115 Архимандрит Иоасаф, Настоятель Троице-Сергиева монастыря в 1605–1609 гг., переведен из Пафнутьева Боровского монастыря; находился в Троице-Сергиевом монастыре во время осады; после снятия осады вернулся в Боровской монастырь и был там убит 5 июля 1610 г. при нападении отряда Сапеги. 116 Фома Палеолог, деспот Морей, брат византийского императора Иоанна Калояна, после падения Византии бежал в Рим вместе с двумя сыновьями и дочерью Зоей (Софией). 117 Филипп I (1464–1473), Митрополит Московский и всея Руси, резко осуждал контакты Ивана III с католическим миром и даже отказывался венчать его с Софией Палеолог. 118 В правление византийского императора Мануила II (1391–1425) территория Византийской империи под ударами турок сократилась до прилегающих к Константинополю земель. 119 Иоанн VIII Палеолог (1425–1448) – предпоследний византийский император. Был инициатором Ферраро-Флорентийской унии, надеясь в обмен на признание католических догматов получить военную поддержку от европейских государств. После смерти бездетного Иоанна на византийский престол вступил его брат Константин XII Палеолог (память 29 мая), мч., последний византийский император. Правление землями, еще подвластными Константинополю, Константин вынужден был делить с братьями Фомой и Димитрием. Константин погиб во время взятия Константинополя турками, 29 мая 1453 г., сражаясь как простой солдат. 120 Имеется в виду героическая оборона Опочки в 1517 г., которая является эпизодом войны, начатой Василием III в 1513 г. за возвращение северских русских земель и Смоленска, входивших в то время в состав княжества Литовского. В качестве источника для этой главы Симон Азарьин использует 11 главу шестнадцатой степени Степенной книги (Полное собрание русских летописей. Т. 21. Ч. 2. С. 594). 121 В 1550 г. на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Свияги, была построена крепость Свияжск, благодаря чему правобережье Волги перешло под власть Москвы. Крепость была собрана за четыре недели из срубов, сплавленных по Волге на стругах. Описывая эти события, Азарьин пользовался одним из списков Казанского Летописца (Полное собрание русских летописей. Т. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Заботясь о нравственности и благоповедении подчиненной братии, сам Дионисий всем подавал лучший пример христианской и монашеской жизни, хотя о частной жизни преп. Дионисия и известно очень немного. Симон Азарьин не записал почти ничего, напр., из отношения его к своим родным или из его будничной жизни. Так как Азарьин писал «житие святого», то и упомянул только о молитвенных и вообще религиозных келейных подвигах преподобного. «Келия устава не имать», часто говаривал препод. Дионисий. Этим он хотел выразить, что в келье монаху можно и должно молиться всегда (не стесняясь правилами и уставами), – лишь только когда придет в душу молитвенное настроение, – и чем чаще, тем лучше. Дионисий в келье своей каждодневно, по свидетельству Симона, совершал молебнов по 6–8 и более, потом вычитывал акафисты Иисусу, Божией Матери и своим чудотворцам Сергию и Никону. Кроме того, иногда вычитывал каноны некоторым праздникам Господним или Богородничным, или же великим святым. Посвящая большую часть времени молитве, он другую часть его употреблял на чтение священных и святоотеческих книг. При жизни в монастыре в человеке с любознательностию и стремлениями удобно развивалась тогда сильная любовь к чтению. В монастырских книгохранилищах тогда был главный склад книг богословского и религиозно-нравственного содержания. Дионисий, несомненно, был человек любознательный, – и потому с любовию и охотою занимался чтением. Так как он ложился спать очень поздно (часа за три до благовеста к заутрени), то у него на все доставало времени. Затем из других сторон частной жизни преподобного известно; что в обращении своем с келейниками и учениками, жившими с ним вместе, Дионисий был весьма кроток и гуманен, как и со всеми монахами. Келейники и слуги, к нему приставленные, пользовались достаточным покоем, так что, как мы упоминали, сам архимандрит всегда вставал раньше их и будил. Вся прислуга его пользовалась довольством, как это видно из следующего случая, рассказанного Симоном. Однажды в монастыре был царь в праздник, когда он имел обыкновение раздавать «подачи» за столом властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Лета 7173 (1665) июня 18 дня колокол сей лит в дому Святыя Троица Сергиева монастыря при архимандрите Иоасафе, и при келаре старце Аверкие да при казначее старце Леонтие с братиею. 