Что же касается принадлежности этого оригинала самому пророку Варуху, то в виду многих исторических «недоумений», вызываемых книгою и не оспариваемых о. Антонином (напр. о Вар.1:8 ), очень сомнительно, по крайней мере насколько он соответствует ныне известному греческому тексту книги, считать его точною копиею писания Варуха. Очень затруднительно признать, что пр. Даниил знал уже книгу Варуха, а обратное заключение соответственно довольно компилятивному характеру книги Варуха, 342 более справедливо: писатель книги Варуха знал книгу Даниила ( Дан.9 = Вар.1:17,20; 2:1,12–17 ) и жил после плена. О знакомстве писателя книги Варуха с более поздними писаниями: книгами Паралипоменон и Неемии ( 2Пар.6:24–26; 33:8 = Вар.2:32,35 ; Неем.9:10,32,34 =Bap.1:16; 2:2 и пр.) ясных свидетельств нет, а премудрый Сирах (17:4; 36:1; 49:6) очень неясно обнаруживает свое знакомство с книгой Варуха, также и Варух. Общепризнано лишь знакомство с книгою Варуха в 3 Ездры (2:2–4= Вар.4,12,17,19 .) и в апокрифических Псалмах Соломона ( Пс.11:4,5,11 = Вар.5:1,5,7 ). Но третья книга Ездры, а тем более Псалмы Соломона не имеют ясных дат времени своего происхождения, а потому не могут сообщить их книге Варуха. Вообще лишь можно назначить для происхождения книги Варуха обширный послепленный период. О личности писателя, кроме принадлежности его к палестинским Иудеям, ничего нельзя сказать. Но с утратою еврейского оригинала книги Варуха более важен греческий перевод ее, сохранившийся доныне. Этот перевод несомненно составлен в Александрии Иудеем-эллинистом, очень близко знакомым с переводом LXX толковников и по языку приблизившим свой перевод к тексту LXX, в особенности в книгах: пр. Иеремии, Даниила и Исаии. 343 Этою близостью, как мы видели, он дал повод считать книгу Варуха греческим писанием, а автора знакомым с переводом LXX. Когда он жил, неизвестно. Но писатели 3 Ездры и Псалмов Соломона знали книгу уже в греческом переводе. 344 Заметно, что в первой части книги (1:1–3,8) его перевод более гебраистичен, а во второй более свободен и эллинистичен; заметна между этими частями разность в словоупотреблении и грамматике, дававшая повод предполагать двух авторов книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

In d. A. T. s., 462), которые утверждают, что в Эпилоге говорит тоже самое лицо, которое рассуждало в книге, и говорит именно о себе. Если под именем Екклезиаста разуметь Соломона, то непонятно, почему он, говоривши о себе во всей книге в первом лице, в конце её переменил дикцию и стал говорить о себе в третьем. Если под именем Екклезиаста разумеется не Соломон, а другое лицо – Писатель книги, живший гораздо позже Соломона; то в этом случае речь о себе с переменою дикции представляет смешную нелепость. В священных книгах мы не встречаем ни одного Эпилога, составленного подобным образом. Указывают на Эпилоги позднейших произведений еврейской письменности, будто бы имеющие сходство в Эпилогом нашей книги, Сирах. 50, 29–31 и 2Мак. 15, 38–40 . Но достаточно только прочитать эти Эпилоги, чтобы видеть что приставка их к своим книгам не представляет ни малейшего сходства с Эпилогом нашей книги. 31 В еврейской литературе мы знаем целый ряд произведений нравственно-религиозного характера, ложно носящих на себе имена почти всех достойно уважаемых лиц священной истории В. Завета, начиная от Адама и до Ездры; между ними есть и произведения с именем Соломона: Псалтырь Соломона, Завет Соломонов. Собрание всех этих произведений см. У Фабриция Codex pseudepigraphus Veretis Testsmenti, ed. 1713.  32 Hevernick. Handb. D. hist. krit. Einleit. 3 Th. s. 457. Graetz, Kohelet s.57. Stahelin, Einleit. In. d. kanon. Bucher d. A. T. s. 464 34 См. Carpzov introd. ad. libr. Canonicos V. T. P. II p. 211 Curs. Compl. S. S. T& XVII. p. 15. 36 Кейль считает в них более 17 миллионов талеров. Biblische Commetar, III B. die Bucher der Konige. s. 120 38 Все дни – , по ходу повествования 3 Цар., относится к первому периоду царствования Соломона, изображённому в гл. 1–10 40 Так понимают выражение 3Цар. 11, 26 и новейшие писатели еврейской истории, Евальд и Грётц. Первый говорит: «После объявления Ахии Иеровоам восстал открыто против Соломона: и хотя мы не знаем ближайшего движения этого возмущения, но из всех обстоятельств ясно, что оно началось в северных коленах и нашло поддержку, так что бороться против него было не легко» (Geschichte d7 Volkes israei, III Band, 3 Ausg.