Симона, а если бы последние у него были, то автор не преминул бы и говорить о них, и прославить его. К сему можно указать и другие соображения. Сирах описывает подробно «великолепное» первосвященническое одеяние Симона (50:5—12) и умалчивает об особой достопримечательности в одежде Симона 2-го: порфире и золотых пряжке и украшениях (1Мак.14:43—44), как «единственных» для всего тогдашнего священнического сословия знаках его политической власти. Очевидно, в похвальном гимне ему у Сираха очень уместно было бы подобное упоминание. Однако ж его нет… Симон 2-й по 1 Маккав. книге (14:41) был признан иудеями и священниками первосвященником «на век.» Опять небывалое и единственное в истории ветхозаветного священства преимущество, однако умалчиваемое Сирахом, так пространно и славословно говорящим об обычном в храме служения Симона (50:13—54). В числе особенных заслуг Симона Сирах помещает лишь устройство ограды вокруг храма, уменьшение медного моря и укрепление Иерусалима на случай осады (50:1—4), а в Маккавейской книге Симон 2-й описывается в несравненно большем политическом ореоле: он укрепил все города Иудеи, поставил всюду стражу, изгнал идумеев из приморских городов, заселил их иудеями, изгнал из Иерусалимской крепости язычников, сделался другом Димитрия, с ним даже римляне вступили в сношения (1Мак.14—15 глл.). Ничего подобного нет у Сираха, хотя и естественно бы ожидать сего. Наконец, Симон, прославленный Сирахом, был сыном Онии (50:1), а Симон 2-й был сыном Маттафии из племени Маккавеев или Асмонеев (1Мак.14:29). Игнорировать эту разность (а о родстве с знаменитыми в иудейской истории Маккавеями едва ли умолчал бы Сирах!) также нерезонно. По справедливому соображению Цокклера, иудейская древность чтила и прославляла лишь Симона 1 «Праведного» (Древн. XII, 2, 5. 4, 1. Mischna), а о Симоне 2 нет нигде подобной речи; и в гимне славным мужам Сирах не опустил бы Симона 1, чтобы прямо перейти к Симону 2-му (Zцckler. 1. с. 257 s.). С современностью автора Симону 1-му согласны жалобы Сираха на собственные многократные опасности смерти (Сир.34:11—12; 51:4—10); молитва о поражении врага (36:8—11), ненависть к самарянам (50:28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Очевидно, в похвальном гимне ему у Сираха очень уместно было бы подобное упоминание. Однакож его нет... Симон 2-й по 1 Маккав. книге (14:41) был признан Иудеями и священниками первосвященником «на век». Опять небывалое и единственное в истории ветхозаветного священства преимущество, однако умалчиваемое Сирахом, так пространно и славословно говорящим об обычном в храме служении Симона (50:13–54). В числе особенных заслуг Симона Сирах помещает лишь устройство ограды вокруг храма, уменьшение медного моря и укрепление Иерусалима на случай осады (50:1–4), а в Мак. книге Симон 2-й описывается в несравненно большем политическом ореоле: он укрепил все города Иудеи, поставил всюду стражу, изгнал Идумеев из приморских городов, заселил их Иудеями, изгнал из Иерусалимской крепости язычников, сделался другом Димитрия, с ним даже Римляне вступили в сношения (14 15 гл.). Ничего подобного нет у Сираха, хотя и естественно бы ожидать сего. Наконец, Симон, прославленный Сирахом, был сыном Онии (50:1), а Симон 2-й был сыном Маттафии из племени Маккавеев или Асмонеев ( 1Мак.14:29 ). Игнорировать эту разность (а о родстве с знаменитыми в иудейской истории Маккавеями едва ли умолчал бы Сирах!) также нерезонно. По справедливому соображению Цокклера, иудейская древность чтила и прославляла лишь Симона I «Праведного» (Древн. XII, 2, 5. 