Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЬЯКОНОВ Александр Петрович (31.10.1873, с. Ушаково Ярославской губ.- 1.08.1943, Смоленск), рус. историк, византинист, востоковед. Род. в семье священника, в 1893 г. окончил Ярославскую ДС, в 1897 г. защитил на кафедре гражданской истории СПбДА кандидатское соч. «История патриархата Антиохийского в VI в.». Ученик Н. А. Скабалановича и В. В. Болотова , при содействии к-рых Д. был оставлен при СПбДА помощником библиотекаря, продолжив обучение в С.-Петербургском ун-те вольнослушателем. В 1898-1913 гг. преподавал всеобщую историю в Смоленских вечерне-воскресных классах для рабочих и работниц Русского технического об-ва в С.-Петербурге. В 1903 г. опубликовал 1-е крупное исследование, в к-ром сопоставил сир. христ. источники - Историю Иоанна Эфесского и Дионисия Телль-Махрского хронику . Благодаря этой публикации Д. смог занять по конкурсу должность доцента на кафедре общей гражданской истории в СПбДА (1903-1912). Позже он был избран профессором всеобщей истории на Высших жен. историко-лит. и юридических курсах и до 1916 г. преподавал историю Византии. С 1916 г. преподавал в Пермском отд-нии Петроградского ун-та (с 1917 Пермский ун-т), где последовательно занимал должности зав. кафедрой истории, декана отд-ния истории и зав. учебно-научной частью. С 1917 по 1930 г. был председателем Об-ва истории, философии и социальных наук при Пермском ун-те. В 1930-1932 гг. зав. кафедрой всеобщей истории Пермского, затем Рязанского педагогического ин-та. После ликвидации исторического фак-та в Рязани (1933) перешел в Новозыбковский педагогический ин-т. С 1934 г. профессор и зав. кафедрой всеобщей истории Смоленского гос. педагогического ин-та, читал курсы истории древнего мира и средних веков. В 1937 г. написал монографию о восстании рабов в Сицилии во 2-й пол. II в. до Р. Х., за к-рую по совокупности с др. трудами в марте 1940 г. получил степень доктора исторических наук. Соч.: История патриархата Антиохийского в VI в.//ВВ. 1898. Т. 5. Отд. 3. С. 810-812; Иоанн Ефесский и хроника, известная под именем Дионисия Телль-Махрского//ХЧ. 1903. 11. С. 599-614; Иоанн Ефесский и его церк.-ист. труды. СПб., 1908; Раннее средневековье в новом освещении Д. Допша. Пермь, 1927; Известия Псевдо-Захарии о древних славянах//ВДИ. 1939. 4. С. 83-90; Византийские димы и факции в V-VII вв.//Визант. сб. М.; Л., 1945. С. 144-227; Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах VI-VII вв.//ВДИ. 1946. 1(15). С. 20-34; Тезисы к дис. А. П. Дьяконова: Восстание рабов в Сицилии во 2-й пол. II в. до н. э.//Социально-экономическое развитие России и заруб. стран. Смоленск, 1971. С. 255-270; Иоанн Ефесский и его церк.-ист. труды. Типы высшей богосл. школы в древней Церкви в III-VI вв. Кир Батнский, сир. церк. историк VII в. К истории сир. сказания о св. Мар-Евгене. СПб., 20062.

