священноинок Дорофей Глава 54. Поучение об иноческой жизни Зло и неправда в мире с правдой борются от начала мира и доныне. Ибо Бог насеял в мир правду и истину. А дьявол осквернил мир ложью, обманом и неправдой. Говорят в мире: «Не всякая хвала – добра, не всякая же и хула – худа». Поскольку разная есть похвала, разное и порицание. Духовные люди хвалят духовное и спасительное, а греховное и плоти угодное ненавидят и порицают. А люди, любящие мир и угождающие плоти своей, хвалят угодное плоти и суетное, а духовное порицают и ненавидят. Поэтому и существуют два образа жизни. Мирской, ничтожнейший, и иноческий. Но и иноки тоже по-разному живут. Есть житие общее и уединенное, скитское и пустынническое. И поэтому я много и старательно трудился, очень заботился, переживал и удивлялся иноческому чину и жизни. Как в нынешние последние времена иссякло и оскудело отеческое благочестие, истинно праведный и спасительный образ жизни иноков. Своевольно и по своим прихотям привыкли поступать и жить иноки, а не по преданию святых отцов. А праведный спасительный путь презирают. И наставников по своим нравам, вкусам и прихотям избирают себе иноки. А отеческое предание извращают и отметают. И словно насмехаются над великим этим ангельским чином, над всем смиренным апостольским собранием и кроткой жизнью. И сами устраивают так, что миряне чаще поднимают их на смех, чем желают принять великий этот ангельский чин и образ. Поэтому и взял я на себя труд, проявил великое старание и пролил много слез, чтоб для желающих спастись и ищущих истинно спасительный путь, свести в одно место, в маленькую эту книгу, в кратком и удобовразумительном виде, все об иноческом образе жизни и указать истинно спасительный и верный путь. Сейчас же хочу, прежде всего, сказать кое-что о местах пребывания и образе жизни иноков. Новопостриженным инокам полезны общежительные монастыри, там постригаться и жить. Средним полезно раздельное житие. А некоторым – скитское или пустынническое, смотря по усердию и по разуму. А совершенным полезна пустынническая жизнь. Однако общее житие, подлинно спасительное, воистину прекращается из-за нашего нерадения и безчинства. Сейчас даже слышать не хотят иноки об общем житии и не знают подлинного общежития. Бог передал Пахомию Великому устав общего жития. И апостолы, и святые отцы заповедали нам общее житие. Но ныне заветы их отметают и вместо общего жития ведут скандальную жизнь. Всю жизнь свою из-за любой вещи ссорятся и говорят пустое. Любят потакать преокаянной своей воле и суждениям, своенравию, безчинству и лени. Любят копить имущество, золото и серебро, и иметь собственные вещи. И любят по кельям отдельно есть и пить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А.И. Никольский Устав о христианском житии 946. Устав о христианском житии , сиречь, о постах и о поклонах и о праздницех великих, средних и малых, такожде и о домашней молитве како достоит за всю церковную службу лишившимся соборныя службы псалтырию или поклонами или молитвами исправляти, в восьмушку, 82 л., полууставом XVIII в., в дощатом с кожею переплете; 83–87 чистые листы. На переплете ярлык с надписью: «Нерехтского уезда д(еревни) Киселева Якова Максимова». Состав: 1) о постах и разрешении всего лета (1–20); 2) о поклонах и коленопреклонениях церковных и келейных, когда бывают и когда не бывают (20–27); 3) о праздницех великих, средних же и малых (27–31 об.); 4) месяцеслов праздников великих, средних же и малых, с изъяснением о разрешении и о поклонах по чину праздника коегождо во своем числе (31 об.–4); 5) о молитве домашней, како достоит лишившимся службы соборныя исправляти за всю церковную службу молитваыи или поклонами или псалтырию и о келейном правиле (64 об.–80); 6) отпусты во всю седмицу (80–82). Много ссылок на Соловецкий устав. 947. Устав о христианском житии , сиречь, о постах и о поклонах и о праздницех великих, средних и малых. Такожде и о домашней молитве, како достоит за всю церковную службу лишившимся соборныя службы псалтырию или поклонами или молитвами исправляти, в восьмушку, 215 лл» полууставом XIX в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета. Состав: 1) о постах (1–14); 2) о 12-ти днех и о мясоястии по Рождестве Христове (14–15); 3) о поклонах и коленопреклонениях церковных и келейных, когда бывают и когда не бывают (15 об.