4, 1. Mischna), а о Симоне 2 нет нигде подобной речи; и в гимне славным мужам Сирах не опустил бы Симона 1, чтобы прямо перейти к Симону 2-му (Zöckler. 1. с. 257 s). С современностью автора Симону 1-му согласны жалобы Сираха на собственные многократные опасности смерти (34:11–12; 51:4:10); молитва о поражении врага (36:8–11), ненависть к Самарянам (50:28). В эпоху Симона 1 все эти жалобы очень уместны, а при Симоне 2-м другие чувства волновали Иудеев... (cp. 1Мак.14:35–48 ). Итак, находим все основания относить происхождение рассматриваемой книги к эпохе Симона 1-го Праведного, около 290 г. до P. X. Отсюда уже ясен вывод и ο времени составления греческого перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

С одной стороны, эллинизм встретил в строго-национальной партии полное отрицание, а, с другой стороны, к концу III в. вызвал неумеренное увлечение собой со стороны народа. Появились такие усердные подражатели эллинской культуры и с таких сторон, что эти новые друзья эллинизма гораздо более принесли вреда делу истинной эллинизации, чем все противодействия строго националистической партии. Новые эллинисты из иудеев не знали или не хотели знать о греческой философии, праве, искусствах; их привлекали удовольствия жизни греков, легкомысленные нравы и обычаи, роскошь, изнеженность жизни и т. п. Особое увлечение дурными сторонами эллинизма началось с того времени, как Иосиф, сын Товии, племянник первосвящ. Онии взял у Александрийского двора на откуп сбор государственных податей со всех иудейских провинций 205 . Во время приезда Иосифа в Александрию, царь „приказывал ему отвести помещение в собственном дворце и ежедневно приглашал его к своему столу» 206 . Иосиф и сопровождавшие его, познакомившись с роскошью александрийского двора и его развращенными нравами, перенесли это на родину. Между тем, обстоятельства благоприятствовали. Иосиф был откупщиком в течение 22 лет, и дела вел так хорошо, что в Палестину, точнее Иудею, стекались большие богатства, которые дали возможность некоторым вести роскошную жизнь. Что действительно в это время проникли в иудейский народ многие пороки, в этом убеждает нас книга Иисуса сына Сирахова. Сирах бичевал язвительными словами высокомерие, лживость и распущенность богатых, – эти главные недостатки приверженцев греческой культуры ( Сир.34:10–12 ). Сирах обличал распутное сношение полов, предостерегал от общения с певицами и танцовщицами, от того изящного греха, который иудеи заимствовали у греков ( Сир.9:1 ...; Сир.19:2 ...). По смерти Иосифа, кажется, в еще более тесные сношения с александрийским двором стал его младший сын Гиркан 207 . Вероятно, в это время количество эллинистов среди иудеев возросло до весьма больших размеров; и у них начала являться дерзкая мысль вытеснить из жизни Моисеев закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

  Неизвестно, читал ли Иешуа произведения Эпикура, но и без этого он мог быть наслышан об идеях греческого философа. Возможно, ими навеяны рассуждения «Премудрости» об искусстве довольствоваться тем, что имеешь: Лучше жизнь бедняка под дощатой крышей, чем сладкие яства у чужих. Много ли у тебя, мало ли — будь доволен. Сир 29, 25-26   Как человек здравомыслящий, Бен-Сира смеется над теми, кто верит гаданиям, приметам, снам, утверждая, что сновидения, как правило, лишь зеркало событий дня и скрытых желаний «чего ожидаешь — то и видит сердце твое». Сходство взглядов Бен-Сиры с эпикурейством усиливается еще и тем, что для него жизнь человеческая кончается вместе со смертью тела. Здесь он остался на