Обращаем особенное внимание наших читателей на это замечательное " Слово о покаянии " греческого проповедника, жившего в XVII или XVIII веке. Не зная его имени, мы определяем время его проповеднической деятельности по со-держащимся в " Слове " указаниям на Георгия Корессия и Виссариона Макриса, писателей XVII века. " Слово " было переведено Стефаном Канели, который предоставил нам свой перевод вместе с подлинником, напечатанным в греческом Сборнике (без затерянного заглавного листа). Сколько мы можем догадываться по шрифту, Сборник был напечатан в Венеции в прошлом столетии 1 . " Слово " занимает в Сборнике первое место с таким примечанием: " Слово это, брат, очень нужное и душеспасительное, ибо показывает, что такое истинное покаяние и каковы последствия его и признаки прощения Богом грехов. А просто сказать, Слово это сокрушает кости. Посему и ты часто перечитывай оное, и получишь великую пользу " . За " Словом " в Сборнике следуют: " Собрание избранных псалмов и молитв " , составленное патриархом Геннадием Схоларием, и " Разговоры с самим собою " блаженного Августина. Уже по этому содержанию Сборника можно заключать, каким уважением " Слово " пользо-валось в свое время. " Я почту себя счастливым, - пишет переводчик, - если это поучение о покаянии действительно послужит к истинному назиданию и укреплению на пути истины верующих сердец " . И мы довольны, что можем предложить нашим читателям его усердный и полезный труд. Надеемся, читатели разделят наше мнение о труде переводчика, когда прочитают " Слово " . " Словом " могут воспользоваться и наши священнослужители для простых поучений о посте. 1. " Греческая типография в Венеции, по замечанию А.С. Стурдзы, в продолжении двух столетий исключительно снабжала весь Восток церковными и богослужебными книгами " (Записная книга путешественника против воли//Москвитянин. 1847. 1. С. 10). Предисловие Отчего это бывает, что человек в своих житейских делах наклонен более к страху, чем к надежде, а в отношении к своей душе более надеется, нежели страшится? Думаю, оттого, что мало он любит свое спасение, иначе он бодрствовал бы, опасаясь, как бы смерть не пришла к нему неожиданно и не взяла его без покаяния на мучение вечное. Многие христиане, говоря словами праведного Иова, пьют грех как воду (ср.: Иов. 15, 16), потому что каждый из них, прежде чем согрешить, рассуждает: " Согрешу, а потом исповедаюсь и покаюсь " . А согрешит и исповедуется - так и не думает более о грехе, ибо говорит: " Я исповедался, каялся " . О, лукаво помышление, откуду извалилося ecu покрыти сушу лестию? (Сир. 37, 3). О душепагубный обман и предрассудок, отяготившие землю грехами, из какой бездны явились вы ? Не из другой, конечно, как из адской. В ад и нужно вам возвратиться, а не обманывать более христиан...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2328...

Первая мудрость есть жизнь похвальная, очищенная или очищаемая для пречистого и пресветлого Бога, Который требует от нас одной жертвы – очищения; жертвы, обыкновенно называемой в Писании сердцем сокрушенным ( Пс. 50:19 ), жертвою хвалы ( Пс. 49:14, 23 ), новою о Христе тварию ( Гал. 6:15 ), новым человеком ( Еф. 4:24 ) и тому подобно. Первая мудрость – презирать ту мудрость, которая состоит в одних словах и оборотах речи, в обманчивых и излишних противоположениях. Лучше мне пять слов сказать в Церкви с разумом, нежели тысячи одним языком ( 1Кор. 14:13 ) и невразумительным звуком трубы, который не возбуждает моего воина к духовной брани. Я хвалю и лобызаю ту мудрость, которой прославились незнатные, для которой предпочтены уничиженные, с которой рыбари уловили в сети Евангелия всю вселенную, победив упраздняемую мудрость словом совершенным и сокращенным ( Рим. 9:28 ). Не тот для меня мудрец, кто мудр на словах, у кого оборотлив язык, а душа не обучена, кто подобен гробам, которые снаружи благообразны и красивы, а внутри полны мертвых костей и скрывают в себе великое зловоние, но тот, кто хотя мало говорит о добродетели, однако же многое показывает на деле и жизнью удостоверяет в слове. 3. Для меня лучше красота видимая, нежели изображаемая словом, лучше богатство, которое уже в руках, нежели воображаемое во сне, лучше мудрость, не словом блистающая, но свидетельствуемая делами. Ибо сказано: разум благ всем творящим и ( Пс. 110:10 ), а не проповедующим. Самое верное испытание сей мудрости – время, а истинный венец хвалы – старость ( Притч. 16:31 ). Ибо хотя не должно ублажать человека прежде смерти ( Сир. 11:28 ), как думаю с Соломоном, – не известно, что родит находяй день ( Притч. 27:1 ), потому что земная жизнь наша подвержена многим переворотам и тело смирения туда и сюда порывается и изменяется: впрочем, кто провел большую часть жизни неукоризненно и близок уже к пристани сего общего моря жизни, тот не безопаснее ли и не счастливее ли других, которым предлежит далекое плавание?