http://pravenc.ru/text/180760.html

преподобный Аммон Оксиринхский Нравственно-аскетические труды преподобный Аммон Оксиринхский Ученик Антония Великого, один из видных представителей египетского монашества в эпоху его расцвета. Биография Преподобный Аммон [Аммонас], (память в субботу сырную), епископ Оксиринхский (?). Свои иноческие подвиги начал скорее всего в 20-х гг. IV в., но где это происходило, остается неизвестным (не исключено, что в Нитрии). Около 40-х гг. IV в. Аммон стал учеником и близким сподвижником прп. Антония Великого. Во время отлучек последнего во «внутреннюю гору» Аммон настоятельствовал в монастыре Писпир, основанном «отцом монашества», а после кончины прп. Антония стал полностью руководить этой обителью. Ок. 60-х гг. IV в. Аммон стал епископом (возможно, в г. Оксиринх). Аммону принадлежит значительное количество сочинений, сохранившихся на греческом, сирийском и арабском языках. Греческая традиция содержит следующие творения: 15 «апофтегм»; 8 посланий; «Наставления», включающие 4 «Поучения», «Увещательные главы», «Слово о желающих безмолствовать» и «О радости души того, кто начал служить Богу»; 2 фрагмента неизвестного происхождения. В сир. переводе сохранились 25 «апофтегм» (частично совпадающих с греческими) и 15 посланий (более полный корпус, чем на греческом). Арабский перевод включает 10 посланий (в числе писем Антония Великого), несколько отличающихся по тексту от их сирийский и греческих вариантов. Кроме того, известен древний грузинский перевод корпуса из 14 посланий, а также одно послание в армянском и эфиопском переводе (8-е греч. корпуса). Подлинность некоторых из этих творений не всегда можно установить с достаточной точностью. Например, 10-е послание сирийского сборника во многом совпадает с 57-й «Духовной Беседой» прп. Макария Египетского, а «Увещательные главы» частично перекликаются с 27-м «Словом» прп. Исаии Газского. Стяжание Св. Духа и благодати Божией, без которых тщетны все подвижнические труды и христианские добродетели, - основные темы аскетического богословия Аммона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon_Oksirinh...

Глава 7 1–3. Содействие правителя Сирии построению храма. 4–9. Освящение храма. 10–15. Празднование Пасхи. 2Езд.7:1 Тогда Сисинни, правитель Келе-Сирии и Финикии, и Сафравузан и товарищи их, следуя повеленному от царя Дария, 1 . Гл. VII представляет изложение 1Езд VI13–22. 2Езд.7:2 усердно принялись за святое дело, помогая старейшинам и священноначальникам Иудейским. 2Езд.7:3 И успешно шло святое дело, при пророчествах пророков Аггея и Захарии. 2Езд.7:4 И совершили всё по повелению Господа, Бога Израилева, и по воле Кира, Дария и Артаксеркса, царей Персидских. 2Езд.7:5 Окончен святый дом к двадцать третьему дню месяца Адара, на шестом году царя Дария. 5 . В 1Езд VI15 временем окончания храма представляется 3 день месяца адара. 2Езд.7:6 И сделали сыны Израиля, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, которые были приставлены, всё по написанному в книге Моисея. 2Езд.7:7 И принесли в жертву на обновление храма Господня сто волов, двести овнов, четыреста агнцев, 2Езд.7:8 двенадцать козлов за грехи всего Израиля, по числу двенадцати колен Израильских. 8 . Греческий текст в первой половине стиха неясен; в русском тексте перевод свободный. 2Езд.7:9 И стояли священники и левиты по племенам, в облачении, при делах Господа Бога Израилева, согласно с книгою Моисеевою, и привратники при каждых воротах. 9 . Ст. 9 отличается от парал. 1Езд VI16. 2Езд.7:10 И устроили возвратившиеся из плена сыны Израилевы пасху в четырнадцатый день первого месяца, когда очистились священники и левиты вместе, 2Езд.7:11 и все сыны пленения, потому что очистились, ибо левиты все вместе очистились. 11 . Мысль стиха неясна. Возможно, что текст стиха испорчен. Слов потому что очистились ( τι γνσθησαν) нет в рукоп. 58, 71; ибо левиты, все вместе очистились ( τι ο λευται μα πντες γνσθησαν) также отсутствуют в рукоп. 52, 64, 74, 106, 119, 120, 121, 134, 276, 278. Таким образом, от ст. 11 остаются только слова: и все сыны пленения, которые удобно можно бы соединить со ст. 10. В сир. древн.-лат., Вульг. и рукоп. 55, 19, 108 вместо τι γνσθησαν (потому что очистились ) читается οχ γνισθ, «не очистились».