Афонские скиты, более поздние по своему происхождению по отношению к древним скитам Египта и Палестины (наиболее древний Свято-Аннинский скит был основан, по предположению известного историка монашеской жизни на Афоне епископа Порфирия Успенского , при Лавре преподобного Афанасия Афонского в конце Х в., затем пришел в запустение, восстановлен около 1012 г. вторым (после преподобного Афанасия Афонского ) игуменом Лавры – Евстратием) 9 , повторяли основные принципы скитского жития предшественников. Русский путешественник Василий Григорович-Барский, неоднократно посещавший Афон для изучения жизни афонских монастырей, в описании своего второго посещения Святой Горы Афон (1744 г.) дал общую характеристику афонского скитского жития, в основном согласующуюся с описанием древних египетских скитов пресвитера Руфина, что говорит об уже устойчивой традиции. «Скити же именуются, иже на уединенных и далекых местах обретаются, идеже часты келии, недалече едина от другой… в них же обитают по единому или по два, или по тры… и питаются иже такожде от рукоделий различных, но паче всех подвизаются в молитвах, постах и бдениях и безмолвствуют наедине в работные дни, в неделы же и праздникы всей собираются с вечера и утра в общий храм, на се нарочно устроен, и в том согласно вси совершают правило и пение» 10 ). Скитской путь подвижничества многие святые отцы почитали «золотым», т.е. наиболее удобным для тех, кто мог избрать любую форму монашеской жизни: отшельничество, скит, киновию. Устав скитского жития («Предание уставом иже на внешней стране пребывающим инокам, рекше Скитьскаго жития правило о келейном трезвении и катадневном петии»), известный на Руси с начала XV в. 11 , содержит высказывания святых Иоанна Лествичника , Василия Великого , показывающие преимущества скитского жития: «Василие в предание своем сице глаголет яко иноку самому наедине без брата пребывати никакоже но уставляет на троеиночское житие» (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 232). «И повсюду обретается в святых писаниих, – пишет в своих главах «О мысленном делании» преподобный Нил Сорский , – похваляемо иже с единем или с двема безмолвие, яко же и самовидцы быхом в святей горе Афонстеи и в странах Цариграда, и по инех местех многа суть такова пребывания» 12 . Следуя традиции преподобного Иоанна Лествичника , святого Варсонофия, преподобный Нил Сорский называет скитской путь «царским», «непадательным», подчеркивая его наибольшую безопасность (в духовном понимании) для подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Первые девять глав его устава имеют характер поучений, подкрепленных свидетельствами из Священного Писания и аскетических творений св. отцов. 11-я глава содержит особое наставление для настоятеля, раскрывающее его обязанности по отношению к монастырю, и поучение для братии. Здравый смысл и религиозный формализм отца иосифлянства заставляют его повторить первые девять поучений в виде кратких правил, которые должны регламентировать всю жизнь монастыря с раннего утра до ночи. Далее следуют еще две главы ; первая из них содержит девять «преданий» — наставлений о том, как соборные старцы должны блюсти устав, а вторая девять «запрещений», которые игумен и соборные старцы могут применять по отношению к братиям, нарушившим устав. В заголовке этой главы Иосиф подчеркивает, что правила иноческого общежития составлены им по образцу правил и аскетических наставлений св. Василия Великого и монастырского устава прп. Феодора Студита. В заключительной главе, стремясь особо подчеркнуть необходимость строгого аскетизма, Иосиф приводит примеры иноческих подвигов, совершенных святыми, просиявшими по всей Русской земле, жития которых должны служить «правилом» и «образом» для русского монашества. Об этих подвижниках, по словам Иосифа, он узнал во время своего паломничества по монастырям. Во введении он пишет, что святые отцы не только устно, но и письменно поучали живущих в общежитии иноков. Поскольку не во всех монастырях, говорит он далее, жизнь монахов достойна подражания, нынешние настоятели должны делать то же самое — давать и устные, и письменные наставления братии, которые для нее столь же обязательны, как и поучения святых отцов . «Духовная грамота» Иосифа — подробно расписанный монастырский устав, до мелочей регламентирующий повседневную жизнь монастырей и при этом особое внимание уделяющий внешнему поведению инока. Иным духом веет от «Предания учеником своим о жительстве скитском» прп. Нила Сорского († 1508), которое по своему содержанию не является монастырским уставом, потому что в нем говорится лишь об основах иноческого жития, главным образом о брани инока с искушениями и грехами. О содержании «Предания» мы много говорили выше (глава IV, 2). Здесь напомним только, что воззрения Нила на монашескую жизнь сильно отличаются от взглядов Иосифа, ибо он предпочитает не киновию, как Иосиф, а скитское жительство.