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Разделы портала «Азбука веры» Плоть – 1) вещественное начало в человеке; вещественная составляющая человека ( Рим.8:5 ; Гал.5:16-17 ; Мф.26:41 ); 2) телесный состав, тело человека ( Мф.19:6 ; Деян.2:31 ; 1Кор.6:16 )/животного ( Быт.41:2 ; 1Кор.15:39 ); 3) человек ( Мф.24:22 ; Гал.2:16 )/животное ( Пс.135:25 ; Сир.13:20 ); 4) мягкие ткани человеческого тела ( Пс.106:1 ; Лк.24:39 )/тела животного. В чем разница между плотью и телом? Эти два термина в некоторых случаях используются как синонимы. Однако они могут использоваться в различных значениях. Под человеческим телом подразумевается совокупность определенных материальных элементов, составленных определенным, характерным для человека, как представителя человеческого вида, образом (особым образом сформированная материя). В зависимости от контекста словоупотребления под телом человека может подразумеваться: 1) человеческий организм, функционирующий во взаимодействии с человеческой душой; 2) мертвый человеческий организм; 3) туловище человека. Под плотью же нередко подразумевается, условно выражаясь, «материал», материальная основа тела. С другой стороны, в то время как понятие «тело» обычно используется вне морально-оценочных контекстов, понятие «плоть», напротив, нередко употребляется для указания на греховность человека, на наличие или даже на преобладание в нем стремлений к низменным греховным удовольствиям. В этом отношении Священное Писание свидетельствует: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим.8:5-7 ); «если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим.8:13 ). В таком понимании в Писании используются выражения: плотские очи ( Иов.10:4 ), плотские помышления ( Рим.8:6 ), плотские похоти ( Еф.2:3 ), плотская мудрость ( 2Кор.1:12 ), плотский ум ( Кол.2:18 ). К примеру, свт. Филарет проводит следующее различие между понятиями «тело» и «плоть»: «Плоть не то, что тело. Тело, с его естественными свойствами и действиями, создал Бог, и создал не для смерти. После нарушения заповеди Божией и вкушения запрещенного плода тело стало плотью, жребий которой есть смерть… Поэтому под названием плоти надо подразумевать возбужденные в человеке самолюбие и чувственность, проявляющие себя ложной жизнью в страстях и похотях и в делах, управляемых страстями и похотями». Что значит жить «по плоти»?

http://azbyka.ru/plot

Труд (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 15-я В Библии называются по крайней мере три священные профессии: пастухи, садовники, плотники. А остальные что же? Всякий ли труд свят? Добрый день, дорогие друзья! Вспомним с вами о нашем праотце, которого звали Адам. Когда Господь насадил рай, когда Господь Бог поселил в этом саду человека, то Он поселил там не лентяя, который будет валяться под кустами, считать звезды на небе и слушать пение птиц. Он поселил в этом райском саду труженика. Первая профессия человека была садовничество. Кто из вас садовник, пусть перекрестится и скажет: «Аллилуйя», потому что вы занимаетесь работой, изначально порученной человеку. Место жительства – сад, род занятий – садовник: это человек. Возделывать и хранить эдемский сад повелел Господь новосотворенному человеку. Господь лентяев не создавал. Лень учит всем порокам. Человеческая душа, будучи деятельной, на месте оставаться не может. Ум человеческий непоседа, он вечно летает по всей Вселенной. Если человек не делает добра, то и ничего не делать он не может – тогда он обязательно делает зло. Будучи деятельным, повторяю, человек не может ничего не делать. Либо он упражняется в добре, либо, не упражняясь в добре, он – по неизбежности, по некоей проклятой необходимости – упражняется в зле. «И многой злобе научила праздность» (Сир. 33: 28), – говорит Священное Писание . Итак, место жительства – рай, род деятельности – садовник: это человек. Впоследствии какие священные профессии мы можем найти в Писании? Ну, например, пастух. Ничего особо красивого в этой работе нет. Святитель Григорий Богослов в одной из своих проповедей говорит: если мы хотим кого-то оскорбить, не называем ли мы его пастухом? «Эй ты, пастух, иди сюда!» То есть это человек, грубо одетый, необразованный, занимающийся простым неквалифицированный трудом. Между тем пастырем овец был Авель, пастырем овец был Давид, пастырем овец был Господь Иисус Христос – пастырем словесных овец, и Сам Себя Он называет пастухом: «Я – пастырь добрый» (Ин. 10: 14). Пастушки – удивительные люди. Это первые, кто услышали от ангелов слова: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14). Если кто-то из вас пастух или работает с животными – с любыми животными: овец пасет, или козу доит, или на лошадях ездит, – тоже перекреститесь и скажите: «Аллилуйя!», потому что ваше занятие священно. Пастыри первыми узнавали тайны Божии от ангельского мира или от Самого Господа непосредственно.

