В 1620 году патриарх Филарет повелел основать на острове Анзер скит во имя Живоначальной Троицы. Место для скита выбирал соловецкий игумен Иринарх, и выбрал не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, видели на берегу Троицкой губы знамение – «столп огнен, до небес восходящ». Именно там в 1621 году была построена деревянная двупрестольная церковь во имя Живоначальной Троицы и преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича Романова). Из столицы была прислана богатая церковная утварь. Указом государя Михаила Феодоровича предписывалось начальствовать в скиту священноиноку, находившемуся в подчинении у Соловецкого монастыря. Братии, числом двенадцать человек, было определено государево ружное жалованье. Жить должны были они, по примеру древних скитских отцов, «пустынным обычаем». Повелел государь, «чтоб к церкви Божией приходили и о нашем государском здоровье, и отца нашего святейшего Филарета Никитича, и матери нашей инокини Марфы Ивановны о душевном спасении и телесном здравии» молились пустынники, сколько хватит сил. Строителем скита со временем был назначен инок Елеазар, который, посоветовавшись с братией, просил игумена дать скиту устав, «как в Синайской горе Иерусалима, и на Афонской горе, и у нас на Руси в старом ските Ниловском». Устав был составлен соловецким старцем Дионисием Греком, который долго жил в палестинских и афонских обителях, был уставщиком Кирилло-Белозерского монастыря. По обычаю древних иноков, «каждый пустынник имел особую келлию, на некотором расстоянии от других, пребывая в ней в посте и молитве, занимаясь каким-либо рукоделием для своего пропитания, никого не принимал к себе и сам не ходил, кроме собрания на общую молитву». Инок, знающий грамоту, обязан был исполнять ежедневное келейное правило: каноны Иисусу Христу, Богородице, ангелу-хранителю и соловецким чудотворцам, повечерие, полунощницу, четыре кафизмы, часы, шестьсот Иисусовых молитв, сто молитв Богородице, молитвы за царя, воинство, священство, братию и всех христиан, триста земных поклонов. Неграмотный же инок должен был ежедневно творить три тысячи Иисусовых молитв, триста Богородице, молитвы за царя и всех христиан, триста земных поклонов.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Его же, «Библиографический Словарь. 1832», – краткая биографическая заметка. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия местно чтимых. – С.-ПБ. 1836 г. – Упомянуто об отношении Нила к Кирилло-Белозерскому монастырю, его путешествии на Афон и основании им Сорской пустыни и скитского жития в России, о чуде, по которому Нил является в сонном видении Иоанну Грозному и запрещает вопреки желанию Грозного ставить каменную церковь вместо деревянной, имевшейся в пустыни. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. Т.2. С.-ПБ. 1827 г. – дает краткие сведения о Ниле, об его путешествии на Афон и основании пустыни. Русские иноки на св. горе Афонской, от перехода 10 века до половины 19 в. (Христ. Чт.1853 г., ч.2). Здесь находим: о посещении Афонской горы Нилом вместе с его учеником Иннокентием, изучении там правил безмолвия и уединения, и краткую характеристику произведений Нила. Некрасов, «Зарождение национальной литературы в северной Руси. Одесса, 1870». – Небольшая заметка о существовании до 1538 г. биографии Нила, и уничтожении ее после разорения, бывшего от казанских людей. Муравьев, «Русская Фиваида на севере. С.-ПБ., 1894 г.», посвящает большую статью; дает описание пустыни, церкви и гробницы, обычные биографические данные, отмечает влияние греческих писателей, печатает завещание, излагает современным языком Устав, послания и чудеса Нила. Он же, «Жития святых. С.-ПБ., 1858 г.», упоминает об Уставе, посланиях и чудесах Нила, давая и о нем самом некоторые небольшие сведения. Неизвестный автор, (в Прав.Соб. 1863 г., Апрель), издавая послания Геннадия, архиепископа Новгородского, к Московскому собору 1490 г., пишет, что еретики указывали на такие стороны в современных церковно-правительственных порядках, против которых восставал и Нил. Другой неизвестный автор в статье «Сведения о древних переводах творений свв. отцов на славяно-русский язык» (Прав.Соб. 1859 г., т.1), говорит о знакомстве Сорского со святоотеческими творениями Византийских писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