345 . (167). На третьем колоколе с двуглавым орлом, в окне к академическому корпусу: Лета 7157 (1649) маия в 21 день, при благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче всея Русии, и благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильинишне, и при благоверном Царевиче Дмитрие Алексеевиче всея Русии, в Троицком Сергиеве монастыре при архимандрите Адриане, и при келаре старце Симоне и при казначее старце Каллинике, перелит старый колокол, а прибавку медь монастырская, а лил колокол Троицкой мастер Игнатей. 346 . (168). На четвёртом колоколе, рядом с предыдущим: Лета 7106 (1598)-го сей колокол поставил в дом Живоначальныя Троицы преподобнаго Сергия раб Божий чернец Варсонуфей Екимов. Азбучный указатель личных имен по нумерам А Авдий Авксентьев, Московский торговый человек, 322. Аверкий Иванов, строитель Богоявленского монастыря в Москве, потом Троицкий келарь, 267, 312, 341, 344. Авраамий, митрополит Рязанский, 314. Авраамий Палицын, Троицкий келарь, 51, 287, 301. Адриан, патриарх Московский, 13. Адриан, Троицкий архимандрит, 8, 12, 35, 148, 229, 345. Азарьин, Михаил Леонтьевич, 38, 319. Азарьин, Симон, Троицкий келарь, 8, 35, 229, 280, 300, 318, 342, 345. Александр Булатников, Троицкий келарь, 228, 236, 299, 329, 335. Алексеев, Михаил Иванов, 28. Алексей, митрополит Всероссийский, 49. Алексей Алексеевич, царевич, 12, 72. Алексей Михайлович, царь, 4, 6, 12, 30, 72, 76, 164, 230, 236, 321, 345. Алексей Петрович, царевич, 13. Алтухов, Тит, подьячий, 314. Алябьев, Григорий, 340. Амвросий (Абросим), инок Троицкий, 190. Анастасия Романовна, царица, 86, 241. Андрей Владимирович, князь Радонежский, 133. Анна Алексеевна, царевна, 12. Анна Григорьевна (Васильчикова), царица, жена царя Uoahha IV, 83 . Анна Михайловна, царевна, 12, 30, 76, 236. Антип Крутецкий, священноинок Богоявленского монастыря, 312.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Эту неизвестность автор старается заполнить длинными рассуждениями о патриаршем Казённом приказе, о должности и обязанностях патриаршего казначея вообще, что, однако, нисколько не помогает уяснению и оценке деятельности Симона Азарьина, как патриаршего казначея, в) Симон Азарьин последовательно занимал в Троице-Сергиевом монастыре должности казначея и келаря, но о его деятельности в этих должностях ничего собственно неизвестно. Очевидно Азарьин проходил их обычным, заурядным образом и не оставил в этой своей деятельности никакого заметного следа. Этот недостаток сведений о деятельности Азарьина в качестве Троицкого казначея и келаря автор восполняет длинными рассуждениями о церковно-монастырских владениях вообще и, в частности, о вотчинно-владетельском положении Троицкого монастыря, не указывая, как все эти рассуждения относятся собственно к Симону Азарьину. г) При изложении литературной деятельности Симона Азарьина автору следовало бы с особым вниманием остановиться на „Святцах“ Азарьина. Другие его сочинения, особенно сочинение о смутном времени, о котором наш автор рассуждает очень подробно, достаточно уже обследованы нашими учёными, так что автору тут приходится делать главным образом только свод и сопоставление существующих мнений, присоединяя к ним те или другие свои критические замечания, иногда основанные на новых данных. Другое дело Святцы, составленные Симоном. Эта работа Азарьина очень характерна и любопытна и по замыслу, и по выполнению, и по той связи, какую она имела с своеобразными воззрениями тогдашних русских на значение русской национальной церкви и других славяно-православных церквей в их отношении к древней и особенно тогдашней современной им греческой церкви.  —83— В общем сочинение г. Богородского может быть придано вполне удовлетворительным для получения учёной степени кандидата“. 6 . Заслуженного ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Богословского Сергея на тему: „Критический разбор воззрений Л.Н. Толстого на догматы православной церкви“: „Сочинение Сергея Богословского распадается на две части.