консервативной точке зрения. Однако она не приводит его, как Экклезиаста, к пессимизму. Иешуа — запоздалый наследник старых мудрецов. Он живет в эпоху, когда израильтян как никогда волнует проблема бессмертия, но Сирах остается к ней равнодушен, вполне удовлетворяясь архаическими воззрениями. Что же спасает мудреца от мрачного уныния? Прежде всего, его вера которая укрепляет в нем нравственный дух и радость бытия. При этом внешнее благочестие без праведности кажется Бен-Сире кощунством. Здесь он — достойный продолжатель пророков, книги которых любил и изучал. Не говори Он увидит множество даров моих, когда я буду приносить жертвы Всевышнему, Он примет. Жертва неправедного есть порочное приношение, и неугодны дары беззаконников. Не надейся подкупить Его, ибо Он не примет, и не надейся на жертву от неправедного стяжания, Ибо Он Бог правды и нелицеприятен. Сир 7, 9; 34, 18; 35, 11-12   Смертный, напоминает Сирах, не может равняться с Сущим, он должен благодарить Его за жизнь, которая ему дарована, и если она коротка — то такова небесная воля. Чем больше человек познает величие Творца, тем меньше чувствует себя вправе предъявлять Ему требования. Проходя по жизни, наслаждаясь ее дарами, трудясь для себя и других, исполняя Закон Божий, человек находит источник высшей радости в созерцании Славы Сущего. Вспомяну я дела Божии и то, что я видел, расскажу. По слову Божию явились творения Его, и дела милости Его по велению Его. Он устроил великие дела премудрости Своей, Он один от века и до века, Не прибавился Он, и не убавился, и не нуждается ни в каком советнике. Как прекрасны все дела Его (хотя можно видеть лишь искру их). Одно превосходит другое по своей красоте, и кто насытится, созерцая это великолепие? Сир 42, 15 сл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

8). Екклесиаст же, [словно] присутствуя, говорит: Яко приходит соние во множестве попечения, тако и глас безумнаго во множестве словес (Еккл. 5:2). И продолжает: Не даждь устнам твоим еже во грех ввести плоть твою… да не прогневляется Бог о гласе твоем и растлит творения рук твоих. Яко во множестве соний и суетствия и словеса многа(Еккл. 5:5-6). И Сирах говорит, что сонные грезы окрыляют глупых (Сир. 34:1). И прибавляет: Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Ибо от ложного что может быть истинного? (Сир. 34:2, 4). И опять-таки: Гадания и приметы и сновидения — суета (Сир. 34:5), ибо сновидения ввели многих в заблуждение, [Col. 1689] и надеявшиеся на них подверглись падению (Сир. 34:7). Посему если видится подвизающимся или свет, или образ какой-нибудь огневидный, то пускай никоим образом не приемлют они такового видения. Ибо это ясное обольщение коварства диавольского.     Молитва    Об этом и Апостол ясно научает нас, что вид Ангела света, как о нем он говорит, тот принимает (2 Кор. 11:14). Посему хорошо перед сном на постели в охранение души и во избежание обольщения молиться следующей молитвой: «Вседержителю, Слово Отчее, Сам совершен сый, Боже Иисусе Христе, скорым Твоим милосердием никогдаже отлучайся рабов Твоих, но всегда в них почивай. Иисусе, Добрый Пастырю овец Твоих, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть. Ты убо, Господи, Царю Всесвятый, Боже покланяемый Иисусе Христе, спяща мя сохрани бессмертною Твоею волею и Духом Твоим Святым, Имже освятил Твоя ученики, избавляя мя от совета змиева. Даждь мне недостойному веселие спасения на ложе моем и просвети ум мой светом разума Евангелия Твоего, душу — любовию Креста Твоего, сердце мое — чистотою словесе Твоего, тело мое — Твоею страстию бесстрастною, мысли мои Твоим миром сохрани и воздвигни мя во время подобно на Твое славословие. Яко Ты еси поклоняем и прославлен со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь».    