На острове открылся мор, жертвой которого сделались 37 старцев и 47 послушников. Вскоре после сего несчастья, пламя войны опустошило и саму обитель: церкви, трапезу, кельи и ограду. Иноки одни вместе с настоятелем скрылись в дебрях монастырских, другие поселились в Антониевом Дымском монастыре. Скрывшиеся на Валааме, по миновании опасности, построили на горах свои кущи и жили в них. Они вели здесь скитский образ жизни, который уже известен был до того времени на Валааме. Переселившиеся же в Дымский монастырь сохраняли устав Валаамского общежития. Этот устав стали было нарушать некоторые из старших братий. Дело дошло до новгородского владыки: Валаамские старцы не могли снести нарушения древних своих установлений. Новгородский митрополит Варлаам от 23 мая 1592 года, утвердил исполнение устава во всей его силе. Разорение Валаамской обители в последний раз произошло также от шведов, с которыми потом, 18 мая 1595 года заключен был мир. По договору России была возвращена вся ее древняя Новгородская собственность, где наши братья и церкви, по выражению российского историографа, «тосковали под властью чуждых завоевателей». Царь и великий князь Федор Иоаннович, отправляя своих воевод в Кексгольм, послал с ними и святителя, чтобы утешить православие, столько лет страшно угнетаемое в Карелии от иноверцев. Попечительные взоры благочестивого царя обратились и на многопострадавшую Валаамскую обитель. 18 ноября 1597 по донесению боярина Бориса Феодоровича Годунова: «про нужу и терпенье Валаамского монастыря игумена Давида с братией, что учинилось разорение от свейских людей их монастырю», царь Федор Иоаннович повелел царской казной возобновить обитель, устроить в ней церкви, трапезу, ограду, кельи и предоставил монастырю владеть по-прежнему вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам». Вотчины Антониева Дымского монастыря оставлены были во владении Валаамской обители до тех пор, пока поспеют Валаамские иноки называть крестьян на свои монастырские земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нельзя не пожалеть, что время не сохранило для нас мученических актов страдальцев за веру; но святые имена их доселе молитвенно произносятся в монастырском помяннике, и кто из нас не захотел бы знать их? Вот эти имена: священноинок Тит, инок Тихон, бывший схимником инок Геласий, инок Варлаам, инок Сергий, инок Савва, инок Конон, инок Сильвестр, инок Киприан, инок Пимен, инок Иоанн, инок Самон, инок Иона, инок Давид, инок Корнилий, инок Нифонт, инок Афанасий, инок Серапион, инок Варлаам, и слуги-послушники: Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василей, Иоанн, Феодор и Иоанн. Столько пролито невинной крови мирных братий за твёрдость в вере православной! В настоящее время, по благословению игумена Дамаскина, в день мученичества их, 20 Февраля, ежегодно совершается божественная о вечном покое их литургия, с которою, сверх того, поётся и соборная панихида. В 1581 году Господь Бог дослал на иноков Своё испытание, приготовляя их к перенесению грядущих от врагов более тяжких бедствий. На острове открылся мор, жертвою которого сделались 37 старцев и 47 послушников. Вскоре после сего несчастия, пламя войны сожгло и самую обитель: церкви, трапезу, келлии и ограду. Иноки одни вместе с настоятелем скрылись в дебрях монастырских, другие поселились в Антониевом Дымском монастыре. Скрывшиеся на Валааме, по миновании опасностей, построили на горах свои кущи и жили в