Разделы портала «Азбука веры» Вседержитель (греч. — Παντοκρτωρ) - 1) имя Единого Бога , Пресвятой Троицы , смысл которого состоит в том, что всё существующее, видимый и невидимый мир, содержится Божественной властью и всемогуществом; понятие Вседержитель сближается по значению с понятием «Царь царствующих, Господь господствующих» ( 1Тим.6:15 ); 2) имя Господа Иисуса Христа ; подчеркивающее, что любое Владычное действие, инициируемое Богом Отцом , проистекает через Единородного Сына; 3) (Господь Вседержитель) иконографический образ Спасителя, отличительными особенностями которого служат: благословляющий жест, книга (либо свиток) в левой руке. Вера в Бога как Вседержителя, основана на богооткровенном учении. Имя «Вседержитель» неоднократно упоминается в Священном Писании Ветхого и Нового Завета ( Иов.8:3 ; 2Кор.6:18 ; Откр.21:22 ). Кроме того оно отражено в первом члене Символа веры . Это именование тесно связано со свойством всемогущества . Оно указывает на то, что всё, что ни происходит в мире, происходит по воле Божьей: по Его благоволению или же попущению. Подчеркнем,мир существует в силу причастности Богу (Божественным энергиям). Как Вседержитель, Бог постоянно поддерживает бытие всего сущего ( Кол.1:17 ); контролирует все процессы, так что без Его воли ничего не происходит и исход любого человеческого замысла определяется Его решением ( Притч.19:21 ); Его желания исполняются всегда ( Ис.55:8-13 ); никто не может противостоять Ему ( Рим.9:19 ); в Его руках находится жизнь каждого человека ( Иак.4:15 ; 1Цар.2:6 ); Он управляет всеми государствами и в Его руках судьбы всех народов ( Сир.10:17-20 ; Дан.2:21 ). Вера в Бога Вседержителя, в Его благой Промысл , позволяет человеку быть внутренне спокойным и не унывать. Если Господь содержит всё в Своей власти, то почему Он не запрещает демонам вершить зло? Демоны , как и бесплотные духи вообще, были созданы нравственно свободными, не имевшими склонности ко греху. Пользуясь дарованным им от Творца правом свободного выбора, все они имели возможность самоопределения: либо к Добру , либо ко злу .

http://azbyka.ru/vsederzhitel

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Алкоголизм (пьянство) – проявление страсти чревоугодия , попытка решения духовных проблем употреблением некоторых продуктов в пищу. Алкоголизм – с физической точки зрения: хроническое заболевание, обусловленное систематическим потреблением спиртного; проявляемое в стойкой психологической и физиологической зависимости от алкоголя; а с духовной – греховная страсть, одержимость . В Священном Писании пьянство стоит в одном ряду с мужеложеством и скотоложеством: 1Кор.6:10 ; Лк.21:34 ; Тов.4:15 ; Гал.5:21 ; 1Пет.4:3 ; Сир.31:30 . Излечение от алкоголизма требует духовной дисциплины: ежедневной молитвы , ежедневного чтения Священного Писания , регулярного участия в Таинствах  Исповеди и Святого Причащения . Все зависимости – это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три вида капитала – денежный, чиновный и духовный, и если для человека главным является духовный капитал, то он не попадет в зависимость ни от денег, ни от чинов, ни от наркотиков, ни от алкоголя. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» ( Мф.6:33 ). ( иерей Григорий Григорьев ) Почему, если алкоголизм — болезнь, он препятствует вхождению в Царство Небесное ( 1Кор.6:10 ); разве болезнь — грех? По ряду критериев алкоголизм и действительно признаётся болезнью, причём широко распространенной, трудноизлечимой. В то же время в ряду болезней он занимает особое место. И дело здесь вот в чём. Многие болезни возникают и прогрессируют вне зависимости от желания (вопреки желанию) человека. Алкоголизм же во многом обусловлен именно сознательным влечением к спиртному, особым расположением его душевных сил. Можно сказать, что алкоголизм является болезнью нравственного, духовного порядка. Собственно говоря, и лечить её исключительно медицинскими средствами, игнорируя духовные, крайне трудно, а иногда — почти невозможно.