http://sedmitza.ru/lib/text/436567/

Отшельническое житие «ангельскыа требует крепости» и грозит многими духовными опасностями. Преподобный Нил Сорский ссылается здесь на слова преподобного Иоанна Лествичника : «Единому бо горе, рече: аще впадет в уныние или сон, или разленение, или отчаяние несть въздвижаи его в человецех» 13 . (Эта же цитата из творений преподобного Иоанна Лествичника в несколько измененном виде приведена в «Уставе скитскаго жития»: «горе единому, аще в ленность впадет во уныние или отчаяние яко не имат воставляющего его в человецех» – (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 232 об.) Поэтому, замечает преподобный Нил Сорский , даже такие совершенные безмолвники, как святые Исаак, Арсений Великий , Нил Синайский , Даниил Скитский, имели учеников и жили рядом с ними, а не в полном уединении 14 . «Молвы и соблазны», свойственные общежительным монастырям, также могут быть неполезны для «безмолвия» и созерцания, как и полное уединение. Малая же соборность скита (в отличие от киновий) дает возможность получить духовное наставление, чего лишены живущие в полном уединении, помогает избежать опасных «прелестей» духовного пути и создает наилучшие условия для «безмолвия». «Того ради нам удобно зрится, – пишет в своих главах «О мысленном делании» преподобный Нил Сорский , – с верными братиами и единомудренными в дело Божие пребывание съединем или двема, да от святых писании воли Божии научаяющеся, и аще кому Бог подает вящие разумети, брат брата да назидает и друг другу помогает» 15 . Сам принцип скитского жития, когда двое или трое иноков собирались вокруг опытного старца, безусловно, не мог быть новым для русской монастырской жизни. Так составлялся любой монастырь. В книгах Кирилла Белозерского находится, как установил Г.М. Прохоров, «Устав скитскаго жития», переписанный рукой преподобного Кирилла 16 . И, вероятно, именно по этому Уставу жил Кирилло-Белозерский монастырь на ранней стадии своего становления. Особенность же Нило-Сорского скита, его уникальность состоит в том, что это первый русский скит, длительное время просуществовавший как самостоятельный монастырь со своим определенным Типиконом, уставом и укладом скитской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

1584 (ААЭ. Т. 1. 173)). Грамота Ростовского митр. Варлаама 1590 г. освобождала пустынь от выплаты церковной десятины. Со времени основания Н. С. п. богослужебным уставом ее насельников стал «Скитский устав» («Предание уставом иже на внешней стране пребывающим иноком, рекше скитяном, о келеином трезвении и катадневном петии, еже приахом от отець наших»). По мнению Е. В. Беляковой, возникновение этого текста связано с книжниками круга прп. Григория Синаита . Как установили Г. М. Прохоров и Б. М. Клосс , один из списков «Скитского устава» находится в сборнике прп. Нила и отчасти переписан его рукой (ГИМ. Епарх. 349. Л. 2-7 об.; Прохоров считал, что преподобным написаны листы 6-8, по мнению Клосса и Е. Э. Шевченко - листы 2-7 об.; см.: Клосс. 1974. С. 155; Прохоров. 1975. С. 50); др. список в автографе преподобного поместил в свой сборник волоколамский мон. Дионисий (Звенигородский) (ГИМ. Епарх. 351. Л. 173-180 об.; см.: Шевченко. 2008. С. 917). По классификации Беляковой, списки устава, сделанные прп. Нилом, относятся к 1-й его слав. редакции ( Белякова. 