при условии приложения нашего усердия, при условии исполнения нами заповедей Божиих. Как известно, основная заповедь, завещанная нам Спасителем, есть заповедь о любви, о которой Он так много говорил с учениками накануне Своих страданий: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13, 34 и 35). Посмотрим на свою жизнь, поступки и поведение свое в отношении к ближним и испытаем себя: облеклись ли мы в христианскую любовь друг ко другу?

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

И вспоминая теперь о двух разбойниках, распятых одесную и ошую Христа, не следует ли задуматься о множестве наших грехов и тяжести вины пред Богом? Не следует ли нам также честно отдать себе отчет в том, кому из двух разбойников мы подражаем? Что более характерно для нашего поведения: смиренное сознание своей виновности или холодность окаменевшего сердца? Что чаще исходит из наших уст во время жизненных невзгод и испытаний: молитва о прощении грехов и о небесной помощи, или слова недовольства и ропота на судьбу? И наконец, обратим наш взор на то, что происходило в самые последние мгновения земной жизни Господа Иисуса Христа. »Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе« ( Ин. 19:26–27 ). Святая Православная Церковь издревле видела в этом предсмертном завещании Спасителя глубокий и весьма утешительный для нашего сердца внутренний смысл. Своими словами Господь вверил попечению Своей Пречистой Матери весь христианский род, всех тех, кто – где бы и в каком бы веке они ни жили – будут прибегать к Ней, прося Ее о помощи и заступления. Матерь Божия, прошедшая у Креста Своего Возлюбленного Сына чрез горнило великих страданий, сердце Которой исполнено любви к Богу, глубочайшего смирения и послушания Его воле, стала, по силе Его завещания, нашей общей любвеобильной Матерью, «Отрадой и Утешением», «Радостью всех скорбящих», Путеводительницей ко спасению, – Той, Которую поистине ублажали, ублажают и будут ублажать все роды. У спасительной Голгофы мы можем получить многие духовно-нравственные назидания. Но и того немногого, о чем мы вспомнили сейчас, достаточно, чтобы расположить наш ум к благоговейным размышлениям о глубине богатства и премудрости и разума Божия ( Рим. 11:33 ) и наполнить сердце наше чувствами любви и благодарности к благодеющему нам Богу и Спасителю. Будем же хранить эти добрые мысли и возгревать эти святые чувства, помогающие нам удаляться от всего греховного и порочного. Будем очищать себя от всякой скверны плоти и духа, дабы, совершая святыню в страхе Божием, мы были удостоены светлой радости в дни Св. Пасхи «со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф. 6:24 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Усердие к молитве, возбуждаемое необходимостью ее для нас, с неменьшей силой возбуждается и поддерживается в нас также и уверенностью в ее благоуспешности, уверенностью в том, что она непременно будет услышана. Ведь и в обыкновенном быту наше прошение тогда бывает твердым и дерзновенным, когда мы уверены, что оно будет исполнено. И напротив, бывает слабым, если мы не ждем от него успеха. Точно так же и в молитве: она тогда бывает пламенной и усердной, когда мы уверены, что она будет услышана. Если же сила молитвы так много зависит от уверенности в ее успехе, то какая же сильная молитва должна возбуждаться в христианине при воспоминании страданий Христовых, которые так решительно ручаются за успех сей, уверяя нас, что Господь Иисус Христос и хочет, и может помочь нам, и непременно услышит наши к Нему прошения. Главная причина нашей готовности помочь кому-либо заключается в сочувствии к просителю, в любви к нему и в понимании угрожающего ему бедственного положения. И когда проситель в нашей любви к нему и сострадании находит эту готовность, тогда он уверен в успехе своего прошения об избавлении от несчастья. Какою же сильною уверенностью в готовности Господа нашего Иисуса Христа внимать нашим молитвам и помогать нам должны мы исполниться при воспоминании о страданиях и Кресте Христовых! Возможны ли вернейшие свидетельства Его безграничной любви к нам, нежели свидетельства, представленные Его крестными страданиями за нас, недостойных? Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15:13 ). При воспоминании о страданиях Христовых какие еще нужны ручательства в том, что Иисус Христос может и понять всю тяжесть нашего крестоношения, и благоискусно помочь нам? Он знает тяжесть нашего крестоношения не только по Божественному Своему Всеведению, но знает ее и по собственному опыту. Он прошел такой тернистый крестный путь, какого никто никогда не проходил и никто никогда не пройдет, потому что он – никому не под силу. Он претерпел такие ужасные страдания, что при одном только о них воспоминании человек приходит в содрогание. Не отзовется ли с любовью и скорбью на нашу мольбу Тот, Кто Сам от полноты страданий, вися на Кресте, взывал к Отцу Своему Небесному: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил? ( Мф. 27:46 ). Не раскроет ли Свои благостные объятия Тот, Кто Сам призывает к Себе скорбящих и говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф. 11:28 )?