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Подобное же сновидение имела и Анастасия. Она узнала, где живут три сестры христианки, поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе и приготовлении их к предстоящему им подвигу. Недолго пришлось им оставаться в ожидании его… Молодые девицы были взяты за исповедание веры Христовой и заключены в темницу. Скоро земная их участь была решена: люди произнесли им смертный приговор. Узнав, что они обречены на сожжение, христианки воскликнули: «Благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, что привел нас быть исповедницами имени Твоего». II. Выслушивая этот рассказ, вы, братия, вероятно обратили внимание на то, что и благочестивый пресвитер Зоил, и св. Анастасия узорешительница поверили бывшим им от Бога сновидениям и поступили согласно сделанным чрез них указаниям. Это обстоятельство, вероятно, возбуждает вопрос: как христианин должен относиться к сновидениям? Всем ли снам он должен верить? Еще языческие мудрецы различно судили о снах. Один языческий мудрец (Протагор) говорил: «Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание». Другой же языческий мудрец (Ксенофан) объяснял, что все сны пусты и обманчивы, и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устрояет по ним свои дела. – Истины нужно искать в средине, т. е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание, но, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми. а)  Во-первых, говорим, не на все сны надобно обращать внимание. Сам Бог увещевает людей чрез Моисея «не гадать по снам» (Лев. 19, 26). «Безрассудные люди, – говорит Сирах, – обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами; кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале» (34, 1–3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает, – это и снится ему. Св. Григорий рассказывает об одном человеке, который безрассудно верил снам и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы иметь чем благополучно прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел и вскоре умер, и таким образом не мог сделать никакого употребления из своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел. Следовательно, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и на которые не надобно обращать внимания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Адам за снедь с Евою веселый рай погубиста; люди израильстии в пустыни ядоша и насытишася зело, но еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня и уби множайшая их ( Псал. 77:29–31 ). Вопросите-ли мя, чесо ради уби? На сие Моисей Боговидец отвещает: седоша людие ясти и пити и восташа играти ( Исх. 32:6 ), еже есть тельцу играти, честь Божию ему воздавати, а за то их играние гнев Божий уби. Пьянством мнози злая пострадаша, и числом сказати не возможно. Олоферн, страшный воевода пьяный, Иудифою обезглавися. Якоже глаголет приточник: не буди винопийца, ниже прилагайся купованию мяс: всяк бо пьяница и любодей обнищают ( Притч. 23:20–21 ), имением обнищают, здравием, славою и разумом, напоследок и спасением обнищают. Вся бо сия отъемлется чревобесием, глаголет Иисус Сирахов, не пресыщайся во всей пище и не разливайся на различныя брашна ( Сирах. 37:32 ), ибо во мнозе брашне недуг будет, а пресыщение до скорби дойдет, пресыщением бо мнози умроша ( Сирах. 37:33–34 ). Послушайте Апостала глаголюща: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд (Ефег. 5:18) ибо пьяницы царства Божия не наследят ( 1Кор. 6:10 ). Чем же избыти пиянства и нечистоты и объядения? Избудем воздержанием и постом и милостынею. Сими получим царство небесное; аще сохраним пост и милостыню, то не лишены будем милости Божией. Аминь. 17) Поучение в неделю 15-ю по всех святых Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Словеса суть Евангелиста Матфея, в зачале 92 положенная (Глава 22. ст. 37). Соломон царь, Божиею мудростию наполненный, написа тако: несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит ( Еккл. 7:21 ) и паки той же Соломон в своей молитве к Богу тако глаголет: несть человека, иже не согрешит (3 Царств. 