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Документы Обращение Духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к братии, трудникам, прихожанам и паломникам 20.03.2020 23:54 «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.» Евр. 10:38 Духовный собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, собравшись 20 марта 2020 года под сенью священных стен обители преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской, вознеся молитву к Богу во Святой Троице славимому, обсудил порядок исполнения в Лавре Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции, благословлённой к применению священноархимандритом Лавры — Святейшим Патриархом Московском и всея Руси Кириллом. Духовный собор обращается ко всем прихожанам обители преподобного Сергия и посещающим её паломникам: не бойтесь, не смущайтесь, но и не впадайте в беспечность! Не бойтесь угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, ибо бояться следует «Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Пусть поступающая информация о болезни послужит нам еще одной причиной усилить свои молитвы и приблизиться к Богу. И тем более не бойтесь преувеличенных слухов и ложной информации. Но не следует впадать и в беспечность. Мы, не сомневаясь, уповаем на Господа, на милость Его и на Его всемогущество. Этому упованию никак не противоречит следование предписаниям врачей (Сир. 38:1-15) и соблюдение санитарных норм, ведь и Сам Господь, зная, что Ангелы Божии несомненно возьмут и понесут Его, не стал нарочито создавать условия для уклонения от установленных Им законов бытия, но сказал диаволу: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4, 6). На братском собрании 18 марта с.г. была зачитана инструкция, утвержденная Священным Синодом и благословленная к применению Святейшим Патриархом в церковной жизни при угрозе распространения коронавирусной инфекции. В процессе обсуждения была рассмотрена практика церковного служения как в исторически сложные времена, так и современная практика служения братии обители в особых условиях. Также некоторыми из братии было высказано пожелание о сохранении обрядовой стороны причащения мирян в прежней форме. В целом братское собрание признало, что предложенные меры, являющиеся ответом на запросы органов государственной власти, не должны подвергать сомнению нашу веру и убеждение в невозможности заражения какой-либо болезнью через принятие Святых Таин Христовых или при участии в иных Таинствах Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОНМЕМ» [греч. Πρσχωμεν; церковнослав.   - будем внимательны], литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения. Хотя в Свящ. Писании этот призыв не встречается, в ВЗ и НЗ присутствуют близкие к нему формы, образованные от того же греч. глагола προσχειν. В ВЗ они относятся к пророческой лексике и поучениям мудрых, означая наставления: «быть внимательными к повелениям Закона», «слушать Слово Господне», «смотреть за собой» (Исх 19. 12; Втор 4. 23; 32. 46; Иов 13. 6; Пс 77. 1; Притч 4. 1; Сир 17. 12; Ис 1. 10; 28. 23; 49. 1; 55. 3; Ос 5. 1; Мих 1. 2; Зах 7. 11; 1 Макк 2. 68). В НЗ употребляются чаще как призывы «быть осторожными», «беречься» и т. п. (Мф 6. 1; 7. 15; 10. 17; 16. 6, 11; Лк 12. 1; 17. 3; 20. 46; 21. 34; Деян 20. 28), а также «быть внимательными к услышанному» (Деян 16. 14; Евр 2. 1). Свт. Иоанн Златоуст, называя призыв «В.» общим голосом Церкви, соотносит его с 1 Тим 4. 13 ( Ioan. Chrysost. In Act. 19. 5//PG. 60. Col. 156). В раннехрист. текстах формы глагола προσχειν употребляются как призыв внимать словам Божиим (1 Клим 2. 1), епископу ( Ign. Ep. ad. Polyc. 6. 1), Богу и Его пророкам ( Greg. Thaum. In Orig. or. panegyr. 15), себе ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 5. 2). По крайней мере с IV в. возглас «В.» употреблялся на Востоке в составе литургии как призыв соблюдать благоговейную тишину во время чтения Свящ. Писания, во время анафоры , во время Причащения. Эта практика укоренилась в Церкви. Так, согласно совр. правосл. чину Божественной литургии, «В.» (отдельно или в составе развернутых возгласов) возглашается перед пением прокимна, чтениями Апостола и Евангелия, Символом веры, началом анафоры, возгласом    . Перед чтением Свящ. Писания «В.» обычно произносится в сочетании с возгласом  . Перед прокимном возглашаются «В.» и  , разделенные преподанием мира; перед Апостолом - в др. порядке:   и «В.», между ними возглашается заглавие читаемой книги; перед Евангелием так же, но возглас   принимает развернутую форму:          , и сразу происходит преподание мира, а возглас «В.» следует перед самим чтением.