http://azbyka.ru/alkogolizm

Исполнилось 75 лет Предстоятелю Албанской Православной Церкви Москва, 10 ноября 2004 г. Блаженнейший Анастасий, Архиепископ Тиранский и всей Албании, Митрополит Тирано-Дурресско-Эльбасанский. 4 ноября 2004 года исполнилось 75 лет Предстоятелю Албанской Православной Церкви Архиепископу Тиранскому и всей Албании Анастасию, сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата . Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил юбиляру свое приветственное послание: «Его блаженству, Блаженнейшему Анастасию, Архиепископу Тиранскому и всей Албании Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель у Престола Божия! В день Вашего 75-летия от имени Русской Православной Церкви поздравляю Вас со славным юбилеем. С юных лет возгоревшись любовью ко Господу, Вы возжигаете ею сердца не только приходящих к Вам и ищущих слова пастырского, но и находящихся " на стране далече " (Лк. 15. 13). Проникнувшись словами Апостола языков, говорившего: " Горе мне, если я не благовествую " (1 Кор. 9. 16), – Вы свидетельствовали о Христе как на европейском, так и на африканском континенте. Ныне Вы трудитесь на албанской земле, восстанавливая храмы и монастыри, возрождая церковную жизнь, почти угасшую в годы гонений. Ваше архипастырское служение поистине является созиданием Тела Христова (Еф. 4. 11-12). Многочисленные ученые труды Вашего Блаженства доказывают истинность библейских слов: " Сын мой! От юности твоей предайся учению и до седин твоих найдешь мудрость " (Сир. 6. 18). Сегодня Вы не только убелены сединой, но и обогащены пастырской мудростью, необходимой для совершения нелегкого служения Предстоятеля Албанской Православной Церкви. Ваше Блаженство! В этот праздничный день желаю Вам помощи Божией в Вашем архипастырском служении, духовного и телесного здоровья и многих лет жизни и плодотворного служения на благо Святой Христовой Церкви. С братской любовью о Господе Алексий, Патриарх Московский и всея Руси» Свои поздравления Предстоятелю Албанской Православной Церкви направил также Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл:

http://pravoslavie.ru/11781.html

Подпишитесь на наш Телеграм Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1480. Фреска. Трапезная церкви Оньисанти, Флоренция Что такое вера? Не есть ли это открытие в себе взгляда, который преображает все вокруг, позволяет увидеть мир в абсолютно новом свете, разглядеть во всем окружающем Божественное присутствие? Взгляда, который высекает искру красоты и поэзии из каждого будничного момента, превращая его в Событие Встречи? Об этом — размышления протоиерея Владимира Зелинского, современного религиозного писателя, философа, богослова. « Ты удостоил мою память Своего пребывания… сделал ее Твоим жилищем с того дня, как я узнал Тебя» (Блаженный Августин. «Исповедь», книга 10, XXV) Что будит память Есть два внутренних побуждения, стимулирующих работу нашей памяти, как бы два удара молоточком, которые высекают воспоминания, таящиеся под спудом: перенесенная некогда боль (во многих ее разновидностях: стыд, гнев, злость, обида…) и благодарность. Голос благодарности куда более тихий, чем скрежет боли, зато у благодарности больше тем, вариаций, имен. Благодарность, кому бы она ни была, — это зашифрованная весть о Боге, о Котором мы узнаём еще до того, как овладеваем языком или только начинаем учить алфавит веры. Иногда оба эти вида памяти — та, которая отзывается болью, и та, которая откликается благодарностью, — соединяются вместе. «Нет ничего страшнее памяти смертной и дивнее памяти Божией, — говорит Добротолюбие, — та вселяет спасительную печаль, эта исполняет духовным веселием. Ибо пророк Давид поет: Помянух Бога и возвеселихся (Пс 76:4), а Премудрый учит: поминай последняя твоя и во веки не согрешишь (Сир 7:39)» (Илия пресвитер, Добр. III, 432). Зло и беспамятство Иногда, чтобы убедиться в благословении дара памяти, нужно прибегнуть к доказательству от противного: не от беспамятства ли совершается в мире большая часть зла? Когда приходит враг человека , он похищает Слово, некогда посеянное в нас (Мк 4:15), воруя прежде всего память или наводя на нее столбняк. Иной раз он грабит в открытую, среди бела дня, даже и не прячась. Всякий полагает, что может держать в жесткой узде если не поступки, то, по крайней мере, содержимое своего сознания. Ибо нам в слепоте нашей кажется, что все, мыслимое нами, — целиком наше, неотделимо от подручного нам я , которым мы можем распоряжаться по своему усмотрению. Но случается так, что кто-то вдруг словно отрубает это усмотрение от всего, что им движет и его держит, не только от системы «нравственного оповещения», но иной раз и от здравого смысла, даже инстинктивного чувства опасности. Вошел же сатана в Иуду… (Лк 22:3), вошел, не представившись, надев личину житейской хитрости или еще чего, и вот, не зная, как и почему, Иуда отдал в его распоряжение глаза свои, и расчеты, и пути шагов. Не с одним Иудой могло такое случиться, и тогда, с одной стороны, сатана вершит свое дело, а с другой — отданный ему в наем человек поодаль за ним наблюдает, но помешать сатане не в силах, да и не хочет, ибо в то мгновение отдан ему.

