Однако, уже в 1815-м году иезуиты были удалены из обеих столиц, а в 1820-м и вообще из пределов империи, и их школы закрыты или преобразованы… Латинское влияние этим, впрочем, не было остановлено вполне… Александровская эпоха вся в противоречиях, вся в двусмысленности и двуличии. Все двоится в жизни и в мыслях… И впервые завязывается открытый (хотя и не свободный) религиозно-общественный спор… То было начало новой эпохи, бурной и значительной… 3. Возрождение мистицизма Мистическое напряжение чувствуется в обществе с самого начала века. Оживают и вновь открываются масонские ложи. Возобновляется мистическое книгоиздательство. Это было возрождение Новиковских традиций. Вновь выступают и продолжают действовать люди, сложившиеся еще тогда: Лопухин, З. Карнеев, Кошелев, И. Тургенев, Лабзин… Для начала века всего характернее деятельность Лабзина (1766–1825). Уже в 1800-м году он, тогда конференц-секретарь Академии Художеств, открывает в Санкт-Петербурге ложу «Умирающего Сфинкса». Это был замкнутый и обособленный кружок розенкрейцеров. Сам Лабзин был в свое время восторженным слушателем Шварца. При Павле он переводил с немецкого историю Мальтийского ордена (совместно с А. Вахрушевым, изд. 1799–1801 г.г.). Теперь он повторяет московский опыт 80-х годов… Лабзин действительно сумел повторить типографический опыт того времени. Уже в 1803-м году он возобновляет издание мистических переводов, Юнга-Штиллинга и Эккартсгаузена больше всего. Это были его главные авторитеты или «образцы», — и еще Беме [ 37 ] и Сен-Мартен, отчасти же и Фенелон. [ 38 ] В 1806-м году Лабзин предпринимает издание «Сионского Вестника». В эти годы общая политическая обстановка еще не была благоприятна для такого издательства. Лабзин принужден был приостановить свой журнал. Лабзин сам указывает образец, которому следовал, — это были «Христианский магазин» Пфеннигера и Эвальда «Christliche Monatsschrift…» Действительный размах мистическое книгоиздательство вообще получает у нас уже только после Отечественной войны, в связи с деятельностью Библейского общества. «Сионский Вестник» возобновляется уже только в 1817-м году, «по Высочайшему повелению», но снова не надолго…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

307 Сепаратисты – одно из течений кальвинизма, возникшее в Англии в XVI в. Основатель Р. Браун провозгласил принцип автономии местных церковных общин (конгрегаций), их независимость от государства, участие в управлении общиной всех ее членов, выборность служителей (пасторов, проповедников, диаконов и т. д.). 308 Пиетизм – мистическое течение в протестантизме конца XVII – нач. XVIII вв. Отвергал внешнюю церковную обрядность, призывал к углублению веры, отказу от развлечений. 309 Квакеры – члены религиозной христианской общины, основанной в середине XVII в. в Англии. Отвергают институт священников и церковные таинства, проповедуют пацифизм и благотворительность. 310 «Сионский вестник» – ежемесячный религиозно-нравственный журнал мистического направления, издавался А. Ф. Лабзиным в 1806 и 1817–1818 гг. в Петербурге. Имел большое распространение благодаря поддержке министра народного просвещения князя А. Н. Голицына. 311 Точное название: Министерство духовных дел и народного просвещения. Учреждено 24 октября 1817 г.; в состав его вошли Министерство народного просвещения и главное управление духовных дел иностранных исповеданий; к нему же было присоединено и управление делами православного исповедания, сосредоточенное в ведомстве Святейшего Синода. Указом 15 мая 1824 г. было упразднено. 312 Это исследование было опубликовано священником Иоанном Вениаминовым, будущим святителем Иннокентием, в 1840 г. под названием «Записки об островах Уналашкинского отдела». 313 Русско-английская конвенция «О разграничении владений России и Великобритании в Северной Америке» от 28 февраля 1825 г. устанавливала пограничную черту, определяла правила русско-английской торговли в Северной Америке, судоходства и рыбных промыслов. 314 См.: Архиепископ Нил. Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири. СПб., 1858. 