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Что может душе воспрепятствовать возлетать туда? Тело? Но пусть оно лежит в могиле до скончания века - разве дух будет прико­ван к праху, скрытому в недрах земли, если, еще живя на земле, чело­век не был привязан ни к чему земному? Для духа, который накопил в себе такое множество святых мыслей, чувств и желаний, разве мо­жет быть препятствием тяжесть тела, подобно тому, как для огром­ного воздушного шара, наполненного легкими газами, нетрудно под­нять к небесам, кроме себя самого, и большую тяжесть. Мало того, если сердце возлюбило Господа любовью всецелою, крепкою, как смерть, то оно уже возлетело ко Господу - уже при земной жизни че­ловека открывается в самом сердце его небо и рай, человек уже, жи­вя на земле, переселяется на небо, в рай, и не замечает ничего зем­ного, проходит мимо, не связывается ничем, как и человек, охвачен­ный блаженством земной любви, ничего прочего не замечает - ни лишений, ни страданий. Как же нужно нам возноситься чаще на небо хотя мыслями, хотя пламенными желаниями сердца, томлением его по небу, откуда чело­век ниспал, плачем по потерянному раю! Одна святая мысль ведет за собою другую, и накопляется множество их, и душа, ими наполненная, легко, неудержимо будет стремиться на небесную высоту. Трудно взойти на гору, уходящую в небеса, но шаг за шагом, постепенно и не­заметно, можно взойти без особого труда, тем более, что идущим к Себе Господь подает непрестанную помощь и усладу сердца, показуя им, что «око не видело и ухо не слышало, что уготовал Бог любящим его» (1 Кор. 2, 9). Господь же силен укре­пить стопы ваши для дальнейшего духовного восхождения, дать воз­расти духовным побегам, начавшим подниматься в душах ваших. Да исполнится на вас моление святой Церкви, которое часто возносится устами архиерея: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и по­сети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя». Да ис­полняются на вас слова, сказанные об Израиле, Осии пророка, о котором я часто воспоминал здесь: Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению... Я буду росою для Израиля; он расцветёт, как лилия, и пус­тит корни свои, как Ливан... " Что мне еще за дело до идолов ? " - скажет Еф­рем. –Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Ме­ня будут тебе плоды. Кто мудр, чтобы разуметь это ? кто разумен, чтобы познать это? (Ос. 14, 5-10). Аминь.