–21); здесь сводятся типики: Сергиев, Кириллов древний и Соловецкий; 4) о праздницех великих, средних же и малых (21–24 об.); 5) последование церковнаго пения и собрания вселетнаго от месяца сентября, глава 16, до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Освященнаго (25–103); 6) о молитве домашней како достоит лишившимся службы соборныя исправляти за всю церковную службу молитвами или поклонами или псалтырию и о келейном правиле (103 об.–140); 7) отпусты во всю седмицу (140–143 об.); 8) отпусты праздником Господским и Богородичным (143 об.–151 об.); 9) устав о искушении во сне скитских ннок (151 об.–152 об.); 10) молитвы пред обедом, после обеда, пред ужином и после ужина и запевы на все дни седмицы (152 об.–155 об.); 11) ведомо буди како начало сотворити во святую великую неделю Пасхи (156–160 об.); 12) во святую неделю Пасхи пред обедом и после обеда (160–163 об.); 13) ведомо же буди яко во святую неделю Пасхи во всю Светлую седмицу павечерница и полунощница и за первой час (164–171 об.); 14) подобает ведати како пети молебен во святую неделю Пасхи (171 об.–183); 15) канон за душу умершаго (184–195); 16) канон за усопших (195 об.–205); 17) пасхалия азбучная зрячая и неисходная до конца столетия (205 об.–215 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Казанская церковь построена в 1869-1870 гг. Церковь Николо-Угрешского монастыря при монастырской богадельне. С обеих сторон к ней примыкают монастырские корпуса. В 20-е годы прошлого столетия закрыта. Восстановлена в 2004 году. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строилась в 1869–1870 годах, когда настоятелем монастыря был преподобный Пимен Угрешский. Отец Пимен рассказывал: “К концу августа (1870) года поспела новая церковь при нашей богадельне во имя Казанской иконы Божией Матери, устроенная по усердию московским купцом Дмитрием Павловичем Рогаткиным и другими вкладчиками. Когда всё было готово к освящению, я отправился к владыке просить его освятить церковь, и он был так милостив, что не отказался... Владыка приехал 3 сентября, перед вечером, прямо к архиерейскому дому. Большой встречи себе он не приказал делать, а со всей братией я встретил его у западных ворот. Он вышел из кареты, всех благословил, и вошли в палаты. Обошедши везде, он остался всем доволен... На следующие два дня, четвертого и пятого, владыка ходил в 7 часов утра через скитский сад в скит к обедне. После обеда пятого числа владыке угодно было посетить село Остров, и мы туда с ним поехали. У церкви ему была встреча с крестом и трезвоном. Возвратившись, он осматривал Казанскую церковь и богадельню. Малая вечерня была в Казанской церкви, я читал акафист, но владыка не был, он и всенощное бдение слушал у себя, в крестовой церкви, а я слушал соборно в Казанской. Сентября 6 день был ненастный и владыка ехал в церковь в карете при колокольном звоне; у крыльца ему была встреча. За святыми мощами ходили крестным ходом в собор. В служении со владыкой был его сын, протоиерей отец Гавриил, я и игумены Перервинский, Староголутвинский, Белопесоцкий, Бобреневский. После освящения владыка возвратился к себе, потом ездил в трапезу и в 3 часа пополудни возвратился обратно в Москву”. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери был покрыт шатром с пятью главами; иконостас был сделан из искусственного белого мрамора. Богадельня для престарелых, увечных и немощных, о которой упоминает отец Пимен, устроенная на средства Александрова, Куманина и других вкладчиков, помещалась в длинном здании с южной стороны, между монастырской площадью и лесным дровяным двором. Она была расположена так, что половина призреваемых (около 25 человек) занимала нижний этаж здания, остальные – верхний этаж, к которому примыкала Казанская теплая церковь. При богадельне была трапеза, но монастырский устав соблюдался. Одежду и лекарства призреваемые получали безвозмездно. Смотрителем богадельни был один из иеромонахов обители.