http://blog.predanie.ru/article/zametit-...

Святитель Рафаил Бруклинский (версия для печати)/Православие.Ru Святитель Рафаил Бруклинский Православие.Ru , 15 октября 2002 г. / " Он будет исполнен духом разумения, и слова мудрости потекут из уст его, и возблагодарит Господа в своих молитвах " (Сир. 39:6). Память 14/27 февраля Святой Рафаил родился в Сирии в 1860 году от благочестивых православных родителей Михаила Хававини и его второй жены Марии - дочери священника из Дамаска. Точная дата рождения Рафаила неизвестна, но сам он предполагал, что родился если не в день его именин - Собора Архангелов Михаила и Гавриила и Небесных Сил Бесплотных (8 ноября по старому стилю) - то приблизительно либо накануне, либо после него. Это было время жестоких гонений на Христиан, когда их приходской священник св. Иосиф Дамасский (память 10 июля) и все, кто был с ним близок, были преданы мученической смерти и когда семья Хававини была вынуждена бежать в Бейрут, чтобы спастись от неминуемой гибели. Именно здесь в Бейруте, а не в родном городе, будущий святой первый раз увидел свет дня, и в самом деле, уже в начале жизни этого ребенка стало очевидно, что он не будет иметь " постоянного града " в этом мире, но будет искать град грядущий (Евр. 13:14). В 1861г. на праздник Богоявления он был крещен с именем Рафла, а немного позднее, весной того же года, семья смогла вернуться в Дамаск. Несмотря на то, что в 1674 г. ребенок блестяще закончил начальную школу, стало ясно, что Михаил Хававини не мог более позволить себе обучение сына. К счастью, помощь пришла через диакона Афанасия Аталлаха (позже Хомского митрополита), который походатайствовал пред Патриархом Антиохийским Иерофеем о принятии Рафла в качестве студента на пастырские подготовительные курсы при Патриархии. Он был таким хорошим студентом, что в 1877 г. был избран на должность заместителя преподавателя. В следующем году он был назначен учителем арабского и турецкого языка. 28 марта 1879 г. патриарх Иерофей совершил над ним монашеский постриг, и Рафаил стал иподиаконом Его Блаженства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодору (Малаханову), епископу Вилючинскому, викарию Петропавловской епархии 14 августа 2016 г. 16:36 14 августа 2016 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Иоанно-Предтеченском соборе города Зарайска и возглавил хиротонию архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского, викария Петропавловской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Феодора на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Феодор! Да возрадуется душа твоя о Господе: облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя: яко жениху возложи ти венец, и яко невесту украси тя красотою (Ис. 61:10). Сегодня в сем величественном храме, ставшем для тебя Сионской горницей, совершилась твоя личная Пятидесятница. Через соборную молитву, возложение святительских рук и Евангелия на тебя, как древле на учеников Спасителя, сошел Животворящий Дух Утешитель, силой и действием которого ты облагодетельствован и причислен к сонму архиереев Божиих. В сей достопамятный день ты принял жребий апостольства и тебе вверяется удел Виноградника Христова. Но прежде чем направиться на место своего архипастырского служения выслушай напутствие сие, «да не преткнешься о камень ногою твоею»  (Пс. 90:12) на предлежащей тебе стезе. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16), — говорит Господь, указывая Своим ученикам их истинное предназначение. Так и тебя Сердцеведец, видя твои силы и способности, предызбрал к сему нелегкому служению. Но помни слова апостола Павла, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу  (Рим. 8:28), а кого Он предопределил, тех и призвал , а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил»  (Рим. 8:28, 30). Перст Божий вижу в том, что твоя хиротония совершилась в день, когда полнота Церкви вспоминает Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Христова. Опираясь на свой опыт могу сказать, что епископское служение поистине есть крестоношение. И, если ты приступаешь служить Господу, приготовь душу твою к искушению (Сир. 2:1). В тебе «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), явившему нам пример кротости. Он, по слову апостола, «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Крест воспринимался в древние времена как символ унижения, слабости, поражения, но вместе с тем именно Он стал символом спасения: через жертвенное и самоуничижительное служение Господь даровал людям вечные блага и отверз врата Небесного Царства. Посему «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия»  (1 Кор. 1:18).