8:46). Виде бо умныма очима со отцем Давидом, Господь с небесе приниче на сыны человеческия видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога, – и се вси уклонишася вкупе и неключими быша, несть творяй благостыню, несть до единаго ( Псал. 13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Как корабль (говорит святой Иоанн Лествичник ), имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией безбедно входит в пристань, так и душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя и много грехов некогда сделала» 31 . Д. Признаки искреннего духовного отношения духовных детей к старцам-наставникам. Преподобные Каллист и Игнатий в Добротолюбии выставили пять признаков искреннего духовного отношения духовных детей к старцам-наставникам: 1) полная вера к своему наставнику и предстоятелю; 2) истинствовать пред ним в слове и деле; 3) не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем отсекать оную, то есть ничего не делать по своему желанию и по своему разумению, а всегда обо всем вопрошать и делать по совету и воле наставника и предстоятеля; 4) отнюдь не прекословить и не спорить, так как прекословие и спорливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием и 5) совершенное и чистое исповедание грехов и таин сердечных 32 . Поясняя сей последний пункт, старец Амвросий говорит далее подробнее: «Духовное отношение требует от руководимых, кроме обычной исповеди пред Причащением Святых Таин (если, конечно, старец – иеромонах и духовник), и частого по потребности исповедания старцу и духовному отцу не только дел и поступков, но и всех страстных помышлений и движений и таин сердечных, как о сем говорят Василий Великий в Правилах, пространно изложенных (вопрос 26), Симеон Новый Богослов в первой части Добротолюбия (глава 122) и другие святые отцы». Е. Необходимость откровения помыслов. Исповедание это, или откровение, уже потому необходимо, что, по словам преподобного Иоанна Лествичника , «помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела» 33 . А «объявление и открытие пред отцами злых помышлений (по словам преподобного Кассиана Римлянина ) иссушает оные и ослабляет» 34 . Кого же, собственно, должно иметь наставником? «Впрочем (говорит святой Григорий Синаит ), не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено, кто жизнью блистает и кто, будучи беден, многих богатит, по Писанию (см.: 2Кор.6:10 ). Многие неопытные повредили многим неразумным, за коих суд приимут по смерти. Ибо не всем принадлежит руководить и других, но тем, коим дано божественное рассуждение духовом, отличающее лучшее от худшего мечом слова. Каждый имеет свой разум и свое рассуждение естественное, деятельное или научное, но не все имеют рассуждение духовное. Почему премудрый Сирах и говорит: Мирствующии с тобою да будут мнози: советницы же твои един от тысящ ( Сирах.6:6 ). Немал же труд найти руководителя незаблудного ни в делах, ни в словах, ни в разумениях. Незаблуден ли кто, узревается из того, если он имеет свидетельство от Писания и на деяние и на разумение, смиренномудрствуя в том, о чем должно мудрствовать» 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Да оно уже и ни к чему, если спасение состоялось. Есть учение о Боговоплощении, но нет учения об ангеловоплощении. Есть учение о бессеменном зачатии от Духа Свята Сына Божия Пресвятой Девой Марией, но нет учения чтобы обычная женщина зачала ангела от мужчины. Есть учение о непорочном зачатии Богородицы, но нет даже намека на возможности зачатия обычным образом ангела или архангела. Боговоплощение – это случай уникальный и богопромыслительный для спасения всех человеков на все времена. Учение Православной Церкви выработано во всей полноте. Ангелочеловека — не может быть, и ничего подобного не утверждается в догматах. Нет в догматах оговорок, что может быть ангеловочеловечение. Нет такого даже частного мнения святых. Вы же всё время упорно ищете лазейки, чтобы эту идею внедрить в среду верующих, притянуть к Православному учению. И смотря на все нелепые попытки приверженцев Валентины Афанасьевны Крашенинниковой, мы понимаем, что только чуждые или несведущие в (ред.) постановлениях Церкви, которая есть столп и утверждения истины ( 1Тим.3:15 — ред.), могут прельститься на такую чудовищную подмену. Подмену, основанную главным образом на чьих-то необоснованных словах, снах и видениях. Премудрый Сирах пишет: «Как обнимающий тень или гоняющийся за ветром, так верящий сновидениям».( Сир.34:2 — ред.) И в другом месте: «Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению». ( Сир.34:7 — ред.) Об отношении к снам и видениям в Православии сказано достаточно у святых учителей. Почему вы им не следуете? Для вас видения непонятных, неизвестных не то, что в духовном, но даже и в моральном и нравственном отношении людей, выше наставлений общепризнанных учителей Церкви: святых Игнатия Брянчанинова , Феофана Затворника , Иоанна Лествичника и многих других. Поклонниками отрока Вячеслава Святые отцы не услышаны. Каковы же последствия? Последствия веры в эсхатологические «пророчества» Славы Крашенинникова. Взято из Telegram-kahaлa почитателей мальчика Сначала скажем немного о понимании православных догматов, что такое догматы и их основание.