http://sobory.ru/article/?object=08094

Епископ Иустин Скачать epub pdf Введение Вводя своих учеников в свое учение, преподобный Нил говорит в этом кратком введении о мысленном делании вообще, о том, кто им занимался, откуда оно заимствовано, как о нем думали святые отцы, для кого оно нужно, что для него нужно, с какими чувствами им должно заниматься. Мысленное делание есть размышление, богомыслие, созерцание и сердечная молитва , или внутренняя беседа с Господом. Многие святые отцы занимались этим и возвещали нам: о делании сердечном, о соблюдении помыслов и о хранении душевном, в различных беседах, какие внушены им были благодатью Божией, – каждый по своему разумению. Деланию этому святые отцы научились от Самого Господа, заповедавшего очищать внутреннее своего сосуда, ибо от сердца исходят помыслы злые, оскверняющие человека ( Мф. 23:26, 15:18–19 ), и уразумели, что подобает духом и истиной поклоняться Отцу ( Ин. 4:24 ). Памятовали они и слово Апостольское: «аще молюся языком (т.е. устами только) , дух мой (т.е. голос мой) молится; ум же мой бесплоден есть. Помолюся убо духом, помолюся же и умом». ( 1Кор. 14:14–15 ); и потому особенно тщательно заботились об умной молитве, по заповеди того же Апостола: «хочу пять слов умом моим рещи, нежели тьму слов языком» ( 1Кор. 14:19 ). О внутреннем делании святой Агафон сказал, что «телесное делание – внешняя молитва есть не более, как лист; внутреннее же, т.е. умная молитва , есть плод, а всяко древо, по страшному изречению Господа, не творящее плода, т.е. умного делания, посекаемо бывает и во огнь вметаемо: кто одними устами молится, а об уме небрежет, тот молится на воздух, ибо Бог уму внемлет». Святой Варсонофий говорит: «Если не внутреннее делание с Богом поможет человеку, всуе труждается во внешнем». Святой Исаак Сирин телесное делание без духовного сравнивает с неплодными ложеснами и иссохшими сосцами, так как оно не приближает к разумению Бога. А Филофей Синаит повелевает молиться о таких иноках, которые, по простоте, не понимают мысленной брани и потому нерадят о душе, и внушать им, чтобы они, по той мере как деятельно удаляются от злых дел, очищали бы и ум свой, который есть око души или зрительная сила ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/i_...

Общеправославной и рус. поминальной практике и вопросам эортологии посвящены работы В. В. Дергачёва «Вселенский синодик в древней и средневековой России» (2001. 1(3). С. 18-29); И. В. Дергачёвой «Синодик с литературными предисловиями: История возникновения и бытования на Руси» (2001. 2(4). С. 89-96); О. В. Лосевой «Периодизация древнерусских месяцесловов XI-XIV вв.» (Там же. С. 15-36). Многочисленные публикации связаны с изучением истории почитания, канонизации, создания житий и служб рус. святым: Е. Л. Конявской (о прп. Авраамии Смоленском : 2001. 1(3). С. 111-113), А. Н. Ужанкова (о св. князьях Борисе и Глебе : 2000. 2(2). С. 28-50; 2001. 1(3). С. 111-113), О. В. Гладковой (о прп. Исидоре Твердислове : 2001. 2(4). С. 81-88), Г. С. Гадаловой (о прп. Макарии Калязинском: 2002. 3(9). С. 43-53), О. Б. Хабаровой (о св. Иулиании Лазаревской: 2006. 4(26). С. 116-122) и др. Изданы жития свт. Арсения Тверского (Е. Л. Конявской: 2001. 3(5). С. 66-93), прп. Варлаама Хутынского (О. В. Лосевой: 2004. 2(16). С. 88-100), прп. Иродиона Илоезерского (А. Л. Лифшицем: 2005. 2(20). С. 85-104), прп. Арсения Комельского (И. Н. Шаминой: Там же. С. 105-125); чудеса преподобных Зосимы и Савватия (С. В. Минеевой: 2001. 3(5). С. 55-61). В журнале публиковались и др. древнерус. оригинальные и переводные памятники: Слово свт. Иоанна Златоуста «О Святой Троице, и о твари, и о суде Божьем» (А. А. Туриловым и М. С. Фоминой: 2000. 2(2). С. 110-118); Скитский устав по списку РНБ. Погод. 876 (Е. В. Беляковой: 2003. 1(11). С. 63-95); древнейший рус. список Покаянного канона прп. Андрея Критского, Сказание о Тихвинской иконе Пресв. Богородицы (В. М. Кириллиным: 2003. 3(13). С. 79-94; 2004. 1(15). С. 102-120); Служба Казанской иконе Пресв. Богородицы по казанскому экземпляру издания XVI в. (И. В. Поздеевой: 2002. 1(7). С. 116-124); Указ 1653 г. о запрещении колдовства (Т. А. Опариной: 2002. 3(9). С. 88-91); переписка патриарха Никона с Иконийским митр. Афанасием (С. К. Севастьяновой: 2004. 3(17). С. 87-97); подборка текстов XVI в., посвященных прп. Нилу Сорскому (Е. Э. Шевченко: 2004. 1(15). С. 95-101).