315 Русское географическое общество было учреждено в августе 1845 г. в Петербурге с целью сбора и распространения достоверных географических сведений. Экспедиции, предпринятые Обществом, сыграли большую роль в освоении Сибири, Дальнего Востока, Средней и Центральной Азии, Мирового океана, в развитии мореплавания, открытии и изучении новых земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Таким образом, по учению мистиков, идея о Боге не может быть следствием одного только наблюдения над природой или самостоятельной деятельностью разума, что существование её в нас предполагает воздействие на наш дух высочайшего, соответствующего этой идее существа – Бога; но, полагая в основание своего учения эту верную мысль, мистики, вместе с тем, впадают в крайность: они отрицают всякое значение участия разума в деле Богопознания и преувеличивают значение в этом отношении внутреннего чувства и созерцания. Вот почему история мистицизма и представляет нам не только глубокомысленных философов, но и многих мечтателей и визионеров, в защиту своих фантазий ссылавшихся на Божественное откровение, будто бы ими полученное. Первыми пропагандистами мистицизма на Руси явились масоны; из них наиболее деятельным был А. Лабзин. С 1803 г. он выступил с целым рядом переводов, а в 1806 г. начал издание мистического журнала «Сионский вестник». Мистицизмом начали увлекаться даже такие влиятельные лица, как кн. А. Голицын и М. Сперанский; сам Государь заинтересовался им. Кружок мистиков усилился с 1810 г. Феслером, который был вызван на кафедру философии в Петербургскую академию и, прослужив в ней 5 месяцев, перешел в комиссию законов; а с 1812 г. английскими методистами, приехавшими в Петербург. К тому же события 1812–1814 гг. породили религиозную настроенность в обществе. Всюду по городам стали появляться мистические кружки, куда собирались для чтения мистических книг, бесед, духовной молитвы и других мистических упражнений. Как модное направление, мистицизм нашел себе выражение в беллетристике, в живописи и архитектуре. На первых же порах своего существования мистицизм встретил противодействие со стороны представителей Православной Церкви, выразившееся в появлении некоторых литературных произведений с опровержением мистицизма. Но в первое время, когда сочувствие в обществе мистицизму было очень сильно, это противодействие не могло развернуться свободно и не имело должного успеха. Решительное противодействие началось с 1824 г., когда особым указом запрещено было печатать книги религиозного содержания без дозволения духовной цензуры и сделано было распоряжение: отобрать из библиотек учебных заведений все книги, содержащие учение, противное правой вере. В 1825 г. такое распоряжение сделано Св. Синодом касательно учреждений и лиц духовного ведомства; вместе с этим предписано наблюдать, чтобы впредь не распространялись религиозно-нравственные книги, изданные без разрешения духовной цензуры и рукописные. Натурализм

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Помимо этого главного предмета, прошение Соколова, без всякой связи, касается и других вопросов, волновавших тогда москвичей. Упоминается здесь о злоупотреблениях кладбищенских священников, равно как и упомянутого келейника, нажившего будто бы капитал в сто тысяч; о том, что иностранец аббат Николя основал в Одессе училище, и что ему подчинен православный священник; что к соблазну похваляются сочинения Лагарпа, сорок лет заблуждавшегося; наконец, что «заводятся в Москве какие-то общества, и исходатайствован каменному подрядчику фиолетового бархата с золотым шитьем кафтан». В виду такого характера прошения, синод решил оставить его без последствий 308 . Впрочем, относительно существенного пункта прошения, «т. е. сочинений, называемый» им, Соколовым, вредными и соблазнительными», св. синод поручил объявить ему, со взысканием гербового сбора, что «изъявляемая им ревность неуместна, при той со стороны Правительства бдительности, которою охраняется неприкосновенность истинной веры, мир и тишина православной нашей Церкви». Под синодальным определением подписались: Амвросий, Михаил, Серафим и Державин. Хотя, таким образом, синод довольно холодно отнесся к воплям униженных и оскорбленных москвичей, но эта полемика не прошла бесследно. В Москве образовалась группа враждебных мистицизму лиц, вдохновителем которой являлся б. переводчик московской медицинской хирургической академии Степан Смирнов. Еще с 1815 года он начал составлять послания и обличения по поводу выходящих в свет мистических книг 309 . По возобновлении Сионского вестника, противники мистицизма избрали его мишенью для своих нападок, – «беспристрастных мнений». Из выписок, взятых, по преимуществу, вне связи рассуждений журнала, у них составился целый обвинительный акт против Сионского вестника. По пунктам были перечислены преступления журнала против учения