2002. С. 33). «Скитский устав» стал известен на Руси к нач. XV в., но свое практическое применение получил при устройстве Нилова скита. Первое время, пока в пустыни не было церкви, монахи должны были ходить в храм близлежащей обители (видимо, Кириллова Белозерского мон-ря) или собираться в соборной келье для чтения Псалтири. Скитские иноки могли сами, как пустынники и отшельники, причащать себя Св. Дарами, Которые получали, будучи на службе в мон-ре. Нил Сорский переписал правило о самопричащении иноков свт. Василия Великого в свой сборник и, вероятно, руководствовался им в то время, пока в пустыни не было храма и не совершали регулярные службы (ГИМ. Епарх. 349. Л. 15 об.). Церковь была построена скорее всего при жизни старца: в рукописи, сохранившей автографы сочинений прп. Нила, есть перечень вещей, необходимых для ее освящения (Там же. Л. 15). По замыслу основателя скита, церковь была простой и неукрашенной. Храм освятили в честь Сретения Господня («святым Сретением» скит именует грамота 1515 г. вел. кн. Василия Иоанновича), что имело глубокий символический смысл. В обстановке борьбы, к-рую вела Русская Церковь с ересью «жидовскаа мудрствующих», отрицающей главный христ. догмат о Боговоплощении, старец Нил обращал внимание современников на богословие праздника Сретения. Согласно толкованию свт. Кирилла Иерусалимского, в день Сретения сокровенная до этого дня тайна Боговоплощения была открыта Израилю и всем народам (список «Беседы Кирилла Иерусалимского на Сретение Господня» см.: РНБ. Соф. 1419. Л. 318-320 об.). В сретенских стихирах говорится, что Господь явился миру «не мнением, не привидением, но истиною, чтобы Божественное соединилось с человеческим» (РНБ. Кир.-Бел. 550/807. Л. 2 об.- 3). По правилу церковного обихода Н. С. п. сретенские стихиры читались во время каждой всенощной службы (РНБ. Соф. 1519. Л. 20 об.- 21).

http://pravenc.ru/text/2577651.html

   Новый путь жизни, избранный преподобным Нилом, изумлял собой современников его. Да и действительно было чему изумляться, особенно для слабых.    Место, которое избрал для своего скита преподобный Нил, по свидетельству очевидцев его, было дико, мрачно, пустынно. Вся местность скита — низменная и болотистая. Самая речка Сорка, давшая свое имя угоднику Божию, едва тянется вниз по течению, и похожа больше на болото, чем на текущую реку. И здесь-то подвизался русский отшельник! Еще целы: прудок, выкопанный преподобным Нилом, колодец его трудов, с превкусной водой, которую употребляют для исцеления, одежда святого подвижника, волосья которой колются как иглы.     Все скитское общество преподобного состояло из иеромонаха, диакона и 12 старцев; в числе их были Дионисий, из князей Звенигородских и Нил (Полев), потомок князей Смоленских, — оба вышедшие из монастыря Иосифа Волоколамского; потому что преподобный Нил сиял тогда, как светило, в пустыне Белоезерской.     Для устройства храма и усыпальницы руками святого старца и его скитников насыпан был на болотистой почве высокий холм, а для нужд братии преподобный Нил устроил на р. Сорке небольшую мельницу. Каждая келлия поставлена была на возвышении, и каждая от храма и от другой келлии — на расстоянии брошенного камня. В храм свой скитники, по примеру восточных, собирались только по субботам, воскресеньям и праздникам, а в прочие дни каждый молился и трудился в своей келлии. Всенощная скитская буквально продолжалась всю ночь. После каждой кафизмы предлагалось по три и четыре чтения из отцов. Во время