О первой заповеди блаженства 1 . Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Блаженны нищие духом, т. е. смиренные; потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное. Блажени – блаженны, т. е. в высшей степени счастливые и угодные Богу; нищии духом – смиренные, которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают о том, что они лучше или святее других; яко – ибо, потому что; тех – их. Нищета духовная есть духовное убеждение в том, что жизнь наша и все наши духовные и телесные блага (как-то жизнь, здоровье, силы, душевные способности, знания, богатство и всякие житейские блага), все это есть дар Творца Бога: без небесной помощи невозможно приобретение, ни материального благополучия, ни духовного богатства – все это Божий дар. Нищета духовная называется смирением , а добродетель ее – смиренномудрием . Смиренномудрие или смирение есть основная христианская добродетель, потому что она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире. Первый из ангелов стал диаволом, первые люди согрешили, а потомки их ссорятся и враждуют между собою из-за гордости. «Начало греха – гордыня» ( Сир.10:15 ). Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель. Смирение дает нам возможность познавать самих себя, правильно оценивать свои достоинства и недостатки; оно благотворно действует на исполнение наших обязанностей к ближним, возбуждает и укрепляет в нас веру в Бога, надежду и любовь к Нему, привлекает к нам милосердие Божие, а также и расположение к нам людей. Слово Божие говорит: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ); «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» ( Притч.3:34 ). «Научитесь от Меня», наставляет Спаситель, «ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.16:29 ). Нищета телесная, или бедность может много содействовать приобретению духовной нищеты, если эта нищета, или бедность воспринимается доброхотно и безропотно. Но не всегда «нищие телесно» могут быть и «нищими духовно».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Степени блаженства праведных будут различны 28 августа (10 сентября) (Повесть от старчества) Блаженство праведных будет иметь свои степени. Это открывают нам слово Божие, св. отцы и примеры. Апостол говорит: кийждо свою мзду приимет по своему труду ( 1Кор. 3, 8 ); сеяй скудостью, скудостью и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет ( 2Кор. 9, 6 ). Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых ( 1Кор. 15:41–42 ). Св. Ефрем Сирин говорит: «Господь наименовал многие обители, не по разности мест, но по степени дарования... Каждый в своей мере озаряется единым мысленным солнцем и по степени достоинства почерпает радость и веселие» (Ефр. Сир. твор. ч. 3, ел. 68). Примеры, наконец, говорят то же; возьмем один из них. Некоторый великий старец имел двоих, не всегда послушных ему, учеников. Так как они часто смущали его, то он и решился оставить их и ушел от них в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели, и там в это время ничего не делал по своей воле и исполнял беспрекословно все поведанное ему. Через три недели он увидел пришедшего к нему некоего в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один – наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил в оный малое количество масла. Старец сказал: «Отдай мне сосуд, полный масла». Явившийся отвечал: «Нет, этого сделать нельзя; но насколько ты потрудился, настолько я и влил тебе масла..». И сказал старец: «Если и малое добро сделал человек, то и за оное воздаяние от Бога примет, но только по достоинству, что и справедливо». Итак, степени блаженства праведных будут различны, но есть ли в том что-либо для нас поучительное? Есть – и именно то, что мы должны более и более соревновать друг другу в добродетели, чтобы чрез то и большее получить блаженство. Чтобы больше приобрести богатства земного, мы не жалеем самих себя, трудимся часто до пота, до изнеможения, до слез, почему же не заботимся хотя настолько же и для получения богатства Небесного? Первое и червь, и тля тлит, и татие подкапывают и крадут, и оно остается по сию сторону гроба; на тот свет мы его с собой не возьмем; а ведь последнее богатство, Небесное, вечно с нами пребудет, и его никтоже возьмет от нас. Поэтому будем заботиться всеми силами души и об умножении сего последнего. «Одно то богатство, – говорит св. Григорий Назианзин , – есть истинное, которое добродетелями нас обогащает. Итак, братие, если вы богатыми быть желаете, истинное богатство любите; если наверх истинной чести взойти хотите, к Небесному Царствию теките; если славу достоинств любите, то хору Ангельскому сопричислены быть спешите. Се есть богатство истинное» (В речи 15, на Ев. Лук.). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Глава 50 Прославление промышления Господня в людях через благочестие первосвященника Симона, сына Онии. Сир.50:1 Симон, сын Онии, великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм: Сир.50:2 им положено основание двойного возвышения – возведение высокой ограды храма; Сир.50:3 во дни его уменьшено водохранилище, окружность медного моря; Сир.50:4 чтобы предохранить народ свой от бедствия, он укрепил город против осады. Сир.50:5 Как величествен был он среди народа, при выходе из завесы храма! Сир.50:6 Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, Сир.50:7 как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках, Сир.50:8 как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь ливана в летние дни, Сир.50:9 как огонь с ладаном в кадильнице, Сир.50:10 как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями, Сир.50:11 как маслина с плодами и как возвышающийся до облаков кипарис. Сир.50:12 Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении к святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища. Сир.50:13 Также, когда он принимал жертвенные части из рук священников, стоя у огня жертвенника, – Сир.50:14 вокруг него был венец братьев, как отрасли кедра на Ливане, и они окружали его как финиковые ветви, Сир.50:15 и все сыны Аарона в славе своей, и приношение Господу в руках их пред всем собранием Израиля. Сир.50:16 В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, Сир.50:17 он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к подножию жертвенника в воню благоухания Вышнему Всецарю. Сир.50:18 Тогда сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним. Сир.50:19 Тогда весь народ вместе спешил падать лицем на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; Сир.50:20 а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в пространном храме раздавалось сладостное пение,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 39 Истинная премудрость, т.е. доступное для человека ведение о Боге и Его святом законе, принадлежит тому, кто всем своим умом, сердцем и волей не отторжим от источника премудрости – Бога. Сир.39:1 Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: Сир.39:2 он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; Сир.39:3 будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей. Сир.39:4 Он будет проходить служение среди вельмож и являться пред правителем; Сир.39:5 будет путешествовать по земле чужих народов, ибо испытал доброе и злое между людьми. Сир.39:6 Сердце свое он направит к тому, чтобы с раннего утра обращаться к Господу, сотворившему его, и будет молиться пред Всевышним; откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих. Сир.39:7 Если Господу великому угодно будет, он исполнится духом разума, Сир.39:8 будет источать слова мудрости своей и в молитве прославлять Господа; Сир.39:9 благоуправит свою волю и ум и будет размышлять о тайнах Господа; Сир.39:10 он покажет мудрость своего учения и будет хвалиться законом завета Господня. Сир.39:11 Многие будут прославлять знание его, и он не будет забыт вовек; Сир.39:12 память о нем не погибнет, и имя его будет жить в роды родов. Сир.39:13 Народы будут прославлять его мудрость, и общество будет возвещать хвалу его; Сир.39:14 доколе будет жить, он приобретет большую славу, нежели тысячи; а когда почиет, увеличит ее. 1–14 стихи служат противоположением 24–39 ст. 38 гл. Сир.39:15 Еще размыслив, расскажу, ибо я полон, как луна в полноте своей. 