http://pravenc.ru/text/155234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иоанн Пустынник; арм. Иоанн Гбеци (), т. е. колодезный; греч. Ιωννης ν τ φρατι - Иоанн «в студенце»] († IV в.), прп. (пам. 29 марта; пам. греч. 30 марта; пам. арм. 20 мая и в 1-й четверг дек. вместе с памятью др. св. пустынников). Полулегендарные сведения об этом подвижнике сохранились в 3 агиографических традициях: греческой, сирийской (BHO, N 521) и армянской (BHO, N 520, 522). П. Петерс высказал предположение, что оригинал Жития И. был написан по-гречески ( Peeters. 1910. P. 207). Время жизни И. обычно относят к нач. IV в., поскольку в его Житиях упоминаются гонения на христиан со стороны рим. властей. В греч. пространном Житии сообщается, что И. род. в г. Кивиста (ныне Тонт Калези, в 30 км. от г. Эрегли, Турция). Согласно арм. Житию (ВНО, N 522), И. род. в Кесарии (видимо, Палестинской) во время наместничества Филиппа, отца прмц. Евгении . Однако в Мученичестве св. Евгении говорится, что ее отец был наместником в Александрии в правление имп. Коммода (180-192). Мать И., благочестивая богатая вдова по имени Иулия или Иулиания, скрывалась от преследований вместе с И. и его сестрой. Она обучала их светским наукам и наставляла в христ. добродетелях. Хотя из-за гонений мн. христиане боялись посещать богослужения, И. втайне от матери ходил молиться в близлежащий храм, где однажды встретил некоего праведника, посоветовавшему ему уйти в пустыню. Взяв благословение у матери, И. отправился в путь. Ему было 13 лет (по арм. версии, 15). Сведения о месте подвига И. в источниках противоречивы. Если греч. версия (пространное и краткое синаксарное Жития) указывает только, что «он ушел в пустыню», а затем «во внутреннюю пустыню», то сир. и арм. версии уточняют, что И. перешел Иордан, после чего, согласно BHO, N 522, отправился в Египет. В пустыне И. встретил отшельника прп. Фармуфия (пам. 11 апр.), родом египтянина, к-рый дал ему начальные наставления о подвижничестве; затем И. отправился дальше в пустыню, где нашел колодец глубиной 20 локтей, полный змей и скорпионов (согласно греч. традиции, путь к нему указал ангел). И., помолившись, прыгнул вниз и остался невредимым. 40 дней он стоял на молитве без еды, воды и сна. После этого гады покинули колодец. Ангел, раз в неделю приносивший прп. Фармуфию пищу, повелел ему относить часть ее И. Преодолевая различные искушения, И. прожил в колодце 10 лет. Перед смертью Бог послал к нему мон. Хрисия, которому И. рассказал о своей жизни. Согласно арм. Житию, подвижник скончался 23 апр. Хрисий похоронил И. в колодце, засыпав место погребения камнями и песком, и посадил там финиковую пальму, к-рая тотчас же выросла, зацвела и принесла плоды. Вернувшись на родину, Хрисий написал Житие И. Одна из арм. версий сообщает, что некий Хрисион по откровению написал Житие И. и оно совпало с Житием, созданным Хрисием ( Peeters. 1910. P. 207).