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Симеон, священник Подсосенский, 179. Симон, митрополит Московский, 81. Симон Азарьин, Троицкий келарь, 8, 35, 229, 280, 300, 318, 342, 345. Симон Игнатьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Сирах, Давид, иконописец, 259. Скобельцын, Иона, Троицкий старец, 203. Скуратова, Евдокия Петровна, 16, 22. Скуратов, Дмитрий Феодорович, 16. Соломония Юриевна, великая княгиня, 73, 87. София Алексеевна, царевна, 21. София Фоминишна, великая княгиня, 81. Стефан, митрополит Рязанский, 314. Стефан, протодиакон, монах, 182. Стефан Андреянов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Стоговский, Игнатий, Троицкий соборный старец, 26. Строгонова, Евдокия Нестеровна, жена Семёна Аникиевича, 66. Строгонов, Андрей Семёнович, 66. Строгонов, Григорий Дмитриевич, именитый человек, 244. Строгонов, Дмитрий Андреевич, именитый человек, 66, 145, 244, 253. Строгонов, Семён Аникиевич, 66. Сукин, Иван Осипович, стольник, 60. Сукин, Осип Иванович, окольничий, 60. Суханов, Арсений, Троицкий келарь, 12, 137, 215. Т Татиана Михайловна, царевна, 12. Теуторн, Стефан, ректор Рижской школы, 276. Тимофей Клементьевский, старец, 306. Тимофей Федотов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Тольский, Мисаил, строитель Казанского монастыря, 230. Тормосов, Арефа, Троицкий старец, 175. Трубецкая княгиня Анна Васильевна, жена князя Дмитрия Тимофеевича, 62, 208, 228. Трубецкая княгиня Ксения Семеновна (в схиме Капитолина), 50, 140. Трубецкая княгиня Мария Борисовна, жена князя Дмитрия Тимофеевича, 50, 140. Трубецкой, князь Георгий Петрович, боярин, 140. Трубецкой, князь Дмитрий Тимофеевич, боярин, 50, 62, 64, 75, 140, 183, 208, 228, 265. Трубецкой, князь Меркурий Тимофеевич, 50, 140. Трубецкой, князь Тимофей Романович (в ин. Феодорит), боярин, 64, 140. Трубецкой, князь Феодор Михайлович, боярин, 248. Тюфякин, князь Григорий Васильевич, 163. У Ушакова, Евфимия, 2. Ушакова, Феврония, 2. Ушаков, Петр Симонов, 2. Ушаков, Симон (Пимен Фёдоров), иконописец, 2, 3, 7, 161, 256. Ушаковых род, 2, 3, 161. Ф Феодор Алексеевич, царь, 3, 4, 26, 48, 161.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В келарьство Симона в положении Троицкого келаря произошло то изменение, что он должен был заседать, вместе со светскими чиновниками в учрежденном в 1649 году монастырском приказе, а кроме того за бесчестие Троицких властей Уложением царя Алексея Михайловича положено было править более всех иных монастырей, именно архимандриту определено было 100 рублей, келарю 80 руб., казначею 70 руб., соборным старцам по 40 рублей. В должности келаря Симон состоял до 1653 года, а в этом году оставил должность, может быть, вследствие старости. Умер Симон схимником не ранее 1665 года, потому что этим годом помечены все те книги, которые он пожертвовал монастырю. Таких книг осталось после него очень много: на каждой из них по листам находим подпись: «лета 7173 (1665) дал в дом Живоначальныя Троицы в Сергиев монастырь сию книгу (такую-то) келарь старец Симон Азарьин». 22 Симона Азарьина нужно отнести к числу очень хороших и плодовитых писателей древней России. Кроме самого большого и главного труда «Жития Дионисия», он написал несколько и других сочинений, относящихся или к истории смутного времени, или же к памяти святых Троицких чудотворцев. О «житии Дионисия» будет речь ниже. Что же касается других сочинений, то стоит здесь упомянуть о следующих: 1) повесть о разорении Московского государства и всей российской земли, как и отчего и откуда начало изыде тех бед и напастей, выписано от летописных книг и иных повестей; 2) сказание о новоявленных чудесах преподобного Сергия; 3) предисловие к этому сказанию и 4) святцы. Принадлежность первого из указанных сочинений перу Симона доказывается довольно ясно слогом, а отчасти содержанием, потому что в нем говорится о деятельности Троицкого монастыре, упоминается о посылке Дионисием грамот и под., что показывает в авторе человека близкого монастырю и в частности к преподобному Дионисию. Повесть эта написана в 1654 г. и имела своею целью оправдать поводы к войне, объявленной царем Алексеем Михайловичем польскому королю Яну Казимиру «за его многие неправды» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