15 . Ибо я полон мудрых наставлений. Сир.39:16 Выслушайте меня, благочестивые дети, и растите, как роза, растущая на поле при потоке; Сир.39:17 издавайте благоухание, как ливан; Сир.39:18 цветите, как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь; Сир.39:19 благословляйте Господа во всех делах; величайте имя Его и прославляйте Его хвалою Его,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 44 Прославление промышления Господня в людях через избранных людей вообще и, в частности, через Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова. Сир.44:1 Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: Сир.44:2 много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века; Сир.44:3 это были господствующие в царствах своих и мужи, именитые силою; они давали разумные советы, возвещали в пророчествах; Сир.44:4 они были руководителями народа при совещаниях и в книжном обучении. Сир.44:5 Мудрые слова были в учении их; они изобрели музыкальные строи и гимны предали писанию; Сир.44:6 люди богатые, одаренные силою, они мирно обитали в жилищах своих. Сир.44:7 Все они были уважаемы между племенами своими и во дни свои были славою. Сир.44:8 Есть между ними такие, которые оставили по себе имя для возвещения хвалы их, – и есть такие, о которых не осталось памяти, которые исчезли, как будто не существовали, и сделались как бы небывшими, и дети их после них. Сир.44:9 Но те были мужи милости, которых праведные дела не забываются; 9 . Мужи милости Божией к ним. Сир.44:10 в семени их пребывает доброе наследство; потомки их – в заветах; 10 . Потомки их пребывают верными заветам Господним. Сир.44:11 семя их будет твердо, и дети их – ради них; 11 . Многочисленное долговечное твердое в вере и доброй жизни потомство – награды благочестивых и мудрых родителей. Сир.44:12 семя их пребудет до века, и слава их не истребится; Сир.44:13 тела их погребены в мире, и имена их живут в роды; Сир.44:14 народы будут рассказывать о их мудрости, а церковь будет возвещать их хвалу. Сир.44:15 Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов. 15 . Проявление чрезвычайного милосердия Божия к праведному Еноху должно послужить для упорных грешников постоянным уроком свыше и вместе побуждением к раскаянию в греховной жизни. Сир.44:16 Ной оказался совершенным, праведным; во время гнева он был умилостивлением; 16 . Во время обнаружения по отношению к допотопному греховному миру гнева Божия, просиявший своей праведной жизнью Ной послужил умилостивлением за род человеческий на земле, предотвратив своим благочестием окончательное истребление человечества водами потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 Не желай множества негодных детей. Лучше один праведник нежели тысяча грешников. Грешник не скроется от кары Божественного Правосудия. Каждый получит по делам своим. Законы Господни святы и нерушимы. Сир.16:1 Не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Сир.16:2 Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество. Сир.16:3 Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, Сир.16:4 и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых, Сир.16:5 ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет. Ст. 5 относится к 3 стиху. Сир.16:6 Много такого видело око мое, и еще более того слышало ухо мое. Сир.16:7 В сборище грешников возгорится огонь, как и в народе непокорном возгорался гнев. 7 . В сборище грешников всегда может возгореться греховный огонь богопротивных страстей, как возгорался этот огонь богопротивления и в прежние времена в непокорном народе еврейском. Сир.16:8 Не умилостивился Он над древними исполинами, которые в надежде на силу свою сделались отступниками; Сир.16:9 не пощадил и живших в одном месте с Лотом, которыми возгнушался за их гордость; 9 . Ср. Быm. XIX:11, 24–25 . Имеется в виду гибель жителей Содома и Гоморры, вместе с их жилищами и имуществами. Сир.16:10 не помиловал народа погибельного, который надмевался грехами своими, Сир.16:11 равно как и шестисот тысяч человек, соединившихся в жестокосердии своем. И хотя бы и один был непокорный, было бы удивительно, если б он остался ненаказанным; 11 . При исходе из Египта, евреев – мужчин, способных к войне, насчитывалось «до шестисот тысяч». Сир.16:12 ибо и милость и гнев – во власти Его: силен Он помиловать и излить гнев. Сир.16:13 Как велика милость Его, так велико и обличение Его. Он судит человека по делам его. Сир.16:14 Не убежит от Него грешник с хищением, и терпение благочестивого не останется тщетным. Сир.16:15 Всякой милостыне Он даст место, каждый получит по делам своим. Сир.16:16 Не говори: «я скроюсь от Господа; неужели с высоты кто вспомнит обо мне?