Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши. Твори благо, бегай злаго – спасен будеши. «Употреби труд, храни мерность – богат будеши». В завещании своем святитель Митрофан указывает нам прежде всего на труд. «Употреби труд», – говорит он. Чтобы понять, как важно правило сие для каждого человека, следует только обратить внимание на многостороннюю пользу труда и на неизбежный вред бездействия. Бог заповедал человеку труд еще до падения его: «И введе его, – говорит Писание, – в Рай сладости, делати его и хранити» ( Быт.2:15 ). «В поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю» ( Быт.3:19 ), – сказал Господь потом Адаму, преступившему Его заповедь. Трудиться – это закон, возложенный Творцом на весь род человеческий, это необходимое условие временного бытия нашего, необходимое требование нашей природы. «Человек, – говорит Иов, – рождается на труд» ( Иов.5:7 ), как птица рождается, чтобы летать по воздуху. «Возсия солнце, – говорит Псалмопевец, – и ... изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» ( Пс.103:22–23 ). Иисус, сын Сирахов, с особенной силой выражает мысль о труде, на который рождаются все потомки Адама, и в котором должны они проводить всю жизнь свою: «Непразднство велие, – говорит он, – создано бысть всякому человеку, и иго тяжко на сынех Адамлих, от дне исхода из чрева матери их до дне погребения в матерь всех... от седящаго на престоле славы и даже до смиреннаго на земли и пепеле, от носящаго багряницу и венец и даже до одевающагося льняною» ( Сир.40:1, 3–4 ). Святой апостол Павел во многих местах внушает своим фессалоникийским ученикам исполнение существенной обязанности труда. Он то приводит им на память свой собственный пример, как он среди самой проповеди Евангелия находил время для необходимого труда: «Помните бо, братие, труд наш и подвиг: нощь бо и день делающе, да не отяготим ни единаго от вас, проповедахом вам благовествование Божие» ( 1Фес.2:9 ), – и своим примером побуждает их к трудолюбию: «сами бо весте, како лепо есть (вам) подобитися нам: яко не безчинновахом у вас, ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, и нощь день делающе, да не отягчим никогоже от вас...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