http://pravoslavie.ru/1630.html

И вот, когда смиренно и радостно исполнил Иоанн и это послушание, то умилился старец и воскликнул, обняв и облобызав Иоанна: «Какого страдальца во Христе я породил! О, каков истинный свет Божественного послушания!» После того по повелению Божией Матери снова открылись уста Иоанна, и дивным светом многие века озаряется святая Церковь чудными песнями вселенныя светильника, ученьми своими вся просветившаго, цевницы духовной 79 . После того, как в раю, просвещенный послушанием Христовым жил преподобный Иоанн. Вот свет Христов, вот «наследие святых во свете!» Подлинно, вся жизнь святых мучеников, преподобных озарена радостным светом сим, и не осталось в ней ни одного темного места. Какая непереходимая разница между ними и нами, не видящими того света и радости его не ощущающими! Как ее сгладить, сделать эту разницу переходимою? Читать Евангелие? Или слушать его? Да, оно источник света, но и оно не просветит того, кто сам помрачает свое внутреннее око сердца, как сказал Господь: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Мф. 6, 22–23 ). Нужно это око сердца очищать от тьмы страстей, обвевать с него пыль и сор нечистых мыслей и впечатлений частыми воздыханиями сердечными, отмывать грязь нечистых желаний и чувств слезами покаянными, оттирать грязь худых навыков и пороков подвигами духовными поста, молитвы, милостыни и иными; если же и после того еще остается грязь нечистых страстей, глубоко въевшаяся в самое существо, то необходимо подвергнуться огню искушений бедствиями, среди которых очищается и просвещается сердце, как золото в горниле. И когда просветится внутреннее око сердца светом Христовым, тогда уже все существо сделается прозрачным, как чистое стекло; не нужно будет более внешнего светильника, внешнего просвещения, потому что сама душа вся будет радостно сиять светом славы Христовой, подобно солнцу ( Мф. 13, 43 ). Все люди, просвещенные этим радостным, восхищающим душу светом, войдут в тот новый Иерусалим «всесветящий» 80 , сходящий с неба, виденный тайнозрителем Иоанном, который не будет иметь нужды ни в храме, «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его», «ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его и светильник его – Агнец» Христос ( Откр. 21, 10, 22–24 ). 1 Сокращения при указании источника: ВлЕВ – Владикавказские Епархиальные Ведомости ВЕВ – Волынские Епархиальные Ведомости ОЕВ – Олонецкие Епархиальные Ведомости УЕВ – Уфимские Епархиальные Ведомости Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Так и доселе делают восточные народы: турки, персияне и т. п. (См. Мф.8:11 ). В дому его. Левий-Матфей, по призвании своем, в знак благодарности к Иисусу Христу, что Он удостоил его чести принять в число Своих учеников, устроил для Него с прочими учениками вечерю или обед. И сделал для Него (Иисуса Христа) Левий в доме своем большое угощение, повествует еванг. Лука ( Лк.5:29 ). Возлежали с Ним и учениками Его и многие мытари и грешники. Мытари, т. е. сборщики податей, товарищи Левия по занятию, вероятно, приглашенные им самим, и грешники, т. е. люди, подобно мытарям, по мнению Иудеев и особенно считавших себя праведниками, фарисеев – недоброй нравственности. „Убежденный собственным опытом, что Иисус Христос не гнушается мытарей и грешников, Матфей пригласил к себе на вечерю многих из мытарей – своих друзей и товарищей, чтобы и они имели случай слышать слово спасения от Христа Спасителя“. (Барс.) Мк.2:16 . Книжники и фарисеи, увидевши, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? И книжницы и фарисее. Книжники, т. е. ученые из евреев, народные учители; фарисеи, это была особенная секта у евреев. (Чит. о них в объяснен. 22 ст. 1 гл.). Как это Он (Иисус Христос) ест и пьет с мытарями и грешниками? Это книжники и фарисеи говорили ученикам Иисуса Христа для того, чтобы обвинить их Учителя в том, что если Он ищет близости и сообщества с людьми худой нравственности, то значит, и Сам Он такой же: потому что сидеть за одним столом означает близость сидящих. Говорили ученикам для того, чтобы смутить их и отвлечь от Господа. Что же отвечал Иисус Христос книжникам и фарисеям, услышав их суждения относительно Своего сближения с мытарями и грешниками? Здоровыми здесь Господь называет праведных, а больными грешных. Под здоровыми или праведными Он разумеет фарисеев, которые, исполняя внешние обряды закона, в самомнении считали себя праведными, а потому не чувствовали и нужды в Нем, как Спасителе, а под больными или грешными – всех, сознающих свою греховность, готовых к раскаянию и потому ищущих сближения