Но есть сновидения и другие, о которых говорит Иов: Бог говорит однажды и в другой раз: во сне, в ночном видении, егда страх находит на человеки (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Детей необходимо наказывать за грех (5:177, см. РОДИТЕЛИ , 798). Детей необходимо воспитывать жить по-христиански Как нужно есть доброе юным детям воспитание и наставление! Не по-французски, не по-немецки, не по-италиански говорить, не танцевать, о чем нынешния люди наипаче тщатся, но по-христиански жить обдолжаются законом Божиим учить детей своих христиане. Хотя никакого языка не будут знать дети, но будут по-христиански жить: истиннаго блаженства не лишатся. Как тщательно юным должно берещися соблазнов, которыми зло, в сердце их кроющееся, возбуждается (4:34). Родители как воспитывают детей, так и будут жить (5:175, см. РОДИТЕЛИ, 796). Необходимо воспитывать детей так, чтобы не уклонились от обетов крещения (5:212, см. ВОСПИТАНИЕ , 188). Детей воспитывать с младенчества (5:175, см. РОДИТЕЛИ, 793). Родители должны беречь детей от соблазнов Детям накрепко возбранять водиться, сообщаться и дружиться со злыми, понеже злоба изменит и добрый разум. Касаяйся смоле, очернится: и общаяйся гордому, точен ему будет, глаголет Сирах ( Сир. 13, 1 ). И паки: со строптивым развратишися, глаголет псаломник ( Пс. 17, 27 ). Да и самим родителям крайне берещися должно, чтоб соблазна детям не подавать; понеже дети родителей своих житие так, как регул или правило имеют, и тако, что в родителях видят, тое и сами делать тщатся. «Горе же тому человеку, имже соблазн приходит» ( Мф. 18, 7 ), глаголет Христос Господь. Родители же не токмо не научающии, но и соблазняющии детей своих, окаяннейшии суть убийц. Понеже убийцы тело тленное, а они душу бессмертную убивают, когда детей своих соблазняют и ко греху путь показуют (1:120). Раскрывать детям основные понятия о Боге (5:213, см. ВОСПИТАНИЕ , 188). Детей своих прежде всего научать закону Божию и прочему христианскому благочестию (5:93, см. СЛОВО БОЖИЕ , 890) (5:213, см. ВОСПИТАНИЕ, 188). Напоминать детям о смысле христианской жизни (5:213, см. ВОСПИТАНИЕ, 189). Какие истины христианские открывать детям (5:176, см. РОДИТЕЛИ , 757). Дети, о которых родители не радят, идут в погибель (4:34, см. ГРЕХОВНОСТЬ , 284).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

5:3), кроме домашних животных, и олени, серны и сайгаки. Равным образом говорится, Иер.16:16 , об охотниках, еще чаще о ловцах птиц ( Ос.9:8 Пс.90:3 ). Однако это не говорит о существовании охотников по профессии, так как земледельцы и пастухи, вероятно, столь же хорошо умели ловить дичь, как и охранять стада против диких зверей. ( 1Цар.17:34 и д.). Напротив, в талмудической письменности, где говорится и о торговле дичью, встречаются и профессиональные охотники 64 . 26). О развитии в Палестине лесоводства и горноделия в обширных размерах, по замеченному в § 2, 3, не могло быть речи. Леса в западной половине Палестины были редкостью. Где находилась царская роща, которая, по Неем.2:8 , стояла под надзором одного из персидских чиновников, не говорится; искали ее как в сикоморной роще Давида на иудейской возвышенности, 1Пар.27:28 , так и в садах Соломона при Этаме. По свидетельству Неемии, из нее доставлялось строевое дерево при постройке стен; ср. о постройке храма, Агг.1:8 . Что прочное, но некрасивое