едино», сказав: «да едины будут» (Ин. 17:11). Они бы не огорчали Духа Святого и утробы щедрот Бога, Который «не желает смерти грешника» (Иез. 33:11), но «желает всем спастись и в знание истины прийти» (1 Тим. 2:4). Кроме того, они и среди языческих народов не сеяли бы столь великий соблазн. Ибо язычники с лёгкостью используют такой повод, как смута в Церкви, оправдывая этим собственное неразумие и неверие, о нас соблазняются и хулят святое имя Божие (Рим. 2:24). Вот «благородные и добрые» «достижения» всех нововведений. И если такие нововведения хоть единожды появятся в нашей вселенной, то они не только всю нашу Церковь и всю нашу вселенную смутят, но и оскорбят небесный свод, потревожат бесплотные ряды небесных сил, и досадят и самой блаженной и мирной природе Божией, подвигая её ко гневу. Поэтому с нами и бывает бесчисленное количество тягот, которые происходят каждый день и не уменьшаются. А если кого не убедили древние бедствия, о которых мы слышали и о которых знаем, то их тем более не убедят новейшие бедствия, которые со всех сторон теснят нашу Церковь. Само положение дел заставляет произносить слова, которые по другому поводу произносил богоотец Давид. Всё, что мы слышали и видели, мы видим в наши дни, когда грехи наши вызвали в Церкви лютое смятение, издевательства язычников, внезапное и неожиданное волнение всего мира под небом. А отец и родитель всех этих бедствий — самое новейшее из новшеств: изменение Пасхалии. Возникло оно в старейшем Риме, который не зиждется безмолвно на отеческой вере, но следует своей собственной вере. Рим забыл слова Пророка, вразумляющего юношей не честолюбствовать, «не хвалиться за счёт бесчестия отца» (Сир. 3:10). И если поистине мы, как и должно делать согласно слову Спасителя, должны судить «дерево по плодам» (Мф. 7:16.), то в любом случае исправление Пасхалии — злое дерево, ибо оно принесло уже множество злых плодов. Я даже не буду говорить об изъятии десяти дней года. Ибо это изъятие явно не соответствует нашим, то есть древним расчётам, как показывает это принятое у нас летоисчисление; и вообще никак невозможно отнимать или прибавлять дни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не мешает тут же заметить, что утомленный занятиями Михаил Андреевич любил вечерами уходить в горы, где отдыхала его молодая, рвущаяся ко Господу душа, все более и более ценившая «единое на потребу». Часто слыша от собратий о подвижнической жизни основателя Миссии архимандрита Макария (Глухарева), новый труженик горел желанием подражать этому апостолу Алтая. Между прочим, о последнем многое передавал ему отец Стефан, всегда добавляя: «Учись от жизни отца Макария, в жертву людям отданной, чует мое сердце – ты настоящий преемник его будешь». Покойный архимандрит как-то сам явился Михаилу во сне, ободрил на предстоящие труды и сказал: «Ты после меня здесь обучайся». Воодушевившись этими словами, Михаил Андреевич всецело отдал себя на великие подвиги просвещения сибирских инородцев. Помня слова Писания: «Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение» ( Сир.2:1 ), новый алтайский миссионер не убоялся, когда на первых же порах своего служения послан был начальником Миссии протоиереем Стефаном Ландышевым на испытание в качестве послушника за двести верст вглубь Алтая, в самый глухой и отдаленный стан на Телецком озере, где намечалось устройство Чулышманского Благовещенского монастыря 2 . Вся братия проектируемой обители состояла тогда из двух лиц: иеромонаха-старца и молодого послушника. Оба они помещались в небольшом домике, одна из комнат которого была отделана для церковного богослужения. Крещеного населения в окрестностях почти не было и речи русской не раздавалось. И вот в таком диком ущелье при обстановке, напоминающей жизнь древних пустынников, Михаил Андреевич прожил целых семь лет 3 . Это произошло, конечно, не без Промысла Божия, направляющего все к своим премудрым и благим целям: за означенный период брат Михаил вполне овладел алтайским языком и, по словам инородцев, стал говорить на нем лучше их самих, что впоследствии пригодилось ему как в деле проповеди Евангелия язычникам и утверждения их в правилах веры христианской, так и в переводе богослужебных и нравоучительных книг на местное наречие.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Тот же пророк утешает возвратившихся из плена соотечественников пророчеством Иеремии об отрасли Иеговы – Мессии, предвозвещая близкое его явление ( Зах.3:8, 6:12 .). После того как заключился ряд пророков, премудрый сын Сирахов в Похвальном слове своем знаменитым предкам, Иудеев называет Иеремию пророком, от чрева матери освященным, чтоб искоренять и разрушать и погублять, и опять строить и насаждать (Прем. сына Сир.49:9 .). В книгах маккавейских передаются сказания о том, как он перед разрушением Иерусалима, в пещере, на горе, с которой Моисей видел наследие Божие, сокрыл скинию, ковчег завета и алтарь фимиама, и загражденный им вход в пещеру остался никому неизвестным ( 2Мак.2:4–7 .); как Иуда Маккавей перед битвою с неприятелем видел во сне Иеремию, окруженного славою, простирающего к нему руку и дающего ему златой меч на сокрушение врагов (15, 14:16). Под влиянием славы, какою Пророк пользовался в потомстве, образовалось у Иудеев предание о почестях, оказанных ему после смерти великолепным погребением, и многие другие. Уважение, каким пользовался Иеремия у позднейших Иудеев, видно из того, что они считали его предтечей Мессии и ожидали его явления на земле пред пришествием Мессии (См. Мф.16, 14 .). В следующем жизнеописании мы постараемся проследить деятельность Пророка вместе со всеми происшествиями и обстоятельствами его времени, с которыми она имеет тесную, неразрывную связь. I. Пророческое служение Иеремии при Иосии и Иоахазе Иеремия родился в Анафофе, городе колена Вениаминова, лежавшем на один час пути к северу от Иерусалима 1 . Анафоф быль один из городов священнических и Иеремия происходил от жившего там священнического рода 2 . По написанию книги пророчеств Иеремии, он проходил свое служение с 13-го года Иосии, царя иудейского (с 630 года до Р. Х.) и во дни Иоакима, сына Иосии, до конца одиннадцатого года Седекии, до взятия Иерусалима в пятом месяце. Промежуточные царствования Иоахаза, или Шаллума после Иосии, также Иехонии, или Иоахина, после Иоакима ‚ не упоминаются в написании по причине краткости этих царствований.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