них. Они вели здесь скитский образ жизни, который уже известен был до того времени на Валааме. Переселившиеся же в Дымский монастырь сохраняли устав Валаамского общежития. Этот устав стали было нарушать некоторые из старших братий. Дело дошло до Новгородского владыки: Валаамские старцы не могли снести нарушения древних своих установлений. Новгородский митрополит Варлаам от 23 мая 1502 года утвердил исполнение устава во всей его силе. Разорение Валаамской обители в последний раз произошло также от Шведов, с которыми потом, 18 мая 1595 года, заключен был мир. По договору России была возвращена вся её древняя Новгородская собственность, где наши братия и церкви, по выражению росийскаго историографа: „тосковали под властию чуждых завоевателей”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай Спафарий издал Хрисмологион, или толкование на некоторые главы прор. Даниила ( 259), Карион Истомин написал книгу: Имя новое ( 265). Но оба сочинения неважные. XVII столетию принадлежат переводы некоторых произведений Латинской Церкви, как то: сочинения папы Иннокентия III о пренебрежении мира, известного у нас под названием: Тропник ( 238–241), Фомы Кемпийского о подражании Христу ( 248. 249.); переводы разных трактатов богословских, сделанные Симеоном Полоцким ( 256); также переводы: книги – Купель душевная ( 263), о которой св. Димитрий Ростовский отзывался с особенною похвалою, – книги о спеянии духовном ( 285) и прения св. Афанасия с Арием, Савеллием и Фотином, составленного Вигилием Тапсийским. (Тамже). Более разнообразия и более дельных опытов представляет нам полемическая литература. Здесь также есть переводы с Греческого, есть и собственные сочинения. К переводам принадлежит несколько полемических статей против Евреев, Монофизитов ( 267. 317. 333.), Латинян ( 268. 269. 306. 307. 309. 311 и 323). Но с Латинянами нередко вступали в борьбу и наши учёные, особенно Малороссийские, вынуждаемые угнетением. Сюда принадлежат: вопросы и ответы православному с папежником ( 271) и Палинодия архимандрита Киево-Печерского Захарии ( 272). Гораздо более находим сочинений, писанных по внутренним спорам в Церкви Русской: против Стригольников ( 268), против Феодосия Косого ( 270), по вопросу об огне просветительном ( 273), по исправлению церковных книг ( 282. 283. 294.), против Лютеран и Кальвинистов ( 274. 308.), в особенности по поводу сношений с королевичем Датским Вольдемаром ( 279–281), против Яна Белободского ( 293), против порицателей перевода св. Писания LXX толковников ( 286), против Латинского учения о времени пресуществления св. Даров лита, принадлежащее, как известно ныне, Прохору епископу Ростовскому ( 324), хождение Даниила Паломника ( 325), древние правила о просфорах, о судебных взысканиях, о браковенчании ( 326), сочинения князя Шаховского ( 327), труды Русского составителя Зерцала духовного ( 328), устав скитский, замечания против пения сугубого аллилуиа, слово Григория, митрополита Русского, против Латинян, послание Фотия, митрополита Киевского ( 330), устав избрания епископского в Малороссии в конце XV в. ( 331), поучение Варлаама, митрополита Ростовского ( 334), слово Антония Подольского о пьянстве ( 336), перевод литургии Ап. Иакова, акафист пр. Сергию ( 337) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По указу от 29 мая 1809 г. награжден набедренником. Во время Отечественной войны 1812 г. передал на нужды ополчения 300 р. серебром и серебряный лом на 300 р. В 1816 и в февр. 1817 г. по должности благочинного посещал Валаам, последняя поездка состоялась по благословению С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) . И. должен был прояснить суть нестроений, связанных с жалобой игум. Иннокентия (Моруева) на старцев прп. Феодора (Ползикова) и иером. прп. Леонида (Льва) (Наголкина) . Разбирательство с помощью опросов старцев и братии привело И. к убеждению в глубине веры подвижников и их непричастности к к.