дерево сикоморы употреблялось при постройке домов, видно из таких мест, как 3Цар.10:27 ; Ис.9:9 . На берегу Иордана ученики пророческие срубают себе бревна 4Цар.6:2 : впрочем, здесь говорится, вероятно, только об устройстве бревенчатой крыши (σκπη δοκν Сир.29:25 ). Лев.14:45 предполагает, что дома строятся из камней, балок деревянных и глины. В более позднее время Сирах (22:17) хвалит дома, снабженные балками, так как они служили опорой при землетрясении. Для роскошных построек требовалось более дорогое дерево, которое и привозилось извне. Из времени Соломона мы имеем прямое свидетельство, что Израильтяне были незнакомы с искусственным обтесыванием дерева. Напротив, восточно-иорданская страна была по местам богата большими и прекрасными лесами, а что этот источник богатства утилизировался, видно из Иез.27:6 , по какому месту дерево дубов Васана употреблялось на тирской корабельной верфи. Но кому принадлежали эти леса и кому доставалась прибыль с них, мы не знаем 65 . В глубоко лежащих равнинах глинистый рухляк представлял материал, который в виде высушенных на солнце кирпичей употреблялся на постройку домов 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Но что же мы находим у нашего автора относительно самой Премудрости? Как и его предшественники, он настаивает на ее недосягаемости и на невозможности обрести ее одними человеческими средствами (гл. 1). Но тут же он замечает, что Сам Бог излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его (1:9–10). Здесь, пребывая в линии Притч, автор представляет Премудрость как некий харизматический дар, промыслительно сообщаемый Богом людям. Далее, отожествляя, вместе с Притч 1 и с Иов 28, религиозно-практический аспект Премудрости со страхом Ягве, а вместе с Вар 3–4 — с Торой, сын Сирахов утверждает, что она находит свое конкретное выражение в исполнении традиционных Моисеевых заповедей (24:25 и только). Он следует Втор 4:6–8, где Израилю обещается особая слава перед другими народами по причине его мудрости, обусловленной исполнением закона. Таким образом все древнее священное наследие Израиля открыто входит у сына Сирахова в обозрение идеи Премудрости. Он с любовью говорит о храмовых жертвах (44:20; 38:11), о подати на храм и об очищениях (34:25), восхищается храмовым богослужением (50:5–22) и вдохновляется постановлениями закона в своих советах о социальных взаимоотношениях. Всем этим Сир еще больше, чем Вар 3–4, свидетельствует, что Премудрость составляет особую привилегию Израиля как избранного народа. Сирах много говорит о плодах, которые подает Премудрость тем, которые ходят ее путями. Она подает счастье (1:11), здоровье (1:18), долгую жизнь (1:12,20), мирную смерть (1:13), силу (4:12), благословение Божие (4:14) и т. д. Особенно интересно отметить, что среди плодов Премудрости сын Сирахов называет знание. Так, ссылаясь в 17:9–11 на Втор 5:22 и прославляя дарование Премудрости через дарование Синайского законодательства, он постоянно употребляет вместо слова мудрость слово знание . Конечно, это слово имеет в библейской письменности прежде всего религиозный оттенок, но последний, особенно в позднюю эпоху, не исключает и других оттенков. Поэтому то обстоятельство, что среди плодов Премудрости Сир упоминает знание, может быть рассматриваемо как важный шаг вперед, проделанный учением о Премудрости. Оно может показывать, что перед хакамим наметилась задача “оцерковления” той чисто мирской культуры, носителями которой были в Израиле, как и у других народов Востока, первые мудрецы.

http://pravmir.ru/ponyatie-i-obraz-bozhe...