http://pravenc.ru/text/180443.html

Скит в христианстве 23 мая, 2012 Что такое скит? Скит — это уединенное жилище для монахов-отшельников, которое часто располагается неподалеку от больших монастырей. Туда уходят те, кто готов к особому духовному подвигу и отрешению от всего мирского. Слово «скит» происходит от одного из пустынных мест в Египте (Скитская пустыня), в котором в IV— V вв. были уединенные поселения монахов. Скиты были первыми формами монашеской жизни. Как устроен скит? При этом скит даже при монастыре обычно имеет: Скит нередко становится жилищем одного монаха-отшельника, но иногда и группы монахов. Жизнь в уединенном скиту — отдельная и очень трудная форма подвижничества. Как правило в скиту есть отдельные кельи для каждого, но все имущество остается общим. Справедливо распределяются труд и его плоды. Где можно встретить скиты? На Святой Горе Афон, где расположено много больших монастырей, скитом, как правило, называют небольшой монашеский поселок, состоящий из отдельных калив и подчиненный какому-либо из 20 правящих монастырей. Скитами там также называют достаточно большие селения монахов, подчиненные другим монастырям, то есть не имеющих официально статуса монастыря. На Валааме скитами называли отдельные постройки, в которых располагались как кельи монахов, так и домовые церкви. Сейчас там действует Скит Всех Святых (Белый скит, Большой скит). Он был основан еще игуменом Назарием в конце XVIII века. Там крайне строгий устав. Женщинам посещение скита разрешено только раз в году — в первое воскресенье после дня Святой Троицы. С недавнего времени были введены некоторые послабления: женщины-паломницы могут попасть по особому благословению на некоторые службы в течение всего года. Также на Валааме действуют Скит Николая Чудотворца, Скит Иоанна Предтечи и многие другие. Есть скиты и на удаленных островах Ладожского Как живут монахи в скиту? Скит предполагает более строгие обеты. Монахи, живущие там, часто берут на себя дополнительные подвиги послушания: При этом жизни в скиту сама по себе сложнее жизни в большом монастыре. Поэтому подвиг такой жизни принимает на себя не каждый. Нужна особая духовная зрелость, чтобы пойти на это.