http://patriarchia.ru/db/text/4584024.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНИХЕЙСТВО Религ. система, возникшая в III в. в Персии и получившая распространение на территории Римской империи, позднее - Арабского халифата, Ср. Азии и Китая; являлось офиц. религией Уйгурского каганата. М. имело следующие характерные черты: 1) радикальный дуализм , предполагавший существование двух противоположных по своей природе начал - света и тьмы, причем последняя отождествлялась с материей (как отмечают исследователи, дуализм М. является первичным, т. к. Мани, основатель М., исходил из равноправного и совечного существования этих начал, и представляет собой сочетание этического и онтологического дуализма; см.: Хосроев. 2007. С. 124-125); 2) христ. самоидентификация Мани, рассматривавшего себя в качестве «апостола Иисуса Христа» ( Aug. Contr. ep. Manich. 5); при этом Мани отождествлял себя с Параклитом (παρκλητος), «Духом истины» (Ин 14. 17; 15. 26; 16. 13) и полагал, что его задачей является воссоздание в рамках христианства «истинной церкви» (Kephalaia (I). 1. 14-16). Терминология Большинство исследователей полагают, что термин «манихей» (Μανιχαος, Manichaeus) происходит от сир. фразы «Мани живой» ( M    ) (см.: Смагина. 2011. С. 10). Хотя в ряде совр. работ данное объяснение было подвергнуто сомнению на том основании, что греч. буква χ обычно рассматривалась в качестве эквивалента сир. ( Tubach, Zakeri. 2001; подробнее см.: Хосроев. 2007. С. 88-89), во мн. случаях χ использовалась и для передачи сир. ( Schall A. Studien über Griechische Fremdwörter im Syrischen. Darmstadt, 1960. S. 42). Хотя христ. авторы, в т. ч. уже прп. Ефрем Сирин ( Ephraem Syr. Contr. haer. 56. 1-2), свидетельствовали о том, что Мани дал имя приверженцам созданной им религ. системы, понятие «манихей» практически не использовалось в качестве самоназвания. Одним из немногих исключений является письмо, адресованное блж. Августину , еп. Гиппонскому, сторонником М. (ок. 404-406); в нем последний указывает на то, что епископ Гиппонский в действительности никогда не был манихеем (nunquam fuisse Manichaeum - Secundinus Manichaeus. Ep. ad Augustinum//PL. 8. Col. 574). Христ. самоидентификация характерна и для последователей Мани, к-рые именовали себя христианами (christiani - Aug. Contr. Faust. 26. 2), а свою «церковь» - невестой Христовой (ecclesia nostra sponsa Christi - Ibid. 15. 1). Правосл. христиан они обозначали терминами «полухристиане» (semichristiani - Ibid. 1. 2) и «полуиудеи» (semiiudaei - Ibid. 33. 3); использовалось также нейтральное «кафолики» (catholici - Ibid. 16. 7).