—547— Сергия самым делом исполнял заповедь святого – покоить «на многи дни» нищих «и от них в болезни сущих»... Богомольцев, которые приходили по вся годы на поклонение мощам чудотворца, «не бе числа», как передает Симон Азарьин, келарь Троицкой лавры. И эти посетители лавры, если не бесчисленные, то несчитанные, все почитались гостями преп. Сергия и его обители, получали от нее полное содержание во время богомолья, подарки и необходимое продовольствие на путь. «И аще кто восхощет уведати и сия поистинне, пишет Симон, и той из монастырских книг келарские и казенные службы выписав, и уверится истинно, како честь и дары приимают и на путь емлют». Дары, какими чествовались наиболее знатные гости, были, вероятно, значительны. По крайней мере заезжих греческих иерархов осуждали в XVII стол. за то, что они ездят в Троицкую обитель, чтобы принимать дары, в другие же монастыри, где таких даров не давали, они и не заглядывали 664 . Неизвестно, давались ли подарки простым гостям преподобного. Но, несомненно, что все богомольцы питались от щедрот монастыря. В народе сложилось предположение, будто в монастыре есть такой медный горшок, который готовил без излишка и недостатка именно столько постного кушанья, сколько было нужно для несчитанных тысяч гостей, пришедших на праздник в обитель 665 . Так исполнялась прежде в обители заповедь страннолюбия 666 . Многочисленные ученики и собеседники преп. Сергия, представлявшие цвет русского монашества конца и начала XV в., не изменили нисколько тем идеалам иночества и тем формам служения миру, какие завещал им великий подвижник. Подмечено, что под «воспитательным руководством (преп. Сергия) лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав слож- —548— ного и стройного целого» 667 . Действительно, из самостоятельной их жизни и деятельности мы видим, что ученики преп. Сергия (тем более собеседники) были лично представителями не одного, а разных видов христианского подвижничества. Но между ними много общего. Те из них, которые сами построили обители, непременно вводили в них тот же общежительный устав, что и преп. Сергий, а вместе с общежительным строем, как составную его часть, и те формы служения миру, которые установил своей заповедью и освятил своим примером Радонежский подвижник. К тому же и Троицкий монастырь влиял своим примером; для младших обителей он был приблизительно тем же, чем преп. Сергий для своих учеников: «великая лавра» – так называлась Троицкая обитель в отношении к монастырям учеников и собеседников Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

919 У Смирнова игум. Каллист поставлен преемником Евфросина, известного в 1454 г. и именно на основании записи Соломониды Бартеневой (Смирнов С.К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. Прим. 141). Но Бартенева говорит только, что отдает игум. Каллисту селище Михайловское в том виде, в каком покойный муж ее купил у Сторожевского игумена Евфросина. А по Маркеллову описанию чудес св. Саввы игум. Каллист был после игум. Дионисия, т. е. после 1490 г. В духовной своей грамоте 1515 г. прп. Иосиф Волоколамский признает «Каллиста, бывшаго Сторожевскаго игумена», способным к управлению монастырскому. Ясно, что Каллист был игуменом Сторожевским в 1495–1512 гг. 923 В настольной грамоте 1592 г. игумену Герману читаем: «преподобный отец Савва Сторожевский» (Акты юридические. 383). В грамоте апреля 28 1595 г.: «пре- подобнаго игумена Саввы Сторожевскаго монастыря строитель Нафанаил» (Акты исторические. Т. 1. 248). Келарь Симон в своем описании новых чудес прп. Сергия передает несколько случаев, в которых прп. Савва является действующим чудесно то один, то вместе с прп. Сергием (Симон (Азарьин). Сказания о чудесах или Книга о чудесах прп. Сергия). 926 Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря//ЧОИДР, 1847. Кн. 7. Отд. 4. Письмо царя Иоанна Васильевича к Гурию архиеп. Казанскому см. в: Продолжение Древней российской вивлиофики. 1789. Ч. V. 930 Ркп. писание Гермогена о житии свв. Гурия и Варсонофия. Ркп. святцы: «прпп. отцы Иова и Нектарий, боляре, ученицы св. Гурия архиепископа, с ним же и мощи их обретены в лето 7104 (1595) месяца октября 4 день». 937 Пахомиево житие свт. Алексия с прибавлениями времени митр. Макария. Книга степенная. Ч. 1. Пролог 20 мая: «сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше». Снегирев И.М. Памятники московской древности; Русская старина в памятниках. Т. 3. 939 Обыск и донесение до нас не дошли, но дошла грамота митрополита к Геннадию от 15 февраля 1488 г. (Акты исторические. Т. 1. 