http://pravmir.ru/skit/

Фото: Алексей Реутский 8 октября 2014 г. 21:45 Святейший Патриарх Кирилл: Наши монастыри должны стать училищами подлинного благочестия и святости   В Троице-Сергиевой Лавре открылось Собрание игуменов и игумений 350 монастырей Русской Православной Церкви. Тема форума - «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Он проходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Обращаясь с Первосвятительским словом к участникам собрания, Святейший Патриарх остановился на двух аспектах личности преподобного Сергия: это особое внимание к молитвенной жизни и ответственное отношение игуменов и игумений к насельникам (-цам) монастыря. «Святой Сергий ввел общежительный устав, который предполагает общую трапезу, общие труды, общее имущество, ежедневное участие в богослужении и одного духовного руководителя - игумена или игуменью, - сказал Предстоятель Русской Церкви. - Но главное, чтобы у членов общежития, по слову Писания, было одно сердце и одна душа. А все перечисленное - это средства, направленные на то, чтобы монашеская община сформировалась». Общежительная форма монашеской жизни, в отличии от скитской и отшельнической, оказалась наиболее распространенной на Руси. Из 150 обителей основанных на Руси за сто лет, с 1340 по 1440 гг, несколько десятком были основаны учениками святого Сергия Радонежского по общежительному типу. Но как сделать, чтобы монашествующие жили одним сердцем и одной душой, особенно в условиях, когда мир с его эгоизмом, нетерпимостью проникает и за монастырские стены? И чему здесь можно поучиться у Сергия Радонежского? Сегодня, для дальнейшего возрождения подлинно иноческой жизни важно глубокое усвоение современными монастырями общежительных принципов. Основные из них - это послушание всех братьев игумену, нестяжательность, ежедневное богослужение, в котором участвуют все насельники. Но с другой стороны ключевая роль в формировании в монашеской общине духа мира и любви отводится игуменам и игуменьям обителей.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Содержание Вместо предисловия    Некогда блаженный Иероним, собрав из лучших евангельских цветов душистый венок покаяния, послал его, из пещеры Вифлеемской, к другу своему в дальний шумный Рим, советуя возложить его на чело, а вместе с этим воспринять легкие крылья голубицы и полететь искать себе успокоения у Господа — общего всех Отца. Устав преподобного Нила, по составу своему, подобен венку блаженного Иеронима. Изложив, как можно проще, яснее и точнее сей высокий, созерцательно-практический Устав, советуем, по примеру великого учителя Церкви, любезным нашим соотечественникам, возложить его на чело свое, как душистый венок нашего Сорского отшельника, собранный им из лучших святоотеческих цветов, чтобы облагоухать ими внимательных.    Жизнь преподобного Нила Сорского особенно замечательна, а творения его — в высшей степени назидательны.    Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, весьма сочувственно отзывается о жизни и, особенно об Уставе преподобного Нила. «Как жизнь преподобного Нила была жизнь особенная, — говорит он, — так не было еще до этого в Русской Церкви и такого сочинения, каков Устав скитской жизни преподобного Нила. Устав, который составляют: предисловие, одиннадцать наставлений и послесловие — сочинение превосходное по глубокому разумению сокровенной духовной жизни, где доверие к наставлениям подвижников предварено доверием к слову Божию, и мысли льются испытанные долгим опытом жизни... Наставления преподобного Нила о помыслах заключают в себе глубокие психологические наблюдения над действиями души. Он разлагает дело души на самые мелкие, едва уловимые части; называет, как помысл из безгрешного постепенно переходит в действия более и более виновные» (Обзор русской духовной литературы, кн. 1, с. 169—170).    Ближайшее знакомство с творением преподобного Нила ясно показывает, что отзыв Преосвященного Филарета вполне справедлив. Святой Нил, действительно, великий отец Русской Церкви по своему подвижничеству и наставлениям. Пример его жизни и его учение всегда могли и могут приносить громадную пользу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архив Пн К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь» 9 января 2024 г. 10:08 В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до 12 человек — по количеству апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869-1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. Статья насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонаха Памфила (Осокина) опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 11, 2023 , PDF-bepcuя ). За алтарем Вознесенского храма города Спасска Рязанской области есть скромная могилка. Крест из металлических полос с незатейливыми арматурными завитушками, в овале — фото старца в монашеских одеждах. Архимандрит Паисий — это все, что сообщает надпись на кресте. Между тем рязанское духовенство, служившее во времена «укромные, теперь почти былинные», знало отца Паисия и помнило его могилку. Один из насельников Иоанно-Богословского монастыря города Рязани вспоминает, что, когда он приехал с архимандритом служить в Спасск, тот ему сразу показал могилку и сказал, что отец Паисий — последний настоятель Параклита. Это было в 1991 году. Потом каждый год с отцом Авелем он ездил в Спасск и всегда заходил на могилу архимандрита Паисия поклониться. Будущий архимандрит, в миру Петр Петрович Ларин, родился 18 ноября 1869 года в деревне Савин-Корь (Савина, Савинково) Тырновской волости Пронского уезда Рязанской В списке населенных пунктов 1859 года Савин-Корь (Савина) числится как казенная деревня, то есть крестьяне имели статус государственных. Расположена «при колодце», «по левую сторону Пронского тракта, из г. Пронска в г. Рязань». В то время там насчитывалось 20 дворов, где проживало 85 мужчин и 80 женщин. Центр уезда располагался в 30

http://patriarchia.ru/db/text/6091370.ht...

Голгофо-Распятский скит Соловецкого монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Голгофо-Распятский скит - скит Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Возобновлен в 2000 году. Содержание История [ править править код ] На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова, селились отшельники. В начале XVIII века здесь находилась келья иеродиакона Свято-Троицкого скита Паисия, куда он часто удалялся для богомыслия. Иногда его навещал строитель скита преподобный Иов, один из самых деятельных и образованных руководителей в его истории. В свое время он был духовником Петра I и членов царской семьи, но по доносу попал в опалу, в 1701 году был сослан в Соловецкий монастырь, где принял пострижение, в 1702 году перешел в скит на Анзер. В одно из таких посещений, в среду 18 июня 1712 года, совершилось чудесное событие. В келье Паисия преподобному Иову «в тонком сне» явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня наверху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. Это удалось осуществить в 1715 году. С помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня. Царица Параскева Феодоровна от себя и дочерей пожертвовала для храма книги, облачения, церковную утварь. Постепенно к подвижнику начали собираться желающие учиться пустынножительству. Устав скита был таков: принимали всякого приходящего, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавшему поступить в скит надлежало своими руками построить себе келью. Пища была самая скудная, послушание признавалось первой из всех добродетелей. Скитская жизнь постепенно налаживалась, но в 1718 году на скит напали разбойники и, избив братию, разграбили все имущество. 6 марта 1720 года преподобный Иов в возрасте 85 лет преставился ко Господу и был погребен у входа в церковь. Над могилой поставили небольшую деревянную часовню. Вскоре скит совсем запустел, и сюда лишь удалялись – поодиночке или по двое – на безмолвие насельники Соловецкого монастыря и Свято-Троицкого скита .

http://azbyka.ru/palomnik/Голгофо-Распят...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010