церкви, проповедуемое им равноправие вер, отрицание догмата воплощения, таинств и прочее. Было найдено даже и crimen laesae majestatis, ибо, «в отношении гражданства и общества, Сионский вестник, помещая одну вздорную сказку о дочери отменно сиятельного царя, простирает свои посягательства на священность земной власти» 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Закрыть «Сам тон и дух обвинений не выдерживает критики здравого смысла» По словам участников Изборского клуба, заказчики преследований Олега Платонова пытаются оказать беспрецедентное давление на патриотический лагерь, застращать русское национал-патриотическое движение 23.09.2017 1128 Время на чтение 3 минуты «13 сентября 2017 г. сотрудниками Следственного комитета РФ проведены обыски в служебных помещениях Института русской цивилизации и на квартире его директора, главного редактора газеты " Русский вестник " , председателя Всеславянского союза Олега Анатольевича Платонова. Затем Олегу Анатольевичу было предъявлено обвинение по статье 282 УК РФ Возбуждение ненависти либо вражды – " по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе " . Кроме того, Олег Анатольевич был вынужден подписать обязательство о невыезде, чем фактически сорвано его участие во Всеславянском конгрессе в Белграде, где он должен выступить с основным докладом и возглавить российскую делегацию», - говорится в опубликованном на сайте Изборского клуба заявлении клуба в связи с обвинением О.А. Платонова . «Олег Анатольевич Платонов – выдающийся ученый, доктор экономических наук, главный редактор издательства Института русской цивилизации, выпустивший в свет беспрецедентную серию русской общественной мысли, начиная от митрополита Илариона Киевского и до современных писателей и мыслителей, а также ряд энциклопедий русской цивилизации. Деятельность О.А. Платонова ликвидировала огромные пробелы в современной науке и была по сути спасением наследия русского консерватизма от забвения. Многие имена, вновь открытые Институтом русской цивилизации, были переизданы впервые более чем за сто лет. Все что делал и делает Платонов – направлено именно на эти благородные цели и может объективно оцениваться только в свете таких благородных целей», - подчеркнули в Изборском клубе. Авторы заявления отмечают, что поводом к обвинению послужили два факта: переиздание давней работы О.А. Платонова «Сионские протоколы в мировой политике», написанной еще 20 лет назад. В те годы «Протоколы» не считались экстремистской литературой, теперь – иначе. Второй повод – участие О.А. Платонова в редактировании книги, которую его издательство не выпускало («Слово и дело Ивана Грозного» В. Ерчака), что само по себе делает обвинение лишенным основы, ведь редактирование не является публичной деятельностью, связанной с массовой информацией.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/23/sa...

· Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций», 1996 г. 1053 ; · Итоговом заявлении Международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», прошедшего с 16 по 20 мая 1994 г. в Москве 1054 ; · Постановлении Государственной Думы Российской Федерации «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 г.; · Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 1996 г. 1055 . Основателем этой организации является Чарльз Тейз Рассел, родившийся 16 февраля 1852 года в городе Аллегени, штат Пенсильвания. С детства он посещал конгрегациональную евангелическую общину. Еще будучи молодым человеком (17-ти лет от роду), он воспротивился доктрине этой деноминации о предопределении и бессмертии души. Возможно, на него оказало свое негативное влияние заурядное своеволие в сфере догматического богословия, которое присуще большинству протестантских конфессий. В 1870 году, в возрасте 18 лет он организовал «кружок» по изучению Библии, состоящий из шести человек. В 1876 году он сошелся с человеком по имени Нельсон Барбор, который так же, как и Рассел, верил, что Второе Пришествие Иисуса Христа должно произойти в 1914 году. Когда в 1879 году Рассел организовал собственный журнал «The Herald of the Morning», они совместно выпустили книгу «Три мира», где утверждали, что 1914 год – «конец времени язычников». Впоследствии Рассел отделился от Барбора, официально принадлежавшего адвентистам седьмого дня, и переименовал свой журнал, назвав его «Сионская Сторожевая Башня и вестник присутствия Христа» 1056 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Из присланных Вами трех предметов: нумера «Современных известий», «Экскурсий в русскую грамматику» и Воспоминаний – я прежде всего бросился на последний. Несколько глав уже были прочтены мною в «Русском вестнике». 1405 Вы, Николай Петрович , очень скромны, говоря, что я прочитаю их без скуки. Нет, я прочитал их с жадностью, всласть. Они чрезвычайно и двояко для меня интересны, вообще и в частности, по личному ко мне отношению. Хотя Вы моложе меня семнадцатью годами, но время, Вами описываемое, одного колера и свойства с тем, которое и я переживал. Разница, конечно, есть и сословная и учебная: Вы – духовного звания, я – дворянин; Вы получили среднее образование в семинарии, я – в гимназии; но в этом образовании очень много было общего. У меня и репетитором был кончалый 1406 семинарист Рязанской семинарии, Захар Петрович Петров, которого я очень любил, тем более что он снабжал меня книгами 1407 и богословскими и мистико-религиозными («Божественная философия», 1408 «Духовная брань», 1409 «Сионский вестник» 1410 ). Ведь (в) то время господствовало мистическое настроение (с 1817 по 1823 – годы моего ученья: двухлетнего в уездном училище 1411 и четырехлетнего в гимназии 1412 ). 1413 Двадцать четвертая глава (Москва) так приятно и так живо напомнила мне мои ежегодные поездки на каникулы из Москвы 1414 в Рязань. Все станции Московско-Коломенского тракта могу перечесть и теперь; в исчисленных вами пропущены Сандыри, Люберцы. – Коломна, где останавливались часа на три или на четыре, казалась мне чрезвычайно скучным городом, несмотря на множество каменных домов. Сидишь, бывало, в жаркой, исполненной мухами комнате постоялого двора и слышишь только на дворе звон колокольчиков, а под окнами разговор ямщиков, сидящих у ворот на лавке. Прилечь на диване или на кровати нельзя – клопы искусают. Выйдешь на улицу (большую, проездную), 1415 пройдешь по ней малую толику: окна во всех домах затворены, а если и отворено одно какое-нибудь, то в него высунулась какая-нибудь баба, большею частию кормилица в повойнике. Видно, что купеческий город (думал я) не то, что Рязань: в этой дома хоть большею частию деревянные, но дворянские – окна все подняты. Даже улица, на которой стоит и теперь Гимназия, – называется 1416 Дворянскою, 1417 или, по крайней мере, называлась.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Митрополит призвал к себе Иннокентия. Тот отвечал, что действует по сознанию справедливости. Митрополит успел однако же уверить его, что нужно особенное призвание для такого решительного действования и заставил съездить к князю с извинением“ 63 . Но Иннокентий не изменил своих убеждений и своего образа действий. Сионский Вестник продолжал выходить своим порядком. Между тем в 1818 году появился перевод мистической книги Юнга Штиллинга: „Победная Повесть“, заключающей толкование на Апокалипсис и по направлению сходной с Сионским Вестником. По поводу этих изданий, некто Евстафий Станевич написал книгу, под заглавием: Беседа на гробе младенца о бессмертии души. „Здесь и Фенелон был назван змием и против Божественной философии были нападения. Между тем эта книга (т.-е. Божественная философия) переводилась и печаталась на счет Государя, или князя Голицына“ 64 . Архимандрит Иннокентий, бывший, как мы сказали, духовным цензором, одобрил книгу Станевича (9 сентября 1818 года) к напечатанию. Она вышла из типографии перед святками 1818 года. Сильные лица, покровительствовавшие мистицизму, нашли ее опасной и подняли из-за нее тревогу. Голицын представил ее Государю и книга была запрещена. Иннокентию, в первых числах января 1819 г., сделали „строжайший выговор за его неосмотрительность, от него менее ожидаемую, по месту им занимаемому“, и порешили удалить его из С.-Петербурга под почетным предлогом назначения в епископы. Иннокентия назначили в Оренбург. Но еще до отъезда его из С.-Петербурга, открылась вакансия в Пензе. Митрополит стал говорить, чтобы, переместить Иннокентия сюда. Но князь Голицын, может быть по раздражению против Иннокентия, отвечал, что еще не бывало примера, чтобы епископа, еще не прибывшего в епархию, перемещали на другую. Но митрополит сам упросил Государя дать Иннокентию другое назначение. Митрополит действовал через Софью Мещерскую 65 , . женщину благочестивую, которая была близка к Государю 66 . Иннокентия удалили из С.-Петербурга. В том же 1819 г. он и умер в Пензе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

5) Письма к другу и завещание сыну об ордене свободных каменщиков. 6) Сионский Вестник, 1806, 1817 и 1818 гг. 7) Краткие рассуждения о важнейших предметах жизни христианской. Спб. 1821 г. Перевод с немецкого. ,8) Сочинения г-жи Гион: толкования на Деяния и Послания св. апостолов. М. 1820, 1821; – на Апокалипсис. М. 1821; – на Евангелие. М. 1822; – на Притчи, Екклезиаст, Песнь Песней и Премудрости царя Соломона и Иисуса сына Сирахова. 9) Краткий и легчайший способ молиться. Соч. г-жи Гион. Спб. 1822 г. 10) Божественная философия. Соч. Дю-Туа. М. 1818 – 1819. М. Серафим предложил (30 апреля) отношение министра народного просвещения Св. Синоду, присовокупив, что приложенные при оном замечания он почитает, со своей стороны, совершенно основательными, и что в виду важности дела, требующего неукоснительных мер со стороны Св. Синода, он признает необходимым сделать относительно сих книг такие же распоряжения по всем учебным заведениям духовного ведомства, какие сделаны по министерству народного просвещения, и ныне же приступить к подробному рассмотрению содержания их. В проекте синодского определения сказано: „отношение А. С. можно вместить в указы синодские и напечатать с реестром названия книг, но рецензию его не прибавлять к напечатанному реестру, а поручить рассмотрение оных преосвященному митрополиту чрез здешнее духовенство“ 120 . Определение Св. Синода состоялось 1 мая, а указы разосланы были 14 мая 1825 года. Преосвященному митрополиту Серафиму поручено было рассмотрение вышеозначенных вредных книг, по усмотрению его, через здешнее духовенство. Епархиальным архиереям, ставропигиальным лаврам и монастырям предписывалось: 1) „чтобы для изъятия от всякого употребления означенных книг учинены были из дел справки, не было ли когда оных книг выписываемо ими или присылаемо к ним прямо от кого, и буде было, то сколько каких книг и от кого именно прислано, когда и кому оные по доставлении их розданы или поступили и, потом, отобрав оные книги неотменно от всех мест и лиц и запечатав казенными печатями, хранить впредь до особого о них предписания в надежнейших местах во всякой целости; 2) равномерно учинить справки, не было ли выписываемо книг, кроме вышеозначенных, таких, кои напечатаны в частных типографиях без дозволения Синода и духовных цензур, и буде окажутся, то, отобрав оные и так же рассмотрев их, и притом о содержании их донеся Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

—233— нас. Взять книжку, прочесть, принудить себя, когда и не хочется; понудить себя при этом к большей сосредоточенности мысли – это все мы можем. Да и что может быть благороднее, возвышеннее, привлекательнее, почтеннее, когда видишь, что человек сильный по молодой ли энергии или по зрелому опыту жизни, или умом высокообразованный склоняется во прахе не только перед невидимым Богом, но и перед обычаями веры, даже перед представителями учительствующей Церкви Его; несмотря на то, что они сами очень часто слабы и недостойны. «Не нам, не нам, а Имени Твоему». От этого легок переход и ко второму Вашему сомнению. 2 . Священник, о котором вы говорите, дурной человек; вы это знаете, и вас его плохая нравственность смущает при принятии таинств. Не смущайтесь; это смущение есть действие демонических начал. Я сказал – «не смущайтесь»... Я выразился не точно. Смущаетесь Вы невольно. Трудно не смущаться при виде служителя алтаря Божия, который ведет себя неприлично. Преодолеть в себе это чувство вполне невозможно, да, пожалуй, что и не всегда нужно. В этой досаде кроется и доброе чувство – уважение к его сану, к мистическому освящению его особы. (Просфира дурно испечена, но частица все-таки из нее вынута). Досадовать можно (не злобствуя; а лишь скорбя); но не надо давать себе волю смущаться. Аскетические писатели различают в деле греховной борьбы несколько степеней: 1. Прилог; 2. Сосложение и т.д. до настоящей страсти. Первый, прилог, не от нас; он от диавола; человеку набожному встречается молодая женщина; он обратил внимание на ее красоту (прилог). Начинает он думать, с услаждением, останавливается на этом, мечтает – это сосложение. Незнающему – простительно, знающий должен сделать усилье ума и воли, молитвой или другим занятием отогнать прилог этой мысли и т.д. Тогда он прав (хотя, все-таки, и не безгрешен). (Как это у Пушкина: Напрасно я стремлюсь к сионским высотам Грех тяжкий гонится за мною по пятам» и т.д. Твердо не помню). То, что я сказал о женщинах (о блуде), приложимо и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010