http://pravenc.ru/text/2561840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН САВА [Иулиан Саба, Савва; греч. Ιουλιανς Σβας/Σββας; сир.    ] (ок. 300 - 15.02. 367 (377, 380?)), прп. (пам. 18 окт.; пам. визант. 17 янв.). Основные сведения об этом святом содержатся в «Истории боголюбцев» блж. Феодорита Кирского и в 24 мадрашах (гимнах) об И. С. на сир. языке, к-рые приписываются прп. Ефрему Сирину (из них скорее всего только 4 первых являются аутентичными). «Похвала Иулиану отшельнику» на греч. языке, к-рую ранее также относили к сочинениям прп. Ефрема Сирина (BHG, N 968), на самом деле посвящена другому одноименному подвижнику ( Griffith. 1994. P. 189). Кроме того, существует неизданная мемра в память И. С. на сир. языке, сохранившаяся среди произведений, атрибутируемых Иакову Саругскому (Ibid. P. 185-186). И. С. также упоминается в «Толковании на Послание к Ефесянам» свт. Иоанна Златоуста . По мнению С. Гриффита, И. С. был первым известным по имени подвижником, внедрившим в сироговорящей среде такую форму монашеской жизни, как отшельничество (Ibid. P. 186, 215-216), и по этой причине заслуженно именуемым в источниках «отцом монахов» ( Nau F., ed. Un Martyrologe et douze Menologes syriaques//РО. 1912. Т. 10. Fasc. 1. Р. 84). Свт. Иоанн Златоуст называл И. С. простым поселянином, который не имел светского образования, но был «преисполнен истинного любомудрия» ( Ioan. Chrysost. In Eph. 21//PG. 62. Col. 153). Информация о том, что святой до монашеского пострига прислуживал в доме одного состоятельного язычника в Гелиополе, восходит к «Похвале Иулиану отшельнику» и, т. о., не относится к И. С. ( Griffith. 1994. P. 189). Между 317 и 325 гг. И. С. удалился в пустыню и поселился в пещере. Блж. Феодорит Кирский не уточняет ее местоположение, говоря лишь, что святой подвизался в Осроене. Визант. синаксарные Жития локализуют место подвигов И. С. у р. Евфрат (SynCP. Col. 398). Однако исследователи считают, что пещера преподобного находилась примерно в 23 км к северо-востоку от Эдессы ( Schiwietz. 1938. S. 67). Местные жители прозвали подвижника Сава, что в переводе с сирийского означает «старец». Согласно гимнам прп. Ефрема Сирина и мемре, И. С. был иереем ( Beck. 1972. Bd. 1. S. 74, 79; Bd. 2. S. 81; Griffith. 1994. P. 192).

http://pravenc.ru/text/1237835.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БАР ПЕНКАЙЕ [сир.      ] (VII в.), восточносир. мон., писатель. Происходил из семьи уроженцев сел. Пенек (Фенек; отсюда его прозвище) в обл. Бет-Забдай на р. Тигр, к северу от Мосула. Был иноком мон-ря Иоанна Камулайи (Камульского), позднее анахоретом при обители Мар-Бассима в Кафар-Тута, к юго-западу от Мардина. Скончался и погребен в мон-ре Иоанна Камулайи. Средневек. авторами иногда отождествлялся с восточносирийским писателем VIII в. Иоанном Сабой (Дальятским). И. б. П.- автор всемирной хроники на сир. языке (      ; варианты перевода: «Началословие», «Начальная хроника», «История преходящего мира»), посвященной Савришо, видимо настоятелю мон-ря Иоанна Камулайи. В главах 1-4 излагается история от Сотворения мира до правления царя Ирода, в гл. 5 говорится о бесах, главы 6-8 касаются типологического толкования ВЗ, гл. 9 описывает языческие культы (подробно зороастризм), главы 10-13 посвящены жизни Христа и апостолов, в гл. 14 рассказывается о периоде до араб. завоевания, гл. 15 охватывает последние десятилетия (до 686). Частичное издание хроники (главы 10-15) осуществил А. Мингана (обзор рукописной традиции см.: Jansma. 1963; одна из рукописей, не учтенная Минганой, хранится в ИВ РАН - Пигулевская. 1960). Особенностью повествования И. б. П. является стремление показать действие Провидения в мире. По мнению И. б. П., арабы одержали победу над Сасанидами и византийцами согласно Божественному плану: первых одолели за их гордость, а вторых - за измену вере (с позиций богословия Церкви Востока ). Арабы «послужили орудием гнева Божия», но и они в свою очередь должны быть наказаны. Хроника И. б. П. является важным источником для уточнения данных др. писателей, как хронистов, так и апокалиптистов (Псевдо-Мефодий Патарский). И. б. П. составил ряд трактатов и поэм о монашестве и об аскетизме (одна из них изд.: Elia Joanne Millos, archiep. Directorium Spirituale. R., 1868. P. 162-171).