с Господом, каковы те, с которыми напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но потерять вместе и душу и спасение! Где слезы, чтобы оплакать такое несчастие! И среди такой опасности, как ты спишь беззаботно? Как ходишь без попечений, как живешь без покаяния, как не подумаешь об этом хоть раз?! . Господь наш Иисус Христос возлежал за тайною вечерей и, обратившись к Своим ученикам, сказал им: аминь глаголю вам, един от вас предаст Мя ( Мф.26:21 ). Услышав это, ученики смутились, стали размышлять, озираться друг на друга и по одиночке спрашивать: еда аз есмь, Господи? (22). Представим, что все вы, здесь присутствующие и внимающие мне, бессмертны. Но если бы сошел Ангел с небес сказать, что один из вас умрет, вы все должны бы смутиться, размышлять, смотреть один на другого и говорить: еда аз есмь, Господи? Но дело обстоит иначе. Между учениками Христовыми одному предстоит предать Его, а все размышляют. А из вас все должны умереть, и ни один из вас не подумает сказать: еда аз есмь, Господи? – О, грешные христиане! Если у вас есть здравый смысл в голове и вера в сердце, каждый (из вас) должен подумать и сказать: «конечно, нет сомнения, что я умру; поэтому нужно озаботиться, чтобы умереть, исправившись с помощью Божией. Время, когда я умру, неизвестно; итак, если я не знаю времени, лучше покаюсь, чтобы быть всегда готовым». Таким образом, христиане, смерть неизбежна и неизвестна, но не страшна. Хочешь видеть ее? – Прииди и виждь. Но сначала позволь мне немного отдохнуть. II Смерть страшна для того, кто не думает о смерти. Есть люди, которые думают, что они в мире похожи на какие то большие деревья, глубоко укоренившиеся, цепко держащиеся за землю, – их душа остается крепко и надолго связанной земными благами, богатством, имуществом, властью. Как деревья, высоко подымающие свою вершину, воздымаются они в гордости, тщеславии и суете; – как деревья, бросающие далекую тень, – имеют славу, влияние, имя. Такие деревья не боятся ветров, и люди не думают о смерти. Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век ( Пс.29:7 ). Но если вдруг задует сильный ветер и ниспровергнет дерево, порвутся его корни, вершина его упадет на землю, сорвутся все листья, рассеется тень от него, засохнут его ветки и будут порублены на дрова для огня, – во что превратится тогда это великое дерево? – В золу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

2 . Христос Царь, как овца, Ты был веден на заклание и, как кроткого агнца, пригвоздили Тебя к кресту беззаконники за наши грехи, Человеколюбивый. Прокимен, гл. 4: Сердце его слагает в себе неправду. Стих: Блажен, кто помышляет о бедном и нищем ( Пс. 40, 7.2 ). На 3 часе Стихиры, гл. 8: 1. Из-за страха пред иудеями друг Твой и близкий, Петр, отрекся от Тебя, Господи, и, рыдая, так восклицал: «Не забудь моих слез, Милосердный, ибо я обещал сохранить веру и не сохранил». И наше покаяние так же приими и помилуй нас. 2. Ведомый на крест так взывал Ты, Господи: «За какое дело вы хотите распять Меня, иудеи? Расслабленных ваших Я сделал здоровыми, мертвых как бы от сна воскресил, исцелил кровоточивую, помиловал хананеянку. За что же вы хотите убить Меня, иудеи?» Но, беззаконники, вы увидите, что Тот, Кого вы ныне пронзаете копьем, есть Христос. Прокимен, гл. 4: Я близок к падению и скорбь моя всегда предо мною. Стих: Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 37, 18, 2 ). На 6 часе Стихиры, гл. 8: 1. Вот, что говорит Господь иудеям: «Народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими; прокаженных очистил; человека, лежавшего на одре, восставил. Народ Мой, что Я сделал тебе и чем ты отплатил Мне: за манну – желчью, за воду – уксусом; вместо любви вы пригвоздили Меня ко кресту. Более этого Я уже не потерплю и призову к Себе Моих язычников: они прославят Меня с Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную». 2. Законодатели Израилевы, иудеи и фарисеи, собор апостолов взывает к вам: «Вот Храм, Который вы разрушили; вот Агнец, Которого вы распяли, предали могиле, но Он воскрес Собственною властью. Не заблуждайтесь, иудеи, Он есть спасший вас в море и питавший в пустыне; Он есть Жизнь и Свет и Мир для мира». 3. Приходите, христоносный народ, посмотрим, что замыслил Иуда предатель с преступными священниками против Спасителя нашего: сегодня они признали достойным смерти Бессмертное Слово и, предав Его Пилату, распяли на лобном месте. И, претерпевая это, Спаситель наш громко воскликнул: «Отче, отпусти им этот грех, чтобы язычники познали Мое воскресение из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010