http://pravenc.ru/text/468975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОНН [Ноннос, Нонноз; греч. Νννοσος] (VI в.), продолжатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов сир. происхождения, сын свящ. Авраама и внук Евпора . Как и его предшественники, Н. занял высокое положение не по причине знатности, а благодаря своим способностям и знанию неск. языков (прежде всего арабского). Сообщение о посольстве Н. содержится в виде краткой выписки в «Библиотеке» свт. Фотия I , патриарха К-польского (IX в.); отрывки из этого текста (в частности, о «химьяритах и индах»), впрочем без ссылки на имя посла, сохранились также у визант. хрониста Иоанна Малалы (VI в.). На тесную взаимосвязь этих источников указывает передача в них обоих этнонима химьяриты в форме Αμερται (вместо обычного Ομηρται). Наиболее обоснованной является датировка дипломатической миссии Н. 536 г. или неск. годами позже. Не выдерживают критики гипотезы С. Смита и И. Кавара (Шахида) о том, что Н. был толмачом в посольстве, возглавлявшемся аристократом Юлианом, к-рое было отправлено до 531 г. Детальное изучение источников не оставляет сомнений в том, что Юлиан и Н. руководили посольствами в разное время. Н. был послан на Восток по прошествии более 10 лет после миссии своего отца Авраама, в ходе к-рой тот вместе с еп. Симеоном Бет-Аршамским заключил мир с аль- Мунзиром III в янв. 524 г. Н. было поручено привести к императору непокорного филарха мааддитов и киндитов Кайса, отождествляемого с киндитским вождем Кайсом ибн Саламой ибн аль-Харисом, нанести визит Елезвою , правителю Аксумского царства , и побывать в Химьяре (с 1-й задачей он не справился, и урегулировать отношения с Кайсом пришлось Аврааму в ходе его 2-го посольства). Из Александрии Н. поднялся по Нилу, затем, по всей вероятности, по проложенной еще Птолемеями дороге добрался до порта Береника и приплыл в Адулис , откуда надо было 15 дней добираться до Аксума . На полпути между этими городами, около мест. Ава ( Αη), ему довелось увидеть огромное (примерно в 5 тыс. голов) стадо слонов. Отождествление нек-рыми исследователями Авы с совр. сел. Йеха, к-рое, судя по данным эпиграфики, могло в древности именоваться H , следует исключить, поскольку Йеху отделяет от Аксума гораздо меньшее расстояние (30 км), чем от Адулиса (130 км). Во время пребывания в дружественном Византии Аксумском царстве Н. удостоился приема у царя Елезвоя. Внимание посла было сосредоточено на положении покоренных Эфиопией химьяритов, к-рые в это время стремились если не вернуть самостоятельность, то хотя бы обрести широкую автономию. Н. интересовали все аспекты их жизни - от военно-политического до бытового, включая фасон их головных уборов.

http://pravenc.ru/text/2577945.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Клевета (лжесвидетельство) – 1) безосновательное или заведомо ложное обвинение кого-либо; 2) дискредитирующая кого-либо молва или слух, основанная (основанный) на лжи; 3) умышленная деятельность, направленная на формирование и распространение ложных слухов, порочащих чью-либо честь и достоинство; 4) излюбленное занятие диавола.  Клевета — лжесвидетельство, нарушение 9й заповеди ( Исх.20:10 ). Христианство учит не доверять клевете. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета ( Сир.19:13-15 ). Первая клевета встречается в 3 главе Бытия, когда сатана клевещет на Бога, представляя Творца лжецом. От этой клеветы произошло грехопадение человечества, поэтому сатана именуется клеветником. Слово клевета наиболее часто встречается в книгах Маккавеев. Клеветой на Христа иудейские первосвященники добились от прокуратора Иудеи смертного приговора. Клевета на первых христиан часто служила причиной гонений. Так, оклеветав христиан в поджоге Рима, Нерон инициировал новую волну гонений на христианство по всей империи. Опровержением клеветы на христиан занимались первые апогологеты христианства . Клеветнический характер носили обвинения в адрес свят. Иоанна Златоуста , приведшие его к осуждению,  лишению кафедры и ссылкам. В период советских гонений на христианство государство часто прибегало к клевете для осуждения новомучеников и исповедников. Так, священномученик Серафим (Чичагов) был расстрелян по клеветническому обвинению в создании контрреволюционной монархической организации. Согласно 145 правилу Карфагенского Собора, если вина клирика по одному из пунктов обвинения не доказана, последующие обвинения не рассматриваются. Это правило противодействует распространению клеветы. Почему клевета считается одним из наиболее злостных грехов? В отличие от многих других видов греха, наносящих нравственный вред главным образом совершающему их грешнику, клевета может сказываться, а нередко и сказывается на огромном количестве людей и даже на целых народах. Причём речь идёт не только о тех людях, которые подвергаются клеветническим обвинениям, но и о тех, кто сознательно или по легкомыслию участвует в лжесвидетельстве: все они в результате могут предстать перед судом Божественной Правды (см: Ложь ).