От легендарных времен Соломона, царя писцов и мудрецов, при котором общие для цивилизованных земель Ближнего Востока культурные стандарты, в том числе навыки мысли и поведения сословия писцов, нашли себе путь в жизнь народа Божьего, и до эпохи эллинизма, породившей девтероканонический эпилог «сапиенциальной» литературы, — константной традиции, о которой мы говорим, остается нерасторжимое единство сакрального интеллектуализма, предполагающего, что праведность — непременное условие тонкости ума, но и тонкость ума — непременное условие полноценной праведности: Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах. Он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться ко Господу, Творцу его Он покажет мудрость своего учения, и будет хвалиться законом завета Господня. (Сир 39:1-3,6,10) Напротив тому: В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху. (Прем 1:4) Позднее мы встречаем очень энергично заявленное утверждение сакрального интеллектуализма в например, «Грубый человек не страшится греха, и невежда не может быть свят, и нетерпеливый не может учить, и тот, кто занят торгом, не может стать мудрым» (Pirqe Abot II 5). «Невежда не может быть свят» — это уже специфический мотив талмудического презрения к ‘am ha’arez, с христианской точки зрения непозволительного. Возвращаясь, однако, к библейским текстам, мы без труда понимаем, почему слово nebalah, означающее свойство «глупости», носитель которого — nabal, так часто употребляется в них для обозначения тяжкого греха: отроковица, впавшая в блуд, совершила nebalah среди Израиля и должна быть казнена (Втор 22:21); старик из колена Ефрема умоляет жителей Гивы не насиловать гостя, лицо, священное по всем патриархальным законам, и не творить nebalah (Суд 19:22); это же слово применено к инцестуозному насилию, совершенному Амноном, сыном Давида, над Фамарью (2 Цар 13:12).

http://pravmir.ru/premudrost-v-vetxom-za...

Публикуется на основе издания: «Богословские главы» прп. Максима Исповедника , или «Пчела»/Вст. статья, перевод, послесловие и примеч. П. К. Доброцветова. М.: Никея, 2013. Аввы Максима, философа и мученика, главы богословские, а также избранные места из различных писаний тех, кто согласны с нашим христианским учением, и тех, кто предваряли его Даруй благодать моим трудам, Христе! Из святого Ефрема – о том, как следует читать или обдумывать прочитанное: «Когда к священным книгам приступаешь, не просто будь внимателен, с первого взгляда набрасываясь и [лишь] слегка касаясь написанного, но если нужно, то часто и дважды и трижды пройти это с тщательностью не упускай. Но, впрочем, и намереваясь читать или иному читающему дать, обратись вначале к Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего для постижения, чтобы услышать слова Твои и творить волю Твою, ибо пришелец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118, 18 ) " ». Слово 1-е. О жизни добродетельной и порочной 1. Мф. 7, 14 : тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь. 2. Рим. 12, 21 : Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. 3. Прем. 5, 13 : [Так и мы родились и умерли,] и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем. 4. Притч. 1, 10, 15–16 : Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. 5. Притч. 13, 13 : Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. 6. Притч. 10, 26 : Что уксус для зубов и дым для глаз, то беззаконие для обладающих им. 7. Сир. 27, 30 : Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему. 8. Свт. Василий Великий : Добродетель из приобретений – единственное, чего нельзя отнять. 9. Упражнение в добродетели – ценнейшее приобретение для обладающего ею и сладчайшее зрелище для удостоившихся видеть ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Школа языков и цивилизаций Др. Востока (École des langues et civilisations de l " Orient Ancien) была создана на теологическом фак-те в 1992 г. вместо существовавшей с 1914 г. Школы древних восточных языков. Школа имеет право присваивать степени бакалавра и лиценциата по специальности «философия и история Древнего Востока». В наст. время в школе ведется углубленное изучение древних и восточных языков и культур по секциям «Библейский мир» (евр., греч., лат. и арам. языки), «Христианский Восток» (араб., арм., копт. и сир. языки, а также греч. язык времени патристики) и «Древний Ближний Восток» (угаритский, аккад. и древнеегип. языки и культуры). В 2012 г. введено изучение древнеслав. языка. Среди получивших докторскую степень в Теологикуме - мн. католич. иерархи, богословы и историки, в т. ч. кард. Альфред Бодрийар, кард. Жан Мари Вийо , кард. Ж. Даниелу, Венский архиеп. кард. Кристоф фон Шёнборн , член Французской академии Клод Дажен, еп. Ангулема, и др. Докторантура Теологикума имеет договорные отношения на проведение совместных исследований с нек-рыми высшими учебными заведениями, в т. ч. с докторантурой «Древний и средневековый мир» при Сорбонне (ун-т Napuж-IV), с фак-тами богословских и религиозных знаний Ун-та Лаваля в Квебеке (Канада) и Монреальского ун-та (Канада), с теологическими фак-тами Лёвенского католического ун-та (Бельгия), ун-тов Тулузы и Яунде (Камерун), с Православным богословским ин-том прп. Сергия Радонежского в Париже. В Теологикуме выпускаются научные журналы, в т. ч. ежеквартально - «Recherches de science religieuse» (Религиеведческие исследования), «Revue des sciences philosophiques et theologiques» (Журнал богословских и философских исследований), «La Maison-Dieu» (Дом Божий), и серии книг; периодическая сер. «Theologia» (Теология) и др. В 1895 г. в связи с ликвидацией фак-та канонического права Сорбонны (Faculté de decret; лат. Consultissima decretorum) по распоряжению папы Льва XIII на базе юридического фак-та Парижского католического ун-та был создан фак-т канонического права. В знак преемства он сохранил лат. название «Consultissima iuris canonici». Дипломы фак-та канонического права признаются Папским престолом и Французским гос-вом. 1-й этап обучения рассчитан на 1 год. Диплом гос. образца, который выдается по окончании 2-го этапа обучения, рассчитанного на 3 года, позволяет поступить в докторантуру К. и. по специальности «каноническое право». Фак-т участвует в издании ежегодника «L " année canonique» (Канонический год).