-л. ересям, что он и изложил в донесении. Возможно, с этого времени началось более тесное общение И. с обер-прокурором Синода, и. о. министра народного просвещения кн. А. Н. Голицыным , к-рый по тому же делу прислал на Валаам своего доверенного А. Н. Никольского. Др. высокопоставленный чиновник, обер-прокурор кн. П. С. Мещерский, в 1818 и 1821 гг. посещал Коневской монастырь и причащался на 1-й неделе Великого поста. С 26 по 29 июля 1819 г. И. принимал в монастыре митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого) . Трудами И. в 1821 г. была сооружена часовня на С.-Петербургском подворье мон-ря. Участок на Загородном проспекте 28 февр. 1820 г. пожертвовали с.-петербургские купцы в память о чудесах, происшедших от Коневской иконы в С.-Петербурге. Перед открытием часовни 17 авг. 1821 г. в Зимнем дворце И. беседовал с имп. Александром I, который поблагодарил его «за устроение монастыря и введенный порядок». При И. увеличилась братия монастыря (почти до 80 чел.). По его ходатайству еще 25 окт. 1816 г. имп. Александр I утвердил определение Синода о прибавке 6 монашествующих к монастырскому штату. По образцу Валаамского мон-ря сложились 3 формы монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынножительство. И. составил правила иноческой жизни и «Устав общежительного мон-ря, уставоположение для скита Коневского и устав Коневским уединенным пустынникам», к-рый стал образцовым и был принят Синодом для общежительных мон-рей. «Строить каменные стены, питать и одевать братию, хотя занимательно и беспокойно, но не столько трудно, как, показывая собою пример всякой добродетели, созидать братские души»,- писал И. (Краткие записки для себя… Л. 16 об.). С 1817 г. И. ходатайствовал о возведении Коневского мон-ря в 3-й класс с игуменским управлением, однако соответствующее решение было принято только в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/389185.html

После недельного затвора, труда и молитв по келлиям иноки собирались на общую службу в храме. В субботу вечером, в положенное время, пономарь брал благословение у строителя и священника и благовестил в повседневный большой колокол четверть часа, а потом звонил во все колокола к вечерне. Строитель и братия собирались в церкви, и священник начинал вечерню. В конце вечерни совершался чин прощения: священник «поклонится братии и творит прощение. И братия такоже поклоняются ему и прощаются у него. Ходят по чину, по два, глаголят прощение единогласно и отшед поклоняются до земли вкупе, поклонившись друг другу, и расходятся с молчанием по келлиям». На вечерне братия исповедовали свои грехи и помыслы духовнику. Остальные службы (повечерие и полунощницу) монахи правили в своих келлиях. Если предстояло всенощное бдение, в ночи вновь раздавался благовест, и пустынники возвращались в церковь. Воскресным утром, после уставных молитв, совершалась литургия. По окончании литургии на аналой посреди церкви возлагалась икона Пресвятой Богородицы с предстоящими Соловецкими чудотворцами. Братия подходили по двое и с поясными поклонами прикладывались к образу, а затем получали антидор. Совершив чин прощения, иноки в молчании расходились по келлиям. В храм монахи собирались «на пять великих бдений на Великий пост и на всю Светлую седмицу, и всех служб церковных в год сто семьдесят». Строитель Елеазар собственноручно записал все эти правила в «Устав скитский обители Святыя и Живоначальныя Троицы и преподобного отца нашего Михаила Малеина пустыни сущей во отоце окияна-моря Ванзерскаго острова», который с 1626 года хранился в ризнице Свято-Троицкого скита и служил руководством для иноков. Устав скита содержал и чин пострижения в монахи, и чин погребения усопшего инока, и другие правила пустынножительства. Летом 1633 года по указу царя скит был отписан от Соловецкого монастыря и получил самостоятельность. Ружное и денежное жалованье приказано было отправлять прямо на Анзер. В начале 1630-х годов в скит поступил священник Никита Минов, будущий патриарх Никон. Он вложил собственноручную лепту в украшение пустынного храма: под руководством преподобного Елеазара написал на холсте красками Нерукотворный образ Спасителя. К 1636 году число насельников Троицкого скита увеличилось до двадцати, в старой деревянной церкви стало тесно, и преподобный Елеазар начал собирать средства для строительства нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Проф. А.