http://pravoslavie.ru/94018.html

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 133. О малодушии Далее нам предстоит рассмотреть малодушие: Под этим заглавием наличествует два пункта: 1) является ли малодушие грехом; 2) какой добродетели оно противостоит. Раздел 1. Является ли малодушие грехом? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что малодушие не является грехом. В самом деле, грех делает человека злым подобно тому, как добродетель делает человека добрым. Но приниженный, как говорит философ, не зол 132 . Следовательно, малодушие не является грехом. Возражение 2. Далее, философ говорит, что «тот, кто достоин великого, а считает себя достойным малого, тот, пожалуй, является самым приниженным» 133 . Но достойным великого может быть только добродетельный, поскольку, как говорит тот же философ, «лишь добродетельный поистине достоин чести» 134 . Выходит, приниженный добродетелен, из чего следует, что малодушие не является грехом. Возражение 3. Далее, «начало греха – гордость» (Сир:, 10:15). Но малодушие не проистекает из гордости, поскольку гордый ценит себя выше, чем он того стоит, тогда как приниженный ценит себя ниже, чем он того стоит. Следовательно, малодушие не является грехом. Возражение 4. Кроме того, философ говорит, что «приниженный считает себя достойным меньшего, чем он достоин» 135 . Но подчас святые считали себя достойными меньшего, чем они были достойны; так, например, Моисей и Иеремия, будучи достойны того служения, для которого их избрал Бог , смиренно отказывались от него ( Исх. 3:11 ;. Иер. 1:6 ), Следовательно, малодушие не является грехом. Этому противоречит следующее: в человеческих поступках должно избегать только греха. Но малодушия должно избегать, в связи с чем читаем: «Отцы, не раздражайте детей ваших (дабы они не унывали)» ( Кол. 3:21 ). Следовательно, малодушие есть грех. Отвечаю: то, что противно естественной склонности, противоречит закону природы и суть грех. Но все обладает естественной склонностью совершать соразмерные своей способности действия, что видно на примере естественных вещей, как одушевлённых, так и нет. Затем, подобно тому, как превознесение побуждает человека превышать меру своей способности посредством того, что он старается делать большее, чем может, точно так же малодушие побуждает человека принижать меру своей способности посредством отказа от стремления к тому, что ей соразмерно. Следовательно, коль скоро превознесение является грехом, является им и малодушие. Поэтому раб, убоявшийся из малодушия пускать в оборот полученные от господина деньги и закопавший их в землю, был господином наказан ( Мф. 25 ; Лк. 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 10 Каков правитель народа, – таковы и служащие при нем; каков начальствующий над городом, – таковы и живущие в нем. Не будь гордым, но будь кротким, богобоязненным, внимательным к внушениям мудрости. Сир.10:1 Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено. Сир.10:2 Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем. Сир.10:3 Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город. Сир.10:4 В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней. Сир.10:5 В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою. 4–5 . Господь подает силу для мудрой и полезной деятельности человека. Сир.10:6 Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом. Сир.10:7 Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих. Сир.10:8 Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости, обид и любостяжания. Сир.10:9 Что гордится земля и пепел? Сир.10:10 И при жизни извергаются внутренности его. Сир.10:11 Продолжительною болезнью врач пренебрегает: Сир.10:12 и вот, ныне царь, а завтра умирает. Сир.10:13 Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся, звери и черви. Сир.10:14 Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; Сир.10:15 ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; Сир.10:16 и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его. Сир.10:17 Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их. Сир.10:18 Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных. Сир.10:19 Господь опустошает страны народов и разрушает их до оснований земли. Сир.10:20 Он иссушает их, и погубляет людей и истребляет от земли память их. Сир.10:21 Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева – для рождающихся от жен. 6–21 . Человек – создание Божие, выведенное Им, по плоти, из праха земного и имеющее возвратиться, по плоти, в тот же прах земной. Своими духовными дарованиями, своим внешним положением человек обязан Богу же, а потому не имеет ровно никаких оснований для того, чтобы не смиряться пред Господом Богом и горделиво относиться к ближним своим. Такое высокомерие в человеке преступно и влечет за собой кару божественного правосудия. – И при жизни извергаются внутренности его, т.