литургии пели только «Трисвятую песнь», «Аллилуйя», «Херувимскую» и «Достойно»; все прочее читалось протяжно — на распев. По субботам, в братской усыпальнице, совершалась общая панихида за упокой усопших. Таковы были устройство скита и церковный устав преподобного Нила Сорского! Относительно внешнего поведения и деятельности преподобный Нил предписывает полную скитскую нестяжательность и простоту во всем. Необходимое для жизни велит приобретать только трудами рук своих, повторяя слова Апостола: Аще кто не хощет делати, ниже да яст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Одним из главных обетов иноческих Пахомий поставлял в своих правилах — совершенную нестяжательность. Вступающему в общину монахов не дозволялось приносить в монастырь никаких имуществ; даже одежда мирская вновь прибывшего отдавалась неимущим мирянам. Монахи не должны были иметь ничего собственного. Работа, исполненная тем или другим братом, принадлежала не ему, а всей общине. Считалось преступлением, если кто из братии сберегал у себя в келье деньги, хотя бы самую малую монету. Все, необходимое для жизни, — пищу, одежду — иноки получали из общих средств монастыря. Экономы распоряжались снабжением братии пищей и одеждой из материалов, заготовленных в монастыре или купленных ими на стороне на деньги, вырученные от продажи иноческих изделий. Чтобы все эти строгие правила выполнялись иноками неизменно, Пахомий установил, чтобы вступающие в его общину не прежде были принимаемы, как после годичного испытания, чрез опытных старцев, их готовности вести жизнь согласно этим правилам. При жизни преподобного Пахомия основанное им на таких началах общество монахов возросло до 7000, а через сто лет после него — до 50 000. И отшельническое, и общежительное монашество скоро распространилось по всему Египту и даже перешло отсюда в другие страны. Так, Аммон основал общество пустынножителей на горе Нитрийской с прилегающей к ней пустыней; Макарий Египетский — в так называемой пустыне Скитской, где было много замечательных подвижников; Иларион, любимый ученик Антония, перенес монашество на свою родину, в Палестину, где около Газы основал монастырь. Отсюда монашество распространилось по всей Палестине и Сирии. Василий же Великий, совершивший путешествие по Египту и Палестине и ознакомившийся с тамошней жизнью, распространил монашество — как мужское, так и женское — в Каппадокии. Устав, который он дал своим монахам, скоро распространился по Востоку и стал всеобщим.    В V веке уже весь Восток был усеян множеством монастырей. Из подвижников V века замечательны: Исидор Пелусиот, Симеон Столпник, Евфимий, Савва Освященный и многие другие. Исидор, человек богословски и философски образованный, удалившись в египетские пустыни, проводил жизнь подобно Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Выбранный настоятелем одной монашеской общины, он вел такую же суровую жизнь и располагал к тому же братию. Симеон, родом сириянин, много лет подвизался в молитве, не сходя со столпа и перенося голод и все атмосферные перемены. Он положил начало новому роду подвижничества — столпничеству. Евфимий, основатель палестинской лавры, за свои подвиги получил дар чудотворений. Савва, ученик Евфимия, начал пустынническую жизнь с восьми лет. Он основал множество монастырей в Палестине и ввел в них определенный богослужебный устав.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3254...