http://pravenc.ru/text/1683913.html

1 . Вещь, кажущаяся золотою, может быть или из чистого золота, или из нечистого, или вовсе не из золота во внутренности; в огне золото становится чище, примесь отделяется, поддельное вещество обличается. Так добродетель человека может быть чистая и твердая, о Бозе соделанная и в силе Божией неизменная, или нечистая, по причине примешения помыслов тщеславия, своекорыстия и самоугодия, или, наконец, вовсе лицемерная: в огне искушения чистота ее возвышается, нечистота отделяется, лицемерие обличается ( Филарет (Дроздов) , митрополит московский). 2 . Как за друга нельзя поручиться, если верность его к нам еще не испытана в несчастии ( Сир.6:7 ), точно так же нельзя поручиться и за твердость, постоянство, искренность добродетели, пока она еще не испытана пробным камнем скорбей. 3 . Не тогда познается искусство корабельщика, когда тиха погода, но когда бывает буря и волнение на море (схимон. Макарий). 4 . Искушение не есть зло, но добро. Оно хороших делает еще лучшими. Это – горнило для очищения золота, это – мельница для сотрения жестких зерен пшеницы, это – огонь, истребляющий волчцы и терния, чтобы сделать землю способною к принятию добрых семян (св. Иоанн Златоуст ). 5 . В природе все нечистое, несовершенное из первоначального, необработанного состояния в более совершенное переходит не иначе, как чрез страдания. Драгоценные камни полируются; краски растираются и очищаются; хрусталь и фарфор проходят чрез огонь; камни подвергаются грани. Во всем и везде ничто не может быть облагорожено без некоторого ущерба. 6 . Как пенька не бывает годною для пряжи из нее самых тонких ниток, если не треплют ее много раз, и чем больше колотят ее, тем делается она чище и способнее к пряже, так и боголюбивая душа, подвергаясь многим испытаниям и искушениям и мужественно претерпевая скорби, делается чище и пригоднее к духовному деланию истончания и, наконец, удостаивается наследовать небесную область царствия (св. Ефрем Сирин). 7 . Возделанная железными орудиями и удобренная согнившими веществами земля особенно способна к плодородию; так и сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели ( Игнатий (Брянчанинов) , епископ кавказский).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