е. бывают болезни, при которых еще во время земной жизни человека обнаруживается вся бренность его телесной оболочки. – Продолжительною болезнью врач пренебрегает: и вот, ныне царь, а завтра умирает. Неисцелимость некоторых болезней человека и его преждевременная смерть служат лучшим свидетельством собственной слабости человека в скоропреходящности славы его при отсутствии божественной помощи, поддерживающей человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 32 Будь умен и осмотрителен в исполнении своих обязанностей. Будь сдержан и почтителен в отношении старших. Без здравого размышления не делай ничего. Сир.32:1 Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них: Сир.32:2 позаботься о них и потом садись. И когда всё твое дело исполнишь, тогда займи твое место, Сир.32:3 чтобы порадоваться на них и за хорошее распоряжение получить венок. Сир.32:4 Разговор веди ты, старший, – ибо это прилично тебе, – Сир.32:5 с основательным знанием, и не возбраняй музыки. Сир.32:6 Когда слушают, не размножай разговора и безвременно не мудрствуй. 6 . Когда слушают застольную музыку (ср. 5 и 7 ст.), – воздержись от разговоров. Сир.32:7 Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином; Сир.32:8 что смарагдовая печать в золотой оправе, то приятность песней за вкусным вином. Сир.32:9 Говори, юноша, если нужно тебе, едва слова два, когда будешь спрошен, Сир.32:10 говори главное, многое в немногих словах. Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать. Сир.32:11 Среди вельмож не равняйся с ними, и, когда говорит другой, ты много не говори. Сир.32:12 Грому предшествует молния, а стыдливого предваряет благорасположение. 12 . Скромность юноши и благорасположение к нему общества так же тесно связаны между собою, как молния и гром. Сир.32:13 Вставай вовремя и не будь последним; поспешай домой и не останавливайся. Сир.32:14 Там забавляйся и делай, что тебе нравится; но не согрешай гордым словом. Сир.32:15 И за это благословляй Сотворившего тебя и Насыщающего тебя Своими благами. Сир.32:16 Боящийся Господа примет наставление, и с раннего утра обращающиеся к Нему приобретут благоволение Его. Сир.32:17 Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнется в нем. Сир.32:18 Боящиеся Господа найдут суд и, как свет, возжгут правосудие. Сир.32:19 Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему. Сир.32:20 Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Не утомляй ожиданием очей нуждающихся. В обществе старайся быть приятным, пред высшими – почтительным. Во всем будь послушен велениям мудрости, и Господь благословит тебя. Люби истину и подвизайся за нее до смерти. Сир.4:1 Сын мой! не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; Сир.4:2 не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; Сир.4:3 не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; Сир.4:4 не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; Сир.4:5 не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; Сир.4:6 ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его. Сир.4:7 В собрании старайся быть приятным и пред высшим наклоняй твою голову; Сир.4:8 приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью; Сир.4:9 спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь; Сир.4:10 сиротам будь как отец и матери их – вместо мужа: 10 . Вместо мужа, т.