http://sueverie.net/otrok-vjacheslav-che...

Видишь ли, какая любовь к бедным разрешается в благодарение и хвалу Богу, в усердные молитвы и в пламеннейшую любовь получивших благодеяние? Будем же, возлюбленные, приносить жертвы, будем приносить на этих жертвенниках каждый день. Жертвы эти важнее и молитв и постов и многих других дел, только бы были (приносимы) от прибытка праведного и таких же трудов, и чисты от всякого любостяжания, хищения и насилия. Такие-то приношения приемлет Бог, а другие – противоположные – отвергает и ненавидит. Он не хочет, чтобы мы Его чтили жертвами чужих несчастий. Такие жертвы нечисты и непотребны и скорее прогневали бы, чем умилостивили Бога. Поэтому должно прилагать все старание к тому, чтобы под видом служения не оскорбить Того, кого мы хотим почтить. Если Каин, принесши Богу худшее, что у него было, и в этом не оказав неправды никому другому, подвергся крайнему наказанию, то не понесем ли мы наказания еще более тяжкого, когда принесем что-либо от хищения и любостяжания? Поэтому Бог и явил нам этот вид заповеди , чтобы мы миловали, а не истязали сорабов. А кто берет принадлежащее другим и передает еще другому, тот не милует, а обижает и оказывает крайнюю несправедливость. Как камень не производит из себя елея, так и жестокосердие – человеколюбия. Милостыня, имеющая такой корень, еще не есть милосердие. Поэтому я убеждаю вас – обращать внимание не на то только, чтобы подавать нуждающимся, а и на то, чтобы это подаяние не было хищением у других, так как " когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит Владыка " (Сирах. 34:24)? Если мы так тщательно будем вести себя, то, по благодати Божией, сможем сподобиться и от Бога великого человеколюбия, помилования и прощения во всем, в чем согрешили в продолжении этого долгого времени, - и избежать реки огненной, от которой да будем исхищены все мы и достигнем царства небесного, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава во веки веков. Аминь. 1. Недавно мы говорили, что Иоанн, - разрешая недоумение тех, которые стали бы сами с собою рассуждать, почему Христос, пришедши на проповедь после Иоанна, стал первее и славнее его, - присовокупляет: " потому что был прежде меня " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

1 января 1842 года Боголюбивая девица Александра! 34 Из письма твоего я не вижу ничего о намерении твоем, но родители твои с болезнью сердца пишут ко мне, что ты просила у них дозволения отпустить тебя в монастырь. Похвально твое чувство, и их извинительна нерешимость, по привязанности к миру и любви к тебе. Я вижу, что в тебе есть звание Божие, которым ты должна дорожить, благодарить Бога, удостоившего тебя оного, и данное слово Ему привести в исполнение содействием Его благодати. Он призывает нас к Себе, велит взять на себя Его иго, называет его благим и бремя его легким; сему надобно верить несомненно; но только я должен тебя упредить, что вера и любовь Божии противными искушаются, то есть будут разного рода искушения и скорби на сем пути, без коих не только невозможно спастись, но и в вере утвердиться. Премудрый Сирах пишет: чадо, аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи ( Сир. 2:1 ); а в Евангелии и в посланиях апостольских везде учат нас о терпении. Но где есть истинное звание Божие, тот ни на что это не взирает, а, имея твердое произволение, надеется на помощь Божию. Посылаю тебе святого Иоанна Лествичника книгу, которую ты читай со вниманием и познавай, как должно иметь борьбу со страстями; однако ж от одного чтения не можешь уразуметь, как должно, если опытом не пройдешь. Молись Богу, да будет на тебе Его святая воля, и предавайся оной; призывай в помощь Пречистую Деву Богородицу, Заступницу нашу. Однако ж скоро не спеши, испытай своего сердца чувства, готово ли оно к призванию сему. Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф. 16:24 ). Надобно отвергнуть свою волю и разум и покорить другим, могущим тебя вести спасенным путем; иначе ты не можешь научиться, по слову Господню, от Него, яко Он кроток и смирен сердцем, и сим обрящешь покой душе твоей. Он был послушлив даже до смерти ( Флп. 2:8 ), и в нас через послушание является смирение, а без него все наши добродетели ничтожны. Когда же и решишься, то также избрание обиталища и наставляющего тебя не можешь сама избрать безошибочно и о сем молись Богу: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою ( Пс. 142:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