С. Архангельский : «Преп. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси». Историко-литературный очерк. Ч. I (о Ниле). Спб. 1882. – Наиболее подробный и обстоятельный труд, которым главным образом и руководился автор. Проф. В.П. Шевырев: «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь». М. 1850. Митр. Макарий: «История русской церкви», т. VI. Спб. 1874. В. Жмакин : «Митрополит Даниил и его сочинения». М. 1881. Две первые главы в книге – об истории направлений Иосифа Волоцкого и Нила Сорского . Проф. Н.И. Костомаров : «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», гл. XVI. Проф. А.С. Павлов : «Исторический очерк секуляризации церковных земель». Архиеп. Филарет: «Обзор русской духовной литературы» и «Жития святых». А.В. Горский: «Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифова-Волоколамского монастыря в XVI веке» (в «Прибавл. к твор. св. отцов», издававшихся при Моск. Дух. Академии, т. X, 1851 года). А. Правдин: «Преп. Нил Сорский и устав его скитской жизни» (в «Христианском Чтении», январь 1877 года). Дружинин В. и Дьяконов М.: «Беседа Сергия и Германа, валаамских чудотворцев». Спб. 1889. Иконников: «Русские общественные деятели XVI века» (в «Киевск. Университ. Известиях», 1866 г., 1–2). Иконников: «Опыт исследования культурного значения Византии». Киев, 1869. Проф. С.М. Соловьев : «История России», т. V. Панов: «Отношения иноков Кириллова и Иосифова монастырей» (в «Прибавл. к твор. св. отцов», ч. X, 506. Розанов: «Спор иосифлян с белозерскими старцами» (в «Страннике» за 1877 год, т. II, май). Архим. Иустин (впоследствии еп. рязанский): «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни». М. 1886. « Нила Сорскаго преподобнаго, перваго основателя скитскаго жития в России, духовныя наставления о скитском пустынножительстве». М. 1889, изд. Морозова. Ф. Успенский, акад., директор Константинопольского Археологического Института: «Очерки по истории византийской образованности в XIV веке». Радченко: «Церковно-религиозное движение в Болгарии пред турецким нашествием» (в «Киевск. Унив. Известиях»). – Последние две книги весьма важны для понимания настроения Нила Сорского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

Скитский устав сопровождает в славянских списках и сочинения Григория Синаита , и Патерик по алфавиту или выписки из Патерика. Русские списки этого памятника были известны уже в XIX в., и русские ученые считали его памятником русского происхождения 442 . В. Гролимунд указал на существование ряда южнославянских списков 443 . К числу этих списков необходимо добавить и список второй половины XIV в. из Хиландарского монастыря – Афон Хиланд.640. Он описан Д. Богдановичем. Начало текста утрачено (поэтому список и не привлекал внимание исследователей Скитского устава). На л. 4 следует текст: w пюуеиˆь днеˆь иже повидьневндго S/стдвд л. 7 – w не- ниже светыиˆ пишш, л. 9 – w еже не придти иноку своего Кстдвлендго клгё/гувилд, л. 18 – о калугерицах. К сожалению, далее Д. Богданович дал лишь суммарное описание: отрывки из правил Никей- ского собора, Златоуста, Федора Студита , Варсонуфия и др. 444 Однако приведенных исследователем заголовков достаточно, чтобы говорить о том, что данный сборник содержит в себе отрывок из Скитского устава. Помимо этого памятника первая часть сборника (сборник является конвалютом) содержит произведения Григория Синаита : канон Богородице и канон Святым отцам, вторая часть – три собрания глав Григория Синаита (в том числе и собрание «с краегранесием» в 142 главах). А. А. Турилов обнаружил два списка Устава начала XV в. в собрании Государственного Ярославского музея-заповедника (ЯГМЗ 15479) и в Погодинском собрании (РНБ, Погод. 