http://azbyka.ru/kleveta

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та звернення Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому Савве с 85-летием со дня рождения для друку 15 2023 р. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Савву с 85-летием со дня рождения. Его Блаженству, Блаженнейшему Савве, Митрополиту Варшавскому и всей Польши Ваше Блаженство, возлюбленный Собрат и Сослужитель у престола Божия! Сердечно поздравляю Вас с 85-летием. В юности Вы посвятили жизнь Господу и Его Святой Церкви и прошли со вверенным Вашему попечению словесным стадом долгий и тернистый путь. Ваша искренняя и деятельная любовь к сослужителям и пастве, верность Православию и священным канонам свидетельствуют об исполнении на Вас слов Премудрого Иисуса, сына Сирахова: «Венец старцев — многосторонняя опытность, и хвала их — страх Господень» (Сир. 25:8). В сей торжественный для Вас день молюсь Всещедрому Богу, дабы Он укрепил телесные и душевные силы Вашего Блаженства и ниспослал Свою неоскудевающую помощь в многотрудном Предстоятельском делании. С братской любовью во Христе, +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Кирила Варшавському з днем : та звернення] Собор Церкви висловив подив у зв " язку з влади що ставлять поза законом Православну Церкву Послання Кирила Варшавському : Послання] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами Польська Церква –   Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6012530...

В издательстве Сретенского монастыря вышла новая книга архимандрита Клеопы (Илие) «Ценность души» . Архимандрит Клеопа (Илие; 1912–1998), духовник, молитвенник и церковный писатель, широко известен не только в Румынии, но и за рубежом. Его нелегкий опыт отшельника-исихаста, проведшего многие годы в суровых горных лесах Румынии, глубокое знание Священного Писания, творений святых отцов, а также мудрость и любовь к людям сделали его истинным духовным отцом не только для монахов, но и для многих мирян. Предлагаем читателям отрывок из книги. Фото: www.vimaorthodoxias.gr/ru      Поговорим о том, что понятно всем: и людям из низов, и высокопоставленным. Поговорим о том, что понятно и в то же время наиболее благотворно для добродетели. По говорим о страхе Божием. В Притчах сказано так: страхом Божиим уклоняется всякий человек от зла (ср. Притч. 15, 27). Если страхом Божиим человек уклоняется от всякого зла, то страх Божий – это первое препятствие на пути греха, не дающее греху проникнуть в нашу душу. Пророк Давид Духом Святым, вы видели это в Псалтири, говорит нам: «Начало премудрости – страх Господень, и доброе разумение у всех водящихся им» (ср. Пс. 110, 10). Соломон, его сын, говорит о премудрости еще больше: что страх Божий – это школа премудрости (ср. Притч. 15, 33). А Иисус, сын Сирахов, в своей Книге премудрости говорит так: «Страх Господень превосходит всякую премудрость» (ср. Сир. 25, 14). ­­­­Всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу Видите, три великих пророка восхваляют страх Божий, один другого выше мудрствуя о нем, ибо действительно, как говорит святой Исаак Сирин, «страх Божий – основание всех добродетелей». Он говорит, что у премудрости имеется два конца: один – это страх Божий, а другой – любовь к Богу. А почему так? Потому что всякая добродетель начинается со страха Божия и завершается в любви к Богу, которая есть союз совершенства и самая высшая ступень всех добродетелей, ибо любовь выше всего. Но чтобы человеку достичь любви к Богу, он непременно должен прежде всего иметь страх Божий. Ибо отсюда проистекает всякая добродетель – из того, чтобы человек боялся Бога.

http://pravoslavie.ru/98057.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010