е. защитником и питальцем. Сир.4:11 и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя. 11 . Ср. Мф. 5:42–48 . Сир.4:12 Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: Сир.4:13 любящий ее любит жизнь, и ищущие ее с раннего утра исполнятся радости: 13 . Мудрость – верный наставник богоугодной счастливой и долголетней жизни. Сир.4:14 обладающий ею наследует славу, и, куда бы ни пошел, Господь благословит его; Сир.4:15 служащие ей служат Святому, и любящих ее любит Господь; Сир.4:16 послушный ей будет судить народы, и внимающий ей будет жить надежно; 16 . Мудрый человек может с успехом служить ближним своим как их судья, советчик и руководитель. Сир.4:17 кто вверится ей, тот наследует ее, и потомки его будут обладать ею: Сир.4:18 ибо сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь Сир.4:19 и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 25 Любовь между людьми – украшение Премудрости; надменность, ложь, распутство – поругание Ее. Венец старцев – многосторонняя опытность, хвала их – страх Господень. Нет головы, ядовитее головы змеиной; нет ярости, сильнее ярости врага. Можно перенесть всякую рану, только не рану сердечную; всякую злость, только не злость женскую. От жены начало греха, и через нее все мы умираем. Сир.25:1 Тремя я украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми: Сир.25:2 это – единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою. Сир.25:3 И три рода людей возненавидела душа моя, и очень отвратительна для меня жизнь их: Сир.25:4 надменного нищего, лживого богача и старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке. Сир.25:5 Чего не собрал ты в юности,– как же можешь приобрести в старости твоей? Сир.25:6 Как прилично сединам судить, и старцам – уметь давать совет! Сир.25:7 Как прекрасна мудрость старцев и как приличны людям почтенным рассудительность и совет! Сир.25:8 Венец старцев – многосторонняя опытность, и хвала их – страх Господень. Сир.25:9 Девять помышлений похвалил я в сердце, а десятое выскажу языком: Сир.25:10 это человек, радующийся о детях и при жизни видящий падение врагов. Сир.25:11 Блажен, кто живет с женою разумною, кто не погрешает языком и не служит недостойному себя. Сир.25:12 Блажен, кто приобрел мудрость и передает ее в уши слушающих. Сир.25:13 Как велик тот, кто нашел премудрость! но он не выше того, кто боится Господа. Сир.25:14 Страх Господень все превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнен? Сир.25:15 Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую, Сир.25:16 всякое нападение, только не нападение от ненавидящих, и всякое мщение, только не мщение врагов; Сир.25:17 нет головы ядовитее головы змеиной, и нет ярости сильнее ярости врага. Сир.25:18 Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. Сир.25:19 Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 22 Ленивый отвратителен для всех; неблаговоспитанные дети – печаль для родителей. Не во время речь – то же, что музыка некстати. Плач об умершем семь дней, а о глупом и нечестивом все дни жизни его. Злая жизнь глупого – хуже смерти. Будь верен в дружбе. Избегай ссор. Стой на страже уст твоих. Сир.22:1 Грязному камню подобен ленивый: всякий освищет бесславие его. Сир.22:2 Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку. Сир.22:3 Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение. Сир.22:4 Разумная дочь приобретет себе мужа, а бесстыдная – печаль родившему. Сир.22:5 Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении. Сир.22:6 Не вовремя рассказ – то же, что музыка во время печали; наказание же и учение мудрости прилично всякому времени. Сир.22:7 Поучающий глупого – то же, что склеивающий черепки или пробуждающий спящего от глубокого сна. Сир.22:8 Рассказывающий что-либо глупому – то же, что рассказывающий дремлющему, который по окончании спрашивает: «что?» Сир.22:9 Плачь над умершим, ибо свет исчез для него; плачь и над глупым, ибо разум исчез для него. Сир.22:10 Меньше плачь над умершим, потому что он успокоился, а злая жизнь глупого – хуже смерти. Сир.22:11 Плачь об умершем – семь дней, а о глупом и нечестивом – все дни жизни его. Сир.22:12 С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; Сир.22:13 берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним; Сир.22:14 уклонись от него и найдешь покой и не будешь огорчен безумием его. Сир.22:15 Что тяжелее свинца? и какое имя ему, как не глупый? 15 . И какое имя ему, т.е.: и с кем можно сравнить его, как не с глупым? Объяснение этому сравнению сделано в 16 ст. Сир.22:16 Легче понести песок и соль и глыбу железа, нежели человека бессмысленного. Сир.22:17 Как деревянная связь в доме, крепко устроенная, не дает ему распадаться при сотрясении, так сердце, утвержденное на обдуманном совете, не поколеблется во время страха. Сир.22:18 Сердце, утвержденное на разумном размышлении,– как лепное украшение на вытесанной стене.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010