4) Воздержание сохраняет богатство: за невоздержною жизнью всегда следует бедность. Соломон, возбуждая сына своего к трезвенной жизни, пишет: не буди винопийца, ниже прилагайся к сложением и купованием мяс; всяк бо пияница и блудник обнищает, и облечется в раздранная ( Притч.23:20–21 ). 5) Воздержание делает человека способным к сражению с плотью, миром и диаволом. Сытый ястреб не способен к ловле птиц: так невоздержный человек не угоден к сражению с врагами неприязненными. И, как земля, умеренно от дождя орошённая, рождает семена, так сердце, умеренною пищей укреплённое, производит добродетелей плоды. 6) Воздержание рождает в сердце человека приятность и удовольствие, как говорит Сирах: радование сердца и души веселие вино пиемо во время прилично: горесть души вино пиемо много. ( Сир.31:33–34 ) 7) Воздержание умилостивляет Бога, и грехи заглаждает. Приидите ныне, мужие Ниневистии, поведайте: что вас избавило от настоящия вам погибели? не пост ли? Приступите мужие Иудины с Иосафатом царём вашим, поведайте: что вас освободило от неприятелей ваших и умилостивило разгневанного Бога? воистину – пост. Так Есфирь, дабы избавить от смерти, исходатайствованной Аманом, род свой, постилась три дня, как пишется: и Есфирь царица притече ко Господу в подвизе смерти одержима, и снемши ризы славы своея, облечеся в ризы тесноты и плача, и вместо многоценных мастей и благовонных пепелом и гноем посыпа главу свою, и плоть свою смири зело, и кождо место украшения веселия своего исполни растерзанными власы своими ( Есф.4:17 ). 8) Проспер, описуя воздержание, говорит: „воздержание делает человека умеренным, бережливым, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Сия добродетель, ежели обитает в душе, то укрощает похоти, умеряет страсти, святые желания умножает, порочные наказует, всё внутрь нас расстроенное в порядок приводит, развращённые помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает» 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Числ.21:9 ), так и мы, верою взирая на вознесенного Сына Божия, исцелились от ядовитых угрызений адского змия, дьявола. Христос, Сын Божий, – утешение, похвала и слава наша, христиане, умерший за нас, но и воскресший, Он и одесную Бога сидит, «и ходатайствует за нас» ( Рим.8:34 ), – Тот, Который с высоты славы Своей милостиво взирает на кротких, и смиренных, и трепещущих пред словом Его ( Ис.66:2 ), Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Ис.42:3 ; Мф.12:20 ). Который Сам говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:12–13 ). «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» ( Евр.4:16 ). § 379. Истинные христиане, когда исповедают грехи свои перед Богом и отпущения их у Него просят, то и сами человекам согрешения их оставляют, как научил их Христос молиться: «Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» ( Мф.6:12 ). Потому, христианин, нам должно рассуждать о том, что добавляет Господь по молитве той: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ), то есть должны и мы оставлять ближним нашим согрешения их. Потому и премудрый Сирах говорит: «Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его. Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения. К подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих, сам, будучи плотью, питает злобу: кто очистит грехи его?» ( Сир 28:1–5 ). Посему Христос апостолу Петру, вопросившему Его: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» – отвечал: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» ( Мф.18:21–22 ). Посему и притчу приложил Господь о должнике, который был должен царю своему десять тысяч талантов и который от царя получил прощение великого долга по единой милости его, но товарищу своему ста пенязей простить не хотел и посадил его в темницу, пока не отдаст долг, за что и сам царем прогневанным предан был мучителям ( Мф.18:23–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010