Как жизнь пр. Нила была жизнь особенная, так и в писаниях своих он такой наставник, какого дотоле не было в Русской Церкви. Он учитель жизни созерцательной. «Устав скитского жития пр. Нила» 79 , после предисловия о мысленном делании, предлагает наставления: 1) о различии мысленной брани; 2) о борьбе с помыслами; 3) как укрепляться в подвиге против помыслов; 4) о содержании духовной брани; 5) об 8 помыслах; 6) о борьбе с каждым из них; 7) как важно памятование о смерти! 8) о слезах; 9) о хранении сокрушения; 10) о смерти для мира; 11) о том, что всё должно делать в своё время. В заключении св. Нил говорит, с какими расположениями предложил он свой устав. «Умная молитва , говорит он, выше телесной: телесное делание – лист, а внутреннее, умное – плод. Кто молится только устами, об уме же не брежет, тот молится воздуху. Ибо Бог внимает уму. Упражнение во внутренней молитве доводит человека до высшего духовного состояния, в котором дух даже не имеет молитвы, ни движения, ни самовластия, а наставляется силой иной». – На этом пути, кроме молитвы, необходима борьба с помыслами. «Если не можешь молиться в безмолвии, без помыслов, и даже видишь их умножающимися в уме твоём, – не малодушествуй, пребывай постоянно в молитве». Наставления пр. Нила о помыслах заключают в себе глубокие психологические наблюдения над действиями души. Он разлагает дело души на части самые тонкие, едва заметные; показывает, как помысл из безгрешного постепенно переходит в действие более и более преступное, и опасное. Относительно внешней деятельности пр. Нил предписывает скитскую полную нестяжательность и простоту во всём. Необходимое для жизни велит приобретать только трудами рук своих, повторяя слова Апостола: аще кто не хощет делати, ниже да яст. «Иноческая милостыня – помочь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением: душевная милостыня настолько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придёт к нам странник, успокоим его по силе и, если требует хлеба, подадим ему и отпустим его». – Преп. Нил часто говорит словами отцов и чаще других приводит слова Григория Синаита и Симеона нового Богослова . О первом говорит он: «сей блаженный, обнимая содержание писаний всех духовных отцов, по их чину, повелевает иметь прилежную заботливость о молитве». † Преставление преп. Даниила Переяславского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Позвольте, в качестве напоминания, подчеркнуть, что подворье, в основном, образуется с целью материальной, хозяйственной поддержки монастыря, либо для образования на его базе особых братств или сестричеств для ведения социальной, патронажно-попечительской или миссионерской работы, либо в представительских целях. Иными словами, деятельность подворья направлена на внешнее служение. Скит создается, как правило, на небольшом отдалении от монастыря с целью обеспечения более опытным монашествующим условий для собственно монашеского делания, духовных трудов и ничем извне не стесненной молитвы. В скитах могут нести послушание новоначальные, врученные духовному руководству скитских иноков или инокинь. Само собой, для совершения богослужений и обеспечения жизнедеятельности в скиту исполняются обычные монастырские послушания. Но жизнь в нем сугубо ориентирована на устроение внутреннего мира подвизающихся, на упражнение в молитве и духовное трезвение. Обычно скит не имеет ни административной, ни юридической самостоятельности, что отвечает цели его создания, и полностью пребывает в зависимости от монастыря. Скитоначальником назначается наиболее опытный в духовной жизни и, по возможности, старший по возрасту из числа монастырской братии. Подворье же может быть образовано на значительном удалении от обители, в другом регионе или даже в другом государстве. Поэтому монастырское подворье в большинстве случаев должно иметь определенную самостоятельность, государственную регистрацию, нести ответственность и вести отчетность о своей финансовой и хозяйственной деятельности. Священным Синодом 20 апреля 2000 года принят типовой Устав подворья мужского или женского монастыря, имеющего епархиальное подчинение, для употребления его на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Существующие и вновь образуемые монастырские подворья должны иметь гражданский устав, утвержденный Правящим архиереем, и регистрацию в государственных органах. Это особенно важно для обеспечения нормальной деятельности подворья, если оно расположено в ином, чем монастырь, государстве или субъекте Российской Федерации.