58 См.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 29, §8.— Ред . 59 Палестра ( παλαστρα ) — в Древней Греции специальная школа для гимнастических занятий.— Ред . 60 Так, у Иоанна Лествичника «непорочная ненависть к родителям» представлена в ряду необходимых добродетелей (см.: Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 26, §16).— Перев . 61 Этими словами Бог открыл человеку, что Он есть Личность.— Перев . 62 Под «частичным откровением» подразумеваются пророчества Ветхого Завета о грядущем Мессии, а под «благодатью» — пришествие Спасителя и Новый Завет.— Перев 63 Дословно: бичом — Перев 64 Здесь употреблено понятие святоотеческой аскетики παραχρησις , которое переводится как «неправильное использование, злоупотребление». По мнению некоторых отцов (прп. Максима Исповедника, Марка Подвижника и др.), нравственное состояние человека зависит от правильного или неправильного «использования» мыслей или вещей. Ср. у аввы Фалассия: «Грех мысленный есть употребление на зло помыслов, — а грех деятельный есть употребление на зло вещей» (Фалассий, авва. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Сотня третья, §39).— Перев . 65 «Вера без дел и дела без веры одинаково не могут быть одобрены» (Диадох, еп. Фотикийский, блж. Подвижническое слово, гл. 20).— Ред . 66 Диадох, еп. Фотикийский, блж. Подвижническое слово, гл. 41. 67 То есть Ангелы.— Перев . 68 См.: Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Собеседование 1, гл.23; Собеседование 2, гл.4,9,16.— Ред . 69 Ирмос 3 гласа, — Перев . 70 Исаия, авва. О хранении ума, 27 глав. Гл. 22. 71 Маммона — сир. : «богатство, земные блага».— Перев . 72 Исаия, авва. О хранении ума, 27 глав. Гл. 17. 73 Π αραχρσεως κα καταχρσεως — Перев . 74 Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы, §103. 75 Там же. §102. 76 Логосы, согласно учению святых отцов, — это умная суть тварных вещей. «Они являются Божественными «мыслями» о мире, принадлежащими Второй Ипостаси Св Троицы — Логосу, и составляют вечный Божественный замысел... который становится реальностью, осуществляемой во времени, благодаря воле Божией» (Сидоров А. И. Комментарии. Максим Исповедник, прп. Избранные творения. М., 2004. С. 384).— Перев .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3412...

Диспут проходил в 3 сессии. В 1-й день обсуждались вопросы признания легитимности созыва Халкидонского Собора в 451 г. Поскольку Эфесский Собор («разбойничий») 449 г., оправдавший Евтихия, запретил созывать к.-л. Собор для обсуждения данного вопроса впредь, строгие монофизиты отрицали не только постановления Халкидонского Собора, но и законность его созыва. Тем не менее сир. представители согласились, что Евтихий является еретиком и его осуждение архиеп. Флавианом К-польским в 448 г. было правомочным, а оправдание Собором 449 г.- необоснованным. Они согласились также, что новый Вселенский Собор был необходим, но Халкидонский Собор, по их мнению, не был «православным». Во 2-й день состоялся разбор постановлений Халкидонского Собора. Севириане заявили, что Собор ввел новое учение о двух природах во Христе, и это было нарушением традиции, приводили выдержки из творений святых Афанасия Великого, Римского еп. Юлия I, Григория Неокесарийского, а также из «Ареопагитик», в к-рых опровергается учение о двух природах. Православные в ответ заявили, что выдержки, в т. ч. из «Ареопагитик», являются подделкой ариан и аполлинаристов. После этого решили обратиться к свидетельствам свт. Кирилла Александрийского, чей авторитет признавался обеими сторонами. Православные указывали, что свт. Кирилл в полемике с Несторием, патриархом Иоанном Антиохийским и др. вост. епископами нигде не выступал против двух природ во Христе. Монофизиты вызвались доказать, что Кирилл отрицал две природы в сочинении против Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского, ссылаясь на его копии в Александрийской б-ке. Однако Ипатий Эфесский заявил, что после господства в Александрии Тимофея Элура и Петра Монга там едва ли могли сохраниться рукописи свт. Кирилла, не переделанные монофизитами. Монофизиты указали на то, что Халкидонский Собор не подтвердил 12 анафематизмов свт. Кирилла против Нестория, где, говоря об одной Ипостаси во Христе, Кирилл подразумевает одну природу. Ипатий доказывал необоснованность такого вывода, заявлял, что, напротив, Кирилл разграничивал понятия «лицо», «ипостась» и «природа» (об учении свт.

http://pravenc.ru/text/389645.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010