876). Эти списки близки по составу. Оба они содержат текст Азбучно- Иерусалимского патерика. Устав сопровождает «Евфимия патриарха Тырновского послание к Киприану мниху» – памятник, который уже давно привлекал внимание болгарских исследователей, однако вопрос о его происхождении и рукописной традиции остается до сих пор неизученным 445 . Оба памятника связаны с Тырновской школой. Особенности правописания списка РНБ Погод. 876: последовательное употребление «Ж» – можно рассматривать как свидетельство о наличии болгарского протографа. Писец Ярославского списка также имел протограф с юсами, однако воспроизвел «юс большой» лишь несколько раз в непонятных ему словах (это характерно и для орфографии списка Кормчей Мазуринской редакции ГИМ. Чуд.168. Только в нескольких случаях, где писцу текст не был понятен, он воспроизвел Ж 446 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Схим. Иисусом в скиту был введен строгий общежительный устав, предполагавший отсутствие у насельников личного имущества, общую трапезу с употреблением лишь овощей и постного масла. Помимо общего иноческого правила каждый насельник в келье читал по 5 кафизм из Псалтири с 500 Иисусовыми молитвами и 300 поклонами. Женщины в скит не допускались. К 1718 г. в скиту жили 13 чел., кроме пустынников, подвизавшихся в уединенных кельях и приходивших в скит каждое воскресенье на богослужение. После кончины прп. Иисуса ( 6 марта 1720) в 1721 г. его ученики, за исключением иноков Геннадия и Сергия, переселились в Соловецкий мон-рь и Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 г. А. Г.-Р. с. был объединен с Троицким скитом, в 1764 г. приписан к Соловецкому мон-рю и с этого времени находился под управлением соловецких настоятелей. Несмотря на то что в 1768 г. указом Святейшего Синода в А. Г.-Р. с. была возвращена вывезенная ранее в Архангельск богослужебная утварь, в кон. XVIII - нач. XIX в. скит находился в запустении. «Ведомость о монастырях» 1781 г. сообщает, что в скиту никто не живет и «монашеские самые малые кельи прогнили и развалились». До 1826 г. здесь изредка подвизались соловецкие отшельники: в 1817-1819 гг. жил старец Феофан, оставивший скит после нападения разбойников. В 1768 г. Академия наук вела переговоры с Соловецким мон-рем об устройстве на горе Голгофе обсерватории. В 1825-1836 гг. трудами архим. Досифея (Немчинова) А. Г.-Р. с. был существенно благоустроен, благодаря чему увеличилось число паломников. В 1828 г. на горе Голгофе была проложена дорога, в 1831 г. построена первая гостиница. 13 сент. 1830 г. архим. Досифеем была освящена новая каменная 2-ярусная 5-главая ц. в честь Распятия Господа и при ней теплый придел в честь Успения Божией Матери, где почивали мощи прп. Иисуса. Деревянный Распятский храм, выстроенный схим. Иисусом, был перенесен к подножию горы и освящен в 1835 г. в честь Воскресения Христова. В архитектурный ансамбль скита вошли также 2-этажный каменный корпус, хозяйственные постройки, трапезная и поварня. В кон. 20-х гг. XIX в. архим. Досифей возобновил скитский устав схим. Иисуса с тем лишь отличием, что братии разрешалось вкушение рыбы в праздничные дни, т. к., по словам архим. Досифея, «ныне иноки до зела ослабели и никто не хочет без сладостныя пищи в ските жительствовати». В теплом Успенском приделе у гробницы основателя скита было возобновлено непрерывное чтение псалтири, к-рое поручалось 6 инокам, «никаким другим послушанием не занятым».

http://pravenc.ru/text/115450.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010