http://sedmitza.ru/lib/text/429574/

Равным образом, рядом с господствующим направлением к общежитию, сохранялась и развивалась на Руси и жизнь анахоретская 19 . Скитничество особенно сильно держалось в той местности, в которой, из всех областей русских, более развито было чувство свободы и сознание личности, – именно на севере, в землях новгородских. Северная полоса России в 15 и 16 веках переполнена была скитками, в которых поселялись отшельники 20 . Пр. Нил первые живые уроки подвижничества, закрепившие в нем стремление к анахоретской жизни, получил из монастыря Спасокаменного (на Кубенском озере). Первым наставником его на этом пути был строгий и просвещенный старец Паисий Ярославов, сначала инок Спасокаменного, а потом Белозерского монастыря 21 . Сохранились известия, что первый игумен Спасокаменного монастыря, присланный по желанию братии великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским, был грек Дионисий, прибывший с Афона. Он ввел в своей новой обители устав Афонской горы, построенный не столько по началам общежития, сколько келейной или скитской жизни 22 . В последующее время предания об Афоне поддерживались в иноках этого монастыря живыми сношениями с греческими землями. Так игумен его Кассиан, по поручению великого князя Василия Васильевича и митрополита Ионы, дважды ездили в Царьград по некоторым обстоятельствам, с вопросами «о церковном исправлении» 23 . Наставления Паисия глубоко запали в душу пр. Нила, так что он и в самом монастыре Кирилловом старался жить по подобию отшельника. «Ты сам веси, писал он впоследствии Иннокентию, егда в монастыре купно жили есмы, яко соплетений мирских удаляюся, и творю, елико по силе, по божественных писаниях» 24 . Живя на Афоне, пр. Нил во первых изучал внешние виды иночества, в особенности житие скитское, которое существовало там на ряду с киновитскими учреждениями и было в большом развитии на востоке. Но главным образом он вразумлялся устными и письменными наставлениями великих отцев отшельников, стараясь вникнуть в смысл и дух так называемого «умного делания».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

С.), что вывезены из Царьграда митрополитом Фотеем, и в тех правилех в всех сел к манастырем не писано дръжати» ( Казакова. 1960. С. 245-246). Если основной смысл толкований Вальсамона был известен Вассиану еще до 1518 г., т. е. до перевода их Максимом Греком, то напрашивается вывод, что какая-то редакция перевода нек-рых правил (толкований к ним) существовала в Московской митрополии еще в XV в., а перевод был выполнен кем-то из книжников митр. Фотия. Следов., аргументы в пользу канонических обоснований нестяжательства могли высказываться в период после приезда в Москву митр. Фотия, задолго до Собора 1503 г. Реформа существенно укрепила позиции общежительного монашества. Но одновременно развивалась другая, скитская форма монашеского подвижничества. С нач. XV в. на Руси появились рукописи Скитского устава («Предание уставом иже на внешней стране пребывающим иноком, рекже скитского житиа правило о келейном трезвении и катадневном петии»). Так, список Скитского устава имелся среди книг прп. Кирилла Белозерского (Кириллов мон-рь на ранней стадии своего существования, по предположению Г. М. Прохорова, еще до принятия им общежития придерживался этого устава). Правила Скитского устава упомянуты в Житии прп. Евфросина Псковского. В нем излагается церковный устав для иноков и инокинь, не живущих в мон-ре. По мнению Е. В. Беляковой, Скитский устав «был создан у южных славян, тесно соприкасавшихся с греческой монашеской традицией… а впоследствии стал уставом для пустыни, созданной Нилом Сорским» ( Белякова. 1988. С. 105). Мон-рь на Соре был основан после 1471-1475 гг.- до июня 1488 - февр. 1489 г. Порядки и идеалы скитничества близки к нестяжательским. Они изложены в написанном Нилом Сорским типиконе - «Предании учеником» (жанр сочинения определен Ф. фон Лилиенфельд ). В одном из авторитетных списков он имеет название «Сие предание старца Нила Пустынника учеником своим, абие кто в пустыни его живет, также и прочим пустынником всем прикладно имети сие о жительстве святых отец». Практике духовной, созерцательной жизни монахов, «духовной брани» посвящено другое сочинение прп.

http://pravenc.ru/text/2565156.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010