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 45 Прославление промышления Господня в людях через Моисея, Аарона и Финееса, сына Елеазарова. Сир.45:1 возлюбленного Богом и людьми Моисея, которого память благословенна. Сир.45:2 Он сравнял его в славе со святыми и возвеличил его делами на страх врагам; Сир.45:3 Он его словом прекращал чудесные знамения, прославил его пред лицем царей, давал чрез него повеления к народу его и показал ему от славы Своей. 2–3 . Имеются в виду грозные явления славы и могущества Господних во время исхода евреев из Египта и движения их к земле Ханаанской. Сир.45:4 За верность и кротость его Он освятил его, избрал Себе из всех людей, Сир.45:5 сподобил его слышать голос Его, ввел его во мглу 5 . Ср. Исх. 19:16–20, 24:12–18 . Сир.45:6 и дал ему лицем к лицу заповеди, закон жизни и ведения, чтобы он научил Иакова завету и Израиля – постановлениям Его. Сир.45:7 Он возвысил Аарона, подобного ему святого, брата его из колена Левиина, – Сир.45:8 постановил с ним вечный завет и дал ему священство в народе; Он благословил его особым украшением и опоясал его поясом славы; Сир.45:9 Он облек его высшим украшением и облачил его в богатые одежды: Сир.45:10 в исподнюю одежду, в подир и ефод; Сир.45:11 и окружил его золотыми яблоками и весьма многими позвонками, чтобы при хождении его они издавали звук, чтобы сделать слышным в храме звон для напоминания сынам народа Его; Сир.45:12 облек его одеждою святою из золота и гиацинтовой шерсти и крученого виссона художественной работы, словом суда, уримом и туммимом, Сир.45:13 червленым тканьем искусной работы, многоценными камнями, вырезанными как на печати, в золотой оправе гранильной работы, с вырезанными на память начертаниями имен по числу колен Израилевых; Сир.45:14 на кидаре его – золотой венец, знамение святыни, слава достоинства: величественное украшение, дело искусства, вожделенное для глаз. 8–14 . Описываются первосвященнические одежды Аарона. Ср. Ucx. XXVIII . Сир.45:15 Прежде него не было сего от века: Сир.45:16 не принадлежащий к его племени не одевался так, только сыновья его и потомки его во все времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 Вся полнота величия Господня непостижима ни для кого из тварных существ. При сравнительном достоинстве среди земных тварей, человек ничтожен пред величием божественным и всегда нуждается в милосердии к нему Господа. Милость человека – к ближнему, а милость Господа – на всякую плоть. Благотвори ближнему делом и словом. При благотворении не упрекай. Человек мудрый будет осторожен во всем. Сир.18:1 Все вообще создал Живущий во веки; Господь один праведен. Сир.18:2 Никому не предоставил Он изъяснять дела Его. 2 . Никто не в силах постичь всю полноту божественного величия. Сир.18:3 И кто может исследовать великие дела Его? Сир.18:4 Кто может измерить силу величия Его? и кто может также изречь милости Его? Сир.18:5 Невозможно ни умалить, ни увеличить, и невозможно исследовать дивных дел Господа. Сир.18:6 Когда человек окончил бы, тогда он только начинает, и когда перестанет, придет в изумление. 6 . Сколько бы человек ни изучал величие дел Господних он все будет еще начинающим это изучение без надежды на конечное завершение этого изучения. Прекратив свое занятие, испытующий придет в невольное изумление пред тем немногим, что он изучил, и тем необъятным, что еще остается покрытым священной завесой непостижимости. Сир.18:7 Что есть человек и что польза его? что благо его и что зло его? Ст. 7 относится к 6 стиху, отмечая некоторый ряд вопросов, неразрешимых для человека во всей их полноте. Сир.18:8 Число дней человека – много, если сто лет: как капля воды из моря или крупинка песка, так малы лета его в дне вечности. Сир.18:9 Посему Господь долготерпелив к людям и изливает на них милость Свою. 9 . Поясняется стихами 10–11. Сир.18:10 Он видит и знает, что конец их очень бедствен, Сир.18:11 и потому умножает милости Свои. Сир.18:12 Милость человека – к ближнему его, а милость Господа – на всякую плоть. Сир.18:13 Он обличает и вразумляет, и поучает и обращает, как пастырь стадо свое. Сир.18:14 Он милует принимающих вразумление и усердно обращающихся к закону Его. Сир.18:15 Сын мой! при благотворениях не делай упреков, и при всяком даре не оскорбляй словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОН [Аммонас] (ок. 300 - между 380 и 390), прп. (пам. в субботу сырную), еп. Оксиринхский (?). Свои иноческие