http://pravenc.ru/text/469828.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА [Мар Ионан бар каша Маравгин; сир.    ] (между 1835 и 1840, обл. Тергавар (территория совр. Зап. Азербайджана, Иран) - 23.04.1910, с. Супурган, ныне там же), еп. Урмийский и Супурганский. Род. в горной области к западу от г. Урмия в потомственной семье священников, из к-рой по обычаю, существовавшему в Ассирийской Церкви (см. ст. Церковь Востока ), избирался ребенок-назорей (нзира) для воспитания и последующего возведения на епископскую кафедру. С детства он носил титул «натыр курси» (сир. хранитель престола, т. е. епископского кресла), получил хорошее домашнее образование. Когда ему исполнилось 15 лет, его семья переехала в с. Супурган. В 50-х гг. XIX в. И. был посвящен во диакона и иерея Ассирийской Церкви Востока, затем возведен в степень архидиакона. В 1862 г. в списке урмийского духовенства упоминается Аркян Ионан, кандидат во епископа, проживающий в с. Супурган. В июне 1874 г. Мар Шимун Рувил, патриарх-католикос Ассирийской Церкви Востока, поставил И. во епископа сев. части Урмийской обл. Персии с кафедрой в с. Супурган. 40 селений (где проживало до 10 тыс. несториан-ассирийцев) входило в состав его епархии. После убийства курдами в 1896 г. несторианского еп. Мар Гавриила, которому подчинялись селения юж. части Урмийской обл., И. стал управлять всеми несторианскими общинами области (более 20 тыс. чел.). В 70-х гг. XIX в. И. как глава Ассирийской Церкви выразил желание объединиться с РПЦ. По некоторым сведениям, в 70-80-х гг. он инкогнито посещал Россию. С 90-х гг. И. открыто искал возможность присоединения к Православию и направлял в Тифлис и С.-Петербург священников-эмиссаров с посланиями на имя императора и в Святейший Синод. С кон. 50-х гг. XIX в. возможность сближения урмийских несториан с Православием неоднократно рассматривалась в Синоде. К 90-м гг. XIX в. у большинства лиц, изучавших этот вопрос (среди них были иерархи, возглавлявшие Грузинский Экзархат, богословы из СПбДА, чиновники Мин-ва иностранных дел), сложилось убеждение, что необходимо пойти навстречу желанию несторианской епархии во главе с епископом и принять их в общение с РПЦ. Отдельной темой обсуждения стал вопрос о чиноприеме. Возобладало мнение, что, подобно римо-католикам и армянам, несториан следует принимать 3-м чином (через отречение и покаяние), духовенство должно приниматься в сущем сане. В 1897 г. из России в Урмию были командированы 2 священника для выяснения, готовы ли несториане присоединиться к Православию. Для представления в Синод они составили огромные списки духовенства и мирян (ок. 9 тыс.), желающих воссоединения. К нач. 1898 г. основные вопросы были разрешены, и в февр. делегация урмийских несториан во главе с И. прибыла в С.-Петербург.

http://pravenc.ru/text/578292.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010