13. Но ты конечно возразишь мне: как может там всегда гореть дуща? - Так, как здесь палится тело в горячке. Ибо хотя здесь по изнеможении тела душа выходит, но там не выйдет при изнеможении его, но необходимо и она будет палима. И так ужели есть кто-нибудь такой, кто бы за сновидение захотел мучиться вечно? Ибо точно такова настоящая жизнь в сравнении с вечною; да и можно ли ее сравнивать с будущею? Если преходящее таково, то каково же то, что пребывает неизменно? И так, возлюбленные, доколе есть время, приидите, уврачуем слезами раны душевные, чтобы, вооружив руки свои против себя самих, не подпасть толикому мучению. Един, говорит мудрый, созидаяй, а другий разоряяй, что успеет более токмо труд (Сирах. 34,23)? Ибо если Иеремия оплакивал оный созданный из камней, и после разрушенный храм, говоря: Оставите мене, да горще восплачуся, не належите утешати мя (Иса. 22,4): то кольми паче должно оплакивать душу, святейшую онаго, в которой не златая стамна, имеющая манну, но Отец, Сын и Святый Дух - Святая Троица жительствует? Если мы болезнуем о умерших, то кто будет столько безчувственен, чтоб не оплакивать умершей своей души? Ибо раболепствующий телом похоти умервщляет свою душу, а пекущийся о душе не оставляет тела тучным. 14. И так начнем проливать слезы не о умерших, но о себе самих. Вспомним, братия, что время кратко, и суд уже при дверях, который если бы был и далее, то и тогда не должно б было обезпечиваться. Нощь, говорит Апостол, прешла (Римл. 13,12). Возбудимся от сновидений; ибо хотя настоящее приятно, впрочем не обманчивее сновидений. Никто, узрев солнце, не должен спать. И так принесем, как написано, плод достойный покаяния (Матф. 3,8), и как удобно креститься водою, так же удобно покаяться душе. Разбойник на кресте не имел нужды во времени; Мученики увенчивались в минуту. Не будем отчаиваться, хотя согрешим и непростительно, и учиним грех к смерти; ибо имеем спасительные врачевства; не пасть трудно, но падши, не востать, - сие пагубно и свойственно сатане. Почему благий Бог наш и Владыка восклицал: Или ритины несть в Галааде? или врача несть тамо (Иер. 8,22)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

Жизнь наша настолько обставлена соблазнами, что трудно передать все случаи, когда человек, христианин, по благодатному общению, спускается в область греха, увлекаясь миром с его греховными прелестями, восстает против Бога, так как, по слову апостола, любовь к миру есть вражда на Бога ( Иак.4:4 ), (делается слугой диавола) ибо всякий творяй грех от диавола есть ( 1Ин.3:8 ), и таким образом, в подражание пиршеству Иродову, убивает в себе все высшие стремления духа, по слову апостола, как пес возвращся на свою блевотину, как свиния омывшись – в кал тинный ( 2Пет.2:22 ). Мы возьмем более выдающиеся, выпуклые жизненные стороны, как имеющие большую близость к позорному пиршеству Иродову. Ирод пировал со своими гостями весело, по восточному обычаю, до потери самосознания, но пировал в своем доме. Так ли теперь? – Не чаще ли желающий попировать оставляет свой дом, свою семью, и, подобно блудному сыну, чувствовавшему себя стеснительно в доме отца, отправляется на страну далече, чтобы там в разных притонах неприличного христианину веселья чувственного, где свободно может развернуться грешная натура, отдаться на сторону страстей и похотей, ясти и пити с любодейцами, слушать разные срамные и позорные песни бесстыдных певиц, бросать деньги плясавицам, тогда как при дверях дома прогоняется, быть может, бедный и несчастный Лазарь, отказывается в священных нуждах на пособие св. храмов, благотворительных учреждений, св. дела распространения истины среди неверующих? Разве это не подобно Иродову позорному пиршеству? Премудрый Сирах говорит, что вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается еще наглее ( Сир.19:2 ). И Спаситель говорит: смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пиянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ). Такое нравственное падение, неразрывно связанное с духовным убийством, св. Иоанн Златоуст так изображает: «скорблю, что ты, находясь в болезни, не чувствуешь, что ты болен и не ищешь врача. Ты исполнен прелюбодеяния и спрашиваешь, какое в том несчастие? Или ты не слыхал слов Христовых: иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем ( Мф.5:28 )? Ты облечен плотию человеческою, которая скорее соломы воспламеняется от похоти. Разве ты любомудрее тех великих и доблестных мужей, которые пали от одного такого взгляда?... Не отсюда ли беспорядок в доме? Не отсюда ли брани и ссоры? Не отсюда ли расторжение браков? И когда приходишь домой, все тебе кажется несносным и обременительным» (сл. прот. зрелищ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010