подвиги начал скорее всего в 20-х гг. IV в., но где это происходило, остается неизвестным (не исключено, что в Нитрии ). Ок. 40-х гг. IV в. А. стал учеником и близким сподвижником прп. Антония Великого . Во время отлучек последнего во «внутреннюю гору» А. настоятельствовал в мон-ре Писпир, основанном «отцом монашества», а после кончины прп. Антония стал полностью руководить этой обителью. Ок. 60-х гг. IV в. А. стал епископом (возможно, в г. Оксиринх ). А. принадлежит значительное количество сочинений, сохранившихся на греч., сир. и араб. языках. Греч. традиция содержит следующие творения: 15 «апофтегм»; 8 посланий; «Наставления», включающие 4 «Поучения», «Увещательные главы», «Слово о желающих безмолствовать» и «О радости души того, кто начал служить Богу»; 2 фрагмента неизвестного происхождения. В сир. переводе сохранились 25 «апофтегм» (частично совпадающих с греч.) и 15 посланий (более полный корпус, чем на греч.). Араб. перевод включает 10 посланий (в числе писем Антония Великого), неск. отличающихся по тексту от их сир. и греч. вариантов. Кроме того, известен древний груз. перевод корпуса из 14 посланий, а также одно послание в арм. и эфиоп. переводе (8-е греч. корпуса). Подлинность нек-рых из этих творений не всегда можно установить с достаточной точностью. Напр., 10-е послание сир. сборника во многом совпадает с 57-й «Духовной Беседой» прп. Макария Египетского , а «Увещательные главы» частично перекликаются с 27-м «Словом» прп. Исаии Газского . Стяжание Св. Духа и благодати Божией, без к-рых тщетны все подвижнические труды и христ. добродетели,- основные темы аскетического богословия А. Именно с помощью благодати подвижник преодолевает сопротивление темных сил, борется с искушениями и побеждает в духовной брани, она наполняет его сердце «божественной теплотой». Благодать позволяет также обретать понимание воли Божией и исполнять ее, отсекая волю своего греховного «я» и соблазн плотских наслаждений. Благодаря этому человек достигает истинной свободы (т. е. свободы от греха) и стяжает бесстрастие. Непременным условием подобной свободы является память смертная, сокрушение и смирение. В одном из изречений А. советовал одному из иноков, обратившемуся к нему за наставлением, иметь такие же помыслы, какие имеет преступник перед судом, и постоянно думать о том, как предстанешь перед Судией и оправдаешься перед Ним. А. также говорил, что в сердце необходимо держать слова евангельского мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». По учению А., в стяжании смиренномудрия и состоит в первую очередь суть духовного преуспеяния, к-рое увенчивается «исихией» (внутренним безмолвием) и подлинным Боговедением («гносисом»).

http://pravenc.ru/text/114500.html

составитель К.В. Гриценко Закон Божий (см. Заповедь) Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Пс.118,72 Да придёт ко мне милосердие Твоё, и я буду жить; ибо закон Твой – утешение моё. Пс.118,77 …закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных.., и для всего, что противно здравому учению. 1Тим.1,8 Ты же соблюдай закон и повеления и будь любомилостив и справедлив, чтобы хорошо было тебе. Тов.4,9 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. Ос.8,12 Закон исполняется без обмана, и мудрость в устах верных совершается. Сир.34,8 ..ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. 2Макк.4,17 ..не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за своё преступление должен умереть. 2Пар.25,4 Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять всё написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево. Нав.23,6 Но мы не слушали гласа Его, чтобы ходить в повелениях Господних, которые Он дал пред лицем нашим. Вар.2,10 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Лк.16,16 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт. Лк.16,17 ..ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их . Рим.2,14–15 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Рим.4,14–15 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Рим.5,13 Разве вы не знаете, братия, что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Рим.7,1 Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнётся в нём. Сир.32,17 Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда. Сир.32,25

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010