286), где читаем: «писал еси к нам свои грамоты, к господину, сыну моему, к вел. князю, да и ко мне, что прозябают ереси в Новгороде, хулы и поруганья от священников и от диаконов и от дьяков и от простых людей, да и списки еси на тех еретиков прислал к нам, почему еси обыскивал, как они хулили Сына Божия и Пречистую Его Богоматерь и ругались св. иконам; а величают жидовскую веру, а нашу Православную Христианскую веру хулят». О том же в писании к Зосиме (Древняя российская вивлиофика. Ч. XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В XVII в. составлен ряд сказаний о подвижниках Кожеозерского монастыря, получивший от позднейшего писца название летописи. Сказание об основании монастыря и о первом строителе его Серапионе написано каким-то монахом, пришедшим, в Кожеозерский монастырь во второй год по смерти Серапиона – 1613. Это очерк, не лишенный любопытных указаний, но вообще краткий и не вполне точный в подробностях, хотя автор писал по рассказам сотрудников Серапиона 513 . Житие Никодима Кожеозерского сохранилось в двух редакциях: кроме известной подробной повести есть краткая записка оном, более древняя и остававшаяся неизвестною 514 . Составитель этой последней не называет себя по имени, а пишет, что о явлениях митрополита Алексия и Троицкого архимандрита Дионисия Никодим «за седмь месяц до отшествия своего сказа мне смиренному». Симон Азарьин в житии Дионисия говорит, что постриженник Кожеозерского монастыря Боголеп Львов об этих явлениях «от преп. инока Никодима пустынножителя уверився и от его Никодимовых уст слышав таковая, и писанию предаст». В другом месте жития Симон замечает, что он читал эту «повесть» Боголепа. По этим и другим указаниям всего вероятнее, что Боголеп был автором краткого жития. По чудесам, приложенным к пространной редакции, видно, что она составлена в 1649–1677 гг. каким-то Кожеозерским иеромонахом, который не знал Никодима при жизни и писал о нем по рассказам других. Он не указывает прямо в числе своих источников на краткую записку, но последняя вся вошла в его рассказ большею частью дословно. Сравнение обеих редакций дает редкую в древнерусской агиобиографии возможность видеть, что такое те первоначальные памяти или записки, о которых так часто говорят позднейшие украшенные редакции, и как они переделывались в последние. Новый редактор прибавил рассказы «самовидцев житию» Никодима о его отшельнической жизни, о которой очень кратко говорит записка; сверх того, он переплел рассказ последней общими биографическими чертами, почерпнутыми из древнерусского понятия о подвижнике, а не из какого-либо фактического источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В XVII веке составлен ряд сказаний о подвижниках Кожеозерского монастыря, получивший от позднейшего писца название летописи. Сказание об основании монастыря и о первом строителе его Серапионе написано каким-то монахом, пришедшим в Кожеозерский монастырь во второй год по смерти Серапиона – 1613-й. Это очерк, не лишенный любопытных указаний, но вообще краткий и не вполне точный в подробностях, хотя автор писал по рассказам сотрудников Серапиона 514 . Житие Никодима Кожеозерского сохранилось в двух редакциях: кроме известной подробной повести есть краткая записка о нем, более древняя и остававшаяся неизвестною 515 . Составитель этой последней не называет себя по имени, а пишет, что о явлениях митрополита Алексия и Троицкого архимандрита Дионисия Никодим «за седмь месяц до отшествия своего сказа мне смиренному». Симон Азарьин в житии Дионисия говорит, что постриженник Кожеозерского монастыря Боголеп Львов об этих явлениях «от преп. инока Никодима пустынножителя уверився и от его Никодимовых уст слышав таковая, и писанию предаст». В другом месте жития Симон замечает, что он читал эту «повесть» Боголепа, По этим и другим указаниям всего вероятнее, что Боголеп был автором краткого жития. По чудесам, приложенным к пространной редакции, видно, что она составлена в 1649–1677 годах каким-то кожеозерским иеромонахом, который не знал Никодима при жизни и писал о нем по рассказам других Он не указывает прямо в числе своих источников на краткую записку, но последняя вся вошла в его рассказ большею частью дословно. Сравнение обеих редакций дает редкую в древнерусской агиобиографии возможность видеть, что такое те первоначальные памяти или записки, о которых так часто говорят позднейшие украшенные редакции, и как они переделывались в последние. Новый редактор прибавил рассказы «самовидцев житию» Никодима о его отшельнической жизни, о которой очень кратко говорит записка; сверх того, он переплел рассказ последней общими биографическими чертами, почерпнутыми из